ESP – это самая распространенная и известная система из всех электронных систем стабилизации движения автомобилей. Система ESP появилась более 20-ти лет назад, и сегодня её наличие предусмотрено практически в каждом серийном автомобиле. Среднестатистический водитель знает, что ESP – очень нужная вещь, если автомобиль попадает в занос. Однако о принципах её работы осведомлены далеко не все. Так что же такое система ESP в машине и как она работает?

Немного истории

Предпосылкой к появлению первой программы стабилизации ESP стало серийное внедрение антиблокировочной системы ABS, которая предотвращала полную блокировку колеса при торможении. Было это в далёком 1978 году. Теперь каждый водитель мог контролировать направление движения, что значительно снижало вероятность аварийной ситуации.

Очень скоро к ABS присоединилась противобуксовочная система TCS, благодаря которой при старте исключалась пробуксовка колёс. Управлялись они разным программным обеспечением, но для работы использовали одни датчики.

Формально система курсовой стабилизации появилась в 1995 году, но показала себя во всей красе только в 1998-м, когда была установлена на первый Mercedes-Benz А-класса. Проблемой этого автомобиля была большая вероятность опрокидывания при выполнении определённых манёвров, из-за чего он был отозван с рынка. Всё разрешилось благодаря специальной настройке EPS. Первый комплект системы весил 4,3 кг и состоял из 11-ти элементов. На сегодняшний день система стабилизации весит не более 2-х кг и состоит из 4-х элементов.

Принципиальные особенности работы ESP

Система курсовой устойчивости относится к активным системам безопасности. Главное её назначение – предотвращение ухода машины в занос, а также минимизация вероятности бокового скольжения. Таким образом, гораздо проще сохранить траекторию движения при неблагоприятных дорожных условиях. При этом обеспечивается стабилизация положения транспортного средства, если занос всё же произошел.

ESP незаменима при гололёде или во время дождя. Она может уберечь вас при поездке по опасному участку дороги. Фактически ESP обеспечивает движение машины туда, куда поворачивается руль, в независимости от внешних условий.

Кстати, американские исследователи подтвердили, что с появлением ESP смертность в ДТП снизилась до 56%.

Система курсовой устойчивости автомобиля имеет следующие составляющие:

  • блок-контроллер;
  • акселерометр (определяет положение авто в пространстве);
  • датчик давления в тормозной системе;
  • датчик положения рулевого колеса.

Управляющий блок принимает данные со всех датчиков, включая ABS для определения угловой скорости вращения колёс. Если показания хотя бы одного датчика будут иметь критические значения – программа начинает действовать согласно заданному алгоритму, притормаживая одно или несколько колёс, тем самым корректируя траекторию движения авто. Давление в тормозных цилиндрах создаётся посредством работы гидравлического модулятора ABS. Одновременно отправляется сигнал в систему подачи топлива, чтобы уменьшить подачу горючего в двигатель. Таким образом, посредством притормаживания и снижения вращающего момента обеспечивается курсовая устойчивость транспортного средства.

Система очень чувствительна к каким-либо отклонениям от траектории. В каждом конкретном случае она просчитывает оптимальный вариант сохранения курса.

Примечательно и то, что ESP может контролировать работу трансмиссии, при необходимости осуществляя переход на низкую передачу. Такой вариант, как правило, доступен для авто, оборудованных «электронной» АКПП.

Среди активных систем безопасности эффективность ESP признана самой высокой. Она успешно исправляет ошибки водителя, уменьшая вероятность заноса, а если он всё же возникает – система делает всё для его нейтрализации. Однако не стоит забывать, что не каждую ситуацию можно благополучно исправить. Например, если автомобиль физически не может вписаться в поворот из-за слишком большой скорости, то никакая программа не сможет помочь!

Обязательно следите за состоянием шин!

Что такое система ESP и зачем она нужна?

ESP не может работать должным образом, если они плохо накачаны, имеют большой износ или не совпадают с рекомендованными производителем авто. Цепи противоскольжения также могут мешать работе системы.

Перспективы развития ESP

Многие известные автопроизводители ориентируются на беспилотные транспортные средства. Если задуматься, то фактически такой автомобиль будет передвигаться благодаря продвинутой ESP, которая не просто корректирует курс, но и задаёт его.

Система ESP делает автомобиль более послушным, и начинающие водители могут частично на неё положиться в сложных ситуациях. Совершение любого сложного манёвра под надзором ESP становится в разы безопаснее, но не стоит забывать о том, что следует вырабатывать умение самостоятельно предотвращать возможную угрозу.

Система курсовой устойчивости (другое наименование — система динамической стабилизации) предназначена для сохранения устойчивости и управляемости автомобиля за счет заблаговременного определения и устранения критической ситуации. С 2011 года оснащение системой курсовой устойчивости новых легковых автомобилей является обязательным в США, Канаде, странах Евросоюза.

Система позволяет удерживать автомобиль в пределах заданной водителем траектории при различных режимах движения (разгоне, торможении, движении по прямой, в поворотах и при свободном качении).

В зависимости от производителя различают следующие названия системы курсовой устойчивости:

  • ESP (Electronic Stability Programme) на большинстве автомобилей в Европе и Америке;
  • ESC (Electronic Stability Control) на автомобилях Honda, Kia, Hyundai;
  • DSC (Dynamic Stability Control) на автомобилях BMW, Jaguar, Rover;
  • DTSC (Dynamic Stability Traction Control) на автомобилях Volvo;
  • VSA (Vehicle Stability Assist) на автомобилях Honda, Acura;
  • VSC (Vehicle Stability Control) на автомобилях Toyota;
  • VDC (Vehicle Dynamic Control) на автомобилях Infiniti, Nissan, Subaru.

Устройство и принцип действия системы курсовой устойчивости рассмотрены на примере самой распространенной системы ESP, которая выпускается с 1995 года.

Устройство системы курсовой устойчивости

Система курсовой устойчивости является системой активной безопасности более высокого уровня и включает антиблокировочную систему тормозов (ABS), систему распределения тормозных усилий (EBD), электронную блокировку дифференциала (EDS), антипробуксовочную систему (ASR).

Система курсовой устойчивости объединяет входные датчики, блок управления и гидравлический блок в качестве исполнительного устройства.

Входные датчики фиксируют конкретные параметры автомобиля и преобразуют их в электрические сигналы.

ESP: что это такое и зачем оно нужно в автомобиле?

С помощью датчиков система динамической стабилизации оценивает действия водителя и параметры движения автомобиля.

Используются в оценке действий водителя датчики угла поворота рулевого колеса, давления в тормозной системе, выключатель стоп-сигнала. Оценивают фактические параметры движения датчики частоты вращения колес, продольного и поперечного ускорения, угловой скорости автомобиля, давления в тормозной системе.

Блок управления системы ESP принимает сигналы от датчиков и формирует управляющие воздействия на исполнительные устройства подконтрольных систем активной безопасности:

  • впускные и выпускные клапаны системы ABS;
  • переключающие и клапаны высокого давления системы ASR;
  • контрольные лампы системы ESP, системы ABS, тормозной системы.

В своей работе блок управления ESP взаимодействует с системой управления двигателем и автоматической коробки передач (через соответствующие блоки). Помимо приема сигналов от этих систем блок управления формирует управляющие воздействия на элементы системы управления двигателем и АКПП.

Для работы системы динамической стабилизации используется гидравлический блок системы ABS/ASR со всеми компонентами.

Принцип работы системы курсовой устойчивости

Определение наступления аварийной ситуации осуществляется путем сравнения действий водителя и параметров движения автомобиля. В случае, когда действия водителя (желаемые параметры движения) отличаются от фактических параметров движения автомобиля, система ESP распознает ситуацию как неконтролируемую и включается в работу.

Стабилизация движения автомобиля с помощью системы курсовой устойчивости может достигаться несколькими способами:

При недостаточной поворачиваемости система ESP предотвращает увод автомобиля наружу за пределы траектории поворота, подтормаживая заднее внутреннее колесо и изменяя крутящий момент двигателя.

При избыточной поворачиваемости занос автомобиля в повороте предотвращается подтормаживанием переднего наружного колеса и изменением крутящего момента двигателя.

Подтормаживание колес производится путем включения в работу соответствующих систем активной безопасности. Работа при этом носит циклический характер: увеличение давления, удержание давления и сброс давления в тормозной системе.

Изменение крутящего момента двигателя в системе ESP может осуществляться несколькими путями:

  • изменением положения дроссельной заслонки;
  • пропуском впрыска топлива;
  • пропуском импульсов зажигания;
  • изменением угла опережения зажигания;
  • отменой переключения передачи в АКПП;
  • перераспределением крутящего момента между осями (при наличии полного привода).

Система, объединяющая систему курсовой устойчивости, рулевое управление и подвеску носит название интегрированной системы управления динамикой автомобиля.

Дополнительные функции системы курсовой устойчивости

В конструкции системы курсовой устойчивости могут быть реализованы следующие дополнительные функции (подсистемы): гидравлический усилитель тормозов, предотвращения опрокидывания, предотвращения столкновения, стабилизации автопоезда, повышения эффективности тормозов при нагреве, удаления влаги с тормозных дисков и и др.

Все перечисленные системы, в основном, не имеют своих конструктивных элементов, а являются программным расширением системы ESP.

Система предотвращения опрокидывания ROP (Roll Over Prevention) стабилизирует движение автомобиля при угрозе опрокидывания. Предотвращение опрокидывания достигается за счет уменьшения поперечного ускорения путем подтормаживания передних колес и снижения крутящего момента двигателя. Дополнительное давление в тормозной системе создается с помощью активного усилителя тормозов.

Система предотвращения столкновения (Braking Guard) может быть реализована в автомобиле, оснащенном адаптивным круиз-контролем. Система предотвращает опасность столкновения с помощью визуальных и звуковых сигналов, а в критической ситуации — путем нагнетания давления в тормозной системе (автоматического включения насоса обратной подачи).

Система стабилизации автопоезда может быть реализована в автомобиле, оборудованным тягово-сцепным устройством. Система предотвращает рыскание прицепа при движении автомобиля, которое достигается за счет торможения колес или снижения крутящего момента.

Система повышения эффективности тормозов при нагреве FBS (Fading Brake Support, другое наименование — Over Boost) предотвращает недостаточное сцепление тормозных колодок с тормозными дисками, возникающее при нагреве, путем дополнительного увеличения давления в тормозном приводе.

Система удаления влаги с тормозных дисков активируется на скорости свыше 50км/ч и включенных стеклоочистителях. Принцип работы системы заключается в кратковременном повышении давления в контуре передних колес, за счет чего тормозные колодки прижимаются к дискам и происходит испарение влаги.

ESP – это самая распространенная и известная система из всех электронных систем стабилизации движения автомобилей. Система ESP появилась более 20-ти лет назад, и сегодня её наличие предусмотрено практически в каждом серийном автомобиле.

Что такое ESP и как это работает

Среднестатистический водитель знает, что ESP – очень нужная вещь, если автомобиль попадает в занос. Однако о принципах её работы осведомлены далеко не все. Так что же такое система ESP в машине и как она работает?

Немного истории

Предпосылкой к появлению первой программы стабилизации ESP стало серийное внедрение антиблокировочной системы ABS, которая предотвращала полную блокировку колеса при торможении. Было это в далёком 1978 году. Теперь каждый водитель мог контролировать направление движения, что значительно снижало вероятность аварийной ситуации.

Очень скоро к ABS присоединилась противобуксовочная система TCS, благодаря которой при старте исключалась пробуксовка колёс. Управлялись они разным программным обеспечением, но для работы использовали одни датчики.

Формально система курсовой стабилизации появилась в 1995 году, но показала себя во всей красе только в 1998-м, когда была установлена на первый Mercedes-Benz А-класса. Проблемой этого автомобиля была большая вероятность опрокидывания при выполнении определённых манёвров, из-за чего он был отозван с рынка. Всё разрешилось благодаря специальной настройке EPS. Первый комплект системы весил 4,3 кг и состоял из 11-ти элементов. На сегодняшний день система стабилизации весит не более 2-х кг и состоит из 4-х элементов.

Принципиальные особенности работы ESP

Система курсовой устойчивости относится к активным системам безопасности. Главное её назначение – предотвращение ухода машины в занос, а также минимизация вероятности бокового скольжения. Таким образом, гораздо проще сохранить траекторию движения при неблагоприятных дорожных условиях. При этом обеспечивается стабилизация положения транспортного средства, если занос всё же произошел.

ESP незаменима при гололёде или во время дождя. Она может уберечь вас при поездке по опасному участку дороги. Фактически ESP обеспечивает движение машины туда, куда поворачивается руль, в независимости от внешних условий.

Кстати, американские исследователи подтвердили, что с появлением ESP смертность в ДТП снизилась до 56%.

Система курсовой устойчивости автомобиля имеет следующие составляющие:

  • блок-контроллер;
  • акселерометр (определяет положение авто в пространстве);
  • датчик давления в тормозной системе;
  • датчик положения рулевого колеса.

Управляющий блок принимает данные со всех датчиков, включая ABS для определения угловой скорости вращения колёс. Если показания хотя бы одного датчика будут иметь критические значения – программа начинает действовать согласно заданному алгоритму, притормаживая одно или несколько колёс, тем самым корректируя траекторию движения авто. Давление в тормозных цилиндрах создаётся посредством работы гидравлического модулятора ABS. Одновременно отправляется сигнал в систему подачи топлива, чтобы уменьшить подачу горючего в двигатель. Таким образом, посредством притормаживания и снижения вращающего момента обеспечивается курсовая устойчивость транспортного средства.

Система очень чувствительна к каким-либо отклонениям от траектории. В каждом конкретном случае она просчитывает оптимальный вариант сохранения курса.

Примечательно и то, что ESP может контролировать работу трансмиссии, при необходимости осуществляя переход на низкую передачу. Такой вариант, как правило, доступен для авто, оборудованных «электронной» АКПП.

Среди активных систем безопасности эффективность ESP признана самой высокой.

Она успешно исправляет ошибки водителя, уменьшая вероятность заноса, а если он всё же возникает – система делает всё для его нейтрализации. Однако не стоит забывать, что не каждую ситуацию можно благополучно исправить. Например, если автомобиль физически не может вписаться в поворот из-за слишком большой скорости, то никакая программа не сможет помочь!

Обязательно следите за состоянием шин! ESP не может работать должным образом, если они плохо накачаны, имеют большой износ или не совпадают с рекомендованными производителем авто. Цепи противоскольжения также могут мешать работе системы.

Перспективы развития ESP

Многие известные автопроизводители ориентируются на беспилотные транспортные средства. Если задуматься, то фактически такой автомобиль будет передвигаться благодаря продвинутой ESP, которая не просто корректирует курс, но и задаёт его.

Система ESP делает автомобиль более послушным, и начинающие водители могут частично на неё положиться в сложных ситуациях. Совершение любого сложного манёвра под надзором ESP становится в разы безопаснее, но не стоит забывать о том, что следует вырабатывать умение самостоятельно предотвращать возможную угрозу.

Активные системы безопасности в автомобиле сегодня стали важнейшим разделом комплектации машины. При покупке транспорта потенциальный владелец сразу осматривает зону комфорта и безопасности в оснащении, чтобы сделать выбор в пользу более надежного авто. Одна из систем активной безопасности — ESP — является важнейшим дополнением к современному автомобилю, которая помогает улучшить курсовую устойчивость.

Система курсовой устойчивости может полноценно работать только с наличием ABS, а желательно также EBD. В управлении курсовой устойчивости находятся фактически все функции автомобиля, так что при возникновении критической ситуации с заносом данный модуль позволяет избежать неконтролируемой поездки машины.

Природа работы ESP — какие функции находятся в управлении системы?

Большинство современных автомобилей в их продвинутых комплектациях располагают данной функцией активной безопасности.

Противозаносные системы на современных автомобилях

Если раньше покупателей смущали наличие множества аббревиатур из трех латинских букв, то сегодня каждое название вызывает у водителя неподдельный интерес. Речь ведь идет о столь важной безопасности.

Но в случае с системой курсовой устойчивости, далеко не каждый водитель знает природу работы этого модуля. Когда в комплектации автомобиля оказывается ESP, возникает вопрос, что это такие? Итак, модуль ESP отвечает за контроль управления автомобиля при заносе, управляя такими функциями машины:

  • рулевое управление, а точнее, недопустимость резких рывков рулем при заносе;
  • распределение усилий торможения на каждое колесо в нужной степени;
  • снижение или повышение оборотов двигателя для получения нужного контроля;
  • мониторинг угловой скорости и поперечного ускорения для понимания начала заноса.

Датчики этой функции расположены фактически на всех органах управления автомобиля, что приводит к быстрой реакции на любой занос. Как только автомобиль начинает выходить из-под контроля водителя, включается помощь системы ESP и начинается распределение правильных тормозных усилий, настройка рулевого управления и выполнение прочих функций. Практически всегда удается избежать неконтролируемого заноса.

Не стоит думать, что на автомобилях с системой ESP можно безрассудно ездить по скользкой дороге, ведь модуль спасет в любой ситуации. ESP — это далеко не магия, это технология, которая не поможет отменить законы физики. Так что если вы входите в занос на скорости 90 километров в час, действия функции вы не почувствуете.

Статистика использования ESP на автомобилях

Когда все современные автомобилисты уже знают, что такое ESP, стоит ли брать комплектацию с этой функцией и переплачивать за машину при покупке, наступает время поговорить о реальной пользе данной системы. Главной задачей любой функции активной или пассивной безопасности машины является предотвращение возможных ДТП, которые зачастую случаются при потере контроля управления.

Именно эту задачу ставили перед своими разработками создатели системы ESP для автомобилей. С помощью невероятно чувствительных датчиков модуль реагирует за 20 миллисекунд и включает все необходимые устройства для предотвращения заноса. Это подтверждается многими данными статистики:

  • количество ДТП в зимнее время на автомобилях с ESP уменьшилось практически вдвое;
  • страховые компании в США и Европе начали практику снижения стоимости страховки для машин с такой системой;
  • производители вкладывают все больше средств на усовершенствование данной функции;
  • не так давно система ESP успешно перекочевала в спортивные авто, хотя ее особенности противоречат спорту.

Конечно, самые видимые плюсы от использования данной технологии получат начинающие водители, которые еще не имеют достаточно опыта и практики для выхода из сложных дорожных ситуаций. Раньше и функция ABS считалась исключительно прерогативой начинающих водителей, но сегодня в некоторых странах без использования этого помощника при торможении продажа новых авто запрещена.

Подводим итоги

Среди множества новых разработок с загадочными названиями в виде аббревиатур система курсовой устойчивости ESP имеет большое значение и является одним из важных дополнений вашего автомобиля. С помощью множество датчиков и моментального реагирования на начало заноса этот модуль не позволит водителю утратить контроль.

Если вы думаете, стоит ли доплачивать за данную функцию активной безопасности, обязательно примите решение в пользу ее наличия в автомобиле. Такие дополнения не нуждаются в дополнительных затратах, обслуживании и прочих процессах. Они лишь будут всегда служить на благо вашей безопасности.

Видео:

Социальные комментарии Cackle

Активные системы безопасности в автомобиле сегодня стали важнейшим разделом комплектации машины. При покупке транспорта потенциальный владелец сразу осматривает зону комфорта и безопасности в оснащении, чтобы сделать выбор в пользу более надежного авто. Одна из систем активной безопасности — ESP — является важнейшим дополнением к современному автомобилю, которая помогает улучшить курсовую устойчивость.

Система курсовой устойчивости может полноценно работать только с наличием ABS, а желательно также EBD. В управлении курсовой устойчивости находятся фактически все функции автомобиля, так что при возникновении критической ситуации с заносом данный модуль позволяет избежать неконтролируемой поездки машины.

Природа работы ESP — какие функции находятся в управлении системы?

Большинство современных автомобилей в их продвинутых комплектациях располагают данной функцией активной безопасности. Если раньше покупателей смущали наличие множества аббревиатур из трех латинских букв, то сегодня каждое название вызывает у водителя неподдельный интерес. Речь ведь идет о столь важной безопасности.

Но в случае с системой курсовой устойчивости, далеко не каждый водитель знает природу работы этого модуля. Когда в комплектации автомобиля оказывается ESP, возникает вопрос, что это такие? Итак, модуль ESP отвечает за контроль управления автомобиля при заносе, управляя такими функциями машины:

  • рулевое управление, а точнее, недопустимость резких рывков рулем при заносе;
  • распределение усилий торможения на каждое колесо в нужной степени;
  • снижение или повышение оборотов двигателя для получения нужного контроля;
  • мониторинг угловой скорости и поперечного ускорения для понимания начала заноса.

Датчики этой функции расположены фактически на всех органах управления автомобиля, что приводит к быстрой реакции на любой занос. Как только автомобиль начинает выходить из-под контроля водителя, включается помощь системы ESP и начинается распределение правильных тормозных усилий, настройка рулевого управления и выполнение прочих функций. Практически всегда удается избежать неконтролируемого заноса.

Не стоит думать, что на автомобилях с системой ESP можно безрассудно ездить по скользкой дороге, ведь модуль спасет в любой ситуации. ESP — это далеко не магия, это технология, которая не поможет отменить законы физики. Так что если вы входите в занос на скорости 90 километров в час, действия функции вы не почувствуете.

Статистика использования ESP на автомобилях

Когда все современные автомобилисты уже знают, что такое ESP, стоит ли брать комплектацию с этой функцией и переплачивать за машину при покупке, наступает время поговорить о реальной пользе данной системы. Главной задачей любой функции активной или пассивной безопасности машины является предотвращение возможных ДТП, которые зачастую случаются при потере контроля управления.

Именно эту задачу ставили перед своими разработками создатели системы ESP для автомобилей. С помощью невероятно чувствительных датчиков модуль реагирует за 20 миллисекунд и включает все необходимые устройства для предотвращения заноса. Это подтверждается многими данными статистики:

  • количество ДТП в зимнее время на автомобилях с ESP уменьшилось практически вдвое;
  • страховые компании в США и Европе начали практику снижения стоимости страховки для машин с такой системой;
  • производители вкладывают все больше средств на усовершенствование данной функции;
  • не так давно система ESP успешно перекочевала в спортивные авто, хотя ее особенности противоречат спорту.

Конечно, самые видимые плюсы от использования данной технологии получат начинающие водители, которые еще не имеют достаточно опыта и практики для выхода из сложных дорожных ситуаций. Раньше и функция ABS считалась исключительно прерогативой начинающих водителей, но сегодня в некоторых странах без использования этого помощника при торможении продажа новых авто запрещена.

Подводим итоги

Среди множества новых разработок с загадочными названиями в виде аббревиатур система курсовой устойчивости ESP имеет большое значение и является одним из важных дополнений вашего автомобиля.

Система курсовой устойчивости: что это такое в автомобиле

С помощью множество датчиков и моментального реагирования на начало заноса этот модуль не позволит водителю утратить контроль.

Если вы думаете, стоит ли доплачивать за данную функцию активной безопасности, обязательно примите решение в пользу ее наличия в автомобиле. Такие дополнения не нуждаются в дополнительных затратах, обслуживании и прочих процессах. Они лишь будут всегда служить на благо вашей безопасности.

Видео:

Социальные комментарии Cackle