Н.Н. Непомнящий

100 великих загадок Индии

Достижение нирваны

Высшая цель, к достижению которой должен стремиться каждый истинно верующий буддист, – это и есть нирвана. Несмотря на то что о ней немало говорится в буддийской канонической литературе и еще больше написано позднейшими буддистами и современными исследователями, многое до сих пор остается неясным, часто представляется противоречивым
Будда в нирване. Пещера № 26. Аджанта

Само слово «нирвана» означает «успокоение», «угасание». В буддизме оно употреблялось для определения достигнутого личными усилиями высшего состояния духа человека, освободившегося от всех земных страстей и привязанностей. Обычно нирвана сравнивается с огнем светильника, погасшего из-за того, что сгорело масло. Все проявления индивидуальности угасли – нет ни чувственных ощущений, ни представлений, ни сознания. Действие закона кармы прекращается, после смерти такой человек уже не возрождается и покидает сансару. (Сансара – в индийской философии реинкарнация, повторные рождения).
Буддийское «спасение», следовательно, означало не достижение счастливой вечной жизни (в каких-то иных, неземных условиях), как в других религиях, а вечное избавление от нее.
Буддисты не считали нирвану вечной смертью.

Нирвана — психология

Будда называл свое вероучение «средним путем», отрицающим и вечную жизнь, и вечную смерть. О нирване говорится, что она «высшая цель», «высшее блаженство», «высшее счастье» и т. д.
В буддизме существование двух принципиально различных субстанций – временной материальной (тело) и вечной духовной (душа) – не признается. Признание вечности души означало бы признание вечности жизни и невозможности достижения нирваны. Считалось, что личность – единство души и тела и представляет собой совокупность не поддающихся анализу, непознаваемых элементов – дхарм (не путать с дхармой – названием буддизма). Духовная субстанция не может существовать отдельно от тела. Она, подобно материальной субстанции, не вечна, изменчива и подвержена конечному распаду и в этом отношении не подобна атману.
Таким образом, теория переселения душ претерпела значительное изменение: не душа переходит из одного тела в другое, а конкретный комплекс непознаваемых элементов, предстающий в одном случае как определенная личность, в другом случае обнаруживает себя как иная личность.
Жизнь – это поток постоянно сменяющихся моментальных вспышек восприятия и сознания, и она нам только кажется непрерывной. В нирване дхармы достигают окончательного успокоения.
Одной из самых трудных для буддийского богословия задач было объяснить, каким образом при отсутствии негибнущей души действует закон кармы. Некоторые ранние буддийские школы (например, саммитиев) даже вынуждены были признать существование вечной души. Столь же плохо согласовалась с теорией отсутствия негибнущей после смерти души идея ада и рая (небес), где должно пребывать нечто нетленное и нематериальное.
Согласно раннему буддизму, в нирвану может войти только человек, накопивший в течение многих предыдущих жизней необходимые моральные заслуги в соответствии с требованиями «восьмеричного пути». В последней жизни он должен оборвать все мирские связи, постричься в монахи и посвятить себя усвоению учения Будды и размышлениям над тайнами бытия. У отшельников-аскетов были заимствованы старые и выработаны новые приемы самогипноза, при помощи которых можно было довести себя до каталептического транса, являвшегося, по представлениям буддистов, особым возвышенным состоянием, тормозящим психические функции и тем самым как бы прекращающим существование личности.
На вопрос, может ли человек достичь нирваны при жизни, современные буддисты отвечают положительно. В частности, они ссылаются на то, что Будда достиг нирваны в момент «просветления»; и некоторые места в канонических сочинениях позволяют им это утверждать. Однако это трудно примирить с первой «благородной истиной», по которой жизнь состоит из страданий и не столько нравственных, сколько телесных (рождение, болезнь, старость, смерть). Нирвана должна была освободить человека от страданий и такого рода, но известно, что Будда после «просветления», как о том свидетельствуют данные палийского канона, был подвержен усталости, болезням, старческой дряхлости и смерти.
Таким образом, на протяжении всего периода древности сохранялась стойкая традиция, что нирвана наступает только после физической смерти человека. Вероятно, это было самым ранним представлением. Довольно рано возникло, очевидно, и воззрение о том, что нирваны можно достичь еще при жизни. И хотя традиционная биография Будды, сложившаяся к тому времени, уже основывалась на новых представлениях, прежние оказалось невозможным обойти. Важно, что в этом вопросе среди буддистов не было единства и после записи канона.

Просмотров: 10883

Слово нирвана

Слово нирвана английскими буквами(транслитом) — nirvana

Слово нирвана состоит из 7 букв: а а в и н н р

Значения слова нирвана. Что такое нирвана?

Нирвана

НИРВАНА (пали, санскр. – «затухание», «угасание», «иссякание», «успокоение»), согласно всем школам буддизма, конечная цель человеческого существования, осуществление которой равнозначно радикальному и окончательному уничтожению страдания (духкха)…

Энциклопедия Кругосвет

НИРВАНА (санскр. nirvana, пали nibbana — угасание, потухание) — в индийской религиозной мысли (адживике, джайнизме и др.) высшая цель всех живых существ; одно из ключевых понятий буддизма, обозначающее трансцендентное состояние…

Новая философская энциклопедия. — 2003

Нирвана Кит. эквивалент санскр. термина "нирвана" — букв, "остывание", "угасание", "затухание", "освобождение". Др. кит. варианты — нидань, нихуань. Обозначение идеального итога религ. практики буддизма, высшее состояние сознания, "сверхбытие"…

Китайская философия. — 2009

Нирвана — блаженство, в буддизме — конечное блаженное состояние, цель существования: ஐ "Nomen omen! Amo, Amas, Amat, не так ли? Ars amandi — не какая-нибудь там прана, дао, нирвана, студенистое блаженство…

Ашкинази Л.А. Мир Лема: словарь и путеводитель. — 2004

НИРВАНА (санскр., букв. — угасание) — центр, понятие религ. философии буддизма» джайнизма. Этим термином обозначается полное исчезновение, освобождение от уз сансары, высш. состояние духа, в к-ром все земные привязанности преодолены, нет ни желаний…

Атеистический словарь. — М, 1986

НИРВАНА (санскр.), ниббана (пали). В букв. смысле означает отсутствие паутины желаний (вана), соединяющей одну жизнь с другой. Переход в состояние Н. чаще всего сравнивается с пламенем, постепенно угасающим по мере иссякания топлива: страсти (лобха)…

Буддизм как культурно-исторический феномен

Нирвана (санскр.), ниббана (пали). В букв. смысле означает отсутствие паутины желаний (вана), соединяющей одну жизнь с другой. Переход в состояние Н. чаще всего сравнивается с пламенем, постепенно угасающим по мере иссякания топлива: страсти (лобха)…

Буддизм. — 2009

НИРВАНА (санскр. nirvana, пали nibbana — успокоение, угасание) — центр. понятие буддийской религ. философии. В хинаяне Н. можно понимать как "состояние отсутствия страдания" (считавшегося основным свойством всякого эмпирич. существования).

Советская историческая энциклопедия. — 1973-1982

Нирвана (песня)

«Нирвана» — второй сингл российско-украинской певицы Веры Брежневой. Второй сольный клип Веры Брежневой. Видеоклип на песню «Нирвана » снимался 20 сентября 2008 года в Киеве. Режиссёром видео выступил известный украинский клипмейкер Алан Бадоев…

ru.wikipedia.org

Нирвана (сингл)

«Нирвана» — второй сингл российско-украинской певицы Веры Брежневой. Второй сольный клип Веры Брежневой. Видеоклип на песню «Нирвана » снимался 20 сентября 2008 года в Киеве. Режиссёром видео выступил известный украинский клипмейкер Алан Бадоев…

ru.wikipedia.org

НИРВАНА (Рок-группа)

НИРВАНА (Рок-группа) НИРВАНА (NIRVANA), американская музыкальная группа. Классический состав: Курт Кобейн (Kurt Cobane) – вокал, гитара, Крис Новоселик (Kris Novoselic) – бас-гитара, Дэйв Грол (Dave Grohl) – барабаны.

Энциклопедия Кругосвет

ПРИНЦИП НИРВАНЫ

ПРИНЦИП НИРВАНЫ – принцип организации психической деятельности, в соответствии с которым доминирующей становится тенденция к уменьшению внутреннего раздражающего напряжения, полному устранению его и достижению состояния покоя.

Словарь-справочник по психоанализу. — 2010

ПРИНЦИП НИРВАНЫ (санскрит, нирвана — успокоение, угасание: описанное в древнеиндийской религии и философии — буддизме и джайнизме — состояние отрешенности от жизни и ненарушимого покоя, выступающее в качестве конечной цели и "спасения" человека).

Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов

ПРИНЦИП НИРВАНЫ Нем.: Nirwaiuiprinzip. — Франц.: principe de nirvana. — Англ.

Что такое нирвана в буддизме?

Nirvana principle. — Иен.: principio de пил-ana. — Итал.: principio del Nirvana. — Портут.: principio de nirvana. o Термин Барбары Лоу…

Словарь по психоанализу

Русский язык

Нирва́на, -ы.

Орфографический словарь. — 2004

Примеры употребления слова нирвана

Дебютом он назвал картину "Нирвана", которую снимал со съемочной группой Балабанова.

Н.Н. Непомнящий

100 великих загадок Индии

Достижение нирваны

Высшая цель, к достижению которой должен стремиться каждый истинно верующий буддист, – это и есть нирвана. Несмотря на то что о ней немало говорится в буддийской канонической литературе и еще больше написано позднейшими буддистами и современными исследователями, многое до сих пор остается неясным, часто представляется противоречивым
Будда в нирване. Пещера № 26.

Как достичь нирваны?

Аджанта

Само слово «нирвана» означает «успокоение», «угасание». В буддизме оно употреблялось для определения достигнутого личными усилиями высшего состояния духа человека, освободившегося от всех земных страстей и привязанностей. Обычно нирвана сравнивается с огнем светильника, погасшего из-за того, что сгорело масло. Все проявления индивидуальности угасли – нет ни чувственных ощущений, ни представлений, ни сознания. Действие закона кармы прекращается, после смерти такой человек уже не возрождается и покидает сансару. (Сансара – в индийской философии реинкарнация, повторные рождения).
Буддийское «спасение», следовательно, означало не достижение счастливой вечной жизни (в каких-то иных, неземных условиях), как в других религиях, а вечное избавление от нее.
Буддисты не считали нирвану вечной смертью. Будда называл свое вероучение «средним путем», отрицающим и вечную жизнь, и вечную смерть. О нирване говорится, что она «высшая цель», «высшее блаженство», «высшее счастье» и т. д.
В буддизме существование двух принципиально различных субстанций – временной материальной (тело) и вечной духовной (душа) – не признается. Признание вечности души означало бы признание вечности жизни и невозможности достижения нирваны. Считалось, что личность – единство души и тела и представляет собой совокупность не поддающихся анализу, непознаваемых элементов – дхарм (не путать с дхармой – названием буддизма). Духовная субстанция не может существовать отдельно от тела. Она, подобно материальной субстанции, не вечна, изменчива и подвержена конечному распаду и в этом отношении не подобна атману.
Таким образом, теория переселения душ претерпела значительное изменение: не душа переходит из одного тела в другое, а конкретный комплекс непознаваемых элементов, предстающий в одном случае как определенная личность, в другом случае обнаруживает себя как иная личность.
Жизнь – это поток постоянно сменяющихся моментальных вспышек восприятия и сознания, и она нам только кажется непрерывной. В нирване дхармы достигают окончательного успокоения.
Одной из самых трудных для буддийского богословия задач было объяснить, каким образом при отсутствии негибнущей души действует закон кармы. Некоторые ранние буддийские школы (например, саммитиев) даже вынуждены были признать существование вечной души. Столь же плохо согласовалась с теорией отсутствия негибнущей после смерти души идея ада и рая (небес), где должно пребывать нечто нетленное и нематериальное.
Согласно раннему буддизму, в нирвану может войти только человек, накопивший в течение многих предыдущих жизней необходимые моральные заслуги в соответствии с требованиями «восьмеричного пути». В последней жизни он должен оборвать все мирские связи, постричься в монахи и посвятить себя усвоению учения Будды и размышлениям над тайнами бытия. У отшельников-аскетов были заимствованы старые и выработаны новые приемы самогипноза, при помощи которых можно было довести себя до каталептического транса, являвшегося, по представлениям буддистов, особым возвышенным состоянием, тормозящим психические функции и тем самым как бы прекращающим существование личности.
На вопрос, может ли человек достичь нирваны при жизни, современные буддисты отвечают положительно. В частности, они ссылаются на то, что Будда достиг нирваны в момент «просветления»; и некоторые места в канонических сочинениях позволяют им это утверждать. Однако это трудно примирить с первой «благородной истиной», по которой жизнь состоит из страданий и не столько нравственных, сколько телесных (рождение, болезнь, старость, смерть). Нирвана должна была освободить человека от страданий и такого рода, но известно, что Будда после «просветления», как о том свидетельствуют данные палийского канона, был подвержен усталости, болезням, старческой дряхлости и смерти.
Таким образом, на протяжении всего периода древности сохранялась стойкая традиция, что нирвана наступает только после физической смерти человека. Вероятно, это было самым ранним представлением. Довольно рано возникло, очевидно, и воззрение о том, что нирваны можно достичь еще при жизни. И хотя традиционная биография Будды, сложившаяся к тому времени, уже основывалась на новых представлениях, прежние оказалось невозможным обойти. Важно, что в этом вопросе среди буддистов не было единства и после записи канона.

Просмотров: 10883

Что такое Нирвана

Нирвана, Духовное Совершенство, Освобождение (от кармических пут материального мира) — эти слова обозначают одно и то же: Слияние развитого индивидуального сознания человека с Сознанием, обитающим в высших пространственных мерностях.

Существует неправильное толкование термина Нирвана — как исчезновение в пустоте. Нет: при вхождении в состояние Нирваны исчезает лишь низшее "я" адепта, но актуализируется Высшее "Я", являющееся Океаном Изначального Сознания.

О достижении Нирваны говорится в Учениях многих Высших Духовных Учителей человечества: Гаутамы Будды, Кришны, Сатья Саи и Других.

Ниже приводятся некоторые цитаты из известных литературных источников.

В Бхагавад-Гите Кришна выделял две ступени Нирваны: Нирвана в Брахмане и Высшая Нирвана (Нирвана в Ишваре):

5:24. Тот, кто счастлив внутри, кто радуется не от внешнего, кто озаряется (любовью) изнутри, — тот йог способен постичь сущность Брахмана и Нирвану в Брахмане.

5:25. Нирвану в Брахмане получают те риши, которые очистились от пороков, освободились от двойственности, познали Атман и посвятили себя благу всех.

5:26. Освободившиеся от земных влечений и гнева, занятые духовным подвижничеством, обуздавшие мысли, познавшие Атман — те обретают Нирвану в Брахмане.

6:15. Йог, слившийся с Атманом и контролирующий свой ум, входит в Высшую Нирвану, где он пребывает во Мне.

(Антонов В.В. — Бог говорит. Учебник религии.
 ‘Полюс’, СПб, 2002)

Следующая цитата из книги Джона Хислопа ‘Мой Господь и я’, посвящённой Аватару Сатья Саи:

"Медитацию можно представить как лодку, которая смогла бы безопасно перевезти нас через бушующее море наших жизней на другой берег.

Цель нирваны в буддизме

"Другой берег" — это и есть Самореализация, Богореализация, Освобождение, Нирвана — все эти слова имеют одно и то же значение: слияние частного, обособленного — с Абсолютом."

(Hislop J.S. — My Baba and I. Prasanthi Nilaym,
‘Sri Sathya Sai Books and Publications Trust’, 1985)

И, в заключении, цитата из книги Джона Блофельда ‘Тантрический мистицизм Тибета’:

"Представьте безграничный океан, в котором находятся бесчисленные водные твари. Каждая тварь наполнена морской водой, принадлежащей этому самому океану, и каждая состоит из вещества, которое постепенно густеет или растворяется в зависимости от обстоятельств. При подходящих условиях оно растворяется совсем, и при этом составляющая его вода становится неотличимой от остального океана. Но капельки воды не перестают существовать, всё, что теряется, — так это кажущаяся отдельность от океана… Нирвана — это состояние, достигаемое водой в тварях в момент их растворения."

(Blofeld J.E. — The Tantric Mysticism of Tibet.
‘Dutton’, N.Y., 1970)

 

Разница между Нирваной и Самадхи

Термином Самадхи обозначаются соприкосновения сознание адепта с Сознанием Бога в высших эонах. Такие первые соприкосновения даруют яркую новизну блаженства.

В отличие от Самадхи, Нирвана есть достаточно устойчивое именно Слияние с Сознанием Бога с потерей ощущения локализованного "я".  Термин "Нирвана" означает "полное сгорание", т.е. уничтожение своей индивидуальности в Слиянии с Богом; при этом человек, разлившись и растворившись в Нём, ощущает себя Им.

В Бхагавад-Гите Кришна говорит и о Самадхи, и о принципиальных ступенях Нирваны.

Но в Индии термин "Нирвана" в своё время стали широко использовать буддисты, и затем он оказался "вытесненным" индуистами из Индии вместе с буддизмом. Вместо него индуистские школы начали расширять значение термина "Самадхи", добавляя к нему разные слова-приставки (например, нирвикальпа-самадхи). Эти комплексные слова стали применяться в разных значениях разными школами, термин от этого "расплылся", потерял определённость. Поэтому имеет смысл вернуться к вполне чёткой терминологии, введенной в духовную культуру Богом в лице Кришны.

Итак, чтобы перейти от Самадхи (Прикосновения) к Нирване (Слиянию), надо иметь достаточно большое и сильное индивидуальное сознание, развитое предшествующими тренировками. К тому же оно должно быть устойчивым в Божественной утончённости.

К Нирване можно приблизиться не иначе, как развивая себя в качестве духовного сердца, начинающего свой путь роста из чакры анахаты.

Закрепление в состоянии Нирваны — это не мгновенный акт, но результат многократных повторных вхождений в это состояние; этот процесс освоения занимает годы.
 

Смотрите также:

● Бхагавад-Гита

● Ниродхи
 

 

Слово нирвана

Слово нирвана английскими буквами(транслитом) — nirvana

Слово нирвана состоит из 7 букв: а а в и н н р

Значения слова нирвана. Что такое нирвана?

Нирвана

НИРВАНА (пали, санскр.

Состояние нирваны: как его достичь? Виды нирваны

– «затухание», «угасание», «иссякание», «успокоение»), согласно всем школам буддизма, конечная цель человеческого существования, осуществление которой равнозначно радикальному и окончательному уничтожению страдания (духкха)…

Энциклопедия Кругосвет

НИРВАНА (санскр. nirvana, пали nibbana — угасание, потухание) — в индийской религиозной мысли (адживике, джайнизме и др.) высшая цель всех живых существ; одно из ключевых понятий буддизма, обозначающее трансцендентное состояние…

Новая философская энциклопедия. — 2003

Нирвана Кит. эквивалент санскр. термина "нирвана" — букв, "остывание", "угасание", "затухание", "освобождение". Др. кит. варианты — нидань, нихуань. Обозначение идеального итога религ. практики буддизма, высшее состояние сознания, "сверхбытие"…

Китайская философия. — 2009

Нирвана — блаженство, в буддизме — конечное блаженное состояние, цель существования: ஐ "Nomen omen! Amo, Amas, Amat, не так ли? Ars amandi — не какая-нибудь там прана, дао, нирвана, студенистое блаженство…

Ашкинази Л.А. Мир Лема: словарь и путеводитель. — 2004

НИРВАНА (санскр., букв. — угасание) — центр, понятие религ. философии буддизма» джайнизма. Этим термином обозначается полное исчезновение, освобождение от уз сансары, высш. состояние духа, в к-ром все земные привязанности преодолены, нет ни желаний…

Атеистический словарь. — М, 1986

НИРВАНА (санскр.), ниббана (пали). В букв. смысле означает отсутствие паутины желаний (вана), соединяющей одну жизнь с другой. Переход в состояние Н. чаще всего сравнивается с пламенем, постепенно угасающим по мере иссякания топлива: страсти (лобха)…

Буддизм как культурно-исторический феномен

Нирвана (санскр.), ниббана (пали). В букв. смысле означает отсутствие паутины желаний (вана), соединяющей одну жизнь с другой. Переход в состояние Н. чаще всего сравнивается с пламенем, постепенно угасающим по мере иссякания топлива: страсти (лобха)…

Буддизм. — 2009

НИРВАНА (санскр. nirvana, пали nibbana — успокоение, угасание) — центр. понятие буддийской религ. философии. В хинаяне Н. можно понимать как "состояние отсутствия страдания" (считавшегося основным свойством всякого эмпирич. существования).

Советская историческая энциклопедия. — 1973-1982

Нирвана (песня)

«Нирвана» — второй сингл российско-украинской певицы Веры Брежневой. Второй сольный клип Веры Брежневой. Видеоклип на песню «Нирвана » снимался 20 сентября 2008 года в Киеве. Режиссёром видео выступил известный украинский клипмейкер Алан Бадоев…

ru.wikipedia.org

Нирвана (сингл)

«Нирвана» — второй сингл российско-украинской певицы Веры Брежневой. Второй сольный клип Веры Брежневой. Видеоклип на песню «Нирвана » снимался 20 сентября 2008 года в Киеве. Режиссёром видео выступил известный украинский клипмейкер Алан Бадоев…

ru.wikipedia.org

НИРВАНА (Рок-группа)

НИРВАНА (Рок-группа) НИРВАНА (NIRVANA), американская музыкальная группа. Классический состав: Курт Кобейн (Kurt Cobane) – вокал, гитара, Крис Новоселик (Kris Novoselic) – бас-гитара, Дэйв Грол (Dave Grohl) – барабаны.

Энциклопедия Кругосвет

ПРИНЦИП НИРВАНЫ

ПРИНЦИП НИРВАНЫ – принцип организации психической деятельности, в соответствии с которым доминирующей становится тенденция к уменьшению внутреннего раздражающего напряжения, полному устранению его и достижению состояния покоя.

Словарь-справочник по психоанализу. — 2010

ПРИНЦИП НИРВАНЫ (санскрит, нирвана — успокоение, угасание: описанное в древнеиндийской религии и философии — буддизме и джайнизме — состояние отрешенности от жизни и ненарушимого покоя, выступающее в качестве конечной цели и "спасения" человека).

Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов

ПРИНЦИП НИРВАНЫ Нем.: Nirwaiuiprinzip. — Франц.: principe de nirvana. — Англ. Nirvana principle. — Иен.: principio de пил-ana. — Итал.: principio del Nirvana. — Портут.: principio de nirvana. o Термин Барбары Лоу…

Словарь по психоанализу

Русский язык

Нирва́на, -ы.

Орфографический словарь. — 2004

Примеры употребления слова нирвана

Дебютом он назвал картину "Нирвана", которую снимал со съемочной группой Балабанова.

Что такое Нирвана

Нирвана, Духовное Совершенство, Освобождение (от кармических пут материального мира) — эти слова обозначают одно и то же: Слияние развитого индивидуального сознания человека с Сознанием, обитающим в высших пространственных мерностях.

Существует неправильное толкование термина Нирвана — как исчезновение в пустоте. Нет: при вхождении в состояние Нирваны исчезает лишь низшее "я" адепта, но актуализируется Высшее "Я", являющееся Океаном Изначального Сознания.

О достижении Нирваны говорится в Учениях многих Высших Духовных Учителей человечества: Гаутамы Будды, Кришны, Сатья Саи и Других.

Ниже приводятся некоторые цитаты из известных литературных источников.

В Бхагавад-Гите Кришна выделял две ступени Нирваны: Нирвана в Брахмане и Высшая Нирвана (Нирвана в Ишваре):

5:24. Тот, кто счастлив внутри, кто радуется не от внешнего, кто озаряется (любовью) изнутри, — тот йог способен постичь сущность Брахмана и Нирвану в Брахмане.

5:25. Нирвану в Брахмане получают те риши, которые очистились от пороков, освободились от двойственности, познали Атман и посвятили себя благу всех.

5:26. Освободившиеся от земных влечений и гнева, занятые духовным подвижничеством, обуздавшие мысли, познавшие Атман — те обретают Нирвану в Брахмане.

6:15. Йог, слившийся с Атманом и контролирующий свой ум, входит в Высшую Нирвану, где он пребывает во Мне.

(Антонов В.В. — Бог говорит. Учебник религии.
 ‘Полюс’, СПб, 2002)

Следующая цитата из книги Джона Хислопа ‘Мой Господь и я’, посвящённой Аватару Сатья Саи:

"Медитацию можно представить как лодку, которая смогла бы безопасно перевезти нас через бушующее море наших жизней на другой берег. "Другой берег" — это и есть Самореализация, Богореализация, Освобождение, Нирвана — все эти слова имеют одно и то же значение: слияние частного, обособленного — с Абсолютом."

(Hislop J.S. — My Baba and I. Prasanthi Nilaym,
‘Sri Sathya Sai Books and Publications Trust’, 1985)

И, в заключении, цитата из книги Джона Блофельда ‘Тантрический мистицизм Тибета’:

"Представьте безграничный океан, в котором находятся бесчисленные водные твари. Каждая тварь наполнена морской водой, принадлежащей этому самому океану, и каждая состоит из вещества, которое постепенно густеет или растворяется в зависимости от обстоятельств. При подходящих условиях оно растворяется совсем, и при этом составляющая его вода становится неотличимой от остального океана. Но капельки воды не перестают существовать, всё, что теряется, — так это кажущаяся отдельность от океана… Нирвана — это состояние, достигаемое водой в тварях в момент их растворения."

(Blofeld J.E.

Достижение нирваны в буддизме

— The Tantric Mysticism of Tibet.
‘Dutton’, N.Y., 1970)
 

Разница между Нирваной и Самадхи

Термином Самадхи обозначаются соприкосновения сознание адепта с Сознанием Бога в высших эонах. Такие первые соприкосновения даруют яркую новизну блаженства.

В отличие от Самадхи, Нирвана есть достаточно устойчивое именно Слияние с Сознанием Бога с потерей ощущения локализованного "я".  Термин "Нирвана" означает "полное сгорание", т.е. уничтожение своей индивидуальности в Слиянии с Богом; при этом человек, разлившись и растворившись в Нём, ощущает себя Им.

В Бхагавад-Гите Кришна говорит и о Самадхи, и о принципиальных ступенях Нирваны.

Но в Индии термин "Нирвана" в своё время стали широко использовать буддисты, и затем он оказался "вытесненным" индуистами из Индии вместе с буддизмом. Вместо него индуистские школы начали расширять значение термина "Самадхи", добавляя к нему разные слова-приставки (например, нирвикальпа-самадхи). Эти комплексные слова стали применяться в разных значениях разными школами, термин от этого "расплылся", потерял определённость. Поэтому имеет смысл вернуться к вполне чёткой терминологии, введенной в духовную культуру Богом в лице Кришны.

Итак, чтобы перейти от Самадхи (Прикосновения) к Нирване (Слиянию), надо иметь достаточно большое и сильное индивидуальное сознание, развитое предшествующими тренировками. К тому же оно должно быть устойчивым в Божественной утончённости.

К Нирване можно приблизиться не иначе, как развивая себя в качестве духовного сердца, начинающего свой путь роста из чакры анахаты.

Закрепление в состоянии Нирваны — это не мгновенный акт, но результат многократных повторных вхождений в это состояние; этот процесс освоения занимает годы.
 

Смотрите также:

● Бхагавад-Гита

● Ниродхи