Что такое гротеск?

18.09.2017Категория: Образование и наукаПодкатегория: Русский язык Популярность

Гротеск – это вид художественной образности, который заостряет и комически или трагикомически обобщает жизненные отношения за счёт сочетания реального и нереального. Этот приём сочетает также красоту и кошмар, мудрости и безумие, что ярко продемонстировать отношения.

В литературе гротеск употребляется в виде реально-фантастических, ужасно-комических или сюрреалистических приёмов, может быть в виде описания искажённой реальности, так сказать, параллельной вселенной. Если говорить простыми словами, то сочетаются крайне полярные вещи – ужасное и смешное (или прекрасное), безобразное и возвышенное, сочетаемое и несочетаемое.

В русской литературе ярким примером гротеска является произведения Гоголя «Нос». В мировой же литературой ярким примером может стать любое произведение Франца Кафки – он очень любил мрачный гротеск. Если брать музыку, то там наилучший пример гротеска – Мэрилин Мэнсон.

Примеры гротеска

Не так давно «гротеск» обрёл новую популярность. Дело в том, что депутат Госдумы РФ Виталий Милонов оценил творчество известных российских рэперов Oxxxymiron и Гнойного, которые незадолго до этого устроили Баттл. Милонов сказал, что рэп – это «музыка помоек», а «Oxxxymiron и Гнойного стоило бы расстрелять». Поднялась серьёзная шумиха, и депутат вынужден добавить, что последнюю его фразу нужно считать «гротеском». Получается, что Милонов подчеркнул, что имеет ввиду не реальный расстрел рэперов, а выражение своего презрения к ним (если бы их не было – было бы лучше).

Гротеском может быть превращение части в целое, неодушевленное – в одушевленное и сочетания этого всего с реальными вещами, как в сатирической повести Гоголя «Нос».

Гротеск в википедии, grotesque в литературе, значение слова

Ещё один пример гротеска – превращение героя в мерзкое насекомое в одноименном рассказе Кафки «превращение».

В некоторых произведениях присутствует целое сочетание гротескных образов, например, в «Мастере и Маргарите» Булгакова (погоня Бездомного за Воландом, бал Воланда, встреча главных героев) или в «Мёртвых душах» Гоголя (образы персонажей, с которыми встречается Чичиков).

ГРОТЕСК

тип образности, основанный на контрастном, причудливом сочетании фантастики и реальности, прекрасного и безобразного, трагического и комического. Сфера гротеска в искусстве включает многозначные образы, созданные фантазией художника, в которых жизнь получает сложное и противоречивое преломление. Гротескные образы не допускают ни их буквального толкования, ни их однозначной расшифровки, сохраняя черты загадочности и непостижимости. Ярчайшее воплощение стихия гротеска получила в искусстве Средних веков (орнаментика звериного стиля, химеры соборов, рисунки на полях рукописей). Мастера эпохи Возрождения, сохранившие средневековое пристрастие к гротеску (Хиеронимус Босх, Питер Брейгель, Альбрехт Дюрер), сделали гротеск средством выражения моральных и социальных взглядов своего переломного времени. Жак Колло, Франсиско Гойя, Оноре Дамье в XVII–XIX вв. использовали гротеск как средство драматического воплощения зловещих символов современных социальных сил. Войны, революции и политические катаклизмы XX в. вызвали новую волну гротескной сатиры в обличении «страшного мира» (например, Кукрыниксы в СССР). Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Тематический словарь. М., 1997.

Оцените определение:

ГРОТЕСК

фр. grotesque — причудливый, затейливый) — чрезмерное преувеличение и заострение отдельных сторон эстетического предмета, к-рое ведет к разрушению существующих в действительности связей, к замене их контрастным соединением, казалось бы, несоединимых свойств и объектов. Термин «Г.» вошел в употребление в XV— XVI вв. как обозначение причудливых образов животных и растений, сохранившихся на стенах полуразрушенных античных строений (от итал. grotta — грот, античные руины). Европ. худож. практика и эстетика нередко связывали понятие «Г.» с категорией комического. Верная в своей основе, эта мысль не исчерпывает многообразия проявления Г. в иск-ве. Совмещение элементов сатиры и фантастики, карикатуры и условности в гротескных образах не имеет цели смешить и развлекать. В отличие от комического, к-рое, по Аристотелю, есть «ошибка и безобразие, никому не причиняющие страдания и ни для кого не пагубные», Г. скорее болезненный смех «сквозь слезы». Г. рождает и «убийственный» смех, адский хохот, губительным образом раздваивающий окружающий нас мир. Не случайно гротескные образы чаще вызывают не улыбку и смех, а чувства отвращения, негодования, презрения, страха. Таковы нек-рые образы прозы Н. В. Гоголя и М. Е. Салтыкова-Щедрина, фантастические образы Ф. Гойи, саркастические диссонансы Д. Д. Шостаковича и И. Ф. Стравинского. Гротескное изображение в одном из офортов Гойи («Ты, который не можешь») наездников-ослов, оседлавших своих всадников-людей, образно воплощает идею внутреннего разлада самой действительности, паралича, разбившего об-во, в к-ром правящие не в силах управлять, а подчиненные лишены возможности выполнить их волю. Шостакович в Седьмой симфонии сатирически-гротескно изобразил фашистское нашествие: зловещая поступь чужеземных полчищ ассоциируется с угловатыми движениями вышедшей из повиновения механической игрушки. Г. отличается от фантастического и волшебного в иск-ве прежде всего тем, что в его основе лежит активное неприятие изображаемой действительности (особенно социальной) в ее существующем виде. Неправдоподобие Г.— всегда вызов реальности, проявление активного, преобразующего отношения к ней. При этом Г. имеет место не там, где художника интересует вымышленная реальность сама по себе, а там, где его внимание обращено на ее парадоксальное соседство с реальностью объективной. Как худож. прием Г. призван сломать штампы привычного восприятия, представить действительность во всем многообразии ее проявлений. Не случайно, несмотря на элементы фантастики, Г. теснее всего связан с реалистическими направлениями в иск-ве, ибо неправдоподобное и преувеличенное всегда рассматривается здесь в сопоставлении с привычным и обыденным. У Гоголя и Салтыкова-Щедрина Г. становится столь мощным средством худож. анализа именно потому, что органически включается в реалистическую систему разнообразных приемов и средств. По отношению же к тем произв., в к-рых фантастику, гиперболизацию и алогичность уже ничто не ограничивает извне, Г. утрачивает худож. функциональность. Он невозможен там, где последовательно проведены принципы «страшного романа» или драматургии абсурда (Абсурда искусство), абстрактной живописи и т. п.

Оцените определение:

ГРОТЕСК

франц. grotesque, от итал. grottesco) – термин эстетики, обозначающий соединение в иск-ве комического и трагического, смешного и ужасного в фантастич. и гиперболич. форме. Первоначально термин "Г." применялся для обозначения особого типа орнамента, открытого в конце 14 – нач. 15 вв. при раскопках подземных помещений – гротов в Риме (отсюда и название) и представляющего собой фантастич. узор из причудливых сплетений лент, масок, карикатурных фигур людей и животных. В эпоху Возрождения Г. широко использовался для декорирования архитектурных ансамблей: росписи Пинтуриккьо во дворце Борджа в Ватикане (1492–1495), ватиканские лоджии Рафаэля (1515–19) и др. Впоследствии термин "Г." стал употребляться в качестве особой эстетич. категории наряду с категориями прекрасного, трагического, комического. Особое значение Г.

Что такое гротеск?

получили в эстетич. теории и художеств. практике романтиков. Эстетика романтизма, разрабатывая диалектику комического и трагического как основу романтич. иронии, дала глубокую характеристику гротеска. Шеллинг в лекциях по философии иск-ва (1803), Ф. Шлегель в "Разговорах о поэзии" (1800), А. Шлегель в "Чтениях о драматическом искусстве и литературе" (1809–11) рассматривали Г. как выражение необходимой внутр. связи комического и трагического и перехода низкого в высокое, считая его признаком гениальности художеств. произведений (см. F. W. Schelling, Philosophie der Kunst, Werke, Bd. 3,1907, 359–60). Наиболее значительными в истории иск-ва, по мнению романтиков, являются произведения Аристофана и Шекспира, в к-рых осуществляется синтез трагедии и комедии, великого и низкого. Во Франции с пропагандой Г. выступил В. Гюго. В "Предисловии к „Кромвелю“" он рассматривал Г. как центр. понятие всего послеантичного иск-ва, считая Г. эстетически более выразительным, чем прекрасное ( В. Гюго, Собр. соч., т. 14, М., 1956). Во 2-й пол. 19 – нач. 20 вв. появилась обширная формалистич. лит-ра о Г., к-рая за определение Г. принимала его внешние формальные признаки: заострение образа, преувеличение, фантастику и т. д. Так Ф. Т. Фишер (F. Т. Vischer, ?sthetik, oder Wissenschaft des Sch?nen, TI 1, 1854, S. 400-09), К. Флегель (К. Fl?gel, Geschichte des Grotesk-komischen, 1788) и др., рассматривая Г. лишь со стороны его формы, по сути дела отождествляли его с гиперболой, шаржем, буффонадой. Эстетика рус. рев. демократов широко исследовала сферу рождения Г. – диалектику трагического и комического (см. Н. Г. Чернышевский, Возвышенное и комическое, 1854), открыв реалистич. пути в иск-ве изображения переходов высокого и низкого, ужасного и смешного, трагического и комического, злого и человечного. "Злое, – писал Чернышевский, – всегда так страшно, что перестает быть смешным, несмотря на все свое безобразие" (Избр. филос. соч., т. 1, 1950, с. 288). В Г. комическое и трагическое взаимопроникают друг в друга, органично связываются в единое целое, так что одно оборачивается другим. В Г. ужасное и зловещее обнаруживает смешные и ничтожные черты (напр., в живописи Брейгеля), а смешное и ничтожное – страшную и бесчеловеч. сущность (напр., в повестях Э. Т. А. Гофмана, Гоголя, Щедрина). То, что на первый взгляд воспринимается только как смешное и забавное, раскрывает в Г. свой действительный, глубоко трагич. и драматич. смысл. Трагическое является Г. лишь постольку, поскольку оно принимает иронич. или комич. форму. Совр. бурж. эстетика отождествляет Г. с безобразным, считает его характерной особенностью иск-ва 20 в. наряду с эротикой и психопатологией ("Revue d´esthetique", P., 1954, v. 7, No2, p. 211–13). Бурж. эстетика и иск-во утверждают антигуманистич. Г., изображая его как извечное безобразие и трагич. нелепость мира. В сов. иск-ве реалистич. Г. широко используется в произведениях поэзии (Маяковский), кино (Эйзенштейн) и музыки (Прокофьев, Шостакович) как средство сатирич. критики уродливого в обществ. жизни и утверждения положит. эстетич. идеалов. Лит.: Зунделович Я., Поэтика гротеска, в сб. – Проблемы поэтики, под ред. В. Я. Брюсова, М.–Л., 1925; Ефимова З. С., Проблема гротеска в творчестве Достоевского, "Науч. зап. н.-и. кафедры истории европейской культуры", , 1927, 2, с. 145–70; Adeline, Les sculptures grotesques et symboliques, Rouen – Aug?, 1878; Heilbrunner P. M., Grotesque art, "Apollo", L.–N. Y., 1938, v. 28, No 167, November; M?ser J., Harlequin, oder Vertheidigung des Groteske-Komischen, в его кн.: S?mtliche Werke, Tl 9, В., 1843; Michel W., Das Teuflische und Groteske in der Kunst, 11 Aufl., M?ncth, 1911; Kayser W., Das Groteske. Seine Gestaltung in Malerei und Dichtung, , 1957. В. Шестаков. Москва.

Оцените определение:

Что такое гротеск?

18.09.2017Категория: Образование и наукаПодкатегория: Русский язык Популярность

Гротеск – это вид художественной образности, который заостряет и комически или трагикомически обобщает жизненные отношения за счёт сочетания реального и нереального. Этот приём сочетает также красоту и кошмар, мудрости и безумие, что ярко продемонстировать отношения.

В литературе гротеск употребляется в виде реально-фантастических, ужасно-комических или сюрреалистических приёмов, может быть в виде описания искажённой реальности, так сказать, параллельной вселенной. Если говорить простыми словами, то сочетаются крайне полярные вещи – ужасное и смешное (или прекрасное), безобразное и возвышенное, сочетаемое и несочетаемое.

В русской литературе ярким примером гротеска является произведения Гоголя «Нос». В мировой же литературой ярким примером может стать любое произведение Франца Кафки – он очень любил мрачный гротеск.

Литературная гостиная "Гротеск в произведениях русской литературы"

Если брать музыку, то там наилучший пример гротеска – Мэрилин Мэнсон.

Примеры гротеска

Не так давно «гротеск» обрёл новую популярность. Дело в том, что депутат Госдумы РФ Виталий Милонов оценил творчество известных российских рэперов Oxxxymiron и Гнойного, которые незадолго до этого устроили Баттл. Милонов сказал, что рэп – это «музыка помоек», а «Oxxxymiron и Гнойного стоило бы расстрелять». Поднялась серьёзная шумиха, и депутат вынужден добавить, что последнюю его фразу нужно считать «гротеском». Получается, что Милонов подчеркнул, что имеет ввиду не реальный расстрел рэперов, а выражение своего презрения к ним (если бы их не было – было бы лучше).

Гротеском может быть превращение части в целое, неодушевленное – в одушевленное и сочетания этого всего с реальными вещами, как в сатирической повести Гоголя «Нос».

Ещё один пример гротеска – превращение героя в мерзкое насекомое в одноименном рассказе Кафки «превращение».

В некоторых произведениях присутствует целое сочетание гротескных образов, например, в «Мастере и Маргарите» Булгакова (погоня Бездомного за Воландом, бал Воланда, встреча главных героев) или в «Мёртвых душах» Гоголя (образы персонажей, с которыми встречается Чичиков).

Услышав радостную весть любовь хотела новизны.
Твой образ заново воскрес, хочу гротеска и весны.
Твоё коралловое платье и длинный шлейф забытых дней
Ведут любовь мою к соблазну, и наша страсть еще сильней.
И я, беру тебя за руку. Прости за что простить не мог.
Кидая на спину разлуку — даю твоей любви урок.

Припев:
Мы давно с тобою стали неделимые; ночи: рваные, длинные.
Наши чувства до безумия ранимые. Ночи длинные, длинные.
Мы давно с тобою стали неделимые; ночи: рваные, длинные.
Наши чувства до безумия ранимые. Ночи длинные, длинные.

Прошу тебя: не прекословь; не говори, что ерунда.
Я верю, первая любовь разрушить сможет, города.
Вернет забытые закаты; уставший день, где я увяз.

Зеленый взгляд твой, виноватый; и поцелуй, не торопясь.
И я, беру тебя за руку. Прости за что простить не мог.
Кидая на спину разлуку — даю твоей любви урок.

Припев:
Мы давно с тобою стали неделимые; ночи: рваные, длинные.
Наши чувства до безумия ранимые. Ночи длинные, длинные.
Мы давно с тобою стали неделимые; ночи: рваные, длинные.
Наши чувства до безумия ранимые. Ночи длинные, длинные.

:
Мы давно с тобою стали неделимые.
Мы давно с тобою стали неделимые.

Мы давно с тобою стали неделимые.
Мы давно с тобою стали неделимые.
Мы давно с тобою стали неделимые.
Мы давно с тобою стали неделимые.
Неделимые.

Мы давно с тобою стали… Ночи: рваные, длинные.
Наши чувства до безумия ранимые. Ночи длинные, длинные.
Мы давно с тобою стали неделимые; ночи: рваные, длинные.
Наши чувства до безумия ранимые. Ночи длинные, длинные опять.

Дима Билан — Неделимые.
Ноябрь, 2015.

29 ноября в эфире «Love Radio» впервые прозвучал новый хит Димы Билана «Неделимые». Песня написанная поэтом Михаилом Гуцериевым и композитором Денисом Ковальским специально для популярного артиста.

Автор музыки, известный продюсер и композитор Денис Ковальский (Алла Пугачева, Филипп Киркоров, Григорий Лепс, Николай Басков, Дима Билан) отметил, что песня получилась искренней, потому что в стихах заложена глобальная философская мысль. «Песня «Неделимые» родилась из стихотворения Михаила Гуцериева «Коралловое платье». Читая это произведение, я практически сразу написал мелодию. С Димой Биланом мы сотрудничаем с 2000-х годов, создав своего рода уникальный стиль в музыке, еще не существовавший тогда на территории России. Дима взрослеет — и эмоционально, и творчески. Эта песня раскрывает его как артиста», – рассказал Денис Ковальский.

Для Димы Билана песня «Неделимые» также стала особенной. Певец считает само слово и понятие «неделимые» очень объемным: это история, которая раскрывает любовь в мировом, планетарном масштабе. «Для меня рождение песни — всегда трепетный и тревожный процесс. Вне зависимости от музыкальных поисков, понимаешь: в твоих руках сейчас материал, который должен зазвучать и обрести такую форму, которая была бы близка тебе. Для того, чтобы правильно раскрыть смысл стихов, необходимо правильно подчеркнуть их музыкой. Я по-настоящему влюбился в песню «Неделимые», смог остаться честным и полностью пронести ее через свою душу. Можно быть неделимым со своей совестью, с природой, с людьми. Это действительно очень широкая идея», – поделился артист. ПРЕМЬЕРА! Текст песни на GL5.RU!

Официальный сайт Димы БиланаInstagramFacebookTwitterОфициальная группа ВконтактеЛичная страница ВконтактеМеждународный клуб Димы БиланаОфициальный пабликDima Bilan YouTube OfficialВикипедияДима Билан на Яндекс.Музыка

ГРОТЕСК

тип образности, основанный на контрастном, причудливом сочетании фантастики и реальности, прекрасного и безобразного, трагического и комического. Сфера гротеска в искусстве включает многозначные образы, созданные фантазией художника, в которых жизнь получает сложное и противоречивое преломление. Гротескные образы не допускают ни их буквального толкования, ни их однозначной расшифровки, сохраняя черты загадочности и непостижимости. Ярчайшее воплощение стихия гротеска получила в искусстве Средних веков (орнаментика звериного стиля, химеры соборов, рисунки на полях рукописей). Мастера эпохи Возрождения, сохранившие средневековое пристрастие к гротеску (Хиеронимус Босх, Питер Брейгель, Альбрехт Дюрер), сделали гротеск средством выражения моральных и социальных взглядов своего переломного времени. Жак Колло, Франсиско Гойя, Оноре Дамье в XVII–XIX вв. использовали гротеск как средство драматического воплощения зловещих символов современных социальных сил. Войны, революции и политические катаклизмы XX в. вызвали новую волну гротескной сатиры в обличении «страшного мира» (например, Кукрыниксы в СССР). Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Тематический словарь. М., 1997.

Оцените определение:

ГРОТЕСК

фр. grotesque — причудливый, затейливый) — чрезмерное преувеличение и заострение отдельных сторон эстетического предмета, к-рое ведет к разрушению существующих в действительности связей, к замене их контрастным соединением, казалось бы, несоединимых свойств и объектов. Термин «Г.» вошел в употребление в XV— XVI вв. как обозначение причудливых образов животных и растений, сохранившихся на стенах полуразрушенных античных строений (от итал. grotta — грот, античные руины). Европ. худож. практика и эстетика нередко связывали понятие «Г.» с категорией комического. Верная в своей основе, эта мысль не исчерпывает многообразия проявления Г. в иск-ве. Совмещение элементов сатиры и фантастики, карикатуры и условности в гротескных образах не имеет цели смешить и развлекать. В отличие от комического, к-рое, по Аристотелю, есть «ошибка и безобразие, никому не причиняющие страдания и ни для кого не пагубные», Г. скорее болезненный смех «сквозь слезы». Г. рождает и «убийственный» смех, адский хохот, губительным образом раздваивающий окружающий нас мир. Не случайно гротескные образы чаще вызывают не улыбку и смех, а чувства отвращения, негодования, презрения, страха. Таковы нек-рые образы прозы Н. В. Гоголя и М. Е. Салтыкова-Щедрина, фантастические образы Ф. Гойи, саркастические диссонансы Д. Д. Шостаковича и И. Ф. Стравинского. Гротескное изображение в одном из офортов Гойи («Ты, который не можешь») наездников-ослов, оседлавших своих всадников-людей, образно воплощает идею внутреннего разлада самой действительности, паралича, разбившего об-во, в к-ром правящие не в силах управлять, а подчиненные лишены возможности выполнить их волю. Шостакович в Седьмой симфонии сатирически-гротескно изобразил фашистское нашествие: зловещая поступь чужеземных полчищ ассоциируется с угловатыми движениями вышедшей из повиновения механической игрушки. Г. отличается от фантастического и волшебного в иск-ве прежде всего тем, что в его основе лежит активное неприятие изображаемой действительности (особенно социальной) в ее существующем виде. Неправдоподобие Г.— всегда вызов реальности, проявление активного, преобразующего отношения к ней. При этом Г. имеет место не там, где художника интересует вымышленная реальность сама по себе, а там, где его внимание обращено на ее парадоксальное соседство с реальностью объективной. Как худож. прием Г. призван сломать штампы привычного восприятия, представить действительность во всем многообразии ее проявлений. Не случайно, несмотря на элементы фантастики, Г. теснее всего связан с реалистическими направлениями в иск-ве, ибо неправдоподобное и преувеличенное всегда рассматривается здесь в сопоставлении с привычным и обыденным. У Гоголя и Салтыкова-Щедрина Г. становится столь мощным средством худож. анализа именно потому, что органически включается в реалистическую систему разнообразных приемов и средств. По отношению же к тем произв., в к-рых фантастику, гиперболизацию и алогичность уже ничто не ограничивает извне, Г. утрачивает худож. функциональность. Он невозможен там, где последовательно проведены принципы «страшного романа» или драматургии абсурда (Абсурда искусство), абстрактной живописи и т. п.

Оцените определение:

ГРОТЕСК

франц. grotesque, от итал. grottesco) – термин эстетики, обозначающий соединение в иск-ве комического и трагического, смешного и ужасного в фантастич. и гиперболич. форме. Первоначально термин "Г." применялся для обозначения особого типа орнамента, открытого в конце 14 – нач. 15 вв. при раскопках подземных помещений – гротов в Риме (отсюда и название) и представляющего собой фантастич. узор из причудливых сплетений лент, масок, карикатурных фигур людей и животных. В эпоху Возрождения Г. широко использовался для декорирования архитектурных ансамблей: росписи Пинтуриккьо во дворце Борджа в Ватикане (1492–1495), ватиканские лоджии Рафаэля (1515–19) и др. Впоследствии термин "Г." стал употребляться в качестве особой эстетич. категории наряду с категориями прекрасного, трагического, комического. Особое значение Г. получили в эстетич. теории и художеств. практике романтиков. Эстетика романтизма, разрабатывая диалектику комического и трагического как основу романтич. иронии, дала глубокую характеристику гротеска. Шеллинг в лекциях по философии иск-ва (1803), Ф. Шлегель в "Разговорах о поэзии" (1800), А. Шлегель в "Чтениях о драматическом искусстве и литературе" (1809–11) рассматривали Г. как выражение необходимой внутр. связи комического и трагического и перехода низкого в высокое, считая его признаком гениальности художеств. произведений (см. F. W. Schelling, Philosophie der Kunst, Werke, Bd. 3,1907, 359–60). Наиболее значительными в истории иск-ва, по мнению романтиков, являются произведения Аристофана и Шекспира, в к-рых осуществляется синтез трагедии и комедии, великого и низкого. Во Франции с пропагандой Г. выступил В. Гюго. В "Предисловии к „Кромвелю“" он рассматривал Г. как центр. понятие всего послеантичного иск-ва, считая Г. эстетически более выразительным, чем прекрасное ( В. Гюго, Собр. соч., т. 14, М., 1956). Во 2-й пол. 19 – нач. 20 вв. появилась обширная формалистич. лит-ра о Г., к-рая за определение Г. принимала его внешние формальные признаки: заострение образа, преувеличение, фантастику и т. д. Так Ф. Т. Фишер (F. Т. Vischer, ?sthetik, oder Wissenschaft des Sch?nen, TI 1, 1854, S. 400-09), К. Флегель (К. Fl?gel, Geschichte des Grotesk-komischen, 1788) и др., рассматривая Г. лишь со стороны его формы, по сути дела отождествляли его с гиперболой, шаржем, буффонадой. Эстетика рус. рев. демократов широко исследовала сферу рождения Г. – диалектику трагического и комического (см. Н. Г. Чернышевский, Возвышенное и комическое, 1854), открыв реалистич. пути в иск-ве изображения переходов высокого и низкого, ужасного и смешного, трагического и комического, злого и человечного. "Злое, – писал Чернышевский, – всегда так страшно, что перестает быть смешным, несмотря на все свое безобразие" (Избр. филос. соч., т. 1, 1950, с. 288). В Г. комическое и трагическое взаимопроникают друг в друга, органично связываются в единое целое, так что одно оборачивается другим. В Г. ужасное и зловещее обнаруживает смешные и ничтожные черты (напр., в живописи Брейгеля), а смешное и ничтожное – страшную и бесчеловеч. сущность (напр., в повестях Э. Т. А. Гофмана, Гоголя, Щедрина). То, что на первый взгляд воспринимается только как смешное и забавное, раскрывает в Г. свой действительный, глубоко трагич. и драматич. смысл. Трагическое является Г. лишь постольку, поскольку оно принимает иронич. или комич. форму. Совр. бурж. эстетика отождествляет Г. с безобразным, считает его характерной особенностью иск-ва 20 в. наряду с эротикой и психопатологией ("Revue d´esthetique", P., 1954, v. 7, No2, p. 211–13). Бурж. эстетика и иск-во утверждают антигуманистич. Г., изображая его как извечное безобразие и трагич. нелепость мира. В сов. иск-ве реалистич. Г. широко используется в произведениях поэзии (Маяковский), кино (Эйзенштейн) и музыки (Прокофьев, Шостакович) как средство сатирич. критики уродливого в обществ. жизни и утверждения положит. эстетич. идеалов. Лит.: Зунделович Я., Поэтика гротеска, в сб. – Проблемы поэтики, под ред. В. Я. Брюсова, М.–Л., 1925; Ефимова З. С., Проблема гротеска в творчестве Достоевского, "Науч. зап. н.-и. кафедры истории европейской культуры", , 1927, 2, с. 145–70; Adeline, Les sculptures grotesques et symboliques, Rouen – Aug?, 1878; Heilbrunner P. M., Grotesque art, "Apollo", L.–N. Y., 1938, v. 28, No 167, November; M?ser J., Harlequin, oder Vertheidigung des Groteske-Komischen, в его кн.: S?mtliche Werke, Tl 9, В., 1843; Michel W., Das Teuflische und Groteske in der Kunst, 11 Aufl., M?ncth, 1911; Kayser W., Das Groteske. Seine Gestaltung in Malerei und Dichtung, , 1957. В.

Шестаков. Москва.

Оцените определение:

Слово гротеск

Слово гротеск английскими буквами(транслитом) — grotesk

Слово гротеск состоит из 7 букв: г е к о р с т

Значения слова гротеск. Что такое гротеск?

Гротеск

ГРОТЕСК. — ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТЕРМИНА. — Термин Г. заимствован из живописи. Так называлась древняя стенная роспись, которая была найдена в "гротах" (grotte) — подвалах Тита.

Лит. энциклопедия. — 1929-1939

ГРОТЕСК — тип образности, основанный на контрастном, причудливом сочетании фантастики и реальности, прекрасного и безобразного, трагического и комического.

Символы, знаки, эмблемы. — 2005

ГРОТЕСК — тип образности, основанный на контрастном, причудливом сочетании фантастики и реальности, прекрасного и безобразного, трагического и комического.

Символы, знаки, эмблемы. — 2005

ГРОТЕСК (итальянск. grottesca) — в основном своем смысле обозначает арабески наподобие тех, которые были найдены в древних погребенных под землей строениях.

Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов

Гротеск (фильм)

«Гротеск» (англ.

Grotesque) — фильм режиссёра Кодзи Сираиси. Ясным солнечным днём молодой человек Кадзуо и девушка Аки возвращаются со своего первого свидания.

ru.wikipedia.org

Гротеск-наездница

Гротеск-наездница — наездница, выполняющая на скачущей лошади танцевально-акробатические и прыжковые элементы. фр.Grotesque — причудливый

glossary.ru

Гротеск-наездница (франц. grotesque — причудливый, комичный). Наездница, выполняющая на скачущей лошади танцевально-акробатические и прыжковые элементы.

Энциклопедия циркового и эстрадного искусства

СЕНТИМЕНТАЛЬНЫЙ ГРОТЕСК

«СЕНТИМЕНТАЛЬНЫЙ ГРОТЕСК, ИЛИ ХУДОЖНИКИ ЕВРЕЙСКОГО ТЕАТРА», Россия, Мирабель, 1996, цв., 47 мин. Документальный фильм. История Еврейского театра, созданного в двадцатые годы в России.

Энциклопедия кино. — 2010

Русский язык

Гроте́ск/.

Морфемно-орфографический словарь. — 2002

Примеры употребления слова гротеск

Чистое, незамутненное зло, превращенное в гротеск, поражающее своей концентрированностью и неуязвимостью, последовательно, публично демонтирующее основы государства и повергающее в шок общество.