Содержание

Евангелическая лютеранская церковь Литвы

Глава церкви — Епископ

Краткая история церкви:

Первые сторонники реформации появились в Литве вскоре после ее начала, но это были отдельные верующие, не образующие общности. Первые общины, (обычно либо под патронажем местных бояр и богатых землевладельцев — дворовые общины, либо городские) начали появляться в середине 16-го века. Первоначально лютеранские общины были либо немецко либо польско язычными. Во второй половине 16-го века евангелические церкви охватывали практически половину всех верующих Литвы, однако лютеране оставались в меньшинстве. С 1588 года активизируется католическая церковь, начинается контрреформация, сперва редко прибегающая к насильственным методам борьбы, но к середине 17-го века протестанты становятся притесняемым меньшинством. В середине 17-го века на территории Великого Княжества Литовского действует 10 лютеранских церквей (против 150 реформатских). Лютеране тесно связаны с церковью Пруссии, и не образовывают самостоятельной церкви, титул суперинтендента появляется эпизодически и все общины фактически самостоятельны (хотя община Вильнюса неформально считается главной). В середине 18-го века были попытки объединения с реформатами, закончившиеся формальной унией в 1777 года (длилась до 1782), а в 1783 году наконец была создана национальная лютеранская церковь Литовского княжества, объединяющая около 25 лютеранских общин (из них 17 на территории современной Литвы), разделенных на три округа. После разделения Литовского княжества часть литовской территории оказалась в составе России, часть в Пруссии. На прусской территории (через двенадцать лет, вошедшей в состав русской Польши) лютеранство активо развивалось благодаря приезжающим из Пруссии немцам — в 19-ом веке открылось 15 приходов. Российская часть Литвы была менее благоприятна для развития лютеранства — территория литовской консистории, упразденной в 1830 году, была разделена между польской и куршской консисториями. В 1864 в Ковенской губернии бы 37,5 тысяч лютеран и 22 прихода (в Виленской губернии всего 3 прихода). Однако религиозная жизнь была осложнена рассеянностью лютеранского населения — вреующие одного прихода часто жили достаточно далеко друг от друга и значительная часть верующих видела священника один-два раза в год. Была и языковая проблема — практически все приходы были двуязычны (а то и трехязычны), но большинство священников были немцы, и литовского или польского языка обычно не знали, что осложняло окормление не немецких лютеран. Был и значительный недостаток в самих священниках — на 37 церквей и часовен Виленской, Ковенской и Гродненской губерний в 1864 приходилось только 14 священников (к 1890 было только 38 церковных зданий и также 14 священников — т.е. церковь стагнировала, совершенно не развивалась). К 1915 году на территории этнической Литвы действовало 53 лютеранских прихода (из них только 11 на территории Российской Империи), окормлявших примерно 80 тысяч верующих. Четыре года немецкой оккупации (1915-1919) дали значительный импульс церкви, т.к. окупационные власти всячески поддерживали лютеранство, были построены школы при приходах, присланы священники (причем пятеро из присланных миссионеров хорошо владели литовским). В 1919, после ухода немецких войск, с ними уша и часть священников и верующих, в Литве осталось 15 лютеранских пасторов. На тот момент в Литве среди лютеран было 28 тысяч немцев, 22 тысячи литовцев и 14 тысяч латышей. В октябре 1919 прошел синод, на котором была создана национальная литовская лютеранская церковь и избранна временная консистория. Но лютеранское единение длилось не долго — в 1921 три национальные группы провели собственные синоды, на которых избрали синьоров, формально все три группы оставались в ведении консистории, но во многом были независимы. Власти Литвы, боясь пронемекого настроя лютеранской церкви, весьма активно вмешивались во внутренние дела церкви (так, например, фактически незаконно, но при поддерже государства, которое такое решение узаконило, в 1925 был избран новый председатель Консистории, а внутрицерковная корреспонденция была переведена с немецкого на литовский язык), все три национальных синода постоянно конфликтовали друг с другом, литовские представители при помощи властей преследовали немецкое большинство, стараясь олитовить. После 1925 произошел фактический раскол, т.к. нового председателя консистории признали сперва только двое священников. Немецкие священники высылались из страны (они не были гражданами Литвы), а приход в Кибартай в 1926-1931 годах объявила себя свободной общиной, которую возглавил Карл Экхарт, насильно удаленный со своего старого прихода. В 1926 в Каунасе был открыт евангелический теологический факультет (первые выпускники назначены на приходы в 1928, а в 1936 факультет был закрыт, успев подготовить 23 лютеранских священника). Вскоре брьбра за власть и нестроения начались и среди литовской части церкви — националисты начали преследовать более умеренных (из-за чего в конце 1933 был смещен председатель консистории). В 1939 Клайпедский край был взят немецкими войсками и снова стал Мемелем. К концу существования Литовской республики борьба между группами утихла, а после советской оккупации, в марте 1941 состоялась массовая репатриация немцев в Германию (под видом немцев уехало и немало литовцев и латышей) — уехало почти 53 тысячи лютеран (осталось только около 25 тысяч) и 27 из 32 священников, и из 55 приходов осталось только 8 действующих. Также советская власть конфисковала имущество консистории. В 1941 было рукоположено два новых священника для еще действующих приходов.

Лютеранство

В 1923 к Литве была присоединена Мемельская/Клайпедская область, чье население было большей частью лютеранским. До того момента церкви области входили в состав церковной провинции Восточной Пруссии. После присоединения литовское правительство и малая часть литовских активистов хотела создать в крае независимую церковь, но не смотря на все усилия это стремление прчти никто не поддрержал (церковь была большей частью немецкоязычной). В 1925 году 31 приход области образовал отдельную церковь, входящую в Прусскую унию. Оставшееся время отношения с властями были более ровными, внутрицерковные конфликты были редки, хотя литовское давление не уменьшалось. В 1939 Германя вернула себе карй и краевая церковь Клайпеды вновь вошла в состав церкви Восточной Пруссии.
В 1944 году при отступлении немецких войск с ними ушло еще около 5 тысяч лютеран. С присоединением опустевшего Клайпедского края в 1945 году число лютеран в Литве выросло до 35 тысяч, а приходов до 25. В 1948 у приходов были конфискованы все церковные строения (и только некоторым их потом отдали в наем), религиозная жизнь сильно затруднена, к 1950-му году было сослано 5 из 9 работавших священников. Различный стиль управления, богослужение, отлчиающееся видение будущего церкви, разделили церковь на две неформальные группировки — клайпедскую и литовскую, что вылилось в авторитарный синод 1955 года, чьи решения не признала часть клайпедских приходов и священников. Образовалась тихая оппозиция — приходы не признавали власти консистории, но создавать собственную организацию и официально покадать церковь не решились. Такой тихий раскол закончился только в 1990 году. В 1958-60 годах было разрешено уехать в Германию немцами и части клайпедцев — чем и воспользовалось примерно 13 тысяч лютеран. В 1969 25 приходов обслуживали 7 священников и 6 дьяконов. В 1967 ЛЕЛЦ была принята в Международную лютеранскую федерацию. За 1952-1987 года было рукоположено только 7 священников. В 1988 с перестройкой появилась и возможность более свободно действовать церкви. Были восстановлены приходы в Вильнюсе и Каунасе, а к 1990 количество приходов возросло до 38, а к 1995 — до 53. В 1996 в Клайпеде была создана кафедра евангелической теологии. Согласно данным перепеси 2001 в Литве проживает 19 тысяч лютеран. Церковь достаточно консервативна, не признает женского священства, 54 прихода обслуживают епископ и 19 священников. 8 июля был подписан договор с Самостоятельной евангелическо-лютеранской церковью в Республике Беларусь, согласно которому приходы обеих церквей были объявлены "единой канонической территорией", а епископ Сабутис стал духонвым главой СЕЛЦРБ.

Суперинтендент Литвы и Жмудии

Станислав Дамбровский (1616-1625)
Андреас Шенфлиссиус (-1653)

Генеральный Сеньор Литвы

Конрад Шульц (1783-

Глава — Председатель Консистории (с 1976 — епископ)

Хенрик Срока (1919-1922 временный, 1936-1938)
Мартинас Кибелка (1922-1925)
Вилюс Гайгалайтис (1925-1933)
Людас Бандерявичус (1934-июнь 1936)
Криступас Гудайтис (1938-1941)
Эрикас Лейерис (1941 — январь 1950)
Антанас Балтрис (26 апреля 1950 — 29 января 1954)
Вилюс Буркявичус (21 мая 1955 — 23 августа 1970)
Йонас Калванас (23 августа 1970 — 15 января 1995) (с 20 июня 1976 — епископ)
Йонас Калванас младший (9 июля 1995 — 25 апреля 2003)
Миндаугас Сабутис (24 апреля 2004 —

Синьор литовского синода

Мартинас Кибелка (1921-1925)
Вилюс Гайгалайтис (1925-1933)
Хенрик Срока (1934-1937)
Адомас Гельжинись (1937-1941)

Синьор немецкого синода

Пауль Титтельбах (1921-1941)

Синьор латышского синода

Теодор Купфер (1921-
Эрикас Лейерис (- июнь 1936)
Арнольдс Лаукозилс (1936-1941)

Генеральный Суперинтендант Клайпедской церковной провинции

Фридрих Грегори (1925-1932)
Отто Оберэйгер (1932-1939)

ЛЮТЕРАНСТВО

— одно из основных течений в протестантстве, основывающееся на учении немецкого священника и монаха М.Лютера (1483-1546). Его суть: 1) содержание вероучения целиком дается в Св. Писании, поэтому в Св. Предании нет нужды; 2) один лишь Бог прощает человеку его грехи, поэтому нет нужды в клире, а есть "священство всех верных" в церковной общине; 3) человек потерял в грехопадении изначальную праведность, обречен жить в рабстве греха, не способен творить добро, но спасается по вере во Христа — оправдывается только верой (sola fide) без благочестивых дел; сотрудничества (синергии) человека в своем спасении нет — все решает и делает только Бог, а не воля человека; 4) человеческий разум в силу своей крайней греховности не способен к открытию Бога, постижению истины, к богопознанию; отсюда отрицательное отношение к философским исканиям и творчеству, к свободе человеческого духа; 5) организация церквей — в виде национальных государств; 6) в таинствах признавалось реальное присутствие Христа. Опасность квиетизма в лютеранской ортодоксии значительна, реакцией на это в протестантстве стал пиетизм, акцентировавший роль личных усилий человека в своем спасении. Другая реакция — рационализм, уменьшивший роль мистической стороны доктрины, третья — критическая библеистика, выявившая несводимость многогранного библейского содержания к лютеранской доктрине. Контр-реакцией стало возрождение лютеранской ортодоксии у К.Барта.

Оцените определение:

ЛЮТЕРАНСТВО

одно из основных направлений протестантизма, воплотившее в церковной практике учение М. Лютера. Единственным священным (богодухновенным) источником вероучения лютеранство провозглашает «апостольские и пророческие» книги Ветхого и Нового Заветов в специфической интерпретации Лютера и его последователей (прежде всего Ф. Меланхтона). Всякое посредничество церкви в деле спасения («оправдания») отвергаются: спасают не добрые дела и подвиги благочестия, а только личная вера (sola fide) в искупительную жертву Иисуса Христа, которая даруется не по заслугам человека, но по абсолютно свободной воле Бога как проявление его безграничной справедливости и милосердия. Лютеранство отвергает чистилище, заупокойные молитвы, монашество, поклонение святым и их мощам, иконам; из семи таинств церковных оставлены лишь крещение и причащение, истолкованные в свете sola fide: как традиционные церковные обряды. Провозглашая равенство всех верующих перед Богом, лютеранство отвергает институт священства и церковную иерархию, но постепенно вырабатывает все более строгую процедуру посвящения в пасторы (ординация), влияние которых в церкви неуклонно возрастает. Многолетняя борьба между лютеранством и Римом завершилась Аугсбургским религиозным миром (1555), закрепившим право князей определять религию подданных по принципу «чья земля, того и вера». Лютеранская церковь действует в соответствии с сформулированным Лютером разграничением сферы Евангелия, имеющей дело с религиозной сущностью человека, и сферы закона, регулирующего мирскую жизнь общества. Лютеране признают, что управление церковью в конечном счете подчинено светской власти, но она не может вмешиваться в духовную жизнь подданных. Лютеране наряду с Библией считают священной «Книгу согласия», в которую вошли «Большой» и «Малый катехизис» Лютера. В наст. время в мире насчитывается ок. 80 млн лютеран, преимущественно в Германии и соседних странах (Австрия, Венгрия, Франция, Скандинавские страны), а также в Северной Америке, Эстонии, Литве и др. странах. В России число последователей Лютера невелико. См. лит. к ст. Лютер М.

Л. Н. Митрохин

Оцените определение:

ЛЮТЕРАНСТВО

доктрины, признаваемые лютеран, церквами, а также сами эти церкви в их совокупности как одна из разновидностей протестантизма. Лютеран. вероучение складывается в 16 в., в эпоху Реформации, усилиями как самого Лютера, так и его сподвижников, в первую очередь — Меланхтона, к-рый изложил основы учения в «Ауг-сбургском исповедании» и «Апологии Аугсбургского исповедания». Кроме них в своего рода св. книгу лютеран — «Книгу согласия» (1580) — вошли «Шмаль-кальденские статьи», лютеровские «Малый катехизис» и «Большой катехизис», а также «Формула согласия». Л. как бурж. разновидности христианства свойственно понимание веры как непо-средств. связи человека с богом, отсюда и учение об «оправдании верой», а не «делами», в противовес католич. учению о церкви, благодати и вере; Л. признает источником веры только «св. писание», отвергая «св. предание». Осуждение монашества, безбрачия духовенства связано с представлениями о том, что не в бегстве от «мира», а в «мирской» своей деятельности должен искать человек пути спасения и служения богу. Л. сохранило 2 таинства — крещение и причащение. Богослужение стало вестись на родном языке прихожан. В учении о «двух царствах» было проведено разграничение «закона» и «евангелия», т. е. признана самостоятельность гос-ва по отношению к церкви, к-рая ставилась в зависимость от светских властей. После Лютера на формирование Л. наложила отпечаток борьба между различными течениями, в особенности большую роль сыграли в 17-18 вв. «лютеран. ортодоксия» и пиетизм. В 19 в. после поражения Франц. революции в лютеран, теологии складываются консервативное и либеральное направления, развивающиеся под знаком реакции на Просвещение. Еще больше проявились внутр. противоречия в Л. в 20 в., как в теологич., так и в соц.-политич. его ориентации. Распространение Л. получило сначала в Германии (Саксония, Бранденбург, Пруссия и др.), а вскоре и в прибалт. и скандинав. странах. Л. получило распространение также в Сев. Америке. В наст. вр. в мире насчитывается 75 млн. лютеран (примерно 10% христиан). 192 лютеран. церкви, представленные на разных континентах, являются самостоятельными; из них 59 (ок. 50 млн. членов) объединены во Всемирн. лютеран, союзе, созданном в 1947. Примерно половина всех лютеран являются членами земельных церквей ФРГ и ГДР; в Дании — 4,5 млн., Норвегии — 3 млн., Швеции — 7 млн. В ряде др. европ. стран лютеране составляют религ. меньшинство. Примерно 7 млн. лютеран — в США. Небольшие группы лютеран имеются в Африке, Юж. Америке, Азии, Австралии.

Церковные титулы и их иерархия

Лютеран. церкви активно участвуют в экуменич. движении, заметно влияние Л. в развитии экуменич. теологии. В СССР Л. имеет последователей гл. обр. в Эстонии и Латвии.

Оцените определение:

Здравствуйте, Алексей.

Слово Божие неоднократно называет гомосексуализм грехом и извращением человеческой природы. Мы, естественно, согласны с тем, что говорит Господь.

Мы со скорбью смотрим на европейские церкви, которые настолько поддались духу времени, что стали отвергать власть Божьего слова и терпимо относиться к греху.
Брак учреждён Богом как союз между мужчиной и женщиной, поэтому мы не считаем, что возможно какое-либо церковное благословение однополого союза.
Для нас совершенно неприемлемо рукоположение в священники гомосексуалистов. Мы считаем, что такое рукоположение совершается явно вопреки заповеди Божьей, а поэтому его нельзя признать законным.

Здравствуйте, Анастасия.

К сожалению, у нас нет информации о лютеранских общинах в Севастополе.

Здравствуйте, Елена.

Нет, лютеране не празднуют Введение. Кликнув по этой ссылке, вы сможете скачать наш церковный календарь.

Здравствуйте, Элина.

Здравствуйте, Елена.

Некоторые вопросы носят общий характер, и ответы на них даются анонимные. Другие требуют более личностной интонации в ответе, и тогда указывается имя автора.

Здравствуйте, Елена.

  • Любой человек, который служит или помогает в алтаре облачается в альбу (длинное белое одеяние) и подпоясывается верёвкой. Это касается как рукоположенных служителей (Епископа, священника, диакона), так и благословлённых на служение мирян.
    Исторически пояс возник из практических соображений, он удерживал свободную одежду и облегчал выполнение необходимых действий. Как это часто бывает, возникшие из практических нужд элементы литургии наполняются и символическим значением.
    Верёвочный пояс, повязанный на бёдрах (чреслах), символизирует чистоту и воздержание служителя. Во-вторых, он, в соответствии со своим практическим значением, также изображает готовность к работе, к служению.
  • В практике Розария есть положительная сторона — обращение к тексту Евангелия, сосредоточение на жизни и служении Господа. Однако, если лютеранин очень хочет использовать эту практику (почему именно эту?), ему нужно учитывать несколько моментов. Во-первых, медидативное многократное повторение одной и той же молитвы ("Радуйся, Мария") совершенно не соответствует лютеранской духовности. Во-вторых, молитвы тут, в основном обращены к Богородице, лютеране же обращаются в молитвах к Богу. В-третьих, мы не исповедуем что Дева Мария была зачата непорочно (т.е. первородный грех к ней не перешёл). А именно это учение Католической церкви подразумевается в молитвах Розария.
  • В лютеранской церкви каждая литургия начинается с общей исповеди и отпущения грехов. Поэтому дети у нас начинают исповедоваться с того времени, когда начинают понимать, что они грешники. Что касается частной исповеди, то у лютеран нет определённого возраста, с которого нужно начинать на неё приходить. Обычно это происходит, когда человек достигает определённой зрелости и сознательности.
  • Наталия

    вопрос: Вопрос о частной исповеди. Хочу прийти на частную исповедь. Не то, чтобы совершила что-то ужасное, но перед Богом — любой грех ужасен… Хочется узнать процедуру этого обряда, как побороть стыдливость, что делать, если рассказать надо, а пастора знаешь лично и как-то неловко от этого.. Посоветуйте, пожалуйста.

    ответ:

    Здравствуйте, Наталия.

    Во-первых, что касается внешней стороны исповеди. В лютеранской церкви частная исповедь происходит в уединённом месте (в отдельной комнате или в богослужебном зале, когда там никого нет). Исповедующийся признаётся в своих грехах, а священник отпускает ему их. Обычно священник также беседует с исповедующимся, помогает ему лучше понять жизненную ситуацию, наставляет и утешает, может дать совет.
    Побороть стыдливость может быть не просто. Постарайтесь понять, что прощение грехов Вам совершенно необходимо. Когда человек умирает от жажды, он забывает о стеснении и просит воды. Кроме того, имейте в виду, что священник хранит тайну исповеди. Это значит, что он не будет обсуждать то, что услышал от Вас ни с кем — ни с женой, ни с коллегами, ни с Епископом. Более того, священники, в некотором смысле, хранят тайну исповеди и по отношению к самим себе. Они общаются с человеком так, будто ничего от него не слышали. То есть всё, что сказано в исповедальне, остаётся между Вами и Богом. Наконец, нужно решиться, прийти и начать с самого главного, без вступлений и пояснений. Примерно, как броситься сразу в холодную воду.

    Священник Павел Храмов

    Филипп

    вопрос: Могут ли участвовать в исповедной службе те,кто исповедался не в этот день ,а в другой и является прихожанином ЕЛЦИ

    ответ:

    Здравствуйте, Филипп.

    Конечно, те, кто был на исповеди раньше могут участвовать в исповедной службе, ведь мы нуждаемся в прощении каждый день.
    Наши Церкви — сёстры, мы находимся в евхаристическом общении, так что прихожане Церкви Ингрии могут получить прощение грехов и Причастие в нашей Церкви.

    АРТУР

    вопрос: Сколько по времени длиться исповедная служба и бывает ли после неё чаепитие как в воскресенье?

    ответ:

    Здравствуйте, Артур.

    Исповедная служба длится 20-30 минут. Мы не устраиваем чаепитие после коротких служб на неделе.

    Елена

    вопрос: Здравствуйте.Служится ли исповедная служба в воскресенье?

    ответ:

    Здравствуйте, Елена.

    В приходах нашей церкви исповедная служба, как отдельная служба, не совершается в воскресенье, она бывает в другие дни недели. При этом воскресная литургия начинается с общей исповеди и отпущения грехов.

    Яков

    вопрос: Как лютеране относятся к теории эволюции? Что человек произошел от животных.

    ответ:

    Здравствуйте, Яков.

    Лютеране исповедуют, что "Бог сотворил меня и всех тварей", то есть не верят в слепой и случайный процесс. Многие лютеране также не верят в эволюцию, направляемую Богом, то есть мы верим в то, что Творец создал нас непосредственно, а не превратил обезьяну в человека. Наконец, стоит помнить, что эволюция — это только теория, которая создана, чтобы объяснить происхождение живых организмов. Никто не снимал на протяжении миллионов лет документальный фильм о том, как простейшие одноклеточные постепенно превращались в людей. Так что пусть эволюция так и остаётся теорией, не претендуя на что-то большее. А мы с Вами лучше будем происходить от Бога, чем от каких-либо животных.

    Анастасия

    вопрос: Здравствуйте ещё раз! Отец Павел, спасибо за ответ! Видимо, следует подробнее рассказать о ситуации, в которой я оказалась. Дело в том.

    Особенности евангелическо-лютеранского вероучения

    что присоединение к КЦ — НЕ конфирмация (сознательное подтверждение веры Христовой), а всего лишь торжественное принятие нового верующего в общину. В отличие от конфирмации, крещённым в католичестве этот обряд проходить не нужно.

    Конфирмация у католиков и православных привязана к Таинству миропомазания, при этом Католическая церковь полностью признаёт все таинства Православной, и второй раз конфирмоваться (проходить миропомазание) мне не нужно. На этом же основании — признание истинности православных Таинств — считается, что крещённый в православии может без перехода участвовать в Таинствах Католической церкви (венчаться, исповедоваться, причащаться) при определённых обстоятельствах и с благословения священника. Для полноценного перехода и чина присоединения к КЦ необходимо пройти катехизацию, рекомендуемый срок её — календарный год. Но по усмотрению настоятеля срок этот может как сокращаться, так и увеличиваться. Лично я не знаю ни одного человека, действительно присоединившегося ровно через год. Одни прошли ускоренную катехизацию за полгода, другие по 1,5-2 года не могут присоединиться. Вопрос о присоединении (полноценном, оформленном de jure переходе в католичество) решается только ПОСЛЕ окончания катехизации. Поскольку , как я уже говорила выше, КЦ признаёт православные Таинства, личное волеизъявление человека могут не счесть достаточным основанием для присоединения (что само по себе звучит абсурдно!). Поэтому — как это ни странно — в католическом храме я причащалась как православная по благословению служащего священника. Сложность ситуации в том, что сама Католическая церковь меня католичкой (т.е. полноправным членом церкви) не признаёт, свидетельства о первом причастии (без которого не может считаться действительным переход) у меня, разумеется, нет — ведь причащалась я "от имени" другой церкви, как православная, соответственно, даже к участию в литургии слова я не могу быть допущена. В католичестве я всего лишь катехуменка. Православная церковь меня, как уклонившуюся в ересь, тем более не может допустить к Таинствам и поминать в литургических молитвах о здравии. Есть серьёзный риск, что в случае моей смерти до присоединения меня оставят без христианского погребения, как язычницу, и ни одна из церквей меня не отпоёт. Если после курса катехизации в КЦ меня не присоединят (сочтут недостаточно подготовленной, не найдут достаточных оснований для перехода), я окажусь перед "выбором без выбора". Ведь христианин не может находиться вне церкви, а некоторых моментов православного учения (мытарства, невозможность спасения для не православных христиан, категорический запрет православным посещать богослужения других конфессий и даже читать сочинения не православных богословов, дискриминация женщин в храме) я никогда не приму. Ездить в другой город на катехизацию, присоединение, богослужения я не могу, иначе я давным-давно бы решила свою проблему, обратившись в Москву к греко-католикам: юридически я, как и все перешедшие из православия, всё равно буду числиться у них, зато там нет таких проблем с присоединением и Таинствами. Как быть в таком случае, если осенью меня так и не присоединят? Это "подвешенное состояние" слишком затянулось, и дольше оставаться в нём невозможно.

    ответ:

    Здравствуйте, Анастасия.

    Спасибо за разъяснение некоторых тонкостей перехода из православия в католичество. Ваша ситуация, действительно, непростая. Попробуйте поговорить с настоятелем и объяснить, что Вам очень трудно находиться в таком "подвешенном" состоянии, что Вы хотите жить полноценной церковной жизнью. Возможно, имеет смысл спросить, что именно препятствует Вашему принятию в члены церкви де юре. Надеюсь, ситуация разрешится в самом скором времени.
    Если у Вас остались какие-то вопросы, постараюсь на них ответить.

    Священник Павел Храмов

    Aleksandrs

    вопрос: Здравствуйте. К сожалению, когда меня игнорируют, то теряется всё желание повторно детально излагать свою проблему. Я очень рассчитывал на прочтение вашей точки зрения, господин пастор, долго ждал ответа на свой вопрос в этой рубрике, но мне не ответили. Напишите, пожалуйста, хотя бы по электронной почте, почему не ответили на мой вопрос про границу прощения? То есть простить ЛИЦЕМЕРА, НОСЯЩЕГО КРАСИВУЮ МАСКУ, без продолжения общения с ним это не простить? Почему для многих продолжение общения тождественно с прощением? Это же не так! Думая об этом я обратился к Библии. Иисус простил дьявола? Думаю, что да, ведь "…любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас…" (Мф. 5:44) Но общается ли Иисус по Своей воли с дьяволом? Наверно, нет, ведь "«…отойди от Меня, сатана…» (Лк. 4:8) Ну напишите же всё-таки ваши мысли, пожалуйста. Спасибо.

    ответ:

    Здравствуйте, Александр.

    Я написал ответ на Ваш вопрос, просмотрите его, пожалуйста.

    Вы не правы, считая, что Христос простил дьявола. Христово прощение означает вечную жизнь и спасение, а Писание ясно говорит, что для дьявола уготовлено огненное озеро, где он будет мучиться во веки веков (Откр. 20:10).

    Я не думаю, что нам нужно выискивать в Писании примеры, когда один человек прощает другого, но не продолжает с ним общение. В Библии довольно много говориться о том, что нужно разрывать общение с теми, кто открыто грешит, с теми, кто вводит нас в грех. Но обратите внимание, что Слово Божие призывает в первую очередь обращать внимание на свои грехи, а не нашего ближнего, смотреть, чтобы мы не стали преткновением для других.

    Священник Павел Храмов

    Елена

    вопрос: Я — лютеранка, а мой жених — православный. Он категорически отказывается венчаться в лютеранском храме, который я посещаю. Тем не менее православный священник нас венчать отказывается. Переходить в православие не намерена (была крещена в православии и в сознательном возрасте конфирмирована в лютеранстве), он в лютеранство тоже. Что делать? В последний раз пришли к мысли, что лучше не регистрировать церковный брак. Что посоветуете?

    ответ:

    Здравствуйте, Елена.

    Что же тут можно посоветовать? Ситуация пока что выглядит как безвыходная. Но Лютеранская Церковь в любом случае признает Ваши супружеские отношения как действительный брак. Если же через некоторое время Ваш муж согласится венчаться — можно это сделать и позднее.

    С уважением,
    епископ Всеволод

    Александр

    вопрос: Здравствуйте! хочу покрестить детей по своей вере, куда можно обратиться и что для этого нужно. Г. Тюмень Спасибо.

    ответ:

    Здравствуйте, Александр.

    Ближайший к Вам приход нашей церкви расположен Екатеринбурге (по этой ссылке откроется страница с контактами).

    Крестя своих детей важно обратить внимание следующее:

    1. На крещении Вы будете обещать воспитывать их в лютеранской вере. Это значит, что Вам самому нужно знать её основы.
    2. Жизнь крещёного человека должна проходить в церкви. Креститься и не появляться на литургии, не слушать проповедь, не исповедоваться и не причащаться также бессмысленно, как купить автомобиль, но не ездить на нём. Вроде, и машина есть, а пользы от неё никакой. Поэтому важно самому находиться в церкви и приводить туда своих детей.
    3. Если Ваши дети уже достаточно большие, то и они перед крещением должны быть наставлены в вере.

    Более подробно обсудить все вопросы лучше со священником того прихода, где Вы планируете крестить своих детей.

    Индульгенции

    Самой беззастенчивой формой извлечения доходов, которую ис­пользовала католическая церковь в XV — начале XVI века, была продажа индульгенций — особых свидетельств об «отпущении» грехов. Церковь готова была за деньги простить не только прошлые прегрешения, но и будущие, гарантируя верующим безнаказанность и фактически поощряя их жить во грехе. Массовая продажа индульгенций приобрела особен­но широкий размах в связи с началом строительства собора Св. Петра в Риме, потребовавшего огромных затрат.

    Мартин Лютер

    Человеком, бросившим вызов этой порочной практике, стал саксонский монах Мартин Лютер (1483-1546). 31 октября 1517 г., в соответствии с принятым в те времена обычаем, Лютер прибил к дверям церкви в г. Виттенберг знаменитые «95 тезисов» — свои возражения против торговли индульгенциями. Это событие считается на­чалом Реформации.

    В 1520 г. Лютер сделал ещё более решительный шаг, выступив с опровержением основ­ных догматов католической церкви с осуждением гос­подствовавших в ней нравов.

    Религиозное учение, основанное на идеях Лютера, получило название лютеранство. Его последовате­лей называют также евангельскими христианами, или евангелистами. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

    Основные положения и суть лютеранства

    Основной смысл лютеранства сводился к идее об «оправдании верой», что означало отказ от внешних проявлений религиозности в пользу внутренних переживаний каждого человека. Спасе­ние души провозглашалось индивидуальным делом ве­рующего, не требующим вмешательства со стороны официальной церкви. Священное Писание объявлялось единственным авторитетом в вопросах веры, который не нуж­дался ни в каких толкованиях, а тем более в формальных решениях церкви для подтверждения своей истинности. Лютеранство утверждало ненужность посредника между человеком и Богом и, та­ким образом, ненужность церкви как особой организации. Религи­озная жизнь сосредоточивалась в церковных общинах, возглавляе­мых проповедниками — пасторами. На место роскошных католиче­ских храмов приходила «дешёвая церковь», лишённая пышных обрядов и украшений. Важнейшее значение имело и то, что вместо латыни богослужение велось теперь на родном языке верующего.

    Картинки (фото, рисунки)


    • Л.

      Кранах Старший. Портрет М. Лютера. 1533 г.

    На этой странице материал по темам:

    • Правило веры литеран

    • Лютеранка это

    • Лютераны

    • Лютеранство основны поняття

    • Суть идеалогии лютеранства

    Вопросы к этой статье:

    • Раскрывая основной смысл лютеранства, докажите, что Ре­формационное движение носило не антирелигиозный, а антицерковный ха­рактер.

    Материал с сайта http://WikiWhat.ru

    ЛЮТЕРАНСТВО

    — одно из основных течений в протестантстве, основывающееся на учении немецкого священника и монаха М.Лютера (1483-1546). Его суть: 1) содержание вероучения целиком дается в Св. Писании, поэтому в Св. Предании нет нужды; 2) один лишь Бог прощает человеку его грехи, поэтому нет нужды в клире, а есть "священство всех верных" в церковной общине; 3) человек потерял в грехопадении изначальную праведность, обречен жить в рабстве греха, не способен творить добро, но спасается по вере во Христа — оправдывается только верой (sola fide) без благочестивых дел; сотрудничества (синергии) человека в своем спасении нет — все решает и делает только Бог, а не воля человека; 4) человеческий разум в силу своей крайней греховности не способен к открытию Бога, постижению истины, к богопознанию; отсюда отрицательное отношение к философским исканиям и творчеству, к свободе человеческого духа; 5) организация церквей — в виде национальных государств; 6) в таинствах признавалось реальное присутствие Христа. Опасность квиетизма в лютеранской ортодоксии значительна, реакцией на это в протестантстве стал пиетизм, акцентировавший роль личных усилий человека в своем спасении. Другая реакция — рационализм, уменьшивший роль мистической стороны доктрины, третья — критическая библеистика, выявившая несводимость многогранного библейского содержания к лютеранской доктрине. Контр-реакцией стало возрождение лютеранской ортодоксии у К.Барта.

    Оцените определение:

    ЛЮТЕРАНСТВО

    одно из основных направлений протестантизма, воплотившее в церковной практике учение М. Лютера. Единственным священным (богодухновенным) источником вероучения лютеранство провозглашает «апостольские и пророческие» книги Ветхого и Нового Заветов в специфической интерпретации Лютера и его последователей (прежде всего Ф. Меланхтона). Всякое посредничество церкви в деле спасения («оправдания») отвергаются: спасают не добрые дела и подвиги благочестия, а только личная вера (sola fide) в искупительную жертву Иисуса Христа, которая даруется не по заслугам человека, но по абсолютно свободной воле Бога как проявление его безграничной справедливости и милосердия.

    Лютеранство отвергает чистилище, заупокойные молитвы, монашество, поклонение святым и их мощам, иконам; из семи таинств церковных оставлены лишь крещение и причащение, истолкованные в свете sola fide: как традиционные церковные обряды. Провозглашая равенство всех верующих перед Богом, лютеранство отвергает институт священства и церковную иерархию, но постепенно вырабатывает все более строгую процедуру посвящения в пасторы (ординация), влияние которых в церкви неуклонно возрастает. Многолетняя борьба между лютеранством и Римом завершилась Аугсбургским религиозным миром (1555), закрепившим право князей определять религию подданных по принципу «чья земля, того и вера». Лютеранская церковь действует в соответствии с сформулированным Лютером разграничением сферы Евангелия, имеющей дело с религиозной сущностью человека, и сферы закона, регулирующего мирскую жизнь общества. Лютеране признают, что управление церковью в конечном счете подчинено светской власти, но она не может вмешиваться в духовную жизнь подданных. Лютеране наряду с Библией считают священной «Книгу согласия», в которую вошли «Большой» и «Малый катехизис» Лютера. В наст. время в мире насчитывается ок. 80 млн лютеран, преимущественно в Германии и соседних странах (Австрия, Венгрия, Франция, Скандинавские страны), а также в Северной Америке, Эстонии, Литве и др. странах. В России число последователей Лютера невелико. См. лит. к ст. Лютер М.

    Л. Н. Митрохин

    Оцените определение:

    ЛЮТЕРАНСТВО

    доктрины, признаваемые лютеран, церквами, а также сами эти церкви в их совокупности как одна из разновидностей протестантизма. Лютеран. вероучение складывается в 16 в., в эпоху Реформации, усилиями как самого Лютера, так и его сподвижников, в первую очередь — Меланхтона, к-рый изложил основы учения в «Ауг-сбургском исповедании» и «Апологии Аугсбургского исповедания». Кроме них в своего рода св. книгу лютеран — «Книгу согласия» (1580) — вошли «Шмаль-кальденские статьи», лютеровские «Малый катехизис» и «Большой катехизис», а также «Формула согласия». Л. как бурж. разновидности христианства свойственно понимание веры как непо-средств. связи человека с богом, отсюда и учение об «оправдании верой», а не «делами», в противовес католич. учению о церкви, благодати и вере; Л. признает источником веры только «св. писание», отвергая «св. предание». Осуждение монашества, безбрачия духовенства связано с представлениями о том, что не в бегстве от «мира», а в «мирской» своей деятельности должен искать человек пути спасения и служения богу. Л. сохранило 2 таинства — крещение и причащение. Богослужение стало вестись на родном языке прихожан. В учении о «двух царствах» было проведено разграничение «закона» и «евангелия», т. е. признана самостоятельность гос-ва по отношению к церкви, к-рая ставилась в зависимость от светских властей. После Лютера на формирование Л. наложила отпечаток борьба между различными течениями, в особенности большую роль сыграли в 17-18 вв. «лютеран. ортодоксия» и пиетизм. В 19 в. после поражения Франц. революции в лютеран, теологии складываются консервативное и либеральное направления, развивающиеся под знаком реакции на Просвещение. Еще больше проявились внутр. противоречия в Л. в 20 в., как в теологич., так и в соц.-политич. его ориентации. Распространение Л. получило сначала в Германии (Саксония, Бранденбург, Пруссия и др.), а вскоре и в прибалт. и скандинав. странах. Л. получило распространение также в Сев. Америке. В наст. вр. в мире насчитывается 75 млн. лютеран (примерно 10% христиан). 192 лютеран. церкви, представленные на разных континентах, являются самостоятельными; из них 59 (ок. 50 млн. членов) объединены во Всемирн. лютеран, союзе, созданном в 1947. Примерно половина всех лютеран являются членами земельных церквей ФРГ и ГДР; в Дании — 4,5 млн., Норвегии — 3 млн., Швеции — 7 млн. В ряде др. европ. стран лютеране составляют религ. меньшинство. Примерно 7 млн. лютеран — в США. Небольшие группы лютеран имеются в Африке, Юж. Америке, Азии, Австралии. Лютеран. церкви активно участвуют в экуменич. движении, заметно влияние Л. в развитии экуменич. теологии. В СССР Л. имеет последователей гл. обр. в Эстонии и Латвии.

    Оцените определение:

    Главная страница / В помощь учителю / Христианство / Протестантизм / Евангелическо-лютеранская церковь

    Евангелическо-лютеранская церковь

    Особенности евангелическо-лютеранского вероучения

    В центре евангелическо-лютеранской теологии находится учение об оправдании по милости Божьей (по благодати) через веру. Конкретизировать и развить его можно через принципиальное различие между законом и Евангелием. Согласно лютеранскому вероучению Бог говорит с человеком двумя совершенно разными способами. Эти способы именуются Закон и Евангелие. Закон и Евангелие, согласно классической лютеранской теологии, — это два принципиально различных Слова Божия, два принципиально различных образа, при помощи которых Бог обращается к людям.

    По Мартину Лютеру, закон — это все требования, которые Бог предъявляет людям (как через записанные заповеди в Писании, так и через голос совести), причём требования, по его мнению, заведомо невыполнимые в их падшем состоянии. Главным является требование превыше всего любить Бога. Тем самым закон показывает человеку всю его несостоятельность и греховность, а также приоткрывает ему невероятную святость Божью. Таким образом, единственное, что может закон, по мнению Лютера, — это довести человека до отчаяния.

    Закон должен показывать человеку, что никакие его дела, никакие его качества и усилия не могут ему помочь приблизиться к Богу, бесконечно далёкому в Своей святости. Ведь, идя по пути исполнения закона, стараясь оправдаться перед Богом через исполнение закона, человек так или иначе полагается на себя, на свои дела и силы, а не на Бога и тем самым вольно или невольно ставит себя самого в центр своей религиозной жизни. Поэтому путь закона для Мартина Лютера — это путь «проклятия и только проклятия».

    Лютеранское вероучение особенно подчёркивает: самое главное и, по сути, единственное, что требует от нас Бог, — это то, чтобы люди чтили Его как Бога, т. е. чтобы целиком и полностью в жизни и смерти, во времени и в вечности доверились Богу. Однако грех человека заключается именно в обращённости человека к себе самому, его отдалённости от Бога.

    В большинстве религий, да и во многих христианских церквях учат, что человек сам должен в той или иной мере нравственно совершенствоваться, «работать над собой», грех должен быть преодолён изнутри человеческого существа. И таким образом спасение становится человеческим делом. Человек уповает отчасти на себя самого, и поэтому он не может всё своё упование возложить целиком и полностью на Бога. Таким образом, как ни странно это звучит, согласно лютеранскому вероучению, чем благочестивее и религиознее в традиционном смысле человек, тем дальше он от Бога. В этом трагедия человеческого греха: даже если человек своими усилиями действительно становится лучше, он всё равно тем самым отдаляется от Бога.

    Евангелие, как Слово Божие, учит Мартин Лютер, принципиально иное, чем закон. Оно выражает абсолютное и безусловное принятие человека Богом; ставит отношения человека и Бога на совершенно иную основу. Если человек постигает Евангелие, то он уже не должен что-то делать для своего спасения. Он просто понимает, что уже спасён, спасён без всяких заслуг и усилий со своей стороны. Спасением он обязан только Богу. Человек смотрит уже не на себя, а на Иисуса Христа, уповает только на Него. Это и есть вера: взгляд вне себя, взгляд на Христа, отказ от того, чтобы самому спасать себя, полное и безраздельное доверие одному Богу.

    Лютеранское богослужение и лютеранская церковь

    Главными элементами лютеранского богослужения являются проповедь и таинства. Проповедь — это свободная речь пастора или проповедника, обращённая к конкретной общине, возвещающая Евангелие, весть о Божьем прощении и принятии.

    Таинствами в лютеранском богословии признаются два священнодействия — это крещение и причастие. В крещении через обливание водой верующему возвещается прощение его грехов ради Христа. Крещение младенцев означает то, что только Бог может спасти человека, но не человек сам себя.

    Причастие точно так же возвещает мир с Богом и прощение грехов: «Я могу сомневаться в том, касаются ли меня лично слова пастора о Божьем прощении, но я не могу сомневаться в простом факте своего крещения или в том, что я могу регулярно причащаться».

    При этом для лютеран причастие (так же, как и крещение) не просто некий знак. Согласно лютеранскому вероучению в причастии человек сталкивается с реальным присутствием Христа.

    Из учения о богослужении вытекает и лютеранское учение о церкви. Церковь (в отличие от православного или католического богословия) — это не «богочеловече-ский организм», не мистическая связь со Христом или «продолжение» Христа в этом мире. Церковь для лютеран — это не посредница в деле спасения и не «сосуд благодати», она сама по себе не обладает спасительной ценностью. Она лишь собрание людей, слушающих Слово Евангелия. Центр церкви и её основание — вне её, в Иисусе Христе. В понимании лютеран церковь — это сообщество людей, сосредоточенных на Иисусе Христе, на Евангелии.

    Евангелическо-лютеранская этика

    Для евангели-ческо-лютеранской этики характерны следующие особенности: реалистичность; евангельская спонтанность и ситу-ативность; положительное отношение к миру.
    Реалистичность лютеранской этики выражается прежде всего в лютеровском учении о двух царствах, которое лежит в основе взаимодействия церкви с государством и обществом. Согласно этому учению, Бог правит в мире двумя совершенно различными способами. Во-первых, Он действует через Слово Евангелия, через безусловное прощение и спасение грешников. Возвещение этого Слова является прямой и непосредственной задачей церкви. Во-вторых, Бог действует через мирские институты, законы и порядки. Задача государственной власти, общественно-политических и экономических институтов — заботиться о земном благе людей, решать их внешние проблемы и сдерживать зло. Эта область жизни тоже управляема Богом.

    Мирская жизнь не автономна. Она тоже в руках Божьих. Однако здесь Бог управляет совершенно другим способом. В мирской жизни действуют другие законы, чем в провозвестии Евангелия. Например, вполне может быть применено насилие с целью противостояния злу (необходимость полицейских сил или армии обосновывается именно этим).

    Задача государства и общества — заботиться о благе человека. Церковь должна признавать эту задачу государства, уважать и принимать её. Это может выражаться прежде всего в молитве о государстве, властях, об успехах в политической или экономической жизни. Церковь, будучи социальным институтом, не может уклоняться от выполнения других, пусть второстепенных для неё, но всё же важных задач. Там, где государство не выполняет свою основную задачу или выполняет её недостаточно хорошо, церковь может и должна критиковать его, предлагать пути решения проблем: призывать отказаться от избыточного применения насилия или противостоять ксенофобии, распространённой в обществе, и т. д. Тем не менее церковь не может брать на себя проблемы государства, хотя должна оказывать сопротивление государству, если оно навязывает ей формы жизни, противоречащие Евангелию. Так было в нацистской Германии, когда многие церковные деятели активно выступали против государственного преследования евреев, спасали обречённых на отправку в концлагеря и смерть людей.

    Второй особенностью лютеранской этики является евангельская спонтанность и ситуативность. Например, в дискуссии, нужно ли подавать милостыню нищему, если заведомо знаешь, что он распорядится ею не лучшим образом, мнения расходятся. Типичный ответ — милостыню подавать нужно, ведь она важна не столько для нищего, сколько для тебя самого. Лютеранство категорически против этого, так как считает, что доброе дело только тогда является по-настоящему добрым, если совершается не из желания заслужить одобрение у Бога или даже улучшить самого себя, а из спонтанного и бескорыстного желания помочь ближнему. Поэтому подлинно нравственным импульсом является не исполнение абстрактного закона, общих заповедей, а поиск способа эффективной помощи нуждающемуся человеку. Соответственно лютеранин в ситуации, требующей этического решения, ориентируется не только на «вечные» нормы и заповеди, но и на конкретную ситуацию, в которой он оказался и которая, может быть, требует нетрадиционного подхода.

    Отсюда исходят две особенности лютеранской церкви: первая — кажущаяся «сухость и бюрократичность» (ведь необходимо точно выявить нужду и определить пути помощи), но в то же время эффективность её социального, диаконического служения. Вторая — большая, чем у других церквей, готовность к новым, нестандартным подходам в решении этических вопросов, с полным осознанием своей ответственности за эти решения: поступать не по написанному закону, а по любви. Любовь же очень конкретна, она всегда смотрит на конкретную нужду конкретного человека, а не на некие вечные принципы.

    Третьей важнейшей особенностью лютеранской этики является положительное отношение к миру. Истоки такого отношения также были заложены Мартином Лютером, и суть их в следующем. Средневековая культура была во многом культурой аскетизма. М. Лютер открывает человеку совершенно другой взгляд на мир. Он создан Богом на радость людям, поэтому истинная духовность не может заключаться в бегстве от мира. Только живя в мире, можно жить подлинно духовной жизнью. И более того, жить в мире не значит принимать на себя всё трудное и печальное и избегать радостей мира.

    Для Лютера религиозная жизнь, подлинная духовность не только включала в себя телесный аспект, но и требовала его. Телесность — неотъемлемый аспект человеческой жизни. Согласно убеждению лютеран, мы не должны делить свою жизнь, свои потребности на «возвышенное» и «низкое», «бездуховное». Отказываться от человеческих потребностей — значит противостоять Богу. Для лютеранской этики в чувственности человека нет ничего постыдного.

    Разумная реализация потребностей и чувство ответственности перед Богом и ближними — вот что определяет поведение человека. Поэтому сплочённая многодетная семья представляется наиболее естественной и предпочтительной формой организации человеческой жизни, и тем не менее с точки зрения лютеранской церкви трудно раз и навсегда провести абсолютно чёткие границы допустимого. Поэтому многие современные лютеранские богословы, всячески подчёркивая безусловную ценность семьи, всё же готовы вести критический диалог и о других формах реализации человеческой сексуальности, ни в коем случае не пропагандируя её сомнительные формы, но в то же время внимательно относясь к нуждам и потребностям конкретных людей. Например, активные дискуссии ведутся по проблеме церковного отношения к незарегистрированному официально «гражданскому браку». Большинство богословов не отвергают добрачные интимные отношения.

    Божьим призванием в лютеранстве становится любой честный труд. Но не только работа, профессия является призванием, призванием является и повседневная семейная жизнь. Лютер считал, например, великолепным, что отец меняет и стирает детские пелёнки, люди насмехаются над этим, но зато Бог вместе со всеми ангелами улыбается этому. По Лютеру, настоящая духовность, духовное призвание — честно вести простую, мирскую, семейную жизнь. Для лютеран идеалом являлась и до сих пор является дружная, многодетная семья. При этом сегодня подчёркивается равноправие и необходимость взаимного служения друг другу мужчины и женщины. Патриархальное распределение ролей как в семье, так и в обществе считается изжившим себя.

    Организационная структура и особенности религиозной практики

    Каждая лютеранская церковь является независимой. Нередко на территории одного государства может существовать сразу несколько лютеранских церквей, отличающихся друг от друга своими историко-этническими корнями, традициями или богословием. Единого центра, способного принимать обязательные для всех лютеранских церквей решения, не существует. Тем не менее подавляющее их большинство объединены во Всемирную Лютеранскую Федерацию, занимающуюся развитием внутриконфессиональных связей, а также отношениями с другими христианскими сообществами. Всемирная Лютеранская Федерация большое значение придаёт и гуманитарному, социальному служению в мире.
    Каждая местная община решает свои вопросы на своём собрании, а в промежутках между ними общиной руководит церковный совет (совет общины) совместно с её пастором. Несколько общин одной церкви и одного региона могут быть объединены в пробство (деканат) с пробстом (деканом) в качестве духовного руководителя. Необходимо учитывать, что церковное служение в лютеранстве значительно отличается от того служения, которое существует в некоторых традиционных церквях (особенно православной и католической). Пастор в лютеранстве по своему духовному статусу не отличается от остальных верующих. Каждый верующий в силу Крещения является священником, т. е. не нуждается в посредниках в своих отношениях с Господом и имеет право и духовную способность проповедовать Слово Божие (учение о всеобщем священстве верующих). Однако поскольку в церкви необходим порядок, то во избежание хаоса служение публичной проповеди и преподания таинств, как правило, поручается лишь отдельным, специально назначенным на это людям — пасторам. В этом смысле служение пастора ничем не отличается от любого «мирского» призвания. Оно ничуть не более «священно». Пастор не обладает никакой особой «благодатью» или особыми «духовными дарами». Духовные предпосылки для своего служения он получает не в результате ординации (рукоположения), а, как и любой другой верующий, ещё в Крещении. Необходимость пасторского служения имеет скорее не духовную, а организационную, техническую природу.

    Поскольку пастор не является священником в католическом или православном смысле слова и в духовном смысле ничем не отличается от других верующих, поскольку во Христе, в свете Евангелия, стираются внешние различия между людьми, то в большинстве лютеранских церквей на пасторское и епископское служение призываются как мужчины, так и женщины.

    Порядки богослужения в разных лютеранских церквях и общинах могут быть различными. Лютеранская церковь в этой области готова к восприятию совершенно новых подходов, равно как и к возрождению древних традиций. Важным для лютеран является обряд конфирмации, на котором девушки и юноши (после соответствующего, иногда многолетнего обучения) публично свидетельствуют о своей вере и получают благословение от пастора. Этот обряд вырос, с одной стороны, из таинства миропомазания, до сих пор сохраняющегося в православной или католической церкви, с другой стороны, из необходимости наставления молодёжи в вопросах вероучения.

    Заключение брака сопровождается красивым и торжественным обрядом венчания, которое, однако, таинством не считается. Оно является лишь молитвой о новобрачных, их обетом вести христианскую жизнь в браке и их благословением на совместную жизнь. Брак понимается как «светское дело» (Лютер), и моментом его заключения считается момент его официальной регистрации. Разводы не запрещаются. Повторное венчание также является возможным, хотя и требует более тщательной предварительной душепопечительской беседы с пастором.

    Во время богослужений и официальных актов пасторы и проповедники лютеранской церкви, как правило, носят специальные облачения. Это может быть чёрный талар (то же, что и знакомая всем судейская мантия) или более древнее, традиционное западноцерковное белое облачение — альба. Никакой специально предписанной внебогослужеб-ной одежды не существует, однако многие пасторы носят рубашку с колларом (специальным воротником с белой полоской или вставкой). В некоторых церквях каждый пастор носит служебный наперсный крест, в других такие кресты имеют право носить лишь пробсты и епископы.

    Лютеранские церкви могут быть построены в любом архитектурном стиле. В случае если у той или иной общины нет церковного здания, она может проводить свои богослужения в любом технически подходящем для этого месте или даже под открытым небом.

    Во время богослужения прихожане сидят на стульях или скамьях, поднимаясь (или иногда опускаясь на колени) лишь во время молитвы или в самые важные моменты литургии. Огромную роль в жизни лютеранской церкви играет музыка. С самого начала движение Реформации завоёвывало новых сторонников своими песнопениями. И сейчас лютеранское богослужение невозможно представить себе без общинного пения. Это могут быть переложенные на современный язык древнецерковные песнопения, хоралы времён Реформации (многие из которых написаны самим Лютером), песнопения более поздних времён, современные духовные песни из разных стран и традиций.

    Почти в каждой лютеранской церкви установлен орган. Без имён таких церковных музыкантов и глубоко верующих лютеран, как, например, Дитрих Букстехуде или Иоганн Себастьян Бах, невозможно представить себе мировую культуру. Имея такое богатое наследие, лютеранская церковь и сегодня большое внимание уделяет сохранению и развитию музыкальной культуры. Убранство лютеранской церкви может быть очень скромным, создающим ощущение пустоты. Такое, какое описал Ф. Тютчев в своём знаменитом стихотворении: Я лютеран люблю богослуженье, Обряд их строгий, важный и простой — Сих голых стен, сей храмины пустой Понятно мне высокое ученье.
    (Я лютеран люблю богослуженье…)

    Но лютеранская церковь может быть и богато украшенной, полной картин и скульптурных изображений.

    Единых правил и канонов здесь не существует. Важно лишь, чтобы всё убранство церкви и всё происходящее на богослужении помогало верующим сосредоточиваться на восприятии Евангелия. Свои отношения с другими христианскими церквями лютеранство строит на принципе взаимоуважения и взаимной заинтересованности.

    Плодотворный диалог на самых разных уровнях лютеранские богословы ведут с православной, католической церквями и другими христианскими конфессиями. Хотя здесь до полного церковного общения ещё очень далеко, лютеране надеются, что принцип примирённых различий может в конце концов оказаться продуктивным и в отношениях с этими церквями.

    В России первые лютеране появились уже в XVI в. Первая лютеранская церковь в Москве была построена в 1576 г., спустя несколько десятилетий после Реформации.
    Сегодня в силу ряда обстоятельств лютеранская церковь представляет собой две структуры: Евангелическо-лютеранская церковь и Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии на территории России. Первая объединяет прихожан прежде всего немецкого происхождения, вторая — финского. Общая численность российских лютеран на сегодня — 50—150 тыс. человек.