Лекция, являясь одной из ведущих форм организации обучения в высшей школе, представляет собой форму устного изложения учебного материала. Преподаватель на протяжении всего учебного занятия сообщает информацию, акцентирует внимание слушателей, увлекает их излагаемой темой, активно воздействует на их эмоции, вызывает интерес к предмету и стремление пополнять знания. Благодаря тому, что материал излагается концентрированно, в логически выдержанной форме, лекция является наиболее экономичным способом передачи учебной информации. Она не может быть заменена зачитыванием готового текста, магнитофоном, телепередачей, радиотрансляцией, поскольку главным фактором, воздействующим на слушателей и определяющим эффективность восприятия и формирования знаний, является живое общение преподавателя со слушателями.

Структура лекции в основном складывается из трех элементов: вступления, основной части и заключения. Во вступлении кратко формулируется тема, сообщается план и задачи, перечисляется литература к лекции, показывается связь с предыдущим учебным материалом, обозначается теоретическая и практическая значимость темы. Цели основной части лекции направлены на раскрытие содержания темы, изложение и конкретизация ключевых идей и положений, на анализ явлений, связей, отношений. В заключительной части лекции подводится итог, кратко повторяются и обобщаются основные положения, формулируются выводы и даются рекомендации по выполнению самостоятельной работы. Традиционно в заключение студентам предоставляется возможность задать вопросы, но временное пространство для вопросов может быть задано и в основной части лекции. Известно, что взрослыми слушателями активно удерживается внимание в течение 15-20 минут, затем целесообразно давать им возможность включить полученные новые знания в существующую систему знаний путем формулирования наводящих вопросов, поиска ответов на них в малых группах.

Лекция – многогранное явление. Преподавателю важно учитывать композицию, содержание, подбор примеров и иллюстраций, методическое оформление, расчет времени, состав студентов, приемы активизации внимания, связь с предыдущим материалом, основные вопросы для запоминания и записи в ходе лекции, литературу для самостоятельной работы.

В зависимости от дидактических целей и места в учебном процессе различают следующие типы лекций: вводная, установочная, текущая, заключительная и обзорная.

Вводная лекция открывает лекционный курс по учебной дисциплине. На этой лекции преподавателю важно показать теоретическое и прикладное значение изучаемой дисциплины, ее связь с другими учебными дисциплинами, роль в подготовке специалистов.

Установочная лекция (как правило, используется в очно-заочном и заочном обучении) сохраняет все особенности вводной, однако имеет и свою специфику. Она знакомит обучающихся со структурой учебного материала, основными положениями курса, а также содержит программный материал, самостоятельное изучение которого может представлять для студентов трудность. Кроме этого, в установочной лекции даются основные направления самостоятельной работы, а также особенности выполнения контрольных заданий.

Текущая лекция служит целям систематического изложения содержания учебной дисциплины, ознакомления с учебным материалом.

Заключительная лекция завершает изучение учебного материала. На ней ранее изученное содержание учебной дисциплины обобщается на более высокой теоретической основе, рассматриваются перспективы развития той отрасли науки, которую данная дисциплина представляет. Особое внимание уделяется специфике самостоятельной работы обучаемых в период подготовки к контрольному мероприятию (экзамену или зачету).

Обзорная лекция содержит краткую, обобщенную информацию о нескольких близких по содержанию программных вопросах. Как правило, этот тип лекций используется на завершающих этапах обучения.

В зависимости от способа проведения можно выделить следующие виды лекций.

Информационная (используется объяснительно-иллюстративный метод изложения) лекция применяется для изложения содержания учебного материала. Это вид лекции является самым традиционным видом в высшей школе. Для более эффективного изложения материала преподавателю важно использовать настенную доску, на которой записывается план лекции, оформляются основные пункты и заметки, а также технические средства обучения (кодоскопы, диапроекторы и т. д.). В информационной лекции превалирует деятельность преподавателя.

Проблемная лекция предполагает изложение учебного материала путем активизации особого психического состояния у слушателей, выражающегося в эмоциональном подъеме, стремлении найти ответ на поставленный вопрос. Основой проблемной лекции, как и проблемного обучения в целом, является создание проблемных ситуаций, использование проблемных вопросов. При этом процесс познания происходит в научном поиске, диалоге и сотрудничестве с преподавателем в процессе анализа и сопоставления разных точек зрения.

Лекция-визуализация предполагает визуальную подачу материала средствами ТСО или аудио-, видеотехники с развитием или кратким комментированием демонстрируемых визуальных материалов.

Бинарная лекция (лекция-диалог) предусматривает изложение материала в форме диалога двух преподавателей, например, ученого и практика, или представителей двух научных направлений.

Лекция-провокация (лекция с заранее запланированными ошибками) рассчитана на стимулирование обучающихся к постоянному контролю предлагаемой информации и поиску ошибок. В конце лекции проводится диагностика знаний слушателей и разбор сделанных ошибок.

Лекция-конференция проводится как научно-практическое занятие заслушиванием докладов и выступлений студентов по заранее поставленной проблеме в рамках учебной программы. В заключение преподаватель подводит итоги, дополняет, уточняет информацию и формулирует основные выводы.

Выделяют этапы подготовки лекции: изучение программы дисциплины; составление списка литературы; изучение литературы; отбор материала и его стилистическая правка; выбор типа композиции; написание плана лекции или конспекта, выделение в нем главного и четкое структурирование текста; подбор иллюстративного материала (схем, таблиц, аудио- и видеоматериалов, других технических средств обучения). Конспект лекции должен содержать: тему; цель и задачи; список литературы обязательной и дополнительной; текст содержания (с выделением основного и второстепенного); задания для самостоятельной работы.

При проведении лекции необходимо учесть ряд правил:

· поддерживать высокий научный уровень излагаемой информации;

· обеспечивать доказательность и достоверность высказываемых суждений;

· ясно и точно излагать мысли и активизировать внимание слушателей;

· четко проговаривать термины, расшифровывать и записывать их на доске;

· уметь устанавливать контакт со слушателями, чувствовать и понимать реакцию аудитории;

· использовать обратную связь, желательно после каждого учебного раздела;

· предоставлять возможность слушателям задать вопросы в конце лекции.

Особое внимание следует уделить ответам на вопросы слушателей.

У многих преподавателей, особенно начинающих, могут возникнуть опасения относительно своих способностей быстро и правильно отвечать на вопросы студентов. Это представление связано с традиционной установкой о том, что умение быстро отвечать на вопросы свидетельствует о высоком уровне компетентности обучающего. Вместе с тем, следует учесть, что каждое учебное мероприятие, в том числе и лекция, является коллективной, совместной деятельностью, а это значит, что прозвучавший вопрос может быть адресован не только преподавателю, но и всей аудитории. Следовательно, вопрос сначала должен быть задан всем, поскольку в аудитории могут находиться слушатели, которые либо знают ответ, либо могут помочь в нахождении ответа, либо могут попытаться ответить. Лишая аудиторию слушателей реализовать эти возможности активной деятельности и отвечая на заданный вопрос, преподаватель ограничивает познавательный поиск обучаемых. С другой стороны, такая тактика может предоставить преподавателю некоторое время, чтобы подумать над возможным ответом.

Если со стороны слушателей не поступит удовлетворительного ответа на вопрос, то ответ может быть дан преподавателем, если он его действительно знает.

Структура и виды лекций в вузе

А как быть, если на вопрос нельзя сразу дать ответ? По мнению В.-Д. Веблера, преподавателю не следует стремиться производить впечатление «всезнайки», от которого потом придется отказаться. Не следует также «петлять вокруг да около», ибо слушатели довольно быстро распознают неуверенность преподавателя, и ущерб от недостаточной достоверности будет велик. Вместо этого преподавателю важно создать у себя адекватную психологическую установку: поиск ответа на значимые, существенные вопросы – это общая задача всех присутствующих. Со стороны преподавателя будет ошибкой, если он, мучаясь угрызениями совести, признавая свою неосведомленность, скажет, что «он, к сожалению, не знает ответа, но к следующему занятию поищет в справочной литературе». Эта ситуация должна быть использована преподавателем для создания собственной учебной ситуации, а именно:

· обсудить со слушателями, где можно было бы найти ответ (справочники, словари, энциклопедии, Интернет и т.д.)?

· кто из студентов какое средство информации возьмет для изучения?

Один из источников информации, наименее доступный, рекомендуется взять самому преподавателю в целях надежности поиска ответа. Если на следующем занятии слушателями будет полностью представлен ответ или ответы (этого нужно потребовать), то его нужно использовать для анализа средств информации, что поможет студентам расширить представление о качестве и объеме различных информационных источников.

Таким образом, совместный поиск ответа ведет не к заглаживанию мучительной неудачи преподавателя, а свидетельствует об оптимальном варианте работы с имеющимися и не имеющимися знаниями. Как видим, в этом случае ответственность за ответы на вопросы, возникающие на учебном мероприятии, несут не только преподаватели. На частные вопросы или вопросы, уводящие в сторону, помощь может быть предложена отдельно спрашивающему после занятия, либо может быть дано указание на литературу, где содержится ответ.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите типы уроков и укажите их связь с дидактическими целями.

2. Какие аспекты имеет урок как организационная форма обучения? Дайте их характеристику.

3. Дайте характеристику типов лекций в зависимости от дидактических целей и места в учебном процессе.

4. Каким образом можно применять различные виды лекций с учетом системы учебных задач (по Д. Толлингеровой)?

Список использованной литературы

Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. М., 1978.

Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л., 1985.

Кан – Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1978.

Толлингерова Д.А. Анализ когнитивного состава задач с помощью вычислительной графики//Актуальные проблемы современной психологии. М., 1983.

В. – Д. Веблер «Дидактика высшей школы». Материалы семинара. Яролавль 2002.

Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 11177 | Нарушение авторского права страницы

Роль и место лекции в вузе

Виды учебных занятий и требования к ним.

Лекция

Роль и место лекции в вузе

Вузовская лекция — главное звено дидактического цикла обучения. Ее цель — формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. В жизни современной высшей школы (ВШ) лекцию часто называют "горячей точкой". Слово "лекция" происходит от латинского "lection" — чтение. Лекция появилась в Древней Греции, получила свое дальнейшее развитие в Древнем Риме и в средние века. Яркие страницы в историю развития лекционной формы обучения в России вписал основатель первого отечественного университета М. В. Ломоносов, по достоинству ценивший живое слово преподавателей. Он считал необходимым систематически и настойчиво учиться красноречию, под которым разумел "искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению". И поэтому он советовал лекторам "разум свой острить через беспрестанное упражнение в сочинении и произношении слов, а не полагаться на одни правила и чтение авторов".

К числу наиболее прославленных лекторов отечественной школы следует отнести математика М. В. Остроградского. Михаил Васильевич Остроградский придавал большое значение как научной, так и методической стороне лекции. Он начинал с обзора прочитанного ранее, затем следовали рассуждения и методы доказательства по новой теме.

Виды лекций и их структура

Лекция заканчивалась выводами и оживлялась экскурсами в жизнь и деятельность маститых ученых.

Выдающимися лекторами были историки О. В. Ключевский и Т. Н. Грановский. Лекции Грановского были столь блестящи, что отодвинули на второй план книгу, учебник. Н. Г. Чернышевский называл Грановского "одним из сильнейших посредников между наукой и нашим обществом". Лекции этого ученого-гуманитария оказывали сильнейшее духовное, нравственное воздействие на слушателей.

С середины XIX в. по мере роста научных и технических знаний во всем мире усилилась потребность дополнения лекций практическими занятиями, стимулирующими самостоятельность и активность студентов. Назначение лекции видится как подготовка студентов к самостоятельной работе с книгой. Известный русский хирург и педагог Н. И. Пирогов утверждал, что лекция должна читаться только в том случае, если лектор владеет совершенно новым научным материалом или обладает особым даром слова. Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев придавали большое значение самостоятельной работе студентов, но в то же время подчеркивали эмоциональное воздействие лекций в процессе педагогического общения. В 1896 г. второй съезд русских деятелей по техническому и профессиональному образованию выступил в защиту лекции, подчеркнув, что живое слово — это могущественное средство для сообщения научных знаний и по своей способности прочно запечатлеть наиболее существенные стороны предмета не может быть заменено никакой книгой. В 30-е гг. в некоторых вузах в порядке эксперимента прекратили читать лекции. Эксперимент себя не оправдал. Резко снизился уровень знаний у студентов.

В настоящее время наряду со сторонниками существуют противники лекционного изложения учебного материала. В их контраргументах есть доля истины, во всяком случае над ними стоит подумать. Каковы их доводы?

1. Лекция приучает к пассивному восприятию чужих мнений, тормозит самостоятельное мышление. Чем лучше лекция, тем эта вероятность больше.

2. Лекция отбивает вкус к самостоятельным занятиям.

3. Лекции нужны, если нет учебников или их мало.

4. Одни студенты успевают осмыслить, другие — только механически записать слова лектора.

Однако опыт показывает, что отказ от лекций снижает научный уровень подготовки студентов, нарушает системность и равномерность работы в течение семестра. Поэтому лекция по-прежнему продолжает оставаться ведущей формой организации учебного процесса в вузе. Указанные выше недостатки в значительной мере могут быть преодолены правильной методикой и рациональным построением материала.

В учебном процессе складывается ряд ситуаций, когда лекционная форма обучения не может быть заменена никакой другой:

• при отсутствии учебников по новым складывающимся курсам лекция — основной источник информации;

• новый учебный материал по конкретной теме не нашел еще отражения в существующих учебниках или некоторые его разделы устарели;

• отдельные темы учебника особенно трудны для самостоятельного изучения и требуют методической переработки лектором;

• по основным проблемам курса существуют противоречивые концепции. Лекция необходима для их объективного освещения;

• лекция незаменима в тех случаях, где особенно важно личное эмоциональное воздействие лектора на студентов с целью повлиять на формирование их взглядов. Эмоциональная окраска лекции, сочетаясь с глубоким научным содержанием, создает гармонию мысли, слова и восприятия слушателями. Эмоциональность воздействия лекции играет важную роль в преподавании гуманитарных дисциплин. Но и преподавателям естественных и точных наук не следует ее недооценивать.

Особенно действенна авторская лекция, когда идут не столько на дисциплину, сколько на "лектора". Тимирязев говорил по этому поводу, что лектор должен быть не фотографом, но художником, не простым акустическим инструментом, передавая устно почерпнутое из книг, все должно быть переплавлено творчеством. По Тимирязеву, в лекции должны сочетаться правильность разрешения научных проблем со страстностью, увлеченностью идеей. Именно такими достоинствами славились лекции Д. И. Менделеева. По воспоминаниям слушателей, речь заурядного ученого — это садик с чахлыми былинками, к которым подвешены этикетки. На лекциях Менделеева на глазах у слушателей из зерен его мыслей вырастали могучие стволы, которые ветвились, бурно цвели и буквально заваливали слушателей золотыми плодами.

Преимущества лекции:

• творческое общение лектора с аудиторией, сотворчество, эмоциональное взаимодействие;

• лекция — весьма экономный способ получения в общем виде основ знаний;

• лекция активизирует мысленную деятельность, если хорошо понята и внимательно прослушана, поэтому задача лектора — развивать активное внимание студентов, вызывать движение их мысли вслед за мыслью лектора.

В последнее время наметилась тенденция свободного выбора лектора студентами, которая актуализирует проблему лекторского мастерства. От мастерства преподавателя зависит максимальное использование потенциальных возможностей этой ведущей формы вузовского обучения. Но процесс обучения, начинаясь на лекции, продолжается на практических занятиях и углубляется самостоятельной работой.

Многие преподаватели считают, что задача лектора заключается в том, чтобы хорошо знать предмет и ясно его излагать. Но что значит "ясность изложения"? Это сложнейшая педагогическая проблема: это и последовательность, и наглядность изложения, и сознательное активное усвоение излагаемого слушателями, и, как результат, понимание.

Каким же требованиям должна удовлетворять лекция?

Требования к лекции: нравственная сторона лекции и преподавания, научность и информативность (современный научный уровень), доказательность и аргументированность, наличие достаточного количества ярких, убедительных примеров, фактов, обоснований, документов и научных доказательств, эмоциональность формы изложения, активизация мышления слушателей, постановка вопросов для размышления; четкая структура и логика раскрытия последовательно излагаемых вопросов; методическая обработка — выведение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках; изложение доступным и ясным языком, разъяснение вновь вводимых терминов и названий; использование по возможности аудиовизуальных дидактических материалов. Перечисленные требования лежат в основе критериев оценки качества лекции.

Структура лекции

По своей структуре лекции могут отличаться одна от другой. Все зависит от содержания и характера излагаемого материала, но существует общий структурный каркас, применимый к любой лекции. Прежде всего это сообщение плана лекции и строгое ему следование. В план включаются наименования основных узловых вопросов лекции, которые могут послужить для составления экзаменационных билетов.

Полезно напомнить содержание предыдущей лекции, связать его с новым материалом, определить место и назначение в дисциплине, в системе других наук. При раскрытии темы можно применять индуктивный метод: примеры, факты, подводящие к научным выводам; можно также использовать метод дедукции: разъяснение общих положений с последующим показом возможности их приложения на конкретных примерах. По каждому из анализируемых положений следует делать вывод, выделяя его повторением и интонацией. В конце лекции полезно подвести итог услышанному. Традиционная вузовская лекция обычно называется информационной, имея несколько разновидностей.

Вводная лекция. Она знакомит студентов с целью и назначением курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин. Далее дается краткий обзор курса (вехи развития данной науки, имена известных ученых). В такой лекции ставятся научные проблемы, выдвигаются гипотезы, намечаются перспективы развития науки и ее вклада в практику. Во вводной лекции важно связать теоретический материал с практикой будущей работы специалистов. Далее целесообразно рассказать об общей методике работы над курсом, дать характеристику учебника и учебных пособий, ознакомить слушателей с обязательным списком литературы, рассказать об экзаменационных требованиях. Подобное введение помогает студентам получить общее представление о предмете, ориентирует их на систематическую работу над конспектами и литературой, знакомит с методикой работы над курсом.

Обзорно-повторительные лекции, читаемые в конце раздела или курса, должны отражать все теоретические положения, составляющие научно-понятийную основу данного раздела или курса, исключая детализацию и второстепенный материал. Это квинтэссенция курса.

Обзорная лекция. Это не краткий конспект, а систематизация знаний на более высоком уровне. Психология обучения показывает, что материал, изложенный системно, лучше запоминается, допускает большее число ассоциативных связей. В обзорной лекции следует рассмотреть также особо трудные вопросы экзаменационных билетов.

Излагая лекционный материал, преподаватель должен ориентироваться на то, что студенты пишут конспект.

Конспект помогает внимательно слушать, лучше запоминать в процессе записи, обеспечивает наличие опорных материалов при подготовке к семинару, экзамену. Задача лектора — дать студентам возможность осмысленного конспектирования. Слушать, осмысливать, перерабатывать, кратко записывать. Для этого преподаватель должен помогать студентам и следить, все ли понимают, успевают. Это видно по реакции аудитории. Каковы средства, помогающие конспектированию? Это акцентированное изложение материала лекции, т.е. выделение темпом, голосом, интонацией, повторением наиболее важной, существенной информации, использование пауз, записи на доске, демонстрации иллюстративного материала, строгое соблюдение регламента занятий.

Полезно обучить студентов методике конспектирования, правильному графическому расположению и оформлению записи: выделению абзацев, подчеркиванию главных мыслей, ключевых слов, заключению выводов в рамки, знаку NB — "nota bene", использованию разноцветных ручек или фломастеров.

Искусство лектора помогает хорошей организации работы студентов на лекции. Содержание, четкость структуры лекции, применение приемов поддержания внимания — все это активизирует мышление и работоспособность, способствует установлению педагогического контакта, вызывает у студентов эмоциональный отклик, воспитывает навыки трудолюбия, формирует интерес к предмету.

Дата добавления: 2016-12-26; просмотров: 320;

Лекция, являясь одной из ведущих форм организации обучения в высшей школе, представляет собой форму устного изложения учебного материала. Преподаватель на протяжении всего учебного занятия сообщает информацию, акцентирует внимание слушателей, увлекает их излагаемой темой, активно воздействует на их эмоции, вызывает интерес к предмету и стремление пополнять знания. Благодаря тому, что материал излагается концентрированно, в логически выдержанной форме, лекция является наиболее экономичным способом передачи учебной информации. Она не может быть заменена зачитыванием готового текста, магнитофоном, телепередачей, радиотрансляцией, поскольку главным фактором, воздействующим на слушателей и определяющим эффективность восприятия и формирования знаний, является живое общение преподавателя со слушателями.

Структура лекции в основном складывается из трех элементов: вступления, основной части и заключения. Во вступлении кратко формулируется тема, сообщается план и задачи, перечисляется литература к лекции, показывается связь с предыдущим учебным материалом, обозначается теоретическая и практическая значимость темы.

Лекция, ее структура и методы проведения

Цели основной части лекции направлены на раскрытие содержания темы, изложение и конкретизация ключевых идей и положений, на анализ явлений, связей, отношений. В заключительной части лекции подводится итог, кратко повторяются и обобщаются основные положения, формулируются выводы и даются рекомендации по выполнению самостоятельной работы. Традиционно в заключение студентам предоставляется возможность задать вопросы, но временное пространство для вопросов может быть задано и в основной части лекции. Известно, что взрослыми слушателями активно удерживается внимание в течение 15-20 минут, затем целесообразно давать им возможность включить полученные новые знания в существующую систему знаний путем формулирования наводящих вопросов, поиска ответов на них в малых группах.

Лекция – многогранное явление. Преподавателю важно учитывать композицию, содержание, подбор примеров и иллюстраций, методическое оформление, расчет времени, состав студентов, приемы активизации внимания, связь с предыдущим материалом, основные вопросы для запоминания и записи в ходе лекции, литературу для самостоятельной работы.

В зависимости от дидактических целей и места в учебном процессе различают следующие типы лекций: вводная, установочная, текущая, заключительная и обзорная.

Вводная лекция открывает лекционный курс по учебной дисциплине. На этой лекции преподавателю важно показать теоретическое и прикладное значение изучаемой дисциплины, ее связь с другими учебными дисциплинами, роль в подготовке специалистов.

Установочная лекция (как правило, используется в очно-заочном и заочном обучении) сохраняет все особенности вводной, однако имеет и свою специфику. Она знакомит обучающихся со структурой учебного материала, основными положениями курса, а также содержит программный материал, самостоятельное изучение которого может представлять для студентов трудность. Кроме этого, в установочной лекции даются основные направления самостоятельной работы, а также особенности выполнения контрольных заданий.

Текущая лекция служит целям систематического изложения содержания учебной дисциплины, ознакомления с учебным материалом.

Заключительная лекция завершает изучение учебного материала. На ней ранее изученное содержание учебной дисциплины обобщается на более высокой теоретической основе, рассматриваются перспективы развития той отрасли науки, которую данная дисциплина представляет. Особое внимание уделяется специфике самостоятельной работы обучаемых в период подготовки к контрольному мероприятию (экзамену или зачету).

Обзорная лекция содержит краткую, обобщенную информацию о нескольких близких по содержанию программных вопросах. Как правило, этот тип лекций используется на завершающих этапах обучения.

В зависимости от способа проведения можно выделить следующие виды лекций.

Информационная (используется объяснительно-иллюстративный метод изложения) лекция применяется для изложения содержания учебного материала. Это вид лекции является самым традиционным видом в высшей школе. Для более эффективного изложения материала преподавателю важно использовать настенную доску, на которой записывается план лекции, оформляются основные пункты и заметки, а также технические средства обучения (кодоскопы, диапроекторы и т. д.). В информационной лекции превалирует деятельность преподавателя.

Проблемная лекция предполагает изложение учебного материала путем активизации особого психического состояния у слушателей, выражающегося в эмоциональном подъеме, стремлении найти ответ на поставленный вопрос. Основой проблемной лекции, как и проблемного обучения в целом, является создание проблемных ситуаций, использование проблемных вопросов. При этом процесс познания происходит в научном поиске, диалоге и сотрудничестве с преподавателем в процессе анализа и сопоставления разных точек зрения.

Лекция-визуализация предполагает визуальную подачу материала средствами ТСО или аудио-, видеотехники с развитием или кратким комментированием демонстрируемых визуальных материалов.

Бинарная лекция (лекция-диалог) предусматривает изложение материала в форме диалога двух преподавателей, например, ученого и практика, или представителей двух научных направлений.

Лекция-провокация (лекция с заранее запланированными ошибками) рассчитана на стимулирование обучающихся к постоянному контролю предлагаемой информации и поиску ошибок. В конце лекции проводится диагностика знаний слушателей и разбор сделанных ошибок.

Лекция-конференция проводится как научно-практическое занятие заслушиванием докладов и выступлений студентов по заранее поставленной проблеме в рамках учебной программы. В заключение преподаватель подводит итоги, дополняет, уточняет информацию и формулирует основные выводы.

Выделяют этапы подготовки лекции: изучение программы дисциплины; составление списка литературы; изучение литературы; отбор материала и его стилистическая правка; выбор типа композиции; написание плана лекции или конспекта, выделение в нем главного и четкое структурирование текста; подбор иллюстративного материала (схем, таблиц, аудио- и видеоматериалов, других технических средств обучения). Конспект лекции должен содержать: тему; цель и задачи; список литературы обязательной и дополнительной; текст содержания (с выделением основного и второстепенного); задания для самостоятельной работы.

При проведении лекции необходимо учесть ряд правил:

· поддерживать высокий научный уровень излагаемой информации;

· обеспечивать доказательность и достоверность высказываемых суждений;

· ясно и точно излагать мысли и активизировать внимание слушателей;

· четко проговаривать термины, расшифровывать и записывать их на доске;

· уметь устанавливать контакт со слушателями, чувствовать и понимать реакцию аудитории;

· использовать обратную связь, желательно после каждого учебного раздела;

· предоставлять возможность слушателям задать вопросы в конце лекции.

Особое внимание следует уделить ответам на вопросы слушателей.

У многих преподавателей, особенно начинающих, могут возникнуть опасения относительно своих способностей быстро и правильно отвечать на вопросы студентов. Это представление связано с традиционной установкой о том, что умение быстро отвечать на вопросы свидетельствует о высоком уровне компетентности обучающего. Вместе с тем, следует учесть, что каждое учебное мероприятие, в том числе и лекция, является коллективной, совместной деятельностью, а это значит, что прозвучавший вопрос может быть адресован не только преподавателю, но и всей аудитории. Следовательно, вопрос сначала должен быть задан всем, поскольку в аудитории могут находиться слушатели, которые либо знают ответ, либо могут помочь в нахождении ответа, либо могут попытаться ответить. Лишая аудиторию слушателей реализовать эти возможности активной деятельности и отвечая на заданный вопрос, преподаватель ограничивает познавательный поиск обучаемых. С другой стороны, такая тактика может предоставить преподавателю некоторое время, чтобы подумать над возможным ответом.

Если со стороны слушателей не поступит удовлетворительного ответа на вопрос, то ответ может быть дан преподавателем, если он его действительно знает. А как быть, если на вопрос нельзя сразу дать ответ? По мнению В.-Д. Веблера, преподавателю не следует стремиться производить впечатление «всезнайки», от которого потом придется отказаться. Не следует также «петлять вокруг да около», ибо слушатели довольно быстро распознают неуверенность преподавателя, и ущерб от недостаточной достоверности будет велик. Вместо этого преподавателю важно создать у себя адекватную психологическую установку: поиск ответа на значимые, существенные вопросы – это общая задача всех присутствующих. Со стороны преподавателя будет ошибкой, если он, мучаясь угрызениями совести, признавая свою неосведомленность, скажет, что «он, к сожалению, не знает ответа, но к следующему занятию поищет в справочной литературе». Эта ситуация должна быть использована преподавателем для создания собственной учебной ситуации, а именно:

· обсудить со слушателями, где можно было бы найти ответ (справочники, словари, энциклопедии, Интернет и т.д.)?

· кто из студентов какое средство информации возьмет для изучения?

Один из источников информации, наименее доступный, рекомендуется взять самому преподавателю в целях надежности поиска ответа. Если на следующем занятии слушателями будет полностью представлен ответ или ответы (этого нужно потребовать), то его нужно использовать для анализа средств информации, что поможет студентам расширить представление о качестве и объеме различных информационных источников.

Таким образом, совместный поиск ответа ведет не к заглаживанию мучительной неудачи преподавателя, а свидетельствует об оптимальном варианте работы с имеющимися и не имеющимися знаниями. Как видим, в этом случае ответственность за ответы на вопросы, возникающие на учебном мероприятии, несут не только преподаватели. На частные вопросы или вопросы, уводящие в сторону, помощь может быть предложена отдельно спрашивающему после занятия, либо может быть дано указание на литературу, где содержится ответ.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите типы уроков и укажите их связь с дидактическими целями.

2. Какие аспекты имеет урок как организационная форма обучения? Дайте их характеристику.

3. Дайте характеристику типов лекций в зависимости от дидактических целей и места в учебном процессе.

4. Каким образом можно применять различные виды лекций с учетом системы учебных задач (по Д. Толлингеровой)?

Список использованной литературы

Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. М., 1978.

Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л., 1985.

Кан – Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1978.

Толлингерова Д.А. Анализ когнитивного состава задач с помощью вычислительной графики//Актуальные проблемы современной психологии. М., 1983.

В. – Д. Веблер «Дидактика высшей школы». Материалы семинара. Яролавль 2002.

Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 11177 | Нарушение авторского права страницы