КАЛЬВИНИЗМ

— одна из основных протестантских традиций, связанная с деятельностью французского реформатора Ж.Кальвина (1509-1564). Восприняв основные положения лютеранства, Кальвин придал им следующий вид: 1) Бог абсолютно всемогущ и является первопричиной всего происходящего в мире, Его справедливость и милость не так важны, как Его предопределяющая воля; 2) человек после грехопадения зол по природе и, погрузившись в царство зла, не может иметь ни спасения, ни воли к спасению, ни добрых дел, ни веры в Бога и духовного блаженства; 3) заслуги Христа, умершего на кресте, открывают человеку возможность обрести веру и благодать, а также оправдание его благочестивым делам; 4) Бог предопределяет к спасению или к погибели и Его решение непреложно, поэтому спасающая благодать, если она получена, уже никогда не может быть потеряна; 5) вера в Бога равнозначна вере в непреложность благодати, спасающей в вечности; 6) Библия несет в себе все, что необходимо для исполнения нашего долга перед Богом, ее авторитет удостоверен свидетельством Св. Духа; 7) таинства истолкованы символически — как свидетельство благодати; 8) государство должно быть теократически подчинено Церкви.

Оцените определение:

КАЛЬВИНИЗМ

одно из 3 осн. течений протестантизма (наряду с лютеранством и англиканством), принявшее идеи Ж. Кальвина. Возникнув в эпоху Реформации, К. наиболее полно выразил ее бурж. направленность. Центр, место в кальвинист, теологии, основанной на принципе «оправдания верой», занимает учение о предопределении, согласно к-рому судьбы людей предопределены богом и никакие «добрые дела» не могут этого изменить. С учением об абсолют. предопределении связаны кальвинист, представления о «мирском призвании» и «мирском аскетизме», в к-рых выражен дух «бурж. бережливости», а преуспеяние в делах рассматривается К. как признак предызбранности к спасению. С т. зр. К. политич. цели должны быть подчинены задаче осуществления «царства божьего» на земле. Основой веры признается «слово божье», выраженное через св. писание. Культ в К. упрощен- Почитание креста, икон отвергается. Из 7 христ. таинств сохраняются лишь крещение и причащение, к-рые рассматриваются как символич. обряды. Пасторы и проповедники в общинах избираются верующими. С сер. 16 в. К. начинает распространяться за пределами Швейцарии — во Франции (гугеноты), в Шотландии и Англии (пуритане), в Нидерландах, Германии, Венгрии, Польше. В наст. вр. К. представлен реформатскими и пресвитерианскими церквами, а также конгрегациона-лизмом.

Оцените определение:

КАЛЬВИНИЗМ

протестантское вероучение, основателем к-рого был Кальвин, возникшее в 16 в. в результате Реформации. К. отвечал требованиям нарождающейся буржуазии и явился религ. выражением ее интересов. Основу богословия Кальвина составляло учение об "абсолютном предопределении", согласно к-рому бог еще до "сотворения мира" предопределил одних людей к "спасению", других к "погибели", и этот приговор бога абсолютно неизменен. Однако учение об "абсолютном предопределении" не имело фаталистич. характера. Согласно К., каждая профессия – "божье предначертание", и предизбранность отд. человека к спасению выражается в успешном осуществлении этого призвания. В К., т.о., получили религ. оправдание бурж. накопление и бурж. деятельность вообще. К., как идеология буржуазии, оправдывал ростовщич. проценты и считал, что рабство вполне допустимо с религиозной точки зрения. Учение Кальвина обосновывало принципы т.н. мирского аскетизма, к-рый выражался в простоте жизни и скопидомстве, в уничтожении многочисленных католических праздников, и "… весь секрет которого состоит в буржуазной б е р е ж л и в о с т и" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 378). К. явился религ. оболочкой для выступления буржуазии в двух ранних бурж. революциях – нидерландской 16 в. и английской 17 в. "В кальвинизме нашло себе готовую боевую теорию второе крупное восстание буржуазии. Это восстание произошло в Англии" (Энгельс ?., Развитие социализма от утопии к науке, 1953, с. 17). К. являлся орудием борьбы не только с католич. церковью, освящавшей феод. отношения, но и с нар. движениями. В отличие от народных "еретических" учений, отрицавших "необходимость" церкви, К. проповедовал, что "спасение" возможно исключительно через церковь, но не католическую, а кальвинистскую; всем верующим вменялось в строжайшую обязанность исполнение всех ее предписаний. К. требовал жесточайшего истребления "еретиков", нисколько не уступая в этом католицизму. Как догматика, так и церк. организация К. с самого начала были враждебны нар. массам. К. имеет широкое распространение в совр. Англии и США. Гл. идеи К. являются основой догматики многочисл. протестантских сект США. Лит.: Энгельс Ф., Крестьянская война в Германии, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7; его же, Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, там же, т. 21; Виппер Р. Ю., Влияние Кальвина и кальвинизма на политические учения и движения XVI века. Церковь и государство в Женеве XVI века в эпоху кальвинизма, М., 1894; Капелюш Ф. Д., Религия раннего капитализма, М., 1931.

Оцените определение:

КАЛЬВИНИЗМ

реформатская церковь) — одно из главных направлений Реформации, основанное Ж Кальвином. Вероучение кальвинизма последовательно развивает принципы протестантизма: священной (богодухновенной) книгой признается только Библия, отвергается католическая церковная иерархия и ее посредничество в деле спасения; отрицается свобода воли человека; грех признается явлением неизбежным; спасает только личная вера (sola fide); из семи таинств сохраняются крещение и причащение, но как символические обряды (Христос лишь воображаемо присутствует в евхаристии), упраздняются монашество, почитание святых, икон, пышный католический культ. Отличительной чертой кальвинизма является доктрина абсолютного предопределения, согласно которой Бог еще до сотворения мира в силу непостижимого решения «избрал» одних людей к спасению, других — к вечной погибели и никакие усилия не могут спасти тех, кто обречен на погибель.

Основу кальвинистской церкви составляют автономные сообщества (конгрегации), управляемые консисториями в составе пастора, диакона и старейшин, выбранных из числа мирян. Конгрегация полностью независима в решении духовных вопросов. Наибольшее воздействие на развитие не только протестантизма, но и западного общества в целом оказало учение Кальвина о взаимоотношении светской власти и церкви. В отличие от лютеранства, резко разграничивавшего сферу Евангелия и мирского закона, кальвинизм утверждал обязанность государства не только сотрудничать с церковью в управлении обществом, но и следовать ее предписаниям, неуклонно добиваясь божественной справедливости. Эту установку Кальвин проводил на практике во время своего правления в Женеве, постепенно сосредоточив всю религиозную и светскую власть в руках послушной ему консистории.

Предельно сблизивший церковную и мирскую сферы деятельности, кальвинизм представлял собой не только церковь, но и монолитное религиозно-политическое движение, игравшее заметную роль в социальных битвах своей эпохи. Согласно кальвинизму, Бог время от времени посылает на землю «небесных мстителей», чтобы сокрушить «кровавые скипетры тиранов», т. е. противников Реформации. Эта идея давала кальвинистским деятелям веру в собственное провиденциальное призвание, неиссякаемую силу и энергию в борьбе с монархами и католическими иерархами. Примером может служить деятельность «железного канцлера» О. Кромвеля и шотландского проповедника Дж. Нокса. Существенную роль в становлении капитализма сыграла развитая последователями Кальвина оценка профессиональной трудовой деятельности как наилучшей формы служения Богу, а ее успехов — как косвенного свидетельства «избранности». Поскольку, согласно доктрине кальвинизма, вне церкви нет спасения, то любое диссидентство является преступлением против закона и оно должно быть устранено. Но становление буржуазного строя, идеалов индивидуализма и свободы совести все очевиднее вступало в противоречие с религиозным деспотизмом. Так было в Англии начала 17 в., когда в борьбе с кальвинизмом, получившим здесь название пресвитерианства, стали возникать разновидности сектантства (баптисты, квакеры, методисты и др.), выступавшие за веротерпимость и полное разграничение светской и церковной власти. Ключевую роль при этом играла полемика относительно свободы воли человека. История повторилась в Северной Америке: там первые пресвитериане-колонизаторы попытались установить теократический режим в Новой Англии, что вызвало активное сопротивление других протестантских конфессий. В 20 в. влияние кальвинизма на протестантскую теологию заметно возрастает (неоортодоксия, евангелическое христианство, религиозные правые). Сейчас наиболее сильные кальвинистские церкви (реформаторские, пресвитерианские, конгреционалистские) действуют в Нидерландах, США, ФРГ, Франции, Шотландии, ЮАР См. лит.

Кальвинизм

к ст. Кальвин.

Л. Н. Митрохин

Оцените определение:

Кальвинистская церковь

В соответствии с этими постулатами были перестроены жизнь и быт в кальвинистской Женеве. Число праздников было значительно сокращено. В оставшиеся праздничные дни предписывалось заниматься не играми, танцами и прочими развлечениями, не наряжаться в красивое платье, а в скромной, но опрятной одежде идти в церковь, а затем в семейном кругу предаваться отдыху, проводя его в чтении книг религиозного содержания, благочестивых беседах и занятиях. Церковные власти придирчиво контролировали исполнение всех этих предписаний и не стеснялись подвергать ослушников разного рода наказаниям. Первоначально Кальвин считал ненужным создавать свою особую церковную организацию. Однако потребности ведения борьбы против усиливавшегося натиска контрреформации и революционных плебейских ересей побудили Кальвина признать необходимость создания собственной церкви. В противоположность монархическому принципу построения католической церкви кальвинистская церковь строилась на республиканских основах. Во главе кальвинистской церковной общины Стояли старшины (пресвитеры), которые избирались, а позднее кооптировались обычно из числа наиболее богатых светских лиц, и проповедники, произносившие проповеди религиозно-нравственного содержания. Проповедники не имели специального священнического сана. Это была их служебная обязанность (ministerium)— отсюда и их название-министры.

Пресвитеры и министры в своей совокупности составляли консисторию, которая ведала религиозной жизнью общины и рассматривала все проступки членов общины против религии и морали. Позднее в других странах Европы консистории стали управлять всеми делами общины в целом. Вопросы, касавшиеся догматов кальвинизма, обсуждались и решались на особых собраниях министров – конгрегациях. Впоследствии конгрегации превратились в местные и общенациональные съезды представителей общин – синоды, задачей которых было бороться с ересями и охранять единство культа и вероучения. Такая организация кальвинистской церкви придавала ей большую сплоченность, гибкость и боеспособность.

Следует подчеркнуть, что кальвинистская церковь отличалась не меньшей нетерпимостью по отношению к радикальным сектантским учениям, чем католицизм к «еретикам».

КАЛЬВИНИЗМ

Казни в Женеве не были исключительным явлением. Так, в 1553 г . по настоянию Кальвина был сожжен на костре крупный испанский ученыйгуманист Сорвет, который отвергал учение о троичности бога (антитринитаризм), критиковал догматы кальвинизма и поддерживал связи с анабаптистами.

КАЛЬВИНИЗМ

— одна из основных протестантских традиций, связанная с деятельностью французского реформатора Ж.Кальвина (1509-1564). Восприняв основные положения лютеранства, Кальвин придал им следующий вид: 1) Бог абсолютно всемогущ и является первопричиной всего происходящего в мире, Его справедливость и милость не так важны, как Его предопределяющая воля; 2) человек после грехопадения зол по природе и, погрузившись в царство зла, не может иметь ни спасения, ни воли к спасению, ни добрых дел, ни веры в Бога и духовного блаженства; 3) заслуги Христа, умершего на кресте, открывают человеку возможность обрести веру и благодать, а также оправдание его благочестивым делам; 4) Бог предопределяет к спасению или к погибели и Его решение непреложно, поэтому спасающая благодать, если она получена, уже никогда не может быть потеряна; 5) вера в Бога равнозначна вере в непреложность благодати, спасающей в вечности; 6) Библия несет в себе все, что необходимо для исполнения нашего долга перед Богом, ее авторитет удостоверен свидетельством Св. Духа; 7) таинства истолкованы символически — как свидетельство благодати; 8) государство должно быть теократически подчинено Церкви.

Оцените определение:

КАЛЬВИНИЗМ

одно из 3 осн. течений протестантизма (наряду с лютеранством и англиканством), принявшее идеи Ж. Кальвина. Возникнув в эпоху Реформации, К. наиболее полно выразил ее бурж. направленность. Центр, место в кальвинист, теологии, основанной на принципе «оправдания верой», занимает учение о предопределении, согласно к-рому судьбы людей предопределены богом и никакие «добрые дела» не могут этого изменить. С учением об абсолют. предопределении связаны кальвинист, представления о «мирском призвании» и «мирском аскетизме», в к-рых выражен дух «бурж. бережливости», а преуспеяние в делах рассматривается К. как признак предызбранности к спасению. С т. зр. К. политич. цели должны быть подчинены задаче осуществления «царства божьего» на земле. Основой веры признается «слово божье», выраженное через св. писание. Культ в К. упрощен- Почитание креста, икон отвергается. Из 7 христ. таинств сохраняются лишь крещение и причащение, к-рые рассматриваются как символич. обряды. Пасторы и проповедники в общинах избираются верующими. С сер. 16 в. К. начинает распространяться за пределами Швейцарии — во Франции (гугеноты), в Шотландии и Англии (пуритане), в Нидерландах, Германии, Венгрии, Польше. В наст. вр. К. представлен реформатскими и пресвитерианскими церквами, а также конгрегациона-лизмом.

Оцените определение:

КАЛЬВИНИЗМ

протестантское вероучение, основателем к-рого был Кальвин, возникшее в 16 в. в результате Реформации. К. отвечал требованиям нарождающейся буржуазии и явился религ. выражением ее интересов. Основу богословия Кальвина составляло учение об "абсолютном предопределении", согласно к-рому бог еще до "сотворения мира" предопределил одних людей к "спасению", других к "погибели", и этот приговор бога абсолютно неизменен. Однако учение об "абсолютном предопределении" не имело фаталистич. характера. Согласно К., каждая профессия – "божье предначертание", и предизбранность отд. человека к спасению выражается в успешном осуществлении этого призвания. В К., т.о., получили религ. оправдание бурж. накопление и бурж. деятельность вообще. К., как идеология буржуазии, оправдывал ростовщич. проценты и считал, что рабство вполне допустимо с религиозной точки зрения. Учение Кальвина обосновывало принципы т.н. мирского аскетизма, к-рый выражался в простоте жизни и скопидомстве, в уничтожении многочисленных католических праздников, и "… весь секрет которого состоит в буржуазной б е р е ж л и в о с т и" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 378). К. явился религ. оболочкой для выступления буржуазии в двух ранних бурж. революциях – нидерландской 16 в. и английской 17 в. "В кальвинизме нашло себе готовую боевую теорию второе крупное восстание буржуазии. Это восстание произошло в Англии" (Энгельс ?., Развитие социализма от утопии к науке, 1953, с. 17). К. являлся орудием борьбы не только с католич. церковью, освящавшей феод. отношения, но и с нар. движениями. В отличие от народных "еретических" учений, отрицавших "необходимость" церкви, К. проповедовал, что "спасение" возможно исключительно через церковь, но не католическую, а кальвинистскую; всем верующим вменялось в строжайшую обязанность исполнение всех ее предписаний. К. требовал жесточайшего истребления "еретиков", нисколько не уступая в этом католицизму. Как догматика, так и церк. организация К. с самого начала были враждебны нар. массам. К. имеет широкое распространение в совр. Англии и США. Гл. идеи К. являются основой догматики многочисл. протестантских сект США. Лит.: Энгельс Ф., Крестьянская война в Германии, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7; его же, Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, там же, т. 21; Виппер Р. Ю., Влияние Кальвина и кальвинизма на политические учения и движения XVI века. Церковь и государство в Женеве XVI века в эпоху кальвинизма, М., 1894; Капелюш Ф. Д., Религия раннего капитализма, М., 1931.

Оцените определение:

КАЛЬВИНИЗМ

реформатская церковь) — одно из главных направлений Реформации, основанное Ж Кальвином. Вероучение кальвинизма последовательно развивает принципы протестантизма: священной (богодухновенной) книгой признается только Библия, отвергается католическая церковная иерархия и ее посредничество в деле спасения; отрицается свобода воли человека; грех признается явлением неизбежным; спасает только личная вера (sola fide); из семи таинств сохраняются крещение и причащение, но как символические обряды (Христос лишь воображаемо присутствует в евхаристии), упраздняются монашество, почитание святых, икон, пышный католический культ. Отличительной чертой кальвинизма является доктрина абсолютного предопределения, согласно которой Бог еще до сотворения мира в силу непостижимого решения «избрал» одних людей к спасению, других — к вечной погибели и никакие усилия не могут спасти тех, кто обречен на погибель.

Что такое кальвинизм?

Основу кальвинистской церкви составляют автономные сообщества (конгрегации), управляемые консисториями в составе пастора, диакона и старейшин, выбранных из числа мирян. Конгрегация полностью независима в решении духовных вопросов. Наибольшее воздействие на развитие не только протестантизма, но и западного общества в целом оказало учение Кальвина о взаимоотношении светской власти и церкви. В отличие от лютеранства, резко разграничивавшего сферу Евангелия и мирского закона, кальвинизм утверждал обязанность государства не только сотрудничать с церковью в управлении обществом, но и следовать ее предписаниям, неуклонно добиваясь божественной справедливости. Эту установку Кальвин проводил на практике во время своего правления в Женеве, постепенно сосредоточив всю религиозную и светскую власть в руках послушной ему консистории.

Предельно сблизивший церковную и мирскую сферы деятельности, кальвинизм представлял собой не только церковь, но и монолитное религиозно-политическое движение, игравшее заметную роль в социальных битвах своей эпохи. Согласно кальвинизму, Бог время от времени посылает на землю «небесных мстителей», чтобы сокрушить «кровавые скипетры тиранов», т. е. противников Реформации. Эта идея давала кальвинистским деятелям веру в собственное провиденциальное призвание, неиссякаемую силу и энергию в борьбе с монархами и католическими иерархами. Примером может служить деятельность «железного канцлера» О. Кромвеля и шотландского проповедника Дж. Нокса. Существенную роль в становлении капитализма сыграла развитая последователями Кальвина оценка профессиональной трудовой деятельности как наилучшей формы служения Богу, а ее успехов — как косвенного свидетельства «избранности». Поскольку, согласно доктрине кальвинизма, вне церкви нет спасения, то любое диссидентство является преступлением против закона и оно должно быть устранено. Но становление буржуазного строя, идеалов индивидуализма и свободы совести все очевиднее вступало в противоречие с религиозным деспотизмом. Так было в Англии начала 17 в., когда в борьбе с кальвинизмом, получившим здесь название пресвитерианства, стали возникать разновидности сектантства (баптисты, квакеры, методисты и др.), выступавшие за веротерпимость и полное разграничение светской и церковной власти. Ключевую роль при этом играла полемика относительно свободы воли человека. История повторилась в Северной Америке: там первые пресвитериане-колонизаторы попытались установить теократический режим в Новой Англии, что вызвало активное сопротивление других протестантских конфессий. В 20 в. влияние кальвинизма на протестантскую теологию заметно возрастает (неоортодоксия, евангелическое христианство, религиозные правые). Сейчас наиболее сильные кальвинистские церкви (реформаторские, пресвитерианские, конгреционалистские) действуют в Нидерландах, США, ФРГ, Франции, Шотландии, ЮАР См. лит. к ст. Кальвин.

Л. Н. Митрохин

Оцените определение:

КАЛЬВИНИЗМ

— одна из основных протестантских традиций, связанная с деятельностью французского реформатора Ж.Кальвина (1509-1564). Восприняв основные положения лютеранства, Кальвин придал им следующий вид: 1) Бог абсолютно всемогущ и является первопричиной всего происходящего в мире, Его справедливость и милость не так важны, как Его предопределяющая воля; 2) человек после грехопадения зол по природе и, погрузившись в царство зла, не может иметь ни спасения, ни воли к спасению, ни добрых дел, ни веры в Бога и духовного блаженства; 3) заслуги Христа, умершего на кресте, открывают человеку возможность обрести веру и благодать, а также оправдание его благочестивым делам; 4) Бог предопределяет к спасению или к погибели и Его решение непреложно, поэтому спасающая благодать, если она получена, уже никогда не может быть потеряна; 5) вера в Бога равнозначна вере в непреложность благодати, спасающей в вечности; 6) Библия несет в себе все, что необходимо для исполнения нашего долга перед Богом, ее авторитет удостоверен свидетельством Св. Духа; 7) таинства истолкованы символически — как свидетельство благодати; 8) государство должно быть теократически подчинено Церкви.

Оцените определение:

КАЛЬВИНИЗМ

одно из 3 осн. течений протестантизма (наряду с лютеранством и англиканством), принявшее идеи Ж. Кальвина. Возникнув в эпоху Реформации, К. наиболее полно выразил ее бурж. направленность. Центр, место в кальвинист, теологии, основанной на принципе «оправдания верой», занимает учение о предопределении, согласно к-рому судьбы людей предопределены богом и никакие «добрые дела» не могут этого изменить. С учением об абсолют. предопределении связаны кальвинист, представления о «мирском призвании» и «мирском аскетизме», в к-рых выражен дух «бурж. бережливости», а преуспеяние в делах рассматривается К. как признак предызбранности к спасению. С т. зр. К. политич. цели должны быть подчинены задаче осуществления «царства божьего» на земле. Основой веры признается «слово божье», выраженное через св. писание. Культ в К. упрощен- Почитание креста, икон отвергается. Из 7 христ. таинств сохраняются лишь крещение и причащение, к-рые рассматриваются как символич. обряды. Пасторы и проповедники в общинах избираются верующими. С сер. 16 в. К. начинает распространяться за пределами Швейцарии — во Франции (гугеноты), в Шотландии и Англии (пуритане), в Нидерландах, Германии, Венгрии, Польше. В наст. вр. К. представлен реформатскими и пресвитерианскими церквами, а также конгрегациона-лизмом.

Оцените определение:

КАЛЬВИНИЗМ

протестантское вероучение, основателем к-рого был Кальвин, возникшее в 16 в. в результате Реформации. К. отвечал требованиям нарождающейся буржуазии и явился религ. выражением ее интересов. Основу богословия Кальвина составляло учение об "абсолютном предопределении", согласно к-рому бог еще до "сотворения мира" предопределил одних людей к "спасению", других к "погибели", и этот приговор бога абсолютно неизменен. Однако учение об "абсолютном предопределении" не имело фаталистич. характера. Согласно К., каждая профессия – "божье предначертание", и предизбранность отд. человека к спасению выражается в успешном осуществлении этого призвания. В К., т.о., получили религ. оправдание бурж. накопление и бурж. деятельность вообще. К., как идеология буржуазии, оправдывал ростовщич. проценты и считал, что рабство вполне допустимо с религиозной точки зрения. Учение Кальвина обосновывало принципы т.н. мирского аскетизма, к-рый выражался в простоте жизни и скопидомстве, в уничтожении многочисленных католических праздников, и "… весь секрет которого состоит в буржуазной б е р е ж л и в о с т и" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 378). К. явился религ. оболочкой для выступления буржуазии в двух ранних бурж. революциях – нидерландской 16 в. и английской 17 в. "В кальвинизме нашло себе готовую боевую теорию второе крупное восстание буржуазии. Это восстание произошло в Англии" (Энгельс ?., Развитие социализма от утопии к науке, 1953, с. 17). К. являлся орудием борьбы не только с католич. церковью, освящавшей феод. отношения, но и с нар. движениями. В отличие от народных "еретических" учений, отрицавших "необходимость" церкви, К. проповедовал, что "спасение" возможно исключительно через церковь, но не католическую, а кальвинистскую; всем верующим вменялось в строжайшую обязанность исполнение всех ее предписаний. К. требовал жесточайшего истребления "еретиков", нисколько не уступая в этом католицизму. Как догматика, так и церк. организация К. с самого начала были враждебны нар. массам. К. имеет широкое распространение в совр. Англии и США. Гл. идеи К. являются основой догматики многочисл. протестантских сект США. Лит.: Энгельс Ф., Крестьянская война в Германии, Маркс К.

и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7; его же, Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, там же, т. 21; Виппер Р. Ю., Влияние Кальвина и кальвинизма на политические учения и движения XVI века. Церковь и государство в Женеве XVI века в эпоху кальвинизма, М., 1894; Капелюш Ф. Д., Религия раннего капитализма, М., 1931.

Оцените определение:

КАЛЬВИНИЗМ

реформатская церковь) — одно из главных направлений Реформации, основанное Ж Кальвином. Вероучение кальвинизма последовательно развивает принципы протестантизма: священной (богодухновенной) книгой признается только Библия, отвергается католическая церковная иерархия и ее посредничество в деле спасения; отрицается свобода воли человека; грех признается явлением неизбежным; спасает только личная вера (sola fide); из семи таинств сохраняются крещение и причащение, но как символические обряды (Христос лишь воображаемо присутствует в евхаристии), упраздняются монашество, почитание святых, икон, пышный католический культ. Отличительной чертой кальвинизма является доктрина абсолютного предопределения, согласно которой Бог еще до сотворения мира в силу непостижимого решения «избрал» одних людей к спасению, других — к вечной погибели и никакие усилия не могут спасти тех, кто обречен на погибель.

Основу кальвинистской церкви составляют автономные сообщества (конгрегации), управляемые консисториями в составе пастора, диакона и старейшин, выбранных из числа мирян. Конгрегация полностью независима в решении духовных вопросов. Наибольшее воздействие на развитие не только протестантизма, но и западного общества в целом оказало учение Кальвина о взаимоотношении светской власти и церкви. В отличие от лютеранства, резко разграничивавшего сферу Евангелия и мирского закона, кальвинизм утверждал обязанность государства не только сотрудничать с церковью в управлении обществом, но и следовать ее предписаниям, неуклонно добиваясь божественной справедливости. Эту установку Кальвин проводил на практике во время своего правления в Женеве, постепенно сосредоточив всю религиозную и светскую власть в руках послушной ему консистории.

Предельно сблизивший церковную и мирскую сферы деятельности, кальвинизм представлял собой не только церковь, но и монолитное религиозно-политическое движение, игравшее заметную роль в социальных битвах своей эпохи. Согласно кальвинизму, Бог время от времени посылает на землю «небесных мстителей», чтобы сокрушить «кровавые скипетры тиранов», т. е. противников Реформации. Эта идея давала кальвинистским деятелям веру в собственное провиденциальное призвание, неиссякаемую силу и энергию в борьбе с монархами и католическими иерархами. Примером может служить деятельность «железного канцлера» О. Кромвеля и шотландского проповедника Дж. Нокса. Существенную роль в становлении капитализма сыграла развитая последователями Кальвина оценка профессиональной трудовой деятельности как наилучшей формы служения Богу, а ее успехов — как косвенного свидетельства «избранности». Поскольку, согласно доктрине кальвинизма, вне церкви нет спасения, то любое диссидентство является преступлением против закона и оно должно быть устранено. Но становление буржуазного строя, идеалов индивидуализма и свободы совести все очевиднее вступало в противоречие с религиозным деспотизмом. Так было в Англии начала 17 в., когда в борьбе с кальвинизмом, получившим здесь название пресвитерианства, стали возникать разновидности сектантства (баптисты, квакеры, методисты и др.), выступавшие за веротерпимость и полное разграничение светской и церковной власти. Ключевую роль при этом играла полемика относительно свободы воли человека. История повторилась в Северной Америке: там первые пресвитериане-колонизаторы попытались установить теократический режим в Новой Англии, что вызвало активное сопротивление других протестантских конфессий. В 20 в. влияние кальвинизма на протестантскую теологию заметно возрастает (неоортодоксия, евангелическое христианство, религиозные правые). Сейчас наиболее сильные кальвинистские церкви (реформаторские, пресвитерианские, конгреционалистские) действуют в Нидерландах, США, ФРГ, Франции, Шотландии, ЮАР См. лит. к ст. Кальвин.

Л. Н. Митрохин

Оцените определение:

Кальвинизм – решение проблем России!

Здравствуйте, уважаемые посетители русского патриотического сайта Кальвинизм.ру !

  • Вам надоели взяткократия, анархия, произвол, бесправие, беззаконие, дедовщина и многие другие проблемы России?
  • Вам нравится покупать качественные товары британского и американского производства "Made in the U.K." и "Made in the USA"?
  • Вы часто посещаете англоговорящие страны, и вам нравится пользоваться услугами расположенных в них компаний, потому что они полностью соответствуют вашим представлениям о качестве?
  • Вы желаете, чтобы закон в России имел ту же силу, как в странах США и Британии? Чтобы на смену «стабильности» в жизнь Русских пришёл порядок, уже долгое время стимулирующий преуспевание таких стран, как США и Англия?
  • Вам интересны причины процветания Британской нации – Великобритании, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии?

Если да, то для этого русской нации необходимо внимательно изучить идеологию победителей и созидателей, имеющую многовековой опыт успешной работы – ту, которая преобразила маленькую Англию в самую процветающую, сильную и огромную по территории цивилизацию. Саженцы Британской культуры были помещены в почву далеко за пределами Европейского континента и дали свои плоды в виде современных США, Канады, Австралии, Новой Зеландии.

Британская нация стала настолько огромной, успешной и могущественной и экономически и политически, что может позволить себе претензии на мировое господство, и её язык – –английский– – является международным! А стала она такой потому, что в 16 веке Англия и Шотландия преобразовали своё мировоззрение с католичества на кальвинизм – идеологию зиждителей и триумфаторов, способную как добиваться поставленных целей в решении острых общественных проблем, так и ковать победы в сложных наукоёмких отраслях. Разработанный французским юристом, реформатором и богословом Жаном Кальвином, кальвинизм является официальной и традиционной идеологией Британской Короны с 16 века и по сей день. Лишь один президент США был католиком, всё остальное время во главе государства стояли протестанты.

В 16 веке кальвинизм привёл к процветанию Швейцарию и Нидерланды и стал причиной высочайшего качества их продукции, например, швейцарских часов. Русский царь Пётр I ездил в протестантские Нидерланды учиться уму-разуму у кальвинистов. Однако он скопировал лишь внешнюю сторону Нидерландов – технические изобретения (корабельное дело и пр.), и построил Санкт-Петербург по подобию Амстердама. Но внутреннюю суть и причину процветания Запада – кальвинизм – Пётр I не заметил. Поэтому реформы Петра I носили внешний, а не коренной характер, и поэтому не помогли России догнать Запад ни тогда, ни сейчас. Поэтому сайт Кальвинизм.ру восполняет главный пробел реформ России Петром I и предоставляет уникальную возможность ознакомиться с решением проблем России.

Проверенная ВЕКАМИ на Западе идеология победителей – Библия – представляет собой чётко слаженную систему принципов успешной жизни – для создания счастливых семей, конкурентноспособного бизнеса, процветающей экономики, справедливой государственной власти без коррупции, беззакония, анархии и дедовщины, служащей народу, а не бандитам, а также наиболее успешное законодательство – Семейный Кодекс, Уголовный Кодекс, Экономический Кодекс (трудовая этика кальвинизма) для успеха всего общества. Чем полнее люди принимают политическую программу Библии, тем лучше они живут – это факт, проверенный веками. Все эти принципы успешной жизни написаны в учебнике счастливой жизни – в Библии – и носят название Моисеев Закон, который изложен в первых 5 книгах Библии (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие) и кратко представлен по темам в статьях в колонке сбоку. Это – Закон, данный Богом для счастливой жизни любого народа, который его соблюдает!

Зайдите в православный храм, купите там Библию и прочтите её с начала Ветхого Завета до конца Нового, вместо телевизора.

Однако многие учат, что заповеди Моисеева Закона соблюдать не надо, хотяИисус Христос учил обратному . Именно поэтому эти люди неспособны построить такие процветающие страны, которые построила идеология кальвинизма, принимающая Моисеев Закон, и именно поэтому в кальвинистских странах нет коррупции, а православные страны – наиболее коррумпированные страны мира наряду с самыми отсталыми странами Африки . И хотя многие вопросы православие толкует гораздо правильнее, чем анабаптистские конфессии (баптисты, адвентисты, мормоны, пятидесятники, харизматы, Сторожевая Башня…), но вместе с тем, православие развалило Византию и Россию и создало ряд проблем в России, решить которые под силу лишь библейскому христианству — кальвинизму.

Эта разница во взглядах вызвана тем, что разные конфессии имеют разные методы толкования Библии. Сравните их и сделайте ВАШИ выводы . Православный метод – такое же предание старцев, что и Талмуд у евреев. Пророк Исайя и Иисус Христос критиковали этот метод (Библия, Исайя 28:13 и Марка 7:5-13) .

Ниже приведены несколько примеров актуальных проблем России, созданных сознательным отказом православия от Моисеева Закона (Библии), а также решения этих проблем России крупномасштабной идеологией кальвинизма, которая принимает Моисеев Закон, ибо этому учил Иисус и которая создала процветающие страны Запада: Опасность идеологии ТОЛЕРАНТНОСТИ и любви к врагам – "Воздайте ей так, как и она воздала вам" (Библия, Откровение 18:5-6).

Почему в странах Западе почти нет коррупции, а в России разгул коррупции?

А полный список статей о решении всех проблем России – в колонке. Итак, просуммируем суть:

  • Библия, включая её первые 5 книг – Моисеев Закон, – это заповеди для счастливой жизни общества, решающие ВСЕ проблемы России – патриархальный Семейный Кодекс, Экономический Кодекс, Уголовный Кодекс, Налоговый Кодекс, заповеди против взяток и пр.. В колонке представлены библейские решения актуальных проблем России, откуда очевидно следует, что Бог дал людям Моисеев Закон для счастливой жизни того народа, который его соблюдает.
  • Но православие на основе предания старцев отвергает необходимость исполнения Моисеева Закона Библии, и поэтому именно православие СОЗДАЁТ многие проблемы в любой православной стране, включая и Россию.
  • Однако Иисус Христос учил, что Моисеев Закон соблюдать надо, поэтому кальвинисты соблюдают, и поэтому кальвинистские страны процветают.

Откуда здравомыслящему читателю станет ясно, что именно ересь об отказе от Моисеева Закона (Библии), осуждаенная Христом и создала все ХРОНИЧЕСКИЕ проблемы России, решить которые под силу лишь кальвинизму — идеологии победителей, имеющей многовековой опыт успешной работы — создавшей процветающие страны Запада. Для этого изучите этот сайт и расскажите о нём Вашим знакомым и друзьям . Задать Ваши вопросы и написать письмо Вы можете здесь .

О достоверности Библии говорят очень и очень много фактов:

Отсутствие в Библии таких слов как монах, монастырь, икона, почитание мощей и икон, говорит о том, что Библия никогда никем не искажалась. Ведь из-за этого и возникла протестантская Реформация, ибо протестанты отвергают иконы и монашество именно на том основании, что этих слов нет в Библии!

Поэтому если бы Библия искажалась, то в первую очередь в нее были бы вписаны выгодные православным повеления к иконопочитанию и монашеству, а этого там нет.

В Библии содержатся сотни крайне маловероятных, но исполненных пророчеств, что с точки зрения теории вероятностей доказывает, что Библия не могла быть написана людьми, а представляет собой Слово Божие. Никакая друга книга, даже религиозная, не может представить миру такое мощное и математически строгое подтверждение своего божественного происхождения, как Библия.

План решения русской демографической катастрофы

Как я показал в своей статье "Решение демографической катастрофы в России, низкой рождаемости в русских семьях", русская демографическая катастрофа вызвана следующими причинами:

  • феминистический/матриархальный антисемейный кодекс РФ разрушает семьи разводами, вызванными непокорностью жен мужьям
  • алкоголизм и табак ведут к высокой смертности русских, ибо наибольшее количество людей преждевременно умирает в России именно из-за болезней, вызванных алкоголем и табаком
  • абортами русские убивают русских – своих же детей, а аборты вызваны грехом блуда – безответственных случайных половых связей, которые приводят к детоубийствам – абортам
  • дедовщина в армии и карьеризм "по головам" – ярчайшие примеры того, что русские не только не живут диаспорой, христианской общиной, а ненавидят других русских ни за что ни про что, т.е. нарушают заповедь "люби ближнего как самого себя" (Библия, Левит 19:18).

Поэтому я предлагаю такой план решения русской демографической катастрофы: пропаганда Патриархального Семейного Кодекса Библии, который запрещает разводы, аборты, беспорядочные половые связи, алкоголизм и курение . Каждый день передавайте другим россиянам ссылку на этот сайт, говоря им, чтобы они передали дальше.

Нечего ждать подачек от продажных чиновников! Не желают они запрещать аборты и рекламу пива /алкоголя/табака. Вы САМИ можете ЛЕГКО внести вклад в решение русской демографической катастрофы ПРОПАГАНДОЙ ссылки на этот сайт – "Решение проблем России", говоря им, чтобы они передали дальше. Поэтому решение русской демографической катастрофы, слава Богу, в наших силах!

Иисус Христос учил :

Поверьте в это и распространяйте эту информацию дальше, и мы вместе решим проблему выживания русской нации и эта гора сгинет с наших плеч "и НИЧЕГО НЕ БУДЕТ НЕВОЗМОЖНОГО ДЛЯ ВАС"! Человек сотворён Богом по образу и подобию Всемогущего Бога (Бытие 1:28) и поэтому может делать очень многое! Поэтому действуйте и знайте – будущее принадлежит нам!

Жан Кальвин (1509-1564 гг.) предложил другой ответы на вопрос организации церкви. В 1536 г. он вынужден был бежать из родной Франции (где в это время начались преследования реформаторов) в Швейцарию, в один из самых вольнолюбивых и легкомысленных городов Европы — Женеву. Именно этому городу суждено было стать полем смелых и суровых опытов Кальвина, распространившихся позднее по многим странам Европы.

Кальвин предавал устройству своей церкви гораздо большее значение, чем германские реформаторы. Кальвинистская церковь, по замыслу своего создателя, должна была бороться не только против "папистов", но и против "философов", т.е. против светских мыслителей, равнодушных к вопросам веры и готовых принять любую религию вплоть до языческой. Их Кальвин считал ещё более опасными врагами, чем католиков. В 1553 г. в Женеве по настоянию Кальвина был сожжён на костре испанский учёный Мигель Сервет, осмелившийся критиковать его взгляды. Кальвин настаивал на отделении веры от знания, проводил четкую грань между религией и наукой. Физика, химия, математика и биология в кальвинистских странах впредь могли развиваться более свободно, чем в католической Европе. От учёных требовалось одно: не вмешиваться в вопросы веры и признавать кальвинистские установления.

Что касается устройства церкви Кальвина, то она вышла из подчинения городским властям Женевы и пользовалась правом самоуправления. У кальвинистов не было церковной иерархии, подобной католической. Каждая кальвинистская община, состоявшая из нескольких десятков человек, решала все свой дела самостоятельно. Руководили общиной наиболее уважаемые и почтенные люди — "пресвитеры", которых выбирали сами верующие, а также проповедники, наставлявшие своих собратьев по вере. В случае необходимости пресвитеры и проповедники всех общин собирались вместе и обсуждали дела, касающиеся всех. Сам Кальвин не претендовал на особое положение в созданной им организации.

Таким образом, устройство кальвинистской церкви было очень гибким: его легко можно было приспособить как к условиям города-коммуны вроде Женевы, так и к порядкам, установленным в обширных и сильных королевствах вроде Французского. Столь же гибкими были и политические взгляды Кальвина. Он признавал за подданными право на свержение тирана, смену правителя на троне, но лишь при одном условии: следовало убедиться в том, что плохой правитель нарушает законы не только человеческие, но и божеские, мешает верующим найти свой путь к Богу. Эти мысли Кальвина привлекли на его сторону часть дворян, недовольных усилением королевской власти во многих европейских странах XVI-XVII вв.

Кроме этого, Кальвин произвёл значительные изменения в богословских взглядах немецких реформаторов.

Он попытался разрешить проблему, волнующую умы христианских мыслителей на протяжении уже тысячи лет: свободен ли человек в выборе своего жизненного пути, или его судьба (в том числе и после смерти) заранее предопределена Богом. Кальвин утверждал, что предопределение существует, но человек не должен безвольно ожидать свершения своей судьбы — напротив, он должен идти ей навстречу, быть деятельным, активным, быть тружеником. В течение жизни человек должен выявить и реализовать все заложенные в него Богом способности и возможности — в этом и заключается его главное служение Богу, выражается его вера.

Вместе с тем Кальвин требовал от своих сторонников умеренности в трате денег на еду, одежду, убранство домов. Было резко уменьшено количество праздничных дней в году: женевский проповедник считал, что человек зарабатывает и копит деньги не для того, чтобы бездумно развлекаться. Большие состояния Бог дарует только тем, кто служит ему своим трудом, кто копит не для себя, а для обретения Царства Небесного. Это не нравилось многим женевцам, и однажды Кальвин был даже выслан из города на несколько лет. Но буржуазия богатых городов, сначала швейцарских, а потом — и французских, английских, голландских, смогла оценить идеалы труда, накопления и бережливости, заложенные в учении Кальвина.

Все эти достоинства кальвинизма способствовали его широкому распространению в Европе. Кальвинистами были нидерландские патриоты, сражавшиеся за освобождение своей родины от испанского владычества; ту же веру исповедовали и французские "гугеноты", долгое время стремившиеся отделиться от французской короны и создать на юге Франции независимое кальвинистское государство. Наконец, основные идеи кальвинизма нашли своих сторонников и в Англии, где Реформацию осуществляла королевская власть. Англичане не решились на полный отказ от католических традиций: они сохранили некоторые из обрядов, епископское управление отдельными церковными областями главой "англиканской" церкви (так она стала называться после реформ) был сам английский король. Некоторые из английских кальвинистов были недовольны такими половинчатыми реформами, они полагали, что английскую церковь следует "очистить" от остатков католицизма. Таких людей стали называть "пуританами" ("purus" по-латыни означает "чистый"); им суждено было впоследствии сыграть заметную роль в английской истории.

Заключение.

В середине XVI в. многим европейцам казалось, что раскол между реформаторами и католиками ещё может быть преодолён. Нужно только взаимное желание сторон. Такие настроения были сильны не только среди простых людей — многие высокопоставленные кардиналы и епископы из папского окружения думали точно так же. Католическая церковь долго колебалась, прежде чем пойти на открытый разрыв с реформаторами. Церковный собор, решавший эту проблему, заседал почти двадцать лет (1545-1563 гг.). В итоге все сторонники реформы были объявлены еретиками, т.е. людьми, отпавшими от Христа и истинной церкви. Поставив их вне закона, римская церковь дала право всем желающим право убивать протестантов (лютеран, кальвинистов, сторонников других реформационных учений). Спустя несколько лет вспыхнули первые очаги религиозных войн во Франции, Нидерландах, резко обострились конфликты между протестантской Англией и католической Испанией… Идеи реформаторов становились силой, преображавшей лицо Европы.

Дата добавления: 2015-05-22; Просмотров: 506; Нарушение авторских прав?;

Рекомендуемые страницы:

Читайте также: