Содержание

Многим уже известно такое понятие, как "человеческий капитал". Это те знания и умения, которыми обладает профессионал и не обладает не профессионал. Люди с высоким человеческим капиталом добиваются лучших результатов, более успешны в карьере, и, в конечном счете (как показывают последние исследования), более счастливы. Но почему-то не все понимают, что в человеческий капитал нужно инвестировать — время и деньги. Поэтому нужно учиться.

Учиться нужно всегда, и не только в форме получения высшего образования. Что отличает успешного человека от неуспешного? Самое главное — умение работать с информацией. Успешный человек может быстро отличить факт от мнения, важную информацию от шума, обращать внимание на нужную информацию и пропускать избыточную. Чтобы отличить мнение ученого от мнения шарлатана, тоже нужно учиться.

В экономике сейчас разбираются почти все. Со страниц газет и экранов телевизора на вас каждый день изливается поток экономической информации. В лучшем случае это мнения журналистов, но не экономистов. В худшем случае — это мнения шарлатанов. Полки в книжных магазинах заставлены экономической литературой и учебниками.

Эссе "зачем мне нужна экономика"

Большинство этих учебников, к сожалению, не имеет отношения к экономике. Что бы отличить их, тоже нужно учиться.

Что такое экономика? Не то, что школьник — редкий взрослый может дать ответ на этот вопрос. Обычно в ответ можно услышать что-то про "ведение хозяйства", "денежные отношения" и так далее. Но экономика — это наука прежде всего о нас с вами, о людях, которые принимают решения в условиях ограниченных ресурсов. Поэтому изучение экономики дает наиболее широкий человеческий капитал. Более того, этот капитал востребован на протяжении долгого времени. Например, если вы долго изучаете органическую химию или раннюю арабскую литературу, то перечень профессий, которыми вы потенциально сможете обладать, не слишком широк. Вы понимаете, что знания, которые вы получили, очень увлекательны, но в то же время они и достаточно специальны. Знания в области экономики более широкоприменимы, хотя бы, потому что с экономическими явлениями каждый из нас сталкивается каждый день.

Известно, что в России высокий уровень неравенства заработных плат. Он такой же высокий, как в США, и продолжает расти. Сегодня очевидно, что образованные работники получают не просто больше, чем не образованные, а в десятки раз больше. В России до сих пор верен обратный стереотип: многие считают, что для достижения успеха не нужно учиться и кивают на примеры многих предпринимателей. Или наоборот — на бедствующих обладателей научных степеней. Однако время капитализма без правил осталось в 90х. А более успешными являются люди не с просто высшим образованием, а с качественным высшим образованием. К сожалению, в России много университетов, закончив которые вы не сможете конкурировать на рынке труда — ни на российском, ни тем более на международном. Может быть, поэтому в России до сих пор жив стереотип, что получение высшего образования не приводит к дальнейшему успеху. Обратите внимание на то, что связь между образованием в ХОРОШЕМ университете (а не просто в университете) и дальнейшим успехом является не просто значимой — она является очень значимой. Но хороших университетов в России мало. Тут можно вспомнить слова Сергея Гуриева, бывшего ректора Российской Экономической Школы: "современная система образования в России построена так, что лучшие люди тратят лучшие годы своей жизни непонятно на что".

Давайте попробуем разобраться, как обстоят дела с экономическим образованием в России. Самое лучшее, что можно сделать — это посмотреть на позиции экономических факультетов России в мировых рейтингах. Общеуниверситетские рейтинги (учитывают критерии размера университета, возраста университета, количество исследований, количество профессоров) лучших 200 мировых факультетов, такие как QS (www.topuniversities.com) или Times Higher Education (www.timeshighereducation.co.uk), содержат только МГУ. Шанхайский рейтинг экономических факультетов (www.shanghairanking.com) российских ВУЗов не содержит. Но эти рейтинги учитывают возраст и размер университета, поэтому Высшая Школа Экономики или РЭШ в него не вошли, хотя и имеют лучшие экономические факультеты в стране. Нужно понимать, что по качеству исследований и профессорскому составу (имеется ввиду только экономика) этим университетам в России нет равных. По качеству исследований эти ВУЗы входят в top100 экономических факультетов мира (по рейтингу SSRN например).

Теперь возьмем школьное образование. Экономика не является общеобразовательным предметом и не входит в состав ЕГЭ. В Москве есть международные колледжи и школы, где детей готовят к поступлению в зарубежные колледжи и преподают экономику по программе A-level. Это достаточно простой курс экономики, на уровне базовых понятий, практически без математики. Этот курс очень похож на учебники Грегори Менкью (микроэкономика и макроэкономика) для школьников. В принципе, их можно прочитать и понять самостоятельно. Для российского школьника важно то, что ни программа A-level, ни учебники Менкью не достаточны для подготовки к олимпиадам по экономике. А эти олимпиады позволяют поступить в лучшие экономические ВУЗы страны, минуя процедуру ЕГЭ. Еще экономику преподают в некоторых общеобразовательных школах. Школы, где экономику преподают со ссылками на работы лучших экономистов, с включением теории игр, с анализом российских проблем, можно пересчитать по пальцам одной руки. В остальных школах преподавание ведется на уровне "пересечение спроса и предложения". Только в одной школе — номер 57 — преподавал действительно заметный ученый-экономист, Константин Сонин. Но он там больше не преподает.

Экономику также преподают и на подготовительных курсах университетов, но качество многих подобных курсов также сомнительно. Если курсы являются такими хорошими, как они говорят об этом, то почему они не публикуют ежегодные рейтинги своих выпускников — победителей олимпиад по экономике? Далее, если посмотреть на программу этих курсов по экономике и на уровень олимпиадных заданий, то очевидно явное несоответствие.

Получается, что система образования пока что не создала работающих способов подготовки школьника к обучению на экономическом факультете хорошего университета. Между программой первого курса совместного бакалавриата ВШЭ-РЭШ и уровнем школы (или подготовительных курсов) существует просто фантастический разрыв. Вроде бы изначально благородная цель ЕГЭ — поставить всех в равное положение при приеме в ВУЗ — трансформировалась в то, что у школьников формируется "короткая память", необходимая для правильного ответа на тест. Но спросите себя, где еще этот навык нужен в реальном мире? Университеты фиксируют снижение уровня приходящего к ним первокурсника, учить его по программе ВУЗа становится все труднее. Поэтому РЭШ создала собственное правило для приема студентов — только по результатам Всероссийской олимпиады по экономике. А Высшая Школа Экономики создала собственный лицей.

В итоге, что делать российскому школьнику, который хочет изучать экономику качественно? Ответ — принимать участие в олимпиадах: Всероссийской, Высшей Пробе, в других. В первую очередь для получения опыта, а потом уже для поступления в ВУЗ. Находить и читать сайты с качественными материалами по экономике, блоги ведущих экономистов, например блог Константина Сонина или Пола Кругмана. Принимать участие в экономических конкурсах и состязаниях, например, в заочном конкурсе РЭШ или чемпионате школ МГУ. Заниматься с репетитором, только нужно быть уверенным, что он преподает экономику, а не учит "пересекать спрос и предложение". Учиться по лучшим учебникам. Например, один из лучших мировых учебников по экономике Бена Бернанке переведен на русский язык, но в России о нем практически не знают.

Сочинение на тему: Зачем мне нужна экономика?

Никогда раньше мне не приходилось сталкиваться с этим вопросом и для того что бы ответить на него себе самой сначала думаю надо разобраться в том,что значит слово экономика и откуда оно произошло.

Слово эконо́мика произошло от греч. οikos — дом и nomos — закон, буквально — правила ведения хозяйства.

У каждого человека есть свои потребности: в основном это духовные,материальные и социальные.Теперь человек старается удовлетворить эти потребности не важно каким родом деятельности он занимается или в какой части света он живет.Человек уже привык жить в комфорте и уюте в том в чем он нуждался в тех благах ,которые он себе сам обеспечивает. Получается, что «ведением своего хозяйства» занимается каждый человек и каждый по-своему…Начиная от примитивных орудий труда заканчивая фабриками, различной техникой и т.д. человек стал добиваться своей самореализации, своего блага ради себя. Сотрудничество друг с другом привело человека к хозяйственной деятельности как торговля, бизнес, деньги и т.д. Тоесть то, что мы делаем в повседневной жизни это неотъемлемая часть экономики, с которой мы тесно связаны.

В моей профессии экономика играет важную роль. т.к. очень тесно связанна с торговлей. Например: для того чтобы мне сделать определенную работу потребуются краски. Но для этого надо чтобы их кто-то произвел краски и построил здание где будет магазин, в котором они будут продаваться. И чем больше становится разных красок и разных магазинов, тем больше становится выбора у меня, где я могу их приобрести так чтобы мне ещё и сэкономить. Тем самым я смогу удовлетворить свои потребности и принести себе благо в виде денег которые я сэкономила. Привыкая к таким формам экономических отношений между людьми в повседневной жизни незадумываешься о том, что что ты часть процесса.

Похожие страницы:

  1. Зачем инженеру знания психологии

    Реферат >> Психология

    Нужна ли инженеру психология??? А действительно, нужна ли? Первая реакция, конечно нет… Зачем? Зачем вообще нужна … И здесь недостаточно знать математику, экономику и кибернетику. Требования к личности … профессиональное поведение. Как мне кажется, его …

  2. Экономика организации (4)

    Учебное пособие >> Экономика

    … только 5% руководителей смогут объяснить, зачем предприятию нужна служба маркетинга в условиях рынка … по своему верна, но мне предпочтительней вариант с их … . В.М. Семенова. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2000. Экономика фирмы: уроки организации бизнеса …

  3. Информационная эпоха: экономика, общество и культура

    Книга >> Социология

    … Итак, вы можете удивиться, зачем останавливаться на экономической роли государства …

    Зачем нужно изучать экономику?

    экономики — сетевое предприятие. Чтобы определить более точно сетевое предприятие, мненужно … прежде чем я определю их, мненужно определить разницу между значениями понятия …

  4. Анализ моделей человека в социологии и экономике

    Курсовая работа >> Социология

    Зачем это нужно социологу и, уж тем более, обычному человеку? Дело в том, что экономика … однажды построенную систему уравнений. Мне кажется, что такой более широкий … корректируя основные постулаты своей теории. Мне кажется, что подобная «нечувствительность» – …

  5. Разработка модуля для поиска информации в MapInfo с помощью Delphi

    Реферат >> Информатика

    … УНИВЕРСИТЕТ» ФАКУЛЬТЕТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ЭКОНОМИКИ И ДИЗАЙНА КАФЕДРА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ … может задать вопрос: “а зачеммненужно знать, что такое геоинформатика?” Действительно … моделирования подсказать, куда нужно направить силы и средства, чтобы …

Хочу больше похожих работ…

    Современный человек и экономическая  наука. Нужны ли знания в области экономики?

    Актуальность  правового и экономического воспитания определяется современным состоянием, проблемами и задачами развития российского  общества.

    Но  зачем обывателю отягощать свой итак забитый мозг лишними знаниями? Помимо того, что только одни академические знания расширяют кругозор настолько, что человек уже не в состоянии погрязнуть обратно в темноте и поддаться на стандартную манипуляцию, есть и ещё причина. Важность начальных знаний законов функционирования экономики  определяется 2 основными факторами.

    Первый  фактор — воздействие экономики  как базы для всякой жизнедеятельности  на всё, всю социальную жизнь. Без  самых базовых экономических  знаний вы пойдёте на рынок, там вам  продадут килограмм картошки за 1000 рублей, и вы ещё будете счастливы. Я, конечно, утрирую. Но порой складывается ощущение, что российский менталитет прямо запрограммирован на разрушение собственной экономики.

    Второй  фактор — экономика может развивать  уже упоминавшийся выше человеческий капитал  не сама собой, а опосредовано через систему образования и систему социальной мобильности. Где уровень экономических знаний в среднем по обществу, скажем так, невысок, там на «верх» пробиваются исключительно только самые волевые и напористые, что не всегда совпадает с уровнем интеллекта. Такая мобильность, где талант может делать ставку только на горизонтальные перемещения, а вертикаль власти — удел посредственностей, приводит к не просто отсутствию новых оригинальных как технических, так и экономических идей, но и  к отсутствию самой мотивации к их созданию, продвижению и реализации.

    Экономические законы безусловно восторжествуют. Но иногда они торжествуют через личную или социальную катастрофу. И почему бы им не следовать изначально, экономя время и силы.

    Чему учит экономика? Для чего нужна экономика?

    Ведь для этого необходим только минимум знаний.

    Знания  в области экономики нужны  не только людям, планирующим связать  свою жизнь с экономической профессией. Экономическое образование опирается  на реалии экономической действительности страны в целом. К примеру, не логично  будет обучать нашего российского  школьника основам предпринимательской  деятельности по учебникам американских или немецких авторов, в виду того, что слишком разнятся наши экономические, культурные и правовые условия жизнедеятельности. Поэтому образование, связанное  с экономическими дисциплинами не должно быть уменьшенной копией экономической  науки.

    Если  мы хотим быть хорошо информированными гражданами, нам надлежит знать основы экономики. Большинство текущих  политических проблем имеет существенные экономические аспекты:

    • Насколько важно иметь сбалансированный федеральный бюджет?
    • Каким образом можно обеспечить финансовую гарантию системе социального обеспечения пенсионеров?

    • Как наиболее эффективно уменьшить загрязнение окружающей среды?
    • Что можно сделать для стимулирования производительности и экономического роста?
    • Нужна ли нам реформа налоговой системы? и т.п.

    Мы  можем косвенно влиять на решения  по данным вопросам как избиратели, поскольку решения принимают  выбранные нами чиновники. Но результаты наших размышлений над избирательным  списком зависят от элементарных экономических познаний.

    Крайне неверным является мнение, что знание экономики может пригодиться только в специальной деятельности, да и то на уровне управления предприятиями или промышленность в целом. Знание этой дисциплины, хотя бы базовое, не раз может помочь и в повседневной жизни, причем, в самых различных отраслях на невысоких должностях.
           Нельзя, конечно претендовать на возвеличивание экономики по сравнению с другими науками, но и считать предмет в большинстве бесполезным также не стоит. Ведь даже строительство коридора, комнаты или дома будет выполнено дешевле, быстрее и эффективнее, если мыслить хотя бы элементарными экономическими категориями. Ясно, что из каждого человека сделать менеджера невозможно. Если верить зарубежным исследованиям, к предпринимательству способна только пятая часть населения любой страны. То есть, для того чтобы стать успешным предпринимателем, требуется некоторая доля таланта, как и в прочих отраслях. Но элементарной финансовой и экономической грамотности лучше обучать всех людей, ведь рано или поздно каждому приходится становиться менеджером хотя бы в своей семье.

    Вывод, и это абсолютно очевидно, можно  сделать единственный – изучение предмета и объекта экономики  очень важно для нас. Знание экономических  наук во многом определяет уровень  и качество нашей жизни, поэтому  оставаться равнодушным – означает вредить себе. Можно смело сказать, что экономика не является лишней и непрактичной наукой, ведь она охватывает всю человеческую деятельность, и знание ее законов может пригодиться в самых неожиданных местах.

    Автор проекта

    Зулаева Любовь Анатольевна

    Название проекта

    Чему учит экономика

    Визитная карточка проекта

    Предмет, класс

    Окружающий мир, 3-й класс

    Краткая аннотация проекта

    Проект может быть проведен с учениками начальных классов. Он охватывает учебные темы:"Что такое деньги", "Что такое государственный бюджет", "Что такое семейный бюджет".

    Данный проект формирует экономическую грамотность ребенка, осознание того, как нужно жить в современном мире, развивает любознательность, творческие способности.

    При проведении проекта с опорой на формирующее оценивание учитель помогает ученикам в развитии их навыков критического мышления, формировании коммуникативных навыков, организует самостоятельные исследования по учебной теме. План оценивания в ходе проекта направлен на реализацию деятельностного подхода в обучении; в центре внимания-учебные потребности ребенка,развитие навыков самоуправления обучением, самооценивание и взаимное оценивание успешности в развитии и обучении.

    План проекта

    Работа над проектом ведётся в течение 2х недель: 3 урока + 2 внеклассных занятия.

    Этап подготовительный.

    До начала работы учитель планирует:

    • Подготовку и проведение проекта.
    • Этапы проекта, темы для учебных исследований учащимися (План проекта).
    • Оценивание(формирующее и итоговое) в ходе проекта.

      Зачем человеку нужна экономика

    До начала работы над проектом учитель готовит:

    • буклет для родителей;
    • стартовую презентацию учителядля выявления представлений и интересов учащихся;
    • таблицы З-И-У для групп;
    • набор дидактического и раздаточного материала, в том числе для формирующего оценивания.

    Этап I. «Чему учит экономика?»

    Урок 1

    • Презентация проекта учителем:
    • буклет для родителей учеников…
    • видеоролики, подготовленные учителем, для эмоционального восприятия темы проекта учениками…
    • стартовая презентация учителя
    • таблица З-И-У.
  • Формирование групп учеников с учётом их интересов и учебных потребностей для учебной исследовательско-поисковой работы: "Гривенник", "Пятак", "Медный Грош".
  • Выбор темы исследования каждой группой.
  • Этап II. «НОТ проекта» (работа в группах)

    Занятие 1

    • Планы работы в группах.
    • Изучение учениками критериев:
    • итоговая экспертная оценка работы группы;
    • самооценка навыков сотрудничества в группе;
    • таблицы экспертной и самооценки.
  • Распределение ролей в группах, составление коллективного календаря проекта, начало оформления портфолио каждым учеником и портфолио групп.
  • Выбор формы представления работы.
  • Урок 2

    • Анализ проблемных вопросов по темам исследований, выдвижение гипотез, определение целей исследования (в ходе работы заполняются таблицы З–И–У в группах).
    • Корректировка планов работы в группах: заполнение настенного классного календаря, пополнение индивидуальных «Портфолио участника проекта», выбор формы презентации итоговой работы группы.

    Занятие 2

    Этап III. «Вместе весело шагать…»

    Урок 3

    • Работа в малых группах по темам исследований: поиск, обсуждение полученной информации, работа с контрольными листами самооценки (индивидуальной и в группах), взаимной оценки (в парах, в группах), оформление портфолио.

    Темы исследований:

    1. Тема "Что такое деньги?"
    2. Тема "Что такое бюджет?"
    3. Тема "Почему возникает дефицит бюджета?

    Этап IV. «Творческая мастерская исследователей»

    Урок 4

    • Оформление результатов исследования в виде фотоальбомов, настенных газет, книжек-«раскладушек», рефератов, рисунков, сочинений-сказок, компьютерных презентаций, буклетов.
    • Проверочная работа по учебному плану с использованием дидактического материала, подготовленного учителем (тест, кроссворд, карточки по русскому языку и математике и др.)

    Этап V. Защита проекта:

    Урок 5

    • Презентация итоговых работ групп;
    • формулирование ответов на ОПВ и проблемные вопросы проекта;
    • конкурс «Портфолио участника проекта»;
    • награждение участников проекта дипломами «Юному знатоку экономики».

    Этап заключительный. «Как было? Как будет?»

    Подведение итогов работы над проектом, рефлексия, коллективное составление плана внедрения проекта.

    Вопросы, направляющие проект

    Основополагающий вопрос:Нужны ли нам деньги?

    1. Проблемный вопрос:Что такое деньги?
    1. Учебный вопрос:Какие способы обмена товаров и услуг существуют?
    2. Учебный вопрос:Какие денежные единицы ты знаешь?
    3. Учебный вопрос:Что такое заработная плата?
    4. Учебный вопрос:Для чего нужны сбережения?
  • Проблемный вопрос:Что такое бюджет?
    1. Учебный вопрос:Откуда государство получает доходы?
    2. Учебный вопрос:Что такое налоги?
    3. Учебный вопрос:На что расходуются деньги из госбюджета?
    4. Учебный вопрос:Зачем нужен государственный бюджет?
    5. Проблемный вопрос:Почему возникает дефицит бюджета?
      1. Учебный вопрос:Что такое семейный бюджет?
      2. Учебный вопрос:Какие виды доходов может получать семья?
      3. Учебный вопрос:На что семья тратит деньги?
      4. Учебный вопрос:Как можно уменьшить расходы семьи?
      5. Учебный вопрос:Как повысить доходы семьи?
      6. Публикация учителя

        Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся

        Чему учит экономика

        Пример продукта проектной деятельности учащихся

        Семейный бюджет

        Материалы по формирующему и итоговому оцениванию

        Формирующее оценивание

        Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности

        Другие документы

        Многим уже известно такое понятие, как "человеческий капитал". Это те знания и умения, которыми обладает профессионал и не обладает не профессионал. Люди с высоким человеческим капиталом добиваются лучших результатов, более успешны в карьере, и, в конечном счете (как показывают последние исследования), более счастливы. Но почему-то не все понимают, что в человеческий капитал нужно инвестировать — время и деньги. Поэтому нужно учиться.

        Учиться нужно всегда, и не только в форме получения высшего образования. Что отличает успешного человека от неуспешного? Самое главное — умение работать с информацией. Успешный человек может быстро отличить факт от мнения, важную информацию от шума, обращать внимание на нужную информацию и пропускать избыточную. Чтобы отличить мнение ученого от мнения шарлатана, тоже нужно учиться.

        В экономике сейчас разбираются почти все. Со страниц газет и экранов телевизора на вас каждый день изливается поток экономической информации. В лучшем случае это мнения журналистов, но не экономистов. В худшем случае — это мнения шарлатанов. Полки в книжных магазинах заставлены экономической литературой и учебниками. Большинство этих учебников, к сожалению, не имеет отношения к экономике. Что бы отличить их, тоже нужно учиться.

        Что такое экономика? Не то, что школьник — редкий взрослый может дать ответ на этот вопрос.

        Современный человек и экономическая наука. Нужны ли знания в области экономики?

        Обычно в ответ можно услышать что-то про "ведение хозяйства", "денежные отношения" и так далее. Но экономика — это наука прежде всего о нас с вами, о людях, которые принимают решения в условиях ограниченных ресурсов. Поэтому изучение экономики дает наиболее широкий человеческий капитал. Более того, этот капитал востребован на протяжении долгого времени. Например, если вы долго изучаете органическую химию или раннюю арабскую литературу, то перечень профессий, которыми вы потенциально сможете обладать, не слишком широк. Вы понимаете, что знания, которые вы получили, очень увлекательны, но в то же время они и достаточно специальны. Знания в области экономики более широкоприменимы, хотя бы, потому что с экономическими явлениями каждый из нас сталкивается каждый день.

        Известно, что в России высокий уровень неравенства заработных плат. Он такой же высокий, как в США, и продолжает расти. Сегодня очевидно, что образованные работники получают не просто больше, чем не образованные, а в десятки раз больше. В России до сих пор верен обратный стереотип: многие считают, что для достижения успеха не нужно учиться и кивают на примеры многих предпринимателей. Или наоборот — на бедствующих обладателей научных степеней. Однако время капитализма без правил осталось в 90х. А более успешными являются люди не с просто высшим образованием, а с качественным высшим образованием. К сожалению, в России много университетов, закончив которые вы не сможете конкурировать на рынке труда — ни на российском, ни тем более на международном. Может быть, поэтому в России до сих пор жив стереотип, что получение высшего образования не приводит к дальнейшему успеху. Обратите внимание на то, что связь между образованием в ХОРОШЕМ университете (а не просто в университете) и дальнейшим успехом является не просто значимой — она является очень значимой. Но хороших университетов в России мало. Тут можно вспомнить слова Сергея Гуриева, бывшего ректора Российской Экономической Школы: "современная система образования в России построена так, что лучшие люди тратят лучшие годы своей жизни непонятно на что".

        Давайте попробуем разобраться, как обстоят дела с экономическим образованием в России. Самое лучшее, что можно сделать — это посмотреть на позиции экономических факультетов России в мировых рейтингах. Общеуниверситетские рейтинги (учитывают критерии размера университета, возраста университета, количество исследований, количество профессоров) лучших 200 мировых факультетов, такие как QS (www.topuniversities.com) или Times Higher Education (www.timeshighereducation.co.uk), содержат только МГУ. Шанхайский рейтинг экономических факультетов (www.shanghairanking.com) российских ВУЗов не содержит. Но эти рейтинги учитывают возраст и размер университета, поэтому Высшая Школа Экономики или РЭШ в него не вошли, хотя и имеют лучшие экономические факультеты в стране. Нужно понимать, что по качеству исследований и профессорскому составу (имеется ввиду только экономика) этим университетам в России нет равных. По качеству исследований эти ВУЗы входят в top100 экономических факультетов мира (по рейтингу SSRN например).

        Теперь возьмем школьное образование. Экономика не является общеобразовательным предметом и не входит в состав ЕГЭ. В Москве есть международные колледжи и школы, где детей готовят к поступлению в зарубежные колледжи и преподают экономику по программе A-level. Это достаточно простой курс экономики, на уровне базовых понятий, практически без математики. Этот курс очень похож на учебники Грегори Менкью (микроэкономика и макроэкономика) для школьников. В принципе, их можно прочитать и понять самостоятельно. Для российского школьника важно то, что ни программа A-level, ни учебники Менкью не достаточны для подготовки к олимпиадам по экономике. А эти олимпиады позволяют поступить в лучшие экономические ВУЗы страны, минуя процедуру ЕГЭ. Еще экономику преподают в некоторых общеобразовательных школах. Школы, где экономику преподают со ссылками на работы лучших экономистов, с включением теории игр, с анализом российских проблем, можно пересчитать по пальцам одной руки. В остальных школах преподавание ведется на уровне "пересечение спроса и предложения". Только в одной школе — номер 57 — преподавал действительно заметный ученый-экономист, Константин Сонин. Но он там больше не преподает.

        Экономику также преподают и на подготовительных курсах университетов, но качество многих подобных курсов также сомнительно. Если курсы являются такими хорошими, как они говорят об этом, то почему они не публикуют ежегодные рейтинги своих выпускников — победителей олимпиад по экономике? Далее, если посмотреть на программу этих курсов по экономике и на уровень олимпиадных заданий, то очевидно явное несоответствие.

        Получается, что система образования пока что не создала работающих способов подготовки школьника к обучению на экономическом факультете хорошего университета. Между программой первого курса совместного бакалавриата ВШЭ-РЭШ и уровнем школы (или подготовительных курсов) существует просто фантастический разрыв. Вроде бы изначально благородная цель ЕГЭ — поставить всех в равное положение при приеме в ВУЗ — трансформировалась в то, что у школьников формируется "короткая память", необходимая для правильного ответа на тест. Но спросите себя, где еще этот навык нужен в реальном мире? Университеты фиксируют снижение уровня приходящего к ним первокурсника, учить его по программе ВУЗа становится все труднее. Поэтому РЭШ создала собственное правило для приема студентов — только по результатам Всероссийской олимпиады по экономике. А Высшая Школа Экономики создала собственный лицей.

        В итоге, что делать российскому школьнику, который хочет изучать экономику качественно? Ответ — принимать участие в олимпиадах: Всероссийской, Высшей Пробе, в других. В первую очередь для получения опыта, а потом уже для поступления в ВУЗ. Находить и читать сайты с качественными материалами по экономике, блоги ведущих экономистов, например блог Константина Сонина или Пола Кругмана. Принимать участие в экономических конкурсах и состязаниях, например, в заочном конкурсе РЭШ или чемпионате школ МГУ. Заниматься с репетитором, только нужно быть уверенным, что он преподает экономику, а не учит "пересекать спрос и предложение". Учиться по лучшим учебникам. Например, один из лучших мировых учебников по экономике Бена Бернанке переведен на русский язык, но в России о нем практически не знают.

        Многим уже известно такое понятие, как "человеческий капитал". Это те знания и умения, которыми обладает профессионал и не обладает не профессионал. Люди с высоким человеческим капиталом добиваются лучших результатов, более успешны в карьере, и, в конечном счете (как показывают последние исследования), более счастливы. Но почему-то не все понимают, что в человеческий капитал нужно инвестировать — время и деньги. Поэтому нужно учиться.

        Учиться нужно всегда, и не только в форме получения высшего образования. Что отличает успешного человека от неуспешного? Самое главное — умение работать с информацией. Успешный человек может быстро отличить факт от мнения, важную информацию от шума, обращать внимание на нужную информацию и пропускать избыточную. Чтобы отличить мнение ученого от мнения шарлатана, тоже нужно учиться.

        В экономике сейчас разбираются почти все. Со страниц газет и экранов телевизора на вас каждый день изливается поток экономической информации.

        Зачем нужна экономика?

        В лучшем случае это мнения журналистов, но не экономистов. В худшем случае — это мнения шарлатанов. Полки в книжных магазинах заставлены экономической литературой и учебниками. Большинство этих учебников, к сожалению, не имеет отношения к экономике. Что бы отличить их, тоже нужно учиться.

        Что такое экономика? Не то, что школьник — редкий взрослый может дать ответ на этот вопрос. Обычно в ответ можно услышать что-то про "ведение хозяйства", "денежные отношения" и так далее. Но экономика — это наука прежде всего о нас с вами, о людях, которые принимают решения в условиях ограниченных ресурсов. Поэтому изучение экономики дает наиболее широкий человеческий капитал. Более того, этот капитал востребован на протяжении долгого времени. Например, если вы долго изучаете органическую химию или раннюю арабскую литературу, то перечень профессий, которыми вы потенциально сможете обладать, не слишком широк. Вы понимаете, что знания, которые вы получили, очень увлекательны, но в то же время они и достаточно специальны. Знания в области экономики более широкоприменимы, хотя бы, потому что с экономическими явлениями каждый из нас сталкивается каждый день.

        Известно, что в России высокий уровень неравенства заработных плат. Он такой же высокий, как в США, и продолжает расти. Сегодня очевидно, что образованные работники получают не просто больше, чем не образованные, а в десятки раз больше. В России до сих пор верен обратный стереотип: многие считают, что для достижения успеха не нужно учиться и кивают на примеры многих предпринимателей. Или наоборот — на бедствующих обладателей научных степеней. Однако время капитализма без правил осталось в 90х. А более успешными являются люди не с просто высшим образованием, а с качественным высшим образованием. К сожалению, в России много университетов, закончив которые вы не сможете конкурировать на рынке труда — ни на российском, ни тем более на международном. Может быть, поэтому в России до сих пор жив стереотип, что получение высшего образования не приводит к дальнейшему успеху. Обратите внимание на то, что связь между образованием в ХОРОШЕМ университете (а не просто в университете) и дальнейшим успехом является не просто значимой — она является очень значимой. Но хороших университетов в России мало. Тут можно вспомнить слова Сергея Гуриева, бывшего ректора Российской Экономической Школы: "современная система образования в России построена так, что лучшие люди тратят лучшие годы своей жизни непонятно на что".

        Давайте попробуем разобраться, как обстоят дела с экономическим образованием в России. Самое лучшее, что можно сделать — это посмотреть на позиции экономических факультетов России в мировых рейтингах. Общеуниверситетские рейтинги (учитывают критерии размера университета, возраста университета, количество исследований, количество профессоров) лучших 200 мировых факультетов, такие как QS (www.topuniversities.com) или Times Higher Education (www.timeshighereducation.co.uk), содержат только МГУ. Шанхайский рейтинг экономических факультетов (www.shanghairanking.com) российских ВУЗов не содержит. Но эти рейтинги учитывают возраст и размер университета, поэтому Высшая Школа Экономики или РЭШ в него не вошли, хотя и имеют лучшие экономические факультеты в стране. Нужно понимать, что по качеству исследований и профессорскому составу (имеется ввиду только экономика) этим университетам в России нет равных. По качеству исследований эти ВУЗы входят в top100 экономических факультетов мира (по рейтингу SSRN например).

        Теперь возьмем школьное образование. Экономика не является общеобразовательным предметом и не входит в состав ЕГЭ. В Москве есть международные колледжи и школы, где детей готовят к поступлению в зарубежные колледжи и преподают экономику по программе A-level. Это достаточно простой курс экономики, на уровне базовых понятий, практически без математики. Этот курс очень похож на учебники Грегори Менкью (микроэкономика и макроэкономика) для школьников. В принципе, их можно прочитать и понять самостоятельно. Для российского школьника важно то, что ни программа A-level, ни учебники Менкью не достаточны для подготовки к олимпиадам по экономике. А эти олимпиады позволяют поступить в лучшие экономические ВУЗы страны, минуя процедуру ЕГЭ. Еще экономику преподают в некоторых общеобразовательных школах. Школы, где экономику преподают со ссылками на работы лучших экономистов, с включением теории игр, с анализом российских проблем, можно пересчитать по пальцам одной руки. В остальных школах преподавание ведется на уровне "пересечение спроса и предложения". Только в одной школе — номер 57 — преподавал действительно заметный ученый-экономист, Константин Сонин. Но он там больше не преподает.

        Экономику также преподают и на подготовительных курсах университетов, но качество многих подобных курсов также сомнительно. Если курсы являются такими хорошими, как они говорят об этом, то почему они не публикуют ежегодные рейтинги своих выпускников — победителей олимпиад по экономике? Далее, если посмотреть на программу этих курсов по экономике и на уровень олимпиадных заданий, то очевидно явное несоответствие.

        Получается, что система образования пока что не создала работающих способов подготовки школьника к обучению на экономическом факультете хорошего университета. Между программой первого курса совместного бакалавриата ВШЭ-РЭШ и уровнем школы (или подготовительных курсов) существует просто фантастический разрыв. Вроде бы изначально благородная цель ЕГЭ — поставить всех в равное положение при приеме в ВУЗ — трансформировалась в то, что у школьников формируется "короткая память", необходимая для правильного ответа на тест. Но спросите себя, где еще этот навык нужен в реальном мире? Университеты фиксируют снижение уровня приходящего к ним первокурсника, учить его по программе ВУЗа становится все труднее. Поэтому РЭШ создала собственное правило для приема студентов — только по результатам Всероссийской олимпиады по экономике. А Высшая Школа Экономики создала собственный лицей.

        В итоге, что делать российскому школьнику, который хочет изучать экономику качественно? Ответ — принимать участие в олимпиадах: Всероссийской, Высшей Пробе, в других. В первую очередь для получения опыта, а потом уже для поступления в ВУЗ. Находить и читать сайты с качественными материалами по экономике, блоги ведущих экономистов, например блог Константина Сонина или Пола Кругмана. Принимать участие в экономических конкурсах и состязаниях, например, в заочном конкурсе РЭШ или чемпионате школ МГУ. Заниматься с репетитором, только нужно быть уверенным, что он преподает экономику, а не учит "пересекать спрос и предложение". Учиться по лучшим учебникам. Например, один из лучших мировых учебников по экономике Бена Бернанке переведен на русский язык, но в России о нем практически не знают.