В православном мире монашество, особенно схимники, особенно почитаемы. Схима принимается после посвящения в рясофор, то есть в монахи, которые носят рясу. Слуги Божьи со временем принимают схимничество, в виде малого и великого ангельского образа.

Что такое схима

Структура монашества в Православной Церкви, состоит из трех ступеней:

  • рясофор;
  • малая схима;
  • великая схима.

Схимничество часто сравнивают с ангельским образом. Объяснение такому необычному названию кроется в переводе слова «схима». На греческом языке это обозначение образа, фигуры, вида. Люди, умершие для мирской жизни, преобразуются в бесплотные ангельские схимы или образы.

Также слово «схима» переводится, как сдерживание. Схимники обладают величайшей силой сдерживать себя для греха.

Что значит принятие схимы

Христианина, который решил принять постриг монашества, вначале постригают в рясофорные монахи или иноки. В этом обряде на голове будущего инока выстригается крест, но он при этом не произносит монашеские обеты, и его имя не меняется. Иноки носят рясу, черное одеяние, в котором широкие рукава и наглухо застегнутый воротник. Это символ отречения от внешнего мира, покаяние и плач.

Также инокам разрешено носить камилавку, как символ церковной награды, которая была введена в Православии в 1798 году.

Камилавки (головной убор) у иноков черного цвета, без всяких наметок. По мере продвижения в священнослужении камилавки могут быть фиолетового и белого цвета. Проходит время, инок готовится к принятию великого обета отречения от мира.

По словам святых отцов, принятие пострига в рясофоры сравнивается со вступлением в отряд войска Небесного для изучения боевого искусства, которое так необходимо на ниве битвы Божьей. Новорукоположенный схимник вначале постригается в малую схиму через дачу обетов послушания, целомудрия, при этом ему дается новое имя.

Малосхимник получает и новую одежду:

  • мантия без рукавов, надеваемая поверх рясы;
  • параман — прямоугольная накидка черного цвета, на ней изображен крест и орудия страстей Христовых, которая носится на спине;
  • клобук — головной убор в виде камилавки с наметками;
  • сандалии;
  • четки.

Мантия символизирует готовность выступить на войну, демонстрацией военного парада Войска Небесного.

Великая схима

Великая схима — посвящение жизни Богу при полном отчуждении от мира.

Принимая судьбоносное решение, малосхимники снова дают обет, но уже более строгий, и снова их имя меняется. Трижды меняя имя, схимники приобретают большее количество небесных покровителей, в виде ангелов и святых.

Схиепископами называют схимников, сложивших с себя все управления в епархии.

Узнать великосхимников легко:

  • по особому виду парамана — аналаву;
  • остроконечной шапочке, называемой куколь;
  • поясу;
  • хитону.

Их ноги, как и у малосхимников, обуты в сандалии, а руках всегда присутствуют четки.

История появления схимников

По высказыванию Нила Мироточивого, монахи, принявшие великую схиму, символизируют опытное войско, готовое вступить в бой с сатанинскими силами, чтобы защитить православную землю.

Великосхимники исторически берут свое начало от отшельников, которые уходили в пустыни для усмирения своей плоти. Первые схимники, которые не имели возможности уединиться в пустыне, вступали в обет, вселяясь в одинокую пещеру — отвор, чтобы остаться наедине с Богом. По прошествии времени отворы были отменены.

По историческим данным первые схиномонахи появились в 4 веке, первая схима принадлежит Пахомию Великому.

Что значит "принять схиму"

На Четвертом Вселенском Соборе было установлены правила, согласно которым многочисленные отшельники, живущие в пустынях, могли селиться в монастырских стенах. Они принимали решение жить в затворах вместо отшельничества. Так возникли монахи великосхимники.

В современном православии не употребляют слова «малосхимники». Представители Великой Схимы — монахи, которые стремятся познать неизмеримую высоту и глубины христианства через смирение, молчание, постоянное пребывание перед Богом. Для всего монашеского мира посвящение в великосхиничество является идеалом монашества, через которое достигается стяжание совершенства.

Многие схимники, а среди них было немало прозорливцев, после своей смерти были причислены к лику святых. Самым знаменитыми монастырями, куда к схимникам за советом и благословением, стекается множество народа, были и остаются пустыня Оптина и Спасо-Бородинский монастырь.

Администратор

Не следует путать с термином «схи́зма» (раскол в Церкви).

Запрос «Схимник» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Схи́ма (от др.-греч.

σχῆμα — образ) — торжественная клятва (обет) православныхмонахов соблюдать особо строгие аскетические правила поведения. Схимой называется также монашеское облачение, совокупность одежд монаха[1].

Есть несколько подготовительных степеней православного монашества, но к пострижению в схиму относятся: Малая схима (или мантия) и Великая схима[2]. Если говорят про схиму без уточнения, то имеют в виду именно Великую схиму.

Первоначально оно означало монашеское одеяние. Схимники в раннем Христианстве (III—V века нашей эры) в основном уходили в Египетские пустыни. Некоторые из них, такие как преподобный Пахомий Великий, позднее основывали или присоединялись к уже существующим монастырям. Многие схимники причислены к лику святых[источник не указан 264 дня].

Малая схима

При пострижении[3] в малую схиму (или мантию) постригаемому изменяют имя, и он даёт обеты послушания, нестяжания и целомудрия. Облачение малосхимника состоит из рясы, парамана (особый четырёхугольный плат), клобука, монашеской мантии (другое название — паллий), чёток, особой обуви (сандалии).

Великая схима

Великая схима декларируется как совершеннейшее отчуждение от мира для соединения с Богом. Монах, принявший великую схиму, иначе — великий ангельский образ, называется схимона́хом, или схи́мником. Пострижение инока в великую схиму совершается торжественно и дольше, чем в малую[2].

Схимник даёт особые обеты, при этом ему снова изменяют имя. Притом, следует отметить, инок получает ещё одного святого покровителя (то есть после каждой перемены имени за него перед Богом ходатайствует всё больше святых).

Обеты великой схимы в сущности являются повторением обетов малой схимы, но, вслед за повторением, обязывают к ещё более строгому их соблюдению.

Схима: вид, образ или «схема» ангела

В русских монастырях схимники обычно живут отдельно от другой братии и не занимаются никакими послушаниями, кроме служения литургии и духовничества. Епископы-схимники слагают с себя управление епархией, монахи-священники освобождаются ото всех обязанностей.

Облачение схимника: ряса, аналав (особый параман), куколь (остроконечная шапочка с крестами), мантия, чётки, сандалии, пояс, хитон.

В древности схимонахи жили отшельниками. Не имея возможности поселиться в настоящей пустынной местности вдали от людей, чтобы посвящать все помыслы единому Богу, схимники вместо отшельничества давали обет вселения в затвор — обязательство закрыться в одинокой пещере как в гробу и, тем самым, полностью умереть для мира, оставаясь с единым Богом, — они и стали именоваться монахами великой схимы. Впоследствии затвор перестал быть обязательным обетом для схимонахов.

См. также

Примечания

Литература

CC BY-SA 3.0 wikiredia.ru  

В православном мире монашество, особенно схимники, особенно почитаемы. Схима принимается после посвящения в рясофор, то есть в монахи, которые носят рясу. Слуги Божьи со временем принимают схимничество, в виде малого и великого ангельского образа.

Что такое схима

Структура монашества в Православной Церкви, состоит из трех ступеней:

  • рясофор;
  • малая схима;
  • великая схима.

Схимничество часто сравнивают с ангельским образом. Объяснение такому необычному названию кроется в переводе слова «схима».

Схима — это что? Значение схимы в православии, пострижение в схиму

На греческом языке это обозначение образа, фигуры, вида. Люди, умершие для мирской жизни, преобразуются в бесплотные ангельские схимы или образы.

Также слово «схима» переводится, как сдерживание. Схимники обладают величайшей силой сдерживать себя для греха.

Что значит принятие схимы

Христианина, который решил принять постриг монашества, вначале постригают в рясофорные монахи или иноки. В этом обряде на голове будущего инока выстригается крест, но он при этом не произносит монашеские обеты, и его имя не меняется. Иноки носят рясу, черное одеяние, в котором широкие рукава и наглухо застегнутый воротник. Это символ отречения от внешнего мира, покаяние и плач.

Также инокам разрешено носить камилавку, как символ церковной награды, которая была введена в Православии в 1798 году.

Камилавки (головной убор) у иноков черного цвета, без всяких наметок. По мере продвижения в священнослужении камилавки могут быть фиолетового и белого цвета. Проходит время, инок готовится к принятию великого обета отречения от мира.

По словам святых отцов, принятие пострига в рясофоры сравнивается со вступлением в отряд войска Небесного для изучения боевого искусства, которое так необходимо на ниве битвы Божьей. Новорукоположенный схимник вначале постригается в малую схиму через дачу обетов послушания, целомудрия, при этом ему дается новое имя.

Малосхимник получает и новую одежду:

  • мантия без рукавов, надеваемая поверх рясы;
  • параман — прямоугольная накидка черного цвета, на ней изображен крест и орудия страстей Христовых, которая носится на спине;
  • клобук — головной убор в виде камилавки с наметками;
  • сандалии;
  • четки.

Мантия символизирует готовность выступить на войну, демонстрацией военного парада Войска Небесного.

Великая схима

Великая схима — посвящение жизни Богу при полном отчуждении от мира.

Принимая судьбоносное решение, малосхимники снова дают обет, но уже более строгий, и снова их имя меняется. Трижды меняя имя, схимники приобретают большее количество небесных покровителей, в виде ангелов и святых.

Схиепископами называют схимников, сложивших с себя все управления в епархии.

Узнать великосхимников легко:

  • по особому виду парамана — аналаву;
  • остроконечной шапочке, называемой куколь;
  • поясу;
  • хитону.

Их ноги, как и у малосхимников, обуты в сандалии, а руках всегда присутствуют четки.

История появления схимников

По высказыванию Нила Мироточивого, монахи, принявшие великую схиму, символизируют опытное войско, готовое вступить в бой с сатанинскими силами, чтобы защитить православную землю.

Великосхимники исторически берут свое начало от отшельников, которые уходили в пустыни для усмирения своей плоти. Первые схимники, которые не имели возможности уединиться в пустыне, вступали в обет, вселяясь в одинокую пещеру — отвор, чтобы остаться наедине с Богом. По прошествии времени отворы были отменены.

По историческим данным первые схиномонахи появились в 4 веке, первая схима принадлежит Пахомию Великому. На Четвертом Вселенском Соборе было установлены правила, согласно которым многочисленные отшельники, живущие в пустынях, могли селиться в монастырских стенах. Они принимали решение жить в затворах вместо отшельничества. Так возникли монахи великосхимники.

В современном православии не употребляют слова «малосхимники». Представители Великой Схимы — монахи, которые стремятся познать неизмеримую высоту и глубины христианства через смирение, молчание, постоянное пребывание перед Богом. Для всего монашеского мира посвящение в великосхиничество является идеалом монашества, через которое достигается стяжание совершенства.

Многие схимники, а среди них было немало прозорливцев, после своей смерти были причислены к лику святых. Самым знаменитыми монастырями, куда к схимникам за советом и благословением, стекается множество народа, были и остаются пустыня Оптина и Спасо-Бородинский монастырь.

Администратор

В православном мире монашество, особенно схимники, особенно почитаемы.

Кто такой монах схимник и чем он отличается от инока

Схима принимается после посвящения в рясофор, то есть в монахи, которые носят рясу. Слуги Божьи со временем принимают схимничество, в виде малого и великого ангельского образа.

Что такое схима

Структура монашества в Православной Церкви, состоит из трех ступеней:

  • рясофор;
  • малая схима;
  • великая схима.

Схимничество часто сравнивают с ангельским образом. Объяснение такому необычному названию кроется в переводе слова «схима». На греческом языке это обозначение образа, фигуры, вида. Люди, умершие для мирской жизни, преобразуются в бесплотные ангельские схимы или образы.

Также слово «схима» переводится, как сдерживание. Схимники обладают величайшей силой сдерживать себя для греха.

Что значит принятие схимы

Христианина, который решил принять постриг монашества, вначале постригают в рясофорные монахи или иноки. В этом обряде на голове будущего инока выстригается крест, но он при этом не произносит монашеские обеты, и его имя не меняется. Иноки носят рясу, черное одеяние, в котором широкие рукава и наглухо застегнутый воротник. Это символ отречения от внешнего мира, покаяние и плач.

Также инокам разрешено носить камилавку, как символ церковной награды, которая была введена в Православии в 1798 году.

Камилавки (головной убор) у иноков черного цвета, без всяких наметок. По мере продвижения в священнослужении камилавки могут быть фиолетового и белого цвета. Проходит время, инок готовится к принятию великого обета отречения от мира.

По словам святых отцов, принятие пострига в рясофоры сравнивается со вступлением в отряд войска Небесного для изучения боевого искусства, которое так необходимо на ниве битвы Божьей. Новорукоположенный схимник вначале постригается в малую схиму через дачу обетов послушания, целомудрия, при этом ему дается новое имя.

Малосхимник получает и новую одежду:

  • мантия без рукавов, надеваемая поверх рясы;
  • параман — прямоугольная накидка черного цвета, на ней изображен крест и орудия страстей Христовых, которая носится на спине;
  • клобук — головной убор в виде камилавки с наметками;
  • сандалии;
  • четки.

Мантия символизирует готовность выступить на войну, демонстрацией военного парада Войска Небесного.

Великая схима

Великая схима — посвящение жизни Богу при полном отчуждении от мира.

Принимая судьбоносное решение, малосхимники снова дают обет, но уже более строгий, и снова их имя меняется. Трижды меняя имя, схимники приобретают большее количество небесных покровителей, в виде ангелов и святых.

Схиепископами называют схимников, сложивших с себя все управления в епархии.

Узнать великосхимников легко:

  • по особому виду парамана — аналаву;
  • остроконечной шапочке, называемой куколь;
  • поясу;
  • хитону.

Их ноги, как и у малосхимников, обуты в сандалии, а руках всегда присутствуют четки.

История появления схимников

По высказыванию Нила Мироточивого, монахи, принявшие великую схиму, символизируют опытное войско, готовое вступить в бой с сатанинскими силами, чтобы защитить православную землю.

Великосхимники исторически берут свое начало от отшельников, которые уходили в пустыни для усмирения своей плоти. Первые схимники, которые не имели возможности уединиться в пустыне, вступали в обет, вселяясь в одинокую пещеру — отвор, чтобы остаться наедине с Богом. По прошествии времени отворы были отменены.

По историческим данным первые схиномонахи появились в 4 веке, первая схима принадлежит Пахомию Великому. На Четвертом Вселенском Соборе было установлены правила, согласно которым многочисленные отшельники, живущие в пустынях, могли селиться в монастырских стенах. Они принимали решение жить в затворах вместо отшельничества. Так возникли монахи великосхимники.

В современном православии не употребляют слова «малосхимники». Представители Великой Схимы — монахи, которые стремятся познать неизмеримую высоту и глубины христианства через смирение, молчание, постоянное пребывание перед Богом. Для всего монашеского мира посвящение в великосхиничество является идеалом монашества, через которое достигается стяжание совершенства.

Многие схимники, а среди них было немало прозорливцев, после своей смерти были причислены к лику святых. Самым знаменитыми монастырями, куда к схимникам за советом и благословением, стекается множество народа, были и остаются пустыня Оптина и Спасо-Бородинский монастырь.

Администратор

В православном мире монашество, особенно схимники, особенно почитаемы. Схима принимается после посвящения в рясофор, то есть в монахи, которые носят рясу. Слуги Божьи со временем принимают схимничество, в виде малого и великого ангельского образа.

Что такое схима

Структура монашества в Православной Церкви, состоит из трех ступеней:

  • рясофор;
  • малая схима;
  • великая схима.

Схимничество часто сравнивают с ангельским образом. Объяснение такому необычному названию кроется в переводе слова «схима». На греческом языке это обозначение образа, фигуры, вида. Люди, умершие для мирской жизни, преобразуются в бесплотные ангельские схимы или образы.

Также слово «схима» переводится, как сдерживание. Схимники обладают величайшей силой сдерживать себя для греха.

Что значит принятие схимы

Христианина, который решил принять постриг монашества, вначале постригают в рясофорные монахи или иноки. В этом обряде на голове будущего инока выстригается крест, но он при этом не произносит монашеские обеты, и его имя не меняется. Иноки носят рясу, черное одеяние, в котором широкие рукава и наглухо застегнутый воротник. Это символ отречения от внешнего мира, покаяние и плач.

Также инокам разрешено носить камилавку, как символ церковной награды, которая была введена в Православии в 1798 году.

Камилавки (головной убор) у иноков черного цвета, без всяких наметок. По мере продвижения в священнослужении камилавки могут быть фиолетового и белого цвета. Проходит время, инок готовится к принятию великого обета отречения от мира.

По словам святых отцов, принятие пострига в рясофоры сравнивается со вступлением в отряд войска Небесного для изучения боевого искусства, которое так необходимо на ниве битвы Божьей. Новорукоположенный схимник вначале постригается в малую схиму через дачу обетов послушания, целомудрия, при этом ему дается новое имя.

Малосхимник получает и новую одежду:

  • мантия без рукавов, надеваемая поверх рясы;
  • параман — прямоугольная накидка черного цвета, на ней изображен крест и орудия страстей Христовых, которая носится на спине;
  • клобук — головной убор в виде камилавки с наметками;
  • сандалии;
  • четки.

Мантия символизирует готовность выступить на войну, демонстрацией военного парада Войска Небесного.

Великая схима

Великая схима — посвящение жизни Богу при полном отчуждении от мира.

Принимая судьбоносное решение, малосхимники снова дают обет, но уже более строгий, и снова их имя меняется.

Что такое схима и ее значение в православии

Трижды меняя имя, схимники приобретают большее количество небесных покровителей, в виде ангелов и святых.

Схиепископами называют схимников, сложивших с себя все управления в епархии.

Узнать великосхимников легко:

  • по особому виду парамана — аналаву;
  • остроконечной шапочке, называемой куколь;
  • поясу;
  • хитону.

Их ноги, как и у малосхимников, обуты в сандалии, а руках всегда присутствуют четки.

История появления схимников

По высказыванию Нила Мироточивого, монахи, принявшие великую схиму, символизируют опытное войско, готовое вступить в бой с сатанинскими силами, чтобы защитить православную землю.

Великосхимники исторически берут свое начало от отшельников, которые уходили в пустыни для усмирения своей плоти. Первые схимники, которые не имели возможности уединиться в пустыне, вступали в обет, вселяясь в одинокую пещеру — отвор, чтобы остаться наедине с Богом. По прошествии времени отворы были отменены.

По историческим данным первые схиномонахи появились в 4 веке, первая схима принадлежит Пахомию Великому. На Четвертом Вселенском Соборе было установлены правила, согласно которым многочисленные отшельники, живущие в пустынях, могли селиться в монастырских стенах. Они принимали решение жить в затворах вместо отшельничества. Так возникли монахи великосхимники.

В современном православии не употребляют слова «малосхимники». Представители Великой Схимы — монахи, которые стремятся познать неизмеримую высоту и глубины христианства через смирение, молчание, постоянное пребывание перед Богом. Для всего монашеского мира посвящение в великосхиничество является идеалом монашества, через которое достигается стяжание совершенства.

Многие схимники, а среди них было немало прозорливцев, после своей смерти были причислены к лику святых. Самым знаменитыми монастырями, куда к схимникам за советом и благословением, стекается множество народа, были и остаются пустыня Оптина и Спасо-Бородинский монастырь.

Администратор

Здравствуйте! Подскажите, чем отличается монах от инока? Разве это не синонимы? И как сохранить себя от прелести? Спаси Христос!

Сергий

Отвечает священник Свято-Троицкого Ионинского монастыря:
Вот что пишется в книге «Закон Божий»: «Желающие вступить в иноческую жизнь должны прежде испытать свои силы (пройти искус) и тогда уже дать невозвратные обеты. Люди, проходящие предварительные испытания, называются послушниками. Если они в течение долгого испытания оказываются способными стать монахами, то их облекают в неполное одеяние инока, с установленными молитвами, что называется рясофором, т. е. правом ношения рясы и камилавки, чтобы в ожидании полного иночества они еще больше утверждались на избранном пути. Послушник после этого называется рясофорным. Самое иночество заключает в себе две степени: малый и великий образ (образ ангельского жития), которые по-гречески называются малая схима и великая схима. При вступлении в самое иночество над монахом совершается последование малой схимы, в которой монах дает обеты иночества и ему дается новое имя. Когда наступает момент пострижения, монах трижды дает игумену ножницы, в утверждение своего твердого решения. Когда игумен в третий раз принимает из рук постригаемого ножницы, то он, с благодарением Богу, постригает крестообразно волосы ему, во имя Пресвятой Троицы, посвящая его этим всецело на служение Богу. На принявшего малую схиму надевают параман (параман — небольшой четырехугольный плат с изображением Креста Господня и орудий Его страданий), подрясник и пояс; затем постригаемый покрывается мантией — длинным плащом без рукавов. На голову надевается клобук, так называется камилавка с длинным покрывалом — наметкой. В руки даются четки — шнурок с нанизанными на него шариками для подсчета молитв и поклонов. Все эти одежды имеют символическое значение и напоминают монаху о его обетах. В заключение обряда дается в руки новопостриженному крест и свеча, с которыми он стоит всю Литургию до самого Св. Причастия. Монахи, принимающее великую схиму, дают еще более строгие обеты. Им еще раз меняют имя.

В облачении также есть изменения: вместо парамана надевают аналав (особый плат с крестами), на голову вместо клобука надевают куколь, покрывающий голову и плечи. У нас обычаем принято называть схимниками исключительно только тех иноков, которые пострижены в великую схиму». А теперь ИНОКОМ называют рясофорного монаха, а МОНАХОМ — принявшего малую схиму.
О ПРЕЛЕСТИ можно прочитать здесь: http://www.hesychasm.ru/library/stbrianch/prelest.htm