:mobiepubfb2pdf

епископ Александр (Семенов-Тянь-Шанский)
Православный катехизис

Часть 1-ая. Бог-Троица 1. Христиане славят Бога-Троицу 2. Две тайны: Бог-Троица и Бог-Любовь 3. Бог-Троица есть совершенное единство в любви 4. Жизненное значение догмата Пресвятой Троицы 5. Бога можно знать поскольку Он Сам нам открывается 6. “Я есмь Сущий” 7. Совершенство Божие. Его единство и простота 8. Как надо думать о различных качествах Божиих 9. Бог личен 10. Сущность Божия, или содержание Его Личности 11. Мы верим в Бога живого 12. Бог Отец 13. Бог Сын, Бог-Слово 14. Ересь Ария 15. Попытка путем аналогии пояснить предвечное рождение Сына Божия 16. Святой Дух 17. Божественность Святого Духа 18. Аналогии, поясняющие тайну Святой Троицы 19. Пути познания Бога ЧАСТЬ 2: Бог Творец и Спаситель мира А – Бог-Творец и мир сотворенный 1. Почему Бог сотворил мир? 2. Время и вечность 3. Бог в отношении мира 4. Естественное откровение 5. Цель сотворения мира 6. Ангелы 7. Сотворение видимого мира 8. Сотворение человека 9. Образ Божий в человечестве 10. Образ Божий в человеке 11. Мужчина и женщина 12. Зло 13. Падение Денницы 14. Грехопадение человека 15. Последствия греха 16. Первородный грех 17. Как Бог мог попустить грех? 18. Апологетика 19. Значение Ветхого Завета Б – Учение о Христе 1. Милосердный Бог приходит на помощь падшему человеку 2. Богочеловек 3. Богочеловек-Спаситель 4. Апостолы перед лицом Богочеловека 5. Лжеучения о Христе и Халкидонский догмат 6. Свидетельства о Божественности Христа 7. Промыслительное значение основных событий жизни Господа. Зачатие, Рождество и первые годы жизни Спасителя 8. Иоанн Креститель и Крещение Господне 9. Искушение Господа 10. Христос-Царь 11. Искупительные страдания и смерть Господа 12. Воскресение Христово 13. Вознесение Христово 14. Эсхатология В – Учение о Святом Духе 1. Святой Дух в Ветхом Завете 2. Святой Дух святит Ветхозаветную Церковь 3. Святой Дух в Боговоплощении и Богоявлении 4. Учение Господа о Святом Духе 5. Сошествие Святого Духа и жизнь Церкви 6. Действие Святого Духа на человека 7. Плоды и дары Святого Духа Г – Церковь 1. Вера в Церковь 2. Что такое Церковь? 3. Единство Церкви 4. Кто делает Церковь единой? 5. Единство и святость Церкви 6. Признаки единства Церкви 7. Кафоличность, или соборность Церкви 8. Непогрешимость Церкви 9. Свобода и ответственность в Церкви 10. Церковь апостольская 11. Устройство Церкви 12. Границы земной Церкви 13. Церковь торжествующая 14. Святые и Ангелы 15. Православное и католическое учение о “заслугах” 16. Пресвятая Богородица Часть 3-я. О Божественной благодати и Таинствах вообще 1. Благодать 2. Пути стяжания благодати 3. Таинство Крещения 4. Совершение таинства крещения 5. Таинство миропомазания 6. Совершение таинства миропомазания 7. Евхаристия 8. Совершение таинства Евхаристии Чин литургии состоит из трех частей 9. Таинство покаяния 10. Исповедь 11. Таинство бракосочетания 12. Совершение таинства брака 13. Монашество 14. О таинстве священства 15. Таинство елеосвящения Часть 4-ая. О духовной жизни христианина. Христианская этика 1. Цель христианской жизни 2. Божественное Откровение. (Священное Писание и Священное Предание) 3. Состав Священного Предания 4. Содержание Божественного Откровения 5. Догматическое и нравственное учение Церкви 6. Основные законы духовной жизни человека и раскрытие их в Ветхом Завете 7. Декалог или Десять Заповедей 8. Первая и вторая заповеди 9. Третья заповедь 10. Четвертая заповедь 11. Пятая заповедь 12. Шестая заповедь 13. Седьмая заповедь 14. Восьмая, девятая и десятая заповеди 15. О нравственном учении Нового Завета в сравнении с учением ветхозаветным 16. О делах Христовых, о Его чудесах 17.

Катехизис в православии

Призыв Христов к любви примерами любви 18. Притчи об Отце Небесном 19. Притчи о Самом Спасителе 20. Притчи о Царствии Божием, о Церкви и благодати 21. Притчи о поведении человека 22. Учение Господне о причинах греха 23. О возникновении греха и о борьбе с ним 24. О любви к врагам 25. О прощении и неосуждении ближних 26. Об опасностях богатства 27. О смысле и характере Евангельских заповедей 28. О благодатной жизни 29. Узкий путь христианина. Несение креста. Умирание и воскресение со Христом 30. Бог принимает наши жертвы 31. Заповеди блаженства (Матф. 53–12) 32. Христианин перед лицом смерти 33. Полнота христианской жизни. Умножение талантов 34. Исполнение воли Божией 35. Молитва Господня 36. Общественная и частная молитва 37. Молитва Иисусова 38. О духовном чтении 39. Православное Богослужение. 40. Иконопочитание А) Иконопочитание и иконоборчество Б) Догматический смысл иконы В) Иконопись как искусство Г) Иконопись и христианская жизнь Д) Темы иконописи. Ж) Святость иконы. 41. Почитание святых мощей 42. Пост Приложение 1-ое. Православие и общественная жизнь 1. Промыслительное отсутствие догматов по общественным вопросам при наличии основных данных для их решения 2. Господь Иисус Христос и устроение общественной жизни 3. Евангельский нравственный закон 4. Церковь, мир и Право 5. Что есть Право 6. Право и нравственность 7. Формальный уклон ко злу правовой сферы 8. Оценка Права по его содержанию 9. Социальный вопрос 10. Воля Божия и общественные задачи Приложение 2-ое. Православие и инославие А – Римская церковь 1. Основные отличия Римской веры от Православия 2. Учение об исхождении Святого Духа от Отца и Сына 3. Учение о папской власти 4. Другие неправильности в учении о Церкви и таинствах 5. Учение о человеке до и после грехопадения 6. Теории искупления. Учение о сверхдолжных заслугах и индульгенциях 7. Учение о загробном воздаянии и чистилище 8. Догмат о непорочном зачатии Божией Матери 9. Общее в Православии и Католичестве Б – Протестанты В – Англиканство Дополнение к главам “Православие и инославие”

Энциклопедия Кольера

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

КАТЕХИЗИС
КАТЕХИЗИС (от греч. katechein, "оглашать", "устно наставлять"), огласительное наставление, учебник, содержащий основные положения христианского вероучения. Большинство катехизисов предназначены для наставления в вере детей, однако существуют и катехизисы для взрослых или для преподавателей христианского учения. Как правило, катехизисы составляются в форме вопросов и ответов. Катехизисы отличаются от символов (исповеданий) веры прежде всего тем, что являются устной формой наставления, тогда как символ представляет собою письменную формулу вероисповедания. В раннехристианскую эпоху основным поводом для преподания основ христианского вероучения служила подготовка взрослых к принятию крещения. Кириллу Иерусалимскому, Иоанну Златоусту и Августину принадлежали целые циклы огласительных поучений, или гомилий, послуживших образцом для позднейших средневековых и новоевропейских катехизисов. Готовящимся принять крещение и приобщиться Св. Даров в таинстве евхаристии следовало получить представление о смысле этих таинств. Кроме того, предполагалось ознакомление с Апостольским (на Западе) или другим символом веры как важнейшим изложением основ христианского вероучения, с Молитвой Господней ("Отче наш") как выражением сути христианской духовности и с десятью заповедями как основным нравственным руководством для христиан. В эпоху Средневековья создавались многочисленные доктринальные руководства для священнослужителей и мирян, например, составленные Алкуином (авторство которого спорно), Ноткером Заикой, Гонорием Отенским и Гуго Сен-Викторским. Впервые подобный учебник был облечен в форму вопросов и ответов Бруно Вюрцбургским (ум. 1045). В 1273 Фома Аквинский произнес три цикла блестящих проповедей на итальянском языке, посвященных разъяснению символа веры, Молитвы Господней и десяти заповедей. Одновременно церковные власти предпринимали шаги, направленные на законодательное обоснование практики преподания катехитических наставлений. Собор в Альби (1254) обязал пастырей разъяснять символ веры во время воскресных богослужений, а Ламбетский собор (1281) определил четыре периода литургического года, когда священники должны были давать объяснения символа веры, десяти заповедей, семи таинств и других вопросов христианского вероучения. Эпоха протестантской Реформации была отмечена усилением катехитической активности. Первой книгой, получившей название "катехизиса", стал Катехизис в вопросах и ответах протестанта А.Альтхамера. Составленные Лютером Малый катехизис и Большой катехизис (оба 1528) стали, пожалуй, самыми авторитетными из когда-либо написанных катехизисов. Кальвин издал в 1541 катехизис на французском языке, а в 1545 — на латинском, однако самыми влиятельными книгами у кальвинистов стали Гейдельбергский катехизис (1562) и Вестминстерский краткий катехизис (1648). У католиков Петр Канизий опубликовал три катехизиса в период между 1555 и 1558, а Роберто Беллармино в 1598 издал своего рода пособие для учителей вероучения, однако наибольшим авторитетом пользовался Римский катехизис (1566), в котором нашли отражение реформистские идеи Тридентского собора. Тогда же был составлен православный катехизис Петра Могилы (1642). Протестанты предпочитали использовать катехизисы, созданные в эпоху Реформации (в частности, катехизисы Лютера), между тем как католики продолжали создавать новые катехизисы.

Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной церкви

В США наибольшим влиянием пользуется Балтиморский катехизис (1885). В издающемся огромными тиражами Катехизисе Католической Церкви (1994) предпринята осторожная попытка привнести в религиозное наставление идеи, выработанные современной богословской мыслью. Катехизисы в основном удерживают традиционную схему, предполагающую разъяснение Молитвы Господней, символа веры и десяти заповедей, а также христианских таинств. В церковной педагогике катехизисы обычно использовались как источники формул, которые детям предлагалось заучивать наизусть.

Вы можете поставить ссылку на это слово:

будет выглядеть так: КАТЕХИЗИС

будет выглядеть так: Что такое КАТЕХИЗИС

:mobiepubfb2pdf

епископ Александр (Семенов-Тянь-Шанский)
Православный катехизис

Часть 1-ая. Бог-Троица 1. Христиане славят Бога-Троицу 2. Две тайны: Бог-Троица и Бог-Любовь 3. Бог-Троица есть совершенное единство в любви 4. Жизненное значение догмата Пресвятой Троицы 5. Бога можно знать поскольку Он Сам нам открывается 6. “Я есмь Сущий” 7. Совершенство Божие. Его единство и простота 8. Как надо думать о различных качествах Божиих 9. Бог личен 10. Сущность Божия, или содержание Его Личности 11. Мы верим в Бога живого 12. Бог Отец 13. Бог Сын, Бог-Слово 14. Ересь Ария 15. Попытка путем аналогии пояснить предвечное рождение Сына Божия 16. Святой Дух 17. Божественность Святого Духа 18. Аналогии, поясняющие тайну Святой Троицы 19. Пути познания Бога ЧАСТЬ 2: Бог Творец и Спаситель мира А – Бог-Творец и мир сотворенный 1. Почему Бог сотворил мир? 2. Время и вечность 3. Бог в отношении мира 4. Естественное откровение 5. Цель сотворения мира 6. Ангелы 7. Сотворение видимого мира 8. Сотворение человека 9. Образ Божий в человечестве 10. Образ Божий в человеке 11. Мужчина и женщина 12. Зло 13. Падение Денницы 14. Грехопадение человека 15. Последствия греха 16. Первородный грех 17. Как Бог мог попустить грех? 18. Апологетика 19. Значение Ветхого Завета Б – Учение о Христе 1. Милосердный Бог приходит на помощь падшему человеку 2. Богочеловек 3. Богочеловек-Спаситель 4. Апостолы перед лицом Богочеловека 5. Лжеучения о Христе и Халкидонский догмат 6. Свидетельства о Божественности Христа 7. Промыслительное значение основных событий жизни Господа. Зачатие, Рождество и первые годы жизни Спасителя 8. Иоанн Креститель и Крещение Господне 9.

Православный катехизис

Искушение Господа 10. Христос-Царь 11. Искупительные страдания и смерть Господа 12. Воскресение Христово 13. Вознесение Христово 14. Эсхатология В – Учение о Святом Духе 1. Святой Дух в Ветхом Завете 2. Святой Дух святит Ветхозаветную Церковь 3. Святой Дух в Боговоплощении и Богоявлении 4. Учение Господа о Святом Духе 5. Сошествие Святого Духа и жизнь Церкви 6. Действие Святого Духа на человека 7. Плоды и дары Святого Духа Г – Церковь 1. Вера в Церковь 2. Что такое Церковь? 3. Единство Церкви 4. Кто делает Церковь единой? 5. Единство и святость Церкви 6. Признаки единства Церкви 7. Кафоличность, или соборность Церкви 8. Непогрешимость Церкви 9. Свобода и ответственность в Церкви 10. Церковь апостольская 11. Устройство Церкви 12. Границы земной Церкви 13. Церковь торжествующая 14. Святые и Ангелы 15. Православное и католическое учение о “заслугах” 16. Пресвятая Богородица Часть 3-я. О Божественной благодати и Таинствах вообще 1. Благодать 2. Пути стяжания благодати 3. Таинство Крещения 4. Совершение таинства крещения 5. Таинство миропомазания 6. Совершение таинства миропомазания 7. Евхаристия 8. Совершение таинства Евхаристии Чин литургии состоит из трех частей 9. Таинство покаяния 10. Исповедь 11. Таинство бракосочетания 12. Совершение таинства брака 13. Монашество 14. О таинстве священства 15. Таинство елеосвящения Часть 4-ая. О духовной жизни христианина. Христианская этика 1. Цель христианской жизни 2. Божественное Откровение. (Священное Писание и Священное Предание) 3. Состав Священного Предания 4. Содержание Божественного Откровения 5. Догматическое и нравственное учение Церкви 6. Основные законы духовной жизни человека и раскрытие их в Ветхом Завете 7. Декалог или Десять Заповедей 8. Первая и вторая заповеди 9. Третья заповедь 10. Четвертая заповедь 11. Пятая заповедь 12. Шестая заповедь 13. Седьмая заповедь 14. Восьмая, девятая и десятая заповеди 15. О нравственном учении Нового Завета в сравнении с учением ветхозаветным 16. О делах Христовых, о Его чудесах 17. Призыв Христов к любви примерами любви 18. Притчи об Отце Небесном 19. Притчи о Самом Спасителе 20. Притчи о Царствии Божием, о Церкви и благодати 21. Притчи о поведении человека 22. Учение Господне о причинах греха 23. О возникновении греха и о борьбе с ним 24. О любви к врагам 25. О прощении и неосуждении ближних 26. Об опасностях богатства 27. О смысле и характере Евангельских заповедей 28. О благодатной жизни 29. Узкий путь христианина. Несение креста. Умирание и воскресение со Христом 30. Бог принимает наши жертвы 31. Заповеди блаженства (Матф. 53–12) 32. Христианин перед лицом смерти 33. Полнота христианской жизни. Умножение талантов 34. Исполнение воли Божией 35. Молитва Господня 36. Общественная и частная молитва 37. Молитва Иисусова 38. О духовном чтении 39. Православное Богослужение. 40. Иконопочитание А) Иконопочитание и иконоборчество Б) Догматический смысл иконы В) Иконопись как искусство Г) Иконопись и христианская жизнь Д) Темы иконописи. Ж) Святость иконы. 41. Почитание святых мощей 42. Пост Приложение 1-ое. Православие и общественная жизнь 1. Промыслительное отсутствие догматов по общественным вопросам при наличии основных данных для их решения 2. Господь Иисус Христос и устроение общественной жизни 3. Евангельский нравственный закон 4. Церковь, мир и Право 5. Что есть Право 6. Право и нравственность 7. Формальный уклон ко злу правовой сферы 8. Оценка Права по его содержанию 9. Социальный вопрос 10. Воля Божия и общественные задачи Приложение 2-ое. Православие и инославие А – Римская церковь 1. Основные отличия Римской веры от Православия 2. Учение об исхождении Святого Духа от Отца и Сына 3. Учение о папской власти 4. Другие неправильности в учении о Церкви и таинствах 5. Учение о человеке до и после грехопадения 6. Теории искупления. Учение о сверхдолжных заслугах и индульгенциях 7. Учение о загробном воздаянии и чистилище 8. Догмат о непорочном зачатии Божией Матери 9. Общее в Православии и Католичестве Б – Протестанты В – Англиканство Дополнение к главам “Православие и инославие”

Что такое катехизис православной и католической церквей

:mobiepubfb2pdf

святитель Филарет Московский (Дроздов)

Пространный Православный Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви

См. также: Православный катехизис в аудиоформате

Предисловие
Часть первая. Введение Предварительные понятия Об Откровении Божественном О Священном Предании и Священном Писании О Священном Писании Состав катехизиса Часть вторая. О вере. О Символе веры вообще и о его происхождении О членах Символа веры О первом члене Символа веры О втором члене Символа веры О третьем члене Символа веры О четвертом члене Символа веры О пятом члене Символа веры О шестом члене Символа веры О седьмом члене Символа веры О восьмом члене Символа веры О девятом члене Символа веры О десятом члене Символа веры О Крещении О Миропомазании О Причащении О Покаянии О Священстве О Браке О Елеосвящении Об одиннадцатом члене Символа веры О двенадцатом члене Символа веры Часть третья. О Надежде Понятие «христианская надежда» ее основание и средства О молитве О Молитве Господней О призывании О первом прошении О втором прошении О третьем прошении О четвертом прошении О пятом прошении О шестом прошении О седьмом прошении О славословии Учение о блаженстве О первой заповеди блаженства О второй заповеди блаженства О третьей заповеди блаженства О четвертой заповеди блаженства О пятой заповеди блаженства О шестой заповеди блаженства О седьмой заповеди блаженства О восьмой заповеди блаженства О девятой заповеди блаженства Часть четвертая. О любви О союзе веры и любви О Законе Божием и заповедях О разделении заповедей на две скрижали О первой заповеди О второй заповеди О третьей заповеди О четвертой заповеди О пятой заповеди О шестой заповеди О седьмой заповеди О восьмой заповеди О девятой заповеди О десятой заповеди Заключение Как использовать учение о вере и благочестии

Предисловие

«Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви, рассмотренный и одобренный Святейшим Синодом и изданный для преподавания в училищах и для употребления всех православных христиан», Москва, Синодальная типография, 1913.
Этот катехизис обычно называют «Филаретовским»: его составил по поручению Синода Преосвященный святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский (память 19 ноября/2 декабря).
В данном случае орфография текста изменена применительно к современной практике, проведена замена многих грамматических архаизмов, даны некоторые уточнения; все это делалось с таким расчетом, чтобы не изменить содержания и не исказить смысла текста.
Цитаты из Священного Писания и из творений святых отцов оставлены, как и в издании 1913 года, на церковнославянском языке, однако трудные для понимания слова и словосочетания даны с переводами их на русский язык.

Катехизис до 2008 года оставался католической книгой-сборником христианских вероучений.

Архиерейский Собор 2008 года одобрил издание православного Катехизиса, над составлением которого вызвались работать православные богословы, специалисты и профессора духовных учреждений.

В 2016 году Архиерейский Собор православной Церкви России рассмотрел первый проект книги ответов и вопросов и отправил его на обсуждение священникам для общецерковного обсуждения.

Что такое катехизис

В переводе с греческого языка это слово обозначает учение, наставление или инструкция. Катехизисами называли христианские книги, издаваемые в Средние века. В издаваемых пособиях для христиан разными авторами давался ответ на интересующий народ вопрос.

Здесь можно было прочитать об основах вероисповедания, значении десяти заповедей и все о таинствах.

Интересно, что катехизис выпускался только для священников, которые в устной форме должны были донести его для народа. В светском обществе катехизисом называют свод неписаных правил для определенного круга людей.

Если для католиков эта книга является символической, то для православных она остается, как руководство для христиан.

В переданном на рассмотрение священникам проекте православной книги вопросов-ответов основными являются следующие главы:

  • Основы православия.
  • Основы Канонов и Литургий в Православия.
  • Основы нравов православного образования.
  • Основные социальные концепции Русской православной церкви.
  • Основные верования Русской Церкви относительно достоинства, прав человека и его свободы.
  • Основы принципов взаимоотношений с людьми других конфессий.

Святые места в книге вопросов и ответов могут быть цитированы только со ссылками и объяснениями.

История появления Катехизиса

Кирилл Иерусалимский, Августин и Иоанн Златоуст написали целые послания, которые впоследствии стали образцами для написания последующих катехизисов.

Из этих книг новообращенные христиане черпали сведения:

  • о Таинствах церкви и действии Святых Даров;
  • о символах православной веры;
  • о значении главной молитвы «Отче наш»;
  • о десяти заповедях и восьми смертных грехах.

Впервые книгу вопросов и ответов в форме учебника для священнослужителей составил Бруно Вюрцбургский в XI веке.

В конце XIII века Фомой Аквинским были произнесены прекрасные проповеди, разъясняющие доступным языком понятия символов веры, «Отче Наш» и основных заповедей, данных через апостола Моисея Богом.

До 1254 года на богослужениях не давалось никакое разъяснение церковных понятий, и только Альбийский Собор обязал священников во время церковных служб объяснять верующим значение символов веры.

При появлении протестантизма катехизическая активность достигает своего пика, когда вышел первый Катехизис, автором которого был протестант Альтхамер.

В 1541 году Кальвин выдает свой экземпляр, книгу вопросов и ответов на французском, а затем и на латинском языке.

В 1642 году увидел первый православный экземпляр, написанный Петром Могилой.

Пространный катехизис святителя Филарета для христиан

Открывая книгу святителя, поражаешься простоте и доступности ее написания. Краткими и понятными ответами отец Филарет дает определение веры и ее отличие от знания.

Перелистывая страницы Богом освященного писания, в доступной форме читаешь о понятии Божественных вещей, как отличить Божественное и мирское, как человек может познать Творца и принять Его откровения.

Следующая глава знакомит христиан со Священным Писанием и Священными Преданиями, указывая, какое место занимает Библия.

Из послания Филарета каждый верующий узнает, что Библия содержит законоутверждающие, учительские, исторические книги и пророческие послания.

Здесь же указано, что апостол — это посланник Божий.

Далее святой отец дает ответы на всевозможные вопросы, касающиеся веры, надежды и любви во всех их аспектах, как человеческих, так и Божественных. Раскладывая на составляющие символ веры «Верую в единого Бога, Отца, Сына и Святого Духа», Филарет уделяет каждой ипостаси должное внимание.

В этой главе четко дан ответ, что такое ангел, дьявол, дыхание жизни, рай и многое другое.

В первой главе описано 12 символов веры.

Вторая глава посвящена надежде во всех ее проявлениях. В Катехизисе Филарета описано, какую надежду дарует Господь в благодати, в 9 заповедях блаженства, о 6 видах прощения и молитве Господней.

В третьей главе, посвященной любви, подробно разбираются 10 заповедей Господних.

В заключение святитель Филарет дает наставление, как пользоваться написанным ним посланием.

Православный Катехизис является «Энциклопедией христианской жизни», в которой каждый верующий найдет ответ на волнующий его вопрос.

Администратор

:mobiepubfb2pdf

епископ Александр (Семенов-Тянь-Шанский)
Православный катехизис

Часть 1-ая. Бог-Троица 1. Христиане славят Бога-Троицу 2. Две тайны: Бог-Троица и Бог-Любовь 3. Бог-Троица есть совершенное единство в любви 4. Жизненное значение догмата Пресвятой Троицы 5. Бога можно знать поскольку Он Сам нам открывается 6. “Я есмь Сущий” 7. Совершенство Божие. Его единство и простота 8. Как надо думать о различных качествах Божиих 9. Бог личен 10. Сущность Божия, или содержание Его Личности 11. Мы верим в Бога живого 12. Бог Отец 13. Бог Сын, Бог-Слово 14. Ересь Ария 15. Попытка путем аналогии пояснить предвечное рождение Сына Божия 16. Святой Дух 17. Божественность Святого Духа 18. Аналогии, поясняющие тайну Святой Троицы 19. Пути познания Бога ЧАСТЬ 2: Бог Творец и Спаситель мира А – Бог-Творец и мир сотворенный 1. Почему Бог сотворил мир? 2. Время и вечность 3. Бог в отношении мира 4. Естественное откровение 5. Цель сотворения мира 6. Ангелы 7. Сотворение видимого мира 8. Сотворение человека 9. Образ Божий в человечестве 10. Образ Божий в человеке 11. Мужчина и женщина 12. Зло 13. Падение Денницы 14. Грехопадение человека 15. Последствия греха 16. Первородный грех 17. Как Бог мог попустить грех? 18. Апологетика 19. Значение Ветхого Завета Б – Учение о Христе 1. Милосердный Бог приходит на помощь падшему человеку 2. Богочеловек 3. Богочеловек-Спаситель 4. Апостолы перед лицом Богочеловека 5. Лжеучения о Христе и Халкидонский догмат 6. Свидетельства о Божественности Христа 7. Промыслительное значение основных событий жизни Господа. Зачатие, Рождество и первые годы жизни Спасителя 8. Иоанн Креститель и Крещение Господне 9. Искушение Господа 10. Христос-Царь 11. Искупительные страдания и смерть Господа 12. Воскресение Христово 13. Вознесение Христово 14. Эсхатология В – Учение о Святом Духе 1. Святой Дух в Ветхом Завете 2. Святой Дух святит Ветхозаветную Церковь 3. Святой Дух в Боговоплощении и Богоявлении 4. Учение Господа о Святом Духе 5. Сошествие Святого Духа и жизнь Церкви 6. Действие Святого Духа на человека 7. Плоды и дары Святого Духа Г – Церковь 1. Вера в Церковь 2. Что такое Церковь? 3. Единство Церкви 4. Кто делает Церковь единой? 5. Единство и святость Церкви 6.

Признаки единства Церкви 7. Кафоличность, или соборность Церкви 8. Непогрешимость Церкви 9. Свобода и ответственность в Церкви 10. Церковь апостольская 11. Устройство Церкви 12. Границы земной Церкви 13. Церковь торжествующая 14. Святые и Ангелы 15. Православное и католическое учение о “заслугах” 16. Пресвятая Богородица Часть 3-я. О Божественной благодати и Таинствах вообще 1. Благодать 2. Пути стяжания благодати 3. Таинство Крещения 4. Совершение таинства крещения 5. Таинство миропомазания 6. Совершение таинства миропомазания 7. Евхаристия 8. Совершение таинства Евхаристии Чин литургии состоит из трех частей 9. Таинство покаяния 10. Исповедь 11. Таинство бракосочетания 12. Совершение таинства брака 13. Монашество 14. О таинстве священства 15. Таинство елеосвящения Часть 4-ая. О духовной жизни христианина. Христианская этика 1. Цель христианской жизни 2. Божественное Откровение. (Священное Писание и Священное Предание) 3. Состав Священного Предания 4. Содержание Божественного Откровения 5. Догматическое и нравственное учение Церкви 6. Основные законы духовной жизни человека и раскрытие их в Ветхом Завете 7. Декалог или Десять Заповедей 8. Первая и вторая заповеди 9. Третья заповедь 10. Четвертая заповедь 11. Пятая заповедь 12. Шестая заповедь 13. Седьмая заповедь 14. Восьмая, девятая и десятая заповеди 15. О нравственном учении Нового Завета в сравнении с учением ветхозаветным 16. О делах Христовых, о Его чудесах 17. Призыв Христов к любви примерами любви 18. Притчи об Отце Небесном 19. Притчи о Самом Спасителе 20. Притчи о Царствии Божием, о Церкви и благодати 21. Притчи о поведении человека 22. Учение Господне о причинах греха 23. О возникновении греха и о борьбе с ним 24. О любви к врагам 25. О прощении и неосуждении ближних 26. Об опасностях богатства 27. О смысле и характере Евангельских заповедей 28. О благодатной жизни 29. Узкий путь христианина. Несение креста. Умирание и воскресение со Христом 30. Бог принимает наши жертвы 31. Заповеди блаженства (Матф. 53–12) 32. Христианин перед лицом смерти 33. Полнота христианской жизни. Умножение талантов 34. Исполнение воли Божией 35. Молитва Господня 36. Общественная и частная молитва 37. Молитва Иисусова 38. О духовном чтении 39. Православное Богослужение. 40. Иконопочитание А) Иконопочитание и иконоборчество Б) Догматический смысл иконы В) Иконопись как искусство Г) Иконопись и христианская жизнь Д) Темы иконописи. Ж) Святость иконы. 41. Почитание святых мощей 42. Пост Приложение 1-ое. Православие и общественная жизнь 1. Промыслительное отсутствие догматов по общественным вопросам при наличии основных данных для их решения 2. Господь Иисус Христос и устроение общественной жизни 3. Евангельский нравственный закон 4. Церковь, мир и Право 5. Что есть Право 6. Право и нравственность 7. Формальный уклон ко злу правовой сферы 8. Оценка Права по его содержанию 9. Социальный вопрос 10. Воля Божия и общественные задачи Приложение 2-ое. Православие и инославие А – Римская церковь 1. Основные отличия Римской веры от Православия 2. Учение об исхождении Святого Духа от Отца и Сына 3. Учение о папской власти 4. Другие неправильности в учении о Церкви и таинствах 5. Учение о человеке до и после грехопадения 6. Теории искупления. Учение о сверхдолжных заслугах и индульгенциях 7. Учение о загробном воздаянии и чистилище 8. Догмат о непорочном зачатии Божией Матери 9. Общее в Православии и Католичестве Б – Протестанты В – Англиканство Дополнение к главам “Православие и инославие”