Содержание

Виды искусственных монополий: картель, синдикат, трест, концерн.

Картель — простейшая форма монополистического объединения. В отличие от других, более устойчивых, форм монополистических структур (синдикаты, тресты, концерны) сохраняет финансовую и производственную самостоятельность. Объектами соглашения могут быть: ценообразование, сферы влияния, условия продаж, использование патентов, регулирование объемов производства, согласование условий сбыта продукции, найм рабочих.

Термины: картель, синдикат, трест

Действует, как правило, в рамках одной отрасли. Затрудняет функционирование рыночных механизмов. Попадает под действие антимонопольного законодательства. В одних странах мира запрещены законом, в других, напротив, их формирование поощряется в целях реструктуризации промышленности, стандартизации материалов и комплектующих, ограничения конкуренции между мелкими фирмами.

СИНДИКАТ (от гр. syndikos -действующий сообща) — организационная форма монополитического объединения, при которой вошедшие в него компании теряют коммерческую сбытовую самостоятельность, но сохраняют юридическую и производственную свободу действий. Иными словами, в синдикате сбыт продукции, распределение заказов осуществляется централизированно.

Трест(от англ. trust) — одна из форм монополистических объединений, в рамках которой участники теряют производственную, коммерческую, а порой даже юридическую самостоятельность.

Реальная власть в тресте сосредотачивается в руках правления или головной компании.

Наиболее широко были распространены в XIX веке.

Концерн (нем. derKonzern) — финансово-промышленная группа компаний, преимущественно на территории немецкоговорящих стран Европы и в странах Прибалтики. Типичным является сохранение юридической и хозяйственной самостоятельности участников, но с учётом координации со стороны доминирующих финансовых структур. Обычно участники концернов объединяют не только экономический потенциал, но и усилия в рыночной стратегии. Основным преимуществом концерна является концентрация финансовых и других ресурсов.

20. Предложение. Закон предложения и факторы, воздействующие на предложение.

Предложение — это готовность фирм, изготовителей и продавцов товаров предоставить на рынок определенное количество товаров по данной цене. Цена и количество товаров здесь изменяются и взаимодействуют однонаправлено: повышение цены вызовет увеличение количества товаров, предлагаемых к продаже; и наоборот, понижательная тенденция цены означает необходимость сокращения производства и предложения товаров на рынки.

Каждая из ряда цен, определяющих предложение, будет называться ценой предложения. Между ценой и количеством продукта существует прямая положительная зависимость, состоящая в том, что при прочих равных условиях, с повышением цены возрастает и величина предложения, а со снижением цены предложение сокращается. Данная зависимость получила название закона предложения, который также можно представить графически. График предложения получил название кривая предложения (Рисунок 1).

Рисунок 1- Кривая предложения

Кривая строится в системе координат предложение (S) — цена (Р): при снижении цены число производителей, продающих свой товар, уменьшается и наоборот, при её росте — увеличивается.

1.3 Факторы, влияющие на предложение

предложение неценовой рынок

Предложение — это все товары и платные услуги, представленные к непосредственной продаже. Стоимость этих товаров и услуг характеризует стоимостной объем предложения.

Существуют неценовые факторы, которые оказывают влияние на величину предложения.

Неценовые факторы изменения предложения перемещают всю кривую предложения, наиболее важные из них:

цены на ресурсы;

уровень технологии производства;

налоги и дотации;

цены на взаимозаменяемые (взаимодополняемые) товары;

ожидания продавцов на динамику спроса, цен, доходов и т.д.;

число продавцов.

Цены ресурсов, используемых в производстве товара. Чем больше должен платить предприниматель за труд, землю, сырье, энергоносители и т. п., тем ниже его прибыль и тем меньше его желание предлагать на продажу данный товар. Значит, при увеличении цен на применяемые факторы производства предложение товара снижается, а уменьшение цен на ресурсы, наоборот, стимулирует повышение количества предлагаемого товара при каждой цене, и предложение возрастает.

Уровень технологии. Любое технологическое усовершенствование, как правило, приводит к сокращению затрат на ресурсы (снижению издержек производства) и поэтому сопровождается расширением предложения товара.

Налоги и субсидии. Налоги влияют на расходы предпринимателей. Рост налогов означает для фирмы рост затрат на производство продукции, а это, как правило, вызывает сокращение предложения; снижение налогового бремени имеет обычно обратный эффект. Субсидии ведут к снижению издержек производства, поэтому увеличение субсидий бизнесу, безусловно, стимулирует расширение производства, и кривая предложения смещается вправо.

Цены на иные товары также могут влиять на предложение данного блага. Например, резкое повышение цен на нефть может привести к увеличению предложения угля.

Ожидания производителей. Так, ожидания производителями возможного повышения цен (инфляционные ожидания) оказывают неоднозначное воздействие на предложение товаров. Предложение тесно связанно с инвестициями, а последние чутко и, главное, труднопредсказуемо реагируют на конъюнктуру рынка. Однако в зрелой рыночной экономике ожидаемый рост цен на многие товары вызывает оживление предложения



Поиск Лекций

Роль картелей в современной экономике

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ»

ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО И ОТКРЫТОГО ОБРАЗВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Реферат «Картели и их роли в современной экономике»

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МИКРОЭКОНОМИКА»

Студентка: Набибулаева Александра Марковна

Группа: ЗБ-Э1-6

Преподаватель: Корольков Владимир Евгеньевич

Введение

1.1 Виды картелей

1.2 Роль картелей в современной экономике

Заключение

Список литературы

Введение

Картели возникли в результате концентрации производства и централизации капитала в конце XIX века. Картелированию промышленности способствовали протекционистская политика правительств, ведущая к ограничению иностранной конкуренции, и стремление бизнесменов к объединению усилий с целью захвата внешних рынков.

Картели являются неотъемлемой и важной частью современной экономики. Картельные соглашения, которым и называются договоренности между несколькими предприятиями с целью обеспечения контроля над ценой в борьбе с более крупными предприятиями, помогают развитию как малых, так и крупных предприятий. Исторически именно картели (наряду с ограничением конкуренции со стороны крупных компаний) выступали основным объектом противодействия со стороны государства. К участникам картеля применяются самые суровые санкции. Приоритетность борьбы с картелями по сравнению с другими формами нелегальной практики объясняется тем, что потребители несут от деятельности картелей высокие потери. Обзор цен, устанавливаемых картелями, показал, что медианное значение надбавки картеля над конкурентной ценой составляет 25 %, для картеля, включающего международных участников, – 32 %, а для картеля, действующего во внутреннем рынке, – 18 %. При этом надбавки смещены в сторону болеевысокихзначений.
Картель – один из методов создания монополистических структур по общим признакам, таким как: сфера влияния, ценообразование, использование патента, способ производства, условия сбыта продукции, порядок найма рабочих или иным. При этом каждый из участников соглашения сохраняет производственную и финансовую независимость от остальных.
Картельное соглашение или сговор распространяет свое действие, как правило, в рамках определенной отрасли. Создается с целью господства на рынке и получения максимальных прибылей.
Ихотя практически во всем мире картельные соглашения, подпадая под действие антимонопольного законодательства, запрещены, в некоторых странах они поощряются: считается, что они способствуют реструктуризации промышленности, ограничению конкуренции между мелкими фирмами, способствуют стандартизации материалов и комплектующих.
Картель – наиболее простая форма монополистических образований.

Виды картелей

Выделяют достаточно много разновидностей картелей по различным критериям, таким как по цели их образования и виду договоренностей. В мировой практике выделяются следующие виды картелей:

1. Денежный картель, утверждающий унифицированные цены наряду с равными условиями поставок и платежей (горизонтальные связи Цен).

2. Закупочный картель — монопольное соглашение нескольких предприятий, фирм, корпораций о закупке сырья и товаров определенного вида, сорта и так далее в интересах всех участников картеля с целью сбить закупочные цены.

3. Калькуляционный картель — картель, участники которого договариваются об одинаковой структуре и об одинаковом содержании расчетов.

4. Кондиционный картель,определяющий условия реализации товара.

5. Контингентированный картель, устанавливающий для его участников соответствующие квоты (контингенты).

6. Кризисный картель, который создается при стойком спаде спроса (кризисный картель структуры) или временном сокращении сбыта (кризисный картель конъюнктуры) для ограничения конкуренции. В условиях спада производства картели этого вида способны планировать собственные действия.

7. Патентный картель, определяющий направления совместного использования (или неиспользования) какого-либо технического изобретения.

8. Производственный картель, устанавливающий объем (квоты) производства для каждого участника.

9. Региональный картель, определяющий области сбыта.

10. Ценовой картель, устанавливающий для участников цены товара.

По характеру операций картели бывают внутренние и международные, экспортные и импортные. Большинство индустриально развитых стран оказывает содействие экспортным картелям, которые способствуют защите национальных интересов на международных рынках. Национальный доход этих стран, таким образом, может увеличиваться в результате укрепления позиций таких картелей за рубежом. Однако если большинство стран будет проводить подобную стратегию, то это, в конечном счете, может привести к общим для всех стран потерям.

Квотовый картель выделяет каждому члену картеля определенную квоту (долю) производства продукции, которая не может быть превышена. При этом должно производиться лишь такое количество продукции, которое может быть реализовано при завышенных единых ценах. Кроме того, квотовый картель равномерно воздействует на все предприятия-участники, заставляя их снижать избыточные производственные мощности. Превышение установленных производственных квот карается штрафом, определенным картельным договором. Однако так как превышения квот часто оставались незамеченными, квотовый картель, в конце концов, трансформировался либо вливался в синдикат.

Синдикат — самая «жесткая» форма картеля. Реализация продукции всех участников синдиката осуществляется по единым ценам исключительно через центр по продажам, принадлежащий синдикату. Таким образом, все предприятия-члены обязаны поставлять всю свою продукцию в синдикат, который благодаря этому имеет возможность контролировать соблюдение производственных квот. Нелегальная продажа продукции отдельными членами синдиката предотвращается с помощью самых различных мер, вплоть до постоянного контроля у заводских ворот.

Субмиссионный картель — объединяет предпринимателей, в его рамках распределяются общие оферты предложения на государственные заказы; ставит своей целью, чтобы входящие в него предприятия во время тендеров при размещении государственных заказов получали бы в порядке очередности добавку за завышенные цены. Это достигается тем, что во время торгов все члены картеля из числа участвующих в них предлагают продукцию по чрезвычайно завышенной цене. Часто картельным договором предусматриваются компенсационные платежи «победителей» тендера «проигравшим».

Можно выделить много классификаций картелей, в зависимости от цели создания. Некоторые из них создаются с намерением добиться монопольной власти на рынке путем выбивания конкурентов, другие для того, чтобы пробиться на новый рынок, третьи — чтобы выйти из кризиса и т.д. Это еще раз подтверждает, что картели могут давать как негативный, так и позитивный экономический эффект, поэтому все процессы, связанные с образованием и деятельностью картелей подлежат законодательному регулированию и прямому государственному контролю.

Роль картелей в современной экономике

В соответствии с Законом Российской Федерации от 26.07.2006 N 135-Ф3 (ред. от 30.12.2012) «О защите конкуренции» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013) все картели в принципе запрещены:

«Запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) конкурирующих хозяйствующих субъектов (потенциальных конкурентов), имеющих (могущих иметь) в совокупности долю на рынке определенного товара более 35 процентов, если такие соглашения (согласованные действия) имеют, либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции, в том числе соглашения (согласованные действия), направленные на:

· установление (поддержание) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;

· повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах;

· раздел рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков);

· ограничение доступа на рынок или устранение с него других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей (заказчиков);

· отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками)».

В исключительных случаях соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, предусмотренные настоящей статьей, за исключением прямо перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, могут быть признаны правомерными, если хозяйствующие субъекты докажут, что положительный эффект от их действий, в том числе в социально-экономической сфере, превысит негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка

Этим, в общем, то, федеральное законодательство и ограничилось. Все остальные вопросы и нюансы толкования п. 3 вышеуказанного закона находятся в ведении Государственного Антимонопольного комитета, обладающего почти неограниченной властью. Пункт или статья, подобные п. 3, есть и в антимонопольных законах других стран, но в нашем случае из-за довольно размытой формулировки и отсутствии прямых, конкретных исключений, предприятиям (как мне кажется) довольно затруднительно реализовать свое право на практике.

Поэтому в данном вопросе российским законодателям следует брать пример с Японии.

Специфика японского антимонопольного законодательства состоит как раз в наличии большого числа конкретных и четко сформулированных исключений, освобождающих целые отрасли и группы предприятий от действия основной статьи антимонопольного закона на постоянных началах или в качестве временной меры.

Исключения эти состоят в следующем.

Во-первых, исключение дается для внешнеторговой деятельности, где согласно закону об экспорте и импорте от 1952 г., разрешены экспортные и импортные картели. Это связано с таким специфическим условием Японии, как высокий уровень концентрации внешнеторговых потоков в руках крупных универсальных торговых домов. Картелирование разрешено для мелких предприятий, чтобы обеспечить им доступ на внешние рынки. Им также разрешена целевая кооперация для деятельности внутри страны.

Во-вторых, антимонопольный закон разрешает международные соглашения о патентах и авторских правах, о покупке лицензий и ноу-хау с ограниченными условиями, касающимися сбыта продукции.

В-третьих, разрешено создание «картелей структурных кризисов» на время резких спадов производства сроком до 6 месяцев (но с возможным продлением), а также для модернизации отраслей промышленности в тех случаях, когда отраслям необходим; массовая смена технологий, свертывание неперспективных производств, специализация производств и стандартизация продукции. В этих случаях предприятиям разрешается на определенный срок согласовывать объемы делать совместные закупки сырья, перевозки, вести обмен патентами и технической информацией, совместно использовать складские мощности и пр., что в обычных условиях запрещается.

Легальные картели существуют гласно, открыто, оформляются законами о льготных режимах, устанавливающими ответственность с обеих сторон и подлежат контролю в соответствии с законами. В законах оговариваются конкретные мощности, капиталовложения, виды льгот и сроки действия

льгот. По окончании срока льготы отменяются. Картель распускается, как только рыночные условия улучшаются и задача картеля выполнена.

При помощи легальной картельной практики в Японии в 1955-1970 гг. была успешно проведена модернизация черной металлургии, угледобывающей промышленности, судостроения, нефтепереработки, производства химических удобрений, а в 1978-1983 гг. выполнены две крупные программы модернизации и частичного свертывания отраслей, пострадавших от повышения цен на нефть (нефтехимия, цветная металлургия).

Заключение

Картель — простейшая форма монополистического объединения. В отличие от других более устойчивых форм, монополистических структур (синдикаты, тресты, концерны) сохраняет финансовую производственную самостоятельность. Объектами соглашения могут быть: ценообразование, сферы влияния, условия продаж, использование патентов, регулирование объемов производства, согласование условий сбыта продукции: найм рабочих. Картель может существовать как официально, так и в рамках «джентльменского соглашения». Действует, как правило, в рамках одной отрасли. Попадает под действие антимонопольного законодательства. За время своего существования — уже около 150 лет — деятельность картелей поставлена в чёткие правовые рамки. В процессе же их становления были случаи, как полной свободы, так и полного запрета на организацию картелей, как отсутствия наказания для участников картелей, так и их уголовного преследования, вплоть до смертной казни.

Картели существуют законно и незаконно, существуют как на межгосударственном уровне, так и в масштабах отдельно взятого государства или же на уровне незначительного в экономическом и территориальном значении региона.

Они находятся на службе у легальных и криминальных видов деятельности, а в среде экономистов не прекращаются дискуссии об их вреде и пользе, юристы же высказывают различные точки зрения о методах и способах законодательного регулирования картелей, управленцы находят свои нерешённые проблемы в использовании этой экономической формы организации бизнеса. Одним словом, дискуссии по картелям не прекращаются. Многие государства при этом поступили самым «надёжным» образом: запретили картели, и лишь немногие направили деятельность картелей в такое экономическое русло, когда они стали служить интересам всего общества. Так, например, картельные соглашения помогают развитию малых и средних предприятий, позволяет им удержаться на плаву в конкурентной борьбе с более крупными, облегчает им выход на внешний рынок (экспортные картели). Картели также создаются также с целью преодоления производственных кризисов и восстановления баланса спроса и предложения в определенной отрасли (Картель структурных кризисов).

В разные моменты своего существования картели по-разному влияют на экономику. Таким образом, своей политикой они могул вызвать кризис в какой-либо отрасли или же не смогут регулировать ценообразование на различные продукты из-за таких факторов как экономический кризис. Так же их политика сказывается на макроэкономическом уровне. Их политика может быть направлена как на развитие всей отрасли, и как следствие на общее экономическое развитие, так и на монополизацию и получение собственной выгоды.

Список использованной литературы

1.Г. Шмален «Проблемы организации и экономики предприятия» Москва, «Финансы и статистика», 2012 г

2.Кудров В.М. Национальная экономика России: Учебник. — 2-е изд. испр. и доп.

Картель — синдикат — трест — концерн, конгломерат, транснациональная корпорация

-М: Дело, 2007

3.Федеральный закон Российской Федерации от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ (ред. от 30.12.2012) «О защите конкуренции» (с изменениями, вступающими в силу с 01.01.2013)

4.«Кодекс Российской федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N-159-Ф3 (ред. от 23.02.2013)

5.Википедия

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Виды искусственных монополий: картель, синдикат, трест, концерн.

Картель — простейшая форма монополистического объединения. В отличие от других, более устойчивых, форм монополистических структур (синдикаты, тресты, концерны) сохраняет финансовую и производственную самостоятельность. Объектами соглашения могут быть: ценообразование, сферы влияния, условия продаж, использование патентов, регулирование объемов производства, согласование условий сбыта продукции, найм рабочих. Действует, как правило, в рамках одной отрасли. Затрудняет функционирование рыночных механизмов. Попадает под действие антимонопольного законодательства. В одних странах мира запрещены законом, в других, напротив, их формирование поощряется в целях реструктуризации промышленности, стандартизации материалов и комплектующих, ограничения конкуренции между мелкими фирмами.

СИНДИКАТ (от гр. syndikos -действующий сообща) — организационная форма монополитического объединения, при которой вошедшие в него компании теряют коммерческую сбытовую самостоятельность, но сохраняют юридическую и производственную свободу действий. Иными словами, в синдикате сбыт продукции, распределение заказов осуществляется централизированно.

Трест(от англ. trust) — одна из форм монополистических объединений, в рамках которой участники теряют производственную, коммерческую, а порой даже юридическую самостоятельность.

Реальная власть в тресте сосредотачивается в руках правления или головной компании.

Наиболее широко были распространены в XIX веке.

Концерн (нем. derKonzern) — финансово-промышленная группа компаний, преимущественно на территории немецкоговорящих стран Европы и в странах Прибалтики. Типичным является сохранение юридической и хозяйственной самостоятельности участников, но с учётом координации со стороны доминирующих финансовых структур. Обычно участники концернов объединяют не только экономический потенциал, но и усилия в рыночной стратегии. Основным преимуществом концерна является концентрация финансовых и других ресурсов.

20. Предложение. Закон предложения и факторы, воздействующие на предложение.

Предложение — это готовность фирм, изготовителей и продавцов товаров предоставить на рынок определенное количество товаров по данной цене. Цена и количество товаров здесь изменяются и взаимодействуют однонаправлено: повышение цены вызовет увеличение количества товаров, предлагаемых к продаже; и наоборот, понижательная тенденция цены означает необходимость сокращения производства и предложения товаров на рынки.

Каждая из ряда цен, определяющих предложение, будет называться ценой предложения. Между ценой и количеством продукта существует прямая положительная зависимость, состоящая в том, что при прочих равных условиях, с повышением цены возрастает и величина предложения, а со снижением цены предложение сокращается. Данная зависимость получила название закона предложения, который также можно представить графически. График предложения получил название кривая предложения (Рисунок 1).

Рисунок 1- Кривая предложения

Кривая строится в системе координат предложение (S) — цена (Р): при снижении цены число производителей, продающих свой товар, уменьшается и наоборот, при её росте — увеличивается.

1.3 Факторы, влияющие на предложение

предложение неценовой рынок

Предложение — это все товары и платные услуги, представленные к непосредственной продаже. Стоимость этих товаров и услуг характеризует стоимостной объем предложения.

Существуют неценовые факторы, которые оказывают влияние на величину предложения.

Неценовые факторы изменения предложения перемещают всю кривую предложения, наиболее важные из них:

цены на ресурсы;

уровень технологии производства;

налоги и дотации;

цены на взаимозаменяемые (взаимодополняемые) товары;

ожидания продавцов на динамику спроса, цен, доходов и т.д.;

число продавцов.

Цены ресурсов, используемых в производстве товара. Чем больше должен платить предприниматель за труд, землю, сырье, энергоносители и т. п., тем ниже его прибыль и тем меньше его желание предлагать на продажу данный товар. Значит, при увеличении цен на применяемые факторы производства предложение товара снижается, а уменьшение цен на ресурсы, наоборот, стимулирует повышение количества предлагаемого товара при каждой цене, и предложение возрастает.

Уровень технологии. Любое технологическое усовершенствование, как правило, приводит к сокращению затрат на ресурсы (снижению издержек производства) и поэтому сопровождается расширением предложения товара.

Налоги и субсидии. Налоги влияют на расходы предпринимателей. Рост налогов означает для фирмы рост затрат на производство продукции, а это, как правило, вызывает сокращение предложения; снижение налогового бремени имеет обычно обратный эффект. Субсидии ведут к снижению издержек производства, поэтому увеличение субсидий бизнесу, безусловно, стимулирует расширение производства, и кривая предложения смещается вправо.

Цены на иные товары также могут влиять на предложение данного блага. Например, резкое повышение цен на нефть может привести к увеличению предложения угля.

Ожидания производителей.

Что такое синдикат трест картель и концерн, очень очень кратко

Так, ожидания производителями возможного повышения цен (инфляционные ожидания) оказывают неоднозначное воздействие на предложение товаров. Предложение тесно связанно с инвестициями, а последние чутко и, главное, труднопредсказуемо реагируют на конъюнктуру рынка. Однако в зрелой рыночной экономике ожидаемый рост цен на многие товары вызывает оживление предложения



Поиск Лекций

Отношения между участниками треста

Трест — это объединение, в котором входящие в него предприятия сливаются в единый производственный комплекс и теряют свою юридическую, производственную и коммерческую самостоятельность, а руководство их деятельностью осуществляется из единого центра. Тресты обычно создаются в форме акционерной компании. Предприниматели — владельцы предприятий, вступая в трест, становятся его акционерами, при этом их предприятия подчиняются единому руководству. Каждый участник треста получает определенный пакет акций в соответствии со своей долей капитала. Соответственно этому он получает право на участие в делах треста и на опре-

деленную долю прибыли. Более высокая, чем в картеле и синдикате, концентрация капитала обеспечивает тресту повышение уровня конкурентоспособности, а его участникам — более высокую прибыль.

Виды искусственных монополий: картель, синдикат, трест, концерн.

Однако незавершенность процесса централизации капитала в тресте выражается в распределении общей прибыли в соответствии с долевым участием каждого члена соглашения, что препятствует созданию единого инвестиционного фонда.

Общая прибыль треста распределяется в соответствии с долевым участием отдельных предприятий. Трест самая жесткая из всех форм интеграции компаний. При этой форме интеграции объединяются все стороны хозяйственной деятельности предприятий, а не какая-либо сторона, как в картеле или синдикате. В рамках треста объединяемые компании теряют свою юридическую, хозяйственную, производственную и коммерческую самостоятельность.

Тресты имеют разновидности. По уровню слияния тресты могут подразделяться на объединения полностью слившихся предприятий и на объединения, участники которых сохраняют формальную самостоятельность при фактическом подчинении головному финансовому центру — холдинговой компании. Контроль над предприятиями, входящими в трест, обеспечивает обладание контрольным пакетом акций или особым доверительным сертификатом. Кроме того, тресты могут быть образованы из предприятий одной или различных, связанных друг с другом отраслей (вертикальное трестирование), представляя собой разновидность комбинатов. Комбинаты имеют преимущества перед другими видами объединений. Во-первых, доходы комбинатов более устойчивы вследствие объединения предприятий различных отраслей и возможностей варьирования материальными, финансовыми и другими ресурсами. Во- вторых, возможность создания технологических цепочек по выпуску готовой продукции и снижения в результате этого издержек ведет к росту прибыли объединения.

Трест отличается от других видов объединений сравнительной производственной однородностью деятельности, что проявляется в специализации на одном или нескольких аналогичных видах продукции. Все объединяемые в трест предприятия подчиняются одной головной компании, осуществляющей единое оперативное руководство, как всем производственным комплексом, так и связанными с ним обслуживающими и торговыми предприятиями. Форма треста удобна для организации комбинированного производства, т.е. объединения в одной компании предприятий разных отраслей промышленности, представляющих собой либо последовательные ступени обработки сырья, либо играющих вспомогательную роль одна по отношению к другой. И в случае межотраслевых объединений тресты представляют собой комбинаты. В прошлом в России тресты получили распространение в сахарной, металлургической и некоторых других отраслях промышленности, в строительстве. Создавались и международные тресты. Для ограничения некоторых видов деятельности трестов в индустриально развитых странах Запада было введено антитрестовское законодательство. Под влиянием антитрестовского законодательства формы монополий претерпели

изменения. На смену трестам пришли концерны, конгломераты и иные, более развитые формы объединений. В современных условиях тресты утратили свое значение как организационная форма управления промышленностью.

Заключение

Как мы видим, организационные формы объединения компаний, значительно различаются по степени интеграции их участников и другим критериям. Организационные формы объединений развиваются исторически от концернов и семейных групп в начале XX века до стратегических альянсов в конце ХХ столетия. Следует отметить, что вновь возникающие организационные формы не вытесняют предшествующие типы объединения компаний, а дополняют их. Происходит расширение многообразия форм объединений и ассоциаций. Характер взаимосвязей между компаниями становится все более сложным и весьма тонким, учитывая в добавок ко всему и возможность кооперации интегрированных структур.

Следует учитывать, что границы между всеми этими формами достаточно расплывчаты. Разными специалистами они трактуются порой неоднозначно. Так, например, существует два совершенно противоположных мнения о соотношении стратегических альянсов и консорциумов. Одно мнение заключается в том, что консорциум не является стратегическим альянсом, но чаще преобладает точка зрения, что среди видов стратегических альянсов выделяются именно консорциумы.

Но в самом общем виде все формы объединений можно разделить на две части: «жесткие» и «мягкие» формы объединений. К «жестким» можно отнести трест, конгломерат. В этом случае организации, входящие в данные объединения теряют свою юридическую, хозяйственную, правовую и коммерческую самостоятельность. В случае с конгломератом организации теряют только финансовую независимость. К «мягким» формам объединений однозначно можно отнести консорциум и с некоторыми оговорками синдикат. В этих случаях предприятия обладают относительной самостоятельностью и независимостью.

Список литературы

1. Б. З. Мильнер, «Теория организации», Москва, 2003

2. Владимирова И.Г. Организационные формы интеграции компаний. // Менеджмент в России и за рубежом. №6 1999

3. Э. А. Смирнов, «Теория организации», Москва, 2000

4. Радыгин А., Энтов Р., Шмелева Н. Проблемы слияний и поглощений в корпоративном секторе. М., 2002

5. Долгопятова Т.А. Переходная модель поведения российских промышленных предприятий (по данным эмпирических исследований 1991-1995г). Вопросы экономики М.,1996

6. Менар К.Л. Экономика организаций. М.: Инфра-М, 1996

Приложение

Приложение 1.

Сравнительный анализ интеграции сфер хозяйственной деятельности
при различных формах объединения компаний:

Сферы деятельности Kонгломерат Kонсорциум Синдикат Трест
Производство +
Маркетинг, сбыт + +
Финансы + +
Учет + +
Бизнес-планирование + + + +

Условные обозначения:

(+) — централизация данной сферы деятельности в рамках организационной формы интеграции компаний;

(-) — децентрализация данной сферы деятельности в рамках организационной формы интеграции компаний.

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Термины «картель» и «синдикат» часто употребляются в одном контексте. Однако они не взаимозаменяемы.

Факты о картели

Картель — одна из форм монополистических союзов предприятий, создаваемых на основе межкорпоративного соглашения.

Чем отличаются синдикат, картель, трест, концерн?

Предметом соответствующей договоренности становится установление цен, условий продаж, сбыта, патентной, кадровой, управленческой политики, которые выгодны для участников объединения. При этом члены картели сохраняют хозяйственную и юридическую самостоятельность. Формирование объединений, о которых идет речь, как правило, осуществляется в пределах одной рыночной отрасли.

Отношение к картелям в среде предпринимателей в целом негативное. Однако формирование соответствующих объединений может приветствоваться теми или иными субъектами рыночных отношений в силу того, что картель — один из эффективных инструментов установления стратегического контроля над крупнейшими отраслями экономики.

Факты о синдикате

Синдикат — разновидность картели. Формируется посредством схожих механизмов — заключения межкорпоративных договоров, определяющих те или иные условия бизнеса, выгодные для участников. Отличается от «классической» картели более узкой направленностью соглашения, заключаемого между бизнесами: в нем фиксируются главным образом условия по сбыту и закупкам.

В соответствии с подобными договоренностями члены синдиката обязуются объединять имеющиеся ресурсы по сбыту и закупкам — с тем, чтобы хозяйственные издержки в рамках соответствующих активностей были ниже, чем у других игроков рынка. Синдикаты были весьма распространены в царской России, а также в СССР в годы НЭПа.

Сравнение

Главное отличие картели от синдиката — это цель учреждения соответствующих объединений. «Классические» картели формируются предприятиями, стремящимися, прежде всего, оптимизировать структуру издержек и повысить прибыль. Фирмы хотят снизить конкуренцию на рынке — но данная активность рассматривается соответствующими бизнесами скорее как средство, но не как цель.

Таким образом, основные факторы формирования картелей — слишком высокий уровень конкуренции и низкая рентабельность бизнеса. Как следствие, у многих фирм возникает стремление изменить условия предпринимательской деятельности в свою пользу, снизить издержки и увеличить прибыль.

В свою очередь, целью формирования синдикатов является, собственно, завоевание рынка, увеличение доли соответствующей группы предприятий в той или иной отрасли. Именно установление контроля над сбытом и закупками — ключевой фактор успешного решения подобной задачи. Именно этим объясним приоритет условий, касающихся отмеченных хозяйственных компонентов, в договорах учреждения синдикатов.

Таким образом, основной фактор создания синдикатов — заинтересованность отдельных предприятий, промышленных групп, крупных бизнесов, транснациональных корпораций, в ряде случаев — государства, в сохранении лидирующего положения в том или ином сегменте экономики, в увеличении доли на рынке.

Таблица

Итак, мы выяснили, в чем разница между картелью и синдикатом. Попробуем отобразить основные критерии, выявленные нами, в таблице.

Картель Синдикат
Что между ними общего?
И то и другое — разновидности монополистических объединений, синдикат — подвид картели
Участники сохраняют юридическую и хозяйственную самостоятельность
Чем отличаются понятия?
Цель формирования — повышение рентабельности бизнеса за счет получения преференций в различных ценах, условиях продаж, иных хозяйственных процессах Цель формирования — сохранение доли на рынке и увеличение ее за счет создания при участии других фирм монополистических преференций в ключевых хозяйственных компонентах бизнеса — сбыте и закупках

Коротко: Картель – один из методов создания монополистических структур по общим признакам, таким как: сфера влияния, ценообразование, использование патента, способ производства, условия сбыта продукции, порядок найма рабочих или иным.

Подробно

На вопрос что такое картель определение, данное профессором Игорем Владимировичем Липсицом в учебнике по экономике, дает наиболее наглядное разъяснение:

«Картель— это метод, при котором заключается соглашение между изготовителями однородного товара о разделе рынка между ними и согласовании объемов продаж каждым из участников соглашения. В картельном сговоре могут быть согласованы единые для всех его участников уровни цен и условия продаж потребителям. Такой метод монопольного завышения цен сейчас широко распространен среди торговых предприятий».

При этом каждый из участников соглашения сохраняет производственную и финансовую независимость от остальных.

Экономическая природа

Картельное соглашение или сговор распространяет свое действие, как правило, в рамках определенной отрасли. Создается с целью господства на рынке и получения максимальных прибылей.

И хотя практически во всем мире картельные соглашения, подпадая под действие антимонопольного законодательства, запрещены, в некоторых странах они поощряются: считается, что они помогают реструктуризировать промышленность, ограничивают конкуренцию между мелкими фирмами, способствуют стандартизации материалов и комплектующих.

Однако, в энциклопедическом словаре 1953 года есть утверждение о том, что международным картелям принадлежит ведущая роль в развязывании, а также подготовке 2-й Мировой войны, в период которой они извлекли огромные прибыли.

Примечательно, что австрийский экономист Фридрих Август фон Хайек придерживается мнения, что проблемы картелей и монополий в современной экономике не существует. А благодаря завышенным картельным ценам другие игроки рынка создают усовершенствованные товары и/или услуги в данной отрасли. Яркие примеры этого явления: развитие интернет-изданий, мобильной связи, грузовых автомобильных перевозок.

Отличие от других форм монополистических союзов

Картель – наиболее простая форма монополистических образований. Отличие ее от более устойчивых структур см. таблицу 1

Формы образований

Главные пункты соглашений

Самостоятельность участников

Картель

  • о квотах продаж
  • об уровне цен
  • о разделе рынков

финансовая и производственная

Синдикат

  • о торговых квотах и ценах
  • о совместном сбыте продукции и закупках сырья

только производственная

Трест

  • полное объединение предприятий

теряют всякую самостоятельность

Немного истории: Оловянный сговор

Имеющий место быть факт в истории: существование в период с 1931 по 1946 гг. Оловянного картеля – международного монополистического объединения, которое контролировало большую часть добычи олова капиталистических стран.

Весьма интересный ход был предпринят в 1931 году участниками Оловянного картеля с целью получения сверхприбылей. В его основу лег способ, который называется корнер и был изобретен немецкими купцами еще в XVI веке.

11. Объединение предприятий (картель, синдикат, трест, концерн, конгломерат).

А заключается он в тайном соглашении о временном изъятии или скупке того или иного товара с целью создания ажиотажа и вызова повышения цен. На этом и сыграли участники вышеупомянутой группировки. Они скупили грандиозное количество олова, что вызвало дефицит и резкий скачек цен. Спустя год, они продали свои запасы по баснословно высоким ценам, что и позволило им получить сверхприбыли.

Этот исторический факт очень напоминает недавний ажиотаж в России с солью, чуть позже с гречкой, когда цены на эти продукты неожиданно взлетели в несколько раз. Организовывали ли корнер «гречневые» и «солевые» картели или действительно был дефицит вышеуказанных продуктов? Остается только догадываться.

В настоящее время широкую известность получили Тихоокеанский картель – Синалоа – крупнейший мексиканский наркокартель и другие подобные группировки.

Запрет на соглашения, ограничивающие конкуренцию

В России на действие картелей распространяется безусловный запрет, несмотря на это такие группировки существуют. По данным Федеральной антимонопольной службы (ФАС) с 2010 г. по 2013 г. в России выявлено 1057 соглашений, нарушающих данный запрет (см. рис. 1).

Рисунок 1: Нарушения запрета на создание соглашений, ограничивающих конкуренцию, ед.

Самыми распространенными нарушениями в данной сфере в России являются сговоры на торгах по государственным закупкам. За несколько последних лет ФАС вынесла множество решений по крупнейшим объединениям, охватившим целые отрасли: это «содовый», «соляной» картели, сговоры на торгах по закупкам медикаментов, вещевых, мясных поставок для нужд отдельных ведомств. О масштабах подобных дел можно судить хотя бы по размерам и количеству штрафов (см. рис. 2), которые были наложены в 2013 году – речь идет о сумме около 4 млрд. рублей.

Рисунок 2. Количество штрафов, наложенных за заключение ограничивающих конкуренцию соглашений, ед.

Современность: лекарственный сговор

19 августа 2016 года в прессе появилось сообщение о выявлении ФАС в Москве и Подмосковье противозаконной деятельности картеля, состоящего из семи компаний, специализирующихся на поставке лекарственных средств. Участники соглашения препятствовали снижению цен на лекарства и медицинскую технику, помогая друг другу поддерживать их высокий уровень.

Схема сговора такова: при участии в тендерах на поставку медицинской техники и лекарств в учреждения здравоохранения, они лишь создавали видимость конкуренции, государственные контракты доставались участнику по начальной стоимости – остальные лишь искусственно обозначали борьбу. Сумма сговора при проведении торгов составила чуть меньше 1,5 млрд. рублей.

В этот же период был выявлен самый массовый российский картель, специализирующийся на объединении участников тендеров на поставку для нужд отдельных ведомств (МВД, таможенных органов, ФСБ) вещевого имущества.

Петр Столыпин, 2016-08-26

Вопросы и ответы по теме

По материалу пока еще не задан ни один вопрос, у вас есть возможность сделать это первым



Сохраните статью в социальные сети: