1. Этнография как наука. Предмет, объект, задачи исследования

Слово «этнография» происходит от «этнос» — племя, народ и «граф» — описание.

Этнография — это наука, которая изучает бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы происхождения, расселения, культурно-историческое взаимоотношение. Этнография связана с другими науками, как с гуманитарными, так и с естественными.

Объекты исследования:

— народы, этносы;

— историко-культурные общества в прошлом и настоящем.

В этнографии предмет исследования — это комплексное изучение этносоциального и этнокультурного развития народов мира в прошлом и настоящем.

В этнографии существуют различные направления исследований:

— палеоэтнография — реконструкция культурно бытовых особенностей по археологическим материалам;

— этногенез — изучение процесса формирования народов;

— этническая история, демография;

— картография — методика фиксации этнических и этнографических процессов в картах;

— этническая экология – изучение процессов взаимодействия этноса с природной средой;

— этносоциология; этнопсихология; физическая антропология…

2. Методы и источники исследования в этнологии

Классификация источников:

1. По типам:

— вещественные – любые реально существующие предметы (одежда, пища, утварь);

— письменные – любые материалы, письменно зафиксированные (исследования и описания ученых, записки путешественников, фольклорные и художественные тексты…);

— изобразительные (картины, фотографии, наскальная живопись);

— устные или мемораты (рассказы о жизни).

2. По видам:

— фольклорные;

— статистические;

— материалы делопроизводства;

— этнографические описания;

— материалы исследования других наук (археологические, этнолингвистические…).

3. По методам:

Метод – способ получения материала и его последующей обработки.

Основным является метод полевых экспедиционных исследований.

Метод сбора материала:

— опрос, интервьюирования;

— непосредственное наблюдение;

— аудиофиксация и видеофиксация;

— выборка и анализ статистических и архивных источников.

Методы обработки:

— описание;

— историко-сравнительный;

— историко-генетический;

— историко-типологический;

— структурно-типологический;

— структурно-функциональный;

— семиотический;

— системный подход;

— математико-статистический;

— социологический (анкетирование);

— картографирование.

3. Развитие этнографии как науки

1. Зачатки этнографических знаний формируются уже в античный период (9 век до н.э. – 2 век н. э.). Ученые: Геродот (5 в. до н.э.), Аристотель (4 в. до н.э.) – ввел термин «этнос».

2. 13-сер. 15 вв. – оживление интереса к культуре других народов из-за нашествия монгольских племен.

Плано Карпени: путешествие в Среднюю и Центральную Азию для заключения дипломатических договоров. Марко Поло: путешествия в Центральную, Восточную и Южную Азию.

1. сер. 15 — сер. 17 вв. — Эпоха Великих Географических открытий.

Плавание Христофора Колумба, Васко да Гама, колонизаторские походы Англии, Голландии и других стран; появляются сведения о Московском государстве; расширяются знания европейцев об окружающих народах.

4. конец 17-18 вв. — «Век Просвещения».

В это время организовывалось много экспедиций; появляются сведения об индейцах, народах Австралии и Океании, народах Сибири и Дальнего Востока, появляется интерес к культуре европейского крестьянства. Начинает применяться историко-сравнительный метод исследования (сравнение народов), а также начинает разрабатываться схема всемирно-исторического развития народов мира, где отсталые народы являются первой ступеней.

5. 1 пол. 19 века — бурный рост интереса к культуре европейского крестьянства, рост патриотизма и романтизма. Зарождается мифологическая школа.

— Первое научное направление в этнографии — эволюционная школа (середина 19 века).

Исследования проводились в Англии, Италии, США…

Представители: Джеймс Фрэзер, Адольф Бастиан, Генрих Морган.

Объект исследования эволюционистов :

— человек или общество;

— изучение семейно-брачных отношений;

— изучение первобытных верований и их эволюции;

— периодизация первобытного общества;

— изучение эволюционного хозяйства…

Основные идеи:

единство человеческого рода;

однолинейность развития от простого к сложному;

источником эволюции являются постоянное действие различных сил (принципы естественного отбора, классовая борьба, столкновение противоречий, накопление знаний…).

— Параллельно с эволюц. школой стала развиваться диффузионистская школа .

Центром стала Германия.

Представители: Фридрих Ратцель, Лео Фробениус, Фриц Гребнер.

Объект исследования: культура, как результат взаимодействия народов.

Методы: картографирование, культурных кругов, полевых исследований.

— Начало 20 века — «Фрейдизм» или «психоаналитическая теория».

Представители: Зигмунд Фрейд, Карл Густо Юнг, Рохейм.

Методы : психоанализ для исследования некоторых явлений в человеческой культуре: тотемизма (вера в сверхъестественное родство человека с растением, животным), табу (система человеческих запретов), экзогамия (запрет браков внутри родственной группы), эндогамии (заключение браков внутри родственной группы).

«Социологическая школа» (конец 19- начало 20 века).

Центром являлась Франция.

Объект исследования : общество. Исследовались вопросы происхождения религии, изучали коллективные представления, выявляли особенности первобытного мышления.

Представители: Эмиль Дюркгейм (основатель), Марсель Мосс, Леви Брюль.

«Структурный функционализм» (начало 20 века) Центром стала Англия. Представители: Бронислав Малиновский, Радклифф-Браун, Леви-Строс.

Б. Малиновский разработал теорию потребностей, методику включенного наблюдения в полевых условиях, сравнительно-социологический метод, создание социальных институтов. Радклифф-Браун создал направление – социальная антропология. Он разрабатывал сравнительно социологический метод и изучал сеть социальных отношений. Леви-Строс – основатель направления структурализм. Он рассматривал и изучал материалы мифологии и фольклора.

— Американская школа исторической этнологии «Школа Боас» (кон. 19-нач. 20 вв.). Основатель- Франц Боас. В рамках этой школы исследовалась динамика культуры, взаимоотношения человека и культуры.

Позднее стали развиваться Американская этнопсихологическая школа, а с сер. 20 в. – Американская культурная эволюционная школа, неофункционализм.

19 век — становление эволюции в России, как науки. В середине 19 века появляются профессиональные кадры, учреждаются академии наук.

1845 г. – создано императорское русское географическое общество, в котором были отделения географии, статистики и этнографии). Среди теоретических разработок следует отметить концепцию хозяйственно-культурных типов (Левин, Чебоксаров).

4. Этнос. Основные этнические процессы

Этнос — исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая общность культуры, языка и психики, а также самосознанием и самоназванием.

Основные признаки:

— самосознание (отнесение себя к определенному народу);

— самоназвание.

Основной культурный символ – язык.

Типы этноса (на основании качества и характера исторических связей):

1. Племя основано на мнимых или реальных кровнородственных связях. В процессе исторического развития племена объединили для усиления экономической, культурной, идеологической и территориальной связи.

2. Народность основана на территориальных связях.В последующем, с усилением культурных и экономических связей, ликвидируется раздробленность, характерная для народности.

3. Нации формируются в пределах одного государства.

Этнография

Для нее характерны общность экономики, территории, языка, культурной символики и идеологии.

Выделяется определенная иерархия или структура этнических образований.

Суперэтнос (славяне)

Этнос (русские)

Субэтнос (поморы)

Этнофор

Субэтнос – локальные группы.

Этнофор – носитель этнических свойств.

5. Этногенез. Этническая история. Этнические процессы

Этногенез – процесс формирования этноса. Этногенез включает как начальные этапы возникновения какого-либо народа, так и дальнейшее формирование его этнографических, лингвистических и антропологических особенностей.

В этногенезе выделяют три основных составляющих:

1. антропогенез (расогенез) – формирование расовых особенностей;

2. глотогенез — формирование языковых особенностей;

3. культурогенез – формирование культурных особенностей.

Этнические процессы — любые изменения того или иного компонента этноса. Если этнические процессы не изменяют этнос как систему в целом, то они носят название этноэволюционные , а если изменяют самосознание, то они называются этнотрансформационные . Они делятся на этнические объединения и разделения.

6. Расы. Расовая классификация народов мира

Расовая классификация основана на физических отличиях между людьми, которые исторически сложились в различных природно-климатических условиях.

Раса — исторически сложившаяся реальная группа людей, связанных единством происхождением, что выражается в комплексе наследственных, морфологических и физиологических признаков.

К морфологическим признакам относятся форма и строение волос, степень развития третичного волосяного покрова, пигментация кожи, волос и глаз, строение черепа и зубной системы. К физиологическим признакам относят: строение внутренних органов, группа крови др. Выделяются большие, малые, смешанные и переходные расы, и в рамках расы выделяются антропологические типы: европеоидный, монголоидный, негроидный, австралоидный.

Терминология этнологии

Этнология — "этнос" и "логос", народ и знание, закон, наука о. Наука о народах. Эта наука находится в разряде исторических наук и недавно называлась этнографией (описание и осмысление — неразрывные понятия в гумунитарных областях науки). Этнография = этнология (в контексте России). "О понятиях не спорят, о понятиях договариваются".

В 1929 году этнология была отменена как "буржуазная псевдонаука", и она откатилась "на уровень интереса к древности". Лидеры науки (например, Валерий Тишков) тем не менее смогли к излёту перестройки "вернуть" этнологию. Группы учёных образовали этнологические общества в 19 века, однако в других странах её называют иначе.

В Великобритании — "социальная антропология", а есть и "физическая антропология" (с биологической точки зрения, а социальная — социокультурное существо). В бывших/нынешних доминионах Британии — то же самое (Канада, Индия и etc). В США — "cultural antropology". В Британское традиции — главное род и община, а в США — первична культура. Был спор: что есть реальность антропологии. У британцев — социальные группы формируют стереотипы, главное — отношения людей в процессе взаимодействия. США отвечают, что "есть общественные животные, поэтому главное — культура, а не социальные отношения, ибо у них аранжировка — инстинкты, а у человека — культурное сознание". Франц Боас так сформулировал первый.

В Германии (страна профессоров) — в силу раздробленности до 60-ых годов 19 века — возникло три науки. Фолькскунде (изучение одного, немецкого народа), Фёлькеркунде (о прочих народах, преим. о первобытных) и Этнологи. В период нацизме фолькскунде превратилась в придаток идеологии, фёлькеркунде забылось.

На волне позитивизма в 19 веке любители-этнологи были одержимы идеей сделать этнологию разделом естественной науки. (В англосаксонском мире деление наук: естественные и гумунитарные, но там этнология находится в разделе "естественные", но хотят выйти оттуда.) Изучение народов нельзя поставить на естественные рельсы, ибо этнологи имеют дело с людьми (обладающими свободным выбором).

Законы этнологии не соответствуют естественнонаучными законами.

Этнос — имеет несколько смыслов, и, помимо значения "народ", означает толпа, класс людей, иноземное племя, род, язычники и etc. 

Греки так называли народы вокруг, разобщённая масса (а мы сами — демос, социально-организованный). В Иудее — греческий язык тоже в ходу — "этник" — нееврей (калька с древних греков). Далее возник христианский мир, христиане "этниками" называют нехристиан (евреи тоже попали в разряд этников). В Средние Века — этниками называют всех, кто не рыцари, не клирики, не крестьяне и не горожане (тех, кто бессословен: евреи, бродячие актёры, прокажённые, цыгане). Этникс в Америке — те, кто приехали и не имеют пасспорта, переселенцы.

Россия восприняла термин в качестве науки, в то время как на Западе термин перешёл в разряд "бытовых". "Этник" и "этнос" на западе — элемент европоцентризма.

В науке в начале 20 века "этнос" впервые приобрело смысл, у истоков понятия стоял Сергей Михайлович Широкогоров (русский этнограф, кто занимался народами Сибири; революция отрезала его от страны, поэтому он оказался в Китае, и там написал "Этнос. Исследования основных прицип изменения этнических и этнографических явлений" (статья 1923 года, выпуск 18, том 1, "Вестник Дальневосточного Института (из Шанхая))).

Понятия в России возрождены в хрущёвскую оттепель (60-ые), когда "реабилитированы целые науки". Юриан Владимирович Бромлей (внебрачный сын Станиславского) — изучал историю южных славян, и в конце 60-ых его "бросили" на этнологию. Создал сектор "общих проблем" в институте. Создал учение об этносе (набросок Широкогорова обладал недостатками), написал книжку "Этнос и Этнография" (1973 году вышла в Москве).

Каждый этнограф с этого времени опирается на единую теоритическую модель: "теория этносов" изложена в учебника. Теория вышла на доминирующую позицию, однако она не была "агрессивной". Этнология не находилась на острие партийной борьбы.

Самый первый советский учебник в 1967 году под редакцией Токарева.

Разработка к уроку "Что изучает история?" (5 класс)

"Этнография — историческая наука, изучающая народы, их быт и культуру".

Народ — исторические сложившаяся общность, наделённая общими признаками: языка, происхождения, территории, хозяйственного уклада и психического менталитета, самоназвания и самосознания. Однако "народ" может означать некую совокупность людей в бытовом контексте.

Язык — не абсолютен, на английском говорят и шотландцы (утратившие кельтский язык), американцы, да и весь мир. В Индии, например, английский выбран в качестве посредника между двумя сотнями народов (на хинди так и не перешли). Появилось несколько диалектов языка (английского). Испанский язык — литературный есть, но живёт ещё несколько языков: каталонский и прочие.

Территория — сегодня нет "этнически чистых" территорий. Относительные чистые, скажем, японские острова или Армения (но оттуда армяне рассеяны, народ диаспорный). "Все коренные народы — потомки предпоследней волны миграции".

Общность происхождения — миф. Созидательный и объединительный, однако миф. Существует для "отпора выдумкам" и анализа как и почему возник данный миф и какие функции он выполняет.

Особенности быта и традиционной культуры — элементы комплекса происходят неизвестно откуда. Ибо матрёшка, скажем, возникла в начале 20 века благодаря Савве Морозову. Из японского альбома — изображение буддийского монаха, миссионера в Индии (Дарум), изображённого в виде матрёшки. — сделано.

Сарафан — слово персидское, торжественные наряды персидских царей. По этнологическому закону мода скатилась "сверху вниз", и теперь некогда царские народы — принадлежность низшего сословия, ибо высшему — пришла мода на польское платье.

Самовар — на базе кочевнеческого эемента. В Туле — приобрело творческий характер. Любой набор материальной культуры можно "разложить".

Понятия этнос и этничность
Народы Африки, Европы, Австралии, Океании
Происхождение населения Америки, Азии
Этнология как наука
Предмет, методы этнологии
Связь этнологии с другими науками, эволюционизм, диффузионизм

Школы этнологиии: Социологическая, Этнологическая, Американская, Этнопсихологическая, Структурализма



1. Этнография как наука. Предмет, объект, задачи исследования

Слово «этнография» происходит от «этнос» — племя, народ и «граф» — описание.

Этнография — это наука, которая изучает бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы происхождения, расселения, культурно-историческое взаимоотношение. Этнография связана с другими науками, как с гуманитарными, так и с естественными.

Объекты исследования:

— народы, этносы;

— историко-культурные общества в прошлом и настоящем.

В этнографии предмет исследования — это комплексное изучение этносоциального и этнокультурного развития народов мира в прошлом и настоящем.

В этнографии существуют различные направления исследований:

— палеоэтнография — реконструкция культурно бытовых особенностей по археологическим материалам;

— этногенез — изучение процесса формирования народов;

— этническая история, демография;

— картография — методика фиксации этнических и этнографических процессов в картах;

— этническая экология – изучение процессов взаимодействия этноса с природной средой;

— этносоциология; этнопсихология; физическая антропология…

2. Методы и источники исследования в этнологии

Классификация источников:

1. По типам:

— вещественные – любые реально существующие предметы (одежда, пища, утварь);

— письменные – любые материалы, письменно зафиксированные (исследования и описания ученых, записки путешественников, фольклорные и художественные тексты…);

— изобразительные (картины, фотографии, наскальная живопись);

— устные или мемораты (рассказы о жизни).

2. По видам:

— фольклорные;

— статистические;

— материалы делопроизводства;

— этнографические описания;

— материалы исследования других наук (археологические, этнолингвистические…).

3. По методам:

Метод – способ получения материала и его последующей обработки.

Основным является метод полевых экспедиционных исследований.

Метод сбора материала:

— опрос, интервьюирования;

— непосредственное наблюдение;

— аудиофиксация и видеофиксация;

— выборка и анализ статистических и архивных источников.

Методы обработки:

— описание;

— историко-сравнительный;

— историко-генетический;

— историко-типологический;

— структурно-типологический;

— структурно-функциональный;

— семиотический;

— системный подход;

— математико-статистический;

— социологический (анкетирование);

— картографирование.

3. Развитие этнографии как науки

1. Зачатки этнографических знаний формируются уже в античный период (9 век до н.э. – 2 век н. э.). Ученые: Геродот (5 в. до н.э.), Аристотель (4 в. до н.э.) – ввел термин «этнос».

2. 13-сер. 15 вв. – оживление интереса к культуре других народов из-за нашествия монгольских племен.

Плано Карпени: путешествие в Среднюю и Центральную Азию для заключения дипломатических договоров. Марко Поло: путешествия в Центральную, Восточную и Южную Азию.

1. сер. 15 — сер. 17 вв. — Эпоха Великих Географических открытий.

Плавание Христофора Колумба, Васко да Гама, колонизаторские походы Англии, Голландии и других стран; появляются сведения о Московском государстве; расширяются знания европейцев об окружающих народах.

4. конец 17-18 вв. — «Век Просвещения».

В это время организовывалось много экспедиций; появляются сведения об индейцах, народах Австралии и Океании, народах Сибири и Дальнего Востока, появляется интерес к культуре европейского крестьянства. Начинает применяться историко-сравнительный метод исследования (сравнение народов), а также начинает разрабатываться схема всемирно-исторического развития народов мира, где отсталые народы являются первой ступеней.

Этнография как наука (стр. 1 из 8)

1 пол. 19 века — бурный рост интереса к культуре европейского крестьянства, рост патриотизма и романтизма. Зарождается мифологическая школа.

— Первое научное направление в этнографии — эволюционная школа (середина 19 века).

Исследования проводились в Англии, Италии, США…

Представители: Джеймс Фрэзер, Адольф Бастиан, Генрих Морган.

Объект исследования эволюционистов :

— человек или общество;

— изучение семейно-брачных отношений;

— изучение первобытных верований и их эволюции;

— периодизация первобытного общества;

— изучение эволюционного хозяйства…

Основные идеи:

единство человеческого рода;

однолинейность развития от простого к сложному;

источником эволюции являются постоянное действие различных сил (принципы естественного отбора, классовая борьба, столкновение противоречий, накопление знаний…).

— Параллельно с эволюц. школой стала развиваться диффузионистская школа .

Центром стала Германия.

Представители: Фридрих Ратцель, Лео Фробениус, Фриц Гребнер.

Объект исследования: культура, как результат взаимодействия народов.

Методы: картографирование, культурных кругов, полевых исследований.

— Начало 20 века — «Фрейдизм» или «психоаналитическая теория».

Представители: Зигмунд Фрейд, Карл Густо Юнг, Рохейм.

Методы : психоанализ для исследования некоторых явлений в человеческой культуре: тотемизма (вера в сверхъестественное родство человека с растением, животным), табу (система человеческих запретов), экзогамия (запрет браков внутри родственной группы), эндогамии (заключение браков внутри родственной группы).

«Социологическая школа» (конец 19- начало 20 века).

Центром являлась Франция.

Объект исследования : общество. Исследовались вопросы происхождения религии, изучали коллективные представления, выявляли особенности первобытного мышления.

Представители: Эмиль Дюркгейм (основатель), Марсель Мосс, Леви Брюль.

«Структурный функционализм» (начало 20 века) Центром стала Англия. Представители: Бронислав Малиновский, Радклифф-Браун, Леви-Строс.

Б. Малиновский разработал теорию потребностей, методику включенного наблюдения в полевых условиях, сравнительно-социологический метод, создание социальных институтов. Радклифф-Браун создал направление – социальная антропология. Он разрабатывал сравнительно социологический метод и изучал сеть социальных отношений. Леви-Строс – основатель направления структурализм. Он рассматривал и изучал материалы мифологии и фольклора.

— Американская школа исторической этнологии «Школа Боас» (кон. 19-нач. 20 вв.). Основатель- Франц Боас. В рамках этой школы исследовалась динамика культуры, взаимоотношения человека и культуры.

Позднее стали развиваться Американская этнопсихологическая школа, а с сер. 20 в. – Американская культурная эволюционная школа, неофункционализм.

19 век — становление эволюции в России, как науки. В середине 19 века появляются профессиональные кадры, учреждаются академии наук.

1845 г. – создано императорское русское географическое общество, в котором были отделения географии, статистики и этнографии). Среди теоретических разработок следует отметить концепцию хозяйственно-культурных типов (Левин, Чебоксаров).

4. Этнос. Основные этнические процессы

Этнос — исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая общность культуры, языка и психики, а также самосознанием и самоназванием.

Основные признаки:

— самосознание (отнесение себя к определенному народу);

— самоназвание.

Основной культурный символ – язык.

Типы этноса (на основании качества и характера исторических связей):

1. Племя основано на мнимых или реальных кровнородственных связях. В процессе исторического развития племена объединили для усиления экономической, культурной, идеологической и территориальной связи.

2. Народность основана на территориальных связях.В последующем, с усилением культурных и экономических связей, ликвидируется раздробленность, характерная для народности.

3. Нации формируются в пределах одного государства. Для нее характерны общность экономики, территории, языка, культурной символики и идеологии.

Выделяется определенная иерархия или структура этнических образований.

Суперэтнос (славяне)

Этнос (русские)

Субэтнос (поморы)

Этнофор

Субэтнос – локальные группы.

Этнофор – носитель этнических свойств.

5. Этногенез. Этническая история. Этнические процессы

Этногенез – процесс формирования этноса. Этногенез включает как начальные этапы возникновения какого-либо народа, так и дальнейшее формирование его этнографических, лингвистических и антропологических особенностей.

В этногенезе выделяют три основных составляющих:

1. антропогенез (расогенез) – формирование расовых особенностей;

2. глотогенез — формирование языковых особенностей;

3. культурогенез – формирование культурных особенностей.

Этнические процессы — любые изменения того или иного компонента этноса. Если этнические процессы не изменяют этнос как систему в целом, то они носят название этноэволюционные , а если изменяют самосознание, то они называются этнотрансформационные . Они делятся на этнические объединения и разделения.

6. Расы. Расовая классификация народов мира

Расовая классификация основана на физических отличиях между людьми, которые исторически сложились в различных природно-климатических условиях.

Раса — исторически сложившаяся реальная группа людей, связанных единством происхождением, что выражается в комплексе наследственных, морфологических и физиологических признаков.

К морфологическим признакам относятся форма и строение волос, степень развития третичного волосяного покрова, пигментация кожи, волос и глаз, строение черепа и зубной системы. К физиологическим признакам относят: строение внутренних органов, группа крови др. Выделяются большие, малые, смешанные и переходные расы, и в рамках расы выделяются антропологические типы: европеоидный, монголоидный, негроидный, австралоидный.

Система биологических наук

Современная биология — сложная система знаний, включающая в себя большое количество отдельных биологических наук, отличающихся задачами, методами и способами исследований. Анатомия и физиология человека — основа медицины. Анатомия человека изучает форму и строение человеческого тела с точки зрения его развития и взаимодействия формы и функции. Физиология — жизнедеятельность организма человека, значение различных его функций, их взаимную связь и зависимость от внешних и внутренних условий. Физиология тесно связана с гигиеной — наукой об основных путях сохранения и укрепления здоровья человека, о нормальных условиях труда и отдыха, о предупреждении заболеваний. Каждый человек по-своему отражает внешний мир который его окружает. У каждого складывается свой внутренний мир, взаимоотношения с другими людьми, определяя и оценивая свои поступки. Всё это образует душевную деятельность каждого индивида, его психику. Она включает: восприятие, мышление, память, представление, волю, чувства, переживания человека, образуя тем самым, характер, способности, интересы каждого. Психология — наука, изучающая душевную жизнь людей. Она использует методы характерные для любой науки: наблюдения, эксперимент, измерения.

Развитие этих наук помогает медицине разрабатывать эффективные методы лечения нарушений деятельности жизненно важных органов человеческого организма и вести эффективную борьбы с различными заболеваниями.

Наука Что изучает
Ботаника Наука о растениях (изучает растительные организмы, их происхождение, строение, развитие, жизнедеятельность, свойства, разнообразие, историю развития, классификацию, а также структуру, развитие и формирование на земной поверхности растительных сообществ)
Зоология Наука о животных (изучает происхождение, строение и развитие животных, их образ жизни, распространение по земному шару)
Биохимия, биофизика Науки, отделившиеся от физиологии в середине ХХ столетия
Микробиология Наука о микроорганизмах
Гидропалеонтология Наука об организмах, населяющих водную среду
Палеонтология Наука об ископаемых организмах
Вирусология Наука о вирусах
Экология Наука, изучающая образ жизни животных и растений в их взаимосвязи с условиями внешней среды
Физиология растений Изучает функции (жизнедеятельность) растений
Физиология животных Изучает функции (жизнедеятельность) животных
Генетика Наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов
Эмбриология (биология развития) Закономерности индивидуального развития организмов
Дарвинизм (эволюционное учение) Закономерности исторического развития организмов
Биохимия Изучает химический состав и химические процессы, лежащие в основе жизнедеятельности организмов
Биофизика Исследует физические показатели и физические закономерности в живых системах
Биометрия На основе измерения линейных или численных параметров биологических объектов производит математическую обработку данных с целью установления практически значимых зависимостей и закономерностей
Теоретическая и математическая биология Позволяющая, применять логические построения и математические методы, устанавливать общие биологические закономерности.
Молекулярная биология Исследует жизненные явления на молекулярном уровне и учитывает значение тримерной структуры молекул
Цитология, гистология Изучает клетки и ткани живых организмов
Популяционно-водовая биология Наука, занимающаяся изучением популяций и слагаемых частей какого-либо вида организмов
Биоценология Изучает высшие структурные уровни организации жизни на Земле до биосферы в целом
Общая биология Изучает общие закономерности, раскрывающие суть жизни, её формы и развитие.
и многие другие.

Становление наук о человеке

Желание и умение помочь больному сородичу — вот одна из черт, которая отличает нас от животных. Иначе говоря, медицина, а точнее, первые опыты врачевания появились даже раньше возникновения человеческого разума. Ископаемые находки свидетельствуют о том, что уже неандертальцы проявляли заботу о раненых и искалеченных. Передаваемый из поколения в поколение опыт в результате лечебной деятельности способствовал накоплению знаний. Охота на животных доставляла не только пропитание, но и некоторую анатомическую информацию. Опытные охотники делились сведениями о наиболее уязвимых местах добычи. Форма органов была ясна, а об их функциях скорее всего тогда и не задумывались. Лица, бравшие на себя роль исцелителей, вынуждены были часто упражняться в кровопусканиях, накладывании повязок и швов на раны, они же извлекали инородные предметы и производили ритуальные вмешательства. Всё это, вместе с заклинаниями, преклонением перед идолами и верой в амулеты и сны, составляло комплекс средств излечения.

Первобытно-общинный строй является уникальным: через него прошли все народы нашей планеты без исключения. В его недрах складывались решающие предпосылки для всего последующего развития человечества: орудийная (трудовая) деятельность, мышление и сознание, речь и языки, хозяйственная деятельность, социальные отношения, культура, искусство, а вместе с ними врачевания и гигиенические навыки.

Первобытное врачевание. До возникновения науки палеонтологии, которая сформировалась (как наука) около ста лет тому назад, бытовало представление, что первобытный человек был абсолютно здоров, а болезни возникали как результат цивилизации. Подобной точки зрения придерживался Жан-Жак Руссо, который искренне верил в существование «золотого века» на заре человечества. Данные палеонтологии способствовали её опровержении. Изучение останков первобытного человека показало, что его кости несут следы травматических повреждений и тяжёлых болезней (артриты, опухоли, туберкулёз, искривление позвоночника, кариес и др.). Следы заболеваний на костях первобытного человека встречаются гораздо реже, чем травматические дефекты, которые чаще всего связаны с повреждением мозгового черепа. Одни из них свидетельствуют о травмах, полученных во время охоты, другие — о пережитых или непережитых трепанациях черепов, которые стали производить примерно в XII тысячелетии до н.э. палеонтология позволила определить среднюю продолжительность жизни первобытного человека (она не превышала 30 лет). Первобытный человек погибал в расцвете сил, не успевая состариться, погибал в борьбе с природой, которая была сильнее его.

Древнейшие люди уже проявляли коллективную заботу о больных сородичах, так как без поддержки тяжелобольной, должен быть погибнуть на ранних стадиях заболевания; однако он жил долгие годы, будучи калекой. Древние люди уже стали производить первые захоронения умерших. Анализ многочисленных проб из захоронений свидетельствует о том, что сородичи собирали лекарственные травы и обкладывали ими умерших.

В период расцвета первобытного общества врачевание было коллективным занятием. Женщины занимались им потому, что этого требовала забота о детях и других членах общины; мужчины оказывали помощь сородичам во время охоты. Врачевание в период разложения первобытного общества происходило закрепление и развитие традиционных навыков и приёмов, расширялся круг лекарственных средств, изготавливались инструменты.

Формирование лечебной магии происходило на фоне уже сложившихся эмпирических знаний и практических навыков первобытного врачевания.

Как устроен человеческий организм? Почему он устроен так, а не иначе? Все эти и другие вопросы стали интересовать человека с того момента, когда он стал задумываться не только о своём физическом существовании. На первый вопрос даёт ответ анатомия, на второй — физиология. История анатомии и физиологии созвучна истории передовой человеческой мысли. Мистика и домыслы, не выдержав испытания временем и исследованием — вначале при помощи скальпеля, а потом и микроскопа, — отсеивались, а истина оставалась, корректировалась, получая должные результаты. В связи с этим представляется, что интерес к анатомии и физиологии как к наукам у просвещённой части человечества был естественный, продиктованный потребностью разобраться в человеческих страданиях и по возможности, облегчить их. Поэтому именно в античном искусстве врачевания, в котором суммировался опыт предшествующих тысячелетий, следует искать истоки таких наук, как анатомия и физиология человека.

У истоков медицины

В современном мире оценка первобытного врачевания неоднозначна.

Глава 2. Этнографические материалы

С одной стороны, его рациональные традиции и огромный эмпирический опыт явились одним из истоков традиционной медицины последующих эпох и, в конце концов, современной научной медицины. С другой стороны — иррациональные традиции первобытного врачевания возникли как закономерный результат превратного миросозерцания в тяжёлых условиях борьбы первобытного человека с могучей и непонятной природой; их критическая оценка не должна служить поводом для отрицания многовекового рационального опыта первобытного врачевания в целом. Врачевание в эту эпоху не было примитивным. Конец первобытной эры совпадает с началом истории классовых обществ и государств, когда более 5 тысяч лет тому назад стали зарождаться первые цивилизации. Однако остатки первобытно-общинного строя сохранялись во все периоды истории человечества. Они продолжают оставаться и сегодня в племенах.

Искусство врачевания и медицина в странах античного Средиземноморья имели эмпирическо-описательный и прикладной характер. Вобрав в себя достижения всех народов Средиземноморья, медицина сформировалась в результате трансформации и взаимного проникновения древнегреческой и восточных культур. Связанная с мифологическими представлениями о строении мира и месте человека в этом мире, зарождающаяся как наука медицина ограничивалась лишь внешним наблюдением и описанием строения тела человека. Всё, что выходило за пределы информации о форме, окраске, цвете глаз и волос, всё, что не поддавалось исследованию глазами и руками, оставалось вне медицинского вмешательства. Однако, факты, в то время не нашедшие объяснения, постепенно накапливались и первично систематизировались. Происходило очищение истинной науки от магии и колдовства, что делало медицину более убедительной. Благодаря исследованиям, связанным со вскрытием трупов животных и человека, возникли такие науки, как анатомия и физиология, изучающие строение и функционирование организма человека. Многие анатомические термины и хирургические приёмы существуют в медицине и по сей день. Несомненно, изучение опыта и образа мыслей великих учёных античного времени позволит лучше понять законы и тенденции развития современных естественных наук.

Период Мыслители/учёные Вклад в науку
VI–V века Гераклид (греческий мыслитель)
  • Организмы развиваются по законам природы и, можно использовать эти законы на благо людей;
  • мир непрерывно меняется;
  • «В одну и ту же реку нельзя войти дважды!»
384–322 гг до н.э. Аристотель (греческий мыслитель)
  • любое живое существо отличается от неживых тел чёткой и строгой организацией;
  • ввел термин «организм»;
  • понял, что душевная деятельность человека есть свойство его тела и существует до тех пор, пока живёт тело.
460–377 гг до н.э. Гиппократ (медик античности)
  • изучал влияние на здоровье людей природных факторов;
  • нашёл причины болезней, в которых виноваты сами люди.
130–200 гг н.э. Клавдий Гален (римский врач, продолжатель идей Гиппократа)
  • подробно изучил строение костей, мышц и суставов обезьяны;
  • предположил, что человек устроен сходным образом;
  • ему принадлежат многие работы о функциях органов.
1452–1519 гг Леонардо да Винчи (итальянский художник и учёный) Изучал, записывал и зарисовывал строение тела человека.
1483–1520 гг Рафаэль Санти (великий итальянский художник) Cчитал, что для правильного изображения человека надо знать расположение костей его скелета в той или иной позе.
1587–1657 гг Уильям Гарвей (английский учёный)
  • Открыл два круга кровообращения;
  • впервые применил экспериментальные методы для решения физиологических проблем.
Первая половина XVII Рене Декарт (французский философ) Открытие рефлекса.
1829–1905, 1849–1936 гг И. М. Сеченов, И. П. Павлов Работы с рефлексом
Начало XIX до наших дней Луи Пастер (французский учёный), И. И. Мечников (русский учёный) Работы с рефлексом

Средневековье, ещё недавно считавшееся варварским, внесло существенный вклад в культурную историю человечества. Народы Западной Европы прошли сложный путь от родоплеменных отношений до развитого феодализма естественные науки того времени пережили периоды почти полного забвения и жестких церковных догм, чтобы, обратившись к богатому наследию прошлого, возродиться заново, но на новом, более высоком уровне, используя опыт и эксперимент для новых открытий.

В наши дни, когда человечество возвращается к пониманию важности приоритета общечеловеческих ценностей, изучение исторического и культурного наследия Средневековья позволяет увидеть, как в эпоху Возрождения начали расширяться культурные горизонты мира, как учёные с риском для жизни низвергали схоластические (знания оторванные от жизни) авторитеты и ломали рамки национальной ограниченности; исследуя природу, они служили, прежде всего, истине и гуманизму.

Среди множества прозаических жанров, представленных в современной казахстанской литературе, документальная проза занимает особое место. Интересно проследить, как жанры, сформировавшиеся во второй половине ХХ века, развиваются в начале нынешнего столетия.

Традиции историко-этнографической прозы были заложены в творчестве казахстанских писателей Н. Анова и Д. Снегина. В 2000-е годы эта линия продолжена краеведческим направлением. Краеведческие очерки Владимира Проскурина охватывают большой тематический спектр: от описания древнего Отрара до истории православных храмов в Семиречье, от портрета следопыта начала ХХ века Бетпакдалы до очерков о писателе Ю. Домбровском (1) и алма-атинском коллекционере М.П. Шмулеве (2).

В этом же русле идет работа современных знатоков Прииртышья — Павла Жукова, Евгения Титаева, Виктора Кашляка. Книга последнего о Семипалатинске (3) особенно интересна в своей исторической части, посвященной XIX веку. Среди её героев — член-корреспондент Российской Академии Наук Карл Мейер, барон А. Е. Врангель, который встречался здесь с Ф. М. Достоевским, знаменитый немецкий географ и естествоиспытатель Александр Гумбольт, французский принц Генрих Орлеанский и сопровождавший его известный путешественник Габриель Бонвало, которые направлялись из Парижа в Китай.

Историко-публицистическая проза 90-х годов поднимала острые проблемы недавней истории Казахстана. Известный казахстанский поэт и публицист Валерий Михайлов обратился к теме исторического прошлого Казахстана, написав документальную книгу о тяжелых годах голода и репрессий – «Хроника Великого джута», вышедшую уже третьим изданием. (4) Это была первая книга, рассказавшая о великом голоде 1931–1933 годов, о трагедии казахского народа, о коллективизации и «спецпереселенцах».

В конце 80-х годов ХХ века началась публикация мемуарной прозы, посвященной годам сталинских репрессий. Первооткрывателем этой темы стал казахстанский журнал «Простор», напечатавший в 1986 году роман А.Б. Никольской «Передай дальше» (5). (В свою очередь, Анна Борисовна Никольская стала героиней мемуарного очерка Надежды Черновой «Казахское небо» (6)). Тема была продолжена мемуарным романом Р. Тамариной «Щепкой – в потоке» (7). Однако в новом тысячелетии выходит совсем не так много книг, раскрывающих истинную картину исторического прошлого, как в 90-е годы.

Среди них – книга казахстанского писателя Ю. Герта «Семейный архив» (8), где семейный портрет на фоне эпохи складывается из мозаики жанров: биография и мемуары, публицистика и эссе, эпистолярий и документальное повествование.

Дневник как документальный жанр занимает в последние годы одно из ведущих мест в художественной документалистике. Дневниковая проза писателей отличается не только фактической достоверностью, но и высокой художественностью. Таковы дневники поэта Мукагали Макатаева, «Дневник писателя» И. Щеголихина (9), дневниковая повесть-эссе Е. Курдакова «Ангел, бабочка, цветок…» (10) и др.

Отдельную страницу художественно-документальной прозы Казахстана заполняют писатели-натуралисты. Здесь следует назвать имена патриархов жанра Максима Зверева и Павла Мариковского. Традиции прозы этих писателей-натуралистов продолжают развиваться в творчестве наших современников – Виктора Мосолова, Александра Лухтанова, Клима Первушина, Рудольфа Моисеева и др. Спектр жанровых поисков Виктора Мосолова расширяется за счет привлечения исторического материала. (11)

Художественная биография занимает свою нишу в казахстанской литературе. Это документальные произведения о политических деятелях, поэтах и писателях, например, мемуарно-биографическая повесть «Светлое сретение» Г. Черноголовиной о И.П. Шухове (12). Появившиеся в последнее десятилетие биографические книги Константина Гайворонского (его повести и романы о Пушкине, Мицкевиче, о русских царях (13)) по-новому воплощают жанр документально-художественного филологического исследования, известный по творчеству пушкиниста Н. А. Раевского.

Жанр эссе пограничен по своей природе, т.к. в нем переплетаются черты различных жанров документальной и художественной литературы. Тем интереснее творческий опыт писателей, накопленный ими в этом жанре. Книга эссе Константина Гайворонского «Я жил в такие времена» (14) информационна, полемична, отражает оригинальный взгляд на историю и литературу. (Другая его книга имеет в подзаголовке характерное жанровое определение: «Роман-эссе в письмах, свидетельствах, документах». (15)) В эссе Дидара Амантая читатель находит размышления на этические и философские темы.

Жанр очерка в казахстанской литературе перерастает свои журналистские рамки, примером чему могут служить книги очерков Ю. Кунгурцева. (16)

Автобиографическая проза и мемуарный роман, историко-этнографическая и историко-публицистическая повесть; дневник как документальный жанр и произведения писателей-натуралистов; художественная биография, литературный портрет, эссе и очерк – таковы представленные в настоящем кратком обзоре жанры художественно-документальной литературы Казахстана, соотносимые с общей тенденцией развития современной русской документальной прозы.

Продолжая и развивая жанровые формы и проблематику документальной прозы конца ХХ века, «литература non fiction» первого десятилетия нового века отличается своими специфическими чертами. Интерес к истории советского периода сменяется экскурсами в более далекое прошлое. Причем, если для писателя-краеведа исторические изыскания всегда были частью творческой работы, то обращение к этой теме писателя экологического направления представляется симптоматичным. Биографическая проза также уходит от материала современности, обращаясь к фигурам позапрошлого века. Жанры эссе и очерка, отличавшиеся в прошлом веке публицистической интонацией, сегодня заняты, прежде всего, эстетической и философской проблематикой. Для документальной прозы 2000-х гг. характерна «жанровая контаминация» (синтез исторической и природоведческой прозы, дневниковая повесть-эссе, роман-эссе, «неформальное литературоведение» и др.), когда автор не стремится к сохранению «чистоты жанра», а, наоборот, использует в одном произведении возможности многих разновидностей художественной документалистики.

(1) Проскурин В. Щедрый хранитель // Новое поколение. 2004, 29 октября.

(2) Проскурин В. Здорово в веках, Михаил! // Новое поколение. 2005, 15 апреля.

(3) Кашляк В.Н. Семипалатинск. Три века истории. Новосибирск, 2002.

(4) Михайлов В. Хроника великого джута: документальная повесть. Астана: «Аударма», 2002 .

(5) Отдельное издание – Никольская А. Передай дальше! Алма-Ата: Жазушы, 1989.

(6) Чернова Н. Казахское небо //Литературная газета Казахстана. 2007. № 8 (8) 29 мая.

(7) Тамарина Р. Щепкой — в потоке… : Документальная повесть, стихи, поэма. Алма-Ата: Жазушы, 1991.

(8) Герт Ю. Семейный архив. Балтимор: Seagull Press , 2002.

(9) Щеголихин И. Дневник писателя // Простор, 2008. № 1, 2.

(10) Курдаков Е. «Ангел, бабочка, цветок…» // Простор. 2004. № 3,4.

(11) Мосолов В. Мираж. Эпизод Петровского времени // Простор, 2006, № 2.

(12) Черноголовина Г. Мёртвое колесо: Записки о наболевшем: документально-публицистические очерки, повесть. Алматы: Жазушы, 1993.

(13) Гайворонский К.

Что такое этнография

Между Сциллой и Харибдой. Алматы: Раритет, 2001; Гайворонский К. Дорогие недруги : Повести. Алматы: Раритет, 2008.

(14) Гайворонский К. Я жил в такие времена. Эссеистика. Алматы: Арыс, 2008.

(15) Гайворонский К. Эффект неприсутствия // Простор, 2007, № 1-3.

(16) Кунгурцев Ю. Свет негасимой звезды. Алматы, 2000.

2. Этнография.

Этнография (от греч. — народ и – пишу) – отрасль исторической науки, изучающая преимущественно методом непосредственных наблюдений быт и нравы народов земного шара, их расселение и культурно-исторические взаимоотношения. Имея объектом своего изучения в первую очередь современные народы, этнография основывается на описаниях бытующих форм материальной культуры, социальных институтов, идеологии, народного искусства и т.д. Вместе с тем, как всякая историческая наука, этнография не ограничивается фиксацией современных явлений, а рассматривает их в историческом аспекте, в их становлении и развитии. Предмет этнографии включает, т. о., изучение происхождения народов, историю формирования их культурно-бытовых особенностей, историю расселения и передвижений народов в прошлом. Поэтому этнографы широко пользуются и письменными источниками, в которых зафиксированы эти исторические процессы, а также вещественными памятниками прошлого (в т. ч. музейными коллекциями). Большое значение в этнографических исследованиях имеет изучение пережитков, т. е. тех явлений в современной жизни народов, которые, возникнув в предыдущие эпохи, продолжают сохраняться, утратив в значительной степени своё первоначальное содержание и значение.

Та область этнографии, которая изучает явления далёкого прошлого в жизни современных народов или культуру и быт ныне уже не существующих народов, иногда выделяется в особый раздел этнографии, науки т. н. историческую этнографию. Важным источником этнографического изучения является фольклор, в котором запечатлены многие бытовые подробности из далёкого прошлого народа, отдельные этапы его этнической истории.

Познавательное значение точных сведений об этническом составе населения мира, о расселении отдельных народов, об их культурно-бытовых особенностях очевидно. Весьма существенно и общеисторическое значение этнографических материалов, в частности для решения проблем истории первобытного общества. Факты из жизни современных народов, по тем или иным историческим причинам отставших в своём развитии и сохранивших архаичные формы общественного быта, материальной и духовной культуры, позволяют осветить многие стороны далёкого прошлого человечества. Этнографические материалы имеют большое значение для освещения вопросов истории культуры и решения проблем этногенеза.

Этнография связана с рядом дисциплин: гражданской историей, археологией, языкознанием, антропологией и географией. Совершенно очевидно, что события гражданской истории народа оказывают самое существенное влияние на его культуру и быт; с другой стороны, правильное понимание этих событий требует всестороннего учёта культурно-бытовых особенностей того или другого народа. Исследуя историю сложения культуры изучаемого народа, вопросы его происхождения, этнограф постоянно обращается к материалам археологии. В свою очередь, археология широко использует данные этнографии при реконструкции культуры древнего населения, оставившего те или иные археологические памятники. Данные языка, как важнейшего этнического признака, весьма существенны для этнографии. Со своей стороны этнографические материалы оказывают часто действенную помощь в изучении конкретной истории того или другого языка, процессов ассимиляции, распространения языков и т. п. С антропологией этнография в наибольшей степени смыкается в исследовании проблем этногенеза. Тесно связана этнография с географической наукой (изучение географических условий, в которых формируются те или иные культурно-бытовые особенности народов). Весьма близки к географии вопросы размещения народов по земному шару, вопросы этнической статистики и картографии, входящие в круг ведения этнографии. Этот раздел этнографии иногда обозначают как этническую географию.

1. Материальная и духовная культура народов ханты и манси.

Ханты и манси, в прошлом известные под названием остяки и вогулы , и которых нередко называют "обские угры" — основное коренное население Ханты-Мансийского Автономного округа. Они говорят на языках, относящихся к угорской группе уральской языковой семьи. По лингвистическому принципу принято выделять три этнографические группы хантов (северную, восточную, южную) и четыре группы манси (северную, западную, восточную и южную).

У хантов северная группы проживает в бассейне реки Казым, восточная — население рек Юган, Пим, Тромаган, Аган, Вах и Васюган , южную — Иртыша.

Северная группа манси живет в бассейне Оби, Северной Сосьвы, Ляпина, верхнему течению Лозьвы; западная — по Пелыму, Нижней и Средней Лозьве, Вогулке; восточная — по реке Конде; южная — по Тавде.

Типы хозяйства

Многообразие природных условий определили типы хозяйства хантов и манси, которое всегда было комплексным; в нем ведущая роль принадлежала либо охоте, либо рыболовству в зависимости от территории проживания (оленеводство, кедровые и ягодные промыслы имели подсобное значение).

Ловля рыбы, преодоление водных преград во время охоты, — были невозможны без одного из самых распространенных средств передвижения в Западной Сибири — лодки.

Образ жизни

Большая часть хантов и манси вела полуоседлый образ жизни. Для оленеводов был характерен кочевой образ жизни. У этих народов до недавнего времени существовала устойчивая система землепользования с постоянным или длительным закреплением промысловых угодий за семьями ли группами родственных семей.

Промысловые угодья включали в себя территорию, необходимую для рыболовства и охоты, а также зимние и летние оленьи пастбища. Хозяйственный цикл складывался из последовательного чередования сезонных занятий. В пределах промысловой территории совершались регулярно повторяющиеся миграции.

Каждая семья имела стационарные жилища (зимнее и летнее — срубные) и временные (каркасные, чаще переносные).

У хантов и манси существовал определенный принцип выбора места поселения, связанный с их занятиями и образом жизни.

Предметы домашнего обихода и пища

Предметы домашнего обихода изготавливались из местных материалов: бересты, дерева, рыбьей кожи, оленьего меха и ровдуги. Основной пищей у хантов и манси были рыба и мясо.

Рыбу ели сырую (свежую и мороженую), вареную, вяленую, жареную и сушеную. Из ее внутренностей вытапливали рыбий жир, который употребляли с другими продуктами: ягодами, рыбой, мучными изделиями. Основным источником мяса были крупные промысловые звери — лоси и дикие олени. Боровую и водоплавающую дичь ели как в сыром, так и в вареном виде. Грибы не употребляли в пищу: их считали "нечистыми", это был олений корм. Многие курили, нюхали и сосали табак.

Традиционный костюм

Хантыйские и мансийские мастерицы шили одежду из различных материалов: оленьего меха, птичьих шкурок, пушнины, овчины, ровдуги, сукна, крапивного и льняного холста, хлопчатобумажной ткани. Из шерстяных нитей плели пояса и подвязки для обуви, а на иглах вязали носки. На обувь и пояса шла также покупная кожа; на украшения — бисер, металлические подвески.

Летом традиционной женской одеждой у хантов и манси были платья на кокетке и халаты из хлопчатобумажной ткани прямого покроя, без воротника; зимой — глухая одежда из оленьих шкур мехом внутрь (малица) и поверх нее такая же одежда мехом наружу (парка). Это могла быть также меховая шуба на подкладке из прочной ткани — сукна или вельвета. Одежда богато украшалась бисером ярких тонов, цветными узкими полосками-аппликациями. Наиболее распространенным головным убором был платок. Зимой носили по два-три платка, вкладывая один в другой. Девушки летом нередко ходили с непокрытой головой. Замужние женщины опускали платок на лицо, закрываясь от старших родственников мужа.

Если по одежде женщины судили о ее красоте и умении, то одежда мужчины отражала его достаток.

Мужчины носили рубахи (по покрою похожие на женские платья), штаны и пояса, к которым подвешивали мешочки и сумочки с охотничьими принадлежностями. Верхняя одежда была глухого покроя, шилась из сукна или оленьих шкур с капюшоном (малица, гусь). До настоящего времени у манси сохраняется охотничья одежда — "лузан", которую шили из сукна, с капюшоном, незашитыми боками и без рукавов. С внутренней стороны, спереди и сзади, пришивались большие карманы для охотничьих трофеев. Западным, южным, восточным манси и южным хантам было известно ткачество: ткали из покупных льняных ниток или из самодельных крапивных.

Летнюю обувь шили с длинными голенищами из ткани или кожи; а зимнюю -из камусов (шкур с ног крупных животных). Украшали обувь меховой мозаикой, бисерным шитьем, вышивкой подшейным волосом оленя. Обувь, как и одежду, шили обязательно из новых материалов и лоскутков. Ни обувь, ни одежду никогда не выбрасывали: по традиции старые вещи уносили в тайгу и вешали на деревья.

Семья

Основой общества были семья и поселок, называвшийся "сорт" у манси и " юрт" у хантов.

Семья была патриархальной: главой семьи считался мужчина, счет родства велся по мужской линии. Дети при разводе оставались у отца. Однако женщина обладала определенной свободой в семье, имела возможность развестись; сильным был культ женщины-родоначальницы.

В конце XIX — начале XX в. у хантов и манси существовали фратрии и роды. У северных хантов и манси под фратриями (объединением родов) подразумевались две группы: Пор и Мось. Члены одной фратрии считались кровными родственниками и вели свое происхождение от одного мифологического предка: у Пор предком считался медведь, у Мось — женщина Калтась, которую представляли в виде зайца или гусыни. У каждой фратрии был свой собственный центр: селения на Оби, которые считались местом обитания тотемов.

У восточных хантов было три рода, которые назвались Лосем, Бобром и Медведем.

Календарь

Культура охотников и рыболовов нашла свое отражение и в фенологическом календаре. У разных этнографических групп месяцы и времена года носят разные названия, однако имеются и общие. Например, в большинстве районов проживания хантов май называют периодом прилета гусей, уток; июль — малых запоров; ноябрь — началом охоты.