Содержание

Движение – это жизнь. Но иногда для детей недостаточно их возрастной подвижности, чтобы предупредить заболевания. Кроме того, лечебная физкультура решает проблемы развития детей, стимулирует гармоничный рост, прививает любовь к подвижному образу жизни.

Что такое ЛФК

ЛФК – это лечебная физкультура, в которую входят физические упражнения, направленные на общее укрепление всего организма и решающие конкретные проблемы пациента программы. Занятия такой физкультурой для детей проводятся  инструктором со специальным образованием и часто по назначению лечащего врача. Практически любая травма и большинство заболеваний могут являться показаниями к назначению курса ЛФК, так как нагрузки всегда строго определенные, не имеют возрастных ограничений.

Показаниями для курса лечебной физкультуры являются ослабление или полное истощение какой-либо функции организма, период реабилитации после травм, в том числе родовых.

ЛФК – это качественный метод лечения и профилактики, который не требует фармакологической поддержки, не имеет негативных побочных действий. Индивидуально подобранный для пациента комплекс упражнений мягко стимулирует определённые группы мышц, не создавая чрезмерной физической нагрузки.

Особенности и преимущества

Лечебная физкультура отличается от обычной, так как это лечебно-профилактическая дисциплина. Она не требует от детей полной самоотдачи, спортивных успехов и результатов, а решает конкретные проблемы организма.

Важно! Если маленькому пациенту назначили пройти курс ЛФК, даже в дополнение к основному лечению, не следует пренебрегать им. Зачастую физкультура дает лучший эффект, чем традиционные лекарства. ЛФК не вызывает устойчивости, как многие препараты.

Правила проведения мероприятий

Курс ЛФК составляется по индивидуальной для каждого маленького пациента схеме. Если занятия необходимо продолжать дома, родители должны следить за тем, как ваш малыш выполняет упражнения, как готовится к ним. Для малышей важно упражняться в игровой форме, тогда это не будет их утомлять.

  1. Все мероприятия с применением методов ЛФК происходят вне обострения заболевания. У ребенка должно быть удовлетворительное самочувствие.
  2. Занятия происходят в удобной спортивной одежде, которая пропускает воздух, не стесняет движения.
  3. Помещение должно быть хорошо проветренным, пол – не скользкий.
  4. Начинать программу следует постепенно, с небольшого количества повторов; браться за упражнения можно в два подхода: утром и вечером. Со временем предпочтительно будет перейти только на тренировки в первой половине дня.
  5. Занятие начинается с лёгкой разминки.

    ЛФК — это… ЛФК для детей: особенности, упражнения и рекомендации

    От простых движений переходить к сложным.

  6. Все движения осуществляются медленно, плавно, без рывков.
  7. Если ребенок ощущает резкую боль, выполнение упражнений следует прекратить.
  8. Заканчивается комплекс дыхательными упражнениями, небольшой растяжкой. У грудных детей в начале и в конце комплекса должны быть расслабляющие поглаживания.

Внимание! Лечебная физкультура обычно не является самостоятельным методом лечения и требует дополнительных рекомендаций врача.

Курс ЛФК подстраивают под потребности конкретного пациента. Физкультура для детей со сколиозами или нарушениями осанки укрепляет мышцы спины, при заболеваниях органов дыхания способствует укреплению диафрагмы и насыщению крови кислородом. У детей с церебральным параличом способствует увеличению подвижности в суставах, координации. Детям младшего возраста с диагнозом ДЦП (детский церебральный паралич) помогают в расслаблении мышц, растяжке. Вследствие хорошо проведенной реабилитации нарушения центральной нервной системы будут, по возможности, компенсированы.

Занятия ЛФК с детьми старшего возраста, страдающими ДЦП, включают обучение самообслуживанию. Дети осваивают простейшие бытовые и трудовые навыки, впоследствии могут сами выполнять мелкую работу по дому.

Кроме профилактики и лечения, ЛФК для детей также борется с распространенной в наше время гиподинамией среди подростков, способствует адаптации к условиям коллектива (детский сад, школа), укрепляет мышцы живота, улучшает аппетит и пищеварение, формирует правильную осанку, повышает иммунитет.

Описание комплексов упражнений

Существует несколько видов упражнений, которые используются в медицине:

  1. Активные, которые дети выполняют сами.
  2. Пассивные – это упражнения, которые требуют воздействия. Как правило, они применяются, когда малыш не в состоянии заниматься сам, – груднички, дети с ДЦП или другими тяжелыми повреждениями центральной нервной системы.
  3. Рефлекторные. Это упражнения, которые вызваны воздействием на рефлексы (сгибание, сокращение). Применяются, в основном, для детей до 1 года.
  4. Статичные: малыш принимает и удерживает позу несколько секунд.

По своему характеру упражнения могут быть дыхательными, координационными, растягивающими, коррекционными. Занятия ЛФК для детей могут продолжаться дома, если это рекомендовано, по видео или по инструкции специалиста.

Возможная схема комплекса для детей от 6 месяцев до года

Такие занятия с грудничками нужно осуществлять в теплом помещении, когда младенец раздет, теплыми чистыми руками.

  1. Ласковые поглаживания по всему тельцу от центра к периферии: руки – от плеч к кисти, ножки – от пояса к стопам, спинка – снизу-вверх, животик – основанием ладони по часовой стрелке.
  2. Скрещивание рук на груди.
  3. Рефлекторное сгибание корпуса. Положить малыша на бок, ногами к себе. Двумя пальцами провести от ягодиц к лопаткам по ходу позвоночника. Это вызовет рефлекторное сгибание мышц спины, стимулирует их укрепление.
  4. Присаживание и подтягивание. Ребенок лежит на спине, в ручки ему даются кольца или просто пальцы, за которые он хватается. Потянуть его на себя, чтобы малыш приподнялся и присел. Опустить.
  5. Упражнение «велосипед». Выполняется так же, лежа на спине, но в движении ног помогает мама, папа или инструктор.
  6. Нежные поглаживания по всему телу, как перед началом упражнений.

Возможная схема комплекса для детей 3-7 лет

  1. Разогрев. Это может быть ходьба спокойным шагом, ходьба в высоким поднятием колена, шаги на пятках, на носочках; шаги со взмахами руками, можно комбинировать взмахи руками в стороны и поднятие на носочки.
  2. Наклоны. Можно использовать различные предметы, игрушки, кубики, мячи, гимнастическую палку.
  3. Махи ногами в положении лежа на спине, на боку.
  4. Упражнение «велосипед».
  5. Упражнение «ласточка» – стоя на одной ножке, вытянуть максимально вперед руки и назад одну ногу, потянуться, чтобы расслабить мышцы.
  6. Полуприсед с прямой спиной.
  7. Ходьба, восстанавливать дыхание.

Возможная схема комплекса для детей 7-10 лет

  1. Разминка, по желанию.
  2. Упражнения с мячом или гимнастической палкой: спина прямая, колени не согнуты. Руки выпрямлены, держат мяч перед собой статично. Руки подняты над головой; сгибая в локтях, опускать мяч за спину.
  3. Упражнение на гибкость – «замочек»: попытаться соединить руки за спиной.
  4. Упражнение «кошка».
  5. Лежа на животе, вытянуть руки перед собой и одновременно поднимать руки, плечи и ноги.
  6. Упражнение «велосипед».
  7. Растяжка и дыхательные упражнения.

Противопоказания для ЛФК

Противопоказания к проведению занятий ЛФК могут быть относительными и абсолютными. С осторожностью следует применять к пациентам:

  1. С аневризмами сосудов.
  2. С отклонениями психического, физического развития.
  3. При психических заболеваниях
  4. При наличии сопутствующей основному заболеванию патологии.
  5. С доброкачественными новообразованиями.

Чётким противопоказанием будут являться:

  1. Острые респираторные инфекции.
  2. Любое заболевание в острой форме.
  3. Высокая температура тела.
  4. Угроза кровотечения или частые кровотечения.
  5. Боль, вызванная основным заболеванием или проявившаяся во время физкультуры.
  6. Злокачественные новообразования.
  7. Наличие инородного тела (например, в ушах, в носу).
  8. Любое нарушение самочувствия маленького пациента.

Важно! Занятия ЛФК для детей на дому возможны, но процесс реабилитации с применением физкультуры должен контролироваться и корректироваться специалистом.

Вывод

Лечебная физкультура решает многие проблемы здоровья детей, но не способна компенсировать недостаток двигательной активности в повседневной жизни.

Физиотерапевтические процедуры многие родители считают не очень эффективными и не воспринимают всерьез — нарушают график и условия проведения, а то и вовсе прерывают курс лечения, назначенный врачом. Название метода происходит от двух древнегреческих слов — «физио», что в переводе означает «природа», и «терапия» — лечение. Точнее не скажешь: естественные природные факторы — вода, воздух, солнечный свет, тепло, холод, электромагнитные излучения помогают организму избавиться от болезней без медикаментов и побочных эффектов. Выбор техник большой: одни известны с незапамятных времен, то есть проверены временем, другие — появились недавно.

Что такое физиотерапия

Физиотерапия — это отдельная врачебная специальность, чтобы ее получить, надо освоить знания из области физики и химии, которые не преподают представителям других направлений медицины. Только тот, кто прошел нужную подготовку, способен правильно назначить процедуру, остальные доктора в полном объеме информацией не владеют. Во многих поликлиниках есть физиотерапевтические отделения или физиотерапевты. Заглядывая в их кабинеты почаще, родители смогут больше узнать о немедикаментозных способах профилактики и лечения болезней.

Непопулярность физиотерапии у родителей связана с несколькими обстоятельствами, например, мамы способны отказаться от ингаляций, опасаясь, что небулайзеры являются разносчиком инфекции, поскольку неправильно стерилизованы. Часто подобные подозрения неправомочны: каждый маленький пациент получает «свою» насадку, а отработанная — отправляется на дезинфеюию. Второй аргумент: физиотерапевтическим процедурам сложно соответствовать, поскольку они требуют строгого режима — подготовки «до» и соблюдения определенных правил «после».

ЛФК для детей — виды и правила упражнений, противопоказания

Чтобы малыш получил максимальную пользу от манипуляции, он должен быть сытым, отдохнувшим, спокойным. С учетом биоритмов детей лечение лучше проводить в первой половине дня, через 1 час после кормления. По окончании сеанса крохе надо отдохнуть — полежать в кроватке, а лучше поспать. Чем меньше ребенок, тем сложнее следовать этим требованиям.

Технический прогресс предлагает отличный выход из этой ситуации: создав домашний физиотерапевтический кабинет с помощью портативных приборов, можно решить и первую, и вторую проблемы. Алгоритм такой — получаете назначение врача, приобретаете прибор, осваиваете его и пользуетесь, соблюдая правила.

Как работает физиотерапия

Все природные факторы в той или иной степени влияют на организм ребенка — меняют температуру тела, давление, ритм дыхания и сердцебиения, заставляют напрягаться или расслабляться мышцы. Это наблюдение легло в основу физиотерапии и побудило эскулапов древности провести эксперименты. Например, такой — если солнечные лучи или горячие ванны полезны здоровому человеку, то почему с их помощью не лечить больного? Догадки подтвердились, и врачи начали пользоваться открытием. Современные медики не останавливаются на том, чего достигли предшественники, и продолжают развивать методы физиотерапии. Наработки основателей медицины пополняются, но многие правила проведения сеансов, открытые ими, остаются незыблемыми.

Самое главное — физиотерапевтические процедуры всегда назначают в период выздоровления, когда кризис миновал и больной пошел на поправку. В разгар болезни — при повышенной  температуре и острых проявлениях — физиотерапия может навредить, поскольку организм дезориентирован, и любое вторжение в его работу будет воспринято неадекватно. Так, нагревание любым из приборов обеспечит тепловой удар и обезвоживание.

Какие бывают физиотерапевтические процедуры

Ассортимент физиотерапевтических процедур очень разнообразен. Методы подразделяются на группы по источникам воздействия: свето-, тепло- и радиомагнитные приборы, вода и воздух. Многие из них взаимозаменяемы. Малышам чаще всего назначают самые простые.

УВЧ расшифровывается как ультравысокие частоты. Метод применяется для лечения и профилактики воспалительных процессов. Вокруг очага формируется защитный барьер — уплотняются стенки капилляров, в результате улучшается кровоток и уходят отеки, подсыхают гнойники и язвы.

Магнитотерапия предполагает согревание тканей, после чего все процессы в них активизируются. При этом улучшаются обмен веществ, кровообращение, синтез белка, гормонов, снимаются спазмы, понижается артериальное давление и болевые ощущения. Применяется при неврозах, ринитах, синуситах, атопическом дерматите, дискинезиях органов пищеварения.

Светолечение — это воздействие любыми источниками света, в том числе и лазерными. Его назначают часто болеющим крохам, чтобы наладить работу иммунной системы и обмен веществ. Можно «светить» на все тело, небольшие участки и отдельные органы, например, на ухо, нос или колено.

Фототерапия — это разновидность светолечения, которая малышам помогает справиться с желтухой новорожденных в первые сутки после появления на свет. Под световой энергией, исходящая, например, от люминесцентной лампы синего света, токсичные, опасные формы билирубина (избыток билирубина и вызывает желтуху) превращаются в безопасные формы.

Ультрафиолетовое излучение тоже из разряда световых. Оно защищает ребят от рахита. А так как ультрафиолетовые лучи губительно действуют на опасные микробы, они помогают еще с гнойными воспалениями и аллергией, обеззараживают воздух в помещениях и воду в бассейнах.

Электрофорез — при помощи тока через кожу или слизистые в организм вводятся лекарственные средства, которые сразу же попадают в цель, минуя желудочный тракт и органы дыхания, и таким образом часто снимается боль.

От массажа и лечебной физкультуры пользу получают малыши всех возрастов, начиная с рождения. Эти методы помогают крохам быстро справиться с «недоработками» природы, расти здоровыми и сильными.

Кинезотерапия представляет собой сочетание утренней и лечебной гимнастики, пребывания на свежем воздухе, спортивно-прикладных упражнений и подвижных игр. У новорожденных, появившихся на свет раньше срока, и маленьких с неврологическими проблемами свои занятия — для этих категорий детей созданы специальные кровати-ванны с пористым дном, заполненные стеклянными микрошариками и имитирующие внутриутробные условия жизни. Фильтрующая простыня отделяет от них тело малыша, и ребёнок спокойно плавает в «сухой жидкости».

Оцените статью:

Общий бал: 5 Проголосовало: 9

Лечебная физкультура для детей, советы, рекомендации, особенности.

ЛФК или лечебная физкультура для детей – это особый комплекс занятий, который устраняет последствия физических или психических травм. Основой таких занятий становится природная потребность каждого человека в двигательной активности.

Важно отметить тот факт, что за последнее время двигательная активность и среди взрослого населения, и среди детей заметно уменьшилась. Значит, применение в комплексной терапии лечебной гимнастики играет такую же важную роль, как и выбор подходящих препаратов.

Если говорить отдельно о детях, то им подобные тренировки позволяют избавиться от эмоциональных потрясений, научиться контролировать себя, выработать умение расслабляться, а также дает шанс развиваться и самоутверждаться.

Для них разработано множество специальных игровых упражнений, которые значительно облегчают деятельность, делая ее интереснее и веселее.

Физкультура – не просто способ терапии, но и профилактика различных отклонений.

ЛФК становится чуть ли не основным компонентом купирования большого количества детских заболеваний. Благоприятно она влияет при рахите, гипотрофии и т.п., так как благодаря физкультуре восстанавливаются обменные процессы, снижаются риски необратимой деформации позвоночника, сокращается отставание основных параметров от принятых норм. При их регулярном проведении можно добиться хороших результатов:

  • предупредить развитие сколиоза, плоскостопия;
  • предупредить или нормализовать нарушения осанки, искривления ног;
  • устранить нарушения в работе желудочно-кишечного тракта.

Не стоит пренебрегать вниманием к собственным детям, потому что длительное протекание любой болезни может спровоцировать опасные изменения и последствия. Важно своевременно приступить к реализации рекомендаций врача с целью предотвращения опасных последствий.

У лечебной физкультуры есть свои отличительные характеристики. Главное – множество игровых упражнений. Специалист должен разработать индивидуальную программу для каждого пациента с учетом его возрастной группы, показателей физического и психического развития, специфики психики и моторики.

Преимущества ЛФК для детей

Физическая активность – это одно из основополагающих условий правильного развития, но взрослые часто не обращают внимания на этот неоспоримый факт. Помимо этого занятия ЛФК обладают преимуществами:

  • дети приобретают навыки гигиены, узнают окружающий мир и себя в нем;
  • они полезны и для гармоничного роста отделов позвоночника;
  • для формирования правильной осанки; для укрепления мышц позвоночного столба;
  • для предотвращения и коррекции асимметрии при прогрессировании сколиоза;
  • происходит улучшение состояния при плоскостопии;
  • стабилизируются такие качества, как сила, выносливость, ловкость;
  • происходит нормализация функций эндокринной железы;
  • укрепляется иммунитет;
  • ускоряются процессы адаптации к непривычным новым условиям;
  • при проведении ЛФК нормализуется стрессоустойчивость.

Методы лечебной физкультуры и их правильный выбор

Гимнастика влияет на детей посредством реализации нескольких форм:

Такая тренировка бывает продолжительной или кратковременной с учетом рекомендаций специалиста.

  1. Лечебная гимнастика. К ней относятся разнообразные упражнения, предполагающие общее физическое развитие или развитие конкретной зоны – поясница, голеностопы, плечи и т.п.
  2. Дополнительная физическая активность. Эта форма ЛФК зачастую дополняет основные тренировки и предполагает активную ходьбу, легкий бег, восхождения или походы.
  3. Работа на тренажерах. Обычно специальные залы для лечебной гимнастики оборудованы тренажерами для позвоночника детей, для нормализации тонуса мышц, для терапии и профилактики огромного количества болезней, возникающих из-за задержек в росте малыша.
  4. Плавание. Вода, благодаря своей большой плотности, удерживает тело человека, тем самым уменьшая воздействие на позвоночный столб.

    Лечебная физкультура для детей, советы, рекомендации, особенности.

    Так, тело может справиться даже с более сложными задачами. Плавание позволит укреплять мышцы, предотвратит смещение внутренних органов, успокоит нервы, поможет преодолеть стрессы и утомляемость.

Выбор конкретной формы ЛФК или совокупности нескольких форм проводит специалист по имеющемуся диагнозу и индивидуальным особенностям. Безусловно, посещение тренировок пойдет на пользу и полностью здоровым, оно становится незаменимым способом комплексной терапии для детей:

  • с отклонениями в работе опорно-двигательного аппарата;
  • с сердечнососудистыми заболеваниями;
  • с дыхательными заболеваниями;
  • с поражениями желудка или кишечника;
  • нуждающихся в реабилитации после полученных травм;
  • с нарушениями осанки;
  • после перенесения сложных операций;
  • нуждающихся в обучении ходьбе со специальной поддержкой;
  • с нарушением психоэмоционального состояния.

Но существуют и противопоказания для ЛФК, например дети:

  • недавно перенесшие операцию на стопах;
  • с большими отклонениями в функционировании опорно-двигательной системы.

ЛФК для младенцев

Первостепенное правило успеха реализации лечебной физкультуры в любом возрасте – это соответствие её и возрастных особенностей.

С младенцами заниматься может только хорошо подготовленный специалист. Важно соблюдать правила рассеянной нагрузки, а первоначальная длительность нагрузки не должна быть больше 7 – 15 минут.

Малыш в начале своей жизни растет очень быстро. Его рост, масса тела, размер ноги, объем грудной клетки увеличиваются с огромной скоростью. Постепенно движения малыша приобретают осмысленный характер, становятся физически законченными и целесообразными. Но даже тогда в сознании каждого малыша еще преобладает безмятежность, а не концентрация. После проведенных опросов было выяснено, что дети в 2 года 60% времени, не считая сон, активны физически. А в 3 года физическая активность доходит до 70%.

Так, врач подбирает детям данной возрастной группы простые нагрузки, не требующие серьезного сосредоточения. Это могут быть: плавание, массажи или пассивные тренировки. Затем включаются и подвижные игры на основе лечебной физкультуры.

Реализация занятий у дошкольников

Период дошкольного возраста длится с 3 до 7 лет. В этот период у детей быстро растут конечности. Происходит становление речи, ребенок начинает осваивать умения и получать навыки взаимодействия с окружающими его людьми. Для того, чтобы ребенок был к этому готов, нужно заниматься подготовкой к школе. Кроме того, становятся более совершенными телодвижения, улучшается прицельность при метании предметов, улучшаются навыки бега, осваиваются новые элементы прыжков и приземлений.

Дошкольники не способны к продолжительным физическим нагрузкам по причине быстрого утомления и недостаточной крепости скелета. Тренировки нужно максимально разнообразить, реализовывать деятельность в форме игры. Период нагрузки, необходимой для организма, составляет уже 15 – 20 минут. Для данной возрастной группы больше всего подойдут такие формы ЛФК:

  • подвижные игры на улице с элементами гимнастики;
  • лечебная гимнастика с мячом и фитболом;
  • плавание в бассейне;
  • оздоровительные массажи.

Реализация ЛФК для школьников

Именно, начиная со школьного возраста, физкультура применяется в полную силу. Время одного занятия составляет 30 – 45 минут. Такой подход способствует формированию правильной осанки, а это неотъемлемая часть здорового развития, потому что асимметрия в строении мышечного корсета или искривление позвоночника провоцирует огромное количество отклонений здоровья от нормы в будущем.

Для детей в образовательных учреждениях обустраивается специальный зал с тренажерами и другим необходимым спортивным инвентарем. Лечебная физкультура проводится только специально обученным человеком.

Правильная техника, отточенная до нюансов, дает возможность быстро и эффективно укрепить здоровье школьников.

Для детей после 7 лет игровые упражнения становятся еще более разнообразными и уже включают в себя большее количество элементов и техник. Для детей в младшем школьном возрасте подойдут сюжетные игры с персонажами и выполнением подражательных движений.

Важно включать в занятия упражнения с мячом. В среднем школьном возрасте дети любят участвовать в эстафетах, куда входит множество элементов упражнений. Также допустимо применять на занятиях гимнастические снаряды.

Итак, ЛФК – это не только способ лечения и коррекции нарушений у детей, но и отличная профилактика, позволяющая сохранить и укрепить здоровье. Нужно постараться ежедневно гулять с ними там, где они смогут передвигаться самостоятельно. Для правильного формирования скелета рекомендуется научить ребенка кататься на лыжах, плавать, приобщать и к другому спорту, учитывая его желание и возможности.

<<< К статье "Подготовка детей к школе" К статье "Обучение чтению в домашних условиях" >>>

« Вернуться к списку Полезные материалы

Врач ЛФК. Инструктор ЛФК

Врач ЛФК. Инструктор ЛФК

Лечебная физкультура — это мощный инструмент, помогающий в профилактике различных заболеваний и адаптации организма к высоким нагрузкам, а также играющий большую роль в восстановлении и лечении многих болезней. Основу ЛФК составляют специально подобранные и систематизированные упражнения, которые представляют собой стимулятор восстановительных процессов в организме. Надо отметить, что в ЛФК упражнения должны подбираться индивидуально — необходимо учитывать состояние пациента, течение и стадию заболевания, а также немаловажно иметь данные о параллельно проводимом лечении и т.д.
Как было сказано выше, ЛФК используется при различных заболеваниях, а также в тех случаях, когда организму надо восстановиться после травм, в пред- и послеоперационный период. Очень часто лечебная физкультура применяется при сколиозе, остеохондрозе, а также при других заболеваниях позвоночника и опорно-двигательного аппарата. Использование ЛФК при травмах и переломах способствует ускорению заживления организма (а это особенно важно для спортсменов). ЛФК в клинической практике, как правило, назначается для лечения сердечно-сосудистых заболеваний, для восстановления организма при параличах и неврозах , а также для устранения последствий инфекционных заболеваний.

ЛФК для детей
Лечебная физкультура особенно показана детям, потому что в детском возрасте болезнь, как правило, расстраивает двигательную активность, а это в дальнейшем может привести к развитию более серьезных заболеваний. Надо отметить, что лечение почти всех болезней осуществляется с применением ЛФК в той или иной степени. При этом, упражнения ЛФК можно подбирать специально для отдельных групп мышц, тогда эти упражнения будут точечно воздействовать на те или иные системы организма при условии тщательного дозирования нагрузки.

Комплекс лечебной физкультуры — упражнения, польза при заболеваниях позвоночника и суставов

Конечно, главное условие, при котором методики ЛФК будут наиболее эффективны — это систематическое использование назначенных упражнений, а также постепенный рост нагрузки с учетом возраста, состояния и заболевания пациента. Надо сказать, что ЛФК довольно активно применяется для помощи детям с ДЦП.
Таким образом, ЛФК представляет собой весьма сильнодействующий метод лечения, который назначается и контролируется врачом, а все упражнения выполняются под наблюдением опытного инструктора ЛФК.
В лечебно-профилактических учреждениях (больницах, поликлиниках, реабилитационном центре, больницах восстановительного лечения, врачебно-физкультурном диспансере, санатории и т.д.)  есть должности врачей и инструкторов по лечебной физкультуре. Лечащий врач записывает в историю болезни назначение процедур. После чего врач по лечебной физкультуре осматривает больных и составляет карту пациента в кабинете лечебной физкультуры, которую затем передает инструктору ЛФК и следит за тем, как проводятся занятия и насколько они эффективны.

Врач ЛФК
Врач ЛФК – это специалист с высшим медицинским образованием, помогающий пациенту восстановить физическую форму, нарушение которой было вызвано в результате каких-либо проблем со здоровьем. Врач ЛФК обязательно должен знать основы физиологии и патофизиологии, а также должен быть знаком с методикой лечебного массажа. Кроме того, он должен иметь задатки психолога.
Что должен делать врач ЛФК? В его обязанности входит руководство и контроль за применением ЛФК в учреждении, где больной проходит лечение. Врач ЛФК проводит специальные обследования больных, определяет методику, форму и дозировку физической нагрузки, подбирает индивидуальный двигательный режим и специальные  физические упражнения, при этом определяя их количество, интенсивность и амплитуду, а также уточняет показания и противопоказания к назначению занятий ЛФК, оценивает насколько эффективны проводимые процедуры. Помимо этого он контролирует работу инструкторов ЛФК и непосредственно проводит занятия лечебной гимнастикой с отдельными больными. Врач ЛФК обязательно должен зафиксировать назначенное лечение в карте пациента (эта процедура проводится в кабинете лечебной физкультуры).
Таким образом, врач ЛФК является специалистом, который занимается профилактикой и лечением заболеваний, а также восстановлением здоровья пациентов с помощью физических упражнений. Обычно врач ЛФК работает вместе с инструктором ЛФК, который демонстрирует упражнения.

Инструктор ЛФК
Инструктор лечебной физкультуры — это специалист по ЛФК, который составляет комплексы упражнений ЛФК, проводит индивидуальные и групповые занятия лечебной гимнастикой с пациентами в кабинете, палате или в зале лечебной физкультуры, демонстрирует физические упражнения, контролирует состояние пациентов во время проведения процедур, отвечает за подготовку спортинвентаря, ведет документацию. Также он заносит в карту данные антропометрических измерений пациента и функциональных проб, ведет учет отпущенных процедур и регистрирует реакции больных на проведенное физическое воздействие.
Инструктор лечебной физкультуры принимает больного, как правило, в кабинете лечебной физкультуры, выполняет указанные в карте пациента рекомендации врача,  отмечает то, как больной переносит занятия, замеряет пульс до и после каждого занятия, а также отмечает антропометрические показатели и эффективность занятий.
Что касается эффективности занятий, то она оценивается согласно показателям общего самочувствия пациента, его пульса, артериального давления и частоты дыхания.
Проведенная в отделении ЛФК работа каждый день регистрируется в дневниках работы врача ЛФК и инструктора ЛФК, кроме того, составляются ежеквартальные, ежемесячные и годовые отчеты о проделанной работе.
Профессиональные качества инструктора ЛФК состоят в том, что он должен обладать достаточными знаниями основ физиологии и патофизиологии, а также должен знать методики проведения занятий по лечебной физкультуре для больных с самыми разными заболеваниями. Кроме этого, инструктор ЛФК должен обязательно знать в каких случаях проведение занятий по лечебной физкультуре строго противопоказано и должен быть знаком с основами проведения лечебного массажа.
Инструктор ЛФК должен иметь крепкое физическое здоровье, быть настойчивым, доброжелательным и хорошим психологом. Он должен быть готов к тому, что в его работе присутствуют эмоциональные перегрузки, переработки, стрессы.

ЛФК — гимнастика для беременных

Гимнастика для офисных работников

Лфк в воде: общие сведения

Ортопедический матрас

Ортопедический корсет

Лечебная физкультура (ЛФК)

Лечебная физкультура (ЛФК) — Совокупность методов лечения, профилактики и медицинской реабилитации, основанных на использовании физических упражнений, специально подобранных и методически разработанных. При их назначении врач учитывает особенности заболевания, характер, степень и стадию болезненного процесса в системах и органах.

В основе лечебного действия физических упражнений лежат строго дозированные нагрузки применительно к больным и ослабленным.

Особенности и примеры занятий ЛФК с детьми

Различают общую тренировку — для укрепления и оздоровления организма в целом, и тренировки специальные — направленные на устранение нарушенных функций определенных систем и органов.

Гимнастические упражнения в лечебной физкультуре классифицируются:
а) по анатомическому принципу — для конкретных мышечных групп (мышцы рук, ног, дыхательные и т.д.);
б) по самостоятельности — активные (выполняемые полностью самим больным) и пассивные (выполняемые больным с нарушенной двигательной функцией с помощью здоровой конечности, либо с помощью методиста).

Для осуществления задачи подбирают те или иные группы упражнений (например, для укрепления мышц живота — упражнения в положении стоя, сидя и лежа), в результате которых организм адаптируется к постепенно возрастающим нагрузкам и корректирует (выравнивает), вызванные заболеванием нарушения.

Назначает лечебную физкультуру лечащий врач, а врач-специалист по ЛФК определяет методику занятий. Процедуры проводит инструктор, в особо сложных случаях — врач по ЛФК. Применение лечебной физкультуры, повышая эффективность комплексной терапии больных, ускоряет сроки выздоровления и предупреждает дальнейшее прогрессирование заболевания.

Самостоятельно начинать занятия ЛФК не следует, так как это может привести к ухудшению состояния, методика занятий, назначенная врачом, должна строго соблюдаться.

  • Физкультура при артрозе — эффекты при занятиях физкультурой, описание комплекса упражнений, требования к обуви, упражнения в период обострения и ремиссии
  • Профилактика и лечебные мероприятия при сколиозе — что это такое, причины возникновения, лечение и профилактика
  • Памятка для больных сколиозом — что нужно помнить при сколиозе
  • Комплекс основных упражнений лечебной гимнастики при сколиозе — упражнения при сколиозе
  • Занятия физической культурой и спортом при близорукости — показания и противопоказания, рекомендации
  • Движение против остеохондроза — как правильно сидеть, стоять, двигаться, упражнения, рекомендации
  • Лечебная физкультура при ревматоидном артрите — общие рекомендации и комплекс упражнений
  • Как встать с той ноги или зарядка для ленивых — описание комплекса упражнений для бодрости на весь день
  • Производственная гимнастика для офисных работников (офисная гимнастика) — основные профзаболевания офисных работников, принципы профилактической офисной гимнастики
  • Сколиоз, гимнастика по методу Катарины Шрот — проблема физической реабилитации сколиоза, новая система дыхательной ортопедии Шрот
  • Лечебная физкультура (ЛФК) при неврите лицевого нерва — причины неврита, рекомендации и упражнения от специалиста
  • Лечебная физкультура (ЛФК) при инсульте — комплекс упражнений, рекомендованный специалистом после перенесенного инсульта
  • Лечебная физкультура (ЛФК) при опущении органов брюшной полости — специальные упражнения, помогающие облегчить состояние
  • Лечебная физкультура (ЛФК) при средней и тяжелой формах сахарного диабета — список упражнений, помогающих улучшить состояние здоровья при диабете
  • Лечебная физкультура (ЛФК) для сидячих профессий.

    Осторожно, радикулит!

    — комплекс несложных упражнений для людей сидячих профессий

  • Особенности проведения и противопоказания к назначению лечебной физкультуры (ЛФК) при заболеваниях щитовидной железы — общие показания, противопоказания и особенности проведения ЛФК

Смотрите также:

У нас также читают:

Влияние лечебной физкультуры на организм ребенка

Сокращения, используемые в статьях.

• — торговое наименование лекарственного препарата
р- не зарегистрированный в РФ лекарственный препарат
*, или #, или MIM с последующим кодом из шести цифр (либо только код из шести цифр) — шифр по "Каталогу наследственных болезней".
FIGO —Международная федерация акушеров и гинекологов
Ht — гематокрит
CРБ — C-реактивный белок
Hb — гемоглобин
HBsAg — поверхностный антиген вируса гепатита B
HBcAg — сердцевинный антиген вируса гепатита B
HBeAg — антиген e вируса гепатита B
HAV — вирус гепатита А (от hepatitis A virus)
HBV — вирус гепатита B (от hepatitis В virus)
HCV — вирус гепатита C (от hepatitis С virus)
HDAg — дельта-антиген
HDV — вирус гепатита D (от hepatitis delta virus)
HEV — вирус гепатита Е (от hepatitis E virus)
HGV — вирус гепатита G (от hepatitis G virus)
HHV-6 — вирус герпеса человека типа 6 (от human herpes virus type 6)
HHV-7 — вирус герпеса человека типа 7 (от human herpes virus type 7)
TSST — токсин синдрома токсического шока (от toxic shock syndrome toxin)
ТТV — вирус, передающийся при переливании (от transfusion transmitted virus)
Ig — иммуноглобулин
MoM — Multiple of Median
pаО2 — парциальное давление кислорода в артериальной крови
pаСО2 — парциальное давление углекислого газа в артериальной крови
SаСO2 — сатурация артериальной крови кислородом
SatO2 — насыщение крови кислородом
spp. — виды (при родовом имени микроорганизмов)
T3 — трийодтиронин
T4 — тироксин (тетрайодтиронин),
WPW — от Wolff–Parkinson–White — Вольфф–Паркинсон–Уайт (в сочетании
«синдром WPW»)

АВ — атриовентрикулярный
Аг — антиген
АГ — артериальная гипертензия
АД — артериальное давление
АДС — дифтерийно-столбнячный анатоксин
АДС-М — дифтерийно-столбнячный анатоксин с уменьшенным содержанием антигена
АКДС — коклюшно-дифтерийно-столбнячная адсорбированная вакцина
АЖ — амниотическая жидкость
АКТГ — адренокортикотропный гормон
АЛТ — аланин аминотрансфераза
АНАТ — антинуклеарные антитела
АПФ — ангиотензин-превращающий фермент
АРЛ — астраханская риккетсиозная лихорадка
АСТ — аспартатаминотрансфераза
АТ — антитело
АТФ — аденозинтрифосфорная кислота
АФП — a-фетопротеин
АФС — антифосфолипидный синдром
АЧТВ — активированное частичное тромбопластиновое время

БА — бронхиальная астма
БАС — боковой амиотрофический склероз
БКК — большой круг кровообращения
БКЯ — болезнь Крейтцфельда–Якоба
БЦЖ — вакцина Кальметта–Герена (от Bacillus Calmette–Guerin)

ВААРТ — высокоактивная антиретровирусная терапия
в/в — внутривенно, внутривенный
в/к — внутрикожно
в/м — внутримышечно, внутримышечный
ВГА — вирусный гепатит A
ВГВ — вирусный гепатит В
ВГC — вирусный гепатит С
ВГD — вирусный гепатит D
ВГЕ — вирусный гепатит Е
ВГКН — врождённая гиперплазия коры надпочечников
ВДМ — высота стояния дна матки
ВЗОМТ — воспалительные заболевания органов малого таза
ВИЧ — вирус иммунодефицита человека
ВОЗ — Всемирная организация здравоохранения
ВПГ — вирус простого герпеса
ВПР — врождённые пороки развития
ВПЧ — вирус папилломы человека

ГАМК — гамма-аминомасляная кислота
ГБН — (неврология) головная боль напряжения
ГБН — (акушерство) гемолитическая болезнь новорождённого
ГБП — гемолитическая болезнь плода
ГЗТ — гиперчувствительность замедленного типа
ГК — глюкокортикоиды
ГЛ — геморрагическая лихорадка
ГЛД — геморрагическая лихорадка денге
ГЛПС — геморрагическая лихорадка с почечным синдромом
ГНТ — гиперчувствительность немедленного типа
ГЭБ — гематоэнцефалический барьер
ГГТ — g-глутамилтранспептидаза

ДВС — диссеминированное внутрисосудистое свёртывание
ДЕ — двигательная единица (мышцы)
ДГЭАС — дегидроэпиандростерона сульфат
ДН — дыхательная недостаточность
ДНК — дезоксирибонуклеиновая кислота
ДП — дистоция плечиков

ЖДА — железодефицитная анемия
ЖЁЛ — жизненная ёмкость лёгких
ЖКТ — желудочно-кишечный тракт

ЗВП — зрительные вызванные потенциалы
ЗРП — задержка роста плода
ЗТО — злокачественные трофобластные опухоли

ИБ — иммунный блоттинг
ИБС — ишемическая болезнь сердца
ИВЛ — искусственная вентиляция лёгких
ИГА — индекс гистологической активности
ИИП — истинная иммунная прослойка
ИЛ — интерлейкин
ИП — ингибиторы протеазы
ИППП — инфекции, передаваемые половым путём
ИР — индекс резистентности
ИТШ — инфекционно-токсический шок
ИФА — иммуноферментный анализ
ИЦН — истмико-цервикальная недостаточность

КАСВП — коротколатентные стволовые вызванные потенциалы на акустическую стимуляцию
КГЛ — крымская геморрагическая лихорадка
КИЗ — кабинет инфекционных заболеваний
КОЕ — колониеобразующие единицы
КОС — кислотно-основное состояние
КРБС — комплексный регионарный болевой синдром
КС — кесарево сечение
КТ — компьютерная томография, компьютерная томограмма
КТГ — кардиотокография
КТР — копчико-теменной размер
КФК — креатинфосфокиназа
КЩС — кислотно-щелочное состояние

ЛГ — лютеинизирующий гормон
ЛД — люмбальное давление
ЛДГ — лактатдегидрогеназа
ЛЗН — лихорадка Западного Нила
ЛПВП — липопротеины высокой плотности
ЛПНП — липопротеины низкой плотности
ЛПС — липополисахарид
ЛПУ — лечебно-профилактическое учреждение
ЛС — лекарственное средство
ЛФК — лечебная физкультура

МАО — моноаминоксидаза
МВ — менструальный возраст
МК — митральный клапан
МКБ-10 — Международная классификация болезней десятого пересмотра
МКК — малый круг кровообращения
МНН — международное непатентованное название
МНО — международное нормализованное отношение
МР — митральная регургитация
МРТ — магнитно-резонансная томография, магнитно-резонансная томограмма
МС — материнская смертность

НБ — неразвивающаяся беременность
НИОТ — нуклеозидные/нуклеотидные ингибиторы обратной транскриптазы
НМСН — наследственная моторно-сенсорная невропатия
НПВС — нестероидные противовоспалительные средства
ННИОТ — ненуклеозидные ингибиторы обратной транскриптазы

ОА — острый аппендицит
ОВ — околоплодные воды
ОГВ — острый гепатит B
ОГС — острый гепатит C
ОГЛ — омская геморрагическая лихорадка
ОДН — острая дыхательная недостаточность
ОМО — организационно-методический отдел
ОНГМ — отёк-набухание головного мозга
ОНК — острая непроходимость кишечника
ОПН — острая почечная недостаточность
ОПЭ — острая печёночная энцефалопатия
ОРВИ — острая респираторная вирусная инфекция
ОРЗ — острое респираторное заболевание
ОРИТ — отделение реанимации и интенсивной терапии
ОФВ1 — объём форсированного выдоха за 1 с
ОЦК — объём циркулирующей крови

п/к — подкожно
ПВХРД — периферические витреохориоретинальные дистрофии
ПГ — простагландины
ПДЕ — потенциал двигательной единицы (мышцы)
ПДС — противодифтерийная сыворотка
ПИП — плоскоклеточное интраэпителиальное поражение шейки матки
ПИФ — реакция прямой иммунофлюоресценции
ПЛ — плацентарный лактоген
ПМД — прогрессирующие мышечные дистрофии
ПН — плацентарная недостаточность
ПОН — полиорганная недостаточность
ПОНРП — преждевременная отслойка нормально расположенной плаценты
ППС — приобретённые пороки сердца
ПРПО — преждевременный разрыв плодных оболочек
ПС — перинатальная смертность
ПСВ — пиковая скорость выдоха
ПТИ — пищевая токсикоинфекция
ПЦР — полимеразная цепная реакция
ПЭТ — позитронно-эмиссионная томография, позитронно-эмиссионная томограмма

РА — реакции агглютинации
РАЛ — реакция агглютинации и лизиса
РДС — респираторный дистресс-синдром
РИФ — реакция иммунофлюоресценции
РКА — реакция коагглютинации
РЛА — реакция латекс-агглютинации
РМЖ — рак молочной железы
РН — реакция нейтрализации
РНГА — реакция непрямой гемагглютинации
РНИФ — реакция непрямой иммунофлюоресценции
РНК — рибонуклеиновая кислота
РПГА — реакция пассивной гемагглютинации
РСК — реакция связывания комплемента
РТГА — реакция торможения гемагглютинации
РШМ — рак шейки матки
РФ — ревматоидный фактор

СГВ — стрептококки группы B
СГБ — синдром Гийена-Барре
СД — сахарный диабет
СД-1 — сахарный диабет типа 1
СД-2 — сахарный диабет типа 2
СКВ — системная красная волчанка
СКФ — скорость клубочковой фильтрации
СМЖ — спинномозговая жидкость
СН — сердечная недостаточность
СОЭ — скорость оседания эритроцитов
СПИД — синдром приобретённого иммунодефицита
СРВ — скорость распространения возбуждения
ССВП — соматосенсорные вызванные потенциалы
ССС — сердечно-сосудистая система
СТШ — синдром токсического шока
СФФГ — синдром фето-фетальной гемотрансфузии
СХУ — синдром хронической усталости
СЭН — санитарно-эпидемический надзор

Т3 — трийодтиронин
Т4 — тироксин
ТАД — трициклические антидепрессанты
ТВП — толщина воротникового пространства
ТИА — транзиторная ишемическая атака
ТН — трофобластические неоплазии
ТКДГ — транскраниальная (ультразвуковая) допплерография
ТКМС — транскраниальная магнитная стимуляция
ТОРС — тяжёлый острый респираторный синдром
ТТГ — тиреотропный гормон
ТЭЛА — тромбоэмболия лёгочной артерии

УЗДГ — ультразвуковая допплерография
УЗИ — ультразвуковое исследование

ФВД — функция внешнего дыхания
ФЖЕЛ — форсированная жизненная ёмкость лёгких
ФНО — фактор некроза опухоли
ФП — фибрилляция предсердий
ФСГ — фолликулостимулирующий гормон
ФЭГДС— фиброэзофагогастродуоденоскопия

ХВДП — хроническая воспалительная демиелинизирующая полиневропатия
ХГВ — хронический гепатит B
ХГБ — холестатический гепатоз беременных
ХГС — хронический гепатит C
ХГЧ — хорионический гонадотропин человека
ХОБ — хронический обструктивный бронхит
ХОБЛ — хроническая обструктивная болезнь лёгких
ХПН — хроническая почечная недостаточность

цАМФ — циклический 3′, 5′-аденозинмонофосфат
ЦВД — центральное венозное давление
ЦДК — цветовое допплеровское картирование
ЦИК — циркулирующий иммунный комплекс
ЦИН — цервикальная интраэпителиальная неоплазия
ЦМВ — цитомегаловирус
ЦМВИ — цитомегаловирусная инфекция
ЦНС — центральная нервная система
ЦОГ — циклооксигеназа

ЧМТ — черепно-мозговая травма
ЧН — черепные нервы
ЧСС — частота сердечных сокращений

ЩФ — щелочная фосфатаза

ЭАКП — энтероадгезивная кишечная палочка
ЭБВ — вирус Эпстайна–Барр
ЭГДС — эзофагогастродуоденоскопия
ЭГКП — энтерогеморрагическая кишечная палочка
ЭИКП — энтероинвазивная кишечная палочка
ЭКГ — электрокардиограмма, электрокардиография
ЭМГ — электромиография, электромиограмма
ЭНМГ — электронейромиография
ЭПКП — энтеропатогенная кишечная палочка
ЭТКП — энтеротоксигенная кишечная палочка
ЭхоКГ — эхокардиография
ЭКО — экстракорпоральное оплодотворение
ЭхоЭС — эхоэнцефалоскопия
ЭЭГ — электроэнцефалография, электроэнцефалограмма

ЯК — язвенный колит