Виды словосочетаний: согласование, управление, примыкание

Главная&nbsp>&nbsp Wiki-учебник&nbsp>&nbsp Русский язык&nbsp>&nbsp5 класс&nbsp>&nbspЧто такое словосочетание (5 класс): что не является, виды словосочетания

В словосочетании выделяются два его компонента:

Подчиняющий компонент (это главное слово) — это грамматически независимое в сочетании слово;

Подчиняемый компонент(зависимое слово) грамматически подчиняется главному слову словосочетания.

  • Снежная зима (предмет и его признак);
  • Прочитать книгу (действие и предмет);
  • Быстро привыкнуть (действие и его признак).

Словосочетания, как и слова, называют предметы, их признаки, действия, состояния, однако эти названия более конкретны, например: жаркий день, выйти во двор, говорить быстро.

Что не является словосочетаниями

Не всякое сочетание слов представляет собой синтаксическую единицу словосочетания.

  • 1) сочетание подлежащего и сказуемого (ученик написал, учитель сказал);
  • 2) сочетание однородных членов предложения (то дождь, то снег; друг, а не враг; старшие и младшие);
  • 3) слова, образующие аналитические (сложные) формы (будущего времени, повелительного наклонения, превосходной степени): будем петь, пускай выучит, самый долгий;
  • 4) конструкции, состоящие из слов с относящимся к нему обособленным членом, например: Усталая, я не решалась лечь; Расставаясь, они не плакали.;
  • 5) сочетания, образованные объединением одного и того же существительного в разных падежах с предлогами и без них, например: со дня на день, дуб дубом, пень пнём;
  • 6) сочетания глаголов в одной и той же форме, которые выполняют  функцию сказуемого, например: пойду посмотрю, посижу подумаю, возьму расскажу;
  • 7) сочетания существительных с производными предлогами, например: навстречу весне, по причине болезни, вдоль дороги, в течение ночи, благодаря старанию.

Словосочетания бывают

По характеру главного слова:

  • глагольные словосочетания (главное слово выражено глаголом, причастием, деепричастием), например: посмотреть фильм, падающий снег, открыто радуюсь;
  • именные словосочетания(главное слово выражено существительным, прилагательным, числительным, местоимением), например: подруга сестры, чёрный от пыли, седьмой справа, кто-то знакомый.

Словосочетания бывают свободные и несвободные.

Несвободные словосочетания сближаются со словом, например: одержать победу = победить; оказать помощь = помочь (фразеологический оборот); Белое море, Млечный путь (составные наименования); юноша высокого роста = высокий (синтаксически цельное словосочетание). 

Среди словосочетаний выделяются неделимые, цельные словосочетания (главное слово не имеет достаточной смысловой полноты, так как основную смысловую нагрузку несёт зависимое слово): несколько слов, три человека, много шума, кто из, нам с братом, край неба, (ребёнок) с большими голубыми глазами, Великая Отечественная война и др.  

Нужна помощь в учебе?


Предыдущая тема: Союз как часть речи: классификация союзов и примеры
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspЭлектронный учебник по литературе: все темы школьной программы

Понятие о словосочетании

Главная&nbsp>&nbsp Wiki-учебник&nbsp>&nbsp Русский язык&nbsp>&nbsp5 класс&nbsp>&nbspЧто такое словосочетание (5 класс): что не является, виды словосочетания

В словосочетании выделяются два его компонента:

Подчиняющий компонент (это главное слово) — это грамматически независимое в сочетании слово;

Подчиняемый компонент(зависимое слово) грамматически подчиняется главному слову словосочетания.

  • Снежная зима (предмет и его признак);
  • Прочитать книгу (действие и предмет);
  • Быстро привыкнуть (действие и его признак).

Словосочетания, как и слова, называют предметы, их признаки, действия, состояния, однако эти названия более конкретны, например: жаркий день, выйти во двор, говорить быстро.

Что не является словосочетаниями

Не всякое сочетание слов представляет собой синтаксическую единицу словосочетания.

  • 1) сочетание подлежащего и сказуемого (ученик написал, учитель сказал);
  • 2) сочетание однородных членов предложения (то дождь, то снег; друг, а не враг; старшие и младшие);
  • 3) слова, образующие аналитические (сложные) формы (будущего времени, повелительного наклонения, превосходной степени): будем петь, пускай выучит, самый долгий;
  • 4) конструкции, состоящие из слов с относящимся к нему обособленным членом, например: Усталая, я не решалась лечь; Расставаясь, они не плакали.;
  • 5) сочетания, образованные объединением одного и того же существительного в разных падежах с предлогами и без них, например: со дня на день, дуб дубом, пень пнём;
  • 6) сочетания глаголов в одной и той же форме, которые выполняют  функцию сказуемого, например: пойду посмотрю, посижу подумаю, возьму расскажу;
  • 7) сочетания существительных с производными предлогами, например: навстречу весне, по причине болезни, вдоль дороги, в течение ночи, благодаря старанию.

Словосочетания бывают

По характеру главного слова:

  • глагольные словосочетания (главное слово выражено глаголом, причастием, деепричастием), например: посмотреть фильм, падающий снег, открыто радуюсь;
  • именные словосочетания(главное слово выражено существительным, прилагательным, числительным, местоимением), например: подруга сестры, чёрный от пыли, седьмой справа, кто-то знакомый.

Словосочетания бывают свободные и несвободные.

Несвободные словосочетания сближаются со словом, например: одержать победу = победить; оказать помощь = помочь (фразеологический оборот); Белое море, Млечный путь (составные наименования); юноша высокого роста = высокий (синтаксически цельное словосочетание). 

Среди словосочетаний выделяются неделимые, цельные словосочетания (главное слово не имеет достаточной смысловой полноты, так как основную смысловую нагрузку несёт зависимое слово): несколько слов, три человека, много шума, кто из, нам с братом, край неба, (ребёнок) с большими голубыми глазами, Великая Отечественная война и др.  

Нужна помощь в учебе?


Предыдущая тема: Союз как часть речи: классификация союзов и примеры
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspЭлектронный учебник по литературе: все темы школьной программы

Типы словосочетаний.

Главная&nbsp>&nbsp Wiki-учебник&nbsp>&nbsp Русский язык&nbsp>&nbsp5 класс&nbsp>&nbspЧто такое словосочетание (5 класс): что не является, виды словосочетания

В словосочетании выделяются два его компонента:

Подчиняющий компонент (это главное слово) — это грамматически независимое в сочетании слово;

Подчиняемый компонент(зависимое слово) грамматически подчиняется главному слову словосочетания.

  • Снежная зима (предмет и его признак);
  • Прочитать книгу (действие и предмет);
  • Быстро привыкнуть (действие и его признак).

Словосочетания, как и слова, называют предметы, их признаки, действия, состояния, однако эти названия более конкретны, например: жаркий день, выйти во двор, говорить быстро.

Что не является словосочетаниями

Не всякое сочетание слов представляет собой синтаксическую единицу словосочетания.

  • 1) сочетание подлежащего и сказуемого (ученик написал, учитель сказал);
  • 2) сочетание однородных членов предложения (то дождь, то снег; друг, а не враг; старшие и младшие);
  • 3) слова, образующие аналитические (сложные) формы (будущего времени, повелительного наклонения, превосходной степени): будем петь, пускай выучит, самый долгий;
  • 4) конструкции, состоящие из слов с относящимся к нему обособленным членом, например: Усталая, я не решалась лечь; Расставаясь, они не плакали.;
  • 5) сочетания, образованные объединением одного и того же существительного в разных падежах с предлогами и без них, например: со дня на день, дуб дубом, пень пнём;
  • 6) сочетания глаголов в одной и той же форме, которые выполняют  функцию сказуемого, например: пойду посмотрю, посижу подумаю, возьму расскажу;
  • 7) сочетания существительных с производными предлогами, например: навстречу весне, по причине болезни, вдоль дороги, в течение ночи, благодаря старанию.

Словосочетания бывают

По характеру главного слова:

  • глагольные словосочетания (главное слово выражено глаголом, причастием, деепричастием), например: посмотреть фильм, падающий снег, открыто радуюсь;
  • именные словосочетания(главное слово выражено существительным, прилагательным, числительным, местоимением), например: подруга сестры, чёрный от пыли, седьмой справа, кто-то знакомый.

Словосочетания бывают свободные и несвободные.

Несвободные словосочетания сближаются со словом, например: одержать победу = победить; оказать помощь = помочь (фразеологический оборот); Белое море, Млечный путь (составные наименования); юноша высокого роста = высокий (синтаксически цельное словосочетание). 

Среди словосочетаний выделяются неделимые, цельные словосочетания (главное слово не имеет достаточной смысловой полноты, так как основную смысловую нагрузку несёт зависимое слово): несколько слов, три человека, много шума, кто из, нам с братом, край неба, (ребёнок) с большими голубыми глазами, Великая Отечественная война и др.  

Нужна помощь в учебе?


Предыдущая тема: Союз как часть речи: классификация союзов и примеры
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspЭлектронный учебник по литературе: все темы школьной программы

Словосочетание

Главная&nbsp>&nbsp Wiki-учебник&nbsp>&nbsp Русский язык&nbsp>&nbsp5 класс&nbsp>&nbspЧто такое словосочетание (5 класс): что не является, виды словосочетания

В словосочетании выделяются два его компонента:

Подчиняющий компонент (это главное слово) — это грамматически независимое в сочетании слово;

Подчиняемый компонент(зависимое слово) грамматически подчиняется главному слову словосочетания.

  • Снежная зима (предмет и его признак);
  • Прочитать книгу (действие и предмет);
  • Быстро привыкнуть (действие и его признак).

Словосочетания, как и слова, называют предметы, их признаки, действия, состояния, однако эти названия более конкретны, например: жаркий день, выйти во двор, говорить быстро.

Что не является словосочетаниями

Не всякое сочетание слов представляет собой синтаксическую единицу словосочетания.

  • 1) сочетание подлежащего и сказуемого (ученик написал, учитель сказал);
  • 2) сочетание однородных членов предложения (то дождь, то снег; друг, а не враг; старшие и младшие);
  • 3) слова, образующие аналитические (сложные) формы (будущего времени, повелительного наклонения, превосходной степени): будем петь, пускай выучит, самый долгий;
  • 4) конструкции, состоящие из слов с относящимся к нему обособленным членом, например: Усталая, я не решалась лечь; Расставаясь, они не плакали.;
  • 5) сочетания, образованные объединением одного и того же существительного в разных падежах с предлогами и без них, например: со дня на день, дуб дубом, пень пнём;
  • 6) сочетания глаголов в одной и той же форме, которые выполняют  функцию сказуемого, например: пойду посмотрю, посижу подумаю, возьму расскажу;
  • 7) сочетания существительных с производными предлогами, например: навстречу весне, по причине болезни, вдоль дороги, в течение ночи, благодаря старанию.

Словосочетания бывают

По характеру главного слова:

  • глагольные словосочетания (главное слово выражено глаголом, причастием, деепричастием), например: посмотреть фильм, падающий снег, открыто радуюсь;
  • именные словосочетания(главное слово выражено существительным, прилагательным, числительным, местоимением), например: подруга сестры, чёрный от пыли, седьмой справа, кто-то знакомый.

Словосочетания бывают свободные и несвободные.

Несвободные словосочетания сближаются со словом, например: одержать победу = победить; оказать помощь = помочь (фразеологический оборот); Белое море, Млечный путь (составные наименования); юноша высокого роста = высокий (синтаксически цельное словосочетание). 

Среди словосочетаний выделяются неделимые, цельные словосочетания (главное слово не имеет достаточной смысловой полноты, так как основную смысловую нагрузку несёт зависимое слово): несколько слов, три человека, много шума, кто из, нам с братом, край неба, (ребёнок) с большими голубыми глазами, Великая Отечественная война и др.  

Нужна помощь в учебе?


Предыдущая тема: Союз как часть речи: классификация союзов и примеры
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspЭлектронный учебник по литературе: все темы школьной программы

Понятие о словосочетании. Типы словосочетаний

Словосочетание – это

соединение двух или более знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически, выражающее единое, но расчлененное понятие и представляющее собой сложное наименование явлений объективной действительности. Родительское собрание, контрольная работа по русскому языку, ученик восьмого класса, читать про себя. Являясь наряду со словом элементом построения предложения, словосочетание выступает в качестве одной из основных синтаксических единиц. Некоторые грамматисты (Ф.Ф.Фортунатов, М. Н. Петерсон) определяли синтаксис как учение о словосочетании.

Типы словосочетаний по степени спаянности компонентов:

а) словосочетания синтаксически свободные. Словосочетания, которые тегко разлагаются на составляющие их части. Полезное пособие, статья по литературе, возвращаться домой;

б) словосочетания синтаксически несвободные. Словосочетания, которые образуют неразложимое синтаксическое единство (в предложении выступают в роли единого члена). Три ученика, несколько книг, мало ошибок.

Типы словосочетаний по их структуре:

а) словосочетания простые. Словосочетания, состоящие, как правило, из двух знаменательных слов, из которых одно является главным, стержневым, а другое — зависимым, определяющим. Школьный словарь, здание общежития, писать изложение, устремиться вперед. Простое словосочетание может быть и не двусловным, если распространение главного слова производится путем цельного синтаксического или фразеологического словосочетания, а также посредством аналитической грамматической формы. Человек с седыми волосами (ср.; седоволосый человек), девочка двенадцати лет (cp.: двенадцатилетняя девочка), принять участие в соревновании (ср.: участвовать в соревновании), самое простое решение (ср.: простейшее решение). Такие словосочетания семантически являются простыми, а а синтаксическом отношении примыкают к сложным;

б) словосочетания сложные. Словосочетания, представляющие собой распространение слова целым словосочетанием или распространение словосочетания другим словом. Проверка домашней работы (слово проверка распространяется-словосочетанием домашняя работа). Наш новый учитель (слово наш распространяет словосочетание новый учитель). Часто в сложных словосочетаниях зависимые слова определяют главное слово с разных сторон. Отдыхать летом на юге (отдыхать детом — отдыхать на юге). Типы словосочетаний по главному слову:

1. Глагольные словосочетания:

1)с именем существительным: беспредложные (составить план, добиваться успеха, сообщить родителям, писать карандашом) и предложные (стоять у доски, подойти к двери, поставить на пол, разговаривать с учениками, беседовать о литературе);

2) с инфинитивом (предложить выучить, просить зайти);

3)с наречием (читать вслух, заниматься вдвоем);

4) с деепричастием (говорить улыбаясь, идти оглядываясь).

2. Именные словосочетания:

1) субстантивные (с существительным в роли главного слова):

а) с именем существительным; беспредложные (план сочинения, поручение ученику, запись чернилами) и предложные (бумага для черчения, поездка по стране, вход в школу, книга с иллюстрациями, поляна в лесу);

б) с именем прилагател ь н ы м (важное сообщение), местоименным прилагательным (наш юрод), порядковым числительным (третий класс), причастием (проверенный диктант);

в) с наречием (возвращение домой, яйца всмятку);

г) с инфинитивом (желание учиться, умение работать);

2) адъективные (с прилагательным в роли главного слова);

а) с именем существительным; беспредложные (достойный награды, знакомый ученикам, довольный результатом) и предложные (свободный от уроков, способный к математике, готовый на подвиг, ласковый с детьми, усидчивый в труде);

б) с наречием (весьма старательный, широко известный);

в) с инфинитивом (готовый помочь, достойный получить, способный ответить);

3) словосочетания с именем числительным в роли главного слова (два карандаша, обе подруги, трое в шинелях, второй из претендентов);

4) словосочетания с местоимением в роли главного слова (кто-то из учеников, нечто новое).

Наречные словосочетания:

1) с наречием (крайне важно, по-прежнему удачно);

2) с именем существительным (вдали от дороги, незадолго до каникул, наедине с друзьями). Проблема словосочетаний в русской грамматической науке имеет давнюю историю. В первых трудах по грамматике основным содержанием синтаксиса считалось учение о “словосочинении”, т. е. о соединении слов в предложении. Уже в “Русской грамматике” А. X. Востокова (1831 г.) дается довольно подробное описание системы словосочетаний русского языка.

Что такое словосочетание в русском языке

Однако в работах последующих исследователей проблема словосочетаний отодвигается на задний план, поскольку в середине XIX в. главным предметом синтаксиса стало предложение. Интерес к проблеме словосочетаний возрождается в конце этого века, и она становится центральной в лингвистической системе Ф. Ф. Фортунатова и его учеников. Синтаксис стал рассматриваться как учение о словосочетании, а предложение — как один из видов словосочетания. А. А. Шахматов разграничивал синтаксис словосочетаний, который занимается в основном второстепенными членами предложения в их отношении к главным членам или во взаимном отношении друг к Другу, и синтаксис предложения, который занимается главными членами в их отношении к предложению или во взаимном отношении друг к другу. Предложение, по А. А. Шахматову, тоже является словосочетанием, но словосочетанием законченным, а остальные словосочетания характеризуются как незаконченные, которые выделяются из предложения (учение о законченных и незаконченных словосочетаниях первоначально было сформулировано Ф. Ф. Фортунатовым). Принципиальными вопросами теории словосочетаний являются следующие: 1) существует ли словосочетание вне предложения, в которое оно входит как конструктивный элемент наряду с отдельным словом, или же словосочетание вычленяется из готового предложения; 2) существуют ли “предикативные словосочетания”, т. е. образует ли словосочетание пара, состоящая из подлежащего и сказуемого; 3) существуют ли наряду с обычными подчинительными словосочетаниями также “сочинительные словосочетания”, т. е. образует ли словосочетание группа однородных членов (так называемые открытые ряды, незамкнутые сочетания). Многие исследователи при решении этих вопросов исходят из предложения и считают, что словосочетание — это синтаксическое единство, вычленяемое из предложения, поэтому возможны как предикативные словосочетания, так и сочинительные словосочетания. Иное решение проблемы выдвинул В. В. Виноградов, исходя при определении словосочетания не из предложения, а из слова. В отличие от предложения, являющегося единицей сообщения, коммуникативной единицей, словосочетание представляет собой единицу называния, номинативную единицу, которая наряду с отдельным словом входит в состав предложения, выполняя лексико-семантическую функцию сложного наименования предметов и явлений. Поэтому не всякое соединений слов образует словосочетание, а только такое, которое подобно слову служит строительным материалом для предложения. Не являются словосочетаниями в терминологическом значении этого слова: 1) пары, образуемые подлежащим и сказуемым, поскольку здесь налицо предикативные отношения, т. е. отношения, возникающие только в предложении; 2) обособленный оборот и определяемое им слово, поскольку между ними устанавливаются возможные только в предложении полупредикативные отношения; 3) группа однородных членов (сочинительное сочетание), так как она не является “распространенным словом”, т. е. сложным наименованием явлений объективной действительности; исключение составляют парные сочетания слов типа отец и мать (родители), муж и жена (супруги), день и ночь (сутки) и т. п., образующие замкнутые сочетания, употребляющиеся в номинативной функции.

Синтаксические связи слов.

Виды синтаксической связи в словосочетании

В словосочетании слова соединяются на основе синтаксических связей. Синтаксические связи в словосочетании подчинительные.

Слова в словосочетании связаны подчинительной синтаксической связью, которая бывает трёх видов:

согласование

управление

примыкание

Примеры:

озером голубым – согласование,

любоваться озером – управление,

любоваться долго – примыкание.

Согласование – это тип синтаксической связи, при которой форма зависимого слова согласуется с формой главного слова в роде, числе и падеже. Это такой вид связи, при котором при изменении формы главного слова меняется форма зависимого. Например:

Душистая земляника – зависимое слово душистая стоит в форме ед.ч., ж.р., И.п . Если изменить форму главного слова, то соответственно изменится и форма зависимого слова: душистой земляникой – зависимое слово душистой стоит в форме ед.ч., ж.р., Т.п.

Управление – это тип синтаксической связи, при которой падеж зависимого слова определяется, управляется главным словом. При этом виде связи форма зависимого слова не изменяется при изменении формы главного. Например:

Обожаю землянику – зависимое слово землянику стоит в форме В.п. Если изменить форму главного слова, то форма зависимого слова не изменится: обожает землянику, обожал землянику и т.д.

Примыкание – это тип связи по смыслу, зависимое слово неизменяемое и форм не имеет.Например:

Громко разговаривать, весело смеяться – зависимые слова – наречия громко, весело. Это неизменяемые слова и форм они не имеют. Примыкание – это синтаксическая связь по смыслу.

Читайте также:

  1. I. Понятие и система криминалистического исследования оружия, взрывных устройств, взрывчатых веществ и следов их применения.
  2. I. Понятие криминалистической тактики.
  3. II. Типы отношений между членами синтагмы
  4. IV. Понятие о частях речи (ЧР)
  5. V1: Понятие, объект, предмет и система криминологии
  6. Административная юрисдикция. Понятие и основные черты.
  7. Административно-процессуальные нормы: понятие и виды
  8. Административно-юрисдикционный процесс: понятие, признаки, принципы. Административно-юрисдикционные производства.
  9. Административное задержание: понятие, сроки
  10. Административное принуждение: понятие и классификация.
  11. Административный надзор, понятие, виды, органы.
  12. Акт применения правовых норм: понятие, особенности, виды


СЛОВОСОЧЕТАНИЕ — это объединение двух (или нескольких) самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически на основе подчинительной связи: чудный ковер, заниматься рисованием, зайти в магазин.

Словосочетание состоит из двух частей: главного (стержневого) слова и зависимого. От главного к зависимому можно задать вопрос:

наша (чья? ←) сестра

прекрасный (какой? ←) день

ответить (как?) грубо

Простые и сложные словосочетания

Простыми называются словосочетания, состоящие из двух знаменательных слов (дорогая вещь, лететь к югу, быстро идти). Сложные словосочетания состоят из трех и более компонентов. Они образуются при распространении простых (написал сообщение другу, изучение докторской диссертации, встреча давних знакомых).

Свободные и несвободные словосочетания

Свободным называется словосочетание, каждый компонент которого имеет полноценное лексическое значение. В свободных словосочетаниях грамматически главное слово и по смыслу является главным, а зависимое уточняет его:

хорошая погода, идти в школу, учить детей

Такие словосочетания легко разложить на составные части. Каждый компонент свободного словосочетания является отдельным членом предложения.

В несвободных (цельных) словосочетаниях лексическая самостоятельность слов ослаблена либо утрачена. Зависимое слово при этом является главным по смыслу:

четыре (кого?) ученика; четыре — главное слово, но основная информация заключается в слове ученика. Будучи грамматически зависимым оно является главным по смыслу.

Несвободное словосочетание нельзя разбить на составные части без потери смысла. По семантике и функциям цельные словосочетания близки отдельному слову. В предложении несвободное словосочетание является одним членом:

В очереди сидели три пациента.

Типы словосочетаний (по главному слову)

Тип словосочетания зависит от того, какой частью речи является главное слово. Выделяются следующие типы словосочетаний:

I) Глагольные

а) с именем существительным (рисовать карандашом, посылка внуку);

б) с наречием (медленно ехать, хорошо поступить);

в) с деепричастием (говорил волнуясь, бежать оглядываясь);

г) с инфинитивом (попросил приехать, приказал выполнить);

II) Именные

1) субстантивные (главное слово — существительное):

а) с именем существительным (пробежка на улице, дверь подъезда);

б) с прилагательными (модная вещица, чудесная хозяйка);

в) с наречиями (кофе по-турецки);

г) с инфинитивом (стремление преподавать, привычка тренироваться);

2) адъективные (главный слово — прилагательное):

а) с  именем существительным (готовый к работе, достойный медали);

б) с наречием (слишком горячий, достаточно острый);

в) с инфинитивом (согласный служить, способный содействовать);

3) с Числительным в роли главного (трое друзей, двое в форме);

4) с Местоимением в роли главного (что-то необычное, каждый из них);

III) Наречные

а) с наречием (всегда хорошо,  очень  нескладно);

б) с именем существительным (далеко от друзей, одиноко без семьи).

Типы синтаксических отношений между компонентами словосочетаний

Между компонентами словосочетания устанавливаются определенные синтаксические отношения. В школьной программе рассматриваются три типа отношений: объектные, определительные и обстоятельственные.

ОБЪЕКТНЫЕ — зависимое слово обозначает предмет, на который направлено действие, выраженное главным словом (как правило глаголом): написать сочинение, готовлюсь к соревнованиям, заключение мира.

ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ (АТРИБУТИВНЫЕ) — главное слово имеет значение предмета, а зависимое обозначает его признак: хорошая оценка, квартира с балконом, присланное письмо.

ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ — главное слово называет действие или признак, а зависимое обозначает признак: пришел во время, долго думает, сказал сгоряча.

Виды подчинительной связи

Подчинительная связь объединяет собой неравные слова (или предложения), одно из которых — главное, другое — зависимое. Выделяют три типа подчинительной связи: согласование, управление и примыкание.

Согласование

При согласовании зависимое слово принимает грамматические формы (рода, числа, падежа, лица) главного слова. Если изменяется форма главного, то изменится и форма зависимого: твой друг — ед. ч., м.

р., им. п. (зависимое слово ТВОЙ будет менять форму вслед за главным: твоего друга, о твоём друге, твоему другу…)

Главным словом, как правило, является существительное. В роли зависимого могут выступать прилагательные, причастия, местоимения и порядковые числительные. Средством обозначения согласования является окончание зависимого слова.

Управление

Управление — это способ связи, при котором зависимое слово ставится в определенном падеже по отношению к главному. рассказать (кому?) другу (дат. п.),  писать (чем?) карандашом (твор.п.), старуха (с чем?) с косой (твор.п.). При изменении формы главного слова, зависимое не изменяется:  лежать на диване, лежу на диване, лежал на диване, лежавший на диване.

Управление может быть непосредственным, если зависимое слово не имеет при себе предлога (видеть радугу), и предложным (тоска по матери, думать о лете). Главным при управлении может быть  знаменательное слово любой части речи. Зависимое слово может быть выражено существительным, либо словом другой части речи, способным выполнять функции существительного (местоимение, числительное..).

* Внимание! Когда перед нами словосочетание с предлогом, связь в нем — УПРАВЛЕНИЕ (дом у озера, отошел за бумагой).

Примыкание

Примыкание — вид подчинительной связи, при котором зависимое неизменяемое слово связано с главным только по смыслу. Цельность словосочетания создается порядком слов и интонационно. очень тяжело, любитель хвастаться, бежит вприпрыжку, сказал сомневаясь

Зависимыми словами могут быть: — наречия (идти быстро), — наречия в сравнительной степени (идти быстрее), — инфинитив (учись петь), — деепричастия (слушал улыбаясь), — несклоняемые существительные и прилагательные (стиль барокко, надеть кашне), — прилагательное в сравнительной степени (будь мудрее), — притяжательные местоимения (их проблемы).

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ?

Для того чтобы определить словосочетания в предложении, необходимо сначала выделить все грамматические основы (они СС не являются). После чего задаем вопросы сначала от главных членов, потом от второстепенных:

Подул холодный ветер. подул — сказуемое, ветер — подлежащее; От глагола ПОДУЛ к прилагательному ХОЛОДНЫЙ мы не можем задать вопрос. Зато можем спросить: ветер (какой?) холодный. ХОЛОДНЫЙ ВЕТЕР — единственное словосочетание в этом предложении. Тип связи в нем — согласование (при изменении главного слова меняется и зависимое: холодного ветра, холодном ветре).

Разберем пример посложнее:     В воздухе трепещет золотая паутина и сплетается в узоры и создает замысловатые картины.

Во-первых выделим грамматическую основу: подлежащее — паутина; однородные сказуемые — трепещет, сплетается, создает. Грамматическая основа и однородные члены словосочетаниями не являются.

Во-вторых задаем вопросы. Сначала от главных членов:

1) паутина (какая?) золотая — согласование

2) паутина (в чем?) в воздухе — управление

3) трепещет (в чем?) в воздухе — управление

4) сплетается (во что?) в узоры — управление

5) создает (что?) картины — управление

Теперь от второстепенных:

6) картины (какие?) замысловатые — согласование.

Таким образом, мы нашли 6 словосочетаний: золотая паутина, паутина в воздухе, трепещет в воздухе, сплетается в узоры, создает картины, замысловатые картины.

НЕ ЯВЛЯЮТСЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЕМ:

— грамматическая основа предложения (Мальчик прогуливает. Пионы расцветают.)

— однородные члены (Он вышел и направился обратно)

— сочетание служебного слова (предлога, частицы, союза) со знаменательным (около подъезда)

— фразеологизмы (трещит по швам,  владеть пером)

— сравнительная степень прилагательных и наречий (хуже всех, самый долгий)

— составные сказуемые (казался холодным, боюсь говорить)

— время глагола (буду ждать)

— вводные словосочетания (иначе говоря, в самом деле).

Синтаксический разбор словосочетания

Для выполнения подробного синтаксического разбора словосочетания необходимо следовать алгоритму:

Разберем конкретные примеры:

Учитывая распространение интернета, игры и изыски взрослых с большой вероятностью станут основной языковой средой для сегодняшних детей.

Языковой средой

1. средой (какой?) языковой; главное слово — средой (сущ.), зависимое — языковой (прил.);

2. простое (состоит только из двух компонентов: главного и зависимого);

3. свободное (представляют собой два разных члена предложения и могут замещаться словами соответствующей категории: языковая норма, языковая карта, социальная среда);

4. именное (т.к. главное слово — существительное);

5. вид подчинительной связи — согласование (при изменении главного меняется и зависимое: языковую среду, языковой среде); также выделяем средство связи — окончание зависимого слова;

6. смысловые отношения — определительные (главное слово обозначает предмет, а зависимое — его признак).

сегодняшних детей(задание из видео-урока)

1. детей (каких?) сегодняшних; главное слово — детей (сущ.), зависимое — сегодняшних (прил.);

2. по строению простое (состоит только из двух компонентов);

3. по смысловой спаянности — свободное (каждый компонент является отдельным членом предложения; к тому же мы можем свободно замещать каждый член  другими подходящими словами — нынешних детей, будущих детей, сегодняшних чад);

4. по главному слову — именное (детей — сущ.)

5. тип связи — согласование (при изменении формы главного слова меняется и зависимое: о сегодняшних детях, сегодняшними детьми);

6. тип смысловых отношений — определительные (главное слово называет лицо, а зависимое — его признак).