70. Особенности технологических процессов: изготовления лепной и гончарной посуды, получения цветного и черного металла (по археологическим материалам).

Предмет, источники, задачи археологии

Археология изучает в большинстве своем вещественные источники, т. е. предметы и сооружения, сделанные руками людей. Иногда археологам приходится иметь дело с письменными источниками и памятниками, не скрытыми под толщей земли, например с наскальными рисунками и сохранившимися древними постройками. Однако основные археологические источники добываются из земли. Земля хранит в себе огромное количество разнообразных вещественных материалов. Добыванием их, изучением и построением выводов о жизни людей в прошлом и занимается специальная историческая наука — археология. Следовательно, задача археологии состоит в том, чтобы на основании археологических источников как можно полнее восстановить картину исторического прошлого человечества, дав ответ на вопросы: что произошло, где произошло то или иное событие, когда произошло и почему.

Археология как наука имеет свой предмет исследования и свои, особые, присущие только ей, методы накопления и изучения источников. В этом отношении археология является самостоятельной исторической наукой. Вместе с тем история и археология неразделимы, их различают только источники и методы исследования, цели же исследования одни и те же — изучение истории человеческого общества во всей его совокупности.

Археология, в отличие от истории, не занимается изучением всех разделов, она дает основной материал по истории первобытного общества и значительный дополнительный материал по истории рабовладельческого и феодального общества. Однако значение археологии в системе человеческих знаний огромно. Прежде всего она необыкновенно широко раздвинула хронологические рамки истории. Обычные, с точки зрения историка, письменные сведения позволили в свое время осветить историю общества лишь на протяжении не более пяти тысяч лет, т. е. в основном период зарождения и развития классового общества. Введение в оборот археологических источников позволило изучить историю доклассового общества, тот огромный по времени период исторического развития человечества, который совершенно лишен письменных источников. Археология привела нас к истокам человеческой цивилизации.

За­дачей археологии является не только установление исторических процессов прошлого, конкретных событий и явлений материаль­ной и общественной жизни, но и определение времени, хронологии исторических явлений.

Археологические источники и их виды. Основные понятия археологической науки

Археологические источники весьма разнообразны. Основу их составляют многочисленные орудия труда, предметы быта, остатки строений и оружие, а также памятники духовной жизни людей.

Таким образом, в археологии древняя вешь является основным средством познания исторического процесса, потому что в археологических предметах скрыты дела, а иногда и мысли исчезнувших поколений.

Где археологи могут обнаружить письменные источники? (А) На глиняных черепках (Б) На стенах

Среди источников особое значение имеет изучение орудий труда.

Надежным хранилищем археологических источников является земля. Количество добытых из земли предметов ежегодно увеличивается. Через каждые 20—30 лет количество археологических источников удваивается, что приводит к качественно новым выводам и способствует постоянному развитию науки. Однако обнаружить археологические предметы можно только в определенных местах, связанных с жизнью и деятельностью древних людей. Такие места называются археологическими памятниками. Памятники разнообразны по своему характеру.

Наиболее распространенными памятниками являются поселения, т. е. те места, где древние люди оставили следы своей трудовой жизни и быта. Более поздние поселения людей раннего железного века обычно имеют остатки укреплений в виде валов и рвов. Такие укрепленные поселения называются городищами. На поселениях в земле находят остатки жилищ, каменные, бронзовые или железные орудия труда (в зависимости от того, к какому времени относится поселение).

Не меньшее значение в науке имеет второй вид памятников — погребения древних людей. В разных частях СССР известно множество различных могильников, отличающихся своим устройством н относящихся к различным временам. Это склепы, сделанные из камня, урны, земляные или каменные курганы и обыкновенные грунтовые могилы, ничем не отмеченные на поверхности земли. Наиболее распространенными археологическими памятниками являются грунтовые могилы и курганы. Курган — это холм, насыпанный из земли или камней над погребением или несколькими погребениями. Курганные погребения располагаются обычно группами и реже — поодиночке. Археологам часто приходится иметь дело с бескурганными могильниками, которые не имеют никаких признаков на своей поверхности, поэтому их гораздо труднее обнаружить.

Среди археологических памятников большой интерес представляют древние горные выработки и литейные мастерские. Сохранившиеся места добычи камня, штольни и плавильни эпохи бронзы и раннего железа позволяют восстановить картины производства, создают конкретное представление о труде наших далеких предков.

Ценный материал археолог может получить, исследуя не только древние могилы, но и разгадывая тайны наскальных изображений, так называемых писаниц, которые создавались древним населением в самые различные эпохи, начиная от древнекаменного века.

В ряде южных районов Советского Союза сохранились остатки древних гидротехнических сооружений и дорог, которые также являются ценными археологическими памятниками.

Археологические памятники в ходе их исследования дают в руки исследователя не только вещественные источники. Напри­мер, при изучении поселений, кроме собранных материалов, большое значение имеет изучение конструкций, расположение и количество жилищ, изучение условий расположения самого поселения; при исследовании могильников — обряд погребения, расположение и направление погребенных, устройство погребальных сооружений; при изучении писаниц — техника нанесения рисунка на ка­мень, сюжеты, художественная манера исполнения и т. д.

Очень важно умело исследовать памятник, так как археологические материалы даже в пределах памятника находятся не повсеместно, а его изучение в большинстве своем связано с раз­рушением. Например, на поселениях предметы деятельности чело­века залегают в земле, в так называемом культурном слое.

Что представляет собой культурный слой? Если толщу земли на поселении разрезать вертикально, то ясно будут видны отдель­ные слои земли: от самого нижнего — материкового основания до самого верхнего — дерна. Если на этом месте было поселение древнего человека, то где-то в толще этих природных напласто­ваний будет находиться слой, насыщенный остатками деятельно­сти человека, состоящий из строительного и хозяйственного му­сора, органических перегнивших веществ, углей, золы, следов жи­лищ, хозяйственных ям. Это и будет культурный слой. На разных поселениях он различен по цвету, насыщенности остатками дея­тельности человека, глубине залегания и толщине. Особенно­сти культурного слоя являются очень важными. Например, глу­бина залегания культурного слоя, кроме тех вещей, которые в нем содержатся, служит показателем того, как давно жили здесь люди: культурный слой на поселениях раннего железного века обычно залегает сразу под дерном, а культурный слой стоянки каменного века, как правило, приходится исследовать на значительной глу­бине. Иногда на одном и том же поселении может оказаться не­сколько культурных слоев, относящихся к различным археологи­ческим эпохам. Слои могут залегать непосредственно один над другим в том случае, когда жизнь на поселении развивалась долго и непрерывно. Но они могут быть разделенными наносными про­слойками глины или песка, в толще которых не встречаются археологические предметы. В таком случае ясно, что жизнь на поселении прерывалась на длительное время, а потом с приходом сюда людей снова возобновлялась.

Археологов интересует и толщина культурного слоя. Культур­ный слой образовывался медленно, год за годом. Чем дольше жили люди на одном месте, тем больше отложилось в земле остат­ков их деятельности и, следовательно, толще культурный слой. Культурный слой может быть толщиной в несколько сантиметров, но он может достигать и нескольких метров. Например, в Новго­роде толщина культурного слоя доходит до 9 метров.

Археологическая культура. Археологическая стратиграфия и планиграфия

Археолог ведет исследование поселения, изучая состав и после­довательность залегания культурных слоев и сооружений, их соот­ношение. Такое изучение слоев на местности называется страти­графией (описание слоев). Открывая сохранившиеся в земле остатки человеческой деятельности, археологи в большинстве слу­чаев имеют дело с источниками, отражающими материально-про­изводственную и духовную жизнь людей прошлого. Эти источники далеко неоднородны: они различаются по эпохам, а внутри каж­дой эпохи археологические памятники и материалы различаются либо по времени, либо территориально. На основании этих раз­личий археологи выделяют археологические культуры. Таким об­разом, археологи имеют дело с большими комплексами, которые называются археологическими культурами.

Археологической культурой называется комплекс одинаковых археологических материалов — орудий труда, оружия, посуды (включая форму и орнамент), украшений, полученных из однород­ных археологических памятников, занимавших определенную тер­риторию и относящихся к одному времени. Ясно, что определен­ные комплексы вещественных предметов и памятников являются продуктом человеческой деятельности. Иногда археологическая культура принадлежит одной этнической общности людей или возникла на базе прочного единства хозяйственного и духовного развития нескольких родственных между собой групп древнего населения. Археологические культуры имеют в большинстве слу­чаев условные названия — по названию мест первых находок или наиболее значительных памятников, например: андроновская, трипольская культуры; или по наиболее характерным археологиче­ским признакам, например: древнеямная, катакомбная культура. Археологическая культура является основной единицей классифи­кации и систематизации вещественных источников.

Планиграфия в археологии — способ документирования археологического раскопа, когда найденные объекты представлены, как относящиеся к определенному горизонтальному электрометрическому срезу. Этот горизонтальный срез дополнительно может быть датирован, например с использованием радиоуглеродного датирования. Планиграфия требует значительно большего объёма исходных данных, чем стратиграфия объекта раскопок. При стратиграфии достаточно небольшого числа (часто всего одного) вертикального электрометрического среза археологического объекта с фиксированным вертикальным шагом сбора данных по глубине. Совокупность большого числа стратиграфических данных обычно служит исходным материалом для создания планиграфии объекта раскопок.

1234567Следующая ⇒

Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 4041 | Нарушение авторского права страницы

  История появления профессии АрхеологКак возникла профессия? Как развивалась профессия?

Еще в Древней Греции и Риме профессия археолога была известна и популярна. Уже в то время люди занимались раскопками, находили памятники архитектуры древности, знали о каменном, железном и бронзовом веках. Во времена Возрождения многочисленные раскопки были направлены на поиски произведений античной скульптуры. Но как наука археология была сформирована лишь к началу ХХ века.

  Значимость для обществаВажность, значение и социальный статус профессии

В современном мире археология  — это очень значимая наука, позволяющая открыть многие тайны и загадки прошлых веков, ближе узнать ушедшие цивилизации, познакомиться с культурой, жизнью и бытом людей разных эпох – от древности до сегодняшнего дня, воссоздать по останкам внешний вид древнейших растений и животных. Археологи в своих исследованиях для анализа и исследования объектов используют различные методы, оптимизировать которые помогает сотрудничество с отраслями других наук. Профессия археолога сегодня весьма востребована, ведь в истории человечества так много загадок, неоткрытых тайн и белых пятен.

  Особенности профессии АрхеологУникальность и перспективность профессии

Главным родом деятельности археолога являются раскопки, цель которых – поиск объектов культуры, памятников старины, других предметов, представляющих значение для истории.

Где археологи могут обнаружить письменные источники?

Кроме того, археологи могут работать в музее и заниматься организацией выставок и экскурсий, обеспечивать сохранность и восстановление предметов, найденных во время раскопок, или знакомить посетителей с этими находками и результатами исследований.

  "Подводные камни" профессии АрхеологВсе за и против профессии. Сложности и особенности.

Археолог должен обладать хорошим здоровьем, выносливостью, быть хорошо физически подготовленным, потому что работа связана с археологическими экспедициями в условиях разного климата. У человека, выбравшего эту профессию, не должно быть аллергических реакций, особенно на материалы органического происхождения. Работа археолога может быть как индивидуальной, так и командной, поэтому очень важна эмоциональная подготовленность, уравновешенность, спокойствие.

  Где и как получить профессию АрхеологГде обучают профессии?

Профессию археолога можно получить, закончив исторический факультет ВУЗа. Для того, чтобы работать по этой специальности, обязательно нужно иметь высшее академическое образование. Это позволит также осуществлять руководство археологическими раскопками, археологический надзор.

70. Особенности технологических процессов: изготовления лепной и гончарной посуды, получения цветного и черного металла (по археологическим материалам).

Предмет, источники, задачи археологии

Археология изучает в большинстве своем вещественные источники, т. е. предметы и сооружения, сделанные руками людей. Иногда археологам приходится иметь дело с письменными источниками и памятниками, не скрытыми под толщей земли, например с наскальными рисунками и сохранившимися древними постройками. Однако основные археологические источники добываются из земли. Земля хранит в себе огромное количество разнообразных вещественных материалов. Добыванием их, изучением и построением выводов о жизни людей в прошлом и занимается специальная историческая наука — археология. Следовательно, задача археологии состоит в том, чтобы на основании археологических источников как можно полнее восстановить картину исторического прошлого человечества, дав ответ на вопросы: что произошло, где произошло то или иное событие, когда произошло и почему.

Археология как наука имеет свой предмет исследования и свои, особые, присущие только ей, методы накопления и изучения источников. В этом отношении археология является самостоятельной исторической наукой. Вместе с тем история и археология неразделимы, их различают только источники и методы исследования, цели же исследования одни и те же — изучение истории человеческого общества во всей его совокупности.

Археология, в отличие от истории, не занимается изучением всех разделов, она дает основной материал по истории первобытного общества и значительный дополнительный материал по истории рабовладельческого и феодального общества. Однако значение археологии в системе человеческих знаний огромно. Прежде всего она необыкновенно широко раздвинула хронологические рамки истории. Обычные, с точки зрения историка, письменные сведения позволили в свое время осветить историю общества лишь на протяжении не более пяти тысяч лет, т. е. в основном период зарождения и развития классового общества. Введение в оборот археологических источников позволило изучить историю доклассового общества, тот огромный по времени период исторического развития человечества, который совершенно лишен письменных источников. Археология привела нас к истокам человеческой цивилизации.

За­дачей археологии является не только установление исторических процессов прошлого, конкретных событий и явлений материаль­ной и общественной жизни, но и определение времени, хронологии исторических явлений.

Археологические источники и их виды. Основные понятия археологической науки

Археологические источники весьма разнообразны. Основу их составляют многочисленные орудия труда, предметы быта, остатки строений и оружие, а также памятники духовной жизни людей.

Таким образом, в археологии древняя вешь является основным средством познания исторического процесса, потому что в археологических предметах скрыты дела, а иногда и мысли исчезнувших поколений. Среди источников особое значение имеет изучение орудий труда.

Надежным хранилищем археологических источников является земля. Количество добытых из земли предметов ежегодно увеличивается. Через каждые 20—30 лет количество археологических источников удваивается, что приводит к качественно новым выводам и способствует постоянному развитию науки. Однако обнаружить археологические предметы можно только в определенных местах, связанных с жизнью и деятельностью древних людей. Такие места называются археологическими памятниками. Памятники разнообразны по своему характеру.

Наиболее распространенными памятниками являются поселения, т. е. те места, где древние люди оставили следы своей трудовой жизни и быта. Более поздние поселения людей раннего железного века обычно имеют остатки укреплений в виде валов и рвов. Такие укрепленные поселения называются городищами. На поселениях в земле находят остатки жилищ, каменные, бронзовые или железные орудия труда (в зависимости от того, к какому времени относится поселение).

Не меньшее значение в науке имеет второй вид памятников — погребения древних людей. В разных частях СССР известно множество различных могильников, отличающихся своим устройством н относящихся к различным временам. Это склепы, сделанные из камня, урны, земляные или каменные курганы и обыкновенные грунтовые могилы, ничем не отмеченные на поверхности земли. Наиболее распространенными археологическими памятниками являются грунтовые могилы и курганы. Курган — это холм, насыпанный из земли или камней над погребением или несколькими погребениями. Курганные погребения располагаются обычно группами и реже — поодиночке. Археологам часто приходится иметь дело с бескурганными могильниками, которые не имеют никаких признаков на своей поверхности, поэтому их гораздо труднее обнаружить.

Среди археологических памятников большой интерес представляют древние горные выработки и литейные мастерские.

Предмет, источники, задачи археологии

Сохранившиеся места добычи камня, штольни и плавильни эпохи бронзы и раннего железа позволяют восстановить картины производства, создают конкретное представление о труде наших далеких предков.

Ценный материал археолог может получить, исследуя не только древние могилы, но и разгадывая тайны наскальных изображений, так называемых писаниц, которые создавались древним населением в самые различные эпохи, начиная от древнекаменного века.

В ряде южных районов Советского Союза сохранились остатки древних гидротехнических сооружений и дорог, которые также являются ценными археологическими памятниками.

Археологические памятники в ходе их исследования дают в руки исследователя не только вещественные источники. Напри­мер, при изучении поселений, кроме собранных материалов, большое значение имеет изучение конструкций, расположение и количество жилищ, изучение условий расположения самого поселения; при исследовании могильников — обряд погребения, расположение и направление погребенных, устройство погребальных сооружений; при изучении писаниц — техника нанесения рисунка на ка­мень, сюжеты, художественная манера исполнения и т. д.

Очень важно умело исследовать памятник, так как археологические материалы даже в пределах памятника находятся не повсеместно, а его изучение в большинстве своем связано с раз­рушением. Например, на поселениях предметы деятельности чело­века залегают в земле, в так называемом культурном слое.

Что представляет собой культурный слой? Если толщу земли на поселении разрезать вертикально, то ясно будут видны отдель­ные слои земли: от самого нижнего — материкового основания до самого верхнего — дерна. Если на этом месте было поселение древнего человека, то где-то в толще этих природных напласто­ваний будет находиться слой, насыщенный остатками деятельно­сти человека, состоящий из строительного и хозяйственного му­сора, органических перегнивших веществ, углей, золы, следов жи­лищ, хозяйственных ям. Это и будет культурный слой. На разных поселениях он различен по цвету, насыщенности остатками дея­тельности человека, глубине залегания и толщине. Особенно­сти культурного слоя являются очень важными. Например, глу­бина залегания культурного слоя, кроме тех вещей, которые в нем содержатся, служит показателем того, как давно жили здесь люди: культурный слой на поселениях раннего железного века обычно залегает сразу под дерном, а культурный слой стоянки каменного века, как правило, приходится исследовать на значительной глу­бине. Иногда на одном и том же поселении может оказаться не­сколько культурных слоев, относящихся к различным археологи­ческим эпохам. Слои могут залегать непосредственно один над другим в том случае, когда жизнь на поселении развивалась долго и непрерывно. Но они могут быть разделенными наносными про­слойками глины или песка, в толще которых не встречаются археологические предметы.

В таком случае ясно, что жизнь на поселении прерывалась на длительное время, а потом с приходом сюда людей снова возобновлялась.

Археологов интересует и толщина культурного слоя. Культур­ный слой образовывался медленно, год за годом. Чем дольше жили люди на одном месте, тем больше отложилось в земле остат­ков их деятельности и, следовательно, толще культурный слой. Культурный слой может быть толщиной в несколько сантиметров, но он может достигать и нескольких метров. Например, в Новго­роде толщина культурного слоя доходит до 9 метров.

Археологическая культура. Археологическая стратиграфия и планиграфия

Археолог ведет исследование поселения, изучая состав и после­довательность залегания культурных слоев и сооружений, их соот­ношение. Такое изучение слоев на местности называется страти­графией (описание слоев). Открывая сохранившиеся в земле остатки человеческой деятельности, археологи в большинстве слу­чаев имеют дело с источниками, отражающими материально-про­изводственную и духовную жизнь людей прошлого. Эти источники далеко неоднородны: они различаются по эпохам, а внутри каж­дой эпохи археологические памятники и материалы различаются либо по времени, либо территориально. На основании этих раз­личий археологи выделяют археологические культуры. Таким об­разом, археологи имеют дело с большими комплексами, которые называются археологическими культурами.

Археологической культурой называется комплекс одинаковых археологических материалов — орудий труда, оружия, посуды (включая форму и орнамент), украшений, полученных из однород­ных археологических памятников, занимавших определенную тер­риторию и относящихся к одному времени. Ясно, что определен­ные комплексы вещественных предметов и памятников являются продуктом человеческой деятельности. Иногда археологическая культура принадлежит одной этнической общности людей или возникла на базе прочного единства хозяйственного и духовного развития нескольких родственных между собой групп древнего населения. Археологические культуры имеют в большинстве слу­чаев условные названия — по названию мест первых находок или наиболее значительных памятников, например: андроновская, трипольская культуры; или по наиболее характерным археологиче­ским признакам, например: древнеямная, катакомбная культура. Археологическая культура является основной единицей классифи­кации и систематизации вещественных источников.

Планиграфия в археологии — способ документирования археологического раскопа, когда найденные объекты представлены, как относящиеся к определенному горизонтальному электрометрическому срезу. Этот горизонтальный срез дополнительно может быть датирован, например с использованием радиоуглеродного датирования. Планиграфия требует значительно большего объёма исходных данных, чем стратиграфия объекта раскопок. При стратиграфии достаточно небольшого числа (часто всего одного) вертикального электрометрического среза археологического объекта с фиксированным вертикальным шагом сбора данных по глубине. Совокупность большого числа стратиграфических данных обычно служит исходным материалом для создания планиграфии объекта раскопок.

1234567Следующая ⇒

Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 4041 | Нарушение авторского права страницы

  История появления профессии АрхеологКак возникла профессия? Как развивалась профессия?

Еще в Древней Греции и Риме профессия археолога была известна и популярна. Уже в то время люди занимались раскопками, находили памятники архитектуры древности, знали о каменном, железном и бронзовом веках.

Археология

Во времена Возрождения многочисленные раскопки были направлены на поиски произведений античной скульптуры. Но как наука археология была сформирована лишь к началу ХХ века.

  Значимость для обществаВажность, значение и социальный статус профессии

В современном мире археология  — это очень значимая наука, позволяющая открыть многие тайны и загадки прошлых веков, ближе узнать ушедшие цивилизации, познакомиться с культурой, жизнью и бытом людей разных эпох – от древности до сегодняшнего дня, воссоздать по останкам внешний вид древнейших растений и животных. Археологи в своих исследованиях для анализа и исследования объектов используют различные методы, оптимизировать которые помогает сотрудничество с отраслями других наук. Профессия археолога сегодня весьма востребована, ведь в истории человечества так много загадок, неоткрытых тайн и белых пятен.

  Особенности профессии АрхеологУникальность и перспективность профессии

Главным родом деятельности археолога являются раскопки, цель которых – поиск объектов культуры, памятников старины, других предметов, представляющих значение для истории. Кроме того, археологи могут работать в музее и заниматься организацией выставок и экскурсий, обеспечивать сохранность и восстановление предметов, найденных во время раскопок, или знакомить посетителей с этими находками и результатами исследований.

  "Подводные камни" профессии АрхеологВсе за и против профессии. Сложности и особенности.

Археолог должен обладать хорошим здоровьем, выносливостью, быть хорошо физически подготовленным, потому что работа связана с археологическими экспедициями в условиях разного климата. У человека, выбравшего эту профессию, не должно быть аллергических реакций, особенно на материалы органического происхождения. Работа археолога может быть как индивидуальной, так и командной, поэтому очень важна эмоциональная подготовленность, уравновешенность, спокойствие.

  Где и как получить профессию АрхеологГде обучают профессии?

Профессию археолога можно получить, закончив исторический факультет ВУЗа. Для того, чтобы работать по этой специальности, обязательно нужно иметь высшее академическое образование. Это позволит также осуществлять руководство археологическими раскопками, археологический надзор.

"…Эта трудная отрасль

русского исто­рического изучения

все более выясняет те

таинственные связи и влияния,

под дейс­твия которых становились

предки русс­кого народа,

когда усаживались в пределах

Восточно-Европейской равнины".

В.О. Ключевский

Что изучает археология?

Слово — "археология" греческого происхождения, как и происхождение названия многих других наук (история, география, геология). Оно состоит их двух слов — архайос (древ­ний) и -логос- (слово, рассказ). Выходит — рассказ о древности. Долгое время археоло­гию так и понимали: наука о древности, той, которая недоступна письменной истории.

Что ищет археолог?

Археологи раскапывают остатки древних городов, селения, могилы, на­ходят древние вещи, следы обрядов погребения, свидетельства устройства оборонительных стен древнего города, глиняную и металлическую посуду, оружие, произведения искусства. По ним они судят о том, как и чем люди жили в прошлом. Таким образом, археология помогает рнать о прошлом че­ловечества. Кто мы и откуда, зачем живем? Это тоже вопросы археологии.

Ценность найденного археологами предмета определяется не материа­лом, из которого он сделан, а той исторической информацией, которую этот предмет содержит. Глиняный горшок с древними письменами или кусок выделанной шкуры животного с неизвестными древними надписями куда более ценны для науки, чем найденный слиток драгоценного металла. Да, он тоже ценность, но эта ценность другая, далекая от науки. Слиток нам мало что может рассказать о прошлом, а поэтому как исторической, так и археологической ценности он не имеет.

Битая посуда, обломки ремесленных изделий, орудий труда долго не интересовали археологов. Что в них интересного?

Археология

То ли дело — золотая чаша! Отношение к археологии постепенно начало меняться с XVIII в., а особенно с ХГХ в. Археологи поняли, что зачастую и простые, невзрачные предметы вроде лепных горшков несут в себе историческую информацию. Надо только уметь ее получать. Археология постепенно переставала быть кладоискателъской наукой. Становилось понятным, что важна не только сама вещь, но и обстоятельства ее находки: где она находилась в могиле; кто был умерший — мужчина, женщина или ребенок; как располагались ске­леты; в каком месте лежала найденная вещь и что еще находилось в могиле. И много-много других вопросов. Появляется необходимость составления чертежей раскопок, фотографий (ведь археологи, добывая информацию, уничтожают археологический памятник, будь то поселение людей или мо­гила). Надо было собирать не только предметы, интересные раскопщику, но и другие, назначение которых ему не понятно, но, возможно, будет понятно впоследствии, когда над ними поработают специалисты.

Со временем у археологов появились науки-помощники — алтропология (наука о строении человеческого скелета), палеозоология (наука о древ­них животных), палеоботаника (наука о древних растениях), палеогеог­рафия (наука о древней географии), этнология (наука о народах), геология (наука о строении земной коры), трасология (наука о следах, оставленных на древних орудиях при их использовании) и другие. Полученная археоло­гическая информация приобретала все большую правдивость, приближен­ность к действительности.

Окружающий мир 4 класс

Мир глазами историка

Интересно ли тебе прошлое родной страны, всего человечества? Если да, то почему? Напиши.

Без прошлого нет будущего. Необходимо изучать историю, в ней можно найти ответы на многие вопросы. История может помочь не сделать ошибок в будущем. Читать исторические книги не только познавательно, но и очень захватывающе и увлекательно.

С помощью учебника сформулируй и запиши определения.

История — это наука о прошлом людей.
Исторический источник — это все то, что свидетельствует о минувших временах
Археология — это наука, которая узнает о прошлом, изучая древние предметы, сооружения

Прочитай предложения. В каких из них говорится об исторических источниках? Отметь эти предложения знаком «+».

1) В Ботаническом саду Костя увидел много удивительных растений со всего света.
2) В новогодние каникулы многие школьники вместе с учителями отправляются в туристические поездки.
+ 3) Помогая бабушке копать землю под посадку картошки, десятилетний Тимур нашёл старинную монетку.
+ 4) В конце VXIII века в Москве появилось прекрасное здание — Пашков дом. Сейчас здесь находится Российская государственная библиотека.
+ 5) В библиотеке у дедушки Надя нашла книгу кулинарных рецептов, изданную в XIX веке.
+ 6) В краеведческом музее школьники с интересом разглядывали старинные предметы домашнего обихода: фарфоровую посуду, мебель, одежду.
7) Из программы новостей Олеся узнала о том, что в зоопарке появился на свет детёныш амурского тигра.

Приведите свои примеры исторических источников. (Напишите не менее трёх примеров.)

Украшения, книги, монеты, старинные постройки, амулеты, скульптуры, посуда, одежда, захоронения, старинные орудия труда, оружие, картины, рисунки, летописи.

А что назвали другие ребята? Дополните свой список 1—2 примерами из тех, которые они привели.

Рассмотри картину, написанную на исторический сюжет. Чтобы узнать, что изображено на картине, можно обратиться за помощью к учёному-историку. Какие вопросы ты ему задашь? Запиши эти вопросы.


М.И. Авилов. Поединок на Куликовом поле.

Где находится это место?
Как начался этот поединок?
Кто эти люди?
Какие народы воевали?
Когда был этот поединок?

В дополнительной литературе, Интернете постарайся найти ответы на эти вопросы. Подготовь (устно) рассказ по картине, используя эти сведения.

«Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» (1943 год) — самая известная картина советского художника Михаила Ивановича Авилова.

Археологические источники: специфика и типология.

На полотне картины изображён бой русского богатыря Пересвета с татарским воином Челубеем, предшествовавший Куликовской битве. В этом поединке оба воина погибли, однако победа осталась за Пересветом. Конь смог довезти его до русских войск, тогда как Челубей оказался выбитым из седла.