Зачем нужны библиотеки?

В эпоху Интернета, где можно найти любую информацию, существование библиотек многими ставится под сомнение: нужны ли они? В чем их польза в настоящее время? На эти вопросы порталу «Слово» ответила Джафарова Тамара Ивановна, заведующая отделом обслуживания в библиотеке "Проспект".

— С появлением Интернета, в котором можно найти и прочитать любую книгу, как привлечь читателей в библиотеки?

– Наша библиотека была переоборудована по новому типу, теперь это единое пространство: стеклянные стены, читальные залы, лекционные помещения, компьютеры за длинным столом, WiFi. Это не просто место, где можно бесплатно взять почитать книгу, это место, где хочется провести время. Сейчас у нас около 1200 постоянных читателей, и их количество растёт. К примеру, почти 40% читателей – пенсионеры. Они приходят сюда пообщаться, обсудить прочитанное, взять толстые литературные журналы, стоимость которых не позволяет приобрести их в косках. К тому же библиотека "Проспект" находится в интеллигентном районе, здесь живёт много профессоров, вузовских преподавателей, для которых посещение библиотеки – это культура.

Молодёжи среди читателей примерно столько же, сколько пенсионеров. Причиной тому, во-первых, расположение: недалеко от нас МГИМО, МГУ, МПГУ. Многие студенты живут в общежитиях, где они не всегда могут комфортно заниматься. А тут – удобное и современное образовательное пространство: стол, стул, компьютер, Интернет, книги, тишина, чистота и свет. К тому же у нас часто проходят лекции, которые читают абсолютно разные люди: от Эдуарда Лимонова до представителей РПЦ.

— Какие функции могут выполнять библиотеки в современном обществе, помимо предоставления книг?

– Общеобразовательная функция – бесплатные лекции, бесплатные компьютерные курсы для пенсионеров, которые проводит у нас МГТС. И, пожалуй, воспитательная функция. К нам ходит много школьников, часто просто посидеть в компьютере. Дети из разных семей: кто-то не знает, что надо здороваться, мы им аккуратно делаем замечание, и в следующий раз они уже здороваются. Кто-то «брошен» взрослыми, которые не интересуется, что ребёнок прочитал и прочитал ли. Таких детей я прошу по прочтении пересказать мне краткое содержание книги, которую они берут – они прямо зажигаются. Я 30 лет проработала в школе, преподавала английский, так что время от времени ещё и помогаю юным читателям с домашним заданием.

— С какими проблемами сталкиваются библиотеки сегодня и есть ли пути решения этих проблем?

– Основная проблема – это, на мой взгляд, большое количество современных книг неадекватного содержания, почти порнографических. Старшее поколение жалуется, пишет письма в Министерство культуры…

Зачем нужны библиотеки?

Раньше у нас была возможность самостоятельно выбирать книги, которые библиотека хотела бы видеть у себя, но два года назад был создан МГБЦ (Московский городской библиотечный центр). Теперь книги просто поступают по «разнарядке», мы никак не можем обсуждать с ними состав. И книги поступают не лучшие. Мне кажется, что из современной литературы к нам отправляют вообще только то, что плохо продаётся. А читатели приходят, спрашивают новинки. Нам нечего им предложить, мы таких книг не получаем.

Беседовала Анастасия Беляева

Занятие №5. Лекция: Роль музея в жизни человека. Основные функции музеев. Социальные функции музея

Занятие №5. Лекция: Роль музея в жизни человека. Основные функции музеев.

Социальные функции музея

Вопрос об общественном предназначении музеев имеет давнюю историю. Однако теоретическая разработка проблемы социальных функций музея стала возможной лишь на определенном этапе развития музееведения. В России эту проблему впервые поставил в ряде своих работ в конце 1960-х – начале 1970-х гг. А.М.

1 для чего нужна библиотека 2 что делают ребята в библиотеке 3 доступность библиотек

Разгон, а в последующие десятилетия она стала предметом исследования Д.А. Равикович, Ю.П. Пищулина, А.Б. Закс.

В отечественном и зарубежном музееведении в качестве основополагающих традиционно выделяют две исторически сложившиеся функции, определяющие специфику музейной деятельности, место и роль музея в обществе и культуре – функцию документирования и функцию образования и воспитания.

Функция документирования предполагает целенаправленное отражение в музейном собрании с помощью музейных предметов различных фактов, событий, процессов и явлений, происхо-дивших в обществе и природе. Суть музейного документирования заключается в том, что музей выявляет и отбирает объекты природы и созданные человеком предметы, которые могут выступать подлинными (аутентичными) свидетельствами объективной реальности. После включения их в музейное собрание они становятся знаком и символом конкретного события и явления. Это присущее музейному предмету свойство отражать действительность в еще большей степени раскрывается в процессе изучения и научного описания предмета. Функция документирования отвечает научным и культурным потребностям общества и реализовывается главным образом в процессе комплектования музейных фондов, их хранения и изучения.

Функция образования и воспитания основывается на информативных и экспрессивных свойствах музейного предмета. Она обусловлена познавательными и культурными запросами общества и осущест-вляется в различных формах экспозиционной и культурно-образовательной работы музеев.

Функция организации свободного времени, которая обусловлена общественными потреб-ностями в культурных формах досуга и эмоциональной разрядке. Она является производной от функции образования и воспитания, поскольку посещение музея в свободное время связано в основном с мотивами познавательно-культурного характера. Эта функция в скрытом виде исторически присуща музейным учреждениям хотя бы по той причине, что посещение музеев связано, как правило, с использованием досуга.

Проблема социальных функций музея обсуждается отечественными и зарубежными музееведами уже не одно десятилетие, ее вряд ли можно считать окончательно решенной. Одни исследователи высказывают неудовлетворенность традиционными представлениями о том, что музей характеризуется только двумя вышерассмотренными социальными функциями, другие полагают, что само понятие «социальная функция» по отношению к музею требует кардинального пересмотра. При всем разбросе имеющихся суждений и мнений большинство исследователей подтверждают значимость функционального анализа для понимания роли и места музея в обществе и определения путей его дальнейшего развития.

Социальные функции музея тесно связаны между собой и находятся в непрерывном взаимодействии. Процесс документирования продолжается в русле экспозиционной и культурно-образовательной деятельности музея. Ведь экспозиция представляет собой специфическую форму публикации той научной работы, которая ведется в процессе комплектования музейных пред-метов, их изучения и описания. Преимущественно на основе экспозиций осуществляется и функ-ция образования и воспитания. Экскурсии, лекции и другие формы просветительной деятельности музея служат комментарием к экспозиции и представленным в ней музейным предметам.

Повышение роли музеев в организации досуга людей, в свою очередь, влияет на экспозиционную и культурно-образовательную деятельность. Это наглядно проявилось в тенденции создавать более привлекательные для посетителей экспозиции путем воссоздания в них интерьеров, помещения в них действующих моделей и различных технических средств – звукового сопровождения, киноэкранов, мониторов, компьютеров, а также в использовании театрализованных форм работы с посетителем, музейных концертов, праздников, балов.

Практическое занятие № 6.

Определите социальные функции музеев города Саранска.

  • Основная образовательная программа Направление 080100. 62 Экономика

    Основная образовательная программа

    системы государственного регулирования национальной экономики посредством проведения инвестиционной, финансовой, кредитно-денежной, бюджетно-налоговой,

  • Комплекс методических материалов основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению 022000 «экология и природопользование»

    Основная образовательная программа

    Нормативные сроки освоения: 4 года (очная форма), включая лекции, практические занятия, лабораторные практикумы, учебные и производственную практики, научно-исследовательскую работу.

  • В конце нет никакого слова ваши вопросы показывают ваш путь от невежества к невинности

    Реферат

    В одной из бесед, содержащихся в этой книге, Бхагаван говорит: «Жизнь прекрасна, ибо в ней есть так много такого, что не может быть объяснено ибо в ней есть измерения, которые вы можете все время исследовать, и все же никогда не прийти к объяснению.

  • Beyond enlightenment

    Реферат

    В одной из бесед, содержащихся в этой книге, Бхагаван говорит: «Жизнь прекрасна, ибо в ней есть так много такого, что не может быть объяснено ибо в ней есть измерения, которые вы можете все время исследовать, и все же никогда не прийти к объяснению.

  • Лекция №2 Основные функции культуры

    Лекция

    Функция — предназначение, роль какого-либо элемента в си­стеме, или, иными словами, определен­ного рода работа, которая требуется от этого элемента в интересах системы в целом.

  • Зачем нужны библиотеки?

    В эпоху Интернета, где можно найти любую информацию, существование библиотек многими ставится под сомнение: нужны ли они? В чем их польза в настоящее время? На эти вопросы порталу «Слово» ответила Джафарова Тамара Ивановна, заведующая отделом обслуживания в библиотеке "Проспект".

    — С появлением Интернета, в котором можно найти и прочитать любую книгу, как привлечь читателей в библиотеки?

    – Наша библиотека была переоборудована по новому типу, теперь это единое пространство: стеклянные стены, читальные залы, лекционные помещения, компьютеры за длинным столом, WiFi.

    Это не просто место, где можно бесплатно взять почитать книгу, это место, где хочется провести время. Сейчас у нас около 1200 постоянных читателей, и их количество растёт. К примеру, почти 40% читателей – пенсионеры. Они приходят сюда пообщаться, обсудить прочитанное, взять толстые литературные журналы, стоимость которых не позволяет приобрести их в косках. К тому же библиотека "Проспект" находится в интеллигентном районе, здесь живёт много профессоров, вузовских преподавателей, для которых посещение библиотеки – это культура.

    Молодёжи среди читателей примерно столько же, сколько пенсионеров. Причиной тому, во-первых, расположение: недалеко от нас МГИМО, МГУ, МПГУ.

    Зачем нужна библиотека

    Многие студенты живут в общежитиях, где они не всегда могут комфортно заниматься. А тут – удобное и современное образовательное пространство: стол, стул, компьютер, Интернет, книги, тишина, чистота и свет. К тому же у нас часто проходят лекции, которые читают абсолютно разные люди: от Эдуарда Лимонова до представителей РПЦ.

    — Какие функции могут выполнять библиотеки в современном обществе, помимо предоставления книг?

    – Общеобразовательная функция – бесплатные лекции, бесплатные компьютерные курсы для пенсионеров, которые проводит у нас МГТС. И, пожалуй, воспитательная функция. К нам ходит много школьников, часто просто посидеть в компьютере. Дети из разных семей: кто-то не знает, что надо здороваться, мы им аккуратно делаем замечание, и в следующий раз они уже здороваются. Кто-то «брошен» взрослыми, которые не интересуется, что ребёнок прочитал и прочитал ли. Таких детей я прошу по прочтении пересказать мне краткое содержание книги, которую они берут – они прямо зажигаются. Я 30 лет проработала в школе, преподавала английский, так что время от времени ещё и помогаю юным читателям с домашним заданием.

    — С какими проблемами сталкиваются библиотеки сегодня и есть ли пути решения этих проблем?

    – Основная проблема – это, на мой взгляд, большое количество современных книг неадекватного содержания, почти порнографических. Старшее поколение жалуется, пишет письма в Министерство культуры… Раньше у нас была возможность самостоятельно выбирать книги, которые библиотека хотела бы видеть у себя, но два года назад был создан МГБЦ (Московский городской библиотечный центр). Теперь книги просто поступают по «разнарядке», мы никак не можем обсуждать с ними состав. И книги поступают не лучшие. Мне кажется, что из современной литературы к нам отправляют вообще только то, что плохо продаётся. А читатели приходят, спрашивают новинки. Нам нечего им предложить, мы таких книг не получаем.

    Беседовала Анастасия Беляева

    назад

    Походы в разнообразные заведения — необходимое условие для культурной жизни. Они обязательны и для того, чтобы человек развивался личностно и духовно. Очень ошибочны представления о том, что для всестороннего личностного роста достаточно получать информацию из интернета.

    Зачем библиотекам Интернет?

    Пускай сегодня музеи можно посещать не выходя из дома, через сеть, пускай любые экспонаты можно рассматривать на экране монитора — это все равно никогда не выдерживает ровно никакого сравнения с настоящим походом в музей. Мать-природа не просто так дала людям целых пять чувств, а не только лишь зрение — они ему нужны для лучшего усвоения доступной информации. Музейные запахи, речь гида, атмосферная тишина музея — все перечисленное совсем не лишнее, чтобы лучше ознакомляться со всем тем, что выставлено на витрины.

     

    Всем известно, что походы в музей позволяют несколько лучше развить фантазию. Как раз по этой причине музеи пользуются особенной популярностью у тех, у кого воображение живое и творческое. Что нужно обязательно посмотреть в Лувре смотрите тут.

     

    Разглядывая все то, что выставлено в "натуральном" музее, человек у себя в голове сравнивает себя с тем, на что смотрит. Рассматривая исторические предметы, он словно бы уходит в давно минувшее время. Глядя на произведения искусства — как бы объединяется с духом изготовителя, живя его жизнью, испытывая то, что тот испытал, творя этот предмет.

     

    Как раз это является причиной того, что походы в музеи приносят наибольшую пользу детям: они хороши для прививания им эстетического чувства, для того, чтобы приучить их изучать историю своего народа, края, города. Разумеется, сейчас в школах в обязательном порядке проходятся программы похода в самые разные музеи. Но школьным менторам не лишним будет создавать атмосферу, наиболее подходящую для того, чтобы не сделать это простой формальностью, а также предотвратить глумление, очень популярное среди современных школьников.

     

    Следует заметить также, что иногда вещи, которые что музей использует для того, чтобы сохранять свои экспонаты, устаревают, могут даже прийти в негодность. Но все те экспонаты, что выставлены в музеях, всегда уникальны, иначе, просто-напросто, быть не может, так что не окажется абсолютно никаких оправданий в случае их утраты одного за другим. Вот потому всем взрослым и ответственным людям следует заметить, в каком сейчас состоянии музеи, а также приучить к тому же самому и молодежь. Особенно, если учесть, что в настоящее время наука дала все шансы на использование в музеях самых лучших средст защиты экспонатов от влияния времени.

     

    Без культуры общество неизбежно скатывается вниз, так что следует иметь в виду, по крайней мере, одно: всегда должны быть меценаты, поддерживающие и развивающие, по мере сил и денег, культурный уровень родного народа.

     

    Дата: 20 февраля 2017

     

    Похожие материалы

    С 15 по 18 мая 2017 года в Красноярске состоялся Всероссийский библиотечный конгресс – XXII ежегодная конференция Российской библиотечной ассоциации. На конгрессе были объявлены итоги выборов президента РБА на 2017–2020 годы. Им стал Михаил Дмитриевич Афанасьев, директор Государственной публичной исторической библиотеки России. Как оказалось, Михаил Афанасьев к ассоциации имеет самое прямое отношение – был в числе ее создателей. И вот, многолетняя профессиональная деятельность вновь привела его сюда.

    Михаил Афанасьев: В библиотечном сообществе я давно. Закончил библиотечный факультет Московского института культуры, пришел в Библиотеку имени Ленина и 20 лет работал социологом в центре книге и чтения. Уже тогда я ездил по стране, проводил всесоюзные исследования и поэтому был знаком со многими директорами библиотек. В эпоху перестройки заведовал отделом изучения читателей и пропаганды книги – тогда я тоже ездил по стране и учил библиотекарей, как жить и работать по-новому. После я стал директором федеральной библиотеки, которая одновременно выступала методическим центром. Постоянно публиковался и публикуюсь, являюсь кандидатом педагогических наук. Библиотечное сообщество знает меня давно!

    В эти годы у меня была задача – не скомпрометировать себя, быть профессионалом и честным человеком. Имидж честного человека гораздо важнее, чем все остальное.

    Почему вы избрали именно библиотечное дело? Ведь считается, что это не мужская профессия. 

    Меня с детства привлекала библиотека как место, в котором сконцентрирована все самое лучшее, важное и интересное. Вообще я был читающим мальчиком.

    Какой у вас любимый писатель, произведение?

    Из старой русской литературы – это Лесков и его роман «Соборяне». Совершенно замечательная вещь! Особенно в мои молодые годы, когда церковный мир считался странным и устаревшим, увидеть в роли положительного героя священника – было необычно. Люблю Лескова за потрясающий язык и стиль.

    Какие еще воспоминания юности у вас связаны с библиотекой?

    Помню, как в 15 лет у себя во дворе я организовал библиотеку –  вместе с ребятами собирали у соседей книги, на первом этаже дома взяли комнату и выдавали литературу. Примерно в это же время я стал фактически заведовать школьной библиотекой. Хотел поступать на исторический факультет, но так как я уже был помощником библиотекаря, пошел в библиотечный институт. По правде говоря, я никогда не думал о карьере, и в этом отношении сегодняшняя ситуация – скорее исключение.

    В 1989 году мы создали общественное движение, объединяющее библиотечные ассоциации. Я был ее председателем – первым и единственным. Но уже к 1994 году стало ясно, что общественные организации не выживают. И тогда мы вместе с директором Российской национальной библиотеки создали РБА. Это, кстати, один из мотивов, который снова привел меня сюда. Некоторое время я был вице-президентом РБА, но потом решил, что дополнительные должности мне не нужны – меня вполне устраивает работа директором библиотеки. Но сегодня мы пришли к ситуации, когда сложность в библиотечном мире безумная, недовольство библиотекарей по отношению к тому, что происходит, высокое. И организация, которая призвана выражать профессиональное сознание, не срабатывает – в силу многих причин. Поэтому я решил в таком возрасте и статусе вернуться в Российскую библиотечную ассоциацию.

    В чем вы видите свою миссию как президента Российской библиотечной ассоциации?

    Основная проблема сегодня заключается в том, что в силу многих культурных, социальных и цивилизационных перемен обществу стало не понятно, зачем нужна библиотека. Такие случаи в истории уже были, но тогда вступало в роль государство, которое знало, зачем нужна библиотека. Например, для политической пропаганды. А сегодня и власть не понимает. В этой ситуации есть два пути. Путь «ну и не надо» – и тогда на библиотеках экономятся средства. Второй путь оказывается более болезненным – не зная, что такое библиотека, мы начинаем ее спасать.

    Моя сегодняшняя миссия – попытаться консолидировать библиотечные сообщества, сформулировать для общества на понятном ему языке ответ на вопрос «зачем нужна библиотека» и сказать – «если вы согласны с этим, то смотрите – вот, что нужно сделать для того, чтобы библиотека выполнила свою миссию». Мне важно наладить серьезный диалог с обществом и государственными структурами.

     

    И все-таки зачем нужна библиотека современному человеку?

    Получилось так, что информационное значение книги, а значит и библиотеки как хранителя книги, снижается и будет снижаться. Идеология сегодняшнего человека воспитана интернетом – информация должна прийти туда, где ты сейчас находишься.

    Для чего нужны библиотеки и музеи?

    Зачем изучать географию, если есть извозчик? Но с другой стороны, существует несколько сфер, которые традиционно работают с библиотекой и которым она нужна.

    Во-первых, библиотека – это навигация. Мы еще не совсем осознали, но поиск Google не дает системы – грубо говоря, он вываливает все в одну корзину. Как только нужно углубляться, возникает потребность в системе поиска. И эта система поиска есть только у библиотекарей.

    Второй момент связан с культурной традицией книги. Книга сегодня все больше становится предметом культуры, музейной ценностью, все меньше – источником информации. А библиотека – самое настоящее место памяти. Если исчезнет библиотека, то фактически исчезнет музей.

    И третий момент. Помещение библиотеки – то место, куда люди приходили, чтобы удовлетворить свои внутренние потребности. Например, в эпоху перестройки это было очень заметно – все бурлило идеями, все кипели, а куда идти? И люди приходили на мероприятия в библиотеку и высказывались там.

    Я очень люблю одну историю. В библиотеку, которая находилась рядом с домом для престарелых, приходил один старый человек. Аккуратно брал книжки, аккуратно возвращал их. Когда приходил, то садился напротив библиотекаря и что-то ему рассказывал. Так продолжалось довольно долго. Пока вдруг из дома для престарелых в библиотеку не позвонила заведующая:
    – К вам такой-то ходит?
    – Да, ходит.
    – И что, вы ему даете книжки?
    – Да, даем.
    – Так он же неграмотный!
    Оказалось, что это единственное место, где с ним по-человечески разговаривали. 

    Вот эта функция как-то не оценивается. А ведь на самом деле библиотека – то самое культурное место, где можно поговорить с близким человеком. Все эти моменты заставляют думать, что у библиотеки есть будущее.

    назад

    Походы в разнообразные заведения — необходимое условие для культурной жизни. Они обязательны и для того, чтобы человек развивался личностно и духовно. Очень ошибочны представления о том, что для всестороннего личностного роста достаточно получать информацию из интернета. Пускай сегодня музеи можно посещать не выходя из дома, через сеть, пускай любые экспонаты можно рассматривать на экране монитора — это все равно никогда не выдерживает ровно никакого сравнения с настоящим походом в музей. Мать-природа не просто так дала людям целых пять чувств, а не только лишь зрение — они ему нужны для лучшего усвоения доступной информации. Музейные запахи, речь гида, атмосферная тишина музея — все перечисленное совсем не лишнее, чтобы лучше ознакомляться со всем тем, что выставлено на витрины.

     

    Всем известно, что походы в музей позволяют несколько лучше развить фантазию. Как раз по этой причине музеи пользуются особенной популярностью у тех, у кого воображение живое и творческое. Что нужно обязательно посмотреть в Лувре смотрите тут.

     

    Разглядывая все то, что выставлено в "натуральном" музее, человек у себя в голове сравнивает себя с тем, на что смотрит. Рассматривая исторические предметы, он словно бы уходит в давно минувшее время.

    Зачем нам библиотеки?

    Глядя на произведения искусства — как бы объединяется с духом изготовителя, живя его жизнью, испытывая то, что тот испытал, творя этот предмет.

     

    Как раз это является причиной того, что походы в музеи приносят наибольшую пользу детям: они хороши для прививания им эстетического чувства, для того, чтобы приучить их изучать историю своего народа, края, города. Разумеется, сейчас в школах в обязательном порядке проходятся программы похода в самые разные музеи. Но школьным менторам не лишним будет создавать атмосферу, наиболее подходящую для того, чтобы не сделать это простой формальностью, а также предотвратить глумление, очень популярное среди современных школьников.

     

    Следует заметить также, что иногда вещи, которые что музей использует для того, чтобы сохранять свои экспонаты, устаревают, могут даже прийти в негодность. Но все те экспонаты, что выставлены в музеях, всегда уникальны, иначе, просто-напросто, быть не может, так что не окажется абсолютно никаких оправданий в случае их утраты одного за другим. Вот потому всем взрослым и ответственным людям следует заметить, в каком сейчас состоянии музеи, а также приучить к тому же самому и молодежь. Особенно, если учесть, что в настоящее время наука дала все шансы на использование в музеях самых лучших средст защиты экспонатов от влияния времени.

     

    Без культуры общество неизбежно скатывается вниз, так что следует иметь в виду, по крайней мере, одно: всегда должны быть меценаты, поддерживающие и развивающие, по мере сил и денег, культурный уровень родного народа.

     

    Дата: 20 февраля 2017

     

    Похожие материалы