Ислам является одной из трех мировых религий (наряду с буддизмом и христианством) и относится к так называемым авраамическим религиям. Это значит, что он происходит от духовной традиции, восходящей к древнему патриарху семитов Аврааму (Ибрагим по-арабски). Рассмотрим, чем отличается ислам от мусульманства. Или, может, это синонимы? Начнем с экскурса в историю.

Немного из истории ислама

Ислам появился в 7 веке нашей эры на Аравийском полуострове, где к тому времени не было единого централизованного государства, а существовало большое количество малых государств, а также племенных союзов бедуинов-кочевников. Пророк Мухаммад, с чьим именем связано появление новой религии, начал проповедь новой веры. Его действия не понравились местной власти, и он был вынужден в 622 году бежать из родной Мекки в Медину, где к его проповедям отнеслись более благосклонно. С тех пор эта дата является точкой отсчета мусульманского летоисчисления.

Впоследствии сторонники Мухаммада усилились и сумели еще при жизни пророка вернуться в Мекку победителями. А после его смерти новая религия, названная исламом, благодаря арабским завоеваниям распространилась на весь Ближний Восток, Иран, часть Закавказья и Средней Азии, Северную Африку и даже на почти весь Пиренейский полуостров (современные Испания и Португалия). Позже карта мусульманского влияния была скорректирована историей. Из Испании мусульман изгнали, но они простерли свою религию на другие территории – часть Индии и островные государства Юго-Восточной Азии.

Ислам или мусульманство?

Ислам и мусульманство – слова арабские и означают одно и то же – ту новую религию, которую Мухаммад начал проповедовать в Мекке в начале 7 века нашей эры. Откуда же взялись разные названия для одного понятия? Все дело в особенностях арабского языка.

Что значит быть мусульманином?

Эти слова, хоть и означают одно и то же, имеют незначительное семантическое отличие, да и происхождение у них разное.

Изначальное название новой религии – ислам, или, в переводе с арабского, – покорность (или предание себя Богу). Того, кто исповедует ислам, называли «муслим» (дословно – «последователь ислама»). Ислам по-арабски пишется так: الإسلام, мусульманин – مسلم. Сходство в арабском написании этих слов есть, а вот при адаптации их к европейским языкам – в частности, к русскому – и возникло разночтение. Хотя любой лингвист скажет, что, поскольку в обоих словах есть последовательные согласные звуки , , , значит, эти слова являются родственными – тем более что обозначают одно и то же понятие.

ИСЛАМ

ИСЛАМ (араб., букв. — покорность), монотеистическая религия, одна из мировых религий (наряду с христианством и буддизмом), ее последователи — мусульмане. Возник в Аравии в VIIв. Основатель — Мухаммед. Ислам складывался под значительным влиянием христианства и иудаизма. В результате арабских завоеваний распространился на Ближнем и Ср. Востоке, позднее в некоторых странах Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки.

Главные принципы ислама изложены в Коране. Основные догматы — поклонение единому богу — всемогущему Богу-Аллаху и почитание Мухаммеда пророком — посланником Аллаха. Мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь.
Пять основных обязанностей (колонны ислама), предписанных приверженцам ислама:
1) вера в то, что нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед есть посланник Аллаха (шахада);
2) пятикратное ежедневное совершение молитвы (салат);
3) милостыня в пользу бедных (закат);
4) пост в месяце рамадан (саун);
5) паломничество в Мекку (хадж), совершаемое хотя бы единожды в жизни.

Священное предание — сунна. После смерти Мухаммеда (632) ислам раскололся на два течения — суннизм и шиизм. В X в. создана система теоретического богословия — калам; правовая система ислама разработана в шариате. В VIII-IX веках возникло мистическое течение — суфизм. Число последователей ислама оценивается в 880 млн. (1990). Почти во всех странах с преобладающим мусульманским населением ислам является государственной религией.

* * *

ИСЛАМ , мировая монотеистическая религия. Возникла в Хиджазе (в нач. VII в.) среди арабских племен Зап. Аравии. Уже в первый век своего существования ислам в ходе военной экспансии арабов распространился на огромной территории от Ганга на Востоке до южных границ Галлии на Западе, в результате чего образовалось мусульманское государство — Халифат. Современный ислам распространен в основном в странах Азии и Африки, играя существенную роль в их политической и социокультурной жизни (в большинстве из них ислам — государственная религия, а шариат — основа законодательства). Число приверженцев ислама в современном мире около 1 млрд. человек. Большинство мусульман — сунниты (90 %), шииты составляют около 10%.

Основатель ислама Основатель ислама — Мухаммад (Мухаммед, Мохаммед) (570?-632гг.) происходил из рода хашим, влиятельного мекканского племени курейш. До Мухаммада арабам были известны монотеистические религии — иудаизм и христианство (последнее — преимущественно в неортодоксальных формах: арианство, несторианство, монофиситство); в качестве самостоятельной формы монотеизма в Аравии был распространен ханифизм. Под определенным влиянием этих религий в 610-612 годах началась религиозная проповедь Мухаммада, первоначально не признаваемого и гонимого мекканцами.

После переселения в 622г. с небольшой группой последователей из Мекки в Медину (хиджра, которая позже стала точкой отсчета для мусульманского летосчисления, ведущегося по лунному календарю) Мухаммад выступает уже не только как проповедник, но и как теократический правитель, диктующий приверженцам нормы поведения в различных областях жизни.

Источники вероучения Основной источник мусульманского вероучения — Коран, понимаемый мусульманами как предвечное, несотворенное «слово Божие», откровение, которое Бог, говорящий в Коране преимущественно от первого лица, как бы слово в слово продиктовал Мухаммаду через своего ангела Гавриила. Подобно тому как для христиан Бог воплотился в Иисусе Христе, для мусульман Он открыл Себя в Книге — в Коране.

Второй источник мусульманского вероучения — Сунна, своего рода священное предание, примеры из жизни Мухаммада как источник материала для решения религиозных, социально-политических, правовых проблем, возникающих перед мусульманской общиной. Сунна слагается из хадисов, повествующих о высказываниях Мухаммада по тому или иному конкретному поводу, его поступках или невысказанных одобрениях. Хадис всегда состоит из двух частей: собственно краткого рассказа и т. н. опоры — перечня передатчиков данного текста, которые в непрерывной цепи преемства удостоверяют его подлинность.

Важнейший принцип ислама — строгий монотеизм, носящий абсолютный и безусловный характер. Бог в Коране предстает одновременно и как всемогущий, всевышний, даже грозный и в то же время как милостивый, сострадающий и прощающий. Он ближе к человеку, «чем его шейная артерия», говорится в Коране и в то же время утверждается: «Не постигают Его взоры…». То есть Бог абсолютно потусторонний, непроницаемый, непостижимый в Своей сущности. Бог открывает Себя человеку только через откровение, знамения и Свои имена. В откровении Бог через пророков дает людям Свой закон, следуя которому, они научаются различать добро и зло. Весь тварный мир, то есть все сотворенное Богом — каждое явление, каждая вещь, каждое существо — это Его знамения людям, свидетельствующие о Его величии и всемогуществе. Наконец, через Свои имена Бог наглядно сообщает людям о Своих свойствах. «У Бога прекрасные имена, зовите Его по ним…» — говорится в Коране. Имен этих — 99. Например, Милостивый, Милосердый, Верный — это божественные имена. Проявлением благочестия считается у мусульман как можно чаще упоминать Бога и Его имена.

Однако через откровение, знамения и имена человеческий разум может лишь отчасти постичь смысл божественного действия в мире, но не саму божественную сущность, которая остается для человека абсолютной тайной. Верить в эту сокровенную тайну — обязанность мусульманина. Утверждение единства и единственности Бога, призывы не придавать Ему никого в «сотоварищи» часто повторяются в Коране. Направлены они прежде всего против старых политеистических верований аравийских арабов, но также и против христианских догматов Троицы и Боговоплощения. Ислам признает Иисуса только в качестве пророка-посланника, хотя и наделенного исключительным, привилегированным статусом (девственное рождение, власть творить чудеса, взятие живым на небо). В то же время ислам находится в определенном родстве с библейской традицией: наряду с иудаизмом и христианством он может быть определен как богооткровенная и авраамическая религия, поскольку, исповедуя веру в единого, сущего и живого Бога, говорящего людям в откровении, возводит свои истоки к «религии Авраама», частично забытой и искаженной, согласно представлениям мусульман, иудеями и христианами.

Миссия Мухаммада, таким образом, заключалась не в создании новой религии, а в восстановлении исконной и истинной веры в единого Бога.

Важнейшие понятия мусульманской религии — «ислам», «дин», «иман». Ислам в широком смысле стал обозначать весь мир, в пределах которого установились и действуют законы Корана. Таков смысл и традиционного понятия «дар ал-ислам» (обитель ислама), противопоставленного «дар ал-харб» — территории войны, которая, по крайней мере, теоретически подлежит превращению в обитель ислама посредством как военного, так и духовного джихада. Классический ислам в принципе не проводит национальных различий, признавая три статуса существования человека: в качестве правоверного (мусульманина), в качестве покровительствуемого (иудеи и христиане в мире ислама, они же — «ахл ал-китаб» — люди Книги, держатели Писания, не подлежащие насильственному обращению в ислам) и в качестве многобожника, непременно подлежащего обращению.

Каждая вероисповедная группа в исламе объединялась в отдельную общину (умма). Умма — это прежде всего религиозная общность людей, которая становится объектом божественного плана спасения людей (каждой умме посылается свой пророк); в то же время умма — это и форма социальной организации людей, в целом образующая своеобразное религиозно-политическое тело. Мусульманская община теоретически объединяет всех мусульман мира, независимо от их этнической и культурной принадлежности. Прототипом ее всегда служила первоначальная мединская община пророка, которая до сих пор остается для мусульман идеалом социально-политического объединения людей, сплоченных единой верой. Таким образом, принадлежность умме — основа самосознания мусульманина. В ней он осознает себя верующим, в ней же обретает социального и правового гаранта.

Идеальная форма государственности мыслилась в классическом исламе как своего рода эгалитарная светская теократия. Эгалитарная, поскольку все верующие, независимо от своего социального статуса равны перед божественным законом; светская, поскольку в исламе нет какого-либо институционального аналога церкви, как нет и духовенства — людей, через таинство наделенных особыми, превосходящими человеческие возможности полномочиями (суннитский ислам в принципе не признает посредников между Богом и человеком, имам или мулла — лишь предстоятель на общей молитве, которую может возглавить любой мусульманин, знающий Коран); теократия, поскольку законодательной властью (амр) обладает в строгом смысле только Коран, а исполнительная власть (хукм) — одновременно религиозная и светская — принадлежит только Богу и осуществляется через халифа — предводителя мусульманской общины, ее религиозного, административного и военного главы, под началом которого община дает клятву послушания Богу. Отсутствие в исламе «земного законодателя» на практике вело к присвоению законодательных и, отчасти, исполнительных функций правоведами (улемами и факихами).

Вероучение Понятие «дин» неоднократно встречается в Коране и имеет много значений: суд, воздаяние, личная вера человека, закон, система ритуальной практики, наконец, — божественный закон, которому следует подчиняться. В основном своем значении, согласно мусульманскому вероучению, «дин» — это совокупность веры (иман), исполнения религиозных предписаний (ислам в узком смысле) и искренности при их исполнении (ихсан). Вера, согласно большинству мусульманских теологов, состоит из трех элементов (словесного признания Бога, добрых дел и добродетельных намерений) и включает в себя пять основных предметов:
1) веру в единого и единственного Бога,
2) ангелов,
3) Богооткровенные Книги (в Коране названы пять таких Книг: свитки Авраама, Тора Моисея, Псалтырь Давида, Евангелие Иисуса, Коран Мухаммада),
4) Божьих пророков и посланников,
5) Судный День, рай и ад, воздаяние и наказание.
Позже к этим пяти предметам веры был добавлен шестой (некоранического происхождения) — вера в предопределение (все происходящее в мире — как добро, так и зло, а также все дела людей обусловлены волей Всевышнего).

Религиозные предписания, которые обязан соблюдать каждый мусульманин, — это прежде всего «пять столпов ислама»:
1) словесное исповедание единобожия и пророческой миссии Мухаммада, выражающееся в произнесении молитвенной формулы свидетельства: «Нет божества, кроме Бога, и Мухаммад — раб Его и Посланник Бога»;
2) ритуальная молитва, которую мусульманин должен совершать пять раз в день;
3) очистительная милостыня в пользу нуждающихся;
4) пост в месяц рамадан (Рамазан), который состоит в полном воздержании от еды, питья и любых увеселений в светлое время суток;
5) паломничество (хотя бы раз в жизни) в Мекку к главной мусульманской святыне — Каабе. Паломничество в Мекку, где ежегодно собираются мусульмане со всего мира, символизирует прежде всего единство мусульманской общины, которая в идеале не признает национальных и культурных различий.

После окончания паломничества начинается длящийся три дня главный мусульманский праздник — ид ал-адха или курбан-байрам, праздник жертвоприношения, поскольку в последний день паломничества приносится в жертву домашний скот в память о жертвоприношении Авраама. Второй по значимости мусульманский праздник — ид ал-фитр или ураза-байрам, праздник разговенья в честь окончания поста в месяц рамадан. Очень кратко свод основных и обязательных вероисповедных истин и религиозных обязанностей мусульман дан всего лишь в одном кораническом айате (стихе): «Не в том благочестие, чтобы вам обращать свои лица в сторону востока или запада, а благочестие — кто уверовал в Бога, и в последний день, и в ангелов, и в писание, и в пророков, и давал имущество, несмотря на любовь к нему, близким, и сиротам, и беднякам, и путникам, и просящим, и на рабов, и выстаивал молитву, и давал очищение, — и исполняющие свои заветы, когда заключат, и терпеливые в несчастии и бедствии и во время беды, — это те, которые были правдивы, это они — богобоязненные» (Коран 2:177).

В целом ислам представляет собой нерасторжимое единство религии, культуры и социально-политического устройства, тотальную систему, объемлющую в их единстве все стороны, все уровни жизни человека. Классический ислам не дифференцирует духовную и мирскую сферы, ему чуждо характерное для христианства различение понятий «Божьего» и «кесарева», что проявляется как у средневековых теологов, так и у идеологов нашего столетия (например, у реформатора Рашида Риды, считавшего, что «ислам есть в равной степени духовное начало и социально-политический идеал», или в известном девизе современных Братьев мусульман: «Ислам есть религия и государство»).

Мусульманская культура Ислам наложил глубокий отпечаток на культуру тех стран, где он получил распространение. Уже в раннем исламе зарождаются три основных мусульманские дисциплины: 1) наука о толковании и чтении Корана, 2) наука о хадисах, 3) правоведение, в рамках которого в суннизме складываются четыре в равной мере признанных авторитетными религозно-правовых толка: ханифитский, шафиитский, маликитский, ханбалитский. Из коранических предписаний и запретов и юридических прецедентов, зафиксированных в хадисах, формируется мусульманский закон (шариат), который по сей день остается главным источником законодательства большинства мусульманских стран. Исламский закон как универсальная нормативно-догматическая система регламентирует в равной степени религиозную догматику; нормы, регулирующие отношения человека к Богу; этику; социальные отношения. Т. е. в шариате слиты воедино религиозное, правовое и этическое начала. Этическое поведение регулируется правом, а правовое поведение понимается прежде всего как религиозно-этическое.

Несколько позже — отчасти в силу контактов и полемики с христианством, в результате которых в исламе возникают первые теологические споры о свободе воли и предопределении, несотворенности Корана, божественных атрибутах, — развивается мусульманское спекулятивное богословие (калам), внутри которого складываются различные школы: мутазилизм, ашаризм, матуридизм. Восприятие античного философского наследия (аристотелизм, неоплатонизм) способствовало развитию определенных рационалистических тенденций в теологии, а в IX-XII вв. возникновению и расцвету арабской философии . В то же время получает развитие суфизм — мистическое направление в исламе, первоначально возникшее как аскетическое движение, а впоследствии в той или иной степени распространившееся на все мировоззренческие течения. Как своего рода прикладные науки к основным религиозным дисциплинам развиваются грамматика, математика, астрономия.

Ислам и мусульманство — в чем разница? История вероисповедания

Развитие всех этих дисциплин происходило в процессе тесных контактов мусульман с другими восточными культурами: сирийской, которая дала исламу переводы греческого философского и научного наследия; византийской, у которой ислам заимствовал многие элементы государственно-административной культуры; персидской и индийской, оказавших влияние на мусульманскую правовую культуру, на развитие литературы и поэзии, мистицизм.

Шиизм Уже после битвы при Сиффине в 657г. между сторонниками 4-го праведного халифа Али (зятя и двоюродного брата Мухаммада) и Муавии (основателя первой мусульманской династии омейядов) ислам распался на три основных направления. Первоначально причиной раскола стал вопрос о верховной власти в мусульманской общине. Большинство, впоследствии получившие название «ахл ас-сунна» (люди традиции), сунниты, считало, что халифом должен быть человек, принадлежаший семье Мухаммада в широком смысле, т. е. быть выходцем из племени курейш; шииты (от «ши’ат Али» — партия Али) утверждали, что власть может принадлежать только прямым потомкам Али и его жены Фатимы (любимой дочери Мухаммада) — единственных продолжателей мужской линии пророка; наконец, хариджиты, отделившиеся от Али, считали, что главой мусульманской общины может быть любой ее член.

После ряда военных поражений хариджиты сосредоточились на разработке государственно-правовых, этических и догматических идей, создав значительную богословскую литературу. Центральной догмой шиитов стал культ имама — авторитетного учителя из «дома Али», безгрешного и непогрешимого в делах веры, обладающего тайным знанием и наделенного способностью толковать сокровенный смысл Откровения. Имамом его делает не человеческое произволение, а внутренний характер его природы — присутствие в его существе предвечной божественно-световой субстанции. Без имама и его руководства невозможно спасение верующих. Авторитет имамов шииты противопоставляют согласному мнению религиозных авторитетов (иджма) суннитов, эзотерический смысл откровения (батин), доступный только «посвященным», — экзотерическому (захир).

Своей кульминации шиитская доктрина достигает в учении о «скрытом имаме»: последний из «видимых имамов» (разный в различных шиитских сектах: у исмаилитов — 7-й, у имамитов — 12-й) не умер, а перешел в состояние гайба, т. е. по воле Бога был изъят и сокрыт от людей, продолжая в этом сокрытом состоянии управлять жизнью верующих и долженствующий в конце времен явиться в роли своего рода мессии — махди, наполнив мир правдой и справедливостью. Миросозерцание шиизма глубоко эсхатологично и носит профетический характер. В целом — это своеобразная попытка ввести в ислам персонофицированного посредника между Богом и человеком (тенденция, особенно характерная для крайних шиитских сект, в той или иной мере обожествлявших Али и его потомков и развивавших чуждые суннитскому исламу идеи воплощения и метемпсихозы). Вероучение и догматика крайних шиитов (алавитов, друзов, али-илахи, карматов, хуруфитов) носят синкретический характер и содержат элементы древних астральных культов, индуизма, зороастризма, манихейства.

Своеобразное развитие некоторые шиитские идеи получили в новое время у шейхи, бабитов и бехаитов — течений, возникших в XIX в. в Иране. Основатель последнего — Мирза Хусейн Али (Бахаулла), верный махдистским традициям шиизма, в то же время попытался выступить в качестве основоположника нового вероучения, призванного сплотить все человечество.

Реформаторские движения В лоне суннитского ислама в середине XVIII в. возникает религиозно-политическое движение ваххабитов (по имени основателя — Мухаммада ибн Абд ал-Ваххаба), отвергавших «новшества», которые появились в исламе в процессе его исторического развития и контактов с другими религиозными системами (культ святых, веру в чудеса, дервишество и т. д.). Ваххабизм оказал определенное влияние на мусульманских реформаторов 2-й пол. XIX — нач. XXвв. (ал-Афгани, Мухаммад Абдо, Рашид Рида), которые понимали реформацию как очищение ислама от исторических искажений и наслоений через возврат к этосу ранней мусульманской общины.

В XX веке, во многом как реакция на социально-политическое и культурное влияние Запада, в мусульманских странах возникают идеологии, базирующиеся на исламских ценностях (панисламизм, фундаментализм).

Ислам в России Ислам в истории России играл и продолжает играть гораздо более значительную роль, чем это всегда официально признавалось. Одна статистика показывает, насколько необоснованно это официальное непризнание. В шести республиках «ближнего зарубежья» проживает сегодня 54 млн. мусульман. В самой России ислам является второй по численности религией, 12 млн. мусульман довольно компактно расселены в Поволжье, на Урале, в Сибири и на Северном Кавказе. В России сегодня действуют более 4 тыс. мечетей.

Первые контакты русичей с мусульманами восходят к VIII-IXвв. Они носили характер и военного противоборства и культурного, политического, экономического взаимодействия. Хазары, которые исповедовали не только иудаизм, но и ислам, половцы, булгары были первыми народами, с помощью которых Древняя Русь узнала мир ислама.

Достаточно оснований предполагать, что восточные славяне уже в начале VIIIв. знали и арабов. Об этом говорят и многочисленные клады арабских серебряных монет в районе Днепра и свидетельство раннего мусульманского географа перса Ибн Хардадбеха, современника Рюрика и Аскольда, о славянских купцах «ар-рус», которые возили свои товары к Черному и Каспийскому морям.

После падения в X в. Хазарского каганата практически все Поволжье стало мусульманским вследствие хорезмийской оккупации. В ходе татаро-монгольских завоеваний (1237-40) Владимиро-Суздальская и отчасти Киевская Русь были включены в Монгольскую империю, а после ее распада — в Золотую Орду.

В 1256г. (через 16 лет после завоевания Руси) на ханский трон в Золотой Орде воссел первый мусульманин — хан Берке. Однако окончательно ислам восторжествовал в Орде в 1312 , когда хан Узбек обратил всех своих подданных в мусульманство. С этих пор между «православной Русью» и Ордой складывается определенный симбиоз. Русь, оставаясь вассалом Орды, сохраняет религиозную самостоятельность. Более того, многие знатные монголо-татары, не желавшие принять ислам, перебрались на Русь и стали основателями будущих родов русской знати. Так, в 1329 на службу к великому московскому князю Ивану Калите прибыл мурза Чета, потомком которого через 200 лет был, по преданию, Борис Годунов.

В Москве мусульмане-татары постоянно поселились в начале XV в. Число их неизменно возрастало. Для них в Москве строились специальные слободы: на Сретенке, Мещанке, в Кукуй-городе, Марьиной роще. Главная татарская слобода находилась в Замоскворечье, где ныне вновь стала действовать историческая мечеть.

В 1480г. Золотая Орда окончательно распалась. Однако Русь, обретя независимость, оставалась в окружении мусульманских государств. Соотношение сил начинает принципиально меняться с завоеванием в XVI веке Казанского, Астраханского, Сибирского ханств. Начало христианизации татар вызвало отток значительной части мусульман из Поволжья в Приуралье, что привело к увеличению их числисленности и укреплению позиций ислама в крае. С той поры отношения Руси, впоследствии России, складываются в основном в военно-дипломатическом плане: русско-турецкие, русско-иранские, русско-кавказские войны — это вехи колонизаторского расширения России и вехи новых контактов с миром ислама. Вехи, которые поставили перед Россией трудную проблему соотнесения русской культуры с миром мусульманства.

Ислам является одной из трех мировых религий (наряду с буддизмом и христианством) и относится к так называемым авраамическим религиям. Это значит, что он происходит от духовной традиции, восходящей к древнему патриарху семитов Аврааму (Ибрагим по-арабски). Рассмотрим, чем отличается ислам от мусульманства. Или, может, это синонимы? Начнем с экскурса в историю.

Немного из истории ислама

Ислам появился в 7 веке нашей эры на Аравийском полуострове, где к тому времени не было единого централизованного государства, а существовало большое количество малых государств, а также племенных союзов бедуинов-кочевников. Пророк Мухаммад, с чьим именем связано появление новой религии, начал проповедь новой веры. Его действия не понравились местной власти, и он был вынужден в 622 году бежать из родной Мекки в Медину, где к его проповедям отнеслись более благосклонно. С тех пор эта дата является точкой отсчета мусульманского летоисчисления.

Впоследствии сторонники Мухаммада усилились и сумели еще при жизни пророка вернуться в Мекку победителями. А после его смерти новая религия, названная исламом, благодаря арабским завоеваниям распространилась на весь Ближний Восток, Иран, часть Закавказья и Средней Азии, Северную Африку и даже на почти весь Пиренейский полуостров (современные Испания и Португалия). Позже карта мусульманского влияния была скорректирована историей. Из Испании мусульман изгнали, но они простерли свою религию на другие территории – часть Индии и островные государства Юго-Восточной Азии.

Ислам или мусульманство?

Ислам и мусульманство – слова арабские и означают одно и то же – ту новую религию, которую Мухаммад начал проповедовать в Мекке в начале 7 века нашей эры. Откуда же взялись разные названия для одного понятия?

Мусульманство

Все дело в особенностях арабского языка. Эти слова, хоть и означают одно и то же, имеют незначительное семантическое отличие, да и происхождение у них разное.

Изначальное название новой религии – ислам, или, в переводе с арабского, – покорность (или предание себя Богу). Того, кто исповедует ислам, называли «муслим» (дословно – «последователь ислама»). Ислам по-арабски пишется так: الإسلام, мусульманин – مسلم. Сходство в арабском написании этих слов есть, а вот при адаптации их к европейским языкам – в частности, к русскому – и возникло разночтение. Хотя любой лингвист скажет, что, поскольку в обоих словах есть последовательные согласные звуки , , , значит, эти слова являются родственными – тем более что обозначают одно и то же понятие.

Кто такие магометане — Казанские татары

Альфира Ткаченко

Я публикую интересную информацию из статьи о народности — казанских татар-магометан

          ЕГО ПРЕОСВЯЩЕНСТВУ, ПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕМУ АНДРЕЮ, ЕПИСКОПУ МАМАДЫШСКОМУ, ЗАВЕДЫВАЮЩЕМУ КАЗАНСКОЮ МИССИЕЮ,

И. д. Епархиального инородческого миссионера священника Сергия Багина доклад

       Вследствие предложения ВАШЕГО ПРЕОСВЯЩЕНСТВА, имею честь почтительнейше доложить Вам, Милостивейший Архипастырь, об отпадениях в магометанство крещёных инородцев Казанской епархии и о причинах этого печального явления.
       Для лучшего уяснения вопроса об отпадениях крещёных инородцев в магометанство необходимо остановиться несколько на историческом прошлом и современном религиозно-политическом настроении татар-магометан и влиянии их на инородческие племена епархии.
       Татар-магометан с отступниками от православия числится в Казанской губернии 730,037 человек обоего пола. При более близком ознакомлении с историческим прошлым татарского племени и ассимиляционною деятельностью их по отношению к инородцам различных племён: чуваш, черемис, вотяков и др, мы должны будем придти к заключению, что татары Казанского края не могут быть рассматриваемы как одно из племён тюркского корня, а как совокупность вышепоименованных инородческих финских племён, объединённых путём пропаганды ислама и слившихся под влиянием её в одну народность как части целого.

Разница между исламом и мусульманством

В этом убеждает нас и неоднородность типа татар, который вообще сохранил монгольский элемент весьма слабо, что особенно заметно в селениях татар, живущих по соседству с другими инородцами: то он напоминает чувашский — с преобладающим смуглым цветом лица, то черемисский — с тощею растительностью на бороде и белокурым цветом волос, то добродушный вотский — с рыжими волосами и веснушками на лице и т. д. Татары требуют от принявших ислам инородцев безусловного отречения от своей национальности, языка и обычаев. Переход в магометанство все приволжские инородцы выражают словами: «мы ушли в татары», или «они ушли в татары». Сами татары не любят называть свою народность этим именем и обычно выступают под именем «мосолман», т е мусульман, но это название нельзя считать правильным, так как оно указывает не на народность, а на религию, исповедуемую татарами. Быстрый рост численности татар-магометан указывает на то, что, кроме обычного естественного прироста, к магометанской группе присоединилось значительное число других инородцев, скрывающих свою национальность и именующихся уже исключительно «татарами».

Вышеизложенное подтверждается следующими статистическими данными, взятыми мною из источников, достоверность которых не подлежит сомнению.

Для читателей прошу: Прочитать данную статью только для информации. Если татары — магометане за много веков с 737 года н.э. приняли Ислам, то в настоящее время они не смогут изменить своё прошлое. Это легче сделать нынешним татарам — магометанам, которые прибывают в смешанных браках. Но моих родственников — Казанских татар-магометан выдаёт тип происхождения — понтийский и европеиды. Монгольского типа практически нет, несмотря на то, что они магометане(мусульмане).

18.03.2014 года

© Copyright: Альфира Ткаченко, 2014
Свидетельство о публикации №214031800449

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Альфира Ткаченко

Рецензии

Написать рецензию

Уважаемая Эльфира, во времена перестроечной и постперестроечной смуты я часто бывал в Татарстане. Тогда там все говорили о булгаро-татарском происхождении и татаро-булгарской культуре. Меня это не удивляло, т.к. по истории я знал, что Казанское ханство образовалось после прихода на территорию Булгарии одного из чингизидов со своим народом. Но это противоречит изложенному Вами. Почему?
С уважением,

Анатолий Шнаревич   09.11.2016 14:09   •   Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Написать рецензию     Написать личное сообщение     Другие произведения автора Альфира Ткаченко

Ислам является одной из трех мировых религий (наряду с буддизмом и христианством) и относится к так называемым авраамическим религиям. Это значит, что он происходит от духовной традиции, восходящей к древнему патриарху семитов Аврааму (Ибрагим по-арабски). Рассмотрим, чем отличается ислам от мусульманства. Или, может, это синонимы?

Ислам и мусульманство

Начнем с экскурса в историю.

Немного из истории ислама

Ислам появился в 7 веке нашей эры на Аравийском полуострове, где к тому времени не было единого централизованного государства, а существовало большое количество малых государств, а также племенных союзов бедуинов-кочевников. Пророк Мухаммад, с чьим именем связано появление новой религии, начал проповедь новой веры. Его действия не понравились местной власти, и он был вынужден в 622 году бежать из родной Мекки в Медину, где к его проповедям отнеслись более благосклонно. С тех пор эта дата является точкой отсчета мусульманского летоисчисления.

Впоследствии сторонники Мухаммада усилились и сумели еще при жизни пророка вернуться в Мекку победителями. А после его смерти новая религия, названная исламом, благодаря арабским завоеваниям распространилась на весь Ближний Восток, Иран, часть Закавказья и Средней Азии, Северную Африку и даже на почти весь Пиренейский полуостров (современные Испания и Португалия). Позже карта мусульманского влияния была скорректирована историей. Из Испании мусульман изгнали, но они простерли свою религию на другие территории – часть Индии и островные государства Юго-Восточной Азии.

Ислам или мусульманство?

Ислам и мусульманство – слова арабские и означают одно и то же – ту новую религию, которую Мухаммад начал проповедовать в Мекке в начале 7 века нашей эры. Откуда же взялись разные названия для одного понятия? Все дело в особенностях арабского языка. Эти слова, хоть и означают одно и то же, имеют незначительное семантическое отличие, да и происхождение у них разное.

Изначальное название новой религии – ислам, или, в переводе с арабского, – покорность (или предание себя Богу). Того, кто исповедует ислам, называли «муслим» (дословно – «последователь ислама»). Ислам по-арабски пишется так: الإسلام, мусульманин – مسلم. Сходство в арабском написании этих слов есть, а вот при адаптации их к европейским языкам – в частности, к русскому – и возникло разночтение. Хотя любой лингвист скажет, что, поскольку в обоих словах есть последовательные согласные звуки , , , значит, эти слова являются родственными – тем более что обозначают одно и то же понятие.

Ислам является одной из трех мировых религий (наряду с буддизмом и христианством) и относится к так называемым авраамическим религиям. Это значит, что он происходит от духовной традиции, восходящей к древнему патриарху семитов Аврааму (Ибрагим по-арабски). Рассмотрим, чем отличается ислам от мусульманства. Или, может, это синонимы? Начнем с экскурса в историю.

Немного из истории ислама

Ислам появился в 7 веке нашей эры на Аравийском полуострове, где к тому времени не было единого централизованного государства, а существовало большое количество малых государств, а также племенных союзов бедуинов-кочевников. Пророк Мухаммад, с чьим именем связано появление новой религии, начал проповедь новой веры.

Ислам и мусульманство: в чем разница?

Его действия не понравились местной власти, и он был вынужден в 622 году бежать из родной Мекки в Медину, где к его проповедям отнеслись более благосклонно. С тех пор эта дата является точкой отсчета мусульманского летоисчисления.

Впоследствии сторонники Мухаммада усилились и сумели еще при жизни пророка вернуться в Мекку победителями. А после его смерти новая религия, названная исламом, благодаря арабским завоеваниям распространилась на весь Ближний Восток, Иран, часть Закавказья и Средней Азии, Северную Африку и даже на почти весь Пиренейский полуостров (современные Испания и Португалия). Позже карта мусульманского влияния была скорректирована историей. Из Испании мусульман изгнали, но они простерли свою религию на другие территории – часть Индии и островные государства Юго-Восточной Азии.

Ислам или мусульманство?

Ислам и мусульманство – слова арабские и означают одно и то же – ту новую религию, которую Мухаммад начал проповедовать в Мекке в начале 7 века нашей эры. Откуда же взялись разные названия для одного понятия? Все дело в особенностях арабского языка. Эти слова, хоть и означают одно и то же, имеют незначительное семантическое отличие, да и происхождение у них разное.

Изначальное название новой религии – ислам, или, в переводе с арабского, – покорность (или предание себя Богу). Того, кто исповедует ислам, называли «муслим» (дословно – «последователь ислама»). Ислам по-арабски пишется так: الإسلام, мусульманин – مسلم. Сходство в арабском написании этих слов есть, а вот при адаптации их к европейским языкам – в частности, к русскому – и возникло разночтение. Хотя любой лингвист скажет, что, поскольку в обоих словах есть последовательные согласные звуки , , , значит, эти слова являются родственными – тем более что обозначают одно и то же понятие.