Федерация (от позднелатин. Foederatio – союз, объединение), форма гос. устройства, при которой несколько гос. образований, юридически обладающих определ. политической самостоятельностью, образуют одно союзное государство. Первой федерацией были США.

КОНФЕДЕРАЦИЯ

Федерациями являются: ФРГ, Швейцария, Австрия, Канада, Бразилия, Мексика, Аргентина, Венесуэла, Индия, Пакистан, Бирма, Малайзия, Австралия, Нигерия, Югославия.

Отличительные признаки федерации:

территория федерации состоит из территорий ее субъектов;

субъекты федерации обычно обладают учредительной властью, т.е. могут иметь конституцию;

компетенция разграничивается союзной конституцией;

каждый субъект имеет свою правовую и судебную системы;

в большинстве федераций – единое гражданство.

Федерализм как форма решения вопроса о территориально-политической организации общества и разграничения предметов ведения между союзом и входящими в его состав государственными образованиями вызывает особый интерес в силу той роли, которая принадлежит федеративным государствам в современном вире. В их числе такие мощные в политическом и экономическом отношении государства, как США, Канада, ФРГ и Австралия, государства с высоким (Швейцария, Австрия, Бельгия) и средним уровнем развития капитализма (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика, Индия, Пакистан), развивающиеся страны (Малайзия, Нигерия, Объединенные Арабские Эмираты, Коморские острова). В то же время необходимо подчеркнуть, что федеративное устройство отнюдь не является доминирующим, а его опыт – универсальным и исключительно положительным.

Прежде чем перейти к анализу особенностей федерализма, рассмотрим вопрос о конфедерациях и конфедеративной форме государственного устройства. Это необходимо для того, чтобы проиллюстрировать гипотетическую (но отнюдь не только теоретическую) возможность эволюции федерации в конфедерацию. Конфедерация как форма союза государств, сохраняющих суверенитет практически в полном объеме, сравнительно редко встречалась в истории. Конфедерациями были Австро-Венгрия до 1918 г., Швеция и Норвегия до 1905 г., Соединенные Штаты Америки с 1781 по 1789 г., Швейцария в период с 1815 по 1848 г. Попытки создания конфедераций предпринимались в различных регионах мира и в XX столетии. Одной из них была Сенегамбия, объединившая в 1982 г. два государства — Гамбию и Сенегал — в конфедеративный союз. Но через несколько лет она распалась. Такая же судьба постигла в 1961 г. Объединенную Арабскую Республику — конфедерацию, созданную Египтом и Сирией в 1958 г.

Таким образом опыт истории конфедераций свидетельствует о том, что эта форма является переходной либо к полному распаду союза, либо к федеративной форме государственного устройства. Совмещая в себе черты как международно-правовой, так и государственной организации, она, под воздействием тех или иных причин, зачастую теряет равновесие, необходимое для ее сохранения. Характерно то, что к федеративной форме устройства перешли только конфедерации с мононациональным составом населения (США, Швейцария, Германия), а многонациональные конфедерации (Австро-Венгрия, Швеция и Норвегия и ряд других) распались. При переходе к федеративной форме государственного устройства огромное значение приобретают экономические факторы. Фактически только они могут сбить волну центробежных тенденций и интегрировать конфедерацию в единое целое. Для конфедеративной формы государственного устройства характерны следующие черты. 1. Конфедерация образуется на основе соответствующих договоров. Договорной была и первая общенациональная конституция США — Статьи о Конфедерации 1781 г., для ратификации которой требовалось согласие всех американских штатов.

2. Субъекты конфедерации имеют право свободного выхода. В отличие от федераций, где попытка сецессии рассматривается как мятеж, выход из состава конфедерации означает только расторжение договорной связи с союзом.

3. Суверенитет в конфедерации принадлежит государствам, входящим в ее состав. Никакие решения союзной власти не имеют силы без согласия субъектов конфедерации. Фактически суверенитет конфедераций не признается и международным правом, поскольку конфедерации лишены суверенной власти над своей территорией и населением. Международные договоры с конфедерациями носили ограниченный характер и заключались, главным образом, для решения вопросов войны и мира.

4. В предметы ведения конфедерации входит небольшой круг вопросов. Он включает вопросы войны и мира, внешней политики, формирования единой армии, общей системы коммуникаций, разрешения споров между субъектами конфедерации. Расширение их возможно, как правило, только с согласия всех государств, входящих в состав конфедерации.

5. В конфедерациях образуются только те государственные органы, которые необходимы для осуществления задач, особо выделенных по договорным актам. В частности, нет судебных органов. Ограничен круг органов исполнительной власти.

6. Парламент конфедерации формируется представительными органами ее субъектов, которые обязывают своих делегатов неукоснительно следовать выданным им инструкциям и указаниям.

7. Постоянно действующие государственные органы конфедерации лишены властных полномочий. Как правило, акты конфедеративной власти не содержат норм прямого действия: они адресованы не гражданам, а органам власти субъектов конфедерации.

8. Субъектам конфедерации принадлежит право нуллификации, то есть отказа в признании либо отказа в применении актов союзной власти.

9. Бюджет конфедерации формируется за счет добровольных взносов ее субъектов. Правом непосредственного налогообложения, как и возможностью принудительного взыскания взносов, конфедерация не обладает.

10. Субъекты конфедерации имеют право устанавливать таможенные и иные ограничения, препятствующие передвижению лиц, товаров, услуг и капиталов.

11. Как правило, в конфедерациях отсутствует единая система денежного обращения.

12. Воинские формирования набираются субъектами конфедерации, причем нередко сохраняется двойное их подчинение государственным органам конфедерации и ее субъектов.

13. В конфедерациях нет союзного гражданства.

В отличие от конфедерации, федерация — это единое государство, состоящее из нескольких государственных образований, объединившихся для решения центральной властью общих для всех членов федерации задач.

В состав современных федераций входит различное число субъектов:

в США — 50, Австралии — 6, Канаде — 10, Австрии — 9, ФРГ — 16, Бельгии -3, Индии — 25, Югославии — 2 и т. д.

В большей части государств федеративное устройство не служит формой решения национального вопроса. В Индии, Бельгии, Канаде и Нигерии территориально-политическая организация государства в той или иной мере отражает многонациональный состав населения.

Субъекты федераций имеют собственные территорию, конституции и органы власти, которые в пределах предоставленных им прав обладают высокой степенью независимости.

Федеральные конституции включают в предметы ведения федерации важнейшие вопросы государственной жизни: оборону страны, внешнюю политику, финансы, налогообложение, организацию высших органов власти, разрешение конфликтов между субъектами федерации, регулирование торговли, развитие транспорта и коммуникаций. В ведение субъектов федерации входит более широкий круг вопросов, но это в основном вопросы, не требующие единообразного регулирования. В их числе — организация местных органов власти, общественный порядок и охрана окружающей среды, общественно необходимые работы и службы.

Конституции федеративных государств по-разному, с учетом уровня развития экономики, исторических традиций, соотношения политических сил определяют объем предметов ведения федерации и ее субъектов. Различным образом они решают и вопрос о принадлежности земли, недр и вод. Например, в Швейцарии и Мексике они подпадают под юрисдикцию федерации. В Австралии и Канаде земля и недра принадлежат субъектам федерации. Под юрисдикцией субъектов федерации находится земля и в Соединенных Штатах Америки, но здесь необходимо учитывать то обстоятельство, что более 30% всей территории США принадлежит федерации на правах собственности.

Во многих сферах федерация и ее субъекты тесно взаимодействуют. Об этом свидетельствует, в частности, решение вопроса охраны окружающей среды, ставшей в отсутствие каких-либо конкретных конституционных указаний объектом скоординированной политики федерации и ее субъектов во многих государствах мира.

Рассмотрим более подробно отдельные государства с федеративным устройствам.

Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 2935 | Нарушение авторского права страницы

Федеративная Республика

Что такое Федеративная Республика? Значение слова в популярных словарях и энциклопедиях, а также:

  • История термина «Федеративная Республика»;
  • Примеры употребления в повседневной жизни;
  • Синонимы и похожие слова.

Значение «Федеративная Республика» в словарях

Похожие слова в словарях

Федеративная Республика Германия- государство в Западной Европе, образованное 3 октября 1990 г. в результате объединения Федеративной Республики Германия, Германской Демократической Республики и Западного Берлина, являвшегося самостоятельной политической единицей с особым международным статусом. Договор об объединении ФРГ и ГДР подписан 31 августа 1990 г. До его подписания действовал Договор о создании валютного, экономического и социального союза от 18 мая 1990 г. 1 октября 1990 г. в Москве между СССР, США, Великобританией, Францией, ФРГ и ГДР был подписан Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии. Столица — г. Берлин, место пребывания правительства — г. Бонн. ФРГ — федеративное государство. Состоит из 16 земель: Бавария, Баден-Вюртемберг, Берлин, Бранденбург, Бремен, Гамбург, Гессен, Мек-ленбург-Передняя Померания, Нижняя Саксония, Рейнланд-Пфальц, Саар, Саксония, Саксония-Анхальт, Северный Рейн-Вестфалия, Тюрин-гия, Шлезвиг-Гольштейн. Каждая земля (ланд) имеет собственную конституцию, выборный законодательный орган — ландтаг (в 15 землях — однопалатный, в Баварии — двухпалатный) — и правительство во главе с премьер-министром. Конституция — Основной закон ФРГ — принята Парламентским советом (избранные ландтагами западногерманских земель 65 депутатов, представлявшие основные политические партии) 23 мая 1949 г. Форма правления — парламентарная республика (Германия была провозглашена республикой Веймарской конституцией 31 июля 1919 г.). Глава государства — Федеральный президент. Избирается сроком на 5 лет специально создаваемым органом — Федеральным собранием (состоит из членов нижней платы — Бундестага и такого же числа членов, избираемых народными представительствами земель пропорционально их населению). Переизбрание допускается только на один срок. Акты президента требуют контрасигнации главы правительства (канцлера) либо соответствующих министров. Законодательная власть осуществляется Бундестагом и Бундесратом. Бундестаг избирается всеобщим прямым голосованием по смешанной мажоритарно-пропорциональной системе в составе 672 депутатов (до объединения Германии — 496 депутатов) сроком на 4 года. Бундесрат формируется правительствами земель из своего состава по квотам, пропорциональным численности населения земель (от 3 до 6 представителей) сроком на 4 года. Всего в Бундесрате 68 членов. Председатель Бундесрата избирается ежегодно. Законопроекты принимаются Бундестагом и передаются на утверждение Бундесрата. В случае отклонения законопроекта верхней палатой создается согласительный комитет. Вторично одобренный Бундестагом законопроект может быть отклонен Бундесратом в течение недели. В этом случае законопроект направляется в Бундестаг в третий раз и считается окончательно принятым, если за него проголосовало большинство депутатов Бундестага. Особенностью законодательного процесса в ФРГ является право Бундесрата самостоятельно (практически без согласия Бундестага) принимать законы в условиях так называемого состояния законодательной необходимости, в случае если федеральное правительство считает такой законопроект неотложным. Кроме того, парламент может делегировать федеральному правительству, федеральному министру или правительству земли право издания актов по вопросам, входящим в их законодательную компетенцию. Правительство ФРГ обладает также правом законодательной инициативы, причем правительственные законопроекты имеют приоритет перед парламентскими. Наряду с законодательными полномочиями Бундестаг имеет также обширные контрольные полномочия в отношении правительства: интерпелляции (запросы), устные вопросы, следственные комиссии. Члены федерального правительства несут коллективную и индивидуальную ответственность перед Бундестагом; в исключительных случаях Бундестаг может сместить канцлера путем выражения так называемого конструктивного вотума недоверия (путем избрания нового главы правительства).

Сходство и различие между федерацией и конфедерацией

В свою очередь и канцлер может выступить с инициативой постановки вопроса о вотуме доверия. В случае если голосование о доверии канцлеру не соберет большинства голосов, наступает состояние правительственного кризиса, и президент по предложению канцлера может в течение 21 дня распустить Бундестаг и назначить новые выборы. В случае если Бундестагу удастся в этот срок избрать нового канцлера, роспуск прекращается. Исполнительная власть принадлежит федеральному правительству во главе с Федеральным канцлером. Федеральный канцлер избирается Бундестагом по предложению Федерального президента. Статья 63 конституции предусматривает, что избранным считается лицо, получившее большинство голосов членов Бундестага. Если предложенное лицо не избрано, Бундестаг может в течение четырнадцати дней после выборов избрать Федерального канцлера абсолютным большинством голосов своих членов. Если в течение этого срока избрание не состоялось, немедленно проводится новый тур голосования, после которого избранным считается лицо, получившее наибольшее число голосов. В этом случае Федеральный президент должен назначить его в течение семи дней после выборов. Если кандидатура не собрала такого большинства, Федеральный президент должен в течение семи дней либо назначить канцлера, либо распустить Бундестаг. Министры назначаются и увольняются Федеральным президентом по предложению канцлера. Правительство имеет по Конституции весьма обширные полномочия, осуществляя практически все функции по управлению страной. Правительство имеет также право законодательной инициативы. Особенно велика роль Федерального канцлера: в соответствии со ст. 65 Конституции "Федеральный канцлер определяет основные направления политики и несет за них ответственность". В пределах этих основных направлений каждый федеральный министр самостоятельно и под свою ответственность ведет дела своей отрасли. Федеральный канцлер ведет дела правительства согласно регламенту, принятому федеральным правительством и одобренному Федеральным президентом. Правительство уходит в отставку со сменой Федерального канцлера. Исключительно активная роль Федерального канцлера в управлении страной дает основания некоторым конституционалистам квалифицировать форму правления как "канцлерскую республику". Правосудие осуществляется Федеральным конституционным судом, федеральными судами и судами земель. Федеральный конституционный суд обладает широкими полномочиями: по толкованию Основного закона; по разрешению "разногласий и сомнений" относительно того, соответствует ли федеральное право и право земель по своим форме и содержанию Основному закону; по разрешению разногласий относительно прав и обязанностей Федерации и земель; по рассмотрению жалоб на неконституционность действий или предписаний, поданных любым лицом, считающим, что государственная власть нарушила одно из его основных прав, и т. д. федеральный конституционный суд состоит из двух палат (сенатов). Половина судей (8 членов) избирается Бундестагом, другая — Бундесратом. Срок полномочий судьи — 12 лет. Для отправления правосудия в области общей, административной, финансовой, трудовой и социальной юрисдикции учреждены пять систем судов, каждая из которых имеет высший судебный орган. Система общих судов возглавляется Верховным федеральным судом в г. Карлсруэ, состоящим из председателя суда, председателей сенатов и членов суда. В составе Верховного федерального суда: 11 сенатов — по гражданским делам, 5 — по уголовным делам и 7 — для рассмотрения специальных вопросов. Образуются также так называемые большие сенаты по гражданским и уголовным делам — в обоих случаях во главе с Председателем Верховного федерального суда — для решения по вопросам, имеющим принципиальное значение для соответствующей отрасли права. Высшие суды земель выступают в качестве апелляционной и кассационной инстанций, а также как суды первой инстанции (в каждой земле образовано от одного до четырех таких судов). Кроме того, они имеют в своем составе палаты (сенаты) по гражданским и уголовным делам. Действуют также суды земель, участковые суды и суды по делам несовершеннолетних. Во главе системы административной юстиции стоит Федеральный административный суд в Берлине, имеющий в своей структуре 12 сенатов (по 5 судей в каждом). В землях действуют Высшие административные суды. Система финансовых судов создана для рассмотрения споров по уплате налогов и таможенных сборов. Включает в себя Федеральный финансовый суд в Мюнхене и 15 финансовых судов земель. Суды по трудовым делам рассматривают споры между работодателями и наемными работниками по вопросам оплаты труда, увольнений и т. п., а также конфликты между профсоюзами и объединениями предпринимателей по вопросам правомерности забастовок, закрытия предприятий и др. Федеральный суд по трудовым делам в г. Касселе состоит из пяти сенатов. Имеются суды по трудовым делам земель и суды по трудовым делам, рассматривающие все трудовые конфликты по первой инстанции. Для рассмотрения конфликтов, связанных с социальным страхованием, выплатой пособий по безработице, медицинской помощью, создана система судов по социальным вопросам во главе с Федеральным судом по трудовым делам в г. Касселе, состоящим из 12 сенатов. Для обеспечения единства правосудия и разрешения противоречий по правовым вопросам между высшими федеральными судами, согласно ст. 95 Конституции, создан общий сенат высших федеральных судов, выносящий решения, обязательные для судов всех систем. Самостоятельными судебными учреждениями являются Федеральный дисциплинарный суд и Федеральный патентный суд в г. Мюнхене. (А. К.)Юридический словарь

Федерация (от позднелатин. Foederatio – союз, объединение), форма гос. устройства, при которой несколько гос. образований, юридически обладающих определ. политической самостоятельностью, образуют одно союзное государство. Первой федерацией были США. Федерациями являются: ФРГ, Швейцария, Австрия, Канада, Бразилия, Мексика, Аргентина, Венесуэла, Индия, Пакистан, Бирма, Малайзия, Австралия, Нигерия, Югославия.

Отличительные признаки федерации:

территория федерации состоит из территорий ее субъектов;

субъекты федерации обычно обладают учредительной властью, т.е. могут иметь конституцию;

компетенция разграничивается союзной конституцией;

каждый субъект имеет свою правовую и судебную системы;

в большинстве федераций – единое гражданство.

Федерализм как форма решения вопроса о территориально-политической организации общества и разграничения предметов ведения между союзом и входящими в его состав государственными образованиями вызывает особый интерес в силу той роли, которая принадлежит федеративным государствам в современном вире. В их числе такие мощные в политическом и экономическом отношении государства, как США, Канада, ФРГ и Австралия, государства с высоким (Швейцария, Австрия, Бельгия) и средним уровнем развития капитализма (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика, Индия, Пакистан), развивающиеся страны (Малайзия, Нигерия, Объединенные Арабские Эмираты, Коморские острова). В то же время необходимо подчеркнуть, что федеративное устройство отнюдь не является доминирующим, а его опыт – универсальным и исключительно положительным.

Прежде чем перейти к анализу особенностей федерализма, рассмотрим вопрос о конфедерациях и конфедеративной форме государственного устройства. Это необходимо для того, чтобы проиллюстрировать гипотетическую (но отнюдь не только теоретическую) возможность эволюции федерации в конфедерацию. Конфедерация как форма союза государств, сохраняющих суверенитет практически в полном объеме, сравнительно редко встречалась в истории. Конфедерациями были Австро-Венгрия до 1918 г., Швеция и Норвегия до 1905 г., Соединенные Штаты Америки с 1781 по 1789 г., Швейцария в период с 1815 по 1848 г. Попытки создания конфедераций предпринимались в различных регионах мира и в XX столетии. Одной из них была Сенегамбия, объединившая в 1982 г. два государства — Гамбию и Сенегал — в конфедеративный союз. Но через несколько лет она распалась. Такая же судьба постигла в 1961 г. Объединенную Арабскую Республику — конфедерацию, созданную Египтом и Сирией в 1958 г.

Таким образом опыт истории конфедераций свидетельствует о том, что эта форма является переходной либо к полному распаду союза, либо к федеративной форме государственного устройства.

Изучаем типы государств: что это такое — конфедерация

Совмещая в себе черты как международно-правовой, так и государственной организации, она, под воздействием тех или иных причин, зачастую теряет равновесие, необходимое для ее сохранения. Характерно то, что к федеративной форме устройства перешли только конфедерации с мононациональным составом населения (США, Швейцария, Германия), а многонациональные конфедерации (Австро-Венгрия, Швеция и Норвегия и ряд других) распались. При переходе к федеративной форме государственного устройства огромное значение приобретают экономические факторы. Фактически только они могут сбить волну центробежных тенденций и интегрировать конфедерацию в единое целое. Для конфедеративной формы государственного устройства характерны следующие черты. 1. Конфедерация образуется на основе соответствующих договоров. Договорной была и первая общенациональная конституция США — Статьи о Конфедерации 1781 г., для ратификации которой требовалось согласие всех американских штатов.

2. Субъекты конфедерации имеют право свободного выхода. В отличие от федераций, где попытка сецессии рассматривается как мятеж, выход из состава конфедерации означает только расторжение договорной связи с союзом.

3. Суверенитет в конфедерации принадлежит государствам, входящим в ее состав. Никакие решения союзной власти не имеют силы без согласия субъектов конфедерации. Фактически суверенитет конфедераций не признается и международным правом, поскольку конфедерации лишены суверенной власти над своей территорией и населением. Международные договоры с конфедерациями носили ограниченный характер и заключались, главным образом, для решения вопросов войны и мира.

4. В предметы ведения конфедерации входит небольшой круг вопросов. Он включает вопросы войны и мира, внешней политики, формирования единой армии, общей системы коммуникаций, разрешения споров между субъектами конфедерации. Расширение их возможно, как правило, только с согласия всех государств, входящих в состав конфедерации.

5. В конфедерациях образуются только те государственные органы, которые необходимы для осуществления задач, особо выделенных по договорным актам. В частности, нет судебных органов. Ограничен круг органов исполнительной власти.

6. Парламент конфедерации формируется представительными органами ее субъектов, которые обязывают своих делегатов неукоснительно следовать выданным им инструкциям и указаниям.

7. Постоянно действующие государственные органы конфедерации лишены властных полномочий. Как правило, акты конфедеративной власти не содержат норм прямого действия: они адресованы не гражданам, а органам власти субъектов конфедерации.

8. Субъектам конфедерации принадлежит право нуллификации, то есть отказа в признании либо отказа в применении актов союзной власти.

9. Бюджет конфедерации формируется за счет добровольных взносов ее субъектов. Правом непосредственного налогообложения, как и возможностью принудительного взыскания взносов, конфедерация не обладает.

10. Субъекты конфедерации имеют право устанавливать таможенные и иные ограничения, препятствующие передвижению лиц, товаров, услуг и капиталов.

11. Как правило, в конфедерациях отсутствует единая система денежного обращения.

12. Воинские формирования набираются субъектами конфедерации, причем нередко сохраняется двойное их подчинение государственным органам конфедерации и ее субъектов.

13. В конфедерациях нет союзного гражданства.

В отличие от конфедерации, федерация — это единое государство, состоящее из нескольких государственных образований, объединившихся для решения центральной властью общих для всех членов федерации задач.

В состав современных федераций входит различное число субъектов:

в США — 50, Австралии — 6, Канаде — 10, Австрии — 9, ФРГ — 16, Бельгии -3, Индии — 25, Югославии — 2 и т. д.

В большей части государств федеративное устройство не служит формой решения национального вопроса. В Индии, Бельгии, Канаде и Нигерии территориально-политическая организация государства в той или иной мере отражает многонациональный состав населения.

Субъекты федераций имеют собственные территорию, конституции и органы власти, которые в пределах предоставленных им прав обладают высокой степенью независимости.

Федеральные конституции включают в предметы ведения федерации важнейшие вопросы государственной жизни: оборону страны, внешнюю политику, финансы, налогообложение, организацию высших органов власти, разрешение конфликтов между субъектами федерации, регулирование торговли, развитие транспорта и коммуникаций. В ведение субъектов федерации входит более широкий круг вопросов, но это в основном вопросы, не требующие единообразного регулирования. В их числе — организация местных органов власти, общественный порядок и охрана окружающей среды, общественно необходимые работы и службы.

Конституции федеративных государств по-разному, с учетом уровня развития экономики, исторических традиций, соотношения политических сил определяют объем предметов ведения федерации и ее субъектов. Различным образом они решают и вопрос о принадлежности земли, недр и вод. Например, в Швейцарии и Мексике они подпадают под юрисдикцию федерации. В Австралии и Канаде земля и недра принадлежат субъектам федерации. Под юрисдикцией субъектов федерации находится земля и в Соединенных Штатах Америки, но здесь необходимо учитывать то обстоятельство, что более 30% всей территории США принадлежит федерации на правах собственности.

Во многих сферах федерация и ее субъекты тесно взаимодействуют. Об этом свидетельствует, в частности, решение вопроса охраны окружающей среды, ставшей в отсутствие каких-либо конкретных конституционных указаний объектом скоординированной политики федерации и ее субъектов во многих государствах мира.

Рассмотрим более подробно отдельные государства с федеративным устройствам.

Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 2935 | Нарушение авторского права страницы

Государство, как система политической власти, организующая и подчиняющая себе большие группы людей и территории, испытывала различные формы устройства.

Территориальная протяженность государства, национальности и народности, проживающие в нем, многообразие их культур и традиций, а также стремление власти учитывать интересы различных групп населения – все это привело к возникновению федерации.

Определение федерации и сопутствующие ей понятия

Федерация – это форма государственного устройства, представляющая собой объединение отдельных государственных единиц (субъектов федерации) в целостную структуру.

10. Определите, чем Федерация отличается от конфедерации

При этом каждое из входящих в ее состав государственных образований одновременно имеет некоторую политическую независимость от центра и подчиняется единым федеральным нормам.

Противоположным федерации понятием является унитарное государство. Под ним подразумевают такое государство, которое разделено на административно-территориальные части, не имеющие политической и юридической самостоятельности.

Федерацию не нужно путать с конфедерацией. Она, в отличие от первой, объединяет целые независимые государства.

Признаки федерации

Большинству федеративных государств свойственны следующие признаки:

  1. Два вида верховной власти: федеральная (центральная) и региональная (местная).

  2. Правовая независимость федеративных единиц. При обязательном подчинении общей Конституции субъекты федерации могут создавать собственные законодательные базы (местные конституции, уставы), иметь свою региональную символику власти: герб, гимн, флаг, — столицу и т.д. Однако государственным суверенитетом они не обладают.

  3. Территориальное деление на части: области, округа, штаты, республики, эмираты и т.д.

  4. Закрепление представительской функции за федеральной властью. Она ведет внешнеполитическую деятельность, представляет страну на мировой арене.

  5. Субъекты федерации не могут участвовать в международных отношениях, находясь в составе федерации.

Виды федерации

Классификация федераций разнообразна и имеет несколько ответвлений. Так, в зависимости от конституционно-правового статуса субъектов, федерация может быть:

  1. симметричная;
  2. ассиметричная.

В первом случае субъекты федерации равны по статусу, во втором – нет. Например, Соединенные Штаты Америки наделены одинаковыми правами, а регионы Российской Федерации, в состав которой включены как субъекты, не имеющие национального статуса, так и национальные республики и автономные округа, обладают разной степенью политических прав и свобод.

В соответствии с принципами территориального образования федерации делятся на:

  • территориальные (субъекты федерации объединяются по географическому признаку);
  • национальные (объединение по национальному признаку);
  • смешанные (комбинирование признаков).

По способу формирования среди федераций различают:

  • договорные (возникшие посредством заключения договора между государствами);
  • конституционные (в большинстве случаев преобразованные из унитарных государств на основе конституции).

По степени централизации федерации бывают:

  • централизованные (предусматривающие подчинение субъектов федерации центральной власти);
  • децентрализованные (в них центр отдает субъектам значительный объем власти).

Современные федерации

В настоящее время довольно большое число государств сформированы по федеративному принципу, среди них:

  • Федеративная Республика Германия;
  • Королевство Бельгия;
  • Исламская Республика;
  • Малайзия;
  • Объединённые Арабские Эмираты;
  • Республика Индия;
  • Судан;
  • Республика Эфиопия;
  • Канада;
  • Мексиканские Соединённые Штаты;
  • Австралийский Союз и др.

Слово федерация

Слово федерация английскими буквами(транслитом) — federatsiya

Слово федерация состоит из 9 букв: а д е е и р ф ц я

Значения слова федерация. Что такое федерация?

Федерация

Федерация — форма государственного устройства, предусматривающая осуществление государственной власти как в целом на общегосударственном уровне, так и на уровне составных частей государства — субъектов федерации.

Российское избирательное право

ФЕДЕРАЦИЯ — в конституционном праве одна из форм государственного устройства, при которой государство состоит из субъектов Ф. — государств, автономных национально-государственных (национально-территориальных) и территориальных…

Энциклопедический словарь конституционного права "Норма". — 2000

Федерация — форма государственного устройства, при котором территории, входящие в состав государства, имеют в свою очередь статус и атрибутику государства.

Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике. — СПб: РНБ, 2011

ФЕДЕРАЦИЯ — форма государственного устройства, предполагающая, что в состав государства входят несколько относительно самостоятельных образований (штатов, земель, кантонов, республик и т. п.).

Большая актуальная политическая энциклопедия

ФЕДЕРАЦИЯ (от позднелат. foederatio — союз — объединение) (союзное, федеративное государство),.1) форма государственного устройства, при которой государство образует федеральные единицы — члены, субъекты федерации (напр., земли, штаты).

Большой энциклопедический словарь

ФЕДЕРАЦИЯ (лат. foederatio союз, объединение) — форма государственного устройства, при которой, входящие в ее состав административно-территориальные образования (см. Субъекты федерации)…

Политология: Словарь-справочник. — 2001

Федерация (от позднелат. foederatio – союз, объединение), форма государственного устройства, при которой несколько государственных образований, юридически обладающих определенной политической самостоятельностью, образуют одно союзное государство.

БСЭ. — 1969—1978

ФЕДЕРАЦИЯ (от позднелат. foederatio — союз, объединение) — форма гос. устройства, при к-рой неск. гос. образований, юридически обладающих определенной политич. самостоятельностью, образуют одно союзное гос-во.

Советская историческая энциклопедия. — 1973-1982

Юрская федерация

Юрская федерация — швейцарская секция Международного товарищества рабочих (Первого Интернационала), находившаяся под сильным влиянием анархистских и федералистских идей Михаила Бакунина.

ru.wikipedia.org

ЮРСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ — анархистская орг-ция в Швейцарии (1871-78), созданная на съезде анархистов в Сонвилье и объединившая ряд мелких секций 1-го Интернационала горной Юры.

Советская историческая энциклопедия. — 1973-1982

Асимметричная федерация

АСИММЕТРИЧНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ — модель федерации, характеризующаяся неравенством (юридическим или фактическим) ее субъектов, наличием административно-территориальных единиц, не обладающих статусом субъекта федерации.

Конституционное право РФ. — 2002

АСИММЕТРИЧНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ — понятие науки конституционного права, используемое при характеристике федеративных государств. А. ф. называют федерацию, субъекты (члены) которой имеют неодинаковый юридический статус…

Энциклопедический словарь конституционного права "Норма". — 2000

Асимметричная федерация — модель федеративного устройства, при которой субъекты федерации имеют неравный конституционно-правовой статус и объем полномочий.

glossary.ru

Конституция Российской Федерации

Конститу́ция Росси́йской Федера́ции — высший нормативный правовой акт Российской Федерации.

Принята народом Российской Федерации 12 декабря 1993 года. Вступила в силу со дня официального опубликования 25 декабря 1993 года.

ru.wikipedia.org

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — Основной Закон нашего государства.

Вы точно человек?

Действующая К. РФ принята путем всенародного голосования (референдума) 12 декабря 1993 г. В нем приняло участие 58 млн. 187 тыс.

Энциклопедический словарь конституционного права "Норма". — 2000

Конституция Российской Федерации — основной закон Российской Федерации, обладающий высшей юридической силой в правовой системе страны и определяющий правовые основы конституционного строя, организации государственной власти и местного самоуправления…

Российское избирательное право

Русский язык

Федер/а́ци/я .

Морфемно-орфографический словарь. — 2002

Совет Федерации

Сове́т Федера́ции (также неофициально СФ, Сенат) — верхняя палата Федерального Собрания — парламента Российской Федерации.

ru.wikipedia.org

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ — верхняя палата Федерального Собрания — парламента Российской Федерации. В прессе также часто называется сенатом, а члены СФ — сенаторами. Основной функцией палаты является осуществление законодательных полномочий…

Большая актуальная политическая энциклопедия

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ — верхняя палата Федерального Собрания РФ. Порядок формирования С.Ф. второго и третьего созывов определялся Федеральным законом от 5 декабря 1995 г. "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации".

Конституционное право РФ. — 2002

Спортивные федерации

Спортивная федерация — это неправительственная общественная организация, решающая вопросы, касающиеся физического воспитания, спорта и физической культуры. Организует соревнования, привлекая, если это нужно, спонсоров.

ru.wikipedia.org

Спортивные федерации, международные (всемирные и региональные) и национальные неправительственные организации в области физической культуры, физического воспитания и спорта.

БСЭ. — 1969—1978

Спортивные федерации международные (всемирные и региональные) и национальные неправительственные организации в области физической культуры, физического воспитания и спорта.

Политика: толковый словарь. — М., 2001

Федеральное Собрание Российской Федерации

Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Статус Федерального Собрания определён в главе 5 Конституции России.

ru.wikipedia.org

Федеральное Собрание Российской Федерации Федеральное Собрание Российской Федерации — постоянно действующий представительный и законодательный орган Российской Федерации.

Словарь финансовых терминов

Федеральное Собрание Российской Федерации — постоянно действующий представительный и законодательный орган Российской Федерации. Федеральное Собрание состоит из двух палат: Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата).

Словарь финансовых терминов

Примеры употребления слова федерация

Международная федерация хоккея уличила в допинге нападающего сборной Белоруссии.

Фадеев: федерация планирует проводить женский ЧР в том же формате, что и мужской.

Организатором соревнований выступила Тюменская городская шахматная федерация.

В пару метрах от борцов разбила свою палатку Международная федерация водных видов спорта.

За короткий период международная федерация борьбы и ее президент проделали огромную работу.

Итальянская федерация футбола намерена изменить срок закрытия летнего трансферного окна.

Напомним, что с подобным предложением выступила Федерация хоккея России.

Например, как федерация хоккея будет решать проблему отсталости некоторых регионов?

Одним словом, Федерация футбола Украины подошла подобрала нам очень сильного соперника.

Считаю, это неправильно. Федерация хоккея Канады тоже должна принять участие в этом процессе.

Слово федерация

Слово федерация английскими буквами(транслитом) — federatsiya

Слово федерация состоит из 9 букв: а д е е и р ф ц я

Значения слова федерация. Что такое федерация?

Федерация

Федерация — форма государственного устройства, предусматривающая осуществление государственной власти как в целом на общегосударственном уровне, так и на уровне составных частей государства — субъектов федерации.

Российское избирательное право

ФЕДЕРАЦИЯ — в конституционном праве одна из форм государственного устройства, при которой государство состоит из субъектов Ф. — государств, автономных национально-государственных (национально-территориальных) и территориальных…

Энциклопедический словарь конституционного права "Норма". — 2000

Федерация — форма государственного устройства, при котором территории, входящие в состав государства, имеют в свою очередь статус и атрибутику государства.

Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике. — СПб: РНБ, 2011

ФЕДЕРАЦИЯ — форма государственного устройства, предполагающая, что в состав государства входят несколько относительно самостоятельных образований (штатов, земель, кантонов, республик и т. п.).

Большая актуальная политическая энциклопедия

ФЕДЕРАЦИЯ (от позднелат. foederatio — союз — объединение) (союзное, федеративное государство),.1) форма государственного устройства, при которой государство образует федеральные единицы — члены, субъекты федерации (напр., земли, штаты).

Большой энциклопедический словарь

ФЕДЕРАЦИЯ (лат. foederatio союз, объединение) — форма государственного устройства, при которой, входящие в ее состав административно-территориальные образования (см. Субъекты федерации)…

Политология: Словарь-справочник. — 2001

Федерация (от позднелат. foederatio – союз, объединение), форма государственного устройства, при которой несколько государственных образований, юридически обладающих определенной политической самостоятельностью, образуют одно союзное государство.

БСЭ. — 1969—1978

ФЕДЕРАЦИЯ (от позднелат. foederatio — союз, объединение) — форма гос. устройства, при к-рой неск. гос. образований, юридически обладающих определенной политич. самостоятельностью, образуют одно союзное гос-во.

Советская историческая энциклопедия. — 1973-1982

Юрская федерация

Юрская федерация — швейцарская секция Международного товарищества рабочих (Первого Интернационала), находившаяся под сильным влиянием анархистских и федералистских идей Михаила Бакунина.

ru.wikipedia.org

ЮРСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ — анархистская орг-ция в Швейцарии (1871-78), созданная на съезде анархистов в Сонвилье и объединившая ряд мелких секций 1-го Интернационала горной Юры.

Советская историческая энциклопедия. — 1973-1982

Асимметричная федерация

АСИММЕТРИЧНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ — модель федерации, характеризующаяся неравенством (юридическим или фактическим) ее субъектов, наличием административно-территориальных единиц, не обладающих статусом субъекта федерации.

Конституционное право РФ. — 2002

АСИММЕТРИЧНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ — понятие науки конституционного права, используемое при характеристике федеративных государств. А. ф. называют федерацию, субъекты (члены) которой имеют неодинаковый юридический статус…

Энциклопедический словарь конституционного права "Норма".

Признаки конфедерации, чем отличается от федерации

— 2000

Асимметричная федерация — модель федеративного устройства, при которой субъекты федерации имеют неравный конституционно-правовой статус и объем полномочий.

glossary.ru

Конституция Российской Федерации

Конститу́ция Росси́йской Федера́ции — высший нормативный правовой акт Российской Федерации. Принята народом Российской Федерации 12 декабря 1993 года. Вступила в силу со дня официального опубликования 25 декабря 1993 года.

ru.wikipedia.org

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — Основной Закон нашего государства. Действующая К. РФ принята путем всенародного голосования (референдума) 12 декабря 1993 г. В нем приняло участие 58 млн. 187 тыс.

Энциклопедический словарь конституционного права "Норма". — 2000

Конституция Российской Федерации — основной закон Российской Федерации, обладающий высшей юридической силой в правовой системе страны и определяющий правовые основы конституционного строя, организации государственной власти и местного самоуправления…

Российское избирательное право

Русский язык

Федер/а́ци/я .

Морфемно-орфографический словарь. — 2002

Совет Федерации

Сове́т Федера́ции (также неофициально СФ, Сенат) — верхняя палата Федерального Собрания — парламента Российской Федерации.

ru.wikipedia.org

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ — верхняя палата Федерального Собрания — парламента Российской Федерации. В прессе также часто называется сенатом, а члены СФ — сенаторами. Основной функцией палаты является осуществление законодательных полномочий…

Большая актуальная политическая энциклопедия

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ — верхняя палата Федерального Собрания РФ. Порядок формирования С.Ф. второго и третьего созывов определялся Федеральным законом от 5 декабря 1995 г. "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации".

Конституционное право РФ. — 2002

Спортивные федерации

Спортивная федерация — это неправительственная общественная организация, решающая вопросы, касающиеся физического воспитания, спорта и физической культуры. Организует соревнования, привлекая, если это нужно, спонсоров.

ru.wikipedia.org

Спортивные федерации, международные (всемирные и региональные) и национальные неправительственные организации в области физической культуры, физического воспитания и спорта.

БСЭ. — 1969—1978

Спортивные федерации международные (всемирные и региональные) и национальные неправительственные организации в области физической культуры, физического воспитания и спорта.

Политика: толковый словарь. — М., 2001

Федеральное Собрание Российской Федерации

Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Статус Федерального Собрания определён в главе 5 Конституции России.

ru.wikipedia.org

Федеральное Собрание Российской Федерации Федеральное Собрание Российской Федерации — постоянно действующий представительный и законодательный орган Российской Федерации.

Словарь финансовых терминов

Федеральное Собрание Российской Федерации — постоянно действующий представительный и законодательный орган Российской Федерации. Федеральное Собрание состоит из двух палат: Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата).

Словарь финансовых терминов

Примеры употребления слова федерация

Международная федерация хоккея уличила в допинге нападающего сборной Белоруссии.

Фадеев: федерация планирует проводить женский ЧР в том же формате, что и мужской.

Организатором соревнований выступила Тюменская городская шахматная федерация.

В пару метрах от борцов разбила свою палатку Международная федерация водных видов спорта.

За короткий период международная федерация борьбы и ее президент проделали огромную работу.

Итальянская федерация футбола намерена изменить срок закрытия летнего трансферного окна.

Напомним, что с подобным предложением выступила Федерация хоккея России.

Например, как федерация хоккея будет решать проблему отсталости некоторых регионов?

Одним словом, Федерация футбола Украины подошла подобрала нам очень сильного соперника.

Считаю, это неправильно. Федерация хоккея Канады тоже должна принять участие в этом процессе.