Современный международный правопорядок во всех его аспектах (политическом, экономическом, социальном и др.) невозможно представить без Организации Объединенных Наций. Ее влияние на развитие международных отношений начиная с середины прошлого века приобрело поистине определяющий характер. В международно-правовой доктрине считается общепризнанным, что создание и деятельность ООН знаменовали собой принципиально новый этап развития международного права. Фактически, все нынешнее состояние мирового сообщества и международных отношений можно рассматривать через призму деятельности ООН и даже как результат этой деятельности.

8 сентября 2000 года Генеральная Ассамблея ООН одобрила принятую на Саммите нового тысячелетия (в нем участвовали главы государств-членов ООН) Декларацию тысячелетия. В Декларации сказано: "Мы вновь заявляем о нашей приверженности целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций, которые доказали свою неподвластность времени и универсальный характер. Их актуальность и способность служить источником вдохновения возрастают по мере того, как страны и народы становятся все более взаимосвязанными и взаимозависимыми".

Влияние ООН на современный правопорядок многогранно. Говоря о нем, можно выделить, как минимум, пять аспектов. Во-первых, практически все государства планеты де-юре признают уставные принципы ООН и, по крайней мере формально, вынуждены строить свою внешнюю политику с учетом этих принципов. Во-вторых, ООН является наиболее авторитетным форумом для обсуждения глобальных международных проблем, не имеющим себе равных по представительности. В-третьих, формально-юридически только ООН может санкционировать применение силы в современных международных отношениях. В-четвертых, вспомогательные органы и специализированные учреждения этой организации играют в процессе международного сотрудничества такую важную роль, что ни одно суверенное государство даже при желании не могло бы игнорировать систему ООН. В-пятых, ООН оказывает огромное влияние на международное правотворчество: с одной стороны, под ее эгидой заключается все больше важных соглашений, с другой — акты самой ООН постепенно превращаются в самостоятельный источник международного права.

В политическом смысле история создания ООН началась после окончания Первой мировой войны, когда мировое сообщество пришло к выводу о необходимости создания универсальной международной организации, главной задачей которой было бы обеспечение международного мира и безопасности, недопущение нового глобального военного конфликта между государствами. С этой целью в 1919 году была создана Лига Наций, опыт которой впоследствии был учтен при подготовке Устава ООН. Лига Наций не смогла предотвратить Вторую мировую войну, так как не обладала для этого достаточными полномочиями — как политическими, так и военными. Неудивительно, что уже с 1939 года она фактически прекратила свою деятельность (формально соответствующее решение было принято в 1946 году). Устав Лиги Наций оказался недостаточно радикальным для решения целого ряда глобальных проблем того времени: он допускал войну как средство разрешения межгосударственных споров, фактически сохранял колониальную систему, не содержал механизма реализации принятых Лигой решений и т.п.

Основные идеи и принципы нового международного правопорядка, впоследствии закрепленные в Уставе ООН, были выдвинуты правительствами США и Великобритании уже в первые месяцы после нападения фашистской Германии на Советский Союз. 14 августа 1941 года на борту линкора "Принц Уэльский" в бухте Арджентия лидеры США и Великобритании Д. Рузвельт и У. Черчилль подписали документ, вошедший в историю как "Атлантическая хартия" и содержащий призыв о создании более широкой и постоянной системы общей безопасности. Впоследствии эти принципы и название будущей организации (в англоязычном варианте оно состоит из двух слов) были сформулированы в Декларации Объединенных Наций от 1 января 1942 года. Сам термин "Объединенные нации" был предложен тогдашним президентом США Д. Рузвельтом. Формирование антигитлеровской коалиции (не имевшей по своей широте исторических прецедентов) стало политической основой для последующего создания новой универсальной организации. Юридической же основой стала дипломатическая деятельность трех государств (СССР, США и Великобритании), в результате которой было принято решение об учреждении ООН и подготовлен проект ее Устава. Вот основные вехи этой деятельности.

30 октября 1943 года министры иностранных дел трех государств подписали Декларацию по вопросу о всеобщей безопасности, в которой говорилось о необходимости создания новой организации, которая действовала бы на основе суверенного равенства государств и поддерживала международный мир и безопасность.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЁННЫХ НАЦИИ \(ООН\)

В работе конференции в Москве, где была принята Декларация, также принимал участие посол Китая в СССР.

Сформулированную в Декларации идею подтвердили участники Тегеранской конференции (декабрь 1943 года), в которой участвовали уже главы трех союзных государств.

В сентябре 1944 года в Думбартон-Оксе (США) состоялась очередная конференция, где представители СССР, США, Великобритании и Китая выработали текст Устава будущей организации. Спустя несколько месяцев (в феврале 1945 года) в Ялте состоялась знаменитая Крымская конференция, на которой главами трех держав был решен один из самых сложных вопросов — о порядке голосования в Совете Безопасности.

Наконец, окончательно текст Устава был утвержден и подписан на конференции в Сан-Франциско, которая продолжалась с апреля по июнь 1945 года и куда были приглашены представители 50 государств. Устав был подписан 26 июня 1945 года, а вступил в силу 24 октября 1945 года. Эта дата считается днем рождения Организации Объединенных Наций.

Хотя на конференции в Сан-Франциско присутствовали уполномоченные представители только 50 государств, первоначальными членами ООН считается 51 государство: еще одним учредителем ООН является Польша, за которую Устав подписали остальные участники конференции. При подписании данного документа было решено отметить особую роль ряда государств в деле создания ООН, поэтому право первыми подписать Устав получили четыре "приглашающие" государства (Китай, СССР, Великобритании и США), а также Франция как постоянный член Совета Безопасности. Только потом в алфавитном порядке Устав подписали остальные государства-участники конференции. Среди них в качестве самостоятельных учредителей ООН были Белорусская ССР и Украинская ССР.

Штаб-квартира ООН располагается в Нью-Йорке, занимая с 1952 года специально построенное 38-этажное здание.

Республика Казахстан является полноправным членом ООН с марта 1992 года и пользуется всеми правами, вытекающими из членства в Организации. 23 января 1992 года Казахстан получил рекомендацию Совета Безопасности о приеме в члены ООН. 2 марта 1992 года на 46-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН рассматривался вопрос о принятии в члены организации сразу девяти государств: Азербайджана, Армении, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Сан-Марино, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. Таким образом, 2 марта 1992 года ООН получила самое значительное пополнение с того времени, как в ряды организации были приняты получившие независимость африканские государства.

Республика Казахстан стала 168-м членом ООН. 15 апреля 1992 года Указом Президента Республики Казахстан был назначен первый Постоянный Представитель республики при ООН — А. Х. Арыстанбекова. 5 июня того же года был подписан Указ о создании Постоянного Представительства Республики Казахстан при ООН.

Дата публикования: 2015-01-23; Прочитано: 227 | Нарушение авторского права страницы

Министерство по образованию

Сибирский государственный аэрокосмический университет

имени академика М.Ф. Решетнева

Реферат на тему:

«Организация Объединенных Наций (ООН)»

Выполнили:

Ст-ты гр. ФКП-01

Хуторской Р.Ю.

Косарев М.С.

Проверила:

Ушанова И.С.

Красноярск 2010

ВВЕДНИЕ…………………… …………………………………….………..….3

  1. История создания…………….…………………………………………..…4

  2. Роль ООН в развитии МЭО……………………………………..……….…6

  3. Цели и принципы ООН…………………………….……………………..…8

  4. Взаимоотношения ООН с другими международными организациями.……………………………………………………………………………..……9

  5. Перспективы развития ООН и укрепление позиций ООН в мире и МЭО………………………………………………………..………………………9

  6. Деятельность ООН………………………………………………….…….11

  7. Мнение Постоянного представителя России при ООН в Нью-Йорке В.И. Чуркина о позиции России в Совете Безопасности ООН………………………………………………………………….……………13

  8. О позиции России на 64-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН……..14

ЗАКЛЮЧНИЕ……………………………………….…………………..….18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..….19

Введение

Международная организация – это организация, учреждённая договором государств-членов, которые придали ей статус международной организации. Так, в конвенции о физической защите ядерного материала говорится, что «…организация состоит из суверенных государств и обладает компетенцией в области ведения переговоров, заключения и применения международных соглашений. Полномочия организаций закрепляются уставом, но, так как это не всегда возможно сделать достаточно полно, в связи с многообразием международной жизни получила признание концепция “implied powers”.

Виды организаций можно определить по ряду критериев. В зависимости от круга членов различают организации всеобщие или ограниченного состава. Всеобщие (универсальные) организации потенциально рассчитаны на участие всех государств. К таким организациям относятся организации системы ООН – сама ООН и связанные с нею соглашениями около 15 специализированных учреждений: Всемирная торговая организация, Организация Объединённых Наций по промышленному развитию, Всемирный почтовый союз, Международный банк реконструкции и развития и другие. Но тем не менее сегодня даже в ООН некоторые государства не участвуют по разным причинам.

В зависимости от характера компетенции организации делятся на обладающие общей и специальной компетенцией. В первом случае компетенция не ограничена какой-либо одной сферой сотрудничества. Ярким примером служит Организация Объединённых наций, которая может рассматривать практически любую международную проблему, кроме тех конкретных вопросов, которые относятся к компетенции её специализированных учреждений. Столь широкая компетенция не может не сказываться на полномочиях универсальных организаций, которые не вправе принимать обязательные решения, ограничиваются обсуждением и принятием рекомендаций. Исключение сделано лишь для Совета Безопасности ООН, который, во имя обеспечения мира, в определённых случаях может принимать юридически обязательные решения.

Организация Объединённых наций является неотъемлемой частью современного миропорядка, в формировании которого ей принадлежит важная роль. Её Устав был первым актом, закрепившим основные цели и принципы международного правопорядка. В связи с этим Устав ООН иногда называют конституцией международного сообщества. ООН является именно межправительственной организацией, что ограничивает её возможности в принятии далеко идущих решений. Следовательно, можно считать, что со временем в систему её органов будет включена Парламентская ассамблея. На сегодняшний же день её главными органами являются Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по Опеке, Международный Суд и Секретариат.

История создания

Решение о создании новой универсальной международной организации, цель которой — предупреждение угрозы возникновения войны в любом регионе мира и развитие межгосударственного сотрудничества — было принято на Ялтинской (Крымской) конференции глав государств антигитлеровской коалиции (от СССР — Иосиф Сталин, от США — Франклин Делано Рузвельт, от Великобритании — Уинстон Черчилль), проходившей с 4 по 11 февраля 1945 года. Ранее конкретные предложения по этому вопросу были выработаны на конференции представителей СССР, США и Великобритании, состоявшейся 21 августа — 28 сентября 1944 года в г. Думбартон-Оксе (США). Именно эта конференция сформулировала основные принципы деятельности Организации Объединенных Наций (ООН), определила её структуру и функции. На Ялтинской (Крымской) конференции Рузвельт и Черчилль дали согласия на участие в ООН Украинской ССР и Белорусской ССР в качестве государств-основателей. Руководители антигитлеровской коалиции приняли решение созвать 25 апреля 1945 года в городе Сан-Франциско конференцию Объединенных Наций для выработки устава новой международной организации — ООН.

Учредительная конференция по созданию ООН проходила с 25 апреля по 26 июня 1945 года. Её созыв ещё до окончания Второй мировой войны символично свидетельствовал о том, что союзники достигли взаимопонимания по основным вопросам создания негосударственной организации, призванной обеспечить мир на планете. В работе конференции приняли участие делегации от 50 стран: 282 делегата и 1,5 тысячи вспомогательного персонала. На открытие конференции прибыли министры иностранных дел ведущих стран антигитлеровской коалиции — В. Молотов (СССР), Э. Иден (Великобритания), Г. Стеттиниус (США). Единственным вопросом повестки дня была разработка устава ООН. Состоялось 7 пленарных заседаний, а работа комиссии шла в течение двух месяцев.

Устав ООН официально вступил в силу с 24 октября 1945 года. Именно эта дата считается Днем рождения ООН. По уставу ООН главными составляющими этой организации являются:

  1. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций,

  2. Совет Безопасности,

  3. Экономический Совет,

  4. Социальный Совет,

  5. Опекунский Совет,

  6. Международный Суд и

  7. Секретариат.

  1. Руководит работой Секретариата Генеральный секретарь ООН. С момента учреждения ООН и до сегодняшнего дня сменилось уже 7 Генеральных секретарей:

  2. Трюгве Ли (Норвегия)

  3. Даг Хаммершельд (Швеция)

  4. У Тан (Бирма)

  5. Курт Вальдхайм (Австрия)

  6. Хавьер Перес де Куэльяр (Перу)

  7. Бутрос Бутрос Гали (Египет)

  8. Кофи Атта Аннан (Гана).

Генерального секретаря ООН выбирают на заседании Генеральной Ассамблеи ООН согласно рекомендациям Совета Безопасности. Генеральный секретарь имеет право участвовать в работе всех структур ООН, кроме Международного суда, причем его функции чисто координационные. Наиболее влиятельным органом, после Генеральной Ассамблеи ООН, является Совет Безопасности. Именно на нем, согласно Уставу ООН, лежит основная ответственность по поддержанию мира между народами Земли. Совет Безопасности состоит из 15 членов: 5 постоянных (СССР до 1991 года, затем Россия, США, Великобритания, Франция, с 1949 по 1971 годы Тайвань, а затем КНР) и 10 временных, которые избираются на заседании Генеральной Ассамблеи ООН сроком на 2 года. По Уставу постоянное представительство в Совете Безопасности ООН имеют те страны, которые в период основания ООН были наиболее влиятельными в мире. В мировой историографии в их отношении используют термин «великие державы». Каждый постоянный член Совета Безопасности имеет право «вето» (запрета) на решения, не отвечающие его интересам. Дело в том, что решения Совета Безопасности принимаются на основе принципа единогласия его постоянных членов. Решения Совета Безопасности обязательны для исполнения всем членами Организации Объединенных Наций. Именно Совет Безопасности выбирает пути и методы поддержания мира в любом регионе планеты.

Во время учредительной конференции ООН в Сан-Франциско состоялось и учреждение Международного Суда, статус которого был результатом совещаний в апреле 1945 г.

ООН стремится не только предотвратить новую мировую войну, но и улучшить социальное, экономическое, культурное и экологическое развитие Земли. С 1946 года в Париже действует особый специализированный орган ООН — ЮНЕСКО (Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры), которая активно борется за сохранение памятников мировой культуры. Стремясь содействовать распространению в мире идей гуманизма и демократии, Генеральная Ассамблея в декабре 1948 года приняла Всемирную Декларацию прав человека, в разработке которой принимали участие делегации СССР, УССР и БССР. Эта декларация, как подчеркнуто во введении, была принята «как задание, выполнить которое должны стремиться все народы и все государства на Земле». В этом документе декларируется право каждого человека на жизнь, свободу, частную собственность, неприкосновенность личности и т.п. без различия расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, национального и социального происхождения. Именно статьями Декларации прав человека руководствуется Комиссия ООН по правам человека, которая постоянно работает в Женеве. На сегодня 186 государств мира входят в ряды Организации Объединенных Наций.

Страницы: следующая →

123Смотреть все

Похожие страницы:

  1. ОрганизацияОбъединенныхНаций (3)

    Реферат >> Государство и право

    ОрганизацияОбъединенныхНаций (ООН). ОрганизацияОбъединенныхНаций – надправительственная организация, которая была создана после …

    Что такое ООН и зачем создана эта организация?

    , языка и религии». СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИОБЪЕДИНЕННЫХНАЦИЙ В соответствии с Уставом ООН учреждены шесть основных органов …

  2. ОрганизацияОбъединенныхНаций история развития и роль в мировом сообществе

    Реферат >> Экономика

    … новой организацииОбъединенныхнаций, который вступил в силу 24 октября 1945 г. 2 Раздел 2. Состав ОрганизацииОбъединенныхНацийОрганизацияОбъединенныхНаций (ООН) стала …

  3. ОрганизацияОбъединенныхНаций органы, деятельность

    Реферат >> Государство и право

    … ЭКОСОС: укрепление Совета После учреждения ОрганизацииОбъединенныхНаций (ООН) в 1945 году было представлено более … главным судебным органом ОрганизацииОбъединенныхНаций (ООН). Он был учрежден Уставом ОрганизацииОбъединенныхНаций, подписанным 26 июня …

  4. Система ОрганизацииОбъединенныхНаций и её структура

    Реферат >> Экономика

    … говорить о системе международных организаций, центром которой является ООН (ОрганизацияОбъединенныхНаций). ООН — универсальная международная организация, созданная в целях …

  5. ОрганизацияОбъединенныхНаций создание и функционирование

    Реферат >> Экономика

    Организация африканского единства, Организация американских государств, Со­дружество Независимых Государств и др. 6. Деятельность ОрганизацииОбъединенныхНаций Устав ООНОрганизацииОбъединенныхНаций. Направления деятельности ООН определяются …

Хочу больше похожих работ…

В апреле 1945 г., в Сан-Франциско, после продолжавшихся почти месяц переговоров между главой советской дипломатии, наркомом (с 1946 г. – министром) иностранных дел СССР В. Молотовым и руководителем американской делегации, сенатором-республиканцем Артуром Хендриком Ванденбергом, была завершена выработка проекта Устава ООН. Он был представлен на утверждение конференции, на которую было приглашено 42 страны, объявившие войну Германии или Японии до 1 марта 1945 г. Приглашения рассылались от имени СССР, США, Великобритании и Китая, подписавших 1 января 1942 г. Декларацию Объединенных Наций. В дальнейшем число участников Сан-Францисской конференции увеличилось до 50 государств.

Где и когда была создана ООН?

Конференция продолжалась до 26 июня 1945 г. и завершилась подписанием Устава, который вступил в силу в октябре того же года.

ООН: кто и зачем создал организацию!

Организация Объединенных Наций должна была стать главным инструментом мирополитического регулирования – подобно тому, как основой регулирования мироэкономического предстояло стать бреттон-вудским институтам. Советский Союз, уклонившись от участия в регулировании международных экономических отношений, сосредоточился на мирополитическом регулировании. Для этого были основания, главным из которых являлась благоприятная для СССР уставная процедура принятия решений в ООН. Эта процедура была двухступенчатой. Нижнее звено организации – общее собрание стран-членов ООН, Генеральная ассамблея – имела право принимать только рекомендательные решения. Верхнее звено – Совет безопасности – имел широкие полномочия, в том числе право применять санкций против тех или иных государств.

Согласно Уставу ООН, СССР наряду с США, Великобританией, Францией и Китаем получил место постоянного, несменяемого, члена Совета безопасности. Кроме того, все ключевые решения Совета, по Уставу, принимались не большинством голосов, а методом консенсуса – при обязательном согласии с решением всех пяти постоянных членов Совета безопасности. Иначе говоря, каждый из постоянных членов получал право вето на любое решение.

ООН оказалась единственным учреждением, где США и СССР могли сотрудничать в вопросах мировой политики. Но их интересы в ней почти всегда сталкивались. Поэтому на деле главной реальной функцией ООН было не совершенствование мира, а не допущение войны между СССР и США.

В апреле 1945 г., в Сан-Франциско, после продолжавшихся почти месяц переговоров между главой советской дипломатии, наркомом (с 1946 г. – министром) иностранных дел СССР В. Молотовым и руководителем американской делегации, сенатором-республиканцем Артуром Хендриком Ванденбергом, была завершена выработка проекта Устава ООН.

Организация Объединённых Наций

Он был представлен на утверждение конференции, на которую было приглашено 42 страны, объявившие войну Германии или Японии до 1 марта 1945 г. Приглашения рассылались от имени СССР, США, Великобритании и Китая, подписавших 1 января 1942 г. Декларацию Объединенных Наций. В дальнейшем число участников Сан-Францисской конференции увеличилось до 50 государств. Конференция продолжалась до 26 июня 1945 г. и завершилась подписанием Устава, который вступил в силу в октябре того же года.

ООН: кто и зачем создал организацию!

Организация Объединенных Наций должна была стать главным инструментом мирополитического регулирования – подобно тому, как основой регулирования мироэкономического предстояло стать бреттон-вудским институтам. Советский Союз, уклонившись от участия в регулировании международных экономических отношений, сосредоточился на мирополитическом регулировании. Для этого были основания, главным из которых являлась благоприятная для СССР уставная процедура принятия решений в ООН. Эта процедура была двухступенчатой. Нижнее звено организации – общее собрание стран-членов ООН, Генеральная ассамблея – имела право принимать только рекомендательные решения. Верхнее звено – Совет безопасности – имел широкие полномочия, в том числе право применять санкций против тех или иных государств.

Согласно Уставу ООН, СССР наряду с США, Великобританией, Францией и Китаем получил место постоянного, несменяемого, члена Совета безопасности. Кроме того, все ключевые решения Совета, по Уставу, принимались не большинством голосов, а методом консенсуса – при обязательном согласии с решением всех пяти постоянных членов Совета безопасности. Иначе говоря, каждый из постоянных членов получал право вето на любое решение.

ООН оказалась единственным учреждением, где США и СССР могли сотрудничать в вопросах мировой политики. Но их интересы в ней почти всегда сталкивались. Поэтому на деле главной реальной функцией ООН было не совершенствование мира, а не допущение войны между СССР и США.

Международные организации, входящие в систему ООН

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ). Эта межправительственная организация в области использования атомной энергии была создана по решению ООН на Международной конференции в Нью-Йорке. Устав Агентства принят 26 октября 1956 г.

Создание ООН

и вступил в силу 29 июля 1957 г. Штаб-квартира находится в Вене (Австрия).

МАГАТЭ хотя и относится к специальным организациям, не имеет статуса специализированного учреждения ООН. Его связь с ООН регулируется Соглашением, заключенным с Генеральной Ассамблеей ООН 14 ноября 1957 г. В соответствии с Соглашением и Уставом МАГАТЭ Агентство должно представлять ежегодные доклады о своей деятельности Генеральной Ассамблее и при необходимости Совету Безопасности и ЭКОСОС. Если в связи с деятельностью Агентства возникают вопросы, входящие в компетенцию Совета Безопасности, то оно должно уведомлять о них Совет (например, о всех случаях нарушения членами МАГАТЭ заключенных с Агентством соглашений).

Организация ставит своей целью способствовать развитию международного сотрудничества в области мирного использования атомной энергии.

Высший орган МАГАТЭ — Генеральная конференция, состоящая из представителей всех государств-членов, собирается ежегодно на очередные сессии. Предусмотрены также специальные сессии. Генеральная конференция осуществляет общее руководство политикой и программами МАГАТЭ. Совет управляющих занимается оперативным руководством всей деятельностью МАГАТЭ. В его состав входят 35 государств, из которых 22 избираются Генеральной конференцией от семи регионов мира (Западной Европы, Восточной Европы, Латинской Америки, Африки, Среднего Востока и Южной Азии, Юго-Восточной Азии и района Тихого океана, Дальнего Востока), а 13 назначаются (наиболее развитые страны в области технологии атомной энергии). Совет заседает, как правило, четыре раза в год. Он имеет два постоянных комитета: по административным и бюджетным вопросам и по технической помощи. Кроме того, он может создавать комитеты для решения конкретных вопросов.

Секретариат МАГАТЭ осуществляет административно-техническое руководство организацией. Он возглавляется Генеральным директором, который назначается на четыре года Советом управляющих и утверждается Генеральной конференцией.

Основные направления деятельности МАГАТЭ: организация и координация исследований и разработок в области ядерной энергетики, вопросы радиационной безопасности, оказание технической помощи государствам — членам Агентства в области мирного использования ядерной энергии, осуществление контроля (гарантий) за мирным использованием атомной энергии, регламентационная деятельность по вопросам, связанным с атомной опасностью.

Одна из главных функций Агентства состоит в применении системы контроля (гарантий) в целях обеспечения того, чтобы ядерные материалы и оборудование, предназначенные для мирного использования, не были употреблены для военных целей. Контроль осуществляется на местах инспекторами МАГАТЭ. Неядерные государства — участники Договора о нераспространении ядерного оружия 1968 г. должны заключать соглашения с МАГАТЭ о контроле над мирной ядерной деятельностью этих государств. В последние годы МАГАТЭ работает в иранском направлении, дабы добиться мирной ориентации иранской атомной программы.

Всемирная торговая организация (ВТО) — международная экономическая организация, регулирующая правила международной торговли согласно принципам либерализма.

ВТО функционирует с 1 января 1995 г., решение о ее создании было принято в конце многолетних переговоров в рамках Уругвайского раунда ГАТТ, который завершился в декабре 1993 г. Официально ВТО образована на Конференции в Марракеше в апреле 1994 г., поэтому Соглашение об учреждении ВТО называют также Марракешским соглашением.

Сфера деятельности ВТО широка: помимо торговли товарами она регулирует также торговлю услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. ВТО имеет юридический статус специализированного учреждения системы ООН.

С середины 2003 г. членами ВТО являлись 146 стран — развитых, развивающихся и постсоциалистических. В ВТО вступили и некоторые постсоветские страны: Литва, Латвия, Эстония, Армения, Грузия, Молдова, Киргизия. Важным событием стало вступление в ВТО в декабре 2001 г. Китая, считающегося одним из наиболее перспективных участников мировой торговли. На долю входящих в ВТО стран приходится примерно 95% мирового товарооборота — в сущности практически весь мировой рынок без России. Еще ряд стран официально выразили желание войти в эту организацию и имеют статус государств-наблюдателей. В настоящее время некоторые другие постсоветские государства (Украина, Белоруссия, Азербайджан, Казахстан и Узбекистан) изъявили желание стать членами ВТО.

Главная задача ВТО — содействовать беспрепятственной международной торговле. В настоящее время считают, что мировая торговая система должна соответствовать следующим пяти принципам.

1. Отсутствие дискриминации в торговле.

2. Снижение торговых (протекционистских) барьеров.

3. Стабильность и предсказуемость условий торговли.

4. Стимулирование соревновательности в международной торговле.

5. Льготы в международной торговле для менее развитых государств.

В целом ВТО пропагандирует идеи фритредерства (свободной торговли), борясь за устранение протекционистских барьеров.

В основе деятельности ВТО лежат три международных соглашения, подписанных в 1994 г. большинством государств, активно участвующих в мирохозяйственных отношениях: Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ), Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Основная цель этих соглашений — оказывать помощь фирмам всех стран, занимающимся экспортно-импортными операциями.

Основные функции ВТО: контроль за выполнением требований базовых соглашений ВТО; создание условий для переговоров между странами — участницами ВТО по поводу внешнеэкономических отношений; урегулирование споров между государствами по проблемам внешнеэкономической торговой политики; контроль за политикой государств — членов ВТО в области международной торговли; оказание помощи развивающимся странам; сотрудничество с другими международными организациями.

Члены ВТО берут на себя обязательство не предпринимать в одностороннем порядке действий против возможных нарушений правил торговли. Более того, они обязуются разрешать спорные вопросы в рамках многосторонней системы урегулирования споров и подчиняться ее правилам и решениям. Решения по спорным вопросам принимаются всеми государствами-участниками обычно методом консенсуса, что является дополнительным стимулом к укреплению согласия в рядах ВТО.

Цели, принципы ООН

Организация Объединенных Наций была образована после второй мировой войны и имеет своей центральной задачей поддержание и обеспечение международного мира и предотвращение войн.

Устав ООН был подписан на Сан-Францисской конференции 26 июня 1945 г. и вступил в силу 24 октября 1945 г. Устав ООН состоит из преамбулы, 19 глав и Статута Международного Суда, который является неотъемлемой частью Устава.

Устав Организации Объединенных Наций вырабатывался довольно долго и вырабатывался в условиях борьбы между различными тенденциями. Он был предварительно согласован в 1944 году на конференции в Думбартон-Оксе и уже окончательно согласован и подписан в 1945 году на Сан-Францисской конференции, то есть еще в период войны (Сан-Францисская конференция происходила в условиях, когда еще продолжалась война с Японией). Это определило характер этого документа, ибо в период войны, когда СССР играл решающую роль в разгроме гитлеровского фашизма, влияние СССР при разработке Устава ООН не могло не сказаться. Кроме того, участие в выработке Устава ООН таких деятелей, как Ф. Д. Рузвельт, который, несомненно, являлся одним из крупнейших политических деятелей США, выступавший в то время по ряду вопросов с прогрессивных позиций, позволило сформулировать в Уставе ряд таких положений, которые были выдвинуты против реакционных политических тенденций, особенно ярко проявлявшихся уже после окончания войны.

Организация Объединенных Наций

Последующая политика США, так называемая политика «с позиции силы», противоречила основным положениям Устава ООН. Если последовательно осуществлять положения Устава, то для агрессивной политики нет места в ООН В этом нетрудно убедиться, рассмотрев основные цели и принципы ООН, изложенные в Уставе.

В качестве первой цели ООН в Уставе указывается: «избавить грядущие поколения от бедствий войны, дважды в нашей жизни нанесшей человечеству невыразимое горе» (преамбула Устава), и «поддерживать международный мир и безопасность…» (ст. 11 Устава).

Наряду с поддержанием международного мира и безопасности в Уставе ООН в качестве целей этой Организации указывается на развитие дружественных отношений между государствами на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов (п. 2 ст. 1) и осуществление международного сотрудничества в самых различных областях международной жизни (п. 3 ст. 1). Что касается принципов, которые Организация Объединенных Наций признает в качестве основных принципов своей деятельности и поведения государств в международных отношениях, то они в основном указаны в ст. 2 Устава. К таким принципам Устав ООН относит:

1)принцип суверенного равенства государств

(п. 1 ст. 2);

добросовестное соблюдение государствами принятых на себя обязательств по Уставу ООН (п. 2 ст. 2);

обязательность мирного разрешения международных споров (п. 3 ст. 2);

отказ от угрозы силой или ее применения против территориальной целостности и политической независимости другого или других государств (п. 4 ст. 2);

принцип невмешательства во внутренние дела государств (п. 7 ст. 2)18.

Принцип равноправия и самоопределения народов включен в Устав ООН в статью о целях ООН и выступает в связи с этим как целевой принцип, подобно поддержанию международного мира и развитию и осуществлению международного сотрудничества.

Организация Объединенных Наций представляет собой в настоящее время крупную мировую организацию, имеющую важное международное значение и являющуюся основным форумом для всех государств, участвующих в Организации, при решении важных международных вопросов.

Задача представителей социалистических стран, участвующих в ООН, как и всех миролюбивых государств, состоит прежде всего в том, чтобы, опираясь на основные положения Устава ООН, вести защиту политики мира и сотрудничества между народами. Организация Объединенных Наций и создана как организация, объединяющая страны на базе мирного сотрудничества, и деятельность в этом направлении с использованием в полной мере возможностей, предоставляемых Уставом внутри ООН, составляет важную задачу представителей социалистических стран, участвующих в этой Организации.

На всем протяжении исторического развития ООН можно видеть, что советские представители неизменно опирались на положения Устава ООН для защиты миролюбивых позиций в международной политике. Это относится к той принципиальной борьбе, которая идет в Организации Объединенных Наций.