Павел Третьяков

Филантроп — человеколюб. Тот, кто считает человека главным божьим творением, вершиной эволюции, предпочитает замечать лишь его достоинства, закрывая глаза на недостатки.

Филантроп кто это такой и что он делает

Это общее определение. Более узкое — человек, посвятивший себя бескорыстной помощи ближним, нуждающимся.

Причем, оказывая эту помощь, филантроп, вполне возможно, по поводу людей не заблуждается, знает им настоящую цену, и благодетельствует совсем не от любви, а по каким-то своим, личным причинам: от тщеславия, гордости, щекочущего самолюбие чувства всемогущества или замаливая прошлые грехи, что, впрочем, никак не дискредитирует самого дела благотворительности.

Интересно «классовое, политическое» определение филантропии, данное ещё в сталинское время: «филантропия (гр. hilanthropia — человеколюбие) — благотворительность; одно из средств буржуазии маскировать свой паразитизм и свою эксплуататорскую сущность посредством лицемерной, универсальной «помощи бедным» в целях отвлечения их от классовой борьбы».

Происхождение понятие «филантроп» обязано древнегреческому драматургу Эсхилу (525-456 до н.э.). Он его изобрел для обозначения героя его трагедии «Прометей Прикованный»

«Глядите, вот я, скованный, несчастный бог.
Да, я ненавистен и Зевсу и всем
Богам, что при Зевсовом служат дворе.
Они ненавидят меня потому,
Что меры не знал я, смертных любя»

Эсхил создал около 80 трагедий и драм, до нашего времени полностью дошли семь. Другие сохранились в отрывках. «Прометей Прикованный» — одно из самых знаменитых произведений Эсхила. Повествует о Прометее, подарившем людям огонь вопреки запрету верховного бога Зевса, и понесший за это жестокое наказание. «Палачом» Прометея был бог огня Гефест
«Гефест: — Гляди-ка, вот и кольца приготовлены — Власть — Надень ему их на руки и молотом К скале прибей покрепче, не жалея сил»

Синонимы слова «филантроп»

  • Благотворитель
  • Жертвователь
  • Человеколюб
  • Меценат
  • Доброхот
  • Радетель

Знаменитые филантропы

  • Майкл Джексон поддерживал деньгами (сотнями миллионов долларов) деятельность 39 благотворительных организаций и его собственный благотворительный фонд Heal the World.
  • Джон Рокфеллер пожертвовал 9 млн. долларов на строительство здания ООН.
  • Билл и Мелинда Гейтсы спонсирует проекты в области образования и здравоохранения, выделяет средства на борьбу со СПИДом и другими заболеваниями во всем мире.
  • Павел Третьяков выплачивал помощь семьям погибших солдат во время Крымской и Русско-турецкой войны, поддерживал деньгами студентов Московского и Александровского коммерческих училищ. Основал художественную галерею.
  • Ренат Ахметов. Его благотворительный фонд — крупнейший в Украине
  • Роберто Карлос. Несколько бесплатных футбольных школ в Бразилии, детское отделение одной из больниц Сан-Паулу содержались его деньгами.

Что значит верификация?

Сложно любить всех людей: слишком много среди них тех, кто строит своё благополучие, пренебрегая интересами окружающих, творит зло ради своей пользы или из любви к злу. Но нужно ли любить всех?

Люди – частицы Бога.

Как у человека есть здоровые частицы и больные, так и у Бога есть здоровые частицы и больные. Какой бы ни была эта частица, она – часть Высшего и потому следует быть к ней доброжелательным.

Надо понимать качественное различие между любовью и доброжелательностью.

Нельзя любить творящих зло, поскольку это равносильно ненависти к добрым людям и соучастию в преступлениях против них. Любящий творящего зло навлекает на себя кармическую ответственность за его грехи.

Кто такие мизантроп и филантроп

Не верьте тем, кто предлагает любить всех подряд. Утверждают подобное люди, не просто совершенно оторванные от реальности, но подпавшие под влияние тьмы, которая стремится смешать добро и зло, не позволяя четко разделять их.

Неоправданность безоглядной любви ко всем не противоречит тому, что ко всем людям следует относиться доброжелательно. Можно испытывать к творящим зло естественные чувства возмущения и брезгливости, но проявлять доброжелательность.

Доброжелательное отношение к злодею заключается в совершении благодеяния по отношению к нему. Истинное благодеяние по отношению к злодею – вразумление души. Поскольку душа злодея обычно заведомо глуха к истине и добру, то лучшее вразумляющее средство для его души – адекватное воздаяние злом за совершенные злодеяния. То есть зло, воздаваемое злодею, является добром. Воздать злом злодею и есть проявление доброжелательности по отношению к нему.

Если злодей способен воспринимать истину, то добром по отношению к нему будут и попытки вразумить словом.

Если же злодей искренно раскаялся и полон решимости встать на путь исправления, то добром по отношению к нему будет поощрить такой настрой дружеским участием и теплом любви.

Остальных любите, невзирая на их недостатки, если они не очень значительны. Учитесь прощать людям мелкие недостатки.

Относитесь к людям доброжелательно, независимо от того, на каком языке они говорят и какого цвета их кожа.

Поднимайте им настроение улыбкой, комплиментом, доброй шуткой, дружеской беседой. Содействуйте единению и радости людей. Совершайте благодеяния. Благодеяние – лучшее проявление любви.

Любовь к людям – это и любовь к Богу. Без любви к людям любовь к Богу ущербна.

От того, в какой мере в обществе присутствует любовь, зависит единение в нём, его стойкость к невзгодам.

Дата добавления: 2015-06-28; просмотров: 303; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных |

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Читайте также:


Павел Третьяков

Филантроп — человеколюб. Тот, кто считает человека главным божьим творением, вершиной эволюции, предпочитает замечать лишь его достоинства, закрывая глаза на недостатки. Это общее определение. Более узкое — человек, посвятивший себя бескорыстной помощи ближним, нуждающимся. Причем, оказывая эту помощь, филантроп, вполне возможно, по поводу людей не заблуждается, знает им настоящую цену, и благодетельствует совсем не от любви, а по каким-то своим, личным причинам: от тщеславия, гордости, щекочущего самолюбие чувства всемогущества или замаливая прошлые грехи, что, впрочем, никак не дискредитирует самого дела благотворительности.

Интересно «классовое, политическое» определение филантропии, данное ещё в сталинское время: «филантропия (гр.

Кто такой филантроп и чем он занимается?

hilanthropia — человеколюбие) — благотворительность; одно из средств буржуазии маскировать свой паразитизм и свою эксплуататорскую сущность посредством лицемерной, универсальной «помощи бедным» в целях отвлечения их от классовой борьбы».

Происхождение понятие «филантроп» обязано древнегреческому драматургу Эсхилу (525-456 до н.э.). Он его изобрел для обозначения героя его трагедии «Прометей Прикованный»

«Глядите, вот я, скованный, несчастный бог.
Да, я ненавистен и Зевсу и всем
Богам, что при Зевсовом служат дворе.
Они ненавидят меня потому,
Что меры не знал я, смертных любя»

Эсхил создал около 80 трагедий и драм, до нашего времени полностью дошли семь. Другие сохранились в отрывках. «Прометей Прикованный» — одно из самых знаменитых произведений Эсхила. Повествует о Прометее, подарившем людям огонь вопреки запрету верховного бога Зевса, и понесший за это жестокое наказание. «Палачом» Прометея был бог огня Гефест
«Гефест: — Гляди-ка, вот и кольца приготовлены — Власть — Надень ему их на руки и молотом К скале прибей покрепче, не жалея сил»

Синонимы слова «филантроп»

  • Благотворитель
  • Жертвователь
  • Человеколюб
  • Меценат
  • Доброхот
  • Радетель

Знаменитые филантропы

  • Майкл Джексон поддерживал деньгами (сотнями миллионов долларов) деятельность 39 благотворительных организаций и его собственный благотворительный фонд Heal the World.
  • Джон Рокфеллер пожертвовал 9 млн. долларов на строительство здания ООН.
  • Билл и Мелинда Гейтсы спонсирует проекты в области образования и здравоохранения, выделяет средства на борьбу со СПИДом и другими заболеваниями во всем мире.
  • Павел Третьяков выплачивал помощь семьям погибших солдат во время Крымской и Русско-турецкой войны, поддерживал деньгами студентов Московского и Александровского коммерческих училищ. Основал художественную галерею.
  • Ренат Ахметов. Его благотворительный фонд — крупнейший в Украине
  • Роберто Карлос. Несколько бесплатных футбольных школ в Бразилии, детское отделение одной из больниц Сан-Паулу содержались его деньгами.

Что значит верификация?

АЛЬТРУИЗМ

Альтруи́зм (лат. Alter — другой, другие) — понятие, которым осмысливается активность, связанная с бескорыстной заботой о благополучии других; соотносится с понятием самоотверженность — то есть с приношением в жертву своих выгод в пользу блага другого человека, других людей или в целом — ради общего блага. В некоторых смыслах может рассматриваться как противоположноеэгоизму. В психологии иногда рассматривается как синоним или часть просоциального поведения.

Понятие альтруизма ввёл французский философ и основатель социологии Огюст Конт. Он характеризует им бескорыстные побуждения человека, влекущие за собой поступки на пользу других людей. Согласно Конту принцип альтруизма гласит: «Живи для других». Согласно О. Конту, альтруизм противоположен, антонимичен эгоизму, и подразумевает такое поведение и активность человека, которыми он приносит другим людям больше пользы, чем требует от них приложения каких-либо затрат.

Оппозицией такому пониманию альтруизма выступают Чарли Л. Харди, Марк ван Вугт, Дэвид Миллер и Дэвид Келли, которые в своих исследованиях показали, что альтруизм и альтруистическое поведение не связаны с прямой выгодой, или с комбинациями различных выгод, но в конечном счёте, в долгосрочной перспективе создают больше преимуществ, чем было затрачено на совершение альтруистических действий.

Согласно Джонатону Сеглоу, альтруизм — это добровольный, свободный акт субъекта, который, однако не может быть осуществлён без того, чтобы совершённое альтруистическое действие не потеряло своей альтруистической природы.

Русский философ Владимир Соловьев в работе Оправдание добра обосновывает альтруизм через жалость и считает его естественным проявлением человеческой природы (всеединства), тогда как его противоположность (эгоизм, отчуждение) является пороком. Общее правило альтруизма согласно В. С. Соловьёву может быть соотнесено с категорическим императивом И. Канта: поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобою Согласно В. С. Соловьёву, под альтруизмом понимается «нравственная солидарность с другими человеческими существами».

Б. Ф. Скиннер провел анализ такого явления, как альтруизм, и пришел к следующему выводу: «Мы уважаем людей за их хорошие поступки только тогда, когда мы не можем объяснить эти поступки. Мы объясняем поведение этих людей их внутренними диспозициями только тогда, когда нам не хватает внешних объяснений. Когда же внешние причины очевидны, мы исходим из них, а не из особенностей личности».

Вера в то, что люди должны оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, безотносительно к возможной выгоде в будущем, является нормой социальной ответственности. Именно эта норма побуждает людей, например, поднять книгу, которую уронил человек на костылях. Эксперименты показывают, что даже тогда, когда оказывающие помощь остаются неизвестными и не ожидают никакой благодарности, они зачастую помогают нуждающимся лицам.

Те, кто любит, всегда стремятся прийти на помощь возлюбленному. Однако интуитивное, неосознанное желание помочь вовсе не обязательно должно относиться к тому человеческому существу, с кем вас связывают узы любви или дружбы. Совсем наоборот, альтруистическое стремление оказать помощь совершенно постороннему человеку издавна считается доказательством особенно изысканного благородства. Подобные бескорыстные порывы альтруизма котируются в нашем обществе чрезвычайно высоко и даже, как утверждают знатоки, как бы сами несут в себе моральное вознаграждение за причинённые нам хлопоты.

Испытывая эмпатию, мы обращаем своё внимание не столько на наш собственный дистресс, сколько на страдания других. Ярчайший пример эмпатии — безоговорочное, моментальное оказание помощи людям, к которым мы испытываем привязанность. В среде учёных, изучающих взаимосвязь эгоизма и эмпатии были разные точки зрения, проводились многочисленные эксперименты: очень уж хотелось достоверно определить, способен ли вообще человек на абсолютное бескорыстие… Результаты экспериментов свидетельствовали, что да, способен, но учёные-скептики утверждали, что ни один эксперимент не может исключить всех возможных эгоистических мотивов оказания помощи. Тем не менее, дальнейшие эксперименты и сама жизнь подтвердили, что есть люди, которые заботятся о благе других, иногда даже в ущерб своему собственному благу.

«Каким бы эгоистичным ни казался человек, в его природе явно заложены определённые законы, заставляющие его интересоваться судьбой других и считать их счастье необходимым для себя, хотя он сам от этого ничего не получает, за исключением удовольствия видеть это счастье.»

— Адам Смит, Теория моральных чувств, 1759

Альтруизм в социуме также может быть выгоден, так как приводит к повышению репутации. Другим преимуществом альтруизма может служить самореклама, названная израильским зоологом Амоцем Захави «эффектом потлача».

Как отмечает д-р психол. наук, проф. Н. В. Гришина, «альтруизм — это самостоятельный мотив, который отличается от других мотивов, основанных на личной выгоде; в основе его лежит любовь и бескорыстная забота о других, способность на безвозмездную жертву ради группы, потребность отдавать и чувство ответственности».

Основные виды, формы и практики альтруизма

Моральный и нормативный альтруизм

Моральная, нравственная сторона альтруизма может быть осмыслена через нравственный императив И. Канта. Интериоризованное человеком, то или иное понимание нравственности может стать таким внутриличностным образованием как совесть, исходя из которой, а не из стремлений к тем или иным выгодам, будет действовать человек. Таким образом, моральный/нравственный альтруизм заключается в действии в соответствии с собственной совестью.

Ещё одной формой, или одним пониманием морального альтруизма, является его осмысление в рамках представлений о правосудии или юстиции, социальные институты которых широко распространены в западных обществах. В рамках представлений о правосудии человек рассматривается как нередко готовый бескорыстно действовать за правду и её торжество в мире социальных взаимоотношений, а также против различного рода несправедливостей.

Действия в соблюдение обязательств (которые человек даёт самому себе или другому) и ожиданий (которые имеют в отношении человека другие люди) иногда рассматриваются как определённая степень альтруизма. Вместе с тем, нередко такого рода действия могут оказываться и действиями по расчёту.

Альтруизм из симпатии и сочувствия

Альтруизм может быть связан с различного рода социальными переживаниями, в частности с симпатией, сочувствием к другому, милосердием и доброжелательностью. Альтруисты, доброжелательность которых распространяется за пределы родственных, соседских, дружеских отношений, а также отношений со знакомыми, называются также филантропами, а их деятельность —филантропией.

Кроме доброй воли и сострадания альтруистические действия нередко делаются из привязанности (к чему-то/кому-то) или общей благодарности к жизни.

Рациональный альтруизм

Рациональный альтруизм — это балансирование (а также попытка его осмыслить) между своими интересами и интересами другого человека и других людей.

Выделяется несколько направлений рационализации альтруизма:

· Альтруизм как мудрость (пруденция) (через моральное право (чувство «вправе») и добрые дела может быть оправдан разумный эгоизм (Кристоф Лумер).

· Альтруизм как взаимный (реципрокный) обмен. Рациональность взаимного обмена очевидна: действие, основанное на нормах взаимности (справедливость, честность), ориентированы на точный учет произведённых усилий и их компенсацию. Скорее, речь идет о предотвращении использования альтруистов эгоистами, таким образом, чтобы процесс обмена мог быть продолжен. Взаимность является средством для предотвращения эксплуатации.

· Альтруизм как обобщённый обмен. Обобщенные системы обмена характеризуются тем, что они основаны на усилиях, прилагаемых в одностороннем порядке без прямой компенсации. Любой может оказаться получателем выгоды (от альтруистического действия) или тем, кто это действие совершает. Рациональность обобщенного обмена состоит в том, что каждый, кто нуждается в помощи, может получить её, но не прямо от кого-то, но косвенно; важную роль здесь играют отношения доверия между людьми.

· Рациональный баланс собственных и чужих интересов (например, теория рациональных/социальных решений Говарда Марголиса).

· Парето-альтруизм. Согласно итальянскому экономисту и социологу Парето, Вильфредо, его известному распределению, «80 % последствий порождают 20 % причин», альтруистические действия возможны и не требуют привнесения никаких жертв в выгодах. Есть множество действий (в том числе — эгоистических), от совершения которых ни от кого не требуется никаких жертв и не приносит никому никакого вреда. Такие действия могут быть причислены к альтруистическим актам.

· Утилитарное понимание альтруизма.

Кто такой Филантроп?

Альтруистический акт рассматривается как основанный на максимизации какого-либо общего блага, в том числе посредством привлечения других людей для этого. Пример: у человека есть некоторая сумма денег и он хочет её пожертвовать на развитие некой территории. Он находит какую-нибудь организацию, работающую с этой территорией и жертвует ей деньги, надеясь что в ней они потратятся нужным образом. Вместе с тем, как следует из примера, такое, утилитарное понимание альтруизма может приводить к предвзятости и преследованию определённых собственных интересов.

Социальная психология альтруизма и альтруистическое поведение

С развитием эмпирических психологических исследований такие нечёткие понятия как альтруизм, полезность, постепенно заменяются на более употребительный термин «просоциальное поведение».

Существуют половые различия в альтруистическом поведении: женщины, как правило, показывают более долгосрочное просоциальное поведение (например, забота о близких). Для мужчины более вероятны уникальные «подвиги» (например, при пожаре), в которых нередко нарушаются конкретные социальные нормы.

Есть также исследования из области эволюционной психологии, в которых показано, что люди выживают за счёт сотрудничества и нормальной взаимности. Как выразился Герберт Саймон, просоциальное поведение имеет преимущество в ситуации естественного отбора/эволюции, и в некотором смысле, альтруизм может рассматриваться как генетически заложенная в человеке программа.

Согласно социально-психологическим исследованиям альтруистического поведения, важную роль в нём играет личнаяответственность человека. Принятие решений требует принятия на себя ответственности за эти решения. Если решение принимается группой людей, то ответственность за него распределяется по членам группы, снижая личную ответственность каждого из них. Как пишет Дмитрий Алексеевич Леонтьев, ссылаясь на исследования социальных психологов, описанные в книге Ли Росса (англ.)русск. иРичарда Нисбетта (англ.)русск.: «если что-то произошло, если вам стало плохо, нужна помощь, а вокруг идут люди, не останавливаясь, нельзя звать на помощь просто, ни к кому не обращаясь. Выберите любого человека, смотрите на него и обращайтесь лично к нему и вероятность того, что к вам придут на помощь, возрастёт в несколько раз.»

Левые политические учения, ставящие своей целью общество, построенном на взаимопомощи вместо конкуренции, могут апеллировать к альтруизму как поведенческой установке. Альтруизм, наблюдаемый у животных и примитивных человеческих обществ, приводится в качестве аргументов в пользу левой политики в книгах Петра Кропоткина «Взаимопомощь как фактор эволюции» иПитера Сингера «Дарвиновская левая» (A Darwinian Left).

Мизантропия

Лара Козиорова

Мизантропия.
                                Термин «мизантропия» происходит от соединения понятий «ненависть» и «человек» (греч.),  что  фактически означает  — сильное неприятие,  часто перерастающее в  ненависть к  человечеству. Мизантропия (если только мизантропия  не в соединении с паталогической формой диссоциального расстройства личности (она же – социопатия), основные признаки которой – нарушение общепринятых социальных норм,  также повышенная озлобленность и агрессивность с полной неспособностью выстроить взаимоотношения с людьми)  не является диагнозом.  Это определенное   восприятие личности, с акцентом внимания в сторону негативности. 
                                 Сама по себе, мизантропия может иметь разные формы проявления. Если мизантропия проявляется в сочетании с социопатией, то поведение личности будет девиантным (у подростков девиантность –  чаще всего  форма протеста,  искаженное выражение своей «независимости» и «оригинальности», у взрослых людей –  осознанная форма мизантропии). Такие люди активны, они социальны, но в своем поведении демонстрируют асоциальность, они ищут общества (хоть и ненавидят его), ищут себе подобных и самоутверждаются через агрессивно-деструктивные поступки (характерный пример – «сатанинские» сообщества с искажением в сторону демонопоклонничества).
                                     Бывает, наоборот, мизантропия соединяется с социофобией –  психическое расстройство личности, связанное со страхом и различными фобиями личности в проявлении себя в  социуме. В этом случае неприязнь к обществу усиливается не только наличием разных фобий, но  и всевозможных комплексов тоже, и человек демонстрирует полное отчуждение себя от «этого мира», замкнутость, аутичность. Где-то, глубоко внутри, такие люди очень хотят  общественного признания, внимания, успешности, в чем никогда и никому не признаются,  а от того, что что-то в жизни пошло не так, что-то не получилось,  сломалось, в результате чего надломилась их психика, они становятся погружены в свой мир, куда никого не пускают, демонстрируя своё  отчуждение от общества и, как следствие, неприязнь ко всему человеческому. Часто такому мировосприятию  способствуют ощущение собственной никчемности, никому не нужности и полной безысходности в жизни…
                                    Следующий вид – возгордившиеся мизантропы. Очень распространённая прослойка общества. Как правило, эта категория наслаждается своей мизантропией, ибо она их делает «не похожими на других».

Что такое филантроп: определение, особенности и интересные факты

Это не социофобы и не социопаты. Фактически это все те, у кого очень сильно завышена  самооценка: «я – уникальность», «я – элита», «я воплощенное божество». На самом  же деле, вся их «уникальность» заключается в отсутствии всякой уникальности…  Возвышаясь над миром, такие люди испытывают абстрактную неприязнь к человеческому обществу («это всего лишь  стадо»),  но  не к отдельным его членам. Их отличает презрение и к стереотипам поведения, и к «правилам общества», они (по отношению к своей персоне) не прощают ошибок  и слабостей (при этом, себе прощается всё), они злопамятны, ненавидят «эту серую массу», естественно не причисляя себя к таковым.  Внешне они не ищут кампаний, друзей для общения, но, однако, при случае,  любят поучать других, утверждая собственный авторитет.  Любое мнение, отличаемое от их собственного, вызывают реакцию негодования.  Впрочем, у таких мизантропов всегда  есть узкий круг приближенных людей, скорее всего,  таких же единомышленников.  С ними и  поддерживаются обычные (во всех смыслах) отношения. Но другие люди попадают в этот избранный круг только по принципу либо тщательного отбора, производимого  самим мизантропом, либо по принципу  какой-либо собственной выгоды.  Ко  всем остальным не скрывается презрение.
                              Мизантропы по своей сути.  У представителей этой категории зашкаливает процент внутренней негативности. Здесь мизантропия определяется не по философскому взгляду на жизнь, а по характерному отношению людей друг к другу.   Попадающие в эту категорию  не задумываются ни о философских понятиях, типа «я и общество», ни о  морально-этических нормах социума, ни о  принципах нравственности. Они вообще «не заморачиваются».  Это мизантропы по своим проявлениям в жизни: всевозможные «трамвайные хамы»; разного рода отморозки; также  все те, кого можно назвать законченным эгоистом; сюда же: простые завистники; духовно опустившиеся;  в негативном смысле – «умельцы», «дельцы» и карьеристы, итд. Спектр это вида мизантропов настолько широк, многочисленнен и разнообразен, что эти люди составляют подавляющее большинство населения земного шара.  Они могут работать  совершенно на любых должностях (от уборщиц до чиновников);  одни из них могут не иметь никакого образования,  у других же может быть  и два, и даже три высших, причем, и с красным дипломом…    Однако, прекрасная эрудиция, начитанность, наличие образований  вовсе не означают высокого интеллекта. Эти люди  могут быть совершенно различны по социальным статусам, по интересам, по  условиям жизнепроживания, но их отличает одна общность: «есть «я», и то, что надо «мне».  «Надо мне сделать себе карьеру и сместить с этой должности Иван Ивановича – я смещу», «надо мне добиться этой поставленной задачи – я костьми лягу, не побрезговав любыми средствами к достижению своей цели», «надо мне получить желаемое – извини, брат, но жизнь – борьба, и я это желаемое обязательно получу, возможно и за счет тебя».  Таким людям ничего не стоит ни пройтись по «головам» других, ни смести метлой кого-то маячившего надоедливой мухой с их пути, ни претворить в действие коварный заговор/план, ни, в конце концов, просто обхамить кого-то более слабого, незащищенного, самоутверждаясь за чужой счет. Вероятно, именно из этого  слоя общества  родилась поговорка «человек человеку – волк».                                 
                               Мизантропы-идеалисты. Это категория вечно недовольных людей,  чаще всего из тех, кто сам ничего не может ни создать, ни предложить, зато всё, что они умеют делать – это осуждать и критиковать, и здесь два варианта: либо они это делают по-тихому, в кругу своей семьи, либо отчаянно нуждаясь в обществе и общении, они блещут активностью:  пытаются поучать, затем обижаются, что их никто не слушает и не слышит.., или пытаются создать своё «идеальное» общество-общину, где-нибудь подальше от мегаполисов, правда таких сразу обвинят в сектантстве.  И в этом, несомненно,  есть своя правда…  Некоторые из этой категории, будучи весьма посредственными личностями, стремятся заработать на духовности (потому больше себе найти применения нигде не могут), позиционируя себя наставником, учителем, проводником, итд. Последние в своей мизантропии никогда не признаются, ибо они  в  глазах других людей должны иметь безупречную репутацию. Однако, это всего лишь маска…  Поучая  других не осуждать, не гневаться, не гнаться за благостями жизни,  сами они сих правил далеко не придерживаются.., да и собственная персона у них всегда стоит на первом месте. Таким людям важно стопроцентное внимание, послушание, подчинение их авторитету. Разумеется, это одна из форм эгоцентризма, как показатель внутренней незрелости личности. К тому же, настоящий идейный человек не испытывает ни фрустрации, ни жажды власти, ни утверждения своего авторитета, ни корысти,  ни скрытой зависти, ибо просто он предпочитает одиночество, и не зависит от окружающих.
                              Случайные мизантропы (временные симптомы мизантропии). Это те люди, которые стали мизантропами под влиянием какого-то внешнего (не собственного внутреннего) обстоятельства: возможно это шокирующий психику фильм, или книга, или идеология любимого автора (являющегося мизантропом),  в результате подражания своему кумиру,  либо мизантропия, как следствие от переживания за кого-то из близких людей, с кем случилась сильная неприятность, связанная с социумом.
                             Кажущаяся мизантропия: это люди, просто любящие уединение,  часто ведущие аскетичный образ жизни, с философским взглядом на жизнь, но которые по своей сути, мизантропами не являются: они лишь похожи на таковых по внешним  признакам поведения.
Как выразился о себе Л.Н. Андреев (1902г), дававший интервью журналу «Мысль»: «Моя относительная нелюдимость, которая есть просто признак здорового ума, предпочитающего проводить время наедине с самим собою и книгами, чем тратить его на праздную и пустую болтовню, могла сойти за болезненную мизантропию».
                                 И, наконец, самый редкий вид мизантропов – люди с очень высоким интеллектом (гении мысли), богатым внутренним миром и особо тонкой чувствительностью.  Естественно, что такие люди, не вписывающиеся в «общепринятые стандарты» становятся своего рода изгоями в обществе, учитывая тот факт, что неординарных, или даже — выдающихся личностей,  не понимают, не принимают,  не любят, и в конечном итоге –  ненавидят. А так как, зачастую, такие люди  видят человеческую сущность насквозь,  не закрывая глаза на всё загнивающее, отрицательное, разрушительное, что может быть  в человеке, то само-собой разумеется, что они отвечают окружающим такой же взаимностью.  Эти люди могут как скрывать свою мизантропию, понимая, что взаимодействовать с обществом всё же придётся, так  и открыто, при стечении обстоятельств,  выражать своё отношение «ко всему человеческому», на что имеют полное право…  Они стали мизантропами не по своей внутренней сути, а от отчаяния за этот мир. Они испытывают боль от того, что люди настолько эгоистичны и равнодушны, грубы и агрессивны, невежественны и глупы, циничны по отношению друг к другу. В этом случае мизантропия  — это  не поведенческие реакции, а мироощущение,   которое никак не влияет на  собственные поступки. Презирая нездоровый/гипертрофированный эгоизм, человеческие слабости, разного рода пороки, мелкодушие, жесткость, трусость, и прочую характерную гнусность (продажность, подлость,  духовную деградацию, граничащую с полным оскотиниванием, и другие соответствующие проявления), сами они никогда не опустятся  до этого уровня. У мизантропов этой категории очень развито  чувство собственного достоинства.  А некоторые из них имеют очень благородные сердца. Они стали мизантропами, как бы это ни казалось на первый взгляд противоречием, от любви к людям (я ненавижу вас, потому что  люблю), а именно:  от неравнодушия,  сожаления, от ощущения душевной боли за слабого, незащищенного, от осознавания несправедливости, от глубинного переживания за мир, за Человечество, за  мать-природу, за эту планету.  Они не могут смириться с тем, что творит  по отношению друг к другу человечество. Немудрено, что общение с людьми, а тем более – тесное общение, приносит им куда больше разочарования, нежели радости, а учитывая тот факт, что жизнь построена на конкуренции, коей движет корысть и эгоизм человека, то и условия, и взаимодействия этого мира получаются очень жесткими, что совершенно неприемлимо для этой категории мизантропов.  Они также, как и любой другой человек,  ищут  понимания, дружбы, любви, однако убеждаются в том, что людьми движут куда более банальные мотивы.  Вполне оправдано то, что высокосознательные люди видели в обществе инкубатор глупости, тупости,  порочности, невежества… Этих людей невозможно обмануть: они видят ложь в отношениях, а потому, представители этой категории очень одиноки, от чего сильно страдают.  Их внутренний мир настолько глубок, что найти себе пару для них практически не представляется возможным.  Но именно они, благодаря своей душевной и духовной организации, могут сделать вклад в «человеческий дух».  Вовсе не обязательно, что бы представители этой категории являли себя духовными учителями (мания величия – не их случай), напротив, они предпочитают остаться в тени, в своём уединении, в творческой тишине…   У них критический взгляд и на собственную персону тоже: они прекрасно осознают свои слабости, или несовершенства, однако, не снимают с себя (как это делают все остальные) чувство вины и ответственности, прилагая все усилия, если такой случай все-таки произошёл, исправить   ситуацию  вовремя.  Своим примером они делают всех находящихся рядом сознательнее. И именно  на таких людях и держится мир…
                                             Мизантропия – не всегда ненависть, часто отношение к другим людям ограничивается лишь неприязнью. И это вполне обосновано, если на то есть свои причины.  Как мы видим из вышеприведенного анализа, мизантропов много. Но  какому бы виду мизантропов не принадлежал человек, общность есть одна: разумеется, что мизантропами не рождаются, а становятся из-за ряда способствующих этому факторов.  Все различия лишь в предрасположенности и индивидуальных характеристиках психики. 
Факторы, способствующие возникновению мизантропии:
— Затяжные депрессии,
— Пессимистичный взгляд на жизнь,
— Наличие стойких комплексов и фобий,
— Давящее чувство внутреннего одиночества,
— Чрезмерная гордость, уже переходящая в гордыню,
— Непонимание и неприятие ни себя, также и  других людей,
— Невозможность найти себя в обществе,
— Сильная эмоциональная чувствительность,
— Несложившаяся судьба,
— Негативный и болезненный (стрессовый) опыт взаимоотношений с людьми,
-Условия жесткой конкуренции,
— Наличие такого чувства, как зависть,
— Переживание полосы предательств, разочарований, последствия различных подлостей, обманов,  итд, особенно  со стороны близких людей,
—  завышенная самооценка, нередко переходящая в манию величия,
— Отдельным пунктом:
Высокий интеллект и особо тонкая душевная организация  (но это характерно лишь для последнего описанного вида мизантропов: неприязнь к человеческому из-за переживания за Человечество, пример – Ф. Ницще и многие другие гении мысли).
                                     Как это видно из длинного перечня, факторов, способствующих возникновению мизантропии много, и все они, в зависимости от набора индивидуальных характеристик человека, различны. Отсюда следует, что мизантропом может быть как самый обыкновенный неудачник, с набором собственных страхов, так и вполне обеспеченный, уверенный в себе и имеющий высокий статус в обществе, человек.
                                         Можно ли избавиться от мизантропии?  Так как мизантропия – есть индивидуальная предрасположенность восприятия, то полностью выйти из под власти этого диагноза практически невозможно: ведь для этого человеку нужно кардинально изменить свой взгляд на мир. Однако смягчить своё отношение к миру людей возможно. Для этого нужно понимать, что акцент восприятия на всём негативном и постоянные  отрицательные эмоции сильно влияют на состояние здоровья человека. Ненависть, неприязнь, озлобленность – далеко не лучшие энергетические паттерны, которые носит в себе человек, продуцируя их как на себя, так и во внешний мир. Целый ряд психосоматических расстройств, ведущих к различным заболеваниям,  может возникнуть, если не контролировать свой эмоциональный фон.
                                        Уменьшить степень мизантропии поможет понимание, что мир таков, каков он есть, люди несовершенны, а Земля – планета испытаний для человека (а иначе это была бы совсем другая планета, с другими взаимоотношениями), где каждый проявляет себя в силу стадии собственного уровня развития.  К тому же, бичуя изо дня в день  человечество кнутом слова,  мир от этого лучше не станет. Поэтому, тратить свою энергию и жизненные силы на негативность и внутренний яд – не мудро, куда более действенно будет заняться глубоким и самое главное – объективным, анализом собственной личности. Это поможет увидеть и себя самого в нелицеприятном свете:  то, что прощает сам себе человек, на какие свои проявления он закрывает глаза, но чего так непреемлет/ненавидит в других людях.  В результате такого самоанализа, когда в самом себе найдется  немало всего того, что  вызвало бы неприятие, отношение к другим  людям будет намного мягче.
                                    Что способствует внутренней гармонизации  и повышению настроения:
— Прогулки по лесу: быть ближе  к природе и в уединении от общества, побыть в ауре деревьев, послушать  щебет птиц… Также, если есть такая возможность – поездка на несколько дней,  туда, где бы вы могли побыть один на один с собой и с природой,
— Общение с животными (особенно с представителями кошачьих),
— Занятия спортом: лучше всего бегом трусцой, или спортивной (быстрой) ходьбой  в парковых зонах,
—  Любые виды творчества, но такого, что бы это приносило моральное удовлетворение,
— Любые формы медитации,
— Нормализовать питание,
— Перестать читать (или слушать) колонки новостей с устрашающими  реформами и кучей жутких событий,
— Не держать ненужных обид,
— Относиться ко всему с долей юмора,
— И даже во мрачном постараться увидеть крупинку светлого,
— Оптимистичнее смотреть на жизнь,  понимая, что она одна  и быстро проходит…
                              В этом мире всё выстроено на взаимодействиях. Иногда круг общения мы не выбираем, он нам навязан социумом, например,  коллеги по работе, или люди в группах занятий по интересам. Но если нам что-то не нравится, мы вполне можем свести это общение к минимуму, отстранившись в личное уединение. Мы также вправе никого не посвящать в свои личные дела и не пускать в свой мир, предоставив туда вход только избранным, не оставшись при этом равнодушными или бесчувственными к чужому горю. А отслеживая собственные промахи, ошибки и слабости, мы можем  стать  более лояльными к слабостям других людей.  Решит ли это проблему мизантропии? Нет, полностью не решит, но, безусловно, повлияет на мировоззрение и значительно снизит степень неприязни и отторжения от «всего людского». А если на собственной душе станет легче, то и мир увидится куда в более радостных тонах, нежели прежде.

© Copyright: Лара Козиорова, 2016
Свидетельство о публикации №216040302429

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Лара Козиорова

Рецензии

Написать рецензию

Написать рецензию     Написать личное сообщение     Другие произведения автора Лара Козиорова

Павел Третьяков

Филантроп — человеколюб. Тот, кто считает человека главным божьим творением, вершиной эволюции, предпочитает замечать лишь его достоинства, закрывая глаза на недостатки. Это общее определение. Более узкое — человек, посвятивший себя бескорыстной помощи ближним, нуждающимся. Причем, оказывая эту помощь, филантроп, вполне возможно, по поводу людей не заблуждается, знает им настоящую цену, и благодетельствует совсем не от любви, а по каким-то своим, личным причинам: от тщеславия, гордости, щекочущего самолюбие чувства всемогущества или замаливая прошлые грехи, что, впрочем, никак не дискредитирует самого дела благотворительности.

Интересно «классовое, политическое» определение филантропии, данное ещё в сталинское время: «филантропия (гр. hilanthropia — человеколюбие) — благотворительность; одно из средств буржуазии маскировать свой паразитизм и свою эксплуататорскую сущность посредством лицемерной, универсальной «помощи бедным» в целях отвлечения их от классовой борьбы».

Происхождение понятие «филантроп» обязано древнегреческому драматургу Эсхилу (525-456 до н.э.).

Филантроп – помощь ради выгоды или черта характера?

Он его изобрел для обозначения героя его трагедии «Прометей Прикованный»

«Глядите, вот я, скованный, несчастный бог.
Да, я ненавистен и Зевсу и всем
Богам, что при Зевсовом служат дворе.
Они ненавидят меня потому,
Что меры не знал я, смертных любя»

Эсхил создал около 80 трагедий и драм, до нашего времени полностью дошли семь. Другие сохранились в отрывках. «Прометей Прикованный» — одно из самых знаменитых произведений Эсхила. Повествует о Прометее, подарившем людям огонь вопреки запрету верховного бога Зевса, и понесший за это жестокое наказание. «Палачом» Прометея был бог огня Гефест
«Гефест: — Гляди-ка, вот и кольца приготовлены — Власть — Надень ему их на руки и молотом К скале прибей покрепче, не жалея сил»

Синонимы слова «филантроп»

  • Благотворитель
  • Жертвователь
  • Человеколюб
  • Меценат
  • Доброхот
  • Радетель

Знаменитые филантропы

  • Майкл Джексон поддерживал деньгами (сотнями миллионов долларов) деятельность 39 благотворительных организаций и его собственный благотворительный фонд Heal the World.
  • Джон Рокфеллер пожертвовал 9 млн. долларов на строительство здания ООН.
  • Билл и Мелинда Гейтсы спонсирует проекты в области образования и здравоохранения, выделяет средства на борьбу со СПИДом и другими заболеваниями во всем мире.
  • Павел Третьяков выплачивал помощь семьям погибших солдат во время Крымской и Русско-турецкой войны, поддерживал деньгами студентов Московского и Александровского коммерческих училищ. Основал художественную галерею.
  • Ренат Ахметов. Его благотворительный фонд — крупнейший в Украине
  • Роберто Карлос. Несколько бесплатных футбольных школ в Бразилии, детское отделение одной из больниц Сан-Паулу содержались его деньгами.

Что значит верификация?