Поиск Лекций

Что означает слово «конституция» (лат. «constitutio»)

Тесты по конституционному праву

Права человека и гражданина — это одно и тоже.

а) да;

б) нет

в) нет правильного ответа

2. Как называется Глава 1 Конституции РФ:

а) Федеративное устройство

Б) Основы конституционного строя

в) Права и свободы человека и гражданина

г) Федеральное собрание

3. На какие права и свободы гражданина в соответствии с Конституцией РФ запрещаются любые формы ограничений:

а) право на личную свободы и личную неприкосновенность

Б) право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну,

в) прав по признакам национальной, языковой или религиозной принадлежности

4. В соответствии с Конституцией РФ статус республики определяется:

а) Федеральным Конституционным законом и Законом республики;

б) Конституцией Российской Федерации и Конституцией республики;

в) Только Конституцией Российской Федерации;

г) Только Федеральным Конституционным законом

5. Структура органов местного самоуправления в Удмуртской Республике определяется:

а) Правительством Удмуртской Республики;

б) Государственным Советом Удмуртской Республики;

в) Населением самостоятельно;

г) Нет правильного ответа

Что означает слово «конституция» (лат. «constitutio»)

а) «устройство»;

б) «согласие»;

в) «договор»;

г) «закон».

7. Какое слово часто используют как синоним слова «право»:

а) канон;

б) кодекс;

в) закон;

г) норма.

8. Федеральные законы принимаются:

а) Президентом РФ и одобряются Парламентом РФ

б) Государственной Думой и одобряются Советом Федерации

в) Правительством РФ и одобряются Президентом РФ

9. Местное самоуправление в Российской Федерации является формой:

а) Демократии

б) территориального общественного управления

в) Народовластия

10. Военное положение в стране вводит:

а) Совет Федерации;

б) Государственная Дума;

в) Правительство РФ;

г) Президент РФ

11. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если:

а) за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации;

б) в течение десяти дней он не был рассмотрен Советом Федерации;

в) за него проголосовала одна треть от общего числа членов этой палаты

12. В соответствии с Конституцией РФ местное самоуправление призвано обеспечивать самостоятельное решение населением вопросов:

а) местного значения;

б) федерального значения;

в) международного значения;

г) локального значения

13. Определите, что охватывает понятие «конституционно-правовые нормы»:

а) только нормы Конституции РФ, конституций республик в составе РФ;

б) не только нормы конституций, но и всех нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения, относящиеся к предмету отрасли конституционного права;

в) только нормы Конституции РФ, федеральных конституционных законов;

г) только нормы Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов) и законов субъектов РФ, уставов муниципальных образований

14. По инициативе какого государства во Всеобщую декларацию прав человека (1948 г) были включены положения о правах на труд, образование, социальное обеспечение и т.п.:

а) США;

б) СССР;

в) Швейцария;

г) Франция

15. Срок полномочий депутатов Государственного Совета Удмуртской Республики одного созыва:

а) 4 года;

б) 2 года;

в) 5 лет;

г) нет правильного ответа

16. Конституция Удмуртской Республики объявляет высшей ценностью:

а) право народа на самоопределение;

б) мир, взаимопонимание и сотрудничество;

в) человека. Его права и свободы;

г) защиту государственной, муниципальной, частной форм собственности

17. Какой из перечисленных Федеральных органов исполнительной власти не является подведомственным Министерству юстиции Российской Федерации:

а) Федеральная служба исполнения наказаний;

б) Федеральная регистрационная служба;

в) Федеральная служба судебных приставов;

г) Федеральное агентство по сельскому хозяйству

18. Какой государственный орган осуществляет надзор за деятельностью органов местного самоуправления:

а) Губернатор;

б) Прокуратура;

в) Суд

19. В каких случаях Законы РФ не имеют обратной силы:

а) Все законы, принятые вновь;

б) Закон устанавливающий или отягчающий ответственность;

в) Все законы, устраняющие ответственность;

г) Все законы, смягчающие ответственность

20.

Значение слова «конституция»

Недоверие Правительству РФ вправе выразить:

а) Совет Федерации РФ;

б) Федеральное собрание;

в) Государственная Дума РФ;

г) Президент РФ

21. Принцип разделения властей в государстве означает:

а) самостоятельность действия каждой ветви государственной власти;

б) невозможность влиять друг на друга в решении государственных вопросов;

в) осуществление функций государства различными органами, независимыми друг от друга и сдерживающими друг друга

22. Сколько времени РФ может существовать без Государственной Думы РФ:

а) 1 год;

б) 6 месяцев;

в) 4 месяца;

г) 5 месяцев

23. Какой вид законов не предусмотрен Конституцией РФ:

а) Федеральные законы РФ;

б) Федеральные Конституционные законы РФ;

в) Законы субъектов Федерации;

г) Совместные законы РФ и субъектов Федерации

24. Принадлежит ли право законодательной инициативы отдельно взятому депутату Государственной Думы РФ:

а) Такое право принадлежит только депутатским группам;

б) Такое право принадлежит только фракциям Государственной Думы РФ;

в) Принадлежит;

г) Не принадлежит

25. Проведение единой денежной политики в РФ обеспечивает:

а) Центральный банк России;

б) Федеральное собрание РФ;

в) Правительство РФ;

г) Администрация Президента РФ

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Зачем нужна конституция и почему ее называют основным законом страны?

Современный мир невозможно представить без государств, имеющих территориальную принадлежность. Большинство стран обладают независимостью, то есть имеют суверенитет. Одним из обязательных атрибутов суверенитета государства, является собственная конституция, в которой он собственно декларативно закрепляется. Но это лишь начало, ибо конституция это фактически, свод основных законов национального образования. В ней, как правило, обозначаются все основные права и свободы граждан страны.

И если уж существует конституция, значит можно говорить о существовании правового государства, где формально существуют иные законы и подзаконные акты, конкретизирующие положения конституции. Те, в свою очередь, регулируют основные правоотношения между гражданами и государством в лице его органов, а так же отношения между собой и хозяйствующими субъектами (предприятиями, фирмами, компаниями и другими), в различных областях человеческой деятельности. Важнейшей частью конституции является установления статуса государства и норм отношения к внешней политики.

Законодательство призванное регулировать подобные отношения принято называть отраслями права. Например, во многих цивилизованных станах существуют законы, регулирующие трудовые отношения между работниками и работодателями.

Конституция

В Росси такие отношения регулируется отраслью называемой, «Трудовое право». И таких отраслей может быть множество: Уголовное, Гражданское, Земельное и т.д. Еще более подробно права и обязанности могут устанавливаться в подзаконных актах (Постановлениях, указах, правилах и т.д.).

Многие люди задаются вопросом, так для чего же нужна это конституция, когда есть вполне конкретные своды законов в той или иной отрасли права. Конституция это основополагающий нормативный акт, содержащий и провозглашающий права и свободы, людей населяющее это государство. Они носят лишь декларативный характер, то есть в ней не объясняется, как и где эти права и свободы будут реализованы. Для этого существуют нижестоящие законы. Их принято делить на: конституционные, федеральные и региональные нормативные акты. При этом четко должна прослеживаться иерархия. Ни один из нижестоящих законов не должен противоречить предыдущему и главному закону — Конституции. Именно поэтому Конституцию большинства стран принято называть основным законом страны.

Она принимается законодательным органом государства, чаще всего путем референдума, где за нее голосуют все граждане станы. С точки зрения светского государства, старейшей конституцией можно назвать конституцию США. В РФ новая конституция была принята путем всенародного голосования 12 декабря 1993 года.

Поиск Лекций

Что означает слово «конституция» (лат. «constitutio»)

Тесты по конституционному праву

Права человека и гражданина — это одно и тоже.

а) да;

б) нет

в) нет правильного ответа

2. Как называется Глава 1 Конституции РФ:

а) Федеративное устройство

Б) Основы конституционного строя

в) Права и свободы человека и гражданина

г) Федеральное собрание

3. На какие права и свободы гражданина в соответствии с Конституцией РФ запрещаются любые формы ограничений:

а) право на личную свободы и личную неприкосновенность

Б) право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну,

в) прав по признакам национальной, языковой или религиозной принадлежности

4. В соответствии с Конституцией РФ статус республики определяется:

а) Федеральным Конституционным законом и Законом республики;

б) Конституцией Российской Федерации и Конституцией республики;

в) Только Конституцией Российской Федерации;

г) Только Федеральным Конституционным законом

5. Структура органов местного самоуправления в Удмуртской Республике определяется:

а) Правительством Удмуртской Республики;

б) Государственным Советом Удмуртской Республики;

в) Населением самостоятельно;

г) Нет правильного ответа

Что означает слово «конституция» (лат. «constitutio»)

а) «устройство»;

б) «согласие»;

в) «договор»;

г) «закон».

7. Какое слово часто используют как синоним слова «право»:

а) канон;

б) кодекс;

в) закон;

г) норма.

8.

Большой юридический словарь — конституция (от лат. constitutio

Федеральные законы принимаются:

а) Президентом РФ и одобряются Парламентом РФ

б) Государственной Думой и одобряются Советом Федерации

в) Правительством РФ и одобряются Президентом РФ

9. Местное самоуправление в Российской Федерации является формой:

а) Демократии

б) территориального общественного управления

в) Народовластия

10. Военное положение в стране вводит:

а) Совет Федерации;

б) Государственная Дума;

в) Правительство РФ;

г) Президент РФ

11. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если:

а) за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации;

б) в течение десяти дней он не был рассмотрен Советом Федерации;

в) за него проголосовала одна треть от общего числа членов этой палаты

12. В соответствии с Конституцией РФ местное самоуправление призвано обеспечивать самостоятельное решение населением вопросов:

а) местного значения;

б) федерального значения;

в) международного значения;

г) локального значения

13. Определите, что охватывает понятие «конституционно-правовые нормы»:

а) только нормы Конституции РФ, конституций республик в составе РФ;

б) не только нормы конституций, но и всех нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения, относящиеся к предмету отрасли конституционного права;

в) только нормы Конституции РФ, федеральных конституционных законов;

г) только нормы Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов) и законов субъектов РФ, уставов муниципальных образований

14. По инициативе какого государства во Всеобщую декларацию прав человека (1948 г) были включены положения о правах на труд, образование, социальное обеспечение и т.п.:

а) США;

б) СССР;

в) Швейцария;

г) Франция

15. Срок полномочий депутатов Государственного Совета Удмуртской Республики одного созыва:

а) 4 года;

б) 2 года;

в) 5 лет;

г) нет правильного ответа

16. Конституция Удмуртской Республики объявляет высшей ценностью:

а) право народа на самоопределение;

б) мир, взаимопонимание и сотрудничество;

в) человека. Его права и свободы;

г) защиту государственной, муниципальной, частной форм собственности

17. Какой из перечисленных Федеральных органов исполнительной власти не является подведомственным Министерству юстиции Российской Федерации:

а) Федеральная служба исполнения наказаний;

б) Федеральная регистрационная служба;

в) Федеральная служба судебных приставов;

г) Федеральное агентство по сельскому хозяйству

18. Какой государственный орган осуществляет надзор за деятельностью органов местного самоуправления:

а) Губернатор;

б) Прокуратура;

в) Суд

19. В каких случаях Законы РФ не имеют обратной силы:

а) Все законы, принятые вновь;

б) Закон устанавливающий или отягчающий ответственность;

в) Все законы, устраняющие ответственность;

г) Все законы, смягчающие ответственность

20. Недоверие Правительству РФ вправе выразить:

а) Совет Федерации РФ;

б) Федеральное собрание;

в) Государственная Дума РФ;

г) Президент РФ

21. Принцип разделения властей в государстве означает:

а) самостоятельность действия каждой ветви государственной власти;

б) невозможность влиять друг на друга в решении государственных вопросов;

в) осуществление функций государства различными органами, независимыми друг от друга и сдерживающими друг друга

22. Сколько времени РФ может существовать без Государственной Думы РФ:

а) 1 год;

б) 6 месяцев;

в) 4 месяца;

г) 5 месяцев

23. Какой вид законов не предусмотрен Конституцией РФ:

а) Федеральные законы РФ;

б) Федеральные Конституционные законы РФ;

в) Законы субъектов Федерации;

г) Совместные законы РФ и субъектов Федерации

24. Принадлежит ли право законодательной инициативы отдельно взятому депутату Государственной Думы РФ:

а) Такое право принадлежит только депутатским группам;

б) Такое право принадлежит только фракциям Государственной Думы РФ;

в) Принадлежит;

г) Не принадлежит

25. Проведение единой денежной политики в РФ обеспечивает:

а) Центральный банк России;

б) Федеральное собрание РФ;

в) Правительство РФ;

г) Администрация Президента РФ

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Владимир Махнач
Историко-культурное введение в политологию

Лекция 11

Два значения термина "конституция"

Термин "конституция" (от латинского "constitutio") имеет два значения. Первое — "учреждение, создание чего-нибудь, доселе не существовавшего". Поэтому, кстати, понятия "учредительное собрание" и "конституционная ассамблея" совершенно идентичны. Именно "конституцией" является учреждение государства, претендующего на формирование новой страны ("страна" и "государство" — понятия разные, что и отражено в большинстве языков); или учреждение государства в исторически сложившейся и продолжающей существовать стране. Второе значение этого термина — "основная или неизменяемая часть закона".

Например, конституция США полностью соответствует первому значению термина. Это было учреждение никогда не существовавшего прежде государства и претензия на формирование страны Америка. Сначала и вплоть до XX в. государство официально было названо "Соединенные Штаты Северной Америки", ибо нужно было как-то конкретизировать территорию (страна еще не вполне сложилась). Но когда территория и круг населения исторически сложились, изменилось и название на "Соединенные Штаты Америки".

А конституция Французской республики тоже вполне соответствует первому значению термина, но с оттенком второго: это было учреждение принципиально нового государства, но в исторически сложившейся стране, которая продолжала существовать. Никто не сомневался, что "прекрасная Франция" не допустит какого бы то ни было видоизменения своей территории. О сохранении страны свидетельствовало и такое определение: "Французская республика единая и неделимая".

Страна и государство

Какой же оттенок позволяет различить понятия "страна" и "государство"? "Государство" можно определить, как политический аппарат, административный аппарат, исторически созидаемый обществом. При этом, считать ли государство аппаратом насилия, и куда это насилие будет приложено — вопрос позиции юриста или историка. Но определение "страны" дать сложнее, потому что страна представляет собой территориальную и социальную общность, не только исторически складывающуюся, но и исторически признаваемую всеми. Понятие "страна" определяется методом рецепции. Проходит некоторое время, прежде чем сами жители страны, а уж тем более окружающие начинают воспринимать ее в этом качестве, т.е. привыкают к тому, что такая страна существует. Иными словами, "страна" — в гораздо большей степени понятие историко-географическое, нежели политическое.

Территории страны и государства могут не совпадать, что бывает сплошь и рядом. Германия как страна в XVIII — первой половине XIX вв. ни у кого не вызывала сомнения, а ведь на этой территории существовало множество германских государств! Англия была бы не только государством, но и страной (ни Уэльс, ни даже Шотландия не нарушают этого понятия — их можно рассматривать в качестве областей страны Англия), если бы не Северная Ирландия. Именно поэтому государство Соединенное королевство Великобритании и Северной Ирландии объединяет сейчас две страны, а точнее, — страну и кусок страны Ирландия. Таким образом, одно государство может состоять из нескольких стран, а одна страна — из нескольких государств.

Помимо этого, в истории не редкость — личные унии, т.е. две страны, объединенные особой одного монарха. Например, в личной унии длительное время до середины XVI в. были Польша и Литва, а еще в первые годы XX в. в личной унии были Швеция и Норвегия. Норвежцам это не нравилось, и они добивались полного суверенитета, т.е. восстановления норвежской династии, что, в конце концов, и произошло.

Нетрудно видеть, как исторически менялась ситуация в нашей стране. Домонгольская Русь была конфедерацией княжеств, а никак не единым государством (государством в то время было каждое княжество). Тем не менее это была страна, и как страну ее воспринимали соседи (скажем, скандинавы или византийцы). К концу XV в. в процессе укрупнения территорий Россия состояла уже из двух государств — Великого княжества Владимирского и Московского и Великого княжества Литовского и Русского, и это понимало все население. Кстати, в тот момент уже не только Москва, но и Вильна претендовали на объединение всех русских земель (т.е. на приобретение тех земель, которые принадлежали второму государству), ибо социально-политическая психология изменилась, и ставка на создание единой России стала общенародной.

В ходе революции, Россия, продолжавшая быть страной, подверглась расчленению и одно время принадлежала нескольким государствам. Все они были неисторическими и странами не являлись. Среди них некоторые причудливые просуществовали очень недолго (как, например, государство Литбел — Литовско-Белорусская федерация или ДВР — Дальневосточная республика), а некоторые довольно долго, но тем не менее странами от этого не стали так же точно, как страной никогда не был Советский Союз, не взирая на памятные слова песни "Широка страна моя родная". Советский Союз — не страна, а государство, существовавшее еще относительно недавно на территории исторической России.

Искусственно образованное государство может стать страной, но для этого обычно требуются многие десятилетия, а чаще века. Поэтому совершенно законно утверждение, что существует государство Украина, с которым государство Российская Федерация вправе заключать договоры и устанавливать дипломатические отношения, но нет такой страны Украина и скорее всего не будет никогда, ибо даже само ее название означает "Окраина России". Странами не являются и Латвия с Эстонией, учитывая обстоятельства их возникновения (см. Лекцию 9), хотя у них есть перспектива стать ими.

Итак, "государство" и "страна" часто, но отнюдь не всегда и не на всем протяжении истории совпадают территориально: одно государство может объединять территории нескольких стран, а одна страна — делиться на территории нескольких государств. Политическая ситуация от века к веку меняется.

Государства без конституций

Некоторые государства писанных конституций не имеют, отчего ни законодательный процесс, ни парламентаризм у них нисколько не страдают, а соседи не подозревают их в недостаточной свободе и демократичности.

Например, не имеет конституции Великобритания. Обычно это объясняют тем, что Англия — древнейшая страна демократических традиций, каковые ей заменяют конституцию, а больше никому сие не дозволено. Но куда серьезнее другое объяснение: Англия — столь глубоко традиционная страна, что просто не могла бы допустить появления конституции, ибо это означало бы в какой-то мере учреждение страны, а Англия в идеальном смысле существовала всегда.

Не имеет конституции и необычайно молодое государство Израиль, которое образовано в 1948-49 гг. и является парламентской республикой со слабой президентской властью. И тоже никто не ставит под сомнения демократические и парламентские традиции в этом государстве. И тоже есть причины, по которым конституции в Израиле нет и быть не может. Таковых причин две, одна из которых на поверхности, другая глубинная. Во-первых, территория государства Израиль образована постановлением ООН, а следовательно, соответствующие акты ООН и есть конституция в смысле учреждения. Во-вторых, идеология израильтян зиждится на положении, что территория государства Израиль не исторически сложилась, а имеет богодарованный характер, что это — та же земля, которая была подарена Богом евреям во времена Исхода примерно 34 века тому назад, а тогда нет смысла в конституции.

Конституция как неизменяемая часть закона

Иметь таковую необычайно удобно, однако человечество шло к этому постепенно. Исторически во многих монархиях источником закона считался монарх, даже если закон вырабатывался коллегиально или социально, в результате серьезного общественного обсуждения. Как уже говорилось, монархия чаще выступает в составных формах, нежели в чистом виде, и разумные монархи по возможности предпочитают избегать единоличного решения. Иными словами, ответственность за то, чтобы закон в нашем понимании этого слова был конституционен (т.е. не нарушал устоев общества, культурных и социальных традиций), лежала на монархе. Он в определенном смысле заменял собой конституцию.

Но по мере десакрализации государства монархическая власть даже там, где она сохранилась, потеряла свою религиозную санкцию. И тогда возникла необходимость в принципиально неизменяемой части закона, которая служила бы эталоном для дальнейшего законотворчества. Имея такой эталон, всегда можно поставить вопрос о конституционности нового закона. Именно так работают классические конституции. Разумеется, на практике конституция не может жить долгие века без изменений. Тем не менее правоведы, политические и общественные деятели, государственные чиновники во всех странах предпочитают не обращать внимания на исторический процесс и полагают конституцию действительно неизменяемой частью закона, дабы придать всему законодательству в государстве стабильность. Не случайно очень компактная по объему конституция США никогда не изменялась и уже миновала свой двухсотлетний рубеж.

В силу этого трудно было придумать что-нибудь более разрушительное для нашего конституционного строя, чем призывать сограждан проголосовать за текст Конституции РФ 1993 г., утверждая, что Конституция сия "переходная" и носит временный характер. Если конституция (пусть в реальной политической жизни, а не в самом ее тексте) признается временной и переходной, она — уже не конституция, и поэтому теряет смысл вопрос, поддержало ли ее действительно большинство населения на референдуме 1993 г. А к президентским выборам 1996 г. появился еще один тезис, разрушающий наш конституционный строй: "Глава государства является гарантом Конституции". Но как раз конституция является гарантом главы государства и самого государства, если она — конституция. Принцип же обратный напоминает стародавнюю поговорку "Кто палку взял, тот и капрал". Палку же в наше время взять могут многие!

Конституция в отечественной истории

До революционных событий нынешнего века у нас никогда не было места конституции как учреждению, ибо Россия, подобно Англии, полагала себя существующей всегда (в этом смысле мы — не меньшие традиционалисты). Но конституция как неизменяемая часть закона у нас была.

Мы обладали конституцией, вполне оформленной в соответствии с нормами конституционных процессов в европейских странах, с 1905 г., когда были изданы в исправленной редакции Основные законы Российской империи, включившие одну норму: "Император Всероссийский осуществляет верховную власть совместно с Государственным советом и Государственной думой". Юристы, в т.ч. и западноевропейские, никогда не сомневались, что Россия действительно имела конституцию, ибо Основные законы были изданы до издания манифеста о созыве Государственной думы, и уже тем самым их источником оказалась монархическая власть, а Дума автоматически лишилась возможности их изменять. Монарх тоже лишился возможности ее изменять, потому что с этого момента мог принимать законы только вместе с Думой. Таким образом, Основные законы Российской империи приобрели функцию Конституции в полной мере и стали неизменяемы, тогда как все остальное текущее законодательство было передано Государственной думе, обладавшей всеми полномочиями, в т.ч. и полномочиями законодательной инициативы. Так было относительно недавно.

Что же касается древнейшего периода истории России (тогда — Руси), то первый дошедший до нас памятник писанного права — "Русская правда" Ярослава Мудрого (XI в.). "Русская правда", безусловно, конституцией не являлась. Это был судебник, гражданский и уголовный кодекс того времени. Он не предполагался в качестве неизменяемого и дважды изменялся (точнее, дополнялся) — сначала Ярославичами, сыновьями и преемниками Ярослава, а потом в 1113 г. Владимиром Мономахом. "Русская правда" представляла собой запись славянского обычного права, т.е. права, основанного на обычае, и не испытала влияния римского и византийского права, что блестяще доказали В.О.Ключевский и другие ученые XIX в.

Однако параллельно на Руси перевели значительные извлечения из византийского, а тем самым по прямому преемству и римского права. Это было церковное законодательство, включавшее не только нормы, регламентирующие положение служителей церкви, но и, что гораздо важнее, нормы, регулирующие положение семьи, а следовательно, в значительной степени и нормы наследования (семейное право тогда находилось в юрисдикции христианского епископа). Одновременно с этим корпусом был переведен Закон градский — по происхождению, византийская "Книга эпарха" (эпарх — градоправитель Константинополя).

Надо заметить, что средневековый западноевропейский город сильно отличался от восточноевропейского и, в особенности, русского. Западный город складывался, как жесткая корпоративная организация, в противостоянии сеньорам, в силу чего был замкнут кольцом стен. Стены стОят безумно дорого, каждый год их передвигать не будешь, что вело к очень быстрому росту цены городской земли. Кроме того, в силу раннесредневековой традиции еще дороже городской земли стоила длина фасада дома вдоль улицы. Именно поэтому в средневековом городе возникают сплошные фасады с обеих сторон улицы, когда дом прилеплен к дому. Нередко фасад был настолько мал, что на первом этаже являл лишь дверь и окно рядом. Но такой дом тянулся в глубину, где мог быть и дворик, второй этаж немножко нависал, выступая вперед, над первым, а третий над вторым, а бывал и четвертый (в каменном доме так не сделаешь, а в каркасной фахверковой постройке с легкостью). Однако в средневековом городе посреди проезжей части — сточные канавы, и ходить надо с предосторожностью. И скотину в таком городе держать весьма затруднительно — слишком много времени уйдет на дорогу до пастбища.

А русский город был связан с сельской местностью. Он был спланирован так, что достичь городских ворот было довольно удобно. В русском городе дома всех жителей располагались в усадьбах, естественно, разных размеров (одно дело — боярская усадьба, другое — усадьба сапожника). На улицы же были выведены, кроме заборов, только общественные здания — церкви, торговые лавки, производственные помещения, типа кузниц, кожевенных мастерских и пр.

Примерно так же, как русский город, выглядел и Константинополь, хотя на Руси строили преимущественно в дереве, а в Византии — в камне. Главная улица Константинополя Меса шла через весь город, забранная с двух сторон аркадами, под коими торговали, спасаясь от жары, встречались, беседовали, прогуливались. Но весь остальной город состоял из усадеб. Поэтому нам было очень легко перенести ограждающие константинопольское градостроительство законы на русскую почву.

Среди прочего, кстати, в Законе градском содержалось и "Правило прозора" (так в русском переводе, от глагола "зреть"), запрещающее сплошную фасадную застройку. Согласно данному Правилу, если из вашей усадьбы открывался красивый вид (в Правиле ссылались на самый красивый вид тогдашнего Константинополя — бухту Золотой рог), а сосед ваш его застроил, не согласовав постройки с вами, вы через суд могли снести его постройку. Закон градский перевели у нас полностью и дословно (мы столь внимательно отнеслись к статьям римского и византийского происхождения, что исходно с ними обращались как с законодательными документами). Таким образом, в наш Закон градский "переехал" и этот "вид на Золотой рог". Конечно, ни из одного русского окна он не виден, тем не менее любой судья на Руси понимал, что речь идет просто о красивом виде.

Нормы церковно-семейного права и Закон градский, составившие книгу "Мерило праведное", вместе с "Русской правдой" с начала XII в. оказались у нас в положении неизменяемых законов, т.е. в некотором смысле играли роль конституции. И так продолжалось почти четыре века, в течение которых законодательствовать в пределах всей Владимирской Руси стало некому, хотя различные земли свои грамоты издавали (была составлена Новгородская судная грамота, Псковская судная грамота, некоторые князья издавали отдельные небольшие уставы). В это время связи между землями совсем ослабли. Наступил период глубочайшей раздробленности, вызванный вторжениями как с Запада, так и с Востока (с одной стороны, немцев, венгров, поляков, с другой — Орды).

Следующим общерусским кодексом стал Судебник Ивана III, основателя единой Российской державы, который был издан в 1497 г. (по сути дела этим Судебником и закончилось создание исторической России). Но и при его подготовке "Русскую правду" вместе с "Мерилом праведным" законодатели рассматривали, как на некий источник правоспособности. Эти законы уже никто не считал себя вправе изменять или дополнять. Такое же отношение к ним сохранилось при подготовке и исправленного судебника, названного Судебником Ивана IV (1550 г.), и Соборного уложения царя Алексея Михайловича (1648-49 гг.).

Итак, в средневековой русской традиции есть место конституции в качестве основного закона. В том же качестве конституцией обладала и Россия в начале этого века. Следовательно, таковая конституция в нашем государстве возможна, она в русской традиции. Но чтобы нынешняя конституция России приобрела настоящую прочность, она должна быть связана со старым законодательством России. При этом неважно, будет ли выстраиваться традиция от "Русской правды" XI в. или только от Основных законов Российской империи. И в том, и в другом варианте это приведет к восстановлению конституционной традиции и тем самым стабильной конституционной практики, каковой в настоящий момент мы не имеем.

Содержание конституций

1. Вопрос о правопреемстве. Во всех случаях, когда речь не идет о создании нового государства на новой территории, первенствующим вопросом конституции является вопрос о правопреемстве. Даже государства, не сложившиеся исторически, всегда ищут малейшего повода установить некое правопреемство. Так, упоминавшиеся Латвия и Эстония декларировали в 1991 г. свое правопреемство по отношению к государствам Латвия и Эстония, существовавшим всего лишь с 1920 по 1940 гг.

Авторы же проекта нашей Конституции вообще опустили вопрос о правопреемстве, потому что декларирование в 1993 г. правопреемства, связывающего Российскую Федерация с Российской империей или с Советским Союзом, порождали моментальные и совершенно законные территориальные претензии, хотя и несколько различные. А декларирование правопреемства по отношению к Российской Федерации в составе СССР означало постановку вопроса о возвращении русского имущества, попавшего в сопредельные независимые государства, причем имущества весьма значительного (скажем, масштаба Рижского автозавода, который являлся филиалом Горьковского автозавода и должен был бы ему и принадлежать в таком случае). В результате, оказалось, что Российская Федерация вообще никакой исторической территории не имеет, а занимает непонятно откуда взявшуюся.

2. Вопрос о территории. С вопросом о правопреемстве непосредственно связан вопрос о территории. Он не решается теми конституциями, которые конституируют новое государство в исторически сложившейся и продолжающей существовать стране. Однако Российская Федерация за отсутствием положения о правопреемстве таковой исторически сложившейся страной не является (территория ее случайна). Тем не менее вопрос о территории в ныне действующей Конституции также был опущен.

Надо заметить, что вопрос этот всегда очень тонкий, и разрешение его с бухты-барахты, декларация новообразования чем-то единым и неделимым может окончиться весьма прискорбно. Например, Французская республика, декларировав, что она единая и неделимая, сразу решала два вопроса: вопрос о территории и вопрос о населении (территория — та, что была у Французского королевства; все население — французы). В ответ французы получили Вандейскую войну, в которой храбрая французская революционная армия потерпела полное фиаско. Нам традиционно преподносят Вандею, как восстание тупых необразованных крестьян против прогрессивной революции, хотя совершенно непонятно, почему бретонский крестьянин, прихожанин и верноподданный своего короля, тупее и необразованнее парижского "бесштанника" (именно так переводится с французского слово "санкюлот" — "sans-culotte", они сами так себя именовали). А в действительности, провозгласив основополагающий принцип, Французская республика заявила бретонцам, что они французы, в то время как французский король говорил: "Мои бретонцы" так же, как "Мои гасконцы" или "Мои французы". В конце концов, Вандейскую войну удалось прекратить только Наполеону, который снова сказал: "Мои бретонцы".

Вопрос о конституировании территории всегда интересен, но в нашей ситуации он приобретает особый оттенок. Мы молчим о правопреемстве, но если вопрос о территории Российской Федерации тоже опускается, это значит, что нынешняя ее территория создана Конституцией 1993 г. Но если территории Российской Федерации до 1993 г. не существовало, то кто же конституировал территорию Чечни или Татарии? Почему не поднят вопрос об этих территориях? Иными словами, нынешняя Конституция построена так, что республики и области выглядят исторически сложившимися, а Российская Федерация в целом — нет.

3. Вопросы о населении и гражданстве. Вопрос о населении может сливаться с вопросом о гражданстве, хотя они и не идентичны, так как вопрос о населении — это еще и вопрос об источнике Конституции. Французская конституция начинается недвусмысленно: "Мы — французский народ", и сразу становится ясно, кто является источником конституции. Потом уже можно рассуждать, насколько это весь французский народ, но по крайней мере формулировка абсолютно точна и конституционна.

Однако вопрос о населении Российской Федерации в Конституции 1993 г. вообще никак не поставлен. Правда, там есть формулировка "многонациональный народ Российской Федерации", но эта формулировка очень странная. Во-первых, непонятно, какие нации составляют народ Российской Федерации. Во-вторых, очень многие современные ученые полагают, что многонациональных народов не бывает, а скорее бывают "многонародные" нации. В-третьих, эта формулировка не соответствует современным представлениям европейской науки, которая полагает нацию совокупностью полноправных граждан государства, вполне владеющих его официальным языком. Таким образом, и здесь в нашей Конституции имеется некий провал.

Более того, необычайно многословная, включающая много десятков статей Конституция Российской Федерации выводит из своего состава и вопрос о гражданстве, указывая, что проблема гражданства решается Законом о гражданстве (т.е. Закон о гражданстве является подзаконным актом по отношению к Конституции). Но тогда возникает вопрос: кто же эту Конституцию принимал, если граждан на момент ее принятия не было? Ее принимала толпа? И точно так же за отсутствием положения о правопреемстве позволительно задать вопрос: кто в момент принятия Конституции 1993 г. являлся гражданином Российской Федерации? Ответ очевиден: никто!

Я не преследую цель критиковать нашу Конституцию, но она позволяет иллюстрировать обычные положения конституций.

Конститу́ция

Прочие ворпосы. После разрешения вопросов о правопреемстве, внутренних границах территории, составе населения и гражданстве конституции остается лишь указать тип государства, действующую форму государственной власти и перечислить основные незыблемые права граждан. Ограждая такие права, ряд конституций выделяет господствующую или покровительствуемую религию (иногда несколько). Так поступают и конституции европейских светских государств, принявших принцип отделения церкви от государства. Эта норма, с одной стороны, ограждает демократические права большинства, а с другой — защищает собственную культуру от экспансии чужой. Таково, кстати, было требование Православной церкви к светскому Российскому государству, сформулированное 2 (15) декабря 1917 г.

И последнее замечание: растягивать объем конституции ни в коем случае нельзя. Растянутая конституция, как ни парадоксально, вызывает больше сомнений в своей неизменяемости, чем конституция лаконичная.

Международное конституционное право

Принятие конституции

Принятие конституции представительными органами

Принятие конституции избирательным корпусом

Принятие конституции главой государства

Принятие конституции представительными органами

В принципе различают три способа приня­тия конституции: а) представительными органами; б) избирательным корпусом; в) главой государства.

Первый вариант — это принятие конституции учредительным (конституционным) собранием, парламентом или надпарламентским учреждением. Учредительное собрание представляет собой выборный, а иногда и иной орган, специально создаваемый для разработки и при­нятия конституции и, как правило, распускаемый после выполнения этой задачи.

Исторически первым таким собранием был в США Фила­дельфийский конвент 1787 г., заседавший четыре месяца. Вскоре, в 1791 г. такое собрание было созвано во Франции. Позднее практика созывов учредительных собрании получила достаточно широкое распространение.

Как известно, сразу же после Февральской революции 1917 г. и свержения монархии в России было провозглашено о созыве Учредительного собрания для принятия ее конституции, которое было избрано в ноябре того же года, а в январе 1918 г. распущено большеви­ками, так и не выполнив своей цели.

Особенно широко учредительные собрания использовались после Второй мировой войны.

Так, они созывались для принятия Конститу­ции Франции 1946 г., Конституции Италии 1947 г., Конституции Ту­ниса 1956 г., Конституции Кувейта 1962 г., Конституции Португалии 1976 г., Конституции Нигерии 1978 г., Конституции Ганы 1979 г., Кон­ституции Турции 1982 г., конституций Болгарии и Румынии 1991 г. и др.

Созыв в будущем для принятия новых конституций учредитель­ных собраний предусматривается в действующих основных законах целого ряда стран, в том числе и России (Конституционное Собрание). Учредительные собрания различаются по способу их формирования, ибо одни из них формируются путем всеобщих и прямых выборов, а другие избираются лишь частично, а отчасти назначаются или делеги­руются (особенно в развивающихся странах).

С другой стороны, неко­торые учредительные собрания окончательно принимают конститу­цию, а другие принимают ее, но окончательно она утверждается рефе­рендумом или каким-либо государственным органом.

В рамках того же первого варианта конституция может принимать­ся и действительно принимается другим представительным органом — парламентом (без его возможного преобразования (переименования) в учредительное собрание).

Так были приняты, например, конституции Шри-Ланки 1978 г., Китая 1982 г., Мозамбика 1990 г., Вьетнама 1992 г., Грузии 1995 г., Украины 1996 г., Польши 1997 г. и др.

Парламентами, провозгласившими себя учредительными собраниями, были приняты конституции Шри-Ланки 1972 г., Танзании 1977 г., Нидерландов 1983 г., Бразилии 1988 г., Замбии 1992 г. и др. Иногда конституции принимаются надпарламентскими органами, которые могут включать в себя парламент, а могут и не включать (например, Конституция Ин­донезии 1945 г., принятая Народным консультативным конгрессом; Конституция Афганистана 1987 г. — Великой джиргой; Конституция Монголии 1992 г. — Великим народным хуралом).

Принятие конституции избирательным корпусом

Второй вариант — это принятие конституции путем проведения референдума, т.е.

Что означает слово «конституция» (лат. «constitutio»)

общегосударственного голосования избирателей.

Прямо и непосредственно через референдум, без предварительного рассмотрения проекта в представительных государственных органах конституции в демократических странах принимаются довольно редко (например, Конституция Франции 1958 г., Конституция России 1993 г., Конституция Казахстана 1995 г. и др.). В развивающихся стра­нах (Алжир, Бирма, Бенин, Мадагаскар, Эфиопия и др.) такой способ применяется значительно шире.

Так, только за период с 1989 по 1993 г. через референдумы конституции были приняты в 16 странах Африки. При этом за последние десятилетия во многих развивающихся странах серьезно демократизировался процесс разработки и обсуждения про­ектов конституций перед референдумом.

Более часто в демократически развитых странах референдум используется как форма окончательного одобрения конституции после ее рассмотрения и принятия представи­тельными органами. Например, так принимались конституции Италии 1947 г., Греции 1975 г., Португалии 1976 г., Испании 1978 г., Румынии 1991 г. и др.

Бывает и так, что этот процесс имеет обратную направлен­ность: конституции, уже принятые на референдуме, позднее утвержда­лись вновь избранными парламентами (например, конституции Бирмы 1947 г. и Эфиопии 1987 г.).

В принципе референдум, несомненно, самый демократический спо­соб принятия конституции. Но и при этом нельзя не учитывать, что, во-первых, он также ограничен в том отношении, что избиратель на нем имеет только возможность высказаться за или против предложенного проекта, но не имеет возможности принять участие в его обсуждении и внести те или иные поправки; а во-вторых, в условиях тоталитаризма и авторитаризма референдум чаще всего не позволяет выявить дейст­вительное, свободное волеизъявление народа и может, как показывает опыт, использоваться в антидемократических целях (например, рефе­рендум в Чили 1980 г. в условиях военной диктатуры Пиночета).

В целом же первый и второй варианты принятия конституции яв­ляются сегодня наиболее распространенными, преобладающими. После принятия конституции представительным органом или на рефе­рендуме глава государства чаще всего промульгирует (удостоверяет) такое решение, не имея при этом обычно права отлагательного вето.

Принятие конституции главой государства

Третий вариант — это принятие конституций путем дарования, по­жалования (октроирования) конституции монархом своему народу. Сегодня такой способ не имеет сколько-нибудь серьезного распростра­нения, хотя в прошлом он был нередок, о чем уже шла речь выше.

Такие конституции в настоящее время действуют в Катаре (1962), Саудов­ской Аравии (1992) и некоторых других странах монархической формы правления.

В прошлом они были свойствены многим абсолютным мо­нархиям и иногда именовались хартиями (например, Хартия 1814 г. Людовика XVIII, Конституция Японии 1889 г., Конституция Марокко 1911 г. и др.) Позднее конституции были пожалованы монархами в Иордании в 1952 г., Непале в 1962 г., Свазиленде 1978 г. и др. странах. Октроированными были и конституции более 30 стран, которым Вели­кобритания даровала конституции актами монарха при их освобожде­нии от колониализма, хотя большинство их к нынешнему времени уже заменены другими конституциями.

Смотрите также:

  Борис Ельцин — принятие новой демократической Конституции России …

Одним из важнейших достижений Бориса Ельцина является принятие новой демократической Конституции. Однако процесс принятия такой Конституции весьма затянулся …
bibliotekar.ru/boris-eltsin/5.htm

  Развитие права. Конституция СССР 1977 года. Развитие права в …

Принятие в 1977 г. Конституции СССР стимулировало дальнейшее развитие права. Президиум ВС СССР в декабре 1977 г. принял специальное постановление о …
www.bibliotekar.ru/istoriya-gosudarstva-i-prava/50.htm

  В 1925 г. в состав СССР были приняты Туркменская и Узбекская ССР …

Со времени принятия Конституции СССР 1924 г. и до принятия Конституции СССР 1936 г. про-изошли большие изменения в государственном устройстве СССР. …
www.bibliotekar.ru/sovetskaya-rossiya/45.htm

  Рождение новой фразеологии в русском языке. Под фразеологией …

Наглядный пример тому текст Основного закона страны – Конституции. Как … «принятие Конституции СССР, внесение в нее изменений, принятие в состав СССР …
www.bibliotekar.ru/russkiy-yazyk/133.htm

  Франкфуртская Конституция Германской империи 1849 г. Национальное …

Столь же тщательно, как и в прусской Конституции, был разработан вопрос о контроле рейхстага за кредитно-финансовой сферой, принятием бюджета, …
bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-5/46.htm

  Первые конституции германских государств. С 1816 по 1847 гг. в …

С 1816 по 1847 гг. в большинстве германских государств были приняты, во исполнение решения Союзного акта 1815 г., первые конституции, в основном в форме …
bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-5/43.htm

  Законодательный процесс. Четыре основные стадии. Понятие закона …

ральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 25 мая 1994 г., датой принятия конституционного федерального закона счита- ется день, …
www.bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-1/70.htm

  Традиционной формой правления в странах Арабского Востока была …

В этих странах были приняты конституции, провозглашено создание парламентов. … ликвидацией монархии и принятием республиканской Конституции (1956 г.). …
www.bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-5/142.htm

  Конституция 1918 года — разработанная Лениным Декларация прав …

С октября 1917 г. до принятия Конституции РСФСР СНК издал около 600 декретов, постановле-ний и других актов, не считая постановлений о назначениях …
www.bibliotekar.ru/sovetskaya-rossiya/14.htm

  Законы занимают главное место в системе нормативно-правовых актов …

Для принятия конституционного закона и для преодоления отлагательного вето Президента или Совета Федерации необходимо не менее двух третей голосов депутатов …
www.bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-1/63.htm

Определение конституции

Если определять конституцию как правовую категорию самым общим образом, то можно сказать, что это система правовых норм, имеющих, как правило, высшую юридическую силу и регулирующих основы отношений между человеком и обществом, с одной стороны, и государством – с другой, а также основы организации и деятельности самого государства. Определение предмета регулирования, как видим, здесь такое же, как и предмета регулирования конституционного права, но отличие заключается в наивысшей юридической силе конституционных норм, признаваемой в подавляющем большинстве государств. Эти правовые нормы могут быть сосредоточены в одном или нескольких нормативных актах, иногда называемых основными законами, а могут содержаться в неопределенном множестве обычных законов и, кроме того, в судебных прецедентах и конституционных обычаях. В тех странах, где формально-юридическая конституция (см. ниже) отсутствует, различие между конституцией и конституционным правом провести невозможно.

Конституция в так называемом материальном смысле (значении) представляет собой писаный акт, совокупность актов или конституционных обычаев, которые прежде всего провозглашают и гарантируют права и свободы человека и гражданина, а равно определяют основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения, государственную символику и столицу.

Однако в материальном смысле термин «конституция» употребляется редко. Гораздо чаще мы говорим о конституции в формальном смысле (значении), то есть о законе или группе законов, обладающих высшей юридической силой по отношению ко всем остальным законам и другим актам. Конституция в данном смысле – это в своем роде закон для законов. Она не может быть изменена путем издания обычного закона, и, наоборот, внесение поправок в конституцию требует соответствующего изменения тех законов и подзаконных актов, которые были ранее изданы на основании или в развитие действовавших тогда ее положений, но перестали теперь ей соответствовать.

Материальное и формальное понимание конституции находятся в определенном соотношении. Вероятно, оправданно, чтобы специальная форма выражения соответствовала предмету регулирования – ведь в конституции определяются основы общественного и государственного строя страны. Кроме того, это соотношение проявляется в следующем: все государства обладают конституцией в материальном смысле, но не у всех у них есть конституция в смысле формальном. Британская конституция существует в первом смысле, но не во втором: ее нормы могут быть изменены в том же порядке и теми же органами, которые создали действующие нормы.

Что такое Конституция? Значение и толкование слова konstitutsija, определение термина

К конституции в материальном смысле относятся лишь те правовые нормы, которые регулируют указанные выше общественные отношения.

Напротив, конституции в формальном смысле могут содержать такие нормы, которые, казалось бы, регулируют отношения, не имеющие конституционного характера. Однако сам факт включения тех или иных норм в формальную конституцию свидетельствует, что законодатель преследовал этим важные политические цели, и поэтому такие нормы не стоило бы рассматривать как нетипичную случайность. Нормы, не входящие в собственную область конституционного регулирования, можно назвать конституционными второго порядка. Они входят в состав высшего закона, но регулируют иные отношения, чем указанные выше.

Такие нормы характерны для зарубежных конституций, главным образом принятых после Второй мировой войны. Они обычно отсутствовали в актах первого периода конституционного развития, то есть до Первой мировой войны. В них никогда не было что-либо лишнего, выходящего за пределы собственно конституционного регулирования. Ярким примером такого акта является Конституция Соединенных Штатов Америки 1787 года, дожившая до наших дней. Правовые положения второго порядка встречаются теперь и в странах, обладающих длительными конституционными традициями (примером могут служить положения о финансах в ст. 105–115 Основного закона для Федеративной Республики Германии 1949 г.). Конституция Греции 1975 года также содержит развернутые нормы о налогообложении (ст. 78–80), а новая Конституция Швейцарской Конфедерации 1999 года, следуя устоявшейся традиции включать названные нормы второго порядка, таковых содержит достаточное число. В новом акте остались нормы, правда, в сокращенном виде по сравнению с Конституцией 1874 года, которые с точки зрения представлений о содержании этих актов не должны находиться в тексте. Например, имеется огромное число норм, регулирующих налоги (ст. 76, 82, 85, 86, 100, 111,112, 127–134, переходные положения 3, 13–16). В совокупности эти положения составляют своего рода налоговый миникодекс. В Конституции остались нормы о болотах и заболоченных местах особой красоты (ст. 78), об азартных играх и игорных домах (ст. 106) и некоторые другие.

В то же время некоторые новые конституционные акты ограничиваются классическим перечнем норм, не включая чего-либо выходящего за пределы традиционного конституционного регулирования. Примером может служить Основной закон для Королевства Нидерландов 1815 года после его полного пересмотра в 1983 году.

Различаются также понятия юридической и фактической конституции. Юридическая конституция в материальном или формальном смысле – это всегда определенная система правовых норм, регулирующих указанный выше круг общественных отношений. Фактическая же конституция – это сами такие отношения, то есть то, что реально существует. Она, следовательно, не охватывается данным выше определением конституции. Например, Конституционный закон о Чехословацкой Федерации № 143 1968 года предусмотрел создание системы конституционных судов, однако на практике до победы антибюрократической революции 1989 года эти суды так и не были созданы. Следовательно, согласно юридической конституции они существовали, а согласно фактической – отсутствовали. До сих пор в Конституции Соединенных Штатов Америки 1787 года продолжает значиться давно ставшая мертвой буквой норма разд. 8 ст. I о праве Конгресса выдавать каперские свидетельства (Letters of Marque), управомочивавшие торговые корабли на ведение во время войны боевых действий против кораблей неприятельского государства, а также против кораблей нейтральных государств, если они перевозили грузы для неприятельского государства. В XIX веке каперство было запрещено международным правом, однако указанная конституционная норма осталась без изменения, хотя и не применяется.

Расхождение между фактической и юридической конституцией– обычно результат изменения в соотношении политических сил, происшедшего после принятия юридической конституции, особенно когда речь идет о формальной юридической конституции, принятие которой имеет одномоментный характер. Расхождение между фактической и юридической конституцией свидетельствует, что часть норм юридической конституции стала или изначально была и остается фиктивной. Возникает необходимость либо юридическую конституцию привести в соответствие с фактическими общественными отношениями, либо, наоборот, эти отношения преобразовать в соответствии с предписаниями юридической конституции. В последние десятилетия в преодолении расхождений между фактической и юридической конституцией все большую роль играет конституционная юстиция.

Фиктивность конституций обычно характерна для стран с авторитарными и особенно тоталитарными политическими режимами.

Юридические конституции в таких странах нередко содержат демократические положения, которые не получают реализации на практике, ибо включаются только для того, чтобы скрыть антидемократическую сущность режима. Характерный пример давала практика Советского Союза и других социалистических стран, где конституционно провозглашалась власть народа, осуществляемая через представительные органы, а на практике власть принадлежала аппарату коммунистических партий, которые по существу и партиями только назывались, не будучи таковыми на деле. Не случайно в этих странах, как правило, не существовало ни конституционной, ни административной юстиции, а общая юстиция конституцию непосредственно не применяла, ибо власть не была заинтересована в последовательной реализации демократических конституционных норм. В результате конституция как бы повисала в воздухе: текущее законодательство, акты исполнительной и судебной власти не сопрягались с основным законом, который таким образом оставался актом политическим и идеологическим, но во многом не выполнял своего главного предназначения – не регулировал общественных отношений.

Иногда в литературе можно встретить несколько иное понимание фактической конституции, а именно совпадающее с рассмотренным выше понятием конституции в материальном смысле.

В дальнейшем понятие «конституция» мы будем употреблять преимущественно в наиболее распространенном его значении – формально-юридическом. Другими словами, речь будет идти о законе или законах, обладающих высшей юридической силой.

Высшая юридическая сила конституции в формальном смысле проявляется в том, что, во-первых, ее нормы всегда имеют перевес над положениями иных законов, а тем более нормативных актов исполнительной власти. Во-вторых, законы или подзаконные акты должны приниматься предусмотренными в конституции органами и по установленной ею процедуре. Высшая юридическая сила конституции в материальном смысле состоит в том, что нижестоящие по уровню правовые нормы должны соответствовать по существу (во всяком случае, не противоречить) нормам основного закона. Любой акт, противоречащий конституции либо по существу, либо по форме, должен быть признан недействительным.

Верховенство конституции иногда обеспечивается ее собственными нормами. Так, в § 4 ст. 15 Конституции Ирландии 1937 года говорится:

«1. Никакой закон, противоречащий в чем-либо настоящей Конституции или какому-либо ее предписанию, не может быть принят Парламентом.

2. Любой закон, противоречащий в чем-либо настоящей Конституции или какому-либо ее предписанию, будет недействителен, но лишь в той мере, в какой он им противоречит».

В ст. 98 Конституции Японии 1946 года указывается, что она является «верховным законом страны, и никакие законы, указы, рескрипты или другие государственные акты, противоречащие в целом или в части ее положениям, не имеют законной силы».

Дата добавления: 2017-06-02; просмотров: 105;