Содержание

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации.

Анафема (от семитского корня "херем" — отделять, оставлять исключительно для религиозного употребления), отлучение от общины верных и предание суду Божию; тот, кто подвергся такому отлучению.

В русском переводе Библии слово "херем" переводится в Ветхом Завете — заклятие, а в Новом Завете — анафема.

В самых древних текстах обычай заклятия, свойственный израильскому народу и его соседям (напр., Моаву), не есть просто уничтожение побежденного врага, но одно из религиозных правил священной войны. Для того, чтобы достичь победы, Израиль, который ведет брань Божию, налагает заклятие на добычу и таким образом отказывается извлекать из нее выгоду и налагает на себя обет посвятить ее Богу (Числ. 21, 2; Иис. Нав. 6).

Это посвящение выражается в полном уничтожении добычи: как живых существ, так и материальных предметов. Неисполнение его наказывается (1 Цар. 15), так же как и его кощунственное нарушение, которое может оказаться причиной поражения (Ис. Нав. 7). В действительности применение такого заклятия было довольно редко. Большая часть ханаанских городов была просто занята Израилем (Ис. Нав. 24, 13; Суд. 1, 27-35), например, Газер (Иис. Нав. 16, 10; 3 Цар. 9, 16), Иерусалим (Суд. 1, 21; 2 Цар. 5, 6). Некоторые из них заключили даже союз с Израилем, например, Гаваон (Ис. Нав. 9) и Сихем (Быт. 34).

Составители Второзакония знали, что во время завоевания заклятие не применялось (Суд. 3, 1-6; 3 Цар. 9, 21). Однако они его утвердили как общий закон, чтобы противостоять искушениям, которые представляла собой для Израиля ханаанская религия, и вновь утвердить святость избранного народа (Втор. 7, 1-6).

Отсюда определенный систематизм в истории завоеваний: религиозная установка, утверждавшая абсолютную власть Бога Израиля над Святой Землей и ее обитателями, переносилась и в прошлое.

Развитие понятия "херем" привело к обособлению двух заключавшихся в нем смысловых элементов: с одной стороны, разрушение и наказание за неверность Господу (Втор. 13, 13-18; Иер. 25, 9); с другой — посвящение Богу человеческого существа или предмета без всякой возможности выкупа (Лев. 27, 28; Числ. 18, 14).

В Новом Завете ни о какой священной войне, ни о заклятии врагов не может быть и речи. Но слово сохраняется со значением проклятия. В устах иудеев в клятвенных формулах (Мк. 14, 71; Деян. 23, 12) оно имеет значение призыва проклятия против самого себя в случае нарушения клятвы. У апостола Павла — это формула, которая выражает суд Божий над неверными (Гал. 1, 8; 1 Кор. 16, 22). "Кто не любит Господа Иисуса Христа , анáфема, марáн — афá" (1 Кор. 16, 22), — говорит Павел. Когда он же говорит: "Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян, которым принадлежит усыновление, и слава, и заветы, и "законоположение, и богослужение и обетования" (1 Рим. 9, 3-4), он уточняет, что анафема для христианина — это отлучение от Христа.

Преступник против Христа сам отлучает себя от Него, но Церковь Христова может прибегнуть к соборному анафематствованию как к высшей церковной каре за тяжкие прегрешения, прежде всего за измену Православию и уклонение в ереси и расколы . Анафема соборно провозглашается и заключается в отлучении христианина от общения с верными и от святых таинств . Так как предание анафеме не является проклятием и при покаянии и достаточных основаниях анафема может быть снята, при жизни или после смерти, соборное анафематствование также служит крайней мерой вразумления.

Чин анафематствования

Соборное провозглашение анафемы множеству врагов и преступников против Христовой Церкви входит в существующий с 843 года чин Торжества Православия , который представляет торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами . Состав чина анафематствования значительно менялся в разное время и в разных местах.

Анафема = проклятие?

В России чин Торжества Православия был введен в XIV веке и состоял из греческого синодика этого чина с прибавлением сначала имен "новых еретиков", как например, Кассиана , архимандрита Юрьева монастыря, и других, затем прибавились новые имена: Стеньки Разина , Гришки Отрепьева , протопопа Аввакума , многих расколоучителей и других; всех анафематствований было 20, а имен до 4 тысяч. В конце XVIII века митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским Гавриилом чин был исправлен, из него исключены были имена многих гражданских преступников и расколоучителей. В таком виде чин Православия был напечатан в 1767 году, затем был существенно сокращен в 1801 году, в нем перечислялись только ереси, без упоминания имен еритиков, а в 1869 из него были изъяты имена государственных преступников.

Двенадцать анафематствований, как они провозглашались клиром повсеместно в Русской Православной Церкви до 1917 года, следующие:

Отрицающим бытие Божие и утверждающим, яко мир сей есть самобытен и вся в нем без промысла Божия и по случаю бывает: анафема.

Глаголющим Бога не быти дух , но плоть ; или не быти Его праведна, милосерда, премудра, всеведуща и подобная хуления произносящим: анафема.

Дерзающим глаголати, яко Сын Божий не единосущный и не равночестный Отцу , такожде и Дух Святый , и исповедающим Отца, и Сына, и Святого Духа не единого быти Бога : анафема.

Безумне глаголющим, яко не нужно быти ко спасению нашему и ко очищению грехов пришествие в мир Сына Божия во плоти, и Его вольное страдание, смерть и воскресение: анафема.

Неприемлющим благодати искупления Евангелием проповеданного, яко единственного нашего ко оправданию пред Богом средства: анафема.

Дерзающим глаголати, яко Пречистая Дева Мария не бысть прежде рождества, в рождестве и по рождестве Дева: анафема.

Неверующим, яко Дух Святый умудри пророков и апостолов и чрез них возвести нам истинный путь к вечному спасению, и утверди сие чудесами, и ныне в сердцах верных и истинных христиан обитает и наставляет их на всякую истину: анафема.

Отмещущим бессмертие души , кончину века, суд будущий и воздаяние вечное за добродетели на небесех, а за грехи осуждение: анафема.

Отмещущим все таинства святая , Церковью Христовою содержимая: анафема.

Отвергающим соборы святых Отец и их предания, Божественному Откровению согласная, и Православно-Кафолическою Церковью благочестно хранимая: анафема.

Помышляющим, яко православнии Государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию благоволению и при помазании на царство дарования Духа Святаго к прохождению великого сего звания на них не изливаются: и тако дерзающим против их на бунт и измену: анафема.

Ругающим и хулящим святыя иконы , ихже Святая Церковь к воспоминанию дел Божиих и угодников Его, ради возбуждения взирающих на оныя ко благочестию, и ко оных подражанию приемлет, и глаголющим оныя быти идолы : анафема.

В течение многих десятилетий после революции 1917 года чин анафематствования был запрещен для соборного провозглашения в СССР , и чин Православия включал только поминовение усопших.

В новейшей истории Русской Православной Церкви были анафематствованы: Лев Толстой как проповедующий "ниспровержение всех догматов Православной Церкви и самой сущности веры христианской" (Святейшим Синодом в феврале 1901 ); "творящие беззакония и гонители веры и Церкви Православной" ( 1918 ); несколько священников "публично похуливших Имя Божие" ( 1959 , 1960 ); те, кто пролил невинную кровь ближних своих в 1993 году; те, кто разделяет учения сект, "новых религиозных движений", язычества, астрологии и т. п. ( 1994 ); монах Филарет (Денисенко) ( 1994 ); Глеб Павлович Якунин (Архиерейским Собором 1997 ). В 1971 году анафема была снята со старообрядцев .

Литература

Православная энциклопедия , Москва, 2001, т. 2

Общедоступные беседы о Богослужении Православной церкви , Москва, 1898.

"Миниатюры чина Православия", из книги: Сукин, Л. Б., Рукописная книга позднего русского средневековья :

http://dll.botik.ru/Synodik

Использованные материалы

"О чине Православия", страница сайта Московского храма Христа Спасителя:

http://www.xxc.ru/orthodox/pastor/torgestvo/index.htm#anafema

Богословско-литургический словарь :

http://magister.msk.ru/library/bible/comment/nkss/nkss24.htm

ДРЕВО — открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Часто мы слышим это страшное слово – анафема, – не задумываясь над его смыслом. Одни считают анафему отлучением от Церкви, другие – проклятием, подобным духовной смерти. Для чего же проповедующая любовь и милосердие Церковь произносит это жестокое слово? В этой книге собраны исторические и богословские труды о сущности анафемы и о возрождаемом ныне в богослужебной жизни чине анафематствования, совершаемом в первое воскресенье Великого поста – в Неделю Православия. В ней приводится мнение об анафеме святых Православной Церкви (свт. Иоанн Златоуст, свт. Игнатий (Брянчанинов), св. Иоанн Кронштадтский), современных богословов (диакон Андрей Кураев), а также определения Св. Синода и акты Архиерейских Соборов об отлучении от Церкви известных исторических лиц с древних времен и до настоящего дня. Надеемся, что книга поможет Вам понять это врачующее действие Святой Церкви, призванное оградить церковный народ от духовных болезней – ересей и расколов.

Что такое анафема

ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ

Святейшего Патриарха Московского

и всея Руси

АЛЕКСИЯ II

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА:

Интернет-портал "Православная книга России"

Часть первая
История вопроса

Прот.

К. Никольский. Анафематствование (отлучение от Церкви), совершаемое в первую неделю Великого поста

Употребление анафемы в христианской Церкви до IX века

Анафематствование – отлучение от Церкви, совершаемое в первую неделю Великого поста, – получило свое начало в IX столетии.

Отлучение было и ранее этого времени, но тогда оно не составляло богослужебного чина, совершалось не ежегодно, в известное, определенное время, а в разные дни и годы, смотря по обстоятельствам и нуждам Церкви. Основания же для отлучений, совершавшихся до IX столетия и затем произносимых в чине Православия, были одни и те же.

В христианской Церкви отлучение основывается на словах Господа нашего Иисуса Христа: если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь (Мф. 18, 17). Господь этими словами указал апостолам быть в таком же положении к непокорным, к неслушающим Церковь, в каком находились иудеи к язычникам и к мытарям. Последние у иудеев были в числе отлученных. Они не имели дозволения входить в синагоги и были лишены общения с иудеями даже в домашних делах. Подобно тому неслушающие Христову Церковь не должны были находиться в числе членов ее, считаться верными и братьями, быть в общении с ними; их удаляли от общества верных как людей чуждых, опасных.

Следуя наставлению Господа, апостолы отлучали недостойных людей от общества верных. Апостол Павел отлучил от Церкви, "предал сатане", коринфского кровосмесителя, имевшего вместо жены жену отца своего. Апостол, рассказывая о нем коринфянам, говорил об отлучении как об известном наказании людей, виновных в больших преступлениях, и указывал, кроме человека, виновного в кровосмешении, и на других нечестивцев, подлежащих отлучению.

Апостол не запрещал иметь общение с внешними, с бывшими вне Христовой Церкви, т. е. с язычниками, которые были и блудниками, и лихоимцами и погрязали в других пороках. Иначе, – говорит он, – надлежало бы вам выйти из мира сего… Ибо что мне судить и внешних?.. Внешних же судит Бог (1 Кор.

5, 10, 12–13). Отлучение таковых не служило к исправлению их. Но отлучение верных приносило им пользу. Так, оно привело коринфского нечестивца к раскаянию во грехе и исправлению. Он, пробыв несколько времени в состоянии отлучения, снова был соединен с Церковью. Упомянутого коринфянина апостол Павел предал сатане за дурную порочную жизнь, но он тому же подверг и за ложное, нечестивое учение. В Послании к Тимофею апостол, завещая ему иметь веру и добрую совесть, писал, что некоторые отвергнув (веру и добрую совесть, – Прим. ред.), потерпели кораблекрушение в вере; таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать (1 Тим. 1, 19–20).

По примеру апостолов совершалось отлучение в первенствующей христианской Церкви. В ней к числу отлучаемых принадлежали так называемые кающиеся, лишаемые общения Таинств и присутствия при совершении их, которые были обязаны выходить из церкви, когда наступало время совершения Таинств, находиться у дверей храма и просить, чтобы верные молились о них.

Что такое анафема. …………

Но отлученные кающиеся не считались находящимися вне Церкви, они не именовались внешними. Связь между ними и верующими не была вполне прервана. Верные были в некотором общении с ними. С одной стороны, отлучаемые выражали любовь и покорность Церкви, исполняли налагаемые на них обязанности кающихся. С другой стороны, верные не отказывались иметь некоторого общения с ними; сострадая им, они воздыхали с ними. Церковь, как добрая мать, плакала с ними и, по выражению святого Амвросия, старалась омыть их грехи своими слезами. Поэтому, хотя они были отлучены, но не считались находящимися вне Церкви и общества христиан.

Иного рода было отлучение от Церкви еретиков и преступников, упорных и мятежных, которые не имели ни послушания, ни покорности, ни любви к Церкви, не хотели иметь единения с ней, которые отказывались обратиться к истине, переменить свою жизнь и покаяться в своих поступках. Церковь не желала быть с такими людьми в общении. Их она считала язычниками, как и лиц, не принадлежащих к телу ее. Она лишала их Таинств, участия в молитвах, других действиях внешнего богослужения и всех знаков любви и единения, которых они, со своей стороны, сами не выражали верным членам Церкви. Святая Церковь извергала их от себя и указывала всем верным избегать и бояться их.

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации.

Анафема (от семитского корня "херем" — отделять, оставлять исключительно для религиозного употребления), отлучение от общины верных и предание суду Божию; тот, кто подвергся такому отлучению.

В русском переводе Библии слово "херем" переводится в Ветхом Завете — заклятие, а в Новом Завете — анафема.

В самых древних текстах обычай заклятия, свойственный израильскому народу и его соседям (напр., Моаву), не есть просто уничтожение побежденного врага, но одно из религиозных правил священной войны. Для того, чтобы достичь победы, Израиль, который ведет брань Божию, налагает заклятие на добычу и таким образом отказывается извлекать из нее выгоду и налагает на себя обет посвятить ее Богу (Числ. 21, 2; Иис. Нав. 6).

Это посвящение выражается в полном уничтожении добычи: как живых существ, так и материальных предметов. Неисполнение его наказывается (1 Цар. 15), так же как и его кощунственное нарушение, которое может оказаться причиной поражения (Ис. Нав. 7). В действительности применение такого заклятия было довольно редко. Большая часть ханаанских городов была просто занята Израилем (Ис. Нав. 24, 13; Суд. 1, 27-35), например, Газер (Иис. Нав. 16, 10; 3 Цар. 9, 16), Иерусалим (Суд. 1, 21; 2 Цар. 5, 6). Некоторые из них заключили даже союз с Израилем, например, Гаваон (Ис. Нав.

АНАФЕМА в Библии

9) и Сихем (Быт. 34).

Составители Второзакония знали, что во время завоевания заклятие не применялось (Суд. 3, 1-6; 3 Цар. 9, 21). Однако они его утвердили как общий закон, чтобы противостоять искушениям, которые представляла собой для Израиля ханаанская религия, и вновь утвердить святость избранного народа (Втор. 7, 1-6).

Отсюда определенный систематизм в истории завоеваний: религиозная установка, утверждавшая абсолютную власть Бога Израиля над Святой Землей и ее обитателями, переносилась и в прошлое.

Развитие понятия "херем" привело к обособлению двух заключавшихся в нем смысловых элементов: с одной стороны, разрушение и наказание за неверность Господу (Втор. 13, 13-18; Иер. 25, 9); с другой — посвящение Богу человеческого существа или предмета без всякой возможности выкупа (Лев. 27, 28; Числ. 18, 14).

В Новом Завете ни о какой священной войне, ни о заклятии врагов не может быть и речи. Но слово сохраняется со значением проклятия. В устах иудеев в клятвенных формулах (Мк. 14, 71; Деян. 23, 12) оно имеет значение призыва проклятия против самого себя в случае нарушения клятвы. У апостола Павла — это формула, которая выражает суд Божий над неверными (Гал. 1, 8; 1 Кор. 16, 22). "Кто не любит Господа Иисуса Христа , анáфема, марáн — афá" (1 Кор. 16, 22), — говорит Павел. Когда он же говорит: "Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян, которым принадлежит усыновление, и слава, и заветы, и "законоположение, и богослужение и обетования" (1 Рим. 9, 3-4), он уточняет, что анафема для христианина — это отлучение от Христа.

Преступник против Христа сам отлучает себя от Него, но Церковь Христова может прибегнуть к соборному анафематствованию как к высшей церковной каре за тяжкие прегрешения, прежде всего за измену Православию и уклонение в ереси и расколы . Анафема соборно провозглашается и заключается в отлучении христианина от общения с верными и от святых таинств . Так как предание анафеме не является проклятием и при покаянии и достаточных основаниях анафема может быть снята, при жизни или после смерти, соборное анафематствование также служит крайней мерой вразумления.

Чин анафематствования

Соборное провозглашение анафемы множеству врагов и преступников против Христовой Церкви входит в существующий с 843 года чин Торжества Православия , который представляет торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами . Состав чина анафематствования значительно менялся в разное время и в разных местах. В России чин Торжества Православия был введен в XIV веке и состоял из греческого синодика этого чина с прибавлением сначала имен "новых еретиков", как например, Кассиана , архимандрита Юрьева монастыря, и других, затем прибавились новые имена: Стеньки Разина , Гришки Отрепьева , протопопа Аввакума , многих расколоучителей и других; всех анафематствований было 20, а имен до 4 тысяч. В конце XVIII века митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским Гавриилом чин был исправлен, из него исключены были имена многих гражданских преступников и расколоучителей. В таком виде чин Православия был напечатан в 1767 году, затем был существенно сокращен в 1801 году, в нем перечислялись только ереси, без упоминания имен еритиков, а в 1869 из него были изъяты имена государственных преступников.

Двенадцать анафематствований, как они провозглашались клиром повсеместно в Русской Православной Церкви до 1917 года, следующие:

Отрицающим бытие Божие и утверждающим, яко мир сей есть самобытен и вся в нем без промысла Божия и по случаю бывает: анафема.

Глаголющим Бога не быти дух , но плоть ; или не быти Его праведна, милосерда, премудра, всеведуща и подобная хуления произносящим: анафема.

Дерзающим глаголати, яко Сын Божий не единосущный и не равночестный Отцу , такожде и Дух Святый , и исповедающим Отца, и Сына, и Святого Духа не единого быти Бога : анафема.

Безумне глаголющим, яко не нужно быти ко спасению нашему и ко очищению грехов пришествие в мир Сына Божия во плоти, и Его вольное страдание, смерть и воскресение: анафема.

Неприемлющим благодати искупления Евангелием проповеданного, яко единственного нашего ко оправданию пред Богом средства: анафема.

Дерзающим глаголати, яко Пречистая Дева Мария не бысть прежде рождества, в рождестве и по рождестве Дева: анафема.

Неверующим, яко Дух Святый умудри пророков и апостолов и чрез них возвести нам истинный путь к вечному спасению, и утверди сие чудесами, и ныне в сердцах верных и истинных христиан обитает и наставляет их на всякую истину: анафема.

Отмещущим бессмертие души , кончину века, суд будущий и воздаяние вечное за добродетели на небесех, а за грехи осуждение: анафема.

Отмещущим все таинства святая , Церковью Христовою содержимая: анафема.

Отвергающим соборы святых Отец и их предания, Божественному Откровению согласная, и Православно-Кафолическою Церковью благочестно хранимая: анафема.

Помышляющим, яко православнии Государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию благоволению и при помазании на царство дарования Духа Святаго к прохождению великого сего звания на них не изливаются: и тако дерзающим против их на бунт и измену: анафема.

Ругающим и хулящим святыя иконы , ихже Святая Церковь к воспоминанию дел Божиих и угодников Его, ради возбуждения взирающих на оныя ко благочестию, и ко оных подражанию приемлет, и глаголющим оныя быти идолы : анафема.

В течение многих десятилетий после революции 1917 года чин анафематствования был запрещен для соборного провозглашения в СССР , и чин Православия включал только поминовение усопших.

В новейшей истории Русской Православной Церкви были анафематствованы: Лев Толстой как проповедующий "ниспровержение всех догматов Православной Церкви и самой сущности веры христианской" (Святейшим Синодом в феврале 1901 ); "творящие беззакония и гонители веры и Церкви Православной" ( 1918 ); несколько священников "публично похуливших Имя Божие" ( 1959 , 1960 ); те, кто пролил невинную кровь ближних своих в 1993 году; те, кто разделяет учения сект, "новых религиозных движений", язычества, астрологии и т. п. ( 1994 ); монах Филарет (Денисенко) ( 1994 ); Глеб Павлович Якунин (Архиерейским Собором 1997 ). В 1971 году анафема была снята со старообрядцев .

Литература

Православная энциклопедия , Москва, 2001, т. 2

Общедоступные беседы о Богослужении Православной церкви , Москва, 1898.

"Миниатюры чина Православия", из книги: Сукин, Л. Б., Рукописная книга позднего русского средневековья :

http://dll.botik.ru/Synodik

Использованные материалы

"О чине Православия", страница сайта Московского храма Христа Спасителя:

http://www.xxc.ru/orthodox/pastor/torgestvo/index.htm#anafema

Богословско-литургический словарь :

http://magister.msk.ru/library/bible/comment/nkss/nkss24.htm

ДРЕВО — открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Значение слова Анафема по Ефремовой:

Анафема — 1. Отлучение от церкви, церковноепроклятие (в христианстве). // перен. Резкое осуждение кого-л., чего-л.
2. перен. Употр. как бранное слово.

Значение слова Анафема по Ожегову:

Анафема — Проклятие

Анафема в Энциклопедическом словаре:

Анафема — (греч. anathema) — в христианстве церковное проклятье, отлучениеот церкви.

Значение слова Анафема по словарю Ушакова:

АНАФЕМА
анафемы, ж. (греч. anathema). 1. только ед. Отлучение от церкви (церк.). Предать кого-н. анафеме. || Проклятие (книжн. устар.). Зачем анафемой грозите вы России? Пушкин. 2. Проклятый,негодяй (простореч. бран.). Есть же такие анафемы, а? Чехов.

Значение слова Анафема по словарю Даля:

Анафема
ж. греч. церковноепроклятие,отлучение от церкви, отвержение обществом верующих. | об. брань,проклятие. Анафемствовать когопредавать анафеме. анафемить, ругать,проклинать,желать зла и гибели. Анафемщик м. анафемщица ж. ругатель, проклинатель, сквернослов.

Значение слова Анафема по словарю Брокгауза и Ефрона:

Анафема (собственно, дар по обету, у греков этим именем называлось всякое посвященное божеству и сложенное в храме приношение) — означает на языке Библии, как перевод еврейского словахерем,нечто "находящееся под заклятием", т. е. нечто бесповоротно и нерушимо отданное в собственность Господу. Люди, бывшие под заклятием, должны были умереть. города, находившиеся под заклятием, предавались огню вместе со всем, что в них было живого. скот, земля и всякого рода иная собственность, бывшие под заклятием, считались принадлежащими святыне, т. е. жрецам. У позднейших иудеев херем означал более строгую степеньотлучения. В Новом Завете А. часто употребляется в смысле осуждения на вечную гибель, и отсюдацерковноеупотребление этого слова в смысле проклятия,особенно в провозглашавшейся против еретиков и грешников формуле: anathema esto, т. е. будь проклят или — да постигнет тебя кара Божия. А. часто провозглашалась соборами и папами. действие ее состояло в отчуждении от "тела церкви", и так как вне церкви не могло быть спасения, то А. была равносильна осуждению на вечные муки, если грешник не откажется вовремя от своих заблуждений. В Средние века А. означала великое отлучение (см. церковное отлучение) в отличие от экскоммуникации, или малого отлучения.

Что такое анафема?

Еще недавно на Ватиканском соборе все противники папской непогрешимости были преданы А.

Определение слова «Анафема» по БСЭ:

Анафема (греч. anath&#x113.ma)
в христианствецерковноепроклятие,отлучение от церкви. См. Отлучение.

Расскажите вашим друзьям что такое — Анафема. Поделитесь этим на своей странице.

Анафема — значение слова в толковых словарях

Значение слова Анафема в словаре Даля

ж. греч. церковное проклятие, отлучение от церкви, отвержение обществом верующих; | об. брань, проклятие. Анафемствовать кого предавать анафеме; анафемить, ругать, проклинать, желать зла и гибели. Анафемщик м. анафемщица ж. ругатель, проклинатель, сквернослов.

Значение слова Анафема в словаре Ожегова

АНАФЕМА, -ы, ж. 1. В христианстве: церковное проклятие за грехи против церкви, за поношение веры. Предать анафеме вероотступника.

Значение слова АНАФЕМА в Православной энциклопедии Древо

2. Употр. как бранное слово (прост.). Сгинь с глаз моих, а. ты этакая.

Значение слова Анафема в словаре Ефремовой

Ударение: ана́фема

  1.  
  1. Отлучение от церкви, церковное проклятие (в христианстве).
  2. Резкое осуждениекого-л., чего-л.
  • Употребляется как бранное слово.
  • Значение слова Анафема в словаре Фасмера Макса

    ана́фема
    "проклятие, отлучение от церкви", цслав., др.-русск. анаϑема – то же (XII в.), из греч. ἀνάθεμα; см. Фасмер, Гр.-сл. эт. 31; ИОРЯС 12, 2, 220.

    Значение слова Анафема в словаре Д.Н. Ушакова

    АНА́ФЕМА, анафемы, ·жен. (·греч. anathema).
    1.толькоед.Отлучение от церкви (церк.). Предать кого-нибудь анафеме.
    |Проклятие (·книж.·устар. ). «Зачем анафемой грозите вы России?» Пушкин.
    2.Проклятый, негодяй (·прост.·бран. ). «Есть же такие анафемы, а?» Чехов.

    Значение слова Анафема в словаре Синонимов

    проклятие, херем, отлучение

    Значение слова Анафема в словаре Энциклопедии

    (греч. anathema), в христианстве церковное проклятье, отлучение от церкви.

    Значение слова Анафема в словаре Синонимов 2

    сущпроклятие

    Значение слова Анафема в словаре Синонимы 4

    отлучение, проклятие, херем

    Значение слова Анафема в словаре Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализня

    ана́фема,
    ана́фемы,
    ана́фемы,
    ана́фем,
    ана́феме,
    ана́фемам,
    ана́фему,
    ана́фемы,
    ана́фемой,
    ана́фемою,
    ана́фемами,
    ана́феме,
    ана́фемах

    Значение слова Анафема в словаре Словарь иностранных слов

    ы, ж.

    1. Церковное проклятие, сопровождающееся отлучением от церкви.

    2.перен. Проклятие. Предать кого-нибудь анафеме.

    3.устар.разг. В функции междометного восклицания. А.! Опять ничего не вышло!

    Анафема Льву Толстому

    Таня Карацуба Сеид-Бурхан

    Верите ли вы в Бога? Если верите, то почему почитаете писателя Льва Толстого? Синод русской православной церкви проклял и предал Анафеме Льва Толстого. И с тех пор Анафему никто НЕ отменял. Да и невозможно отменить Анафему. Это проклятие ложится навечно. Верующие в Бога, — спросите себя, — вы за Бога или за педофила и гомосексуалиста "зеркала русской революции"? Все, кто сегодня почитает писателя Льва Толстого, идут против воли и мнения русской православной церкви. Двойственность понятий, подмена нравственности на похотливые изыскания, — это кредо "гения русской революции".

    08 июля 2016 года, Средиземноморье

    Меня порадовала активность моих друзей-читателей в обсуждении писателя Льва Толстого. В ответ на многочисленные вопросы пишу следующую статью, где попытаюсь ответить на вопросы.

    Некоторые вопросы меня удивили. Один из них, что якобы Анафема, которой церковный Синод предал Толстого, не повлияла на Толстого, и прошла тихо и незаметно. Отнюдь! Заметно. И не тихо. Анафеме педофила Толстого пытались предать еще при Александре 3. Но как могут захватчики власти в России вступать в войну с теми, на ком держался их режим.

    "Ряд церковных иерархов ещё с конца 1880-х годов обращались к Синоду и к императору Александру III с призывом наказать Льва Толстого и отлучить его от Церкви, однако император отвечал, что «не желает прибавлять к славе Толстого мученического венца». После смерти Александра III (1894) аналогичные призывы стал получать Николай II."
    Предание Анафеме Льва Толстого это была еще и политическая акция.

    "Издатель и редактор церковного журнала «Миссионерское обозрение» В. М. Скворцов возбудил вопрос о «толстовщине» на 3-м всероссийском миссионерском съезде в 1897 году в Казани. Скворцов писал: «По исследовании еретических мудрований гр. Толстого, разбросанных во многих его религиозных трактатах <…>, съезд специалистов миссионерства уже тогда признал толстовское религиозное движение оформившеюся религиозно-социальною сектою, крайне вредною не только в церковном, но и в политическом отношении»."

    Л.Толстой не только занимался сам растлением всех и вся, но и пропагандировал это довольно широко. Его единомышленники часто собирались у него в доме. И не просто обсуждали "великие мысли" гомосексуалиста и педофила, но и обозначали это своими действиями. В конце-концов народ восстал. Интеллегенция называла сходки у Л. Толстого — сектой.

    "Когда зимою 1899 года граф серьёзно заболел, Святейший Синод издал секретный циркуляр, в котором признавалось, что тот решительно отпал от общения с Церковью и, по церковным канонам, не может быть в случае смерти погребён по православному обряду".  Википедия.

    Дошло до того, что готовились антиправительственные демонстрации против бездействия правительства в отношении растлителя.  Даже лояльный к Л.Толстому интернет не смог утаить этого. Правда кое-как перевернули, чтобы можно было  двояко воспринять. Но, зная в чем суть Анафемы и бунтов, можно понять, что бунтовали против именно бездействия правительства.

    "В опубликованном в 1905 году изложении («извлечении») отчёта Обер-прокурора за 1901 года говорилось: «<…> О фанатизме толстовцев, об их открытых глумлениях над православием, их дерзком кощунстве над святынями, оскорблении религиозных чувств православных сообщают преосвященные всех епархий, заражённых толстовством. Эта секта требует и от пастырей церкви, и от гражданской власти неослабной бдительности, тем более, что её воззрения начинают становиться в последнее время не только достоянием народной православной массы, но и подчинять себе последователей всех других сектантских лжеучений.»

    К началу XX века Обер-прокурор Святейшего Синода Победоносцев, ранее считавший отлучение необходимым, стал противником такого шага, полагая, что в складывающейся внутриполитической ситуации такой акт будет воспринят как правительственная демонстрация, а не как давно ожидаемая верующими мера церковного воздействия.

    Обращаюсь к читателям! Вы понимаете, что даже при полном покровительстве захватчиков власти в России, я имею ввиду всяких "царей", не имеющих право на Престол Российский, народ требовал МЕРЫ ЦЕРКОВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ. Если бы этой меры не произошло, то народ пошел бы громить церкви. Причем "требования" народа были многолетние, терпение народа могло разразиться выбросом гнева против деспотов-царей, покрывающих развратников, секту Толстого.  Надо не забывать, что Толстой был графом. И не так-то легко было с ним справиться. Титул защищал его.

    Несмотря на сопротивление царя Николая 2, — Синоду удалось принять решение об отлучении графа Л.Толстого от церкви, и придания его имени Анафеме.

    "Как и все определения Синода, решение по Толстому предварительно докладывалось обер-прокурором императору; из опубликованного после революции письма Победоносцева от 25 февраля (воскресенье) 1901 года императору Николаю II явствует, что по опубликовании (в тот день) синодального определения Победоносцев получил выговор от царя, ввиду чего просил у него в письме прощения за то, что «не испросил согласия Вашего Величества на самую редакциюпослания синода». Победоносцев далее в письме писал Николаю II: «Но что это действие синода произошло без ведома Вашего Величества, в том смею обратиться к памяти Вашего Величества. Для того главным образом я и испрашивал разрешение представляться Вашему Величеству в прошлую пятницу, чтобы доложить о сем предположении синода и объяснить его. Я докладывал, что синод вынужден к сему смутою, происходящею в народе, и многочисленными просьбами о том, чтобы высшая церковная власть сказала своё слово; что послание составляется в кротком и примирительном духе, о чём прилагается забота.

    Кого Церковь предает анафеме и за что?

    <…>».

    толстой анафема проклятие скан2(смотрите на сайте Кара Даг РУпор)

    Замечу, что Обер-прокурор сделал все возможное, чтобы смягчить определение Синода, отданное в опубликование.

    Вчитайтесь в строки. Будет ли простой народ, который якобы и читать-то не умел, грамоты не знал, вдруг возбуждаться смутою?  Что? Записки писателя Толстого их подвигали к смуте? Да полноте!  Какие такие высказывания обсуждали в народе?

    Народ обсуждал гнилого графа, который открыто растлевал их детей и баб, а не революционные высказывания писателя.

    Синод все же обошел мнение "царя Николашки". Предал Анафеме графа. Впервые! Граф был предан Анафеме. Неважно даже имя графа. Важен титул. Под давлением бунтов народных масс Синод вынужден был посягнуть и противостоять воле "царя Николая 2".

    толстой анафема проклятие скан3

    По всему миру трубили об отлучении графа Толстого от церкви. По всему миру предавали графа Толстого проклятию. Все люди должны были знать, что церковный народ ПРОКЛЯЛ графа Толстого.

    И только советская власть, которая зиждилась тогда на Ленине, — плевала на Анафему и на мнение народа. Развраты и растления были визитной карточкой Революции Большевиков.

    Синод русской православной церкви предал позору графа Льва Толстого.  Почему сегодня православный мир не помнит Анафему графу?  Верящие в Бога разве могут сегодня восхвалять писателя Льва Толстого?

    Идти против решения Синода, это значит брать проклятие, предназначенное педофилу, на себя. Идти против проклятия Синода православной церкви, это значит идти против Бога.  Люди, решите для себя: вы за Бога или за педофилию? Вы за Бога или за гомосексуалистов?

    Не бывает в одном стакане чистой воды и говна. Все станет говном по закону природы.

    © Copyright: Таня Карацуба Сеид-Бурхан, 2016
    Свидетельство о публикации №216070900804

    Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

    Другие произведения автора Таня Карацуба Сеид-Бурхан

    Рецензии

    Написать рецензию

    Другие произведения автора Таня Карацуба Сеид-Бурхан