Антитеза (от греч. antithesis – противоположение), в художественной литературе стилистическая фигура, сопоставление резко контрастных или противоположных понятий и образов для усиления впечатления. Например: "Я царь, – я раб, – я червь, – я бог" (Г. Р. Державин) или в заглавиях – "Война и мир" Л. Н. Толстого, "Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского, "Коварство и любовь" Ф. Шиллера.

Противопоставление, или антитеза, тоже один из приёмов художественной речи.

Что такое антитеза !? И Пожалуйста пример !

Он понятен без объяснения. Нужно только помнить, что антитеза тем сильнее, чем ярче контраст между двумя явлениями или образами.

Очень яркий пример антитезы находим мы у Державина:

                                                  Я – царь, я – раб, я – червь, я – бог.

Это противопоставление смысловое. Но чаще всего встречается оно в зрительных или слуховых образах.

Они сошлись. Вода и камень,
Стихи и проза, лёд и пламень
Не столь различны меж собой.
                   (Пушкин. "Евгений Онегин")

Вздымаются светлые мысли
В растерзанном сердце моём,
И падают светлые мысли,
Сожжённые тёмным огнём.
                                           (А.Блок)

На антитезе построены целиком "Деревня" Пушкина (мирный пейзаж и рабство народа) и "На смерть поэта" Лермонтова (вдохновенный поэт и светская чернь).

Лермонтов особенно любил этот приём. Вот его восьмистишие:

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна.
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.

И снится ей всё, что в пустыне далёкой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утёсе горючем
Прекрасная пальма растёт.

На том же принципе построены и другие произведения Лермонтова: "Ночевала тучка золотая", "Спор", "Сон" ("В полдневный жар в долине Дагестана"), "1-е января", "Отчего", "Благодарность", "К портрету" ("Как мальчик кудрявый резва"), "Листок", "Нет, не тебя так пылко я люблю".

Таблица  "Средства выразительности речи"

Тест  "Средства выразительности"

Противопоставление предикату.

Преобразование суждения, в результате которого субъектом становится понятие, противоречащее предикату, а предика­том — субъект исходного суждения, называется противопостав­лением предикату.

Противопоставление предикату может рассматриваться как ре­зультат превращения и обращения: превращая исходное суждение S — Р, устанавливаем отношение S к не-Р; суждение, полученное путем превращения, обращается, в результате устанавливается от­ношение не-Р к S.

Заключение, полученное посредством противопоставления пре­дикату, зависит от количества и качества исходного суждения.

Общеутвердительное суждение (А) преобразуется в общеотри­цательное (Е).Например: «Все адвокаты имеют юридическое обра­зование. Следовательно, ни один, не имеющий юридического обра­зования, не является адвокатом».

Схема противопоставления предикату суждения А:

___Все S суть Р___

Ни одно не-Р не есть S

Правильность полученного заключения можно проверить путем последовательного применения двух логических операций: превра­щения и обращения. Исходное общеутвердительное суждение «Все S суть Р» превращается в общеотрицательное с отрицательным пре­дикатом «Ни одно S не есть не-Р». Общеотрцицательное суждение обращается без ограничения. Получаем общеотрицательное сужде­ние «Ни одно не-Р не есть S».

Общеотрицательное суждение (Е) преобразуется в частноутвердительное (I).Например: «Ни одно промышленное предпри­ятие нашего города не является убыточным. Следовательно, некото­рые неубыточные предприятия являются промышленными пред­приятиями нашего города».

Схема противопоставления предикату суждения Е:

Ни одно S не есть Р Некоторые не-Р суть S

Проверим правильность заключения с помощью превращения и обращения. Исходное общеотрицательное суждение «Ни одно S не есть Р» превращается в общеутвердительное с отрицательным пре­дикатом «Все S суть не-Р». Так как предикат общеутвердительного суждения не распределен, его обращение дает частноутвердитель-ное суждение «Некоторые не-Р суть S».

Частноутвердительное суждение (I) посредством противопо­ставления предикату не преобразуется.

Антитеза: примеры из литературы, определение

Превращение суждения «Некоторые S суть Р» дает частноотрицательное суждение «Некото­рые S не суть не-Р». Но частноотрицательное суждение не обраща­ется.

Частноотрицательное суждение (О) преобразуется в частноутвердительное (I).Например: «Некоторые свидетели не являются совершеннолетними. Следовательно, некоторые несовершеннолет­ние являются свидетелями».

Схема противопоставления предикату суждения О:

Некоторые S не суть Р Некоторые не-Р суть S

Проверим правильность заключения посредством превращения и обращения. Частноотрицательное суждение «Некоторые S не суть Р» превращается в частноутвердительное «Некоторые S суть не-Р», которое обращается также в частноутвердительное «Некото­рые не-Р суть S».

Значение умозаключений посредством противопоставления пре­дикату состоит в том, что в них выясняется отношение предметов, не входящих в объем предиката, к предметам, отраженным субъектом исходного суждения. Устанавливая отношение между этими пред­метами, мы уточняем наши знания, высказываем нечто новое, что не было в явной форме выражено в исходном суждении.

Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 137;

Антитеза (от греч. antithesis – противоположение), в художественной литературе стилистическая фигура, сопоставление резко контрастных или противоположных понятий и образов для усиления впечатления. Например: "Я царь, – я раб, – я червь, – я бог" (Г.

Для чего нужна антитеза и что это такое

Р. Державин) или в заглавиях – "Война и мир" Л. Н. Толстого, "Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского, "Коварство и любовь" Ф. Шиллера.

Противопоставление, или антитеза, тоже один из приёмов художественной речи. Он понятен без объяснения. Нужно только помнить, что антитеза тем сильнее, чем ярче контраст между двумя явлениями или образами.

Очень яркий пример антитезы находим мы у Державина:

                                                  Я – царь, я – раб, я – червь, я – бог.

Это противопоставление смысловое. Но чаще всего встречается оно в зрительных или слуховых образах.

Они сошлись. Вода и камень,
Стихи и проза, лёд и пламень
Не столь различны меж собой.
                   (Пушкин. "Евгений Онегин")

Вздымаются светлые мысли
В растерзанном сердце моём,
И падают светлые мысли,
Сожжённые тёмным огнём.
                                           (А.Блок)

На антитезе построены целиком "Деревня" Пушкина (мирный пейзаж и рабство народа) и "На смерть поэта" Лермонтова (вдохновенный поэт и светская чернь).

Лермонтов особенно любил этот приём. Вот его восьмистишие:

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна.
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.

И снится ей всё, что в пустыне далёкой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утёсе горючем
Прекрасная пальма растёт.

На том же принципе построены и другие произведения Лермонтова: "Ночевала тучка золотая", "Спор", "Сон" ("В полдневный жар в долине Дагестана"), "1-е января", "Отчего", "Благодарность", "К портрету" ("Как мальчик кудрявый резва"), "Листок", "Нет, не тебя так пылко я люблю".

Таблица  "Средства выразительности речи"

Тест  "Средства выразительности"

Антитеза (от греч. antithesis – противоположение), в художественной литературе стилистическая фигура, сопоставление резко контрастных или противоположных понятий и образов для усиления впечатления. Например: "Я царь, – я раб, – я червь, – я бог" (Г. Р. Державин) или в заглавиях – "Война и мир" Л. Н. Толстого, "Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского, "Коварство и любовь" Ф. Шиллера.

Что такое антитеза?

Противопоставление, или антитеза, тоже один из приёмов художественной речи. Он понятен без объяснения. Нужно только помнить, что антитеза тем сильнее, чем ярче контраст между двумя явлениями или образами.

Очень яркий пример антитезы находим мы у Державина:

                                                  Я – царь, я – раб, я – червь, я – бог.

Это противопоставление смысловое. Но чаще всего встречается оно в зрительных или слуховых образах.

Они сошлись. Вода и камень,
Стихи и проза, лёд и пламень
Не столь различны меж собой.
                   (Пушкин. "Евгений Онегин")

Вздымаются светлые мысли
В растерзанном сердце моём,
И падают светлые мысли,
Сожжённые тёмным огнём.
                                           (А.Блок)

На антитезе построены целиком "Деревня" Пушкина (мирный пейзаж и рабство народа) и "На смерть поэта" Лермонтова (вдохновенный поэт и светская чернь).

Лермонтов особенно любил этот приём. Вот его восьмистишие:

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна.
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.

И снится ей всё, что в пустыне далёкой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утёсе горючем
Прекрасная пальма растёт.

На том же принципе построены и другие произведения Лермонтова: "Ночевала тучка золотая", "Спор", "Сон" ("В полдневный жар в долине Дагестана"), "1-е января", "Отчего", "Благодарность", "К портрету" ("Как мальчик кудрявый резва"), "Листок", "Нет, не тебя так пылко я люблю".

Таблица  "Средства выразительности речи"

Тест  "Средства выразительности"

РОЛЬ АНТИТЕЗЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ

Антитеза-стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путем резкого противопоставления понятий, мыслей, образов. Сколько пословиц обязано своей выразительностью этой фигуре: «учение-свет, а неучение-тьма». Какие виды антитезы встречаю в этом тексте.

Во-первых, предложение 16 «сейчас он не ученик средней школы, он-отважный гладиатор» помогает мальчику представить себя отважным гладиатором.

Во-вторых, в предложении 23-26 антитеза способствует «превращению» Серёжи в славного стрельца Ивана Грозного.

Таким образом, антитеза как стилистическая фигура помогает писателю ярче представить характеры героев, обстановку, поведение людей.

(80 слов)

Сочинение 16

Зачем нужна пунктуация?

До XV века в русской письменности вообще не было знаков препинания, поэтому читать книги было трудно. Знаки препинания — это, по выражению А. П. Чехова, «ноты при чтении», которые помогают нам в восприятии текста, ведут нашу мысль в заданном автором направлении. Какие из них встречаю в тексте В. Крапивина?

В предложенном отрывке нахожу все существующие знаки препинания: точку и вопросительный знак, восклицательный знак и запятую, тире и двоеточие, многоточие и кавычки. Остановлюсь на самых распространенных.

Во-первых, в конце почти всех предложений стоит точка – знак препинания, который ставится в конце повествовательного предложения. Например, предложение 5 «Одного с Кинтелем возраста».

Во-вторых, в конце текста неоднократно используется многоточие.

Антитеза как художественный прием. Разбор на примере из стихотворений

Например, в предложении 22 «Хотя … пошёл бы он?». Этот знак в данной ситуации передаёт недосказанность, недоговорённость. А в предложении 28 «И долго еще слышал скрипку…» многоточие указывает на скрытый смысл, вызванный большим эмоциональным напряжением.

Таким образом, знаки препинания необходимы, так как указывают на смысловое, структурное и интонационное членение речи.(159 слов)

Сочинение 17

Точка

Точка является древнейшим знаком препинания. Её по праву можно считать родоначальницей русской пунктуации. В предложенном для анализа тексте этот знак встречается неоднократно, выполняя различные функции.

Во-первых, в предложении «Великие традиции активно продолжают современные писатели» этот знак указывает на конец предложения.

Во-вторых, в предложениях «Я выполнил это задание. И он тоже. И она» точка используется для создания такого тропа, как парцелляция, позволяющего усилить смысловые и экспрессивные оттенки значений.

Таким образом, точка играет в предложении важную роль, помогая понять структуру предложения, а значит, и его смысл.(84 слова)

Сочинение 18

Двоеточие

Двоеточие – это знак препинания, употребляемый для указания на то, что часть текста после него связана причинными, пояснительными, смысловыми отношениями с частью текста перед ним. В предложенном для анализа отрывке этот знак встречается неоднократно, выполняя различные функции.

Во-первых, в предложении 9 «Все жили дружно: и собака, и кот, и петух» двоеточие используется для отделения однородных членов предложения от обобщающего слова.

Во-вторых, в предложении 13 «Раздумывать было некогда: опасность надвигалась» двоеточие отделяет части сложного предложения.

В-третьих, в предложении 21 «Говорят: «Береги честь смолоду», то есть с самого начала жизни» этот знак препинания используется для оформления прямой речи.

Таким образом, двоеточие – важный пунктуационный знак, помогающий понять структуру предложения, а значит, его смысл.

( 110 слов)

Сочинение 19

Двоеточие (2 вариант)

Двоеточие – знак препинания в виде двух точек, расположенных одна над другой. На письме без двоеточия обойтись невозможно. Какие случаи использования этого знака я встречаю в тексте?

Во-первых, в предложении 2 «… Сыроежкин решил идти в самую дальнюю булочную: может, кого-нибудь встретит…» этот знак ставится в бессоюзном сложном предложении, вторая часть которого указывает на причину того, о чём говорится в первом.

Во-вторых, в предложении 6, представляющем собой сложное с разными видами связи, двоеточие ставится в той его части, где второе предложение раскрывает смысл первого: «Так, игра: хочется, чтобы …».

Таким образом, в этом тексте двоеточие используется в бессоюзном сложном предложении, и обойтись без него нельзя.

( 107 слов)

Сочинение 20

Вопросительный знак

«Что такое вопросительный знак? – пошутил однажды Михаил Светлов. – Это состарившийся восклицательный!» Мы понимаем глубокий смысл, заключённый в этой шутке, но никак не можем согласиться с представлением о вопросительном знаке, как о сгорбленном старике. Вопросительный знак вечно молод и полон сил, хотя и существует столько же, сколько и существует человечество. В этом тексте вопросительный знак встречается несколько раз, выполняя разные функции.

Во-первых, в предложениях 8,9,10 «Кого ты испугался? Пурги? Тебе хочется кричать?» этот знак препинания ставится в конце вопросительного предложения.

Во-вторых, в предложениях 36,37 , представляющих собой прямую речь, знак служит для того, чтобы создать вопросительно-риторическое предложение, содержащее в себе вопрос, на который не ожидается ответа.

В-третьих, в предложении 30, являющемся частью диалога, этот знак предопределяет вопросно-ответную форму общения.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что самые разнообразные вопросы могут встретиться вместе «под одной крышей» в одном и том же художественном тексте. И это неудивительно: вопросы – двигатель человеческого познания. (150 слов)

Сочинение 21

Запятая

Запятая возникла ещё в XV веке и с тех пор стала одним из самых распространённых знаков препинания. Однако многие из нас недооценивают всей важности запятой. Но стоит лишь вспомнить фразу: «Казнить нельзя помиловать» — как тут же наш взгляд на этот знак препинания меняется. Ведь порой от запятой зависит человеческая жизнь! В предложенном для анализа тексте запятые встречаются несколько раз, выполняя различные функции.

Во-первых, запятая служит для выделения синтаксических конструкций внутри предложения: причастного оборота, деепричастного оборота, уточнения, сравнительного оборота, вводных и вставных конструкций. Так, в предложении 2 «Немцы, должно быть, вскоре заметили его» этот знак выделяет вводное слово.

Во-вторых, в предложении 7 «Надо было отыскать другой конец…провода, проползти до него» запятая используется для отделения однородных сказуемых друг от друга.

Таким образом, запятая – важный пунктуационный знак, помогающий понять структуру предложения, а значит, и его смысл. ( 135 слов)

Сочинение 22

Восклицательный знак

Бесконечен мир человеческих чувств: радость, гнев, печаль, страх, счастье…В устной речи эти чувства передают не только слова, но и выражения, жесты, звучание голоса. В письменной речи «носителем самых разнообразных чувств служит лишь восклицательный знак». В предложенном для анализа тексте восклицательный знак встречается несколько раз, выполняя различные функции.

Во-первых, предложение 54 «У меня лучшая профессия на свете!» с восклицательным знаком выражает радость.

Во-вторых, в предложении 23 «Это же жутко: бесполезный работник!» этот знак в конце предложения используется для выражения недоумения.

В-третьих, в предложении 8 «Вы только подумайте, что за больной пошёл!» восклицательный знак помогает выразить удивление.

В-четвёртых, в предложении 16 «И все такие нервные, злые, все только о своих болячках и говорят!» этот знак используется для выражения неудовлетворения.

В-пятых, в предложениях 2, 3 «Нет, кто бы мне посочувствовал! Как мне трудно!» восклицательный знак будто бы привлекает внимание, призывает кого-то на помощь.

В-шестых, в предложениях 27-28 «Не спеши! Не скачи. Подумай сперва как следует!» этот знак выступает в роли «строгого командира», то есть выражает приказ.

В-седьмых, в предложении «Смилуйся, государыня рыбка!» восклицательный знак выступает в роли «попрошайки», то есть используется для выражения просьбы.

Таким образом, могу сделать вывод о том, что не зря говорят: и у знаков бывает настроение! А восклицательный знак – яркий тому пример!

(205 слов)

Сочинение 23

Тире

Тире – один из знаков препинания, используемых во многих языках. В русскую письменность тире ввел писатель и историк Н. М. Карамзин. Первоначально знак назывался «черта», а слово «тире» началось встречаться с начала 20-х годов восемнадцатого века. С тех пор тире является одним из самых распространённых отделяющих знаков препинания. В предложенном для анализа тексте этот знак встречается несколько раз, выполняя различные функции.

Во-первых, в предложении 10 «Быть мужественным – долг человека перед жизнью» тире выполняет разделительную функцию, отделяя подлежащее от сказуемого.

Во-вторых, в предложении 28 «Великое это качество – мужество – можно увидеть не только в отдельном человеке, но и в целом народе» этот знак играет выделительную роль, обособляя приложение.

В-третьих, в предложении 8 «Горюй, печалься, страдай – но не падай духом, мужайся» тире используется при противопоставлении между однородными членами.

В-четвёртых, в предложении 13 «Пружина – главное в часах…» тире указывает на пропуск глагола «есть».

В-пятых, в предложении 36 «Да любит она ли нас? – впервые подумал я» тире отделяет прямую речь от слов автора.

Таким образом, тире – очень важный пунктуационный знак, без которого смысл предложения был бы не ясен.

( 173 слова)

Сочинение 24

Точка с запятой

Точка с запятой – это отделительный знак препинания, который впервые введён итальянским печатником Альдом Мацием, использовавшим его для разделения противоположных слов и независимых частей сложноподчинённого предложения. После него в своих сонетах точку с запятой использовал В.Шекспир. В русских текстах этот знак препинания появился в конце XV века и нашёл весьма широкое применение. В предложенном для анализа тексте точка с запятой встречается неоднократно, выполняя различные функции.

Во-первых, в предложении 5 «Варя сидела, всматриваясь в окно; Петр не отрывал от неё глаз» этот знак препинания используется для отделения частей бессоюзного предложения.

Во-вторых, в предложении «Варя и он были почти одних лет; но тогда он был студентом…» точка с запятой отделяет части сложносочинённого предложения.

В-третьих, в предложении «Огонь то ярко вспыхивал, то почти что затухал; то взмывал вверх, то стлался по земле» этот знак препинания используется для отделения однородных членов друг от друга.

В-четвертых, в предложении «Смотритель осведомился, куда надобно было ему ехать; объявил, что его лошади ожидали…» точка с запятой отделяет соподчиненные придаточные.

Таким образом, точка с запятой – важный знак препинания, передающий логику предложения, связь между его частями. (178 слов)

Сочинение 25

Кавычки

Кавычки – это парный знак препинания, который употребляется для выделения прямой речи, цитат, названия литературных произведений, газет, журналов, предприятий, а также отдельных слов, если они встречаются в тексте не в своём обычном значении. Какие случаи употребления кавычек нахожу в этом отрывке?

Во-первых, в предложении 26 ««Мы им гордимся», — говорил педагог» кавычки используются для выделения прямой речи.

Во-вторых, в предложении 33 «А спустя время пришла и правительственная награда – медаль «За спасение погибающих» кавычки используются для выделения приложения.

Таким образом, могу сделать вывод, что кавычки очень важный и необходимый знак препинания.

(90 слов)

Сочинение 26 (2)

Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

Антитеза (греч.

Что такое антитеза? Какие примеры антитезы вы знаете в литературе?

antithesis — противопоставление) — сопо­ставление противоположных предметов, понятий, явлений, а также композиционных составляющих (характеров, обра­зов, пейзажей, художественных деталей и т.д.).

В своем творчестве для усиления образности и выразительности речи писатели применяют специальные средства, которые называются стилистическими фигурами. Фигура представляет собой необычное построение предложения или оборот речи, особое синтаксическое оформление фразы. Одним из образно-выразительных средств речи является антитеза.

Относится к синтаксическим фигурам усиления. Пример антитезы: «Кля­нусь я первым днем творенья, Клянусь его последним днем» (М.Ю. Лермонтов); «Они сошлись: волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой» (А.С. Пушкин).

На использовании антитезы может строиться целое произведение. У Н.Заболоцкого есть философское стихотворение «Лебедь в зоопарке», в котором поэт противопоставляет маленький оазис зоопарка, где живет прекрасный белый лебедь, и шумный мегаполис со скрежетом трамваем, визгом шин машин и гулом моста.

Разновидностью антитезы является оксюмо­рон (греч. oxymoron — острая глупость) — умышленное сочетание противоположных по значению слов с целью введения какого-либо нового понятия («мертвые души» — Н.В. Гоголь, «грустная радость» — С.А. Есенин, «убогая роскошь» — Н.А. Некрасов).

Примеры антитезы в художественной литературе

Пусть светит месяц — ночь темна.
Пусть жизнь приносит людям счастье,-
В моей душе любви весна
Не сменит бурного ненастья.
(А. Блок)

Они сошлись: волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
(А.С.Пушкин)

Ты — прозаик — я поэт,
Ты богат — я очень беден,
Ты румян как маков цвет,
Я ж, как смерть, и тощ, и бледен.
(А.С. Пушкин)

Наша сила — правда,
ваша — лаврьи звоны.
Ваша — дым кадильный,
Наша — фабрик дым.
Ваша мощь — червонец,
Наша — стяг червонный,
Мы возьмём,
займём
и победим.
(В. Маяковский)

Все это было бы смешно,
Когда бы не было так грустно.
(М. Лермонтов)

Раздел: ЛексикаМетки: лексика