Значение слова монастырь

Монастырь м. обитель, общежитие братий и сестер, монахов, монахинь, иноков, монашествующих, принявших монашество, монашеский обед. | Яросл. монастырем зовут и кладбище, а раскольничьи кладбища в Москве, на деле, монастыри. | Моск. церковный двор, погост, церковная земля со строениями, с домами попа и причта. Он живет на монастыре, на церковном дворе. Монах, отрекшийся от светских сует, постриженник во ангельский образ, мних, инок, чернец, приписанный к монастырю. Католическое монашество образует ордена, братства. Рясофорный монах, послушник в рясе и клобуке, только без мантии. Есть монастыри воспитательные, как например наш Смольный. | Монах шелкопряд, сумеречник, которого гусеница поедает лес. | В подкопном деле, монах, кусок трута, для поджога. Монахиня, монашенка; южн. зап. монашка ж. инокиня, черница. | Монашка также бабочка монах. Черней монаха не будешь. И черт под старость в монахи пошел. Не всяк монах, на ком клобук. Его же и монахи приемлют, вино. Хватился монах, когда смерть в головах. Черт монаху не попутчик, монах его проведет. Монах (или монахиня) на свадьбе, зловещ для молодых. Подвести дела под монастырь (убить короля). Пошла бы в монастырь, да много холостых (жаль их). У него расход Кириллова монастыря, а приход репной пустыни. Идти под стукалов монастырь (солдт. под крепость, на сраженье). Пойду в монастырь, где много холостых. У него дом, что монастырь, обилие. Монастырь докуку любит (т. е. просьбы и приношения). В чужой монастырь со своим уставом не ходи. Монахов, монахинин, -шенкин, -шкин, им принадлежащий, -шеский, к ним относящ.; -стырский, к монастырю относящийся. По монастырской ковриги за щеку мечет. Монашек м. угольная курильная свеча. Монастырек. -рец, умалит. -рища, увелич. -ришка, презрит. -рище ср. остатки, развалины, городище монастыря. Монастырка, жительница, воспитанница монастыря. Монастырник м. -ница ж. -щик, -щица, служитель, служка, или обычный посетитель монастырей.

Что такое монастырь

Монастырщина ж. монастырская жизнь, обычай; | владенья, имущество монастыря. Монаховатый, на монаха похожий. Монашить или -ся, подражать в чем монахам для вида, ханжить, прикидываться святым.

Значение слова монастырь в толковом онлайн-словаре Даля В. И.

Монастырь, -я, м. 1. Религиозная община монахов или монахинь, представляющая собой отдельную церковно-хозяй-ственную организацию. Мужской м. Женский м. 2. Территория, храм и все помещения такой общины. М. на берегу озера. Ограда монастыря. * В чужой монастырь со своим уставом не ходят — посл. о том, что в чужом месте не следует наводить свои порядки. Подвести под монастырь кого (прост.) — подвести под неприятность, наказание. || прил. монастырский, -ая, -ое.

Значение слова монастырь в толковом онлайн-словаре Ожегова C. И.

Опечатки и прочие неточности выделяйте курсором, жмите Ctrl+Enter и отправляйте нам!

См. также: происхождение слова монастырь в этимологических словарях.

Слово монах

Слово монах английскими буквами(транслитом) — monakh

Слово монах состоит из 5 букв: а м н о х

Значения слова монах. Что такое монах?

Монах

Мона́х (греч. μοναχός — одиночный, единичный), жен. мона́хиня — обычно — член религиозной общины, в соответствии с обетом (клятвой) ведущий аскетическую жизнь либо в рамках монашеской общины, либо в одиночестве, отшельничестве.

ru.wikipedia.org

Монах (греч. один) – христианин, всецело посвятивший себя Богу через принятие обетов послушания, нестяжания и целомудрия. Принятие обетов сопровождается постригом волос в знак служения Богу и именуется постригом.

Православная энциклопедия "Азбука веры"

МОНАХ (греч. monachos — одинокий) — член особого релит, объединения, принадлежность к к-рому рассматривается церк. традицией как идеальная форма служения богу.

Атеистический словарь. — М, 1986

МОНАХ — член особого религиозного объединения, принадлежность к которому рассматривается церковной традицией как идеальная форма служения Богу. Собирающийся стать М. проходит обряд пострижения…

Словарь исторических терминов. — 1998

Тюлени-монахи

Тюлени-монахи (лат. Monachus) — род ластоногих млекопитающих, относится к подсемейству Monachinae семейства настоящие тюлени (Phocidae) В роде три вида: тюлень-монах, белобрюхий тюлень (М. monachus); гавайский тюлень-монах (М. schauinslandi)…

ru.wikipedia.org

ТЮЛЕНИ-МОНАХИ ТЮЛЕНИ-МОНАХИ (Monachus), род тюленевых. 3 вида: у средиземноморского Т.-м., или белобрюхого тюленя (М. monachus), дл. 2,1—2,5 м (редко больше), масса ок. 300 кг; самки несколько мельче.

Биологический энциклопедический словарь. — 1986

ТЮЛЕНИ-МОНАХИ (Monachus), род тюленевых. 3 вида: у средиземноморского Т.-м., или белобрюхогр тюленя (М. monachus), дл. 2,1-2,5 м (редко боль- ше), масса ок. 300 кг; самки несколько мельче.

Биологический словарь

Монахов, Николай Фёдорович

Монахов Н. Ф. Николай Фёдорович (18 (30) III 1875, Петербург — 5 VII 1936, Ленинград) — сов. артист оперетты и драматич. актёр. Нар. арт. РСФСР (1932). Юношей пел в церк. хоре Смольного монастыря. В 1896 дебютировал на эстраде как исполнитель рус.

Музыкальная энциклопедия. — 1973-1982

МОНАХОВ, НИКОЛАЙ ФЕДОРОВИЧ (1875–1936), русский актер. Народный артист РСФСР (1932). Родился 16 (29) марта 1875 в Петербурге в многодетной рабочей семье.

Что такое монастырь? Значение и толкование слова monastyr, определение термина

В 9 лет поступил в двуклассное начальное городское училище.

Энциклопедия Кругосвет

Николай Фёдорович Монахов (18 (30) марта 1875, Санкт-Петербург, — 5 июня 1936, Ленинград) — русский советский актёр театра и кино. Народный артист РСФСР (1932).

ru.wikipedia.org

Монахов, Владимир Васильевич

Владимир Васильевич Мона́хов (1922—1983) — советский кинооператор и кинорежиссёр. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1964). Лауреат Ленинской премии (1960). Член ВКП(б) с 1943 года.

ru.wikipedia.org

Монахов Владимир Васильевич (р. 30.9.1922, Долгинцево Днепропетровской обл.), советский кинооператор и режиссёр, заслуженный деятель искусств РСФСР (1964).

БСЭ. — 1969—1978

МОНАХОВ Владимир Васильевич (1922-83) — российский кинооператор и режиссер, заслуженный деятель искусств РСФСР (1964). Снял фильмы: "Попрыгунья" (1955, совместно с Ф. Б. Добронравовым), "Высота" (1957), "Судьба человека" (1959)…

Большой энциклопедический словарь

Таинственный монах

«Таинственный монах» — советский стереоскопический художественный фильм. Украина, осень 1920 года. Белая русская армия генерала Врангеля разбита, Врангель бежит в Крым.

ru.wikipedia.org

«ТАИНСТВЕННЫЙ МОНАХ», СССР, МОСФИЛЬМ, 1967, цв., 83 мин. Историко-революционный приключенческий фильм. Украина, 1920 год. Деникинская армия разбита, Врангель бежит в Крым, а в Матренином монастыре скрываются остатки белогвардейской армии.

Энциклопедия кино. — 2010

Пуленепробиваемый монах

Пуленепробиваемый монах (англ. Bulletproof Monk) — боевик с элементами фэнтези, в главных ролях которого снялись Чоу Юн-Фат, Шонн Уильям Скотт и Джейми Кинг.

ru.wikipedia.org

ПУЛЕНЕПРОБИВАЕМЫЙ МОНАХ (Bulletproof Monk), США, 2003, 104 мин. Боевик, фантастика. Шестьдесят лет загадочный монах, не имеющий имени, странствует по земле, храня при себе древний свиток.

Энциклопедия кино. — 2010

Пять похищенных монахов (фильм)

«Пять похи́щенных мона́хов» (1976) — повесть известного советского писателя Юрия Коваля. Юмористический детектив, рассказывающий о том, как с одной из московских голубятен украли пять голубей породы «монахи»…

ru.wikipedia.org

«Пять похищенных монахов» — советский детский фильм 1991 года, детективно-приключенческая комедия Исаака Магитона по сценарию Александра Хмелика. Фильм стал последней режиссёрской работой Магитона и одним из последних детских фильмов СССР.

ru.wikipedia.org

«ПЯТЬ ПОХИЩЕННЫХ МОНАХОВ», СССР, ЕРАЛАШ/киностудия ИМ. М.ГОРЬКОГО, 1991, цв., 81 мин. Детективно-приключенческая комедия. По мотивам повести Юрия Коваля. В приморском городе Карманове совершено дерзкое ограбление…

Энциклопедия кино. — 2010

Русский язык

Мона́х/.

Морфемно-орфографический словарь. — 2002

Мона́х, -а.

Орфографический словарь. — 2004

Примеры употребления слова монах

Монах рассказал при этом о явлении накануне святителя Николая одному старцу.

Год без секса не каждый монах выдержит.

Благословение от понтифика для Франческо привез католический монах брат Анно, с которым Пьянета познакомился еще в юношеские годы в социальном центре для молодежи Гельзенкирхена.

Государство спокойно, как смиренный монах, несет бремя расходов, демографический кризис и не дает права представителям государственных лечебных учреждений сообщать таким же представителям государства о необходимости принятия мер.

Эту дату назначил тибетский монах Оракул Шамбалы.

Значение слова монастырь

Монастырь м. обитель, общежитие братий и сестер, монахов, монахинь, иноков, монашествующих, принявших монашество, монашеский обед. | Яросл. монастырем зовут и кладбище, а раскольничьи кладбища в Москве, на деле, монастыри. | Моск. церковный двор, погост, церковная земля со строениями, с домами попа и причта. Он живет на монастыре, на церковном дворе. Монах, отрекшийся от светских сует, постриженник во ангельский образ, мних, инок, чернец, приписанный к монастырю. Католическое монашество образует ордена, братства. Рясофорный монах, послушник в рясе и клобуке, только без мантии. Есть монастыри воспитательные, как например наш Смольный. | Монах шелкопряд, сумеречник, которого гусеница поедает лес. | В подкопном деле, монах, кусок трута, для поджога. Монахиня, монашенка; южн. зап. монашка ж. инокиня, черница. | Монашка также бабочка монах. Черней монаха не будешь. И черт под старость в монахи пошел. Не всяк монах, на ком клобук. Его же и монахи приемлют, вино. Хватился монах, когда смерть в головах. Черт монаху не попутчик, монах его проведет. Монах (или монахиня) на свадьбе, зловещ для молодых. Подвести дела под монастырь (убить короля). Пошла бы в монастырь, да много холостых (жаль их). У него расход Кириллова монастыря, а приход репной пустыни. Идти под стукалов монастырь (солдт. под крепость, на сраженье). Пойду в монастырь, где много холостых. У него дом, что монастырь, обилие. Монастырь докуку любит (т. е. просьбы и приношения). В чужой монастырь со своим уставом не ходи. Монахов, монахинин, -шенкин, -шкин, им принадлежащий, -шеский, к ним относящ.; -стырский, к монастырю относящийся. По монастырской ковриги за щеку мечет. Монашек м. угольная курильная свеча. Монастырек. -рец, умалит. -рища, увелич. -ришка, презрит. -рище ср. остатки, развалины, городище монастыря.

Значение слова «монастырь»

Монастырка, жительница, воспитанница монастыря. Монастырник м. -ница ж. -щик, -щица, служитель, служка, или обычный посетитель монастырей. Монастырщина ж. монастырская жизнь, обычай; | владенья, имущество монастыря. Монаховатый, на монаха похожий. Монашить или -ся, подражать в чем монахам для вида, ханжить, прикидываться святым.

Значение слова монастырь в толковом онлайн-словаре Даля В. И.

Монастырь, -я, м. 1. Религиозная община монахов или монахинь, представляющая собой отдельную церковно-хозяй-ственную организацию. Мужской м. Женский м. 2. Территория, храм и все помещения такой общины. М. на берегу озера. Ограда монастыря. * В чужой монастырь со своим уставом не ходят — посл. о том, что в чужом месте не следует наводить свои порядки. Подвести под монастырь кого (прост.) — подвести под неприятность, наказание. || прил. монастырский, -ая, -ое.

Значение слова монастырь в толковом онлайн-словаре Ожегова C. И.

Опечатки и прочие неточности выделяйте курсором, жмите Ctrl+Enter и отправляйте нам!

См. также: происхождение слова монастырь в этимологических словарях.

РУССКИЙ МОНАСТЫРЬ

Александр ВОРОНОВ

Планировочные и художественные решения

Новодевичий монастырь в Москве

Логика композиции

Одна из специфических особенностей русских монастырей — их историческая многослойность. Некоторые из них существуют сотни лет, и на протяжении этой долгой жизни монастырские постройки изменялись как композиционно, так и стилистически. Из первоначальной группки келий при деревянном храме вырастали обширные комплексы сооружений, обеспечивающие насельников монастыря, участвующих в богослужениях, всем необходимым. Также могла изменяться стилистика архитектурных решений фасадов, интерьеров и даже предметов обихода, при полном уважении к древним образцам объектов поклонения, особенно к чудотворным иконам.

При этом сами сооружения и их фрагменты, взаиморасположение объектов на монастырской территории, их колористические решения изменялись неоднократно и в целом, и в деталях — в размерах и формах составляющих их элементов, как культовых, так и бытовых. Это породило историческую многоликость композиционных взаимоотношений объемно-планировочных и цветовых образов, так что иногда трудно воспринять сложные духовные и художественные характеристики монастырских построек за то относительно краткое время, которое мы находимся в обители.

Как уже было сказано, самые ранние монастыри на территории России были построены в местах возникновения первых государственных образований. Таковыми были Киевское и Новгородское княжества с их не определенными строго границами. Вскоре к Киеву присоединился Чернигов — вотчина наследников киевского великого князя по боковой линии.

Основная трудность при изучении и описании русских монастырей заключается в том, что они одновременно являют собой два принципиально разных типа объектов. Монастырь в целом представляет собой сложный пространственный комплекс, в русской интерпретации состоящий из множества отдельных зданий традиционной планировки и формы. Каждое из зданий, в свою очередь, является самостоятельным функциональным и художественным объектом. Все они расположены, на первый взгляд, свободно по отношению друг к другу и окружены стеной как будто случайных очертаний, но она возведена с учетом рельефа местности, внутри которой и формируется сложнейшая композиция отдельных объектов. Иногда некоторые из них связаны переходами, расположенными на столбах или на уровне земли. Логику этих композиций не всегда удается понять, так как за сотни лет их существования иногда происходили весьма крупные изменения, причины которых нам неизвестны.

Схемы планов монастырских комплексов:

А – Иосифо-Волоколамский монастырь; Б – Новодевичий монастырь; В – Флорищева пустынь; Г – Владычный монастырь в Серпухове; Д – Донской монастырь в Москве; Е – Псково-Печерский монастырь; Ж – Соловецкий монастырь; З – Большой Тихвинский монастырь

Одним из первых монастырей, созданных на Руси, была Киево-Печерская лавра, возникшая близ первых пещерных монастырей, устроенных свв. Антонием и Феодосием. По заказу великого князя Ярослава Мудрого, пригласившего в 1051 г. византийских мастеров, рядом с пещерами был построен монастырь, ставший на столетия главным духовным центром восточных славян.

Киево-Печерская лавра. Вид с Днепра

План Киево-Печерской лавры. 1638

1– Свято-Вознесенский женский монастырь; 2 – Троицкая надвратная церковь; 3–Успенский собор; 4 – колокольня Успенского собора; 5 – Типография

В зависимости от интересов государства

В Новгороде вместо наследственной передачи власти сложилось управление в форме вечевой республики, приглашавшей к себе князей на временную службу. Очень рано из Новгородской республики выделился Псков с собственным вечевым управлением.

Несмотря на серьезные отличия в политической организации южных и северных русских земель, их культовая архитектура при несомненном своеобразии явно имеет общие корни.

Исторические источники упоминают десятки монастырей, возникших в киевских землях с начала XI века, сразу после крещения Руси в 988 г., но большинство из них не дошло до нас, так как они были разрушены при нашествиях врагов или в периоды междоусобиц. Тем не менее благодаря исследованиям историков и археологов многие из них обнаружены при археологических раскопках. Археолог П.А. Раппопорт сделал описания 248 открытых в результате раскопок архитектурных объектов X–XIII вв. на территории СССР.

Несколько позднее возникли новые центры русской культуры — в районе Полоцка, Смоленска, Владимиро-Суздальского княжества, Рязани, Твери, наконец, Москвы, поблизости от которой в 1337 г. была основана обитель преподобного Сергия Радонежского, ставшая впоследствии главной лаврой России.

Группа центральных зданий Троице-Сергиевой лавры в конце XVI в.

Вид с запада (слева направо: Успенский собор, Надвратная церковь, Духовская церковь, Троицкий собор, Никоновский придел и Пивная башня). Реконструкция В. Балдина

Троице-Сергиева лавра. Этапы развития

Все города русского государства после крещения Руси строились как христианские, с обязательным возведением православных храмов и монастырей. Однако стилистические решения первых храмов иногда весьма различаются. Первоначально это, несомненно, зависело от архитектурной культуры родины приглашенных мастеров. Достаточно сравнить суровую аскезу ранних храмов Киева, где работали константинопольские мастера, и яркую праздничность ранней храмовой архитектуры владимиро-суздальских построек, выполненных, вероятно, североитальянскими мастерами, учитывающими русские традиции храмового зодчества.

Троице-Сергиева лавра.

Монастырь, монашество

XV–XVIII вв. Вид с востока. Реконструкция В. Балдина

В дальнейшем монастырское строительство на Руси развивалось в очевидной зависимости от интересов государства. Примером может служить строительство Ново-Иерусалимского монастыря патриархом Никоном в 1656 г. по образцу иерусалимского храма Воскресения Господня.

В эпоху Московской Руси, после освоения центральных районов, монастырское строительство начинает продвигаться на северо-восток — в Карелию, Архангельск, на Вологодские земли вплоть до Урала. Оно продолжается с перерывами, вызванными Смутным временем и расколом в Русской православной церкви.

Свято-Иоанновский монастырь в Санкт-Петербурге

Однако в XVIII в., во время Петровских реформ, светское управление церковью выразилось в том числе и в строительстве в Петербурге монастырей с регулярной планировкой по западным образцам. В 1764 г. Екатерина II начала осуществлять планомерную секуляризацию церковных земель, в результате чего строительство обителей надолго прекращается, многие действовавшие монастыри закрываются, а у сохранившихся отбирают земельные наделы. От этого удара монастырское строительство оправилось только к середине XIX в., но возрождается оно в новом качестве. Примером может служить Свято-Иоанновский монастырь, основанный святым праведным Иоанном Кронштадтским и построенный по его заказу архитектором Н.Н. Никоновым.

Структура православного монастыря

Уже много лет ведутся исследования объемно-планировочной структуры русских монастырей. Казалось бы, строгость и каноничность организации монастырской жизни и церковных служб должны предполагать соответствующую строгость и единообразие планировочно-пространственных решений монастырских территорий.

Между тем относительно строго соблюдался лишь состав зданий, площадей и проездов на монастырской территории и самые общие принципы их взаиморасположения. Следование канонической ориентации соблюдается лишь для храмов, всегда обращенных алтарями на восток. В то же время поражает удивительное разнообразие форм планов и объемно-пространственных решений монастырей, вызванное отсутствием жестких правил в их композиционном взаиморасположении.

В связи с этим исследования и поиски канонов в планировочной структуре монастырей продолжаются и сегодня. У одних исследователей главным элементом композиции является собор, у других — соборная площадь. Известно также немало примеров с размещением соборного храма вне центра монастырской территории.

В реальности центральная площадь находится в физическом центре монастыря, и ее размеры значительно превышают размеры собора, но независимо от этого главным элементом монастыря все-таки остается собор.

Общим правилом в планировке монастырских территорий является относительно постоянный набор зданий, сооружений и их взаиморасположение в пределах монастырских стен. Сюда входят: соборный храм или собор, соборная площадь, храмы местного посвящения, колокольня, трапезная с трапезным храмом, надвратный храм с проездными воротами и входом на территорию монастыря, некрополь.

Кроме этого на территории монастырей находятся служебные и хозяйственные сооружения: дом духовного и административного руководства с храмом, жилые и служебные сооружения — келейные корпуса, больница, иконописные мастерские, библиотека, различные мастерские, мельницы и пр.; монастырская стена с башнями, в которых часто располагаются различные служебные помещения и склады.

После крещения Руси началось массовое строительство храмов во всех значительных городах и монастырей в особо священных местах, прославившихся каким-либо чудесным событием — явлением чудотворной иконы, колодцем с целебной водой или исцелениями больных. Часто их создавали отшельники-одиночки, искавшие уединения.

Как известно, русские монастыри были мужские и женские, княжеские и общие. Существует еще одно важное деление монастырей по внутрицерковным признакам — общежительные и необщежительные (другие названия — особножительные, келиотские). Это деление отражается на архитектурно-строительной планировке монастырей, так как определяет типологию помещений, необходимых для проживания монашествующих: одно-двухместные кельи или комнаты-палаты на несколько человек, здания гостиничного типа или отдельно стоящие домики.

В православных монастырях на Афоне принято только келиотское расселение. В ряде раскопанных археологами монастырей Псковщины вместо жилых корпусов обнаруживается множество отдельно стоящих крохотных домишек-келий. В то же время во многих современных монастырях принято совместное проживание монашествующих, предписанное еще древними ревнителями общежития.

Всего в истории России существовало около 2560 монастырей. В 2000 г. на территории бывшего СССР насчитывалось свыше пятисот монастырей. В Москве в настоящее время возрождены и действуют следующие монастыри: Свято-Данилов, Донской, Зачатьевский, Новоспасский, Свято-Покровский, Богородице-Рождественский, Сретенский, Высокопетровский, Николо-Перервинский, Марфо-Мариинская обитель милосердия, Новодевичий Богородице-Смоленский.

ЛИТЕРАТУРА:

Русская православная церковь. Монастыри. Энциклопедический справочник. — М., 2000.

Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры. — М., 1990.

Духовное развитие

Кто такие монахи? Происхождение и виды монашества

14 ноября 2015

В большинстве религиозных учений и верований существует категория посвященных, которые проводят свои дни, полностью отдавая время религиозной практике. Для этого они отказываются от брака, светской карьеры и обычных для мирян развлечений. Называют таких людей монахами от греческого слова «монос», что означает «один». О них и пойдет речь дальше.

Происхождение монашества

О том, когда и где впервые появилось монашество, трудно сказать. И в первую очередь эта трудность связана с вопросом о том, кто такие монахи? Являются ли ими обычные отшельники, посвящающие себя вопросам духовности, которые всегда имелись в человеческом обществе? Или монахом можно стать, только пройдя определенную инициацию, связанную с принесением специфических обетов? Можно ли назвать монахом религиозного фанатика, всю жизнь прожившего в пустыне по собственной воле, без санкции духовных учителей? В зависимости от того, как подходить к этому вопросу, будет звучать и ответ на вопрос о том, кто такие монахи.

Как институциональная форма, монашество было известно уже четыре тысячи лет назад и было связано с культом бога Шивы, почитатели которого оставляли мир и вели бродячий образ жизни, занимаясь медитациями и проповедями, живя на подаяние. Таким образом, можно констатировать, что наиболее древние формы этой модели духовности связаны с религией племен праиндоевропейцев. Но родилось ли монашество внутри них или было позаимствовано у кого-то еще? Было ли что-то подобное у других народов?

Слово монастырь

Когда впервые появилось это явление? На эти вопросы ответов нет. Если же смотреть на монашество более широко как на поведенческую модель, то есть как на психологический тип устроения человеческого существа, то оно, вероятно, существует столько же, сколько и само человечество.

Монашество в индуизме

Культ Шивы, о котором было сказано выше, стал колыбелью, из которой развился современный многообразный лик индуизма. Он включает в себя множество направлений и школ, большинство из которых предполагает ту или иную форму монашества. Кто такие монахи в индуизме? Их называют санньясинами. Обеты, которые они приносят, различаются в разных индуистских направлениях. А жить они могут как изгои-одиночки или же в организованных общинах в монастырях, называемых ашрамами. Их облачения шафранового цвета. И, как и любым монахам, им запрещено иметь собственность и вступать в интимные отношения с женщинами. Смысл такой жизни – достижение мокши, то есть освобождение от цепи перерождений и растворение в абсолюте.

Видео по теме

Монашество в буддизме

Буддийское монашество выросло из недр индуизма и по большому счету ничем от него не отличается. Следует сказать, что, в отличие от индуизма, в большей части буддийских деноминаций священнослужителями могут быть только неженатые монахи, поэтому их роль несколько более важна. К тому же считается, что только в таком качестве человек сможет достичь нирваны – высшей религиозной цели в учении Гаутамы. Узнать их довольно просто, хотя облачениями они значительно отличаются друг от друга. Однако каждый буддийский монах бреет голову. Образ жизни опять же зависит от конкретной школы. В некоторых из них монахи приносят несколько сотен обетов. Еще один интересный момент состоит в том, что иногда в буддистских школах монашество может быть временным.

Христианское монашество

Что касается христианского монашества, то оно возникло во 2 веке в пустынях Египта. С тех пор оно развивалось и приобрело свои особенности на Востоке и на Западе. Но прежде чем осветить этот вопрос, проясним, кто такие монахи в христианстве. Очевидно, их роль несколько отличается от их индуистских и буддийских «коллег», поскольку в отличие от этих вероучений в христианстве монашество не является обязательным условием конечной религиозной цели – спасения. Тем не менее всегда были люди, которые отказывались от всего, чтобы полностью посвятить себя церкви. Изначально их мотивацией было желание полностью исполнить Евангелие и усовершенствовать в соответствии с ним свою душу и жизнь. Первоначально монахи действительно уходили из мира и проводили дни и ночи напролет в молитвах. Со временем все усложнилось, но как и раньше все они приносят три обета – безбрачия, бедности и послушания церкви.

Западное монашество

В странах Европы, где господствует римская система права, всегда все старались дифференцировать. Поэтому и монашество со временем разделили на отдельные ордена, которые в своей основе опираются на разные идеалы и ставят перед собой различные задачи. Есть две основных категории – ордена деятельные и ордена созерцательные. Первые из них стараются проявить свою веру в служении и активной социальной деятельности – проповеди, благотворительности и так далее. Созерцатели, напротив, уединяются в кельях и посвящают время молитве. На соотношении этих двух векторов духовной жизни и на их конкретной организации в ритме дня, на степени аскетической строгости и строятся разные формы западного монашества.

Поэтому ответить на вопрос о том, кто такой монах в западной церкви, очень легко, если знать, к какому ордену он принадлежит. В Средневековье были даже монашеские ордена рыцарей, которые, будучи монахами, вели войны и участвовали в сражениях. На сегодня же о том, кто такой монах-воин, остались только воспоминания.

Восточное монашество

Исторически сложилось так, что в восточной церкви монашеское движение всегда старались унифицировать. Поэтому все они носят одинаковую одежду и живут по одному уставу во всех частях света. Под одной крышей сосуществуют и "активисты", и отшельники-затворники. Что значит монах в православии? Это в первую очередь человек, который стремится жить по-ангельски. Поэтому постриг так и называется – принятие ангельского чина. Зачем и как становятся монахами в современном православии, сказать однозначно трудно. Некоторые идут в обитель от религиозного максимализма, другие от неудач в личной жизни, третьи бегут от своих проблем в мире, четвертые – ради карьеры, потому что только монахи могут занимать в церкви самые высокие посты. Идейные иноки тоже есть, для которых монашество – наиболее приемлемый и комфортный образ жизни. В любом случае, это явление довольно сложное и, что хуже всего, очень плохо изученное.

Образование
Хам — это кто такой? Каково происхождение и значение слова "хам"?

Каждый из нас хотя бы раз в жизни сталкивался с хамством. От этого не застрахован никто: вам могут нагрубить в очереди за хлебом, в переполненном общественном транспорте или из «подрезавшего» вас автомобил…

Образование
Кто такая шалава? Значение и происхождение слова

Лексика русского языка постоянно пополняется все новыми и новыми словами. Профессионализмы, жаргон, интернет-сленг, неологизмы — чуть ли не с каждым днем словарь русского языка становится все толще. Разумеется, …

Домашний уют
Кто такие вредители яблони и как с ними бороться

Практически каждый садовод-любитель имеет на своем участке хоть одно яблоневое дерево. Однако пользоваться его плодами получается не только у владельца, но и у других представителей нашего земного шара. В данной стать…

Духовное развитие
Кто такие просветленные люди и как их распознать?

Информация о том, что просветленные люди живут среди нас, уже несколько лет волнует, пугает и восхищает человечество. Яркий пример просветленности — Далай-Лама.Он, как и его просветленные соотечественники, отли…

Духовное развитие
Кто такой Иоанн Креститель и почему его называют Предтечей?

Все христиане мира знают прославленную пару Иоанна Крестителя и Иисуса Христа. Имена этих двух личностей неразрывно связаны между собой. При этом если историю жизни Иисуса знает практически каждый набожный человек, то…

Духовное развитие
Кто такие моджахеды? Афганские и сирийские моджахеды

На сегодняшний день в мире существует множество радикальных группировок, которые насиль…

Духовное развитие
Вся правда о том, кто такие тролли. Стена и Лестница Троллей

Если вы нас сейчас читаете, то вас действительно заинтересовало, кто такие тролли в своем исконном понимании. Огромное спасибо за проявления интереса к столь двусмысленной теме нашей статьи! Итак, начнем.

Еда и напитки
Брауни – что такое? Основные компоненты и виды

В кулинарии есть рецепты, которые мало знакомы широким массам людей. Некоторые даже и не подозревают об их существовании. К примеру, не каждый может сказать, услышав название брауни, что такое блюдо пользуется огромно…

Закон
Обыск — это что такое? Понятие, задачи и виды обыска

Одним из основных следственных действий в рамках предварительного расследования выступает обыск. Проблемы эффективности и доказательственного значения этой процедуры исследуются многими …

Закон
Что такое картотека: определение и виды

В каждой организации ведется контроль и учет документации. Она должна быть помещена в определенный отдел. Картотека необходима в банке, библиотеке и многих других учреждениях. Ею пользуются для выяснения каких-либо да…

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №750.

ДОКЛАД

по Мировой художественной культуре.

На тему: Монастыри.

Выполнила: Ломадзе Ксения

Ученица 8 А класса

Проверила: Сухотелина Марина Ивановна

Москва 2002 г.

Монах, в переводе с греческого, означает живущий в одиночестве, отшельник. Христианские монахи это люди, которые посвятили себя служению богу, отказавшись от обыденной жизни.

Монастырём называется поселения монахов. Монастырей на Руси было немало. В Москве насчитывалось несколько десятков. Самые известные — Данилов, Троицкий, Чудов, Ивановский, Новодевичий, Андросиков.

Свято-Даниловский монастырь был основан самым первым в Москве. Его возникновение относится к 1282 г. и связано с именем московского князя Даниила, сына Александра Невского. В советское время в монастыре создали изолятор для детей, репрессированных граждан. В 1983 г. монастырь первым был передан Московской патриархии. Ныне в Даниловом монастыре находится резиденция Патриарха Московского и Всея Руси.

Новодевичий женский монастырь основан в 1524 г. Василием третьим как памятник в честь освобождения Смоленска от поляков. В XIV-XVII вв. в монастырь постригались женщины (см. рисунок) из царской фамилии и знатных боярских родов. Здесь приняла монашество жена царя Фёдора Ирина, царевна София, здесь окончила свои дни первая жена Петра I Евдокия Лопухина.

Удивительно, какими красивыми нам кажутся монастыри! Но красота средневековых монастырей объяснима. Ведь они воспринимались современниками как образ божественного рая, явлённого на земле.

Троице Сергиев монастырь. По преданию Святая Ольга первой на Руси возвела церковь во имя святой троицы. Её потомки, не расслышав призыва к миру и гармонии по образу Троицы, впали в каинов грех братоубийства, за что и были наказаны Батыевым нашествием. Долгое время русские князья продолжали убивать друг друга. Но в середине XIV века воссиял в Московских пределах святой Сергий. Сначала он, юноша Варфоломей, воздвиг в подмосковных деревянную церковь и посвятил её живопечальной Святой Троице. На этом месте возникла лавра. К её немеркующему свету по сей день, стекаются люди со всех концов земли.

Что такое монастырь и зачем он нужен?

В Троице-Сергеевой лавре находилась знаменитая икона, написанная замечательным художником Андреем Рублёвым. Теперь Троица украшает фонды Третьяковской галереи, а в Троице-Сергеевой лавре находится копия, которая за долгие годы стала намоленной иконой. Прекрасная икона Троица несёт надежду даже в самые тяжкие времена.

Чудов монастырь. Чудов монастырь был основан митрополитом Алексием во 2-й половине XIV века.

С Чудовым монастырём связаны важнейшие события российской истории:

  • В 1610 г. здесь был пострижен в монахи царь Василий Шуйский;
  • В 1666 г. в монастыре состоялся суд над патриархом Никоном, по приговору которого он был лишён патриаршего сана;
  • В XVII веке в монастыре находилась Патриаршая школа. Здесь жили известные в истории русской культуры просветители Максим Грек и Епифаний Славинецкий;
  • В Чудовом монастыре крестили многих младенцев из царского дома;

s