بسم الله الرحمن الرحيم
الحمد لله رب العالمين والصلاة و السلام علي رسولنا محمد و علي اله و صحبه اجمعين

О мусульмане, мечети являются домами Аллаха на земле, и Аллах сделал их источниками света для мусульман, а так же местом,  где собираются множество ангелов и доносят верующим радостную весть о милости и благе Всевышнего, весть, несущую успокоение сердцам мусульман.
Мечеть  مَسْجِد (масджид) образовалось от слово  سجد (суджуд)- земной поклон, значить мечеть — это место совершения земного поклона, место где поклоняются Всевышнему Аллаху, и самое любимое место для Аллаха на земле – мечети. И тот, кто посетил мечеть, тот находится в гостях у Аллаха.

Как сказал Пророк мир ему: «Кто сделал омовение дома, затем пришел в мечеть, тот считается гостем Аллаха, и Аллах является лучшим принимающим гостей»

 Абу Аль-Дардаа рассказал сыну: «О сын мой, сделай мечеть для себя домом, (и он имел ввиду посещение мечети так часто как возможно), потому что мечеть является домом для истинно уверовавших, тех, которые убоялись Аллаха, и я слышал как Посланник Аллаха сказал: «Всякого, кто сделал мечеть для себя домом, Аллах одарит своей милостью и  своим прощением, и проведет его через мост Сират в Рай"»

Мечети играют важнейшую роль в становлении общества верующих, и мечети обеспечивают распространение знаний, и именно поэтому, первым делом Пророка Мухаммада мир ему, когда он прибыл в Медину, было строительство мечети.

Ислам призывает мусульман заботиться о мечетях, и обещает большую награду от Аллаха.
Как сказано в Коране: «Должны ходить в мечети только те, которые уверовали в Аллаха Единого, в День Воскресения и воздаяния, благочестиво совершают молитву, дают из своего имущества очистительную милостыню (закат). Они боятся только Аллаха. Может  быть, они будут у Аллаха на прямом пути веры!»
Мать правоверных Аиша (р.а.) сказала: «Кто построил мечеть и не искал славы среди людей, и его намерением было угодить Аллаху, то Аллах построит тому замок в Раю».
Слово «посторил» в данном хадисе имеет несколько значений, как например – тратить деньги на постройку мечети, на ремонт мечети, на поддержание мечети в надлежащем состоянии, содержать в чистоте, и Аллах награждает заботящихся о его домах на земле большими наградами в вечной жизни.

Посещение мечетей вселяет спокойствие в души людей. Это место очищения от суеты бренного мира и размышления о вечном. В мечети читается Коран и возвещаются проповеди. Мечеть – это место сбора мусульман и центр религиозной общины. Все мусульмане могут приходить туда без приглашения, как к себе домой.

В Священном Коране говорится: «Несомненно, все мечети принадлежат Аллаху. Поэтому не взывайте никому, кроме Аллаха»
Многие из мусульман забыли или, может быть, не знают правило поведения в мечете и сегодня мы хотели бы посвятить статью о правилах посещения мечети.

Первое и, наверное, одно из самых главных правил, при посещение мечети — это чистота (тело, одежды и т.д.)

Когда мы отправляемся в мечеть, мы должны быть уверены, что от нас не исходит неприятный запах.  Кроме того, когда готовимся на Пятничный намаз (Джумга) мы должны брать полное омовение — это сунна. Посланник Аллаха даже запретил приходить в мечеть тем из мусульман, которые недавно ели лук или чеснок в хадисе сказано: «Пусть поевший лук, чеснок или лук-порей (сырыми) ни в коем случае не приближается к нашей мечети, ибо, поистине, ангелам он причиняет те же страдания, что и сынам Адама». Однако, некоторые из прихожан, умудряются даже курить возле мечети, а потом заходить.  Пожалуйста, будьте бдительны и избегайте подобных ошибок!

Отправляясь в мечеть, мы должны надеть самую лучшую одежду, что у нас есть. Однако великому сожаленью, мы можем иногда наблюдать, что некоторые из прихожан проявляют небрежность в выборе одежды для такого святого места как мечеть.

Заходя в мечеть, мужчина должен быть в брюках, предпочтительна рубашка с длинными рукавами.
Одежда должна быть чистая, не привлекающая внимания расцветкой или кричащими надписями. Так как придется снимать обувь – позаботьтесь о чистых носках.

Женщина должна максимально прикрыть свое тело и покрыть волосы платком.
По закону ислама у женщины открытыми могут остаться лицо, кисти рук и ступни ног.

Что такое мечеть, значение, зарождение в исламе и правила посещения

Цвет одежды не должен быть очень ярким, а силуэт — облегающим. Голову следует прикрыть. Если ваша одежда не соответствует предписаниям ислама, не удивляйтесь, когда вам вежливо предложат надеть халат или хиджаб.

Дети до совершеннолетия (12 лет мальчики 9 лет девочки) могут быть в шортах и майках.

При входе в мечеть обязательно снимайте обувь.

Перед тем как сесть, нужно прочесть два ракаата намаза «Тахиятуль-Масджид» (намаз приветствия мечети), если конечно имам не ведет пятничный проповедь, а затем и поприветствовать всех находящихся в мечете;

Когда мы слышым азан, мы должны сесть лицом к кибле, прекратить разговоры, необходимо  повторять за муаззином слова азана, кроме слов, когда муаззин произносит (Хайя ‘аля-c Сала и Хайя ‘Ала аль Фалах), то вы говорите (ла хауля уала кувата илла Биллах), после азана прочитать дуа азана, читать салават Пророку мир ему и просить Аллаха, чтобы Он наделил нашего Пророка правом заступаться за нас в Судный день. Делать дуа во время между азаном и икамой является благословенным временем, в течении которого будут приниматься дуа. Когда же имам занимает свое место и просит произнести икаму, то услышав ее, верующим полагается встать на молитву.

Если вы пришли в мечеть в Пятницу и началось проповедь (хутба), то вам следует сесть и слушать хутбу.

Некоторые из братьев, зайдя в мечеть во время икамы, спешат прочитать сунну, и только потом присоединяются к коллективной обязательной молитве, и это ошибочно, потому что после того как прозвучала икама, есть только одна молитва – фард. И только после обязательной молитвы вы можете читать все прочие сунна молитвы, которые вы пропустили.

Следует избегать причинения вреда другим мусульманам или причинения им неудобств, ибо это является грехом.Особенно если это касается причинения неудобств в их молитве. В наше время признаком этого стало то, и вы сами неоднократно бывали свидетелями этого,  что нередко во время хутбы или непосредственно молитвы звенят мелодии на мобильных телефонах. Конечно же, каждый человек может забыть выключить звук своего мобильника во время Джумы, но если бы они не выбрали в качестве звонка музыку, которой место в баре или на дискотеке, то им не пришлось бы попадать в такую ситуацию. Это так же касается тех из братьев, которые в качестве мелодии выбирают не обычный простой звонок, а устанавливают нашиды или отрывки из Корана. Да убережет нас Аллах от таких ошибок.

Некоторые из братьев могут не заметить, как они чересчур громко читают Коран в мечети, и это тоже не является достойным поведением в мечети, потому что, если кто-то из братьев совершает молитву в это время, то он может сбиться с толку и ему будет сложно сконцентрироваться. Посланник Аллаха   сказал: «Не повышайте голоса чтением Корана среди вас. Всевышний Аллах услышит ваше чтение, даже если вы будете читать тихим голосом».

Не желательно в мечете разговаривать громко. Громкий разговор может помешать молящимся, и в таком случае громко говорящим стоит мягко указать им об их ошибке. И вообще в мечете не должны вестись разговоры на мирские темы.

Так же, из этики нахождения в мечети, это заходить в мечеть спокойно, с почтением, даже если молитва уже началась, дабы не отвлекать  молящихся своим шумом и спешкой. Пророк мир ему сказал: «Если вы услышали икаму, то подойдите не создавая шума, присоединитесь к жамаа, и прочитайте то к чему присоединились, и дочитайте то, что пропустили из своей молитвы».

Если вы взяли в мечети Коран или другую книгу с целью прочитать, то не забудьте положить их обратно на то же место, откуда вы его брали.

Мы надеемся, что все мы станем образцовыми в поведении в мечети, и да простит нам Аллах наши прошлые грехи, и сделает наш слух внемлющим истине, а сердца наши принимающим ее. Аминь.

Печать

В мечете или в мечети

Восток – дело тонкое и с этим крылатым выражением даже не поспоришь. Народы Азии особенно арабская цивилизация для жителей Европы представляют сложную, но от этого не менее интересную головоломку. У людей, живущих на востоке ко всему в жизни другое отношение, нежели у европейца. Они не так воспринимают жизнь или смерть, у них своя религия, у них другие понятия брака и любви.

Путешествующие по Азии и Аравийскому полуострову люди заостряли своё внимание на том, что они нигде не замечали храмов. Оказалось, что жители этой местности исповедуют исламскую религию и их места для молитвы сильно отличаются от привычных для взгляда европейца видов соборов. Называют они их «мечетями» и их оказывается достаточно много.

Мечети это мусульманские храмы для молитвы с оригинальной архитектурой возведенные по установленным правилам. Здания находятся обособленно о других строений, и имеет купол-гамбиз. По периметру мечети располагаются башни для зазывал-муэдзинов, они носят название «минарет» и их число может колебаться от одной до девяти штук. На сегодняшний день многие башни осовременены и там просто находятся динамики.

Но раньше на эти высокие минареты поднимались настоящие, зачастую в преклонном возрасте, служители мечети. Нередко мечеть обладает внутренним двором, в котором располагается религиозная школа, она называется «медресе». Изнутри мусульманская мечеть оснащена скромным залом для молитвы. На стенах вы не увидите богатой росписи фресок как это принято, например в христианстве.

Стены обычно несут на себе строки, которые содержит главная книга мусульман, написанные арабской вязью. В одной из стен, которая располагается в той стороне где находится Мекка есть пустая ниша – «михраб», справа от неё находится кафедра с которой читает проповедь имам. Только на эту стену обращаются лицами все прихожане мечети, направление, которое показывает эта ниша, называется «кибла».

На полах дома для совершения обряда молитвы расстелены ковры на которые прихожане опускаются на колени. Непременным атрибутом интерьера, который есть в любой мечети, является ритуальный бассейн для омовения перед молитвой. Обязательно стоит знать что обутыми в мечеть не входят разуваться нужно перед входом. Самой красивой мечетью является храм Омейядов что в городе Дамаске. На его постройку ушло 10 лет и множество рабочих трудились над его возведением. Интерьер его покрыт золотом и камнями. Но самое интересное для христиан то что здесь есть минарет пророка Исы (так мусульмане зовут Христа) который спустится здесь во втором пришествии.

بسم الله الرحمن الرحيم
الحمد لله رب العالمين والصلاة و السلام علي رسولنا محمد و علي اله و صحبه اجمعين

О мусульмане, мечети являются домами Аллаха на земле, и Аллах сделал их источниками света для мусульман, а так же местом,  где собираются множество ангелов и доносят верующим радостную весть о милости и благе Всевышнего, весть, несущую успокоение сердцам мусульман.
Мечеть  مَسْجِد (масджид) образовалось от слово  سجد (суджуд)- земной поклон, значить мечеть — это место совершения земного поклона, место где поклоняются Всевышнему Аллаху, и самое любимое место для Аллаха на земле – мечети. И тот, кто посетил мечеть, тот находится в гостях у Аллаха.

Как сказал Пророк мир ему: «Кто сделал омовение дома, затем пришел в мечеть, тот считается гостем Аллаха, и Аллах является лучшим принимающим гостей»

 Абу Аль-Дардаа рассказал сыну: «О сын мой, сделай мечеть для себя домом, (и он имел ввиду посещение мечети так часто как возможно), потому что мечеть является домом для истинно уверовавших, тех, которые убоялись Аллаха, и я слышал как Посланник Аллаха сказал: «Всякого, кто сделал мечеть для себя домом, Аллах одарит своей милостью и  своим прощением, и проведет его через мост Сират в Рай"»

Мечети играют важнейшую роль в становлении общества верующих, и мечети обеспечивают распространение знаний, и именно поэтому, первым делом Пророка Мухаммада мир ему, когда он прибыл в Медину, было строительство мечети.

Ислам призывает мусульман заботиться о мечетях, и обещает большую награду от Аллаха.
Как сказано в Коране: «Должны ходить в мечети только те, которые уверовали в Аллаха Единого, в День Воскресения и воздаяния, благочестиво совершают молитву, дают из своего имущества очистительную милостыню (закат). Они боятся только Аллаха. Может  быть, они будут у Аллаха на прямом пути веры!»
Мать правоверных Аиша (р.а.) сказала: «Кто построил мечеть и не искал славы среди людей, и его намерением было угодить Аллаху, то Аллах построит тому замок в Раю».
Слово «посторил» в данном хадисе имеет несколько значений, как например – тратить деньги на постройку мечети, на ремонт мечети, на поддержание мечети в надлежащем состоянии, содержать в чистоте, и Аллах награждает заботящихся о его домах на земле большими наградами в вечной жизни.

Посещение мечетей вселяет спокойствие в души людей. Это место очищения от суеты бренного мира и размышления о вечном. В мечети читается Коран и возвещаются проповеди. Мечеть – это место сбора мусульман и центр религиозной общины. Все мусульмане могут приходить туда без приглашения, как к себе домой.

В Священном Коране говорится: «Несомненно, все мечети принадлежат Аллаху. Поэтому не взывайте никому, кроме Аллаха»
Многие из мусульман забыли или, может быть, не знают правило поведения в мечете и сегодня мы хотели бы посвятить статью о правилах посещения мечети.

Первое и, наверное, одно из самых главных правил, при посещение мечети — это чистота (тело, одежды и т.д.)

Когда мы отправляемся в мечеть, мы должны быть уверены, что от нас не исходит неприятный запах.  Кроме того, когда готовимся на Пятничный намаз (Джумга) мы должны брать полное омовение — это сунна. Посланник Аллаха даже запретил приходить в мечеть тем из мусульман, которые недавно ели лук или чеснок в хадисе сказано: «Пусть поевший лук, чеснок или лук-порей (сырыми) ни в коем случае не приближается к нашей мечети, ибо, поистине, ангелам он причиняет те же страдания, что и сынам Адама». Однако, некоторые из прихожан, умудряются даже курить возле мечети, а потом заходить.  Пожалуйста, будьте бдительны и избегайте подобных ошибок!

Отправляясь в мечеть, мы должны надеть самую лучшую одежду, что у нас есть. Однако великому сожаленью, мы можем иногда наблюдать, что некоторые из прихожан проявляют небрежность в выборе одежды для такого святого места как мечеть.

Заходя в мечеть, мужчина должен быть в брюках, предпочтительна рубашка с длинными рукавами.
Одежда должна быть чистая, не привлекающая внимания расцветкой или кричащими надписями. Так как придется снимать обувь – позаботьтесь о чистых носках.

Женщина должна максимально прикрыть свое тело и покрыть волосы платком.
По закону ислама у женщины открытыми могут остаться лицо, кисти рук и ступни ног. Цвет одежды не должен быть очень ярким, а силуэт — облегающим. Голову следует прикрыть. Если ваша одежда не соответствует предписаниям ислама, не удивляйтесь, когда вам вежливо предложат надеть халат или хиджаб.

Дети до совершеннолетия (12 лет мальчики 9 лет девочки) могут быть в шортах и майках.

При входе в мечеть обязательно снимайте обувь.

Перед тем как сесть, нужно прочесть два ракаата намаза «Тахиятуль-Масджид» (намаз приветствия мечети), если конечно имам не ведет пятничный проповедь, а затем и поприветствовать всех находящихся в мечете;

Когда мы слышым азан, мы должны сесть лицом к кибле, прекратить разговоры, необходимо  повторять за муаззином слова азана, кроме слов, когда муаззин произносит (Хайя ‘аля-c Сала и Хайя ‘Ала аль Фалах), то вы говорите (ла хауля уала кувата илла Биллах), после азана прочитать дуа азана, читать салават Пророку мир ему и просить Аллаха, чтобы Он наделил нашего Пророка правом заступаться за нас в Судный день. Делать дуа во время между азаном и икамой является благословенным временем, в течении которого будут приниматься дуа. Когда же имам занимает свое место и просит произнести икаму, то услышав ее, верующим полагается встать на молитву.

Если вы пришли в мечеть в Пятницу и началось проповедь (хутба), то вам следует сесть и слушать хутбу.

Некоторые из братьев, зайдя в мечеть во время икамы, спешат прочитать сунну, и только потом присоединяются к коллективной обязательной молитве, и это ошибочно, потому что после того как прозвучала икама, есть только одна молитва – фард. И только после обязательной молитвы вы можете читать все прочие сунна молитвы, которые вы пропустили.

Следует избегать причинения вреда другим мусульманам или причинения им неудобств, ибо это является грехом.Особенно если это касается причинения неудобств в их молитве. В наше время признаком этого стало то, и вы сами неоднократно бывали свидетелями этого,  что нередко во время хутбы или непосредственно молитвы звенят мелодии на мобильных телефонах. Конечно же, каждый человек может забыть выключить звук своего мобильника во время Джумы, но если бы они не выбрали в качестве звонка музыку, которой место в баре или на дискотеке, то им не пришлось бы попадать в такую ситуацию. Это так же касается тех из братьев, которые в качестве мелодии выбирают не обычный простой звонок, а устанавливают нашиды или отрывки из Корана. Да убережет нас Аллах от таких ошибок.

Некоторые из братьев могут не заметить, как они чересчур громко читают Коран в мечети, и это тоже не является достойным поведением в мечети, потому что, если кто-то из братьев совершает молитву в это время, то он может сбиться с толку и ему будет сложно сконцентрироваться. Посланник Аллаха   сказал: «Не повышайте голоса чтением Корана среди вас.

Ударение в слове мечети

Всевышний Аллах услышит ваше чтение, даже если вы будете читать тихим голосом».

Не желательно в мечете разговаривать громко. Громкий разговор может помешать молящимся, и в таком случае громко говорящим стоит мягко указать им об их ошибке. И вообще в мечете не должны вестись разговоры на мирские темы.

Так же, из этики нахождения в мечети, это заходить в мечеть спокойно, с почтением, даже если молитва уже началась, дабы не отвлекать  молящихся своим шумом и спешкой. Пророк мир ему сказал: «Если вы услышали икаму, то подойдите не создавая шума, присоединитесь к жамаа, и прочитайте то к чему присоединились, и дочитайте то, что пропустили из своей молитвы».

Если вы взяли в мечети Коран или другую книгу с целью прочитать, то не забудьте положить их обратно на то же место, откуда вы его брали.

Мы надеемся, что все мы станем образцовыми в поведении в мечети, и да простит нам Аллах наши прошлые грехи, и сделает наш слух внемлющим истине, а сердца наши принимающим ее. Аминь.

Печать

Реферат на тему:

Мечеть

План:

    Введение

  • 1Типы мечетей
  • 2Архитектура мечетей
  • 3Элементы мечети
  • 4Требования к посещению мечети
  • 5Возникновение
  • 6Интересные факты
  • 7Галерея
  • Примечания

Введение

Мече́ть (араб. مسجد‎‎  — «место поклонения») — мусульманское богослужебное архитектурное сооружение.

Представляет собой отдельно стоящее здание с куполом-гамбизом, иногда мечеть имеет внутренний двор (Мечеть Аль-Харам).

Мечеть — склонение и ударение в слове, словарное слово

Флигелем к мечети пристраиваются башни-минареты числом от одного до девяти (число минаретов должно быть меньше, чем в мечети аль-Харам). Молитвенный зал лишен изображений, но на стенах могут быть начертаны строки из Корана на арабском. Стена, обращённая к Мекке, отмечена пустой нишей, михрабом. Справа от михраба расположена кафедра-минбар, с которой проповедник имам читает свои проповеди верующим во время пятничной молитвы. При мечетях, как правило, работают школы-медресе.

1. Типы мечетей

Уже в конце VII века установилось различие в зависимости от назначения и функций между :

  • квартальная мечеть — мечеть ежедневной пятикратной молитвы;
  • соборная мечеть — мечеть для коллективной пятничной молитвы, совершаемой всей общиной;
  • кабире — центральная столичная мечеть;
  • мусалла (перс. намазгох‎)— общегородская мечеть, в виде открытой площади (для богослужений в праздник Курбан-байрам).

Соборная мечеть переживает расцвет в эпоху Омейядов, когда её архитектурные формы и богатства декоративного убранства должны были продемонстрировать величие правителей и материальное благополучие, процветание мусульманской общины — уммы.

Параллельно с этим, простые мечети приобретают большое разнообразие форм и часто имеют районное (квартальное) значение, выполняют роль придворного святилища встроенного во дворец правителя, служат местом ежедневной индивидуальной молитвы и проведения похорон.

У всех мусульманских культовых сооружений есть одна общая черта — они ориентированы строго на Мекку, или, точнее, на Каабу, то место, куда посылаются молитвы. Это направление на Каабу называется кибла (дословно «то, что находится напротив»). От него получила своё название и задняя, обращённая к Каабе, стена любого молитвенного здания в исламе, которая тоже называется кибла.

2. Архитектура мечетей

  • Мечеть с угловой постановкой минарета — в зодчестве казанских татар наиболее распространена в городской черте;
  • Мечеть с двумя минаретами — купольное здание с главным входом, фланкированными двумя высокими цилиндрическими минаретами. Более характерна для Ближнего и Среднего Востока, Малой и Средней Азии;
  • Мечеть с минаретом на крыше — прямоугольное одно- и двухэтажное здание с двухскатной крышей, ориентированное с севера на юг. Крышу прорезал восьмигранный или иногда цилиндрический минарет, завершенный высоким пирамидальным или коническим шатром. Минарет располагался в большинстве случаев над геометрическим центром здания и представлял собой двух-трехъярусную башню.

3. Элементы мечети

  • кибла — («то, что находится напротив») направление на Каабу, задняя, обращённая к Каабе, стена мечети;
  • михраб — ориентированная на Каабу ниша (плоская, условная или вогнутая), перекрытая аркой, небольшим сводом или конхой и вставленная в раму;
  • аназа («стрела») — стена, резная мраморная доска или деревянная ниша вблизи от входа в мечеть, своего рода михраб во дворе;
  • минбар — отличительный признак соборной мечети — кафедра, с которой имам (глава мусульманской общины) произносит пятничную проповедь, аналог амвона в раннехристианской и византийской базилике;
  • максура — её появление было обусловлено присутствием в мечети правителя или представителей административной власти. Это — квадратное в плане, отгороженное резным деревянным или металлическим простенком от основного пространства помещение в непосредственной близости от михраба и минбара;
  • дикка — специальные платформы, стоя на которых муэдзины повторяют движения имама и тем самым направляют движения верующих;
  • кюрси — пюпитр для Корана.

Необходимость совершать перед входом в мечеть ритуальные омовения привела к появлению специально предназначенных для этого зал, помещений за пределами мечети или фонтанов во дворе, называемых — хаузы.

4. Требования к посещению мечети

  • Если одежда посетителя не соответствует предписаниям ислама, ему (ей) могут предложить надеть халат или хиджаб.
  • Перед входом в молитвенный зал снимают обувь
  • Перед намазом надо обязательно совершить ритуальное омовение

5.

Возникновение

Общепринятая этимология слова «мечеть» производит его от «масджид», в свою очередь происходящего от арабского корня «саджада» — падать ниц — в значении места, и означает «место поклонения». Оно указывает на место, где верующий может поклониться Богу во время молитвы, и не предполагает ничего, кроме ритуально чистого пространства. Наряду с исламской версией существует альтернативная, согласно которой слово "мечеть" может происходить от древнерусского "мъчта" ("дух", "образ"). В этом случае, "мъчеть" — это место встречи с духами. В пользу этой этимологии свидетельствуют "восточное" прошлое Москвы (архитектура, история) и наличие полумесяцев на крестах самых древних православных храмов, а так же факт того, что понятие "мечети" в Европу пришло как слово Москва ("moscue", "mosche", "moscu"). На раннем этапе истории Ислама культовые сооружения покоренных народов победители называли словом "мечеть".

6. Интересные факты

  • Мечетью, самой высоко расположенной от поверхности Земли (хотя и не самой высокой в мире) станет мечеть, занимающая один из верхних этажей Дубайской башни — самого высокого сооружения в мире.
  • Самая северная в мире мечеть — Курд-Намаль в Норильске.
  • Стены мечети Туркменбаши Рухы украшены не только изречениями из Корана, но и цитатами из книги Сапармурата Туркменбаши «Рухнама».
  • Кошки являются единственными животными, которым доступен вход в мечеть.

7. Галерея

  • Мечеть в Лахоре, построенная Аурангзебом

  • Мечеть Кул-Шариф в Казани

  • Интерьер Мескиты в Кордове

  • Парижская соборная мечеть

  • Мечеть Джами-уль-Альфар в Коломбо, Шри-Ланка

  • Мусульмане в мечети Сринагара, Джамму и Кашмир

  • Сианьская соборная мечеть, Китай

  • Суннитская мечеть Владикавказа

  • Уфимская мечеть-медресе «Ляля-Тюльпан»

  • Уфимская мечеть «Хамза-Хаджи»

  • Мечеть в Белорецке (Башкортостан)

  • Мечеть в комплексе дворца Ширваншахов в Баку

  • Мечеть Туркменбаши Рухы главная мечеть Туркменистана.

  • Мечеть Хатам Аль-Анбия в Москве

Примечания

  1. Большая Советская Энциклопедия. Мечеть. Бартольд В.В. — bse.sci-lib.com/article076177.html
  2. А. Д. Михельсон. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. — 1865 — dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/41952/МЕЧЕТЬ
  3. Dünyanin en yüksek camii — www.yeniasya.com.tr/2009/12/30/dunya/h1.htm. Yeni Asya Gazetesi (30 декабря 2009).
  4. Мусульмане на Крайнем Севере — www.islamnews.ru/news-6406.html. Islam News.
  5. ВЕДОМОСТИ — Наследство “отца всех туркмен” — www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2006/12/22/118145

Мечеть Селимие в Эдирне

Мечеть Султанахмет, Стамбул

Мечеть Омейядов в Дамаске была византийской церковью перед арабским завоеванием Сирии

Мечеть Хаcсан II

Кул Шариф

Архитекторы — Ш. Латыпов, И, Сайфуллин, А.

Пятничные проповеди. Статьи про Ислам

Саттаров и М. Сафронов

Новая мечеть Кул-Шариф — это не просто мечеть, и даже — не просто главная мечеть Казани и государства. Это новый символ Казани и Татарстана, притягательный центр для всех татар в мире. Это вектор, направленный из прошлого через сегодняшний день в будущее.

Мечеть расположена в западной части Кремлевского коплекса, во дворе бывшего Юнкерского училища. Ориентация мечети на Мекку была определена с точностью до сотой доли секунды через спутник.

Комплекс мечети Кул-Шариф будет не столько культовым, сколько культурно-просветительским комплексом и научным центром: в состав его помещений включен Музей исламской культуры Поволжья, Музей древней рукописи с исследовательской частью, библиотека.

Азимовская мечеть

Азимовская мечеть — памятник культовой архитектуры татар конца ХIХ века в стиле эклектики национально-романтического направления. В декоративном оформлении фасадов преобладают восточно-мусульманские мотивы, позволившие неизвестному зодчему создать романтический образ мечети. Совершенству фасадов соответствует современная реконструкция интерьеров. Великолепная ограда дополняет архитектурное решение мечети.

Здание мечети — прямоугольное с закругленными углами с пятигранным выступом михраба на южной стене и пристроенным к вестибюльному объему с северной стороны стройным трехъярусным минаретом. Восьмигранный первый ярус через многоскатное покрытие переходит в двенадцатигранный, утончающийся кверху, столп минарета. Пышный сталактитовый карниз несет круглый балкон вокруг светового фонаря азанчи цилиндрической формы. Белокаменные, тонко профилированные, с богатой резьбой сталактитовые карнизы, кессоны, филенки в форме «сельджукской цепи» составляют великолепное декоративное убранство фасадов мечети. Анфиладно связанные залы освещены 8 парами высоких окон с подковообразным завершением, в которое вставлена мпоголепестковая розетка с разноцветными стеклами.

Трехлопастные стрельчатые арки оконных переплетов эффектно выглядят на просвет в интерьере. Первый зал через широкий стрельчатый портал и боковые двери с цветными витражами связан с основным молельным залом. Прекрасно выверенные пропорции основного зала, оптимальная высота и великолепное оформление интерьера создают ощущение торжественности и возвышенности. Четыре стройные колонны поддерживают плоское перекрытие. Глубокая михрабная ниша покрыта сплошным растительно-орнаментальным ковром в технике резьбы по камню. Плоскости потолка оформлены лепными плафонами, выделенными золотисто-белым сочетанием цветов на голубом фоне. Хрустально-позолоченная люстра своим блеском оттеняет голубизну стен.

Мечеть, ее назначение и посещение

Одним из пяти столпов Ислама является молитва. Она обязательна для всякого человека, принявшего Ислам, если он здоров и способен ее совершить. Для поклонения мусульман отводятся особые места, называемые мечетью (или масджид, буквально означает «место совершения земного поклона»). Мечеть – это Дом Аллаха, в который может прийти любой верующий, желая совершить молитву, обратиться к Всевышнему со своими просьбами и обращениями или отдать милостыню. Первым Домом Бога на Земле была Кааба, расположенная в Мекке. Ее строительством занимался пророк Адам (мир ему), после того, как был ниспослан на Землю из Рая. Затем Каабу восстановил пророк Ибрахим (мир ему) со своим сыном Исмаилом. Окончательную свою форму Кааба приобрела во времена Пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует). В дальнейшем, подобно тому, как Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует), переехав в Медину, прежде всего, построил мечеть, так и мусульмане, куда бы они не приходили, строили мечети. На сегодняшний день мечети строят во всех концах земного шара, и, наверное, трудно назвать страну, где не было бы хотя бы одной мечети.

В каждой стране имеются свои архитектурные особенности мечетей, но все-таки можно выделить основные характерные детали, отличающие мечеть, – это купол и минарет. Внутренние своды купола создают впечатление пространства и спокойствия, наверху купола мечети или минарета почти всегда можно увидеть полумесяц. Минаретом называется высокая башня, с которой провозглашается азан (призыв на молитву). Здание мечети имеет строго установленную направленность, поскольку михраб указывает молящимся направление на главную святыню – Каабу. Михраб – это священная ниша в здании, которая располагается в стене, известной как стена киблы, обращенной к Мекке. Справа от михраба располагается кафедра – минбар, с которого имам-хатыб провозглашает проповедь. Для удобства совершения общей молитвы и упорядочивания большого числа прихожан ковер в молитвенном зале зачастую расчерчен линиями. Благодаря орнаментальной росписи коранических текстов и узорчатым витражам, многокрасочным коврам и мраморным колоннам внутреннее убранство мечети отличается удивительной красотой и притягательностью, даря прихожанам чувство спокойствия и умиротворения.

Мечеть играет важную роль в жизни мусульманской общины. Пять раз в день с минарета муэдзин призывает правоверных мусульман к молитвам, но врата мечети открыты в течение всего дня, потому что сюда приходят не только для того, чтобы совершить намаз. При мечети создается школа (медресе) по изучению арабского языка, Корана и основ Ислама, здесь дети и взрослые знакомятся с культурой и традициями мусульман. В мечети проводятся различные собрания, праздники, юбилейные и свадебные торжества. Все эти радостные события обычно заканчиваются богатой, праздничной трапезой.

Проводятся мероприятия по случаю траура по усопшим родственникам и друзьям, которых искренне оплакивают, отдавая им последнюю дань уважения перед погребением.

При посещении мечети, называемой храмом Аллаха, важно соблюдать определенные правила и каноны. Накануне необходимо избегать принятия в пищу лука, чеснока и других продуктов с устойчивым резким запахом. Прежде чем войти в молельный зал, необходимо совершить ритуальное омовение. В мечети имеются специальные комнаты для омовений, где всегда есть проточная вода и предусмотрены все удобства. В мечеть следует приходить в чистой, скромной и достаточно закрытой одежде; мужчины не должны быть в коротких шортах, без рубашки, им желательно при себе иметь головной убор (тюбетейку); женщинам нужно быть в платке, скрывающем волосы, и в длинном одеянии, закрывающем руки, ноги, грудь. На территории мечети строго запрещается курить и находиться в нетрезвом состоянии. При входе нужно снять верхнюю обувь и поставить ее на специально предусмотренные для этого полки. Заходить в мечеть следует с правой ноги, говоря при этом: «Aллаhyмма фтах ли абваба рахматика» — «О Аллах! Отвори мне врата Твоей милости!», а выходить – с левой ноги. Мечеть может иметь два входа: один для мужчин, другой для женщин. Мужчины и женщины молятся раздельно. В зависимости от внутреннего архитектурного устройства, для совершения молитвы женщинам предоставляется балкон или же определенное место в глубине мечети, отделенное от остального пространства занавесом.

Приходя в мечеть, мусульманину желательно прочитать молитву приветствия мечети (это намаз – сунна и называется «Тахийят аль – масджид»). Когда наступает время намаза, верующие совершают омовение (вуду) и выстраиваются рядами за имамом – предстоятелем на молитве. В передних рядах находятся более пожилые и уважаемые лица, последующие – занимают люди среднего возраста, замыкающие – молодежь. Разрыв между верующими в рядах не допускается, они стоят достаточно плотно, чувствуя локоть друг друга. Те, кто по каким-то причинам не принимает участие в коллективной молитве, не обязаны покидать мечеть, а пришедшие с опозданием должны занять ближайшее свободное место, не пробираясь в первые ряды, причиняя при этом беспокойство молящимся. Если мусульманин оказался в мечети не в час коллективной молитвы, он должен в знак уважения к Дому Аллаха совершить индивидуальную молитву или заняться богоугодным делом (изучением Корана, Его толкованием и т.д.).

От посетителей всегда ожидается спокойное и уважительное поведение в здании мечети. Нельзя шуметь и громко разговаривать, показывая свое невежество окружающим. Нужно отключить средства мобильной связи или перевести их на беззвучный режим, чтобы не мешать совершению молитвы и не беспокоить других прихожан. Попрошайничать и подавать в мечети является нежелательным и даже запретным действием. Однако давать милостыню нуждающимся, которые не просят, позволяется. При выходе из мечети не следует торопиться и толкать других прихожан.

Мечеть – это место очищения от суеты мира и размышления о вечном, вселяющее спокойствие в души людей. Пришедшие в мечеть – гости Всевышнего. В мечети верующие обмениваются между собой знаниями, жизненным опытом, решают личные и общественные проблемы, оказывают друг другу помощь и поддержку. Сюда приходят и те, кто очистился от внутренних проблем, сердца которых светлы, и те, кто находится в духовном поиске и носит в себе мятежный дух. Мечеть – это место духовного возрождения, где люди набираются сил и знаний. Любой человек, сбившийся с Пути, должен знать и помнить, что мечеть для него всегда открыта, и он сможет найти там духовное и физическое пристанище.

Если у Вас есть желание посетить мечеть, по данному вопросу Вы всегда можете получить более полную информацию по следующему номеру телефона: 8(384-2)74-16-99, либо задать вопросы по электронной почте dumko42(0)gmail.com.