Санкции против России: причины и характеристика

Экономические санкции, направленные против Российской Федерации, имеют различные корни, структуру, механизмы и цели. Отличительной особенностью данных санкций является их точечная направленность, т.е. ограничения накладываются не на государство в целом, а на отдельных резидентов страны: коммерческие структуры и физические лица.

Причины введения санкций против России

Основные меры

• Вмешательство России в ситуацию на Крымском полуострове в феврале — марте 2014 года;

• Поддержка Россией одностороннего провозглашения независимости Республики Крым;

• Вхождение Республики Крым в состав Российской Федерации, что рассматривается как нарушение территориальной целостности Украины;

• Неисполнение условий Женевской конвенции от 17.04.2014 Секторальные меры

• «Поддержка Москвой ополченцев на востоке Украины»;

• «Не содействие мирному урегулированию конфликта на востоке Украины, а также не содействие обеспечению доступа международных экспертов к месту катастрофы малазийского лайнера».

Инициатором введения санкций с целью международной изоляции России стало руководство США, под сильным давлением которого, рискуя понести огромный экономический ущерб, к санкциям присоединились страны Евросоюза. Санкции также поддержали государства Большой семёрки и некоторые другие страны, являющиеся партнёрами США и ЕС.

В середине марта 2014 г., после того как Россия, вопреки прозвучавшим предупреждениям, признала итоги крымского референдума, поддержала одностороннее провозглашение независимости Республики Крым и приняла её предложение о вхождении в состав России, США и Евросоюз, Австралия, Новая Зеландия и Канада ввели в действие первый пакет санкций. Эти меры предусматривали замораживание активов и введение визовых ограничений для лиц, включённых в специальные списки, а также запрет компаниям стран, наложивших санкции, поддерживать деловые отношения с лицами и организациями, включёнными в списки. Помимо указанных ограничений, было также предпринято сворачивание контактов и сотрудничества с Россией и российскими организациями в различных сферах.

Затем расширение санкций (апрель-май) было связано с обострением ситуации на востоке Украины. Организаторы санкций обвинили Россию в действиях, направленных на подрыв территориальной целостности Украины.

Следующий пакет санкций был связан с катастрофой Boeing 777 в Донецкой области 17 июля 2014 г., причиной которой, по мнению руководства ряда государств, стали действия повстанцев, поддерживаемых Россией.

Таким образом, главной причиной для введения санкций стали действия России в ходе кризиса на Украине: Запад счел, что они угрожают гражданскому миру и территориальной целостности Украины.

Санкционные списки расширялись еще более десяти раз, при этом новыми фигурантами становились преимущественно госкомпании и целые сектора российской экономики. Последний раз ЕС рассширил санкционные списки 16 февраля. Под санкции попали пять граждан России, в том числе певец и депутат Иосиф Кобзон, 14 жителей Востока Украины и девять отрядов ополченцев. 18 февраля Канада ввела санкции против «Роснефти».

В итоге под санкции попали более 150 человек — чиновники, бизнесмены, политики, военные и журналисты. Заморожены активы, запрещены транзакции и выдача долгосрочных кредитов крупнейшим банкам с госучастием: «Сбербанку», ВТБ, «Внешэкономбанку», «Газпромбанку», «Россельхозбанку» и другим. В Россию запрещены поставки оборудования и технологий для разработки нефтяных и газовых месторождений, что, по сути, приостановило модернизацию ТЭК. К официальным запретам присоединились и частные компании. К примеру, ExxonMobil остановила 9 из 10 проектов в России.

Под санкции попали компании и научные институты, связанные с оборонной промышленностью. Приостановлено военное сотрудничество США и ЕС с Россией, в том числе совместные учения, а также наложены ограничения на экспорт и импорт вооружения и продукции оборонной промышленности.

В качестве ответной меры президент Владимир Путин запретил импорт ряда продовольственных товаров из стран, участвующих в санкциях против России.

Если проанализировать отраслевую структуру санкций против России, то можно обнаружить, что они направлены против ключевых, т.е. конкурентоспособных отраслей экономики РФ: нефтяной, газовой, атомной и военной промышленности, а также против российского банковского капитала.

Поскольку огромная доля экспорта России ориентирована на европейский рынок, то на практике введение санкций означает вытеснение российских компаний с европейского рынка.

Векторы налагаемых санкций в нефтяной отрасли:

· Санкции против российских нефтяных компаний и их дочерних предприятий, а также вспомогательных компаний отрасли.

· Запрет на экспорт в Россию технологий нефтедобычи и нефтепереработки.

· Отказ от совместных проектов в нефтяной сфере и инвестирования перспективных проектов.

Векторы налагаемых санкций в газовой отрасли:

· Санкции в отношении российских газовых компаний и их дочерних предприятий, а также вспомогательных компаний отрасли.

· Отказ от совместных проектов в газовой сфере и инвестирования перспективных проектов.

Продвижение крупного бизнеса на внешние рынки чаще всего сопряжено с продвижением банковского капитала на данные рынки. Усиление позиций российского бизнеса на европейском рынке было сопряжено с экспансией российского банковского капитала на рынок Европы, с целью поддержки российских экспортных компаний и участия российского капитала в крупных международных инвестиционных проектах. Финансовые резервы, накопленные РФ, позволили российским государственным и полугосударственным банкам в первые годы после мирового финансового кризиса начать приобретать зарубежные банковские активы и расширять филиальную сеть за рубежом. Тем более что многие банки Европы и мира оказались в затруднительном финансовом положении и охотно продавались.

Локомотивами банковской сферы России стали полугосударственные банки – ОАО «Сбербанк России», ОАО «ВТБ» , ОАО «Газпромбанк» и другие.

Сбербанк России: До настоящего времени сумел освоить рынки 20 стран. Помимо России открыть прямые представительства в Украине, Беларуси, Казахстане, Германии (Мюнхене), Китае и Индии.

Последние новости о санкциях

Приобрел активы в Швейцарии — SLB; Австрии — Volksbank International AG, с филиальной сетью в Венгрии, Боснии и Герцеговине, Хорватии, Румынии, Сербии, Чехии, Словакии, Словении, Украине; Турции – Denizbank, с филиальной сетью в Турции, России, Австрии, Кипре. Является крупнейшим коммерческим банком России и Европы.

Внешторгбанк : Второй крупнейший банк России по размеру активов, работает на финансовом рынке многих стран, имеет представительства в Украине, Беларуси, Армении, Казахстане, Азербайджане, Грузии, Анголе, Великобритании, Сингапуре, ОАЭ, Германии, Франции, Сербии.

Внешэкономбанк: С 2007 года является государственной корпорацией, целью которой является обеспечение и привлечение финансовых средств для реализации крупных инвестиционных проектов, поддержка экспорта и обслуживание внешнего госдолга. Имеет представительства во многих странах, участвовал в финансировании крупных инфраструктурных проектов (строительство завода Ford Sollers, реконструкция аэропорта Пулково, строительство олимпийских объектов в Сочи, поддержка проектов и компаний «Сколково», прочее).

Газпромбанк: Отраслевой банк, третий в России по размеру активов. Участвует в финансировании крупных международных проектов нефтегазовой отрасли как внутри России, так и за её пределами . В частности участвует в проектах строительства газопроводов «Голубой поток», «Ямал-Европа», в развитии ГТС Европы. Также обслуживает компании машиностроительной, химической, атомной и иных отраслей. Представлен в России, Швейцарии, Армении, Беларуси, Китае, Индии, Монголии.

Векторы налагаемых санкций в банковской отрасли:

· Заморозка российских финансовых активов физических и юридических лиц.

· Отключение российских банковских структур от международных платёжных систем.

· Сокращение клиентского портфеля за рубежом.

· Ограничение доступа к инвестиционным проектам.

· Ограничение доступа к внешним заимствованиям .

· Ограничение финансовой свободы российских компаний за рубежом.

· Прочее.

Страны, не поддержавшие санкции против России : Китай, Бразилия, Индия, ЮАР.

Таким образом, все антироссийские санкции можно поделить на две группы: политические и финансово-экономические.

Ответ России на санкции

Российский ответ был асимметричным — 6 августа Владимир Путин подписал указ о введении продовольственного эмбарго — запрета на импорт молока, мяса, рыбы, овощей, фруктов и орехов из стран, которые ввели санкции против России. 20 августа из-под санкций вывели безлактозное молоко, биологически активные добавки, в том числе витамины и спортивное питание, мальков рыбы и семенной материал для картофеля.

В СМИ эмбарго оценили с одной стороны как шанс российских производителей сельхозпродукции (самое распространенное обещание — заполнить полки магазинов качественными и полезными продуктами), с другой как фактор, который приведет к росту цен, поскольку, несмотря на вложения в агропромышленный комплекс, резко увеличить производство продукции, чтобы восполнить импорт (30% свинины, 60% молока и т.д.), производители не могут. Кроме этого, многие публицисты «оживили» забытые с советских времен страхи перед пустыми полками и однообразием ассортимента — так как под запрет попали колбасы, сыры и различные деликатесы. Взволнованным гражданам ответили валом заметок в федеральных СМИ о сыродельнических производствах в Костроме, Якутии и Брянске — где освоили технологию производства сыров по итальянским рецептам. Также появились анекдоты про белорусскую семгу (в Белоруссии много лет перерабатывают норвежскую семгу, ввоз которой запретили в Россию) и «черные схемы» торговли продовольствием, к примеру, ввоз товаров в Россию через страны Таможенного союза.

Рассмотрим основные ответные санкции.

Санкции Статус
Запрет въезда ряду официальных лиц и членам Конгресса США, а также гражданам Канады, ЕС, США, Японии Введено с марта 2014 г. Для Японии с августа 2014 г.
Активизация действий по созданию собственной национальной платежной системы 27 марта 2014 г. Президент Российской Федерации Владимир Путин одобрил создание национальной платёжной системы в России
Запрет на ввоз отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Введено на 1 год с 6 августа 2014 г. Указом № 560
Ограничение государственных закупок товаров лёгкой промышленности у иностранных поставщиков. Данные меры касаются всех государств, за исключением членов Таможенного союза Решение вступает в силу с 1 сентября 2014 г.
Ограничение государственных закупок машин, спецтехники собранных за границей. Введено с 14 июля 2014 г.

6 августа 2014 г. Запрет на ввоз в РФ сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению:

♦ Мясо и пищевые субпродукты и продукты;

♦ Рыба и морепродукты;

♦ Молоко и молочная продукция;

♦ Овощи, съедобные корнеплоды и клубнеплоды;

♦ Фрукты и орехи;

♦ Готовые продукты, включая сыры и творог.

20 августа 2014 г.

Правительство РФ исключило из санкционного списка:

♦ безлактозное молоко;

♦ мальков лосося и форели;

♦ семенной картофель, лук, гибридную сахарную кукурузу;

♦ биологически активные добавки.

Изменения для операторов международных платежных систем (в т.ч. VISA, Mastercard):

♦ Обеспечительные взносы в ЦБ, равные обороту за два дня;

♦ Штрафы за:

— невнесение взноса;

— блокировку банковских карт российских кредитных учреждений в одностороннем порядке.

Избежать внесения взноса можно в случаях:

♦ Локализации процессинга в России

♦ Получения статуса национально значимой платежной системы

Ограничение госзакупок лег промышленности от 11 августа 2014 г. Постановление N 791

"Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд".

В ограничительный список вошли: ткани, текстиль, веревки, сети, верхняя одежда, спецодежда, пуловеры, кардиганы, чулки и носки, белье, меха, кожа, чемоданы, обувь и подметки.

Обход запрета

♦ Возможно только при отсутствии соответствующего производства в странах Таможенного союза.

♦ Необходимо получить заключение в Минпромторге.

14 июля 2014 г. Постановление N 656

"Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

Запрет коснется:

Автомобили чиновников, общественного транспорта, а также коммунальной и строительной спецтехники.

Участие в тендерах

Иностранным производителям придется:

♦ открывать производство в России

♦ поддерживать необходимый уровень локализации производства.

Уровень локализации будет увеличиваться по годам. Сейчас он составляет по разным предприятиям от 30 до 40%, а должен будет дойти до 60-70% к 2018 году.

Какие выводы можно сделать из вышеперечисленного.

«Многое зависит от продолжительности санкций и от новых целенаправленных шагов правительства по стимулированию конкретных секторов экономики.

Пока положение будет неопределенным, думаю, немногие инвесторы и предприниматели станут серьезно вкладываться в развитие производства — скорее займутся схемами по обходу ограничений».

«После введения обоюдных санкций решили сделать акцент на работе с рынками членов СНГ, прежде всего Белоруссии и Казахстана.

Принятие санкций уже негативно сказалось на российской экономике, так как в связи с повышением курса валют стали расти цены на евро- и долларозависимые продукты. Более того, поднимаются цены на товары, которые традиционно торговались в рублевой зоне. Отрицательная динамика фиксируется в течение всего года: резкое увеличение стоимости сырья на сегодняшний день достигло беспрецедентного уровня 16%».

Читайте также:


Какие страны попали под санкции России

Россия, 08 августа – Новости. Россия не скорбит, а отвечает на санкции, введенные против нее, тем самым показывая, что агрессорам не нужно мечтать о капитуляции России. При этом, ответные санкции действительно аккуратные и коснутся только тех отраслей, которым можно легко найти замещение.

В мире сегодня полно сельхозпроизводителей из нейтральных стран, которые в считанные недели заполнят рыночные ниши в России. Взять хоть таких сельскохозяйственных монстров, как Китай, Турция, Бразилия, но если удастся перейти на российских производителей, то это будет огромный успех.

Основная проблема сейчас – в отлаживании продаж и закупок, в маленьких партиях наших производителей и в несоответствии стандартам. Наши продукты могут быть намного лучше стандарта, но несоответствие ему создает трудности для торговли.

Есть и угроза роста цен: торговцы могут воспользоваться психологической напряженностью. Тем более, что у населения еще сильны страхи связанные с памятью советских пустых полок.

Поэтому нужно понимать, что истерика в СМИ, пугающих пустыми полками и ростом цен, – это сознательная политика оппозиции по возбуждению недовольства властями. Посмотрите сейчас внимательно поименно, кто сейчас против ответных российских санкций: эти люди будут поддерживать российский Майдан.

Страны, которые больше всего пострадают от российских санкций:

1. Польша. 2 . Литва. 3. Латвия. 4. Эстония. 5. Германия. 6. Франция. 7. Австралия. 8. США. 9. Финляндия. 10. Испания. 11. Швеция. 12. Италия. 13. Дания. 14. Нидерланды. 15. Румыния. 16. Чехия. Непонятна ситуация с Венгрией, Австрией, Словакией.

Страны, которые выиграют:

1. Россия. 2. Турция. 3. Белоруссия. 4. Китай. 5. Казахстан – это самые главные бенефициары. Кроме этого: 6. Греция. 7. Болгария. 8. Азербайджан. 9. Грузия. 10. Вьетнам. 11. Бразилия. 12. Аргентина. 13. Египет. 14. Армения. 15. Абхазия. Возможно, еще какие-то страны ЕС, типа Италии, заявят о своей особой позиции, как Греция, и перейдут из пострадавших в бенефициары.

Основные цели путинских антисанкций

1. Наказать те страны, которые в русофобском угаре ввели несправедливые санкции против России.

2. Предупредить, блокировать новые возможные санкции против России.

Санкции и антисанкции

Теперь местный бизнес будет выступать более энергично против возможных новых антироссийских санкций.

3. Стимулировать собственное сельхозпроизводство.

4. Наградить те страны, которые не вводят антироссийских санкций, ведь их бизнес займет те ниши, из которых выпадают санкционные страны.

5. Переориентировать российскую торговлю на своего производителя.

6. Показать, что Россия не сдается.

Читайте также:

Санкции против России: причины и характеристика

Экономические санкции, направленные против Российской Федерации, имеют различные корни, структуру, механизмы и цели. Отличительной особенностью данных санкций является их точечная направленность, т.е. ограничения накладываются не на государство в целом, а на отдельных резидентов страны: коммерческие структуры и физические лица.

Причины введения санкций против России

Основные меры

• Вмешательство России в ситуацию на Крымском полуострове в феврале — марте 2014 года;

• Поддержка Россией одностороннего провозглашения независимости Республики Крым;

• Вхождение Республики Крым в состав Российской Федерации, что рассматривается как нарушение территориальной целостности Украины;

• Неисполнение условий Женевской конвенции от 17.04.2014 Секторальные меры

• «Поддержка Москвой ополченцев на востоке Украины»;

• «Не содействие мирному урегулированию конфликта на востоке Украины, а также не содействие обеспечению доступа международных экспертов к месту катастрофы малазийского лайнера».

Инициатором введения санкций с целью международной изоляции России стало руководство США, под сильным давлением которого, рискуя понести огромный экономический ущерб, к санкциям присоединились страны Евросоюза. Санкции также поддержали государства Большой семёрки и некоторые другие страны, являющиеся партнёрами США и ЕС.

В середине марта 2014 г., после того как Россия, вопреки прозвучавшим предупреждениям, признала итоги крымского референдума, поддержала одностороннее провозглашение независимости Республики Крым и приняла её предложение о вхождении в состав России, США и Евросоюз, Австралия, Новая Зеландия и Канада ввели в действие первый пакет санкций. Эти меры предусматривали замораживание активов и введение визовых ограничений для лиц, включённых в специальные списки, а также запрет компаниям стран, наложивших санкции, поддерживать деловые отношения с лицами и организациями, включёнными в списки. Помимо указанных ограничений, было также предпринято сворачивание контактов и сотрудничества с Россией и российскими организациями в различных сферах.

Затем расширение санкций (апрель-май) было связано с обострением ситуации на востоке Украины. Организаторы санкций обвинили Россию в действиях, направленных на подрыв территориальной целостности Украины.

Следующий пакет санкций был связан с катастрофой Boeing 777 в Донецкой области 17 июля 2014 г., причиной которой, по мнению руководства ряда государств, стали действия повстанцев, поддерживаемых Россией.

Таким образом, главной причиной для введения санкций стали действия России в ходе кризиса на Украине: Запад счел, что они угрожают гражданскому миру и территориальной целостности Украины.

Санкционные списки расширялись еще более десяти раз, при этом новыми фигурантами становились преимущественно госкомпании и целые сектора российской экономики. Последний раз ЕС рассширил санкционные списки 16 февраля. Под санкции попали пять граждан России, в том числе певец и депутат Иосиф Кобзон, 14 жителей Востока Украины и девять отрядов ополченцев. 18 февраля Канада ввела санкции против «Роснефти».

В итоге под санкции попали более 150 человек — чиновники, бизнесмены, политики, военные и журналисты. Заморожены активы, запрещены транзакции и выдача долгосрочных кредитов крупнейшим банкам с госучастием: «Сбербанку», ВТБ, «Внешэкономбанку», «Газпромбанку», «Россельхозбанку» и другим. В Россию запрещены поставки оборудования и технологий для разработки нефтяных и газовых месторождений, что, по сути, приостановило модернизацию ТЭК. К официальным запретам присоединились и частные компании. К примеру, ExxonMobil остановила 9 из 10 проектов в России.

Под санкции попали компании и научные институты, связанные с оборонной промышленностью. Приостановлено военное сотрудничество США и ЕС с Россией, в том числе совместные учения, а также наложены ограничения на экспорт и импорт вооружения и продукции оборонной промышленности.

В качестве ответной меры президент Владимир Путин запретил импорт ряда продовольственных товаров из стран, участвующих в санкциях против России.

Если проанализировать отраслевую структуру санкций против России, то можно обнаружить, что они направлены против ключевых, т.е. конкурентоспособных отраслей экономики РФ: нефтяной, газовой, атомной и военной промышленности, а также против российского банковского капитала.

Поскольку огромная доля экспорта России ориентирована на европейский рынок, то на практике введение санкций означает вытеснение российских компаний с европейского рынка.

Векторы налагаемых санкций в нефтяной отрасли:

· Санкции против российских нефтяных компаний и их дочерних предприятий, а также вспомогательных компаний отрасли.

· Запрет на экспорт в Россию технологий нефтедобычи и нефтепереработки.

· Отказ от совместных проектов в нефтяной сфере и инвестирования перспективных проектов.

Векторы налагаемых санкций в газовой отрасли:

· Санкции в отношении российских газовых компаний и их дочерних предприятий, а также вспомогательных компаний отрасли.

· Отказ от совместных проектов в газовой сфере и инвестирования перспективных проектов.

Продвижение крупного бизнеса на внешние рынки чаще всего сопряжено с продвижением банковского капитала на данные рынки. Усиление позиций российского бизнеса на европейском рынке было сопряжено с экспансией российского банковского капитала на рынок Европы, с целью поддержки российских экспортных компаний и участия российского капитала в крупных международных инвестиционных проектах. Финансовые резервы, накопленные РФ, позволили российским государственным и полугосударственным банкам в первые годы после мирового финансового кризиса начать приобретать зарубежные банковские активы и расширять филиальную сеть за рубежом. Тем более что многие банки Европы и мира оказались в затруднительном финансовом положении и охотно продавались.

Локомотивами банковской сферы России стали полугосударственные банки – ОАО «Сбербанк России», ОАО «ВТБ» , ОАО «Газпромбанк» и другие.

Сбербанк России: До настоящего времени сумел освоить рынки 20 стран. Помимо России открыть прямые представительства в Украине, Беларуси, Казахстане, Германии (Мюнхене), Китае и Индии. Приобрел активы в Швейцарии — SLB; Австрии — Volksbank International AG, с филиальной сетью в Венгрии, Боснии и Герцеговине, Хорватии, Румынии, Сербии, Чехии, Словакии, Словении, Украине; Турции – Denizbank, с филиальной сетью в Турции, России, Австрии, Кипре. Является крупнейшим коммерческим банком России и Европы.

Внешторгбанк : Второй крупнейший банк России по размеру активов, работает на финансовом рынке многих стран, имеет представительства в Украине, Беларуси, Армении, Казахстане, Азербайджане, Грузии, Анголе, Великобритании, Сингапуре, ОАЭ, Германии, Франции, Сербии.

Внешэкономбанк: С 2007 года является государственной корпорацией, целью которой является обеспечение и привлечение финансовых средств для реализации крупных инвестиционных проектов, поддержка экспорта и обслуживание внешнего госдолга. Имеет представительства во многих странах, участвовал в финансировании крупных инфраструктурных проектов (строительство завода Ford Sollers, реконструкция аэропорта Пулково, строительство олимпийских объектов в Сочи, поддержка проектов и компаний «Сколково», прочее).

Газпромбанк: Отраслевой банк, третий в России по размеру активов. Участвует в финансировании крупных международных проектов нефтегазовой отрасли как внутри России, так и за её пределами . В частности участвует в проектах строительства газопроводов «Голубой поток», «Ямал-Европа», в развитии ГТС Европы. Также обслуживает компании машиностроительной, химической, атомной и иных отраслей. Представлен в России, Швейцарии, Армении, Беларуси, Китае, Индии, Монголии.

Векторы налагаемых санкций в банковской отрасли:

· Заморозка российских финансовых активов физических и юридических лиц.

· Отключение российских банковских структур от международных платёжных систем.

· Сокращение клиентского портфеля за рубежом.

· Ограничение доступа к инвестиционным проектам.

· Ограничение доступа к внешним заимствованиям .

· Ограничение финансовой свободы российских компаний за рубежом.

· Прочее.

Страны, не поддержавшие санкции против России : Китай, Бразилия, Индия, ЮАР.

Таким образом, все антироссийские санкции можно поделить на две группы: политические и финансово-экономические.

Ответ России на санкции

Российский ответ был асимметричным — 6 августа Владимир Путин подписал указ о введении продовольственного эмбарго — запрета на импорт молока, мяса, рыбы, овощей, фруктов и орехов из стран, которые ввели санкции против России. 20 августа из-под санкций вывели безлактозное молоко, биологически активные добавки, в том числе витамины и спортивное питание, мальков рыбы и семенной материал для картофеля.

В СМИ эмбарго оценили с одной стороны как шанс российских производителей сельхозпродукции (самое распространенное обещание — заполнить полки магазинов качественными и полезными продуктами), с другой как фактор, который приведет к росту цен, поскольку, несмотря на вложения в агропромышленный комплекс, резко увеличить производство продукции, чтобы восполнить импорт (30% свинины, 60% молока и т.д.), производители не могут. Кроме этого, многие публицисты «оживили» забытые с советских времен страхи перед пустыми полками и однообразием ассортимента — так как под запрет попали колбасы, сыры и различные деликатесы. Взволнованным гражданам ответили валом заметок в федеральных СМИ о сыродельнических производствах в Костроме, Якутии и Брянске — где освоили технологию производства сыров по итальянским рецептам. Также появились анекдоты про белорусскую семгу (в Белоруссии много лет перерабатывают норвежскую семгу, ввоз которой запретили в Россию) и «черные схемы» торговли продовольствием, к примеру, ввоз товаров в Россию через страны Таможенного союза.

Рассмотрим основные ответные санкции.

Санкции Статус
Запрет въезда ряду официальных лиц и членам Конгресса США, а также гражданам Канады, ЕС, США, Японии Введено с марта 2014 г. Для Японии с августа 2014 г.

Санкции в связи с украинскими событиями 2014 года

Активизация действий по созданию собственной национальной платежной системы 27 марта 2014 г. Президент Российской Федерации Владимир Путин одобрил создание национальной платёжной системы в России
Запрет на ввоз отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Введено на 1 год с 6 августа 2014 г. Указом № 560
Ограничение государственных закупок товаров лёгкой промышленности у иностранных поставщиков. Данные меры касаются всех государств, за исключением членов Таможенного союза Решение вступает в силу с 1 сентября 2014 г.
Ограничение государственных закупок машин, спецтехники собранных за границей. Введено с 14 июля 2014 г.

6 августа 2014 г. Запрет на ввоз в РФ сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению:

♦ Мясо и пищевые субпродукты и продукты;

♦ Рыба и морепродукты;

♦ Молоко и молочная продукция;

♦ Овощи, съедобные корнеплоды и клубнеплоды;

♦ Фрукты и орехи;

♦ Готовые продукты, включая сыры и творог.

20 августа 2014 г.

Правительство РФ исключило из санкционного списка:

♦ безлактозное молоко;

♦ мальков лосося и форели;

♦ семенной картофель, лук, гибридную сахарную кукурузу;

♦ биологически активные добавки.

Изменения для операторов международных платежных систем (в т.ч. VISA, Mastercard):

♦ Обеспечительные взносы в ЦБ, равные обороту за два дня;

♦ Штрафы за:

— невнесение взноса;

— блокировку банковских карт российских кредитных учреждений в одностороннем порядке.

Избежать внесения взноса можно в случаях:

♦ Локализации процессинга в России

♦ Получения статуса национально значимой платежной системы

Ограничение госзакупок лег промышленности от 11 августа 2014 г. Постановление N 791

"Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд".

В ограничительный список вошли: ткани, текстиль, веревки, сети, верхняя одежда, спецодежда, пуловеры, кардиганы, чулки и носки, белье, меха, кожа, чемоданы, обувь и подметки.

Обход запрета

♦ Возможно только при отсутствии соответствующего производства в странах Таможенного союза.

♦ Необходимо получить заключение в Минпромторге.

14 июля 2014 г. Постановление N 656

"Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

Запрет коснется:

Автомобили чиновников, общественного транспорта, а также коммунальной и строительной спецтехники.

Участие в тендерах

Иностранным производителям придется:

♦ открывать производство в России

♦ поддерживать необходимый уровень локализации производства.

Уровень локализации будет увеличиваться по годам. Сейчас он составляет по разным предприятиям от 30 до 40%, а должен будет дойти до 60-70% к 2018 году.

Какие выводы можно сделать из вышеперечисленного.

«Многое зависит от продолжительности санкций и от новых целенаправленных шагов правительства по стимулированию конкретных секторов экономики.

Пока положение будет неопределенным, думаю, немногие инвесторы и предприниматели станут серьезно вкладываться в развитие производства — скорее займутся схемами по обходу ограничений».

«После введения обоюдных санкций решили сделать акцент на работе с рынками членов СНГ, прежде всего Белоруссии и Казахстана.

Принятие санкций уже негативно сказалось на российской экономике, так как в связи с повышением курса валют стали расти цены на евро- и долларозависимые продукты. Более того, поднимаются цены на товары, которые традиционно торговались в рублевой зоне. Отрицательная динамика фиксируется в течение всего года: резкое увеличение стоимости сырья на сегодняшний день достигло беспрецедентного уровня 16%».

Читайте также:


Санкции против России: причины и характеристика

Экономические санкции, направленные против Российской Федерации, имеют различные корни, структуру, механизмы и цели. Отличительной особенностью данных санкций является их точечная направленность, т.е. ограничения накладываются не на государство в целом, а на отдельных резидентов страны: коммерческие структуры и физические лица.

Причины введения санкций против России

Основные меры

• Вмешательство России в ситуацию на Крымском полуострове в феврале — марте 2014 года;

• Поддержка Россией одностороннего провозглашения независимости Республики Крым;

• Вхождение Республики Крым в состав Российской Федерации, что рассматривается как нарушение территориальной целостности Украины;

• Неисполнение условий Женевской конвенции от 17.04.2014 Секторальные меры

• «Поддержка Москвой ополченцев на востоке Украины»;

• «Не содействие мирному урегулированию конфликта на востоке Украины, а также не содействие обеспечению доступа международных экспертов к месту катастрофы малазийского лайнера».

Инициатором введения санкций с целью международной изоляции России стало руководство США, под сильным давлением которого, рискуя понести огромный экономический ущерб, к санкциям присоединились страны Евросоюза. Санкции также поддержали государства Большой семёрки и некоторые другие страны, являющиеся партнёрами США и ЕС.

В середине марта 2014 г., после того как Россия, вопреки прозвучавшим предупреждениям, признала итоги крымского референдума, поддержала одностороннее провозглашение независимости Республики Крым и приняла её предложение о вхождении в состав России, США и Евросоюз, Австралия, Новая Зеландия и Канада ввели в действие первый пакет санкций. Эти меры предусматривали замораживание активов и введение визовых ограничений для лиц, включённых в специальные списки, а также запрет компаниям стран, наложивших санкции, поддерживать деловые отношения с лицами и организациями, включёнными в списки. Помимо указанных ограничений, было также предпринято сворачивание контактов и сотрудничества с Россией и российскими организациями в различных сферах.

Затем расширение санкций (апрель-май) было связано с обострением ситуации на востоке Украины. Организаторы санкций обвинили Россию в действиях, направленных на подрыв территориальной целостности Украины.

Следующий пакет санкций был связан с катастрофой Boeing 777 в Донецкой области 17 июля 2014 г., причиной которой, по мнению руководства ряда государств, стали действия повстанцев, поддерживаемых Россией.

Таким образом, главной причиной для введения санкций стали действия России в ходе кризиса на Украине: Запад счел, что они угрожают гражданскому миру и территориальной целостности Украины.

Санкционные списки расширялись еще более десяти раз, при этом новыми фигурантами становились преимущественно госкомпании и целые сектора российской экономики. Последний раз ЕС рассширил санкционные списки 16 февраля.

Санкции против России в 2018 году: список

Под санкции попали пять граждан России, в том числе певец и депутат Иосиф Кобзон, 14 жителей Востока Украины и девять отрядов ополченцев. 18 февраля Канада ввела санкции против «Роснефти».

В итоге под санкции попали более 150 человек — чиновники, бизнесмены, политики, военные и журналисты. Заморожены активы, запрещены транзакции и выдача долгосрочных кредитов крупнейшим банкам с госучастием: «Сбербанку», ВТБ, «Внешэкономбанку», «Газпромбанку», «Россельхозбанку» и другим. В Россию запрещены поставки оборудования и технологий для разработки нефтяных и газовых месторождений, что, по сути, приостановило модернизацию ТЭК. К официальным запретам присоединились и частные компании. К примеру, ExxonMobil остановила 9 из 10 проектов в России.

Под санкции попали компании и научные институты, связанные с оборонной промышленностью. Приостановлено военное сотрудничество США и ЕС с Россией, в том числе совместные учения, а также наложены ограничения на экспорт и импорт вооружения и продукции оборонной промышленности.

В качестве ответной меры президент Владимир Путин запретил импорт ряда продовольственных товаров из стран, участвующих в санкциях против России.

Если проанализировать отраслевую структуру санкций против России, то можно обнаружить, что они направлены против ключевых, т.е. конкурентоспособных отраслей экономики РФ: нефтяной, газовой, атомной и военной промышленности, а также против российского банковского капитала.

Поскольку огромная доля экспорта России ориентирована на европейский рынок, то на практике введение санкций означает вытеснение российских компаний с европейского рынка.

Векторы налагаемых санкций в нефтяной отрасли:

· Санкции против российских нефтяных компаний и их дочерних предприятий, а также вспомогательных компаний отрасли.

· Запрет на экспорт в Россию технологий нефтедобычи и нефтепереработки.

· Отказ от совместных проектов в нефтяной сфере и инвестирования перспективных проектов.

Векторы налагаемых санкций в газовой отрасли:

· Санкции в отношении российских газовых компаний и их дочерних предприятий, а также вспомогательных компаний отрасли.

· Отказ от совместных проектов в газовой сфере и инвестирования перспективных проектов.

Продвижение крупного бизнеса на внешние рынки чаще всего сопряжено с продвижением банковского капитала на данные рынки. Усиление позиций российского бизнеса на европейском рынке было сопряжено с экспансией российского банковского капитала на рынок Европы, с целью поддержки российских экспортных компаний и участия российского капитала в крупных международных инвестиционных проектах. Финансовые резервы, накопленные РФ, позволили российским государственным и полугосударственным банкам в первые годы после мирового финансового кризиса начать приобретать зарубежные банковские активы и расширять филиальную сеть за рубежом. Тем более что многие банки Европы и мира оказались в затруднительном финансовом положении и охотно продавались.

Локомотивами банковской сферы России стали полугосударственные банки – ОАО «Сбербанк России», ОАО «ВТБ» , ОАО «Газпромбанк» и другие.

Сбербанк России: До настоящего времени сумел освоить рынки 20 стран. Помимо России открыть прямые представительства в Украине, Беларуси, Казахстане, Германии (Мюнхене), Китае и Индии. Приобрел активы в Швейцарии — SLB; Австрии — Volksbank International AG, с филиальной сетью в Венгрии, Боснии и Герцеговине, Хорватии, Румынии, Сербии, Чехии, Словакии, Словении, Украине; Турции – Denizbank, с филиальной сетью в Турции, России, Австрии, Кипре. Является крупнейшим коммерческим банком России и Европы.

Внешторгбанк : Второй крупнейший банк России по размеру активов, работает на финансовом рынке многих стран, имеет представительства в Украине, Беларуси, Армении, Казахстане, Азербайджане, Грузии, Анголе, Великобритании, Сингапуре, ОАЭ, Германии, Франции, Сербии.

Внешэкономбанк: С 2007 года является государственной корпорацией, целью которой является обеспечение и привлечение финансовых средств для реализации крупных инвестиционных проектов, поддержка экспорта и обслуживание внешнего госдолга. Имеет представительства во многих странах, участвовал в финансировании крупных инфраструктурных проектов (строительство завода Ford Sollers, реконструкция аэропорта Пулково, строительство олимпийских объектов в Сочи, поддержка проектов и компаний «Сколково», прочее).

Газпромбанк: Отраслевой банк, третий в России по размеру активов. Участвует в финансировании крупных международных проектов нефтегазовой отрасли как внутри России, так и за её пределами . В частности участвует в проектах строительства газопроводов «Голубой поток», «Ямал-Европа», в развитии ГТС Европы. Также обслуживает компании машиностроительной, химической, атомной и иных отраслей. Представлен в России, Швейцарии, Армении, Беларуси, Китае, Индии, Монголии.

Векторы налагаемых санкций в банковской отрасли:

· Заморозка российских финансовых активов физических и юридических лиц.

· Отключение российских банковских структур от международных платёжных систем.

· Сокращение клиентского портфеля за рубежом.

· Ограничение доступа к инвестиционным проектам.

· Ограничение доступа к внешним заимствованиям .

· Ограничение финансовой свободы российских компаний за рубежом.

· Прочее.

Страны, не поддержавшие санкции против России : Китай, Бразилия, Индия, ЮАР.

Таким образом, все антироссийские санкции можно поделить на две группы: политические и финансово-экономические.

Ответ России на санкции

Российский ответ был асимметричным — 6 августа Владимир Путин подписал указ о введении продовольственного эмбарго — запрета на импорт молока, мяса, рыбы, овощей, фруктов и орехов из стран, которые ввели санкции против России. 20 августа из-под санкций вывели безлактозное молоко, биологически активные добавки, в том числе витамины и спортивное питание, мальков рыбы и семенной материал для картофеля.

В СМИ эмбарго оценили с одной стороны как шанс российских производителей сельхозпродукции (самое распространенное обещание — заполнить полки магазинов качественными и полезными продуктами), с другой как фактор, который приведет к росту цен, поскольку, несмотря на вложения в агропромышленный комплекс, резко увеличить производство продукции, чтобы восполнить импорт (30% свинины, 60% молока и т.д.), производители не могут. Кроме этого, многие публицисты «оживили» забытые с советских времен страхи перед пустыми полками и однообразием ассортимента — так как под запрет попали колбасы, сыры и различные деликатесы. Взволнованным гражданам ответили валом заметок в федеральных СМИ о сыродельнических производствах в Костроме, Якутии и Брянске — где освоили технологию производства сыров по итальянским рецептам. Также появились анекдоты про белорусскую семгу (в Белоруссии много лет перерабатывают норвежскую семгу, ввоз которой запретили в Россию) и «черные схемы» торговли продовольствием, к примеру, ввоз товаров в Россию через страны Таможенного союза.

Рассмотрим основные ответные санкции.

Санкции Статус
Запрет въезда ряду официальных лиц и членам Конгресса США, а также гражданам Канады, ЕС, США, Японии Введено с марта 2014 г. Для Японии с августа 2014 г.
Активизация действий по созданию собственной национальной платежной системы 27 марта 2014 г. Президент Российской Федерации Владимир Путин одобрил создание национальной платёжной системы в России
Запрет на ввоз отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Введено на 1 год с 6 августа 2014 г. Указом № 560
Ограничение государственных закупок товаров лёгкой промышленности у иностранных поставщиков. Данные меры касаются всех государств, за исключением членов Таможенного союза Решение вступает в силу с 1 сентября 2014 г.
Ограничение государственных закупок машин, спецтехники собранных за границей. Введено с 14 июля 2014 г.

6 августа 2014 г. Запрет на ввоз в РФ сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению:

♦ Мясо и пищевые субпродукты и продукты;

♦ Рыба и морепродукты;

♦ Молоко и молочная продукция;

♦ Овощи, съедобные корнеплоды и клубнеплоды;

♦ Фрукты и орехи;

♦ Готовые продукты, включая сыры и творог.

20 августа 2014 г.

Правительство РФ исключило из санкционного списка:

♦ безлактозное молоко;

♦ мальков лосося и форели;

♦ семенной картофель, лук, гибридную сахарную кукурузу;

♦ биологически активные добавки.

Изменения для операторов международных платежных систем (в т.ч. VISA, Mastercard):

♦ Обеспечительные взносы в ЦБ, равные обороту за два дня;

♦ Штрафы за:

— невнесение взноса;

— блокировку банковских карт российских кредитных учреждений в одностороннем порядке.

Избежать внесения взноса можно в случаях:

♦ Локализации процессинга в России

♦ Получения статуса национально значимой платежной системы

Ограничение госзакупок лег промышленности от 11 августа 2014 г. Постановление N 791

"Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд".

В ограничительный список вошли: ткани, текстиль, веревки, сети, верхняя одежда, спецодежда, пуловеры, кардиганы, чулки и носки, белье, меха, кожа, чемоданы, обувь и подметки.

Обход запрета

♦ Возможно только при отсутствии соответствующего производства в странах Таможенного союза.

♦ Необходимо получить заключение в Минпромторге.

14 июля 2014 г. Постановление N 656

"Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

Запрет коснется:

Автомобили чиновников, общественного транспорта, а также коммунальной и строительной спецтехники.

Участие в тендерах

Иностранным производителям придется:

♦ открывать производство в России

♦ поддерживать необходимый уровень локализации производства.

Уровень локализации будет увеличиваться по годам. Сейчас он составляет по разным предприятиям от 30 до 40%, а должен будет дойти до 60-70% к 2018 году.

Какие выводы можно сделать из вышеперечисленного.

«Многое зависит от продолжительности санкций и от новых целенаправленных шагов правительства по стимулированию конкретных секторов экономики.

Пока положение будет неопределенным, думаю, немногие инвесторы и предприниматели станут серьезно вкладываться в развитие производства — скорее займутся схемами по обходу ограничений».

«После введения обоюдных санкций решили сделать акцент на работе с рынками членов СНГ, прежде всего Белоруссии и Казахстана.

Принятие санкций уже негативно сказалось на российской экономике, так как в связи с повышением курса валют стали расти цены на евро- и долларозависимые продукты. Более того, поднимаются цены на товары, которые традиционно торговались в рублевой зоне. Отрицательная динамика фиксируется в течение всего года: резкое увеличение стоимости сырья на сегодняшний день достигло беспрецедентного уровня 16%».

Читайте также:


Порядок наложения санкций за нарушение налогового законодательства

I.

Санкции против России. Список

Возбуждение дела о нарушении налогового законодательства. С данной стадии начинается процесс наложения налоговых санкций.

Особенности налогового процесса отнюдь не освобождают финансовые органы от необходимости соблюдать общие для всех отраслей права принципы и положения.

При обнаружении признаков одного из финансовых проступков государственный налоговый инспектор прежде всего должен убедиться в отсутствии обстоятельств, исключающих производство по делу.

Такими обстоятельствами являются следующие.

  1. Отсутствие события налогового проступка. Например, нотариус ведет учет своих доходов и расходов в произвольной форме, но такое ведение учета не является правонарушением. Или в ходе проверки предприятия налоговый инспектор установил занижение прибыли, однако при перепроверке оказалось, что занижение прибыли не имело места, все дело в арифметической ошибке проверяющего.
  2. Отсутствие состава налогового правонарушения. Например, если банк задержал исполнение поручения налогоплательщика на перечисление налогов, но не использовал эти суммы в качестве кредитных ресурсов, то в такой ситуации имеет место отсутствие объективной стороны налогового правонарушения.
  3. Недостижение лицом на момент совершения правонарушения необходимого возраста. Таковым признается возраст 16 лет: согласно ГК РФ предпринимательской деятельностью могут заниматься лица, достигшие 16 лет, с этого же возраста можно заключать трудовой договор и т.п.
  4. Невменяемость лица, т.е. неспособность отдавать отчет в своих действиях или руководить ими вследствие хронической душевной болезни или иного болезненного состояния. Учитывая события и социальные потрясения последних лет, в результате которых существенно пополнилось число пациентов психоневрологических диспансеров, работникам налоговых органов следует для подстраховки убедиться, что тот или иной руководитель не состоит на учете у психиатра.
  5. Наличие по этому же факту постановлений о наложении налоговой санкции или привлечении по данному делу к уголовной ответственности. Это имеет особую актуальность в связи с тем, что подведомственность налоговых дел тем или иным финансовым органам в законе еще до конца не прорисована.
  6. Истечение к моменту рассмотрения дела о нарушении налогового законодательства сроков давности наложения санкций. Срок давности по претензиям, которые предъявляются к физическим лицам по взысканию налогов в бюджет, составляет три года.

Бесспорный порядок взыскания недоимок по налогам с юридических лиц может быть применен также в течение трех лет с момента образования недоимки. В других же случаях следует руководствоваться ст. 4.5 КоАП, где определен двухмесячный срок с момента совершения проступка, а при длящемся проступке — два месяца со дня его обнаружения, спустя который наложение санкций за налоговое правонарушение уже нельзя признать правомерным. К длящимся проступкам относится, например, отсутствие бухгалтерского учета на предприятии или уклонение гражданина от государственной регистрации в качестве предпринимателя.

Убедившись в отсутствии обстоятельств, исключающих производство по делу о нарушении налогового законодательства, налоговый инспектор в обязательном порядке составляет протокол. В протоколе указываются следующие данные:

  • дата и место его составления;
  • должность, фамилия, имя и отчество лица, составившего протокол;
  • сведения о личности нарушителя;
  • место, время совершения и существо правонарушения;
  • нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение;
  • фамилии, адреса свидетелей, если они имеются;
  • иные сведения, необходимые для разрешения дела. Протокол подписывается лицом, его составившим, и лицом, совершившим правонарушение. При наличии свидетелей протокол может быть подписан также и ими.

При составлении протокола нарушителю должны быть разъяснены его права и обязанности, а именно то, что он вправе:

  1. знакомиться с материалами дела;
  2. давать объяснения;
  3. представлять доказательства своей невиновности;
  4. заявлять ходатайства и отводы;
  5. при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката;
  6. выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика;
  7. обжаловать решение по делу о своем правонарушении.

Дела предприятий-недоимщиков начинаются либо с проверки сигналов, поступивших в устной или письменной форме, о нарушении налогового законодательства (что бывает крайне редко), либо с плановой, выборочной или иной проверки, в ходе которой налоговые правонарушения становятся заметными.

Сбор доказательств ⇒

Вынесение решения по делу о налоговом правонарушении ⇒

Санкции против России: причины и характеристика

Экономические санкции, направленные против Российской Федерации, имеют различные корни, структуру, механизмы и цели. Отличительной особенностью данных санкций является их точечная направленность, т.е. ограничения накладываются не на государство в целом, а на отдельных резидентов страны: коммерческие структуры и физические лица.

Причины введения санкций против России

Основные меры

• Вмешательство России в ситуацию на Крымском полуострове в феврале — марте 2014 года;

• Поддержка Россией одностороннего провозглашения независимости Республики Крым;

• Вхождение Республики Крым в состав Российской Федерации, что рассматривается как нарушение территориальной целостности Украины;

• Неисполнение условий Женевской конвенции от 17.04.2014 Секторальные меры

• «Поддержка Москвой ополченцев на востоке Украины»;

• «Не содействие мирному урегулированию конфликта на востоке Украины, а также не содействие обеспечению доступа международных экспертов к месту катастрофы малазийского лайнера».

Инициатором введения санкций с целью международной изоляции России стало руководство США, под сильным давлением которого, рискуя понести огромный экономический ущерб, к санкциям присоединились страны Евросоюза. Санкции также поддержали государства Большой семёрки и некоторые другие страны, являющиеся партнёрами США и ЕС.

В середине марта 2014 г., после того как Россия, вопреки прозвучавшим предупреждениям, признала итоги крымского референдума, поддержала одностороннее провозглашение независимости Республики Крым и приняла её предложение о вхождении в состав России, США и Евросоюз, Австралия, Новая Зеландия и Канада ввели в действие первый пакет санкций. Эти меры предусматривали замораживание активов и введение визовых ограничений для лиц, включённых в специальные списки, а также запрет компаниям стран, наложивших санкции, поддерживать деловые отношения с лицами и организациями, включёнными в списки. Помимо указанных ограничений, было также предпринято сворачивание контактов и сотрудничества с Россией и российскими организациями в различных сферах.

Затем расширение санкций (апрель-май) было связано с обострением ситуации на востоке Украины. Организаторы санкций обвинили Россию в действиях, направленных на подрыв территориальной целостности Украины.

Следующий пакет санкций был связан с катастрофой Boeing 777 в Донецкой области 17 июля 2014 г., причиной которой, по мнению руководства ряда государств, стали действия повстанцев, поддерживаемых Россией.

Таким образом, главной причиной для введения санкций стали действия России в ходе кризиса на Украине: Запад счел, что они угрожают гражданскому миру и территориальной целостности Украины.

Санкционные списки расширялись еще более десяти раз, при этом новыми фигурантами становились преимущественно госкомпании и целые сектора российской экономики. Последний раз ЕС рассширил санкционные списки 16 февраля. Под санкции попали пять граждан России, в том числе певец и депутат Иосиф Кобзон, 14 жителей Востока Украины и девять отрядов ополченцев. 18 февраля Канада ввела санкции против «Роснефти».

В итоге под санкции попали более 150 человек — чиновники, бизнесмены, политики, военные и журналисты. Заморожены активы, запрещены транзакции и выдача долгосрочных кредитов крупнейшим банкам с госучастием: «Сбербанку», ВТБ, «Внешэкономбанку», «Газпромбанку», «Россельхозбанку» и другим. В Россию запрещены поставки оборудования и технологий для разработки нефтяных и газовых месторождений, что, по сути, приостановило модернизацию ТЭК. К официальным запретам присоединились и частные компании. К примеру, ExxonMobil остановила 9 из 10 проектов в России.

Под санкции попали компании и научные институты, связанные с оборонной промышленностью. Приостановлено военное сотрудничество США и ЕС с Россией, в том числе совместные учения, а также наложены ограничения на экспорт и импорт вооружения и продукции оборонной промышленности.

В качестве ответной меры президент Владимир Путин запретил импорт ряда продовольственных товаров из стран, участвующих в санкциях против России.

Если проанализировать отраслевую структуру санкций против России, то можно обнаружить, что они направлены против ключевых, т.е. конкурентоспособных отраслей экономики РФ: нефтяной, газовой, атомной и военной промышленности, а также против российского банковского капитала.

Поскольку огромная доля экспорта России ориентирована на европейский рынок, то на практике введение санкций означает вытеснение российских компаний с европейского рынка.

Векторы налагаемых санкций в нефтяной отрасли:

· Санкции против российских нефтяных компаний и их дочерних предприятий, а также вспомогательных компаний отрасли.

· Запрет на экспорт в Россию технологий нефтедобычи и нефтепереработки.

· Отказ от совместных проектов в нефтяной сфере и инвестирования перспективных проектов.

Векторы налагаемых санкций в газовой отрасли:

· Санкции в отношении российских газовых компаний и их дочерних предприятий, а также вспомогательных компаний отрасли.

· Отказ от совместных проектов в газовой сфере и инвестирования перспективных проектов.

Продвижение крупного бизнеса на внешние рынки чаще всего сопряжено с продвижением банковского капитала на данные рынки. Усиление позиций российского бизнеса на европейском рынке было сопряжено с экспансией российского банковского капитала на рынок Европы, с целью поддержки российских экспортных компаний и участия российского капитала в крупных международных инвестиционных проектах. Финансовые резервы, накопленные РФ, позволили российским государственным и полугосударственным банкам в первые годы после мирового финансового кризиса начать приобретать зарубежные банковские активы и расширять филиальную сеть за рубежом. Тем более что многие банки Европы и мира оказались в затруднительном финансовом положении и охотно продавались.

Локомотивами банковской сферы России стали полугосударственные банки – ОАО «Сбербанк России», ОАО «ВТБ» , ОАО «Газпромбанк» и другие.

Сбербанк России: До настоящего времени сумел освоить рынки 20 стран. Помимо России открыть прямые представительства в Украине, Беларуси, Казахстане, Германии (Мюнхене), Китае и Индии. Приобрел активы в Швейцарии — SLB; Австрии — Volksbank International AG, с филиальной сетью в Венгрии, Боснии и Герцеговине, Хорватии, Румынии, Сербии, Чехии, Словакии, Словении, Украине; Турции – Denizbank, с филиальной сетью в Турции, России, Австрии, Кипре. Является крупнейшим коммерческим банком России и Европы.

Внешторгбанк : Второй крупнейший банк России по размеру активов, работает на финансовом рынке многих стран, имеет представительства в Украине, Беларуси, Армении, Казахстане, Азербайджане, Грузии, Анголе, Великобритании, Сингапуре, ОАЭ, Германии, Франции, Сербии.

Внешэкономбанк: С 2007 года является государственной корпорацией, целью которой является обеспечение и привлечение финансовых средств для реализации крупных инвестиционных проектов, поддержка экспорта и обслуживание внешнего госдолга. Имеет представительства во многих странах, участвовал в финансировании крупных инфраструктурных проектов (строительство завода Ford Sollers, реконструкция аэропорта Пулково, строительство олимпийских объектов в Сочи, поддержка проектов и компаний «Сколково», прочее).

Газпромбанк: Отраслевой банк, третий в России по размеру активов. Участвует в финансировании крупных международных проектов нефтегазовой отрасли как внутри России, так и за её пределами . В частности участвует в проектах строительства газопроводов «Голубой поток», «Ямал-Европа», в развитии ГТС Европы.

Санкции против России: причины и характеристика

Также обслуживает компании машиностроительной, химической, атомной и иных отраслей. Представлен в России, Швейцарии, Армении, Беларуси, Китае, Индии, Монголии.

Векторы налагаемых санкций в банковской отрасли:

· Заморозка российских финансовых активов физических и юридических лиц.

· Отключение российских банковских структур от международных платёжных систем.

· Сокращение клиентского портфеля за рубежом.

· Ограничение доступа к инвестиционным проектам.

· Ограничение доступа к внешним заимствованиям .

· Ограничение финансовой свободы российских компаний за рубежом.

· Прочее.

Страны, не поддержавшие санкции против России : Китай, Бразилия, Индия, ЮАР.

Таким образом, все антироссийские санкции можно поделить на две группы: политические и финансово-экономические.

Ответ России на санкции

Российский ответ был асимметричным — 6 августа Владимир Путин подписал указ о введении продовольственного эмбарго — запрета на импорт молока, мяса, рыбы, овощей, фруктов и орехов из стран, которые ввели санкции против России. 20 августа из-под санкций вывели безлактозное молоко, биологически активные добавки, в том числе витамины и спортивное питание, мальков рыбы и семенной материал для картофеля.

В СМИ эмбарго оценили с одной стороны как шанс российских производителей сельхозпродукции (самое распространенное обещание — заполнить полки магазинов качественными и полезными продуктами), с другой как фактор, который приведет к росту цен, поскольку, несмотря на вложения в агропромышленный комплекс, резко увеличить производство продукции, чтобы восполнить импорт (30% свинины, 60% молока и т.д.), производители не могут. Кроме этого, многие публицисты «оживили» забытые с советских времен страхи перед пустыми полками и однообразием ассортимента — так как под запрет попали колбасы, сыры и различные деликатесы. Взволнованным гражданам ответили валом заметок в федеральных СМИ о сыродельнических производствах в Костроме, Якутии и Брянске — где освоили технологию производства сыров по итальянским рецептам. Также появились анекдоты про белорусскую семгу (в Белоруссии много лет перерабатывают норвежскую семгу, ввоз которой запретили в Россию) и «черные схемы» торговли продовольствием, к примеру, ввоз товаров в Россию через страны Таможенного союза.

Рассмотрим основные ответные санкции.

Санкции Статус
Запрет въезда ряду официальных лиц и членам Конгресса США, а также гражданам Канады, ЕС, США, Японии Введено с марта 2014 г. Для Японии с августа 2014 г.
Активизация действий по созданию собственной национальной платежной системы 27 марта 2014 г. Президент Российской Федерации Владимир Путин одобрил создание национальной платёжной системы в России
Запрет на ввоз отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Введено на 1 год с 6 августа 2014 г. Указом № 560
Ограничение государственных закупок товаров лёгкой промышленности у иностранных поставщиков. Данные меры касаются всех государств, за исключением членов Таможенного союза Решение вступает в силу с 1 сентября 2014 г.
Ограничение государственных закупок машин, спецтехники собранных за границей. Введено с 14 июля 2014 г.

6 августа 2014 г. Запрет на ввоз в РФ сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению:

♦ Мясо и пищевые субпродукты и продукты;

♦ Рыба и морепродукты;

♦ Молоко и молочная продукция;

♦ Овощи, съедобные корнеплоды и клубнеплоды;

♦ Фрукты и орехи;

♦ Готовые продукты, включая сыры и творог.

20 августа 2014 г.

Правительство РФ исключило из санкционного списка:

♦ безлактозное молоко;

♦ мальков лосося и форели;

♦ семенной картофель, лук, гибридную сахарную кукурузу;

♦ биологически активные добавки.

Изменения для операторов международных платежных систем (в т.ч. VISA, Mastercard):

♦ Обеспечительные взносы в ЦБ, равные обороту за два дня;

♦ Штрафы за:

— невнесение взноса;

— блокировку банковских карт российских кредитных учреждений в одностороннем порядке.

Избежать внесения взноса можно в случаях:

♦ Локализации процессинга в России

♦ Получения статуса национально значимой платежной системы

Ограничение госзакупок лег промышленности от 11 августа 2014 г. Постановление N 791

"Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд".

В ограничительный список вошли: ткани, текстиль, веревки, сети, верхняя одежда, спецодежда, пуловеры, кардиганы, чулки и носки, белье, меха, кожа, чемоданы, обувь и подметки.

Обход запрета

♦ Возможно только при отсутствии соответствующего производства в странах Таможенного союза.

♦ Необходимо получить заключение в Минпромторге.

14 июля 2014 г. Постановление N 656

"Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

Запрет коснется:

Автомобили чиновников, общественного транспорта, а также коммунальной и строительной спецтехники.

Участие в тендерах

Иностранным производителям придется:

♦ открывать производство в России

♦ поддерживать необходимый уровень локализации производства.

Уровень локализации будет увеличиваться по годам. Сейчас он составляет по разным предприятиям от 30 до 40%, а должен будет дойти до 60-70% к 2018 году.

Какие выводы можно сделать из вышеперечисленного.

«Многое зависит от продолжительности санкций и от новых целенаправленных шагов правительства по стимулированию конкретных секторов экономики.

Пока положение будет неопределенным, думаю, немногие инвесторы и предприниматели станут серьезно вкладываться в развитие производства — скорее займутся схемами по обходу ограничений».

«После введения обоюдных санкций решили сделать акцент на работе с рынками членов СНГ, прежде всего Белоруссии и Казахстана.

Принятие санкций уже негативно сказалось на российской экономике, так как в связи с повышением курса валют стали расти цены на евро- и долларозависимые продукты. Более того, поднимаются цены на товары, которые традиционно торговались в рублевой зоне. Отрицательная динамика фиксируется в течение всего года: резкое увеличение стоимости сырья на сегодняшний день достигло беспрецедентного уровня 16%».

Читайте также: