Содержание

Что такое таможенный союз, его значение

Евразийский экономический союз (ЕАЭС)

Евразийский экономический союз — международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе. В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.

Государствами—членами Евразийского экономического союза являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика и Российская Федерация.

ЕАЭС создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов.

Таможенный союз ЕАЭС

Таможенный союз ЕАЭС — форма торгово-экономической интеграции стран-участников, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом страны-участники Таможенного союза применяют единые таможенные тарифы и другие меры регулирования при торговле с третьими странами.

Единую таможенную территорию Таможенного союза составляют территории стран-участников Таможенного союза, а также искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства-члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.

Страны-участники Таможенного союза:

  • Казахстан — с 1 июля 2010 года
  • Россия — с 1 июля 2010 года
  • Белоруссия — с 6 июля 2010 года
  • Армения — с 10 октября 2014 года
  • Киргизия — с 8 мая 2015 года

Официальные лица государств-участников Таможенного союза неоднократно заявляли о том, что рассматривают эту организацию как открытую для вступления других стран. С некоторыми странами уже ведутся переговоры о присоединении к Таможенному союзу, поэтому вполне вероятно, что в скором времени территория Таможенного союза будет значительно расширена.

Техническое регулирование в Таможенном союзе ЕАЭС

Техническое регулирование — один из ключевых элементов интеграции государств-участников Таможенного союза.

Механизмы, заложенные в техническом регулировании, позволяют устранить многочисленные, во многих случаях искусственно созданные технические барьеры в торговле, которые являются серьезной проблемой для бизнеса. Этому помогает правовая база, созданная в течение нескольких последних лет, в том числе благодаря усилиям специалистов Евразийской экономической комиссии.

В рамках Таможенного союза и Евразийского экономического сообщества к настоящему времени приняты следующие основные международные договоры, призванные упростить движение товаров на территории государств-участников:

  • Соглашение о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер;
  • Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования;
  • Соглашение об основах гармонизации технических регламентов;
  • Соглашение о применении Единого знака обращения продукции на рынке государств-членов ЕАЭС;
  • Соглашение о создании информационной системы ЕАЭС в области технического регулирования, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер;
  • Соглашение об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на территории Таможенного союза;
  • Соглашение о взаимном признании аккредитации органов по сертификации (подтверждению соответствия) и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия.

Подробную информацию о техническом регулировании в Таможенном союзе ЕАЭС вы можете получить из специально брошюры, подготовленной специалистами Евразийской экономической комиссии:

Какие страны уже вступили или хотят вступить в Таможенный Союз?

Евразийский экономический союз (ЕАЭС)

Евразийский экономический союз — международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе. В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.

Государствами—членами Евразийского экономического союза являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика и Российская Федерация.

ЕАЭС создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов.

Таможенный союз ЕАЭС

Таможенный союз ЕАЭС — форма торгово-экономической интеграции стран-участников, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом страны-участники Таможенного союза применяют единые таможенные тарифы и другие меры регулирования при торговле с третьими странами.

Единую таможенную территорию Таможенного союза составляют территории стран-участников Таможенного союза, а также искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства-члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.

Страны-участники Таможенного союза:

  • Казахстан — с 1 июля 2010 года
  • Россия — с 1 июля 2010 года
  • Белоруссия — с 6 июля 2010 года
  • Армения — с 10 октября 2014 года
  • Киргизия — с 8 мая 2015 года

Официальные лица государств-участников Таможенного союза неоднократно заявляли о том, что рассматривают эту организацию как открытую для вступления других стран. С некоторыми странами уже ведутся переговоры о присоединении к Таможенному союзу, поэтому вполне вероятно, что в скором времени территория Таможенного союза будет значительно расширена.

Техническое регулирование в Таможенном союзе ЕАЭС

Техническое регулирование — один из ключевых элементов интеграции государств-участников Таможенного союза.

Механизмы, заложенные в техническом регулировании, позволяют устранить многочисленные, во многих случаях искусственно созданные технические барьеры в торговле, которые являются серьезной проблемой для бизнеса. Этому помогает правовая база, созданная в течение нескольких последних лет, в том числе благодаря усилиям специалистов Евразийской экономической комиссии.

В рамках Таможенного союза и Евразийского экономического сообщества к настоящему времени приняты следующие основные международные договоры, призванные упростить движение товаров на территории государств-участников:

  • Соглашение о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер;
  • Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования;
  • Соглашение об основах гармонизации технических регламентов;
  • Соглашение о применении Единого знака обращения продукции на рынке государств-членов ЕАЭС;
  • Соглашение о создании информационной системы ЕАЭС в области технического регулирования, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер;
  • Соглашение об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на территории Таможенного союза;
  • Соглашение о взаимном признании аккредитации органов по сертификации (подтверждению соответствия) и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия.

Подробную информацию о техническом регулировании в Таможенном союзе ЕАЭС вы можете получить из специально брошюры, подготовленной специалистами Евразийской экономической комиссии:

Таможенный союз

Евразийский экономический союз (ЕАЭС)

Евразийский экономический союз — международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе. В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.

Государствами—членами Евразийского экономического союза являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика и Российская Федерация.

ЕАЭС создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов.

Таможенный союз ЕАЭС

Таможенный союз ЕАЭС — форма торгово-экономической интеграции стран-участников, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом страны-участники Таможенного союза применяют единые таможенные тарифы и другие меры регулирования при торговле с третьими странами.

Единую таможенную территорию Таможенного союза составляют территории стран-участников Таможенного союза, а также искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства-члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.

Страны-участники Таможенного союза:

  • Казахстан — с 1 июля 2010 года
  • Россия — с 1 июля 2010 года
  • Белоруссия — с 6 июля 2010 года
  • Армения — с 10 октября 2014 года
  • Киргизия — с 8 мая 2015 года

Официальные лица государств-участников Таможенного союза неоднократно заявляли о том, что рассматривают эту организацию как открытую для вступления других стран. С некоторыми странами уже ведутся переговоры о присоединении к Таможенному союзу, поэтому вполне вероятно, что в скором времени территория Таможенного союза будет значительно расширена.

Техническое регулирование в Таможенном союзе ЕАЭС

Техническое регулирование — один из ключевых элементов интеграции государств-участников Таможенного союза.

Механизмы, заложенные в техническом регулировании, позволяют устранить многочисленные, во многих случаях искусственно созданные технические барьеры в торговле, которые являются серьезной проблемой для бизнеса. Этому помогает правовая база, созданная в течение нескольких последних лет, в том числе благодаря усилиям специалистов Евразийской экономической комиссии.

В рамках Таможенного союза и Евразийского экономического сообщества к настоящему времени приняты следующие основные международные договоры, призванные упростить движение товаров на территории государств-участников:

  • Соглашение о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер;
  • Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования;
  • Соглашение об основах гармонизации технических регламентов;
  • Соглашение о применении Единого знака обращения продукции на рынке государств-членов ЕАЭС;
  • Соглашение о создании информационной системы ЕАЭС в области технического регулирования, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер;
  • Соглашение об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на территории Таможенного союза;
  • Соглашение о взаимном признании аккредитации органов по сертификации (подтверждению соответствия) и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия.

Подробную информацию о техническом регулировании в Таможенном союзе ЕАЭС вы можете получить из специально брошюры, подготовленной специалистами Евразийской экономической комиссии:

10 крупнейших таможенных союзов

"Огонек" расположил их в порядке убывания доли в мировом экспорте

Европейский союз

25 марта 1957 года шесть стран — Бельгия, Франция, Германия, Италия, Люксембург и Нидерланды — подписали в Риме соглашение об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС). Составной частью ЕЭС стал Таможенный союз, созданный 1 июля 1968 года. Сегодня его членами являются все 27 стран — членов ЕС, а также Андорра, Монако, Сан-Марино и Турция. На 2008 год доля ЕС в мировом экспорте оценивалась в 36,9 процента. При этом экспорт внутри союза составляет примерно 67 процентов общеевропейского экспорта.

Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива

Совет был создан в 1981 году для координации экономической политики Саудовской Аравией, ОАЭ, Оманом, Катаром, Кувейтом и Бахрейном. Таможенный союз заработал с 1 января 2003 года. В мировом экспорте доля Совета в 1990-2008 годах увеличилась с 2,6 до 4,3 процента. Торговля внутри блока за этот период выросла с 6,9 млрд до 32,7 млрд долларов. Однако его доля в общем экспорте стран-участниц сократилась с 8 до 4,7 процента. Более 2/3 товарооборота внутри союза обеспечивают Саудовская Аравия и ОАЭ.

Союз России, Белоруссии и Казахстана

Договор о создании Таможенного союза между Россией, Белоруссией и Казахстаном был подписан 6 октября 2007 года. В 1995 году те же страны уже создавали вместе с Киргизией и Таджикистаном экономическое сообщество, но оно как таможенный союз так и не заработало и сейчас существует в качестве зоны свободной торговли. С 1 июля 2010 года вступил в силу единый Таможенный кодекс трех стран. В 2009 году экспорт между ними оценивался почти в 40 млрд долларов. Доля союза в мировом экспорте — более 3 процентов.

Общий рынок государств Южной Америки

Договор о создании общего рынка государств Южной Америки (Mercado Comun del Sur, MERCOSUR) был подписан в 1991 году. Таможенный союз действует с 1994 года. В объединение входят Аргентина, Парагвай, Уругвай, Бразилия, в ближайшее время к ним присоединится Венесуэла. Боливия, Чили, Эквадор, Перу и Колумбия имеют статус ассоциированных членов. С 1990 по 2008 год экспорт внутри блока вырос с 4,1 млрд до 42,7 млрд долларов. Доля MERCOSUR в мировом экспорте — 1,8 процента.

Андское сообщество

Договор о создании Андского сообщества (Comunidad Andina) был подписан в 1969 году. 1 февраля 1995 года для членов сообщества введен общий внешний таможенный тариф. В союз входят Боливия, Колумбия, Эквадор и Перу. Чили, Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай являются ассоциированными членами.

Таможенный союз России, Беларуси, Казахстана

С 1990 по 2008 год экспорт внутри блока вырос с 0,5 млрд до 6,7 млрд долларов. Доля сообщества в мировом экспорте составляет 0,6 процента. При этом на торговлю друг с другом приходится 7,5 процента экспорта участников союза.

Южноафриканский таможенный союз

Считается старейшим в мире таможенным союзом. История его создания восходит к 1889 году, первый договор был подписан в 1910 году. В настоящее время в союз входят ЮАР, Ботсвана, Лесото, Намибия и Свазиленд. Помимо общего внешнего тарифа и свободного движения товаров внутри союза действует единая формула распределения доходов от сбора таможенных и акцизных пошлин. В 2008 году экспорт внутри организации составил 19 млрд долларов. Доля союза в мировой торговле — примерно 0,5 процента.

Экономическое сообщество государств Центральной Африки

Договор о создании CEEAC (Communaute Economique des Etats d’Afrique Centrale) был подписан в 1994 году. В объединение входят Камерун, ЦАР, Габон, Республика Конго, Экваториальная Гвинея и Чад. С 1990 по 2008 год экспорт внутри блока увеличился со 139 млн до 355 млн долларов. При этом его доля в общем экспорте стран снизилась с 2,3 до 0,8 процента. Доля CEEAC в мировом экспорте — 0,3 процента.

Общий рынок государств Центральной Америки

13 декабря 1960 года Сальвадор, Гватемала, Гондурас и Никарагуа подписали договор об экономической интеграции Центральной Америки. В 1962 году к договору присоединилась Коста-Рика. К 1980-м годам из-за политических и экономических противоречий объединение де-факто распалось. Новую жизнь в таможенный союз вдохнуло создание в 1993 году зоны свободной торговли в Центральной Америке. Сейчас ее доля в мировом экспорте составляет около 0,2 процента. Экспорт внутри союза — 6,7 млрд долларов.

Карибское сообщество

Таможенный союз в рамках Карибского сообщества, объединяющего 15 государств бассейна Карибского моря, существует с 1973 года. За последние 20 лет члены союза, за исключением Багамских островов, снизили общий внешний таможенный тариф с 20 до 10 процентов. С 1990 по 2008 год экспорт внутри сообщества вырос с 0,4 млрд до 3,8 млрд долларов, его доля в общем экспорте стран Карибского бассейна за тот же период увеличилась с 8 процентов до 12,9 процента. Удельный вес блока в мировом экспорте — 0,2 процента.

Восточноафриканское сообщество

Создано Танзанией, Угандой и Кенией в 1967 году, однако в 1977 году из-за противоречий между участниками его распустили. В 2000 году был подписан новый договор об учреждении EAC (East African Community). В 2007 году к организации присоединились Руанда и Бурунди. Экспорт внутри блока составляет 1,6 млрд долларов, или 17,6 процента от общего экспорта пяти государств. Более 50 процентов от общего объема товарооборота обеспечивает Кения. Доля сообщества в мировом экспорте — около 0,1 процента.

Таможенный cоюз России в Средней Азии невозможно предотвратить (Stratfor, США)

Резюме

Кыргызстан официально подал заявку на членство в Таможенный союз под руководством России, институт, призванный укрепить экономическое и политическое влияние России на бывших советских территорях. Несмотря на то, что вступление в союз во многих отношениях может навредить экономике Кыргызстана, неприсоединение может побудить Россию использовать имеющиеся у нее в Кыргызстане рычаги. Другие страны Центральной Азии с осторожностью наблюдают ситуацию в Кыргызстане, поскольку членство в Таможенном союзе Кыргызстана, вероятно, будет способствоваять их будущему членству в этой организации.

Анализ

Кыргызстан подал заявку на вступление в Таможенный союз, экономический и геополитический союз, который Россия использует для расширения своего влияния на постсоветском пространстве (нынешними членами являются Россия, Белоруссия и Казахстан). С одной стороны, членство в Таможенном союзе повредит киргизской экономике — будут введены более высокие тарифы, и Кыргызстан потеряет автономию в принятии решений по внешней торговле. Тем не менее, оставаться в стороне от Таможенного союза будет ещё рискованнее, поскольку Москва уже имеет много рычагов воздействия на Бишкек. Что ещё важнее, членство Кыргызстана в ТС позволит России с большей легкостью оказывать давление на другие страны Центральной Азии — Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан, чтобы те тоже присоединялись к союзу.

Влияние на экономику Кыргызстана

В отличие от других членов Таможенного Союза, являющихся экспортёрами, Кыргызстан зависит от импорта. Кыргызстан не является экономически самодостаточным государством, удовлетворение основных потребностей Кыргызстана зависит от России, Китая и других соседей по Центральной Азии. Россия обеспечивает почти 34 процента импорта в Кыргызстан — поставляет почти 70 процентов нефти. А также Россия является основным получателем экспорта из Кыргызстана, покупая 17,3 процента от всего количества. Китай является тоже важным торговым партнёром Кыргызстана. Кыргызстан импортирует электронику, мясо, одежду и сельхозпродукцию, а также экспортирует 75 процентов из этих недорогих китайских товаров в другие страны Центральной Азии и Россию. Узбекистан отправляет природный газ в северные и южные регионы Кыргызстана. Казахстан обеспечивает 5-7 процентов поставок нефти в Кыргызстан.

Вступление в Таможенный союз будет влиять на импортно-ориентированную экономику Кыргызстана по нескольким направлениям. В качестве члена ТС, Кыргызстан будет платить средний тариф ТС 10,6 процента, который более чем в два раза выше, чем теперешний тариф в Кыргызстане — 5,1 процента. Налог на добавленную стоимость (НДС) также возрастёт для Кыргызстана, как члена Таможенного союза. Текущие ставки НДС в Кыргызстане составляют 12 процентов, а ставка в ТС составляет 17 процентов. Эти более высокие тарифы предназначены для содействия торговле в рамках союза и затруднения торговли за его пределами. Более высокая ставка на импорт означает рост цен на потребительские товары, включая автомобили, медикаменты, компьютеры и одежду, импортируемые из стран, не являющихся странами Таможенного союза. Это уменьшит возможность Кыргызстана для импорта и реэкспорта недорогих китайских товаров. (Рост цен на китайский импорт, скорее всего, повлияет даже на чёрный рынок Кыргызстана.) Китай рассматривает Кыргызстан как важный рынок, потому что Кыргызстан в роли реэкспортёра создаёт торговый коридор в Центральной Азии. Киргизское участие в Таможенном союзе будет подрывать значение коридора.

Членство в ТС также повлияет на свободу Кыргызстана контролировать внешнюю торговую политику.

Таможенный союз ЕАЭС

Члены руководящего органа блока, Комиссии Таможенного Союза, не имеют равное право голоса в принятии решений. В настоящее время Россия имеет 57 процентов голосов, а Казахстан и Белоруссия имеют 21,5 процента. Кыргызстан должен будет договариваться с другими членами союза и получать одобрение России по всем вопросам внешней торговли.

Членство Кыргызстана в Таможенном союзе может также поставить под угрозу отношения с Всемирной Торговой Организацией (ВТО). Кыргызстан является единственной страной в Центральной Азии, имеющей членство в ВТО, а вступление в Таможенный союз будет конфликтовать с обязанностями члена ВТО. Правительство Кыргызстана знает, что даже если они вступят в ТС в 2012 году, членство не будет активизировано в течение ещё двух-трёх лет, так что будет некоторое время, чтобы разобраться в деталях и решить эту проблему.

Например, Бишкек может выйти из ВТО, либо попросить о корректировке правил ВТО (Россия смогла вступить в ВТО, состоя в Таможенном Союзе, хотя обстоятельства вступления Кыргызстана в ВТО отличаются, так как он вступил в ВТО раньше).

Перспективы Кыргызстана на членство

Бишкек знает, что членство в Таможенном союзе создаст проблемы, но он также знает, что невступление в блок будет тоже стоить немало. Кыргызстан вероятно, столкнется с давлением со стороны стран – членов Таможенного союза, в частности России, которая имеет множество рычагов в Кыргызстане. Мало того, что страны имеют прочные экономические связи, но Россия также обеспечивает безопасность Кыргызстана. Кыргызстан является членом Организации Договора о Коллективной Безопасности под руководством России. У России есть несколько военных объектов на территории Кыргызстана, в том числе арендуемая авиабаза в Канте. Кроме того, много киргизов работают в России и посылают домой денежные переводы. Кроме того, Россия предоставляет Кыргызстану кредиты и гранты.

Возможно, энергетика является наиболее очевидным рычагом России в Киргизии. В 2010 году Россия увеличила тарифы на экспорт топлива в Кыргызстан, что оказало давление на тогдашнего лидера Курманбека Бакиева, который был отстранён от власти в ходе поддержанной Россией революции. Текущий президент Киргизии Алмазбек Атамбаев убедил Москву отказаться от тарифов, но ничто не мешает России ввести тарифы ещё раз. Так же, как Россия поступила с другими странами, например с Украиной, Россия в отместку может прекратить энергоснабжение. Однако, если Бишкек подчинится и в соответствии с пожеланиями Москвы войдёт в Таможенный союз, Россия может предложить уступки, как, например, увеличение финансовой помощи или снижение цен на энергоносители.

Атамбаев осознает риски противостояния России, но есть ещё и другие факторы. Киргизская оппозиция с подозрением относится к Таможенному союзу, а её лидеры выступили против этого скоропалительного членства. Учитывая политическую и социальную нестабильность в Кыргызстане, Атамбаеву придётся внимательно лавировать. Внутренняя политическая ситуация в Кыргызстане в 2012 году, безусловно, будет одним из факторов, влияющем на темпы вступления в ТС.

Вероятная Политака в Центральной Азии

После Кыргызстана, следующая страна, которая скорее всего присоединится к Таможенному союзу будет Таджикистан. В Душанбе уже выразили заинтересованность в объединении, а зависимость экономики и системы безопасности Таджикистана от Москвы делает его легкой мишенью для убеждения. Тем не менее, Таджикистан до сих пор не начал никаких официальных действий по присоединию к блоку, поскольку Москва дала понять, что Кыргызстан должен присоединиться к ТС первым. После вступления Таджикистан почувствует те же экономические последствия членства, как и Кыргызстан, так как экономики обеих стран ориентированы на импорт.

После присоединения Кыргызстана и Таджикистана к Таможенному Союзу, Узбекистан окажется почти полностью окружён странами — членами Таможенного Союза. Узбекистан до сих пор не проявляет заинтересованности в присоединении к блоку. Напротив, он подверг критике этот союз, назвав его методом политически мотивированной интеграции. Сосед Узбекистана, Туркменистан не высказывается по этому вопросу. Ранее, Туркменистан пошёл на экономические трудности, только чтобы сохранить свою независимость. Пока Кыргызстан и Таджикистан получают членство в ТС, Туркменистан и Узбекистан получат время на противостояние союзу. Но как только союз окружит их географически, России будет проще оказывать давление на два последние оплота в Центральной Азии и подвигнуть их на членство в ТС.

Неясно, как долго Туркменистан и Узбекистан смогут противостоять вступлению в Таможенный Союз, но их сопротивление, скорее всего, будет недолгим. Если большинство стран Центральной Азии находятся в союзе, оставаться за пределами этого учреждения будет трудно экономически и политически.

Таможенный союз является одним из этапов в плане России по оказанию влияния в ближнем зарубежье. Следующей фазой будет создание Единого экономического пространства и Евразийского союза. Москва не хочет воссоздавать Советский Союз, так как эта организация доказала свою нежизнесповобность. Скорее, она хочет построить систему, в которой сможет влиять на бывшие советские республики, не принимая на себя ответственнось за текущее функционирование каждого государства. Несмотря на некоторое сопротивление, влияние Москвы в Центральной Азии будет восстановливаться, и членство Кыргызстана в Таможенном Союзе является важным шагом на пути к этому.

Перевод Ольга Калинина

Оригинал публикации: "Russia’s Inevitable Customs Union in Central Asia "

Евразийский экономический союз (ЕАЭС)

Евразийский экономический союз — международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе. В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.

Государствами—членами Евразийского экономического союза являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика и Российская Федерация.

ЕАЭС создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов.

Таможенный союз ЕАЭС

Таможенный союз ЕАЭС — форма торгово-экономической интеграции стран-участников, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.

Кто входит в таможенный союз с россией 2018

При этом страны-участники Таможенного союза применяют единые таможенные тарифы и другие меры регулирования при торговле с третьими странами.

Единую таможенную территорию Таможенного союза составляют территории стран-участников Таможенного союза, а также искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства-члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.

Страны-участники Таможенного союза:

  • Казахстан — с 1 июля 2010 года
  • Россия — с 1 июля 2010 года
  • Белоруссия — с 6 июля 2010 года
  • Армения — с 10 октября 2014 года
  • Киргизия — с 8 мая 2015 года

Официальные лица государств-участников Таможенного союза неоднократно заявляли о том, что рассматривают эту организацию как открытую для вступления других стран. С некоторыми странами уже ведутся переговоры о присоединении к Таможенному союзу, поэтому вполне вероятно, что в скором времени территория Таможенного союза будет значительно расширена.

Техническое регулирование в Таможенном союзе ЕАЭС

Техническое регулирование — один из ключевых элементов интеграции государств-участников Таможенного союза.

Механизмы, заложенные в техническом регулировании, позволяют устранить многочисленные, во многих случаях искусственно созданные технические барьеры в торговле, которые являются серьезной проблемой для бизнеса. Этому помогает правовая база, созданная в течение нескольких последних лет, в том числе благодаря усилиям специалистов Евразийской экономической комиссии.

В рамках Таможенного союза и Евразийского экономического сообщества к настоящему времени приняты следующие основные международные договоры, призванные упростить движение товаров на территории государств-участников:

  • Соглашение о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер;
  • Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования;
  • Соглашение об основах гармонизации технических регламентов;
  • Соглашение о применении Единого знака обращения продукции на рынке государств-членов ЕАЭС;
  • Соглашение о создании информационной системы ЕАЭС в области технического регулирования, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер;
  • Соглашение об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на территории Таможенного союза;
  • Соглашение о взаимном признании аккредитации органов по сертификации (подтверждению соответствия) и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия.

Подробную информацию о техническом регулировании в Таможенном союзе ЕАЭС вы можете получить из специально брошюры, подготовленной специалистами Евразийской экономической комиссии: