Содержание

1. Определение. Унитарное предприятие — это коммерческая организация, осуществляющая производственную, иную хозяйственную деятельность в качестве государственного или муниципального предприятия и наделенная в отношении закрепленного за ней собственником имущества правом хозяйственного ведения или (казенное предприятие) правом оперативного управления (ст. 113* ГК РФ).

2. Основные черты. Среди норм, установленных в отношении унитарных предприятий в ГК РФ (ст. 113-115*) и в специальном Федеральном законе от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (СЗ РФ. 2002. N 48. Ст. 4746), существенное значение имеют, в частности, следующие:

— унитарные предприятия действуют на основании норм Гражданского кодекса (как это записано и в Законе от 14 ноября 2002 г.), а также — учредительных документов (уставов). В соответствии с этим их правовое положение в принципе такое же, как и положение иных субъектов гражданского права, юридических лиц.

5.5. Государственные и муниципальные унитарные предприятия

Вместе с тем ГК РФ и законом введен ряд ограничений, в т.ч. при совершении сделок, которые не позволяют им в полной мере участвовать в товарно-рыночных отношениях;

— в форме унитарного предприятия могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Руководитель предприятия назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен;

— имущество государственного или муниципального унитарного предприятия (в последующем — "предприятия") находится соответственно в государственной или муниципальной собственности. Оно принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, позволяющим (при строгом, в соответствии с ГК РФ, определении их содержания) участвовать предприятию в гражданском обороте. Это имущество является неделимым, не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в т.ч. между работниками предприятия. В то же время предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом; но оно не несет ответственности по обязательствам собственника имущества;

— Министерством экономического развития и торговли РФ утвержден Примерный устав федерального государственного унитарного предприятия основанного на праве хозяйственного ведения (Приказ N 205 от 25 августа 2005 г.).

ГК РФ и Закон различают два основных вида унитарных предприятий:

а) предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК РФ);

б) предприятие, основанное на праве оперативного управления — казенное предприятие (ст. 115 ГК РФ).

А. Предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, — это унитарное предприятие в строгом значении. Право хозяйственного ведения, на котором основаны предприятия этого вида, является по своей сути вещным правом общедозволительного действия, близким по своей сути к праву собственности, за исключением права распоряжения в том его значении, которое влияет на судьбу государственного или муниципального имущества. Размер уставного фонда предприятия не может быть менее суммы, определенной законом и необходимой для удовлетворения требований кредиторов. В ГК РФ и в Законе предусмотрены правила, связанные с порядком и последствиями увеличения или уменьшения размера уставного фонда.

До государственной регистрации предприятия его уставный фонд должен быть полностью оплачен собственником.

Собственник имущества унитарного предприятия, как уже отмечалось, не отвечает по долгам предприятия (за исключением случаев, указанных в п. 3 ст. 56 ГК РФ, предусматривающем возможность субсидиарной ответственности).

Б. Казенное предприятие, основанное на праве оперативного управления. Право оперативного управления является вещным правом разрешительного порядка — оно дозволяет строго определенные действия, акты. Предприятия этого вида создаются, реорганизуются и ликвидируются на основе государственной и муниципальной собственности.

Собственник имущества казенного предприятия (Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование) несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.

Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 232 | Нарушение авторского права страницы

В.Т.

Муп это коммерческая организация или нет

Батычко
Предпринимательское право
Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011 г.

Тема 4. Организационно-правовые формы юридических лиц

4.5. Государственные и муниципальные унитарные предприятия

Одним из видов коммерческих организаций являются также государственные и муниципальные унитарные предприятия, правовое положение которых определено ГК РФ, а также Федеральным законом от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ (в ред. от 02.07.2010 г.) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Согласно п. 1 ст. 2 указанного Закона унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию.

От имени Российской Федерации или субъекта РФ права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта РФ в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В отличие от коммерческих юридических лиц — собственников имущества (хозяйственных товариществ, обществ и производственных кооперативов) государственные и муниципальные предприятия:

—  управляют не своей собственностью, а государственной либо муниципальной;

—  обладают не правом собственности, а ограниченными вещными правами (право хозяйственного ведения, право оперативного управления);

—  наделяются специальной (а не общей) правоспособностью;

—  являются унитарными, так как их имущество не может быть распределено по вкладам (паям, долям).

В Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:

1) унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения:

—  федеральное государственное предприятие;

—  государственное предприятие субъекта РФ (государственное предприятие);

—  муниципальное предприятие;

2) унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления:

—  федеральное казенное предприятие;

—  казенное предприятие субъекта РФ;

—  муниципальное казенное предприятие.

Казенные предприятия отличаются от других государственных и муниципальных предприятий тем, что:

—  наделяются вещным ограниченным правом оперативного управления, тогда как другие государственные предприятия имеют право хозяйственного ведения;

—  право оперативного управления значительно уже права хозяйственного ведения;

—  не вправе самостоятельно распоряжаться не только недвижимым, но даже и движимым имуществом;

—  в отличие от других государственных предприятий, не могут объявляться банкротами;

—  государство (Российская Федерация или субъект РФ) несет дополнительную ответственность по их обязательствам при недостаточности их имущества;

—  в них не формируется уставный фонд, в то время как в предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения, такой фонд создается (размер фонда государственного предприятия не может быть ниже 5000 минимальных размеров оплаты труда, муниципального — 1000 минимальных размеров оплаты труда).

Похожие главы из других работ:

Административно-правовой статус коммерческих организаций

Глава 1. Коммерческие организации как субъекты административного права

Законодательство России, регулирующее правовое положение юридических лиц, и виды юридических лиц как субъектов гражданских правоотношений

2. Коммерческие организации

Здание как объект недвижимости

2.2 Коммерческие здания

Коммерческие здания — используемые для ведения бизнеса (продажи и пр.). Эта категория здания может, в частности…

Коммерческие и некоммерческие организации

2.1 Коммерческие организации

Коммерческие организации ставят основной целью деятельности извлечение прибыли по результатам работы. Некоммерческие организации не преследуют целей извлечения прибыли или не распределяют прибыль среди участников Шиткина И.С…

Некоммерческие организации

1. Коммерческие организации

Организационно-правовые формы и виды формальных организаций

1.1 Коммерческие организации

Хозяйственные товарищества. Данные формы можно подразделить на: Полное товарищество — это товарищество…

Организационно-правовые формы предпринимательства

1.1 Коммерческие корпоративные организации: хозяйственные товарищества и общества

правовой предпринимательский бизнес юридический Коммерческие корпоративные организации создаются в форме хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов…

Организационно-правовые формы предпринимательства

1.2 Коммерческие корпоративные организации: иные формы

Помимо хозяйственных товариществ и обществ к коммерческим корпоративным организациям относятся производственные кооперативы и крестьянские (фермерские) хозяйства…

Организационно-правовые формы предпринимательства

1.5 Некоммерческие унитарные организации

Некоммерческими унитарными организациями являются фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, публично-правовые компании…

Преимущества и недостатки различных организационно-правовых форм предприятий

1.1 Коммерческие организации

Хозяйственные товарищества и общества — коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество таких товариществ, созванное за счет вкладов…

Существенные признаки и виды юридических лиц

2.2.1 Коммерческие организации

Коммерческими организациями признаются юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных организаций…

Формы государств в зарубежных странах

3.1.1.Унитарные государства и принципы их организации

Унитарная государственность — самая распространенная в настоящее время форма государственного устройства.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия — создание

Унитаризм свойствен подавляющему большинству государств, которые образовались после распада колониальной системы…

Характеристика закона "Об иностранных инвестициях в РФ" от 09.07.1999г.

3. Российские коммерческие организации с иностранными инвестициями.

В Законе содержится ряд положений, регулирующих деятельность российских юридических лиц с иностранным участием. На некоторые из данных норм необходимо обратить особое внимание…

Юридические лица, как участники гражданских правоотношений

3. Коммерческие организации

Юридические лица классифицируются по различным критериям. В зависимости от цели осуществляемой организацией деятельности юридические лица подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации…

Юридическое лицо как субъект гражданского права

3.1 Коммерческие организации

Коммерческая организация — юридическое лицо, преследующее извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности…

В соответствии с Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ (далее ФЗ ГМУП), унитарным предприятием признаётся коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закреплённое за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию .

Государственные и муниципальные унитарные предприятия (далее ГМУП) как юридические лица, преследующие коммерческие цели, обладают чертами и соответствуют нормам ГК РФ, которые в целом характерны для субъектов российского гражданского права. Вместе с тем существует ряд особенностей, которые отличают эти предприятия от других коммерческих организаций.

ГМУП в ходе коммерческой деятельности владеют и пользуются чужой (государственной, муниципальной) собственностью, которая принадлежит им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в связи с чем данные предприятия должны перечислять собственнику имущества часть прибыли от его использования.

В РФ создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:
1) унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения – федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное предприятие;

2) унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления – федеральное казённое предприятие, казённое предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казённое предприятие (далее – казённое предприятие).

Создание казённых предприятий для России не является новым явлением. Казённые заводы и фабрики существовали ещё в дореволюционной России и находились в ведении различных ведомств (военного, горного, морского и т.д.) Главным их назначением было удовлетворение государственных нужд, и в первую очередь, военных, поэтому большинство казённых предприятий были военными и горнометаллургическими. Актуальность создания казённых предприятий в современных условиях связана с необходимостью выполнения ими действий в хозяйственном обороте от имени государства.

Следует отметить, что до принятия ФЗ ГМУП казённые предприятия могли создаваться только на основе федеральной собственности и только по решению Правительства Российской Федерации. Начиная с 2003 года органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления получили возможность учреждать казённые предприятия или преобразовывать в них предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения.

Унитарные предприятия следуют отличать от бюджетных учреждений, которым государственное и муниципальное имущество также передается на праве оперативного управления. Несмотря на то, что и предприятия, и учреждения создаются по решению учредителя и наделяются определённым имуществом, у них различаются цели создания. Учреждение – это некоммерческая организация, главная цель которой – осуществление управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера. Учреждения финансируются полностью или частично своим учредителем.

Унитарное предприятие является коммерческой организацией, основная цель деятельности которого – получение прибыли в интересах своего учредителя. Однако в отличие от других коммерческих организаций получение прибыли не является первостепенной целью деятельности унитарного предприятия, так как государственное предпринимательство осуществляется в первую очередь для реализации функций органов государственной власти. Данная особенность целей создания унитарных предприятий следует из перечня случаев, в которых такие предприятия могут учреждаться на государственном и местном уровне в соответствии с ФЗ ГМУП (таблица 3).

Таблица 3 – Случаи, в которых создаются унитарные предприятия каждого вида

Государственное и муниципальное предприятие Казённое предприятие
1) использование имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности РФ; 2) осуществление деятельности в целях решения социальных задач, а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства; 3) производство отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной; 4) разработка и изготовление отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов РФ и обеспечивающей безопасность РФ;  
5) осуществление деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий; 6) осуществление научной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности РФ 5) осуществление деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для казённых предприятий; 6) если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для государственных или муниципальных нужд; 7) осуществление отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств

Из данной таблицы видно, что существуют случаи, в которых может создаваться унитарное предприятие любого вида – по усмотрению собственника, а также случаи создания унитарных предприятий, предусмотренные исключительно для государственных и муниципальных предприятий или исключительно для казённых. Кроме того, перечень указанных случаев является исчерпывающим, поэтому унитарные предприятий, не соответствующие по профилю своей деятельности положениям ФЗ ГМУП, должны быть приватизированы или перепрофилированы.

Указом Президента РФ № 2284 от 24.12.1993 г. (с изм. и доп.) предусматривается перечень имущества, не подлежащего приватизации . Перечислим некоторые виды предприятий, которые могут находиться только в федеральной собственности (всего более 40 наименований):

— Центральный банк Российской Федерации, предприятия, обеспечивающие выпуск и хранение денежных знаков, государственных казначейских билетов, облигаций и других государственных ценных бумаг;

— государственные унитарные предприятия, осуществляющие деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

— предприятия и оборудование для захоронения твердых и жидких радиоактивных и ядовитых химических отходов, скотомогильники;

— атомные станции и предприятия по производству специальных ядерных и радиоактивных материалов, ядерного оружия, а также предприятия, осуществляющие научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в указанных областях;

— объекты, предприятия, системы и средства управления воздушным движением аэропортов и авиапредприятий, связанных с обеспечением единой системы управления воздушным движением нижнего и верхнего воздушного пространства;

— объекты и предприятия Федерального управления почтовой связи;

— объекты и предприятия по сортировке драгоценных камней, аффинажные заводы (цеха и производства);

— радиотелевизионные передающие центры, радиоцентры;

— предприятия, занятые разработкой и производством шифротехники.

На региональном и местном уровне соответствующими законодательными и нормативными документами предусматриваются виды государственного и муниципального имущества, не подлежащего приватизации.

Решение о создании унитарного предприятия принимается соответствующим органом исполнительной власти.

При этом решение об учреждении казённого предприятия может принять только Правительство РФ на федеральном уровне, а на региональном и местном уровне органом государственной власти и органом местного самоуправления, которому в соответствии с региональными и местными нормативно-правовыми актами предоставлено такое право.

Государственное предприятие создаётся по решению уполномоченного, как правило, отраслевого органа государственной власти, а муниципальное предприятие – по решению главы местной администрации.

Данный орган утверждает устав, размер уставного и резервного фондов, определяет предмет деятельности предприятия, назначает руководителя, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью переданного предприятию имущества, а впоследствии также иные полномочия собственника в отношении унитарного предприятия.

Указание на вид и собственника унитарного предприятия обязательно должно содержаться в его полном фирменном наименовании.

Унитарное предприятие, являясь юридическим лицом, несёт ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, и не несёт ответственности по обязательствам собственника своего имущества. Собственник унитарного предприятия, в свою очередь, не несет ответственности по обязательствам государственного или муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана его собственником. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества государственного или муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казённых предприятий при недостаточности их имущества.

Очевидно, что в отношении казённых предприятий ответственность собственника не ограничивается только тем имуществом, которое передаётся данному предприятию на праве оперативного управления. Однако это компенсируется возможностью более жёстко контролировать деятельность предприятия по распоряжению этим имуществом.

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления предполагают передачу субъекту этого права только часть правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом.

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления – это вещные права, обладающие своей спецификой. Их возникновение связано, прежде всего, с невозможностью государства как крупного собственника самостоятельно осуществлять управление огромным имущественным потенциалом, а также необходимостью ограничить полномочия структур, которые от имени государства будут выступать в гражданско-правовых отношениях. Право хозяйственного ведения (ст. 294 ГК РФ) – это право государственного или муниципального предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника в пределах, предусмотренных законом или иным нормативно-правовым актом. Право оперативного управления (ст. 296 ГК РФ) – это право казённого предприятия (учреждения) владеть, пользоваться и распоряжаться закреплённым за ним имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями его деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Сравнение особенностей распоряжения имуществом у предприятий каждого вида приведено в таблице 4.

Таблица 4 – Полномочия унитарных предприятий по распоряжению имуществом, переданным им собственником

Государственное и муниципальное предприятие Казённое предприятие
1) распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами; 2) не вправе без согласия собственника распоряжаться принадлежащем ему недвижимым имуществом: сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал другой организации и др.; 3) движимым и недвижимым имуществом распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять уставную деятельность; 4) не вправе без согласия собственника совершать отдельные виды сделок: — связанные с предоставлением займов, поручительств; — получением банковских гарантий, с иными обременениями, — связанные с уступкой требований, переводом долга; — связанные с участием в коммерческой или некоммерческой организации, а также в простом товариществе; 5) не вправе без согласия собственника совершать крупные сделки и сделки с заинтересованностью 1) вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия собственника; 2) самостоятельно реализует произведенную им продукцию (работы, услуги), если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами; 3) вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом, в том числе с согласия собственника такого имущества, только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять уставную деятельность; 4) вправе осуществлять финансово-хозяйственную деятельность на договорной основе только с согласия собственника

В ФЗ ГМУП нет прямого указания на то, что согласование крупных сделок и сделок с заинтересованностью предусматривается именно для предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения. Однако в силу того, что за имуществом казённого предприятия собственник осуществляет тотальный контроль (согласовывает любые сделки), указанные виды сделок скорее будут иметь место в деятельности Г(М)УПа.

Так, крупной сделкой признаётся сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более 10 % уставного фонда унитарного предприятия или более чем в 50 000 раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда.

Руководитель унитарного предприятия признаётся заинтересованным в совершении унитарным предприятием сделки в случаях, если он, его супруг, родители, дети, братья, сестры и (или) их аффилированные лица, признаваемые таковыми в соответствии с законодательством РФ:

— являются стороной сделки или выступают в интересах третьих лиц в их отношениях с унитарным предприятием;

— владеют (каждый в отдельности или в совокупности) двадцатью и более процентами акций (долей, паёв) юридического лица, являющегося стороной сделки или выступающего в интересах третьих лиц в их отношениях с унитарным предприятием;

— занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной сделки или выступающего в интересах третьих лиц в их отношениях с унитарным предприятием;

— в иных, определённых уставом унитарного предприятия случаях.
Следует отметить, что предприятие, независимо от его вида, должно согласовывать с собственником создание своих филиалов и представительств, а также участие в уставном капитале других коммерческих организаций. При этом не допускается участие унитарного предприятия в кредитной организации, а также создание другого (дочернего) унитарного предприятия путём передачи ему части своего имущества.

Давыдов С.Н.

Вместе с тем ФЗ ГМУП не запрещает унитарным предприятиям создавать в качестве дочерних и зависимых предприятий организации других организационно-правовых форм (например, ООО или АО).

При утверждении устава предприятия собственник имеет право ещё в большей степени ограничить его правоспособность в распоряжении имуществом, определив размер и виды дополнительных сделок, требующих согласования с собственником.

Вопросы для самоконтроля:

1. Чем унитарное предприятие отличается от бюджетного учреждения?

2. Какие виды унитарных предприятий создаются в РФ?

3. В каких случаях создаются унитарные предприятия каждого вида?

4. Какие органы принимают решение о создании унитарных предприятий?

5. В чём различия полномочий по распоряжению имуществом у Г(М)УП и казённых предприятий?

6. Какая сделка признаётся крупной?

7. В какой сделке у руководителя организации имеется заинтересованность?

8. В каких организациях унитарное предприятие не может владеть долей в уставном капитале?

Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 7008 | Нарушение авторского права страницы

Унитарные предприятия

Унитарным предприятием признается коммерческая организа­ция, не наделенная правом собственности на имущество, закреплен­ное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предпри­ятия.Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Федерации или муниципальному образованию.

Характеристика унитарного предприятия.

От имени Российской Федерации или субъекта Федерации права собственника имущества унитар­ного предприятия осуществляют органы государственной власти РФ или органы государственной власти субъекта Федерации в рам­ках их компетенции, установленной актами, определяющими ста­тус этих органов. От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, уста­новленной актами, определяющими статус этих органов.

Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного пред­приятия. Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие). В России создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:

• унитарные предприятия, основанные на праве хозяйствен­ного ведения, — федеральное государственное предприятие, государственное предприятие субъекта Федерации и муници­пальное предприятие;

• унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, — федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Федерации и муниципальное казенное предприятие.

Унитарное предприятие создается без ограничения срока, если иное не установлено его уставом. Унитарное предприятие должно иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращен­ное фирменное наименование. Полное фирменное наименование государственного или муниципального предприятия должно содер­жать слова «федеральное государственное предприятие», «государ­ственное предприятие» или «муниципальное предприятие» и ука­зание на собственника его имущества — Российскую Федерацию, субъект Федерации или муниципальное образование. Полное фир­менное наименование казенного предприятия должно содержать слова «федеральное казенное предприятие», «казенное предпри­ятие» или «муниципальное казенное предприятие» и указание на собственника его имущества — Российскую Федерацию, субъект Федерации или муниципальное образование.

Унитарное предприятие несет ответственность по своим обяза­тельствам всем принадлежащим ему имуществом. Унитарное пред­приятие не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества (Российской Федерации, субъекта Федерации, муни­ципального образования). Российская Федерация, субъект Феде­рации, муниципальное образование не несут ответственности по обязательствам государственного или муниципального предпри­ятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкрот­ство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности иму­щества государственного или муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязатель­ствам. Российская Федерация, субъекты Федерации или муни­ципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.

Учредителем унитарного предприятия может выступать Россий­ская Федерация, субъект Федерации или муниципальное образо­вание. Решение об учреждении федерального государственного предприятия принимается Правительством РФ или федеральными органами исполнительной власти в соответствии с актами, опре­деляющими компетенцию таких органов. Решение об учреждении государственного предприятия субъекта Федерации или муници­пального предприятия принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими ком­петенцию таких органов. Федеральное казенное предприятие уч­реждается решением Правительства РФ. Казенное предприятие субъекта Федерации учреждается решением органа государственной власти субъекта Федерации, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право при­нятия такого решения. Муниципальное казенное предприятие уч­реждается решением органа местного самоуправления, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, пре­доставлено право принятия такого решения.

Государственное или муниципальное предприятие может быть создано при необходимости:

• использования имущества, приватизация которого запрещена (в том числе имущества, которое необходимо для обеспече­ния безопасности России);

• осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения про­довольственной безопасности государства;

• осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий;

• осуществления научной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности России;

• разработки и изготовления отдельных видов продукции, на­ходящейся в сфере интересов России и обеспечивающей ее безопасность;

• производства отдельных видов продукции, изъятой из обо­рота или ограниченно оборотоспособной.

Казенное предприятие может быть создано в случаях, преду­смотренных законодательством:

• если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназ­начена для федеральных государственных нужд, нужд субъекта Федерации или муниципального образования;

• необходимости использования имущества, приватизация ко­торого запрещена (в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности России, функционирования воз­душного, железнодорожного и водного транспорта, реализа­ции иных стратегических интересов России);

• необходимости осуществления деятельности по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг), реализуемых по установленным государством ценам в целях решения со­циальных задач;

• необходимости разработки и производства отдельных видов продукции, обеспечивающей безопасность России;

• необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной;

• необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств;

• необходимости осуществления деятельности, предусмотрен­ной федеральными законами исключительно для казенных предприятий.

Учредительным документом унитарного предприятия является его устав. Устав унитарного предприятия утверждается уполно­моченными государственными органами Российской Федерации, государственными органами субъекта Федерации или органами местного самоуправления. Устав унитарного предприятия должен содержать:

• полное и сокращенное фирменное наименование унитарного предприятия;

• указание на местонахождение унитарного предприятия;

• цели, предмет и виды деятельности унитарного предприятия;

• сведения об органе или органах, осуществляющих полномочия собственника имущества унитарного предприятия;

• наименование органа унитарного предприятия (руководитель, директор, генеральный директор);

• порядок назначения на должность руководителя унитарного предприятия, а также порядок заключения с ним, изменения и прекращения трудового договора в соответствии с трудо­вым законодательством и иными содержащими нормы тру­дового права нормативно-правовыми актами;

• перечень фондов, создаваемых унитарным предприятием, раз­меры, порядок формирования и использования этих фондов.

• размер уставного фонда;

• направления использования прибыли.

Размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее чем 5000 минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации государственного предприятия. Размер уставного фонда муниципального предприятия должен составлять не менее чем 1000 минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации муни­ципального предприятия. На казенном предприятии уставный фонд не формируется.

Руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор) является единоличным исполнительным органом этого предприятия, назначается собственником имущества унитарного предприятия и подотчетен ему. Руководитель унитарного пред­приятия не вправе быть учредителем (участником) юридического лица, занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного само­управления, коммерческих и некоммерческих организациях (кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности), за­ниматься предпринимательской деятельностью, быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнитель­ного органа коммерческой организации (за исключением случаев, если участие в органах коммерческой организации входит в долж­ностные обязанности данного руководителя), а также принимать участие в забастовках.

Унитарное предприятие может быть ликвидировано по реше­нию собственника его имущества или по решению суда по основа­ниям и в порядке, которые установлены законодательством.

Дата добавления: 2017-03-29; просмотров: 103;

Объединения людей позволяют им добиться своих целей быстрее и эффективнее, особенно если речь идёт о бизнесе или социальных проектах. Компании и организации – это различные формы взаимодействия граждан и юридических лиц, которые на первый взгляд являются синонимами.

Унитарное предприятие

Однако на самом деле между ними есть различия, влияющие на понимание данных категорий.

Определение

Компания – это юридическое лицо, которое ведёт предпринимательскую деятельность и зарегистрировано в установленном порядке. Ему соответствует определённая правовая форма: ООО, ОАО, ОДО и другие. Компания может быть государственной и частной собственности, а также смешанной.

Организация – это объединение физических или юридических лиц для достижения общих целей. Количество участников составляет 2 и более, а деятельность может быть коммерческой или некоммерческой. Организация занимается производством, реализует социальный проект, является потребительским союзом и т.д.

Сравнение

Исходя из полученных данных, компания всегда создаётся для извлечения прибыли, а организация может иметь некоммерческий характер. Это определяется не только статусом объединения, но и его организационно-правовой формой. Компании регистрируется в качестве ООО, ОДО, ЗАО, а организации могут действовать неформально. В некоторых странах мира, впрочем, такая активность является незаконной.

В компании всегда есть руководство, которое принимает решения и определяет развитие объединения. Организация может обладать качественно иной структурой, в том числе сетевого типа, где нет формальной администрации, а все участники наделены равными правами.

Выводы TheDifference.ru

  1. Цель деятельности. Компания – это всегда коммерческое предприятие, в то время как организация может быть некоммерческой.
  2. Регистрация и формальный статус. Общественная организация может вести свою деятельность в свободном порядке. Для коммерческой деятельности компании регистрация обязательна.
  3. Состав. Компания всегда представлена одним юридическим лицом, а организация может включать в себя целую группу компаний.
  4. Иерархия. Компания представляет собой иерархическую структуру, где есть управляющий. Организация может иметь сетевой статус, где есть только лидеры, а не администраторы.