Содержание

Бакалавр или магистр — что лучше?

Уже несколько лет назад ряд постсоветских стран завершил переход на двухуровневую европейскую систему высшего образования. Практически во всех вузах сегодня осуществляют подготовку бакалавров и магистров. Классическая схема такой системы образования такова: 4 года обучения в бакалавриате и затем 2 года – в магистратуре. Так в чем отличие бакалавра от магистра? Бакалавры являются готовыми специалистами, владеющими знаниями, которые необходимы для дальнейшей работы по присвоенной специальности. И диплом соответствующий о высшем образовании у них имеется.

Бакалавр или магистр — что лучше?

Однако более половины бакалавров и выпускников, получивших образование до введения Болонской системы, обычно продолжают в магистратуре обучение.

Зачем? Что лучше – магистр или бакалавр, и в чем между ними разница? И самое главное, открываются ли для магистров особые академические и карьерные перспективы?

Особенности учебной подготовки

В современной образовательной системе разница между бакалавром и магистром в том, что первый – это обладатель диплома о высшем образовании начальной ступени. Магистр – это бывший бакалавр, который проучился еще два года в вузе. Очевидно, что «выше» в данной классификации магистр, или бакалавр зря потратил два года на дополнение и углубление своих профессиональных знаний в соответствии с собственными интересами, планами на будущее?

Конечно, осуществление перехода на такую систему для конкретного вуза и конкретной специальности – процесс индивидуальный. Первыми этот путь успешно преодолели экономисты, социологи и политологи. В «последнем вагоне» в настоящее время медицинские факультеты, а также профильные вузы в данной сфере: здесь все еще царит традиционная образовательная система. Если вы хотите поступать в будущем в магистратуру, стоит посетить специальные курсы или выездную школу перед тем, как кардинально сменить направление деятельности. Так вы сможете понять принципы работы системы кредитов, зачетных единиц – базисы Болонского процесса.

Преимущества магистратуры

Итак, получаем сначала квалификацию «бакалавр», потом – «магистр». Или «специалист», а потом уже «магистр». Возникает резонный вопрос: какие преимущества дает квалификация магистра? Очевидно, что при трудоустройстве по специальности или в сфере исследовательской деятельности работодатели в большинстве случаев отдают предпочтения магистрам. Кроме того, магистратура – это самая первая ступень будущей академической карьеры. Таким студентам предоставляется право участвовать в научных исследованиях, публиковать научные статьи, выступать в тематических конференциях. Другие таким способом обеспечивают себе на рынке труда конкурентные преимущества. Особенно чувствуется, что значит «бакалавр» или «магистр» при трудоустройстве в бизнес-структуры или на государственную службу. Работодатели отлично осведомлены, что магистры прошли ряд стажировок, принимали участие в практических семинарах и мастер-классах. Яркое тому подтверждение – среднемесячная зарплата выпускников в течение первого года. Если бакалавры, окончившие ВШЭ, в Москве получают около 25 тысяч рублей, то магистры – 35 тысяч рублей .

Если вы уяснили, чем отличается бакалавр от магистра, и решили повысить образовательный уровень, то знайте – имея диплом о высшем образовании, вы можете стать студентом магистратуры как на бюджетной, так и на лояльной контрактной основе.

Правила зачисления в различных вузах отличаются. В большинстве заведений необходимо пройти вступительные испытания. Есть также возможность стать студентом магистратуры по результатам собеседования или после знакомства комиссии с вашим портфолио (на конкурсной основе).

Бакалавр, магистр и специалист = высшее образование.

Направления подготовки магистров РосНОУ

Что такое магистратура?

Магистратура — это часть высшего образования, его второй уровень. Раньше высшее образование было «сплошным»: 5 лет — и вы дипломированный специалист.

С 2011 года Россия перешла на болонскую систему: 4 года бакалавриата плюс 2 года магистратуры.

Если коротко, магистратура — это:

  • возможность продлить студенчество ещё на два года;
  • возможность получить ещё одну профессию/квалификацию, либо углубить знания и улучшить подготовку по уже полученной профессии.

И, если пройдёте по конкурсу, то учиться сможете за счёт государственного бюджета, поскольку магистратура не считается вторым высшим, это продолжение первого высшего образования.

Важно! На бюджетные места магистратуры могут претендовать только 1) бакалавры и 2) дипломированные специалисты, поступившие на специалитет до начала действия двухуровневой системы «бакалавриат — магистратура».

Чем отличаются бакалавры от магистров?

Бакалавриат — это первый, базовый уровень высшего образования, магистратура — второй (особый случай — современный специалитет, который начинается как первый уровень, при этом выпускник-специалист котируется как выпускник-магистр). Помимо того, что магистратура — это более системный подход к выбранной сфере деятельности, это ещё и другие карьерные перспективы. Уже существуют должности, для которых достаточно диплома бакалавра, и должности, на которые назначат только специалиста или магистра.

В качестве примера приведём минимальный уровень профессионального образования, наличие которого необходимо кандидату, претендующему на занятие должности гражданской службы.

Категория и группа должностей гражданской службы*

Уровень профессионального образования

• Категория «руководители» высшей, главной и ведущей групп должностей гражданской службы
• Категория «помощники (советники)» высшей, главной и ведущей групп должностей гражданской службы
• Категория «специалисты» высшей, главной и ведущей групп должностей

Высшее образование — специалитет, магистратура

• Категория «специалисты» старшей групп должностей

Категория «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей

Высшее образование — бакалавриат

• Категория «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей

Среднее профессиональное образование

*Источник: «Методический инструментарий по установлению квалификационных требований к претендентам на замещение должностей государственной гражданской службы и государственным гражданским служащим» (Министерство труда и социальной защиты РФ, 2015).

Как учат магистров?

Магистерские образовательные программы предусматривают более глубокое освоение теории и практическую подготовку студента к научно-исследовательской или профессиональной деятельности. Руководят магистерскими программами преподаватели высшей квалификации — доктора наук. С первого семестра к каждому магистранту прикрепляется руководитель из числа докторов или кандидатов наук. Магистрант выбирает направление научных исследований и защищает магистерскую диссертацию. Также в процессе обучения магистры приобретают педагогические компетенции — в отличие от бакалавров, магистры могут преподавать в вузах.

Кто может поступить в магистратуру?

Приём в магистратуру проводится по заявлениям лиц, имеющих высшее профессиональное образование (диплом бакалавра, диплом специалиста с высшим профессиональным образованием, диплом специалиста или диплом магистра), по результатам комплексного экзамена по направлению подготовки (устно).

При этом совершенно не обязательно, чтобы ваше первое образование специалиста или бакалавра было связано с направлением подготовки магистратуры. Вы можете получить квалификацию, отличную от вашей первой, например, диплом магистра по направлению «Лингвистика» после бакалавриата или специалитета в ИТ-сфере.

Как поступить в магистратуру?

Для поступления в магистратуру достаточно успешно сдать комплексный междисциплинарный экзамен по направлению подготовки (устно). Минимальный балл (.pdf) для участия в конкурсе — от 50 до 60 в зависимости от программы.

Обучение в магистратуре возможно по очной или заочной формам обучения (на направлениях «Реклама и связи с общественностью» и «Лингвистика» — по очной и очно-заочной).

Студентам-магистрантам (очной формы) предоставляются все права студентов-бакалавров: стипендия (на бюджетной основе), место в общежитии, льготные проездные, отсрочка от армии и так далее.

87 бюджетных мест в магистратуре РосНОУ в 2018 году

Даты приёма в 2018 году

« Все материалы раздела

Бакалавр или магистр — что лучше?

Уже несколько лет назад ряд постсоветских стран завершил переход на двухуровневую европейскую систему высшего образования. Практически во всех вузах сегодня осуществляют подготовку бакалавров и магистров. Классическая схема такой системы образования такова: 4 года обучения в бакалавриате и затем 2 года – в магистратуре. Так в чем отличие бакалавра от магистра? Бакалавры являются готовыми специалистами, владеющими знаниями, которые необходимы для дальнейшей работы по присвоенной специальности. И диплом соответствующий о высшем образовании у них имеется. Однако более половины бакалавров и выпускников, получивших образование до введения Болонской системы, обычно продолжают в магистратуре обучение.

Зачем? Что лучше – магистр или бакалавр, и в чем между ними разница? И самое главное, открываются ли для магистров особые академические и карьерные перспективы?

Особенности учебной подготовки

В современной образовательной системе разница между бакалавром и магистром в том, что первый – это обладатель диплома о высшем образовании начальной ступени. Магистр – это бывший бакалавр, который проучился еще два года в вузе. Очевидно, что «выше» в данной классификации магистр, или бакалавр зря потратил два года на дополнение и углубление своих профессиональных знаний в соответствии с собственными интересами, планами на будущее?

Конечно, осуществление перехода на такую систему для конкретного вуза и конкретной специальности – процесс индивидуальный. Первыми этот путь успешно преодолели экономисты, социологи и политологи. В «последнем вагоне» в настоящее время медицинские факультеты, а также профильные вузы в данной сфере: здесь все еще царит традиционная образовательная система.

Что выше бакалавр или магистр?

Если вы хотите поступать в будущем в магистратуру, стоит посетить специальные курсы или выездную школу перед тем, как кардинально сменить направление деятельности. Так вы сможете понять принципы работы системы кредитов, зачетных единиц – базисы Болонского процесса.

Преимущества магистратуры

Итак, получаем сначала квалификацию «бакалавр», потом – «магистр». Или «специалист», а потом уже «магистр». Возникает резонный вопрос: какие преимущества дает квалификация магистра? Очевидно, что при трудоустройстве по специальности или в сфере исследовательской деятельности работодатели в большинстве случаев отдают предпочтения магистрам. Кроме того, магистратура – это самая первая ступень будущей академической карьеры. Таким студентам предоставляется право участвовать в научных исследованиях, публиковать научные статьи, выступать в тематических конференциях. Другие таким способом обеспечивают себе на рынке труда конкурентные преимущества. Особенно чувствуется, что значит «бакалавр» или «магистр» при трудоустройстве в бизнес-структуры или на государственную службу. Работодатели отлично осведомлены, что магистры прошли ряд стажировок, принимали участие в практических семинарах и мастер-классах. Яркое тому подтверждение – среднемесячная зарплата выпускников в течение первого года. Если бакалавры, окончившие ВШЭ, в Москве получают около 25 тысяч рублей, то магистры – 35 тысяч рублей .

Если вы уяснили, чем отличается бакалавр от магистра, и решили повысить образовательный уровень, то знайте – имея диплом о высшем образовании, вы можете стать студентом магистратуры как на бюджетной, так и на лояльной контрактной основе.

Правила зачисления в различных вузах отличаются. В большинстве заведений необходимо пройти вступительные испытания. Есть также возможность стать студентом магистратуры по результатам собеседования или после знакомства комиссии с вашим портфолио (на конкурсной основе).

Направления подготовки магистров РосНОУ

Что такое магистратура?

Магистратура — это часть высшего образования, его второй уровень. Раньше высшее образование было «сплошным»: 5 лет — и вы дипломированный специалист.

С 2011 года Россия перешла на болонскую систему: 4 года бакалавриата плюс 2 года магистратуры.

Если коротко, магистратура — это:

  • возможность продлить студенчество ещё на два года;
  • возможность получить ещё одну профессию/квалификацию, либо углубить знания и улучшить подготовку по уже полученной профессии.

И, если пройдёте по конкурсу, то учиться сможете за счёт государственного бюджета, поскольку магистратура не считается вторым высшим, это продолжение первого высшего образования.

Важно! На бюджетные места магистратуры могут претендовать только 1) бакалавры и 2) дипломированные специалисты, поступившие на специалитет до начала действия двухуровневой системы «бакалавриат — магистратура».

Чем отличаются бакалавры от магистров?

Бакалавриат — это первый, базовый уровень высшего образования, магистратура — второй (особый случай — современный специалитет, который начинается как первый уровень, при этом выпускник-специалист котируется как выпускник-магистр). Помимо того, что магистратура — это более системный подход к выбранной сфере деятельности, это ещё и другие карьерные перспективы.

Бакалавр и магистр — какая разница?

Уже существуют должности, для которых достаточно диплома бакалавра, и должности, на которые назначат только специалиста или магистра.

В качестве примера приведём минимальный уровень профессионального образования, наличие которого необходимо кандидату, претендующему на занятие должности гражданской службы.

Категория и группа должностей гражданской службы*

Уровень профессионального образования

• Категория «руководители» высшей, главной и ведущей групп должностей гражданской службы
• Категория «помощники (советники)» высшей, главной и ведущей групп должностей гражданской службы
• Категория «специалисты» высшей, главной и ведущей групп должностей

Высшее образование — специалитет, магистратура

• Категория «специалисты» старшей групп должностей

Категория «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей

Высшее образование — бакалавриат

• Категория «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей

Среднее профессиональное образование

*Источник: «Методический инструментарий по установлению квалификационных требований к претендентам на замещение должностей государственной гражданской службы и государственным гражданским служащим» (Министерство труда и социальной защиты РФ, 2015).

Как учат магистров?

Магистерские образовательные программы предусматривают более глубокое освоение теории и практическую подготовку студента к научно-исследовательской или профессиональной деятельности. Руководят магистерскими программами преподаватели высшей квалификации — доктора наук. С первого семестра к каждому магистранту прикрепляется руководитель из числа докторов или кандидатов наук. Магистрант выбирает направление научных исследований и защищает магистерскую диссертацию. Также в процессе обучения магистры приобретают педагогические компетенции — в отличие от бакалавров, магистры могут преподавать в вузах.

Кто может поступить в магистратуру?

Приём в магистратуру проводится по заявлениям лиц, имеющих высшее профессиональное образование (диплом бакалавра, диплом специалиста с высшим профессиональным образованием, диплом специалиста или диплом магистра), по результатам комплексного экзамена по направлению подготовки (устно).

При этом совершенно не обязательно, чтобы ваше первое образование специалиста или бакалавра было связано с направлением подготовки магистратуры. Вы можете получить квалификацию, отличную от вашей первой, например, диплом магистра по направлению «Лингвистика» после бакалавриата или специалитета в ИТ-сфере.

Как поступить в магистратуру?

Для поступления в магистратуру достаточно успешно сдать комплексный междисциплинарный экзамен по направлению подготовки (устно). Минимальный балл (.pdf) для участия в конкурсе — от 50 до 60 в зависимости от программы.

Обучение в магистратуре возможно по очной или заочной формам обучения (на направлениях «Реклама и связи с общественностью» и «Лингвистика» — по очной и очно-заочной).

Студентам-магистрантам (очной формы) предоставляются все права студентов-бакалавров: стипендия (на бюджетной основе), место в общежитии, льготные проездные, отсрочка от армии и так далее.

87 бюджетных мест в магистратуре РосНОУ в 2018 году

Даты приёма в 2018 году

« Все материалы раздела

Более 40 стран Европы присоединилась к Болонскому процессу, подписав соответствующую декларацию. В ее рамках будет создано единое европейское пространство высшего образования. Россия также является участницей Болонского процесса, поэтому в соответствии с планом интеграции с 1 сентября 2011 года все вузы нашей страны перешли на двухуровневую систему обучения: бакалавриат-магистратура.
А это значит, что в будущем, многие выпускники вузов станут не дипломированными специалистами, а бакалаврами, либо магистрами. Поменяются и сроки обучения: «на бакалавра» нужно будет учиться 4 года, а чтобы получить ученую степень магистра – 6 лет. В чем суть понятий «бакалавр» и «магистр», не будет ли проблем с трудоустройством новоиспеченных выпускников? Что представляет собой двухуровневая система обучения в европейских альма-матер и по какому пути пойдет Россия? Готова ли наша страна в целом, и южноуральские вузы, к обучению по новой системе? Своей точкой зрения на эти и другие вопросы поделился с читателями Jobway.ru в эксклюзивном интервью декан факультета «Экономики и управления» Южно-Уральского государственного университета, профессор, доктор экономических наук Игорь Александрович Баев

Игорь Александрович, для чего нужно было переходить на новую систему образования и что она нам принесет?

Ученые степени «бакалавр» и «магистр» родом из Европы, и мы знали о них только понаслышке, пока наша страна, в свое время, не подписала Болонское соглашение. В соответствие с ним, для реализации программ интеграции учебных процессов с Европой необходимо было ввести двухступенчатую систему обучения: 1 ступень – это бакалавр, вторая — магистр. Но до настоящего времени мы выпускали дипломированных специалистов. Система была устоявшаяся, качество образования не отличалась по своему уровню от многих зарубежных стран. Об этом свидетельствуют и наши успехи в космосе, и в военной промышленности, и в металлургии! Мы имеем их и по сей день! Но интеграция в мировое сообщество требует выполнения определенных обязательств и дает ряд весомых преимуществ российским выпускникам вузов: они смогут учиться по обмену в вузах Европы, будут по окончании обучения иметь диплом, с которым смогут трудоустраиваться и в европейские компании. Поэтому и в нашей стране с этого года появился бакалавриат и магистратура.

Что в себя включают эти загадочные понятия «бакалавра» и «магистра»? Чем эти ученые степени отличаются от привычной всем нам степени специалиста?

Вообще, бакалавр – это выпускник вуза, который имеет необходимый(делает акцент) набор теоретических знаний по определенному направлению с тем, чтобы в дальнейшем специализироваться либо на научной, либо на практической деятельности, получая при этом дополнительное образование. Что касается дополнительного образования, это не только мое личное дополнение, но и мнение многих преподавателей.
Чтобы определить, верна ли моя точка зрения, я побывал во многих европейских странах. И, задав вопрос топ-менеджерам завода «Рено» во Франции о том, работают ли на их предприятии бакалавры, поймал удивленные взгляды собеседников. Дело в том, что во Франции отношение к бакалавру не более серьезное, чем к лицеисту. Это выпускник вуза, которому обязательно требуется «доучивание». У них даже есть такая формула «БАК +1 год «доучивания» или «БАК + 2 года «доучивания».

Причем доучиваясь, соискатель-бакалавр уже знает, где и в какой должности он будет работать на заводе. Приведу пример: я — бакалавр экономики, я — знаю основные экономические законы и методы, но для каждой специальности они имеют очень серьезную специфику. Эту специфику сначала нужно изучить на уровне теории – и когда ты придешь работать в конкретную отрасль производства из теоретика-бакалавра ты можешь превратится в профессионала в области планирования, например, муниципальных финансов.
На заводах корпорации «Рено» все бакалавры проходят обучение в, так называемых, технических университетах. В этом «доучивании», что особенно важно, принимают участи сами фирмы! Именно фирма из бакалавра готовит себе будущего специалиста и это здорово!

В российской системе высшего образования при всех ее очевидных «плюсах» отмечаете ли Вы какие-то минусы? Я считаю, что при подготовке специалистов, при всех достоинствах был и один недостаток – не факт что этот специалист попадет на конкретное рабочее место строго по своей специальности.  

Кто работает в банках или менеджерами на предприятиях? Часто, это специалисты-техники, не имеющие экономических знаний. Или же производством управляют специалисты-экономисты, не имея хорошего знания этого производства. Здесь есть вина системы: я думаю, человек должен учиться в соответствии с целевым направлением на конкретную должность. Это, пожалуй, единственный недостаток, который был в нашей системе образования и этот недостаток новая система «бакалавриата – магистратуры» устраняет при одном главном условии – при создании системы доучивания. Вот если бы эта система «доучивания» в России существовала приблизительно такая же, как во Франции – это было бы просто прекрасно! Но, к сожалению, в нашей стране, этот важный вопрос создания системы профилизации после бакалавриата мы как-то упустили. Хотя очевидно, что тех 4 лет обучения на бакалавра откровенно мало: даже если человек получит очень хорошие теоретические знания, ему понадобятся знания специальные, которые будут соответствовать его будущему месту работы.

А может ли магистратура стать той самой «ступенькой» для «доучивания», которая должна обязательно быть после получения степени «бакалавр»?

По моему мнению – может. Но не только одна магистратура. Система «доучивания» бакалавров должна быть комплексной. Это могут быть также и совместные центры обучения при предприятиях и вузах. Россия должна «шагнуть вперед» по созданию вот такой промежуточной системы. И здесь мы уже, на мой взгляд, немного поторопились, объявив, что магистратура – это только научное направление. Какой работодатель сегодня возьмет на работу бакалавра?

В лучшем случае работодатель спросит: «Кто такой бакалавр, что он знает и умеет?». В худшем — может сказать: «Я бакалавров не беру». Поэтому и возникает вопрос — считать ли магистратуру только научным направлением? Или ее необходимо дополнить и прикладной специализацией? В странах Европы, например, в Австрии, магистратура – часто бывает прикладным направлением. После ее окончания в дипломе магистра написана должность, место работы и даже минимальный уровень зарплаты, ниже которого работодатель платить не имеет права! Однако, по моему мнению, самый правильный подход — когда магистратура совмещает в себе и научное и прикладное направление. Это может быть и топ-менеджер в банке, и тот, кто управляет персоналом или финансовыми потоками региона.

Другой вариант — развивая только научное направление в магистратурах, обязательно создавать образовательные центры «доучивания» бакалавров, о которых я уже говорил. Именно так мы сделаем систему высшего образования России полезной, удобной и способной готовить высококлассных специалистов.

Структура факультета наиболее адаптирована к потребностям рынка.

Уровни высшего образования: бакалавр, специалист, магистр

4 выпускающих кафедры ведут обучение по очной и заочной формам:

  • Кафедра «Экономическая теория и мировая экономика»
  • Кафедра «Экономика и финансы»
  • Кафедра «Экономика, управление и инвестиции»
  • Кафедра «Информатика»

В процессе обучения студенты получают глубокие знания по экономической теории, менеджменту, рынку ценных бумаг, банковскому делу, экономике фирмы, финансовому менеджменту, экономике государственного сектора, налогообложению. Студенты закрепляют полученные знания в процессе прохождения практики на ведущих предприятиях области, в органах государственного и муниципального управления. Кроме того, разработанные на факультете учебно-методические комплексы позволяют моделировать реальные экономические ситуации даже в аудитории.
 

Южно-Уральский Государственный Университет оказался готов к нововведениям в сфере образования?

Полностью. В настоящее время в университете существует три вида магистерских программ: научная программа, технологические и, так называемые, перекрестные программы. Первые — обеспечивают реализацию научного направления, с последующим поступлением в аспирантуру и получения ученой степени кандидата наук, которая и по сей день имеет высокий международный рейтинг. Группа технологических магистерских программ дает знания для работы в крупных корпорациях, на промышленных предприятиях, в других сферах деятельности на высоких уровнях управления. Третья групп группа магистерских программ отличается тем, что специалистам в какой-либо области знаний позволяет получить высокую квалификацию в другой, родственной области. Например, почему бы юристу не получить экономические знания в области юридического обеспечения экономической деятельности на предприятии?* Почему экономисту не быть одновременно и магистром юриспруденции? Такое сочетание очень полезно для практической деятельности и, надеюсь, вызовет интерес и у работодателей.

А если вчерашний студент и сегодняшний бакалавр не желает идти в магистратуру? Что нужно для того, чтобы в России начала работать система «доучивания» бакалавров?

Я считаю, нужно включать в цепочку «государство-вуз-обучаемый» еще одно важнейшее звено — «работодатель». Работодатель должен, во-первых, хотеть получить классного специалиста. А, значит, и платить ему соответствующую зарплату. А, во-вторых, работодатель должен финансово и организационно участвовать в подготовке будущих специалистов. Положительный опыт в России есть. Например, в Санкт-Петербурге один из заводов имеет с техническими университетами совместные договоры и программы, по которым они обучают будущих специалистов, предоставляют производственные площади для обучения и делятся богатейшим опытом и техническими наработками. Более того, на этом заводе заранее знают фамилию своего будущего работника.
Кроме того, система «доучивания» должна быть постоянной: ведь сегодня новые технологии – это «скоропортящийся продукт», чере3 3-5 лет они устаревают. Поэтому нужно постоянно повышать и профессиональный уровень работника, если работодатель не хочет каждые 2-3 года менять его на «нового».

Как должен проходить процесс включения работодателя в цепочку «государство-вуз-обучаемый»?

Я бы мог сказать — рынок заставит работодателя включиться в этот процесс, конкуренция выработает понимание того, что конкурент меня опередил, потому что кадры у конкурента — лучше! И так, несомненно, будет, но будет не скоро. Ведь любой экономический процесс идет с потерями, если в нем не принимает участие Государство. Поэтому рынок без участия Государства не способен быть эффективным в любой стране, это уже доказано многократно и на примере многих стран. Государство должно следить за тем, чтобы цена высококлассного специалиста была не ниже определенного уровня. Государство должно регулировать направления подготовки тех или иных специалистов (например, выделением дополнительных бюджетных мест в вузах). Но Государство не должно обязывать работодателя брать к себе этого специалиста. Это уже против рыночных законов.
Считаю, что три главных элемента «вуз-работодатель-государство» должны работать в тесной связке и тогда мы обеспечим нашим выпускникам великолепные возможности и будущее для нашей страны.

Беседовала Оксана Кувакина,
специально для Jobway.ru

Направления подготовки магистров РосНОУ

Что такое магистратура?

Магистратура — это часть высшего образования, его второй уровень. Раньше высшее образование было «сплошным»: 5 лет — и вы дипломированный специалист.

С 2011 года Россия перешла на болонскую систему: 4 года бакалавриата плюс 2 года магистратуры.

Если коротко, магистратура — это:

  • возможность продлить студенчество ещё на два года;
  • возможность получить ещё одну профессию/квалификацию, либо углубить знания и улучшить подготовку по уже полученной профессии.

И, если пройдёте по конкурсу, то учиться сможете за счёт государственного бюджета, поскольку магистратура не считается вторым высшим, это продолжение первого высшего образования.

Важно! На бюджетные места магистратуры могут претендовать только 1) бакалавры и 2) дипломированные специалисты, поступившие на специалитет до начала действия двухуровневой системы «бакалавриат — магистратура».

Чем отличаются бакалавры от магистров?

Бакалавриат — это первый, базовый уровень высшего образования, магистратура — второй (особый случай — современный специалитет, который начинается как первый уровень, при этом выпускник-специалист котируется как выпускник-магистр). Помимо того, что магистратура — это более системный подход к выбранной сфере деятельности, это ещё и другие карьерные перспективы.

Страна Советов

Уже существуют должности, для которых достаточно диплома бакалавра, и должности, на которые назначат только специалиста или магистра.

В качестве примера приведём минимальный уровень профессионального образования, наличие которого необходимо кандидату, претендующему на занятие должности гражданской службы.

Категория и группа должностей гражданской службы*

Уровень профессионального образования

• Категория «руководители» высшей, главной и ведущей групп должностей гражданской службы
• Категория «помощники (советники)» высшей, главной и ведущей групп должностей гражданской службы
• Категория «специалисты» высшей, главной и ведущей групп должностей

Высшее образование — специалитет, магистратура

• Категория «специалисты» старшей групп должностей

Категория «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей

Высшее образование — бакалавриат

• Категория «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей

Среднее профессиональное образование

*Источник: «Методический инструментарий по установлению квалификационных требований к претендентам на замещение должностей государственной гражданской службы и государственным гражданским служащим» (Министерство труда и социальной защиты РФ, 2015).

Как учат магистров?

Магистерские образовательные программы предусматривают более глубокое освоение теории и практическую подготовку студента к научно-исследовательской или профессиональной деятельности. Руководят магистерскими программами преподаватели высшей квалификации — доктора наук. С первого семестра к каждому магистранту прикрепляется руководитель из числа докторов или кандидатов наук. Магистрант выбирает направление научных исследований и защищает магистерскую диссертацию. Также в процессе обучения магистры приобретают педагогические компетенции — в отличие от бакалавров, магистры могут преподавать в вузах.

Кто может поступить в магистратуру?

Приём в магистратуру проводится по заявлениям лиц, имеющих высшее профессиональное образование (диплом бакалавра, диплом специалиста с высшим профессиональным образованием, диплом специалиста или диплом магистра), по результатам комплексного экзамена по направлению подготовки (устно).

При этом совершенно не обязательно, чтобы ваше первое образование специалиста или бакалавра было связано с направлением подготовки магистратуры. Вы можете получить квалификацию, отличную от вашей первой, например, диплом магистра по направлению «Лингвистика» после бакалавриата или специалитета в ИТ-сфере.

Как поступить в магистратуру?

Для поступления в магистратуру достаточно успешно сдать комплексный междисциплинарный экзамен по направлению подготовки (устно). Минимальный балл (.pdf) для участия в конкурсе — от 50 до 60 в зависимости от программы.

Обучение в магистратуре возможно по очной или заочной формам обучения (на направлениях «Реклама и связи с общественностью» и «Лингвистика» — по очной и очно-заочной).

Студентам-магистрантам (очной формы) предоставляются все права студентов-бакалавров: стипендия (на бюджетной основе), место в общежитии, льготные проездные, отсрочка от армии и так далее.

87 бюджетных мест в магистратуре РосНОУ в 2018 году

Даты приёма в 2018 году

« Все материалы раздела