СУННА

араб. обычай, пример) — термин, который в арабо-мусульманской и исламоведческой литературе употребляется в разных значениях, основными из которых являются: 1) «традиция» Пророка Мухаммада как Священное Предание, объясняющее и дополняющее Священное Писание — Коран; 2) «традиция» Пророка как образец и руководство для мусульманской общины; 3) «традиционалистский», или мажоритарный, ислам, в отличие от периферийных групп, прежде всего шиизма; 4) «традиция», в противоположность «новшеству» (бида; последнее чаще всего имеет отрицательный оттенок, хотя иногда различают «порицаемое» и «благое» новшества); 5) «добровольное», факультативное, по сравнению с «обязательным» (фард; эти квалификации преимущественно относятся к сфере культа).

Ниже рассматривается лишь первое значение термина «сунна». Сунна (полная форма «суннат ан-Наби», или «суннат Расул ал-Лах», сунна Пророка, сунна Посланника Божьего) зафиксирована в виде хадисов (у шиитов — ахбар) — «преданий» о словах и деяниях Пророка. Подобно Корану, сунна считается божественным откровением, но Коран представляет собой «богопродиктованное» откровение, целиком принадлежащее Богу со стороны смысла и словесного оформления, а сунна — «боговдохновенное», выраженное словами самого Пророка. Правда, среди хадисов обычно выделяют «пресвятые хадисы» (ахадис кудсиййа), рассматривающиеся также как слова Бога, а не Мухаммада (а по форме отличающиеся тем, что в них Всевышний говорит от первого лица).

Сунна считается вторым после Корана источником мусульманского вероучения. Уступая Корану по степени святости, в определенном отношении она полагается равной ему: в случае несоответствия между аятами Корана и хадисами последние могут «отменять», модифицировать первые, и наоборот. Такова позиция большинства мусульманских богословов и юристов (исключение составляют представители шафиитской школы права, полагающие, что Коран может быть «отменен» только Кораном, а сунна — только сунной).

Хадисы, как и Коран, охватывают разнообразные вопросы — вероучительного (религиозного, культового, правового и этического) и нарративного характера. На основе хадисов последней категории была составлена Сира — жизнеописание Мухаммада. Нормативная же часть хадисов составляет «сунну» во втором значении этого слова.

При жизни Мухаммада сунна, хадисы (в отличие от Корана), как правило, не записывались, а передавались изустно. Хадисоискательство, путешествие в поисках передатчиков хадисов составляло характерную черту культуры ислама первых столетий. В то же время появление множества поддельных хадисов вызвало к жизни различные дисциплины, исследующие хадисы прежде всего с целью установления их подлинности. Своего рода результатом такой критики стали «шесть достоверных сборников» (сихах ситга), впоследствии канонизированных в суннитском исламе. Их авторами были соответственно ал-Буза ри (ум. 870), Муслим (ум. 875), АбуДауд (ум. 888), ан-Насай (ум. 915), ат-Тирмизи (ум. 892) и Ибн Маджа (ум. 886). Самыми авторитетными из этих сборников признаются первые два, особенно «ас-Сахих» ал-Бухари — вторая после Корана священная книга мусульман. Из шестисот тысяч исследованных хадисов ал-Бухари включил в свой сборник лишь немногим более 7 тыс. (а если не считать повторяющихся — то менее 3 тыс.), тематически распределенных по 97 «книгам» («Об откровении», «О молитве», «О посте», «О браке», «О купле-продаже» и т. п.), в свою очередь подразделенных на 3450 глав. В шиитском исламе сунна, помимо высказываний Пророка, включает и высказывания имамов. Два канонических сборника таких хадисов составили ал-Куляйни (ум. 941) и Ибн-Бабавайх (ум. 991). Еще два широко признанных сборника принадлежат АбуДжафаруат-Туси (ум. 1067).

Лит.: Краткий сборник хадисов. Сахих аль-Бухари, пер.

Что такое Сунна? Место Сунны в исламском законодательстве (часть 2 из 2)

Абдуллы (Владимира) Нирша. M., . Т. Ибрагим

Оцените определение:

Пока пророк Мухаммед был жив, он управлял мусульманской общиной, но когда он умер, оказалось, что содержавшихся в Коране предписаний далеко не достаточно для разрешения всех государственных и общественных вопросов. Поэтому пришлось подумать о том, что могло бы заменить пророческие откровения, которые при жизни Мухаммеда пополняли Коран всякий раз, когда это бывало нужно.

Вначале применяли три способа. Именно, если ответа на какой-либо вопрос не могли найти в Коране, прибегали, во-первых, к «прецедентам», т. е. брали за образец действия и поступки Пророка (сунна); во-вторых, к древним обычаям Медины (из которых немало заимствований делал и сам Мухаммед); наконец, за неимением лучшего судья обращался к собственному чувству справедливости (рай).

Таким образом, уже в раннем периоде ислама проявились две противоречивые концепции. С одной стороны, использование предписаний закона, исходивших от Пророка, – концепция, основанная на документах; с другой – независимое исследование вопроса – концепция умозрительного характера.

Сунна и роль хадисов в жизни мусульман

В первый период ислама факих (законовед, от фикх – законоведение), чтобы восполнить недостаток законодательных положений Корана и весьма ограниченное количество «прецедентов», должен был прибегать к «раю», но этот прием, который получит большое распространение в более поздние времена, был в тот период почти вытеснен сунной, приобретавшей все большее значение.

Что же такое сунна? В Коране встречаются выражения «сунна предков» и «сунна Аллаха» в значении поведения аллаха по отношению к древним народам, подвергшимся каре за свое неверие. Но вне Корана слово «сунна» означало деяния, поступки и слова Мухаммеда. «Соблюдать сунну могло в известном смысле означать: подражать Мухаммеду», – совершенно правильно пишет востоковед Вензинк. В расширенном значении сунна – свод обычаев и правил поведения древней общины – означала практику и теорию мусульманского правоверия. Она, так же как у евреев, передавалась устно и служила дополнением к писаному закону. Кто отходил от нее, впадал в состояние биды – «нововведения, новшества». Со временем слово бида получило значение «ересь» и даже стало синонимом слова «куфри («полное неверие»). Между тем бида являлась результатом заблуждения, допущенного в поисках истины, тогда как куфр – акт умышленного сопротивления. Но если мусульманские консерваторы наложили запрет на нововведения, то либералы, учитывая эволюции ислама, иногда разрешали его при условии «согласного мнения» религиозных авторитетов (иджма).

Вскоре было объявлено, что если сунна может обойтись без Корана, то Коран не может обойтись без сунны. Отсюда правоверные мусульмане получили название «ахль ас-сунна» – «люди сунны», или «сунниты».

Распространителями сунны выступали сподвижники Мухаммеда, в соответствующих случаях вспоминавшие о его поступках, словах и даже молчании, которые могли служить примером при определенных обстоятельствах. Таким образом, сунна очень рано была призвана дополнять «слово Аллаха» независимо от того, согласовалась ли она с ним, давала ли толкование на него или вводила новые положения. Это породило наряду правоведами, толковавшими и обсуждавшими тексты, определенную категорию ученых, задавшихся целью собрать и записать все предания (хадисы), касавшиеся даже мельчайших подробностей жизни Мухаммеда и его сподвижников.

СУННА

араб. обычай, пример) — термин, который в арабо-мусульманской и исламоведческой литературе употребляется в разных значениях, основными из которых являются: 1) «традиция» Пророка Мухаммада как Священное Предание, объясняющее и дополняющее Священное Писание — Коран; 2) «традиция» Пророка как образец и руководство для мусульманской общины; 3) «традиционалистский», или мажоритарный, ислам, в отличие от периферийных групп, прежде всего шиизма; 4) «традиция», в противоположность «новшеству» (бида; последнее чаще всего имеет отрицательный оттенок, хотя иногда различают «порицаемое» и «благое» новшества); 5) «добровольное», факультативное, по сравнению с «обязательным» (фард; эти квалификации преимущественно относятся к сфере культа).

Ниже рассматривается лишь первое значение термина «сунна». Сунна (полная форма «суннат ан-Наби», или «суннат Расул ал-Лах», сунна Пророка, сунна Посланника Божьего) зафиксирована в виде хадисов (у шиитов — ахбар) — «преданий» о словах и деяниях Пророка. Подобно Корану, сунна считается божественным откровением, но Коран представляет собой «богопродиктованное» откровение, целиком принадлежащее Богу со стороны смысла и словесного оформления, а сунна — «боговдохновенное», выраженное словами самого Пророка. Правда, среди хадисов обычно выделяют «пресвятые хадисы» (ахадис кудсиййа), рассматривающиеся также как слова Бога, а не Мухаммада (а по форме отличающиеся тем, что в них Всевышний говорит от первого лица).

Сунна считается вторым после Корана источником мусульманского вероучения. Уступая Корану по степени святости, в определенном отношении она полагается равной ему: в случае несоответствия между аятами Корана и хадисами последние могут «отменять», модифицировать первые, и наоборот. Такова позиция большинства мусульманских богословов и юристов (исключение составляют представители шафиитской школы права, полагающие, что Коран может быть «отменен» только Кораном, а сунна — только сунной).

Хадисы, как и Коран, охватывают разнообразные вопросы — вероучительного (религиозного, культового, правового и этического) и нарративного характера. На основе хадисов последней категории была составлена Сира — жизнеописание Мухаммада. Нормативная же часть хадисов составляет «сунну» во втором значении этого слова.

При жизни Мухаммада сунна, хадисы (в отличие от Корана), как правило, не записывались, а передавались изустно. Хадисоискательство, путешествие в поисках передатчиков хадисов составляло характерную черту культуры ислама первых столетий. В то же время появление множества поддельных хадисов вызвало к жизни различные дисциплины, исследующие хадисы прежде всего с целью установления их подлинности. Своего рода результатом такой критики стали «шесть достоверных сборников» (сихах ситга), впоследствии канонизированных в суннитском исламе. Их авторами были соответственно ал-Буза ри (ум. 870), Муслим (ум. 875), АбуДауд (ум. 888), ан-Насай (ум. 915), ат-Тирмизи (ум. 892) и Ибн Маджа (ум. 886).

Сунна — это мусульманское священное предание. Коран и сунна

Самыми авторитетными из этих сборников признаются первые два, особенно «ас-Сахих» ал-Бухари — вторая после Корана священная книга мусульман. Из шестисот тысяч исследованных хадисов ал-Бухари включил в свой сборник лишь немногим более 7 тыс. (а если не считать повторяющихся — то менее 3 тыс.), тематически распределенных по 97 «книгам» («Об откровении», «О молитве», «О посте», «О браке», «О купле-продаже» и т. п.), в свою очередь подразделенных на 3450 глав. В шиитском исламе сунна, помимо высказываний Пророка, включает и высказывания имамов. Два канонических сборника таких хадисов составили ал-Куляйни (ум. 941) и Ибн-Бабавайх (ум. 991). Еще два широко признанных сборника принадлежат АбуДжафаруат-Туси (ум. 1067).

Лит.: Краткий сборник хадисов. Сахих аль-Бухари, пер. Абдуллы (Владимира) Нирша. M., . Т. Ибрагим

Оцените определение:

Что такое «Сунна» ?

Пока пророк Мухаммед был жив, он управлял мусульманской общиной, но когда он умер, оказалось, что содержавшихся в Коране предписаний далеко не достаточно для разрешения всех государственных и общественных вопросов. Поэтому пришлось подумать о том, что могло бы заменить пророческие откровения, которые при жизни Мухаммеда пополняли Коран всякий раз, когда это бывало нужно.

Вначале применяли три способа. Именно, если ответа на какой-либо вопрос не могли найти в Коране, прибегали, во-первых, к «прецедентам», т. е. брали за образец действия и поступки Пророка (сунна); во-вторых, к древним обычаям Медины (из которых немало заимствований делал и сам Мухаммед); наконец, за неимением лучшего судья обращался к собственному чувству справедливости (рай).

Таким образом, уже в раннем периоде ислама проявились две противоречивые концепции. С одной стороны, использование предписаний закона, исходивших от Пророка, – концепция, основанная на документах; с другой – независимое исследование вопроса – концепция умозрительного характера. В первый период ислама факих (законовед, от фикх – законоведение), чтобы восполнить недостаток законодательных положений Корана и весьма ограниченное количество «прецедентов», должен был прибегать к «раю», но этот прием, который получит большое распространение в более поздние времена, был в тот период почти вытеснен сунной, приобретавшей все большее значение.

Что же такое сунна? В Коране встречаются выражения «сунна предков» и «сунна Аллаха» в значении поведения аллаха по отношению к древним народам, подвергшимся каре за свое неверие. Но вне Корана слово «сунна» означало деяния, поступки и слова Мухаммеда. «Соблюдать сунну могло в известном смысле означать: подражать Мухаммеду», – совершенно правильно пишет востоковед Вензинк. В расширенном значении сунна – свод обычаев и правил поведения древней общины – означала практику и теорию мусульманского правоверия. Она, так же как у евреев, передавалась устно и служила дополнением к писаному закону. Кто отходил от нее, впадал в состояние биды – «нововведения, новшества». Со временем слово бида получило значение «ересь» и даже стало синонимом слова «куфри («полное неверие»). Между тем бида являлась результатом заблуждения, допущенного в поисках истины, тогда как куфр – акт умышленного сопротивления. Но если мусульманские консерваторы наложили запрет на нововведения, то либералы, учитывая эволюции ислама, иногда разрешали его при условии «согласного мнения» религиозных авторитетов (иджма).

Вскоре было объявлено, что если сунна может обойтись без Корана, то Коран не может обойтись без сунны. Отсюда правоверные мусульмане получили название «ахль ас-сунна» – «люди сунны», или «сунниты».

Распространителями сунны выступали сподвижники Мухаммеда, в соответствующих случаях вспоминавшие о его поступках, словах и даже молчании, которые могли служить примером при определенных обстоятельствах. Таким образом, сунна очень рано была призвана дополнять «слово Аллаха» независимо от того, согласовалась ли она с ним, давала ли толкование на него или вводила новые положения. Это породило наряду правоведами, толковавшими и обсуждавшими тексты, определенную категорию ученых, задавшихся целью собрать и записать все предания (хадисы), касавшиеся даже мельчайших подробностей жизни Мухаммеда и его сподвижников.

Слово сунна

Слово сунна английскими буквами(транслитом) — sunna

Слово сунна состоит из 5 букв: а н н с у

Значения слова сунна. Что такое сунна?

Сунна

СУННА (араб. ас-сунна) – в первоначальном смысле означает «обычай, пример, путь, направление (по которому следует идти)». Под этим понятием подразумевается жизненный путь пророка Мухаммада как пример для всех мусульман..

Энциклопедия Кругосвет

СУННА (араб. обычай, пример) — термин, который в арабо-мусульманской и исламоведческой литературе употребляется в разных значениях, основными из которых являются: 1) “традиция” Пророка Мухаммада как Священное Предание…

Философская энциклопедия

СУННА (араб. обычай, пример) — термин, который в арабо-мусульманской и исламоведческой литературе употребляется в разных значениях, основными из которых являются: 1) «традиция» Пророка Мухаммада как Священное Предание…

Новая философская энциклопедия. — 2003

Аль Сунна Уаляма’а

Ахлюс-Сунна-уаль-Джама'а(сомал. Ahlu Sunna Waljama’a) («Большинство») — сомалийская военизированная группировка, состоящая из суфиев и умеренных, противопоставляет себя радикальной исламистской группировке Аль-Шабааб.

ru.wikipedia.org

Русский язык

Су́нн/а.

Морфемно-орфографический словарь. — 2002

Сунн (Норвегия)

Сунн (норв. Sund) — коммуна в губернии Хордаланн в Норвегии. Административный центр коммуны — город Скугсвог. Официальный язык коммуны — нюнорск. Население коммуны на 2007 год составляло 5795 чел.

ru.wikipedia.org

Сунниты

Сунни́ты (от араб. أهل السنة‎‎ Ахль ас-Су́нна — люди сунны) — последователи наиболее многочисленного направления в исламе. Существуют также значительные различия в принципах юридических решений, в характере праздников, в отношении к иноверцам…

ru.wikipedia.org

СУННИТЫ (араб. ахль ас-сунна) – приверженцы сунны.

7 забытых положений Сунны Пророка Мухаммада (ﷺ)

Это понятие появилось после смерти Мухаммада в 8 в., когда в исламе возникло несколько группировок.

Энциклопедия Кругосвет

СУННИЗМ (Sunnism) Одно из двух основных направлений ислама. Сунниты, как и шииты (Shiism) признают истинность содержащегося в Коране пророческого откровения и считают, что именно они придерживаются сунны (sunna) и традиции пророка Мухаммеда…

Политика: толковый словарь. — М., 2001

Слово сунна

Слово сунна английскими буквами(транслитом) — sunna

Слово сунна состоит из 5 букв: а н н с у

Значения слова сунна. Что такое сунна?

Сунна

СУННА (араб. ас-сунна) – в первоначальном смысле означает «обычай, пример, путь, направление (по которому следует идти)». Под этим понятием подразумевается жизненный путь пророка Мухаммада как пример для всех мусульман..

Энциклопедия Кругосвет

СУННА (араб. обычай, пример) — термин, который в арабо-мусульманской и исламоведческой литературе употребляется в разных значениях, основными из которых являются: 1) “традиция” Пророка Мухаммада как Священное Предание…

Философская энциклопедия

СУННА (араб. обычай, пример) — термин, который в арабо-мусульманской и исламоведческой литературе употребляется в разных значениях, основными из которых являются: 1) «традиция» Пророка Мухаммада как Священное Предание…

Новая философская энциклопедия. — 2003

Аль Сунна Уаляма’а

Ахлюс-Сунна-уаль-Джама'а(сомал. Ahlu Sunna Waljama’a) («Большинство») — сомалийская военизированная группировка, состоящая из суфиев и умеренных, противопоставляет себя радикальной исламистской группировке Аль-Шабааб.

ru.wikipedia.org

Русский язык

Су́нн/а.

Морфемно-орфографический словарь. — 2002

Сунн (Норвегия)

Сунн (норв. Sund) — коммуна в губернии Хордаланн в Норвегии. Административный центр коммуны — город Скугсвог. Официальный язык коммуны — нюнорск. Население коммуны на 2007 год составляло 5795 чел.

ru.wikipedia.org

Сунниты

Сунни́ты (от араб. أهل السنة‎‎ Ахль ас-Су́нна — люди сунны) — последователи наиболее многочисленного направления в исламе.

Сунна — источник му­сульманского вероучения и права

Существуют также значительные различия в принципах юридических решений, в характере праздников, в отношении к иноверцам…

ru.wikipedia.org

СУННИТЫ (араб. ахль ас-сунна) – приверженцы сунны. Это понятие появилось после смерти Мухаммада в 8 в., когда в исламе возникло несколько группировок.

Энциклопедия Кругосвет

СУННИЗМ (Sunnism) Одно из двух основных направлений ислама. Сунниты, как и шииты (Shiism) признают истинность содержащегося в Коране пророческого откровения и считают, что именно они придерживаются сунны (sunna) и традиции пророка Мухаммеда…

Политика: толковый словарь. — М., 2001